Конспект урока алгебры и начала анализа по теме "Понятие логарифма" (11 класс, математика)
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
математика
11 кл
22.01.2018
Разработка урока математики "Понятие логарифма" для учителей, работающих по учебнику "Алгебра и начала математического анализа. 10 - 11 классы." под. ред. А. Г. Мордковича. Данный урок содержит систему задач, с помощью которых можно эффективно сформировать у обучающихся понятие логарифма, навык вычисления логарифмов, изучить простейшие свойства логарифмических выражений.
разработка урока Понятие логарифма.docx
класс
11
тема
Понятие логарифма
УМК
«Алгебра и начала
математического
анализа» под ред.
А.Г.Мордковича
Основные дидактические цели урока:
сформировать потребность у учащихся в осуществлении творческого
преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями;
познакомить с историей возникновения логарифмов;
сформировать у учащихся навык определять логарифм числа, использовать
определение логарифма при решении уравнений.
Структура урока:
1.Актуализация знаний учащихся.
2.Мотивация
3.Изучение нового материала
4.Формирование умений и навыков
5. Самостоятельная работа
6.Итог урока.
Ход урока
Деятельность учеников
Здравствуйте.
Деятельность учителя
Приветствую учащихся.
В качестве эпиграфа к нашему уроку
хочу привести слова М.И.Калинина
«Если вы хотите участвовать в
большой жизни, то наполняйте свою
голову математикой, пока есть к тому
возможность. Она окажет вам потом
огромную помощь во всей вашей
работе».
Поэтому не будем терять ни минуты, начнем заниматься математикой.
Предлагаю небольшую
математическую разминку. Найдите
корень уравнения:
=1
= 0,027
1
¿5¿х = 25
2) 0,3х
3) 7х
4) 5х
5) 0,2х
6) 6х
7) 2х
Какие трудности возникли?
= 625
= 0,2
= 6
= 3
Обучающие не знают, как решить
последнее уравнение.
По теореме о корне это уравнении
имеет единственное решение. Мы
можем проиллюстрировать это
графически.
Что для этого нужно сделать?
Построить график у= 2х
и прямую
у=3, точка пересечения этих линий
корень данного уравнения.
Это будет иррациональное число.
Докажем это методом от противного.
Предположим, что корень данного
уравнения число рациональное, т.е.
m
n (m,nнатуральные числа),
х=
m
. Но 2
= 3n
n =3 или 2m
тогда 2
в любой натуральной степени будет
числом четным, а 3 в любой
натуральной степени число нечетное.
Пришли к противоречию, значит,
наше предположение не верно, т. е.
корень этого уравнения – число
иррациональное.
Но нам не хватает наших знаний,
чтобы записать решение этого
уравнения. Поэтому для обозначения Выступление ученика.
Логарифмы возникли в 16 в. в связи с
необходимостью проведения
приближенных вычислений в ходе
решения практических задач, в
первую очередь задач по астрономии.
Значительная часть трудностей была
связана с умножением и делением
многозначных чисел. В ходе
тригонометрических расчетов,
шотландскому математику пришла
Джону Неперу пришла в голову идея
заменить трудоемкое умножение на
простое сложение, сопоставив с
помощью специальных таблиц
геометрическую и арифметическую
прогрессии, при этом геометрическая
будет исходной.
В 1614 году Непер опубликовал на
латинском языке сочинение под
названием «Описание удивительной
таблицы логарифмов». В нем было
краткое описание логарифмов и их
свойств, а также 8значные таблицы
логарифмов синусов, косинусов и
тангенсов, с шагом 1´. Сам термин
«логарифм» предложил Джон Непер.
«Логарифм» возник из сочетания
греческих слов logos отношение,
соотношение и arithmos – число.
такого корня приходится вводить
новое понятие и новый символ
логарифм. Корень уравнения 2х
Обозначается символом х= log23 .
Небольшую историческую справку
нам приготовил Иван.
= 3
Давайте, и мы с вами остановимся на
понятии логарифма числа. Решим
задачу: ах
= b (а>0, а не равно 1,
b>0); необходимо найти показатель
степени х, т.е. нам необходимо
решать задачу, обратную возведению
числа в степень.
Теперь дадим точное определение.
Логарифмом числа b (b>0) по
основанию а (а>0, а не равно 1)
называется показатель степени, в которую надо возвести основание а,
чтобы получить число b. Это число
logаb , а
обозначается символом
основание логарифма, b –
подлогарифмическое выражение. Т.е.
по определению аlogаb
Поработаем с данным определением,
вычислим логарифмы:
log1
3
=b.
81
=
log√28 =
logа1 =
logаа =
log2(−5) =
log(−4)5 =
log17 =
Почему?
Операцию нахождения логарифма
называют логарифмированием.
Операции логарифмирования и
возведения в степень с
соответствующим основанием
взаимообратны по отношению друг к
другу, т.к
logаb =c и ас
=b – одна и та же
зависимость между числами а, b, с.
log264 =6 и 26
Отметим, что логарифмы с двумя
основаниями носят специальные
названия имеют специальные
обозначения. Логарифм по
основанию10 называют десятичным
логарифмом и обозначают lg b.
Логарифм по основанию е называют
=64.
81
log1
3
=4, т.к.
= 34
=81
( 1
3)−4
(√2)6
= 23
6
2
= 2
log√28 =6, т.к.
=8
logа1 = 0 (а>0, а не равно 1), т.к.
а0
logаа =1(а>0, а не равно 1),т.к.
а1
=1
=а
Не определен
Не определен
Не определен
обучающиеся обращаются к
определению.
Обучающиеся делают записи в
тетради. натуральным логарифмом ln b.
Формирование умений и навыков
Вычислить логарифмы. Записываем
в тетради, проговаривая определение
логарифма.
Определение логарифма будем
применять при решении уравнений.
5
log381 =
log525 =
log121 =
log162 =
log 1
25
=
log39 =
log273 =
log464 =
log1
3
=
log864 =
9
logх25 = 2;
log3х =2;
log1
3
х
=2;
logх2 =1;
2х
5х
= 5;
=7
Самостоятельная работа
I вариант
1) Вычислить:
log981 =
log1
2
4
=
2) Решить уравнения:
log5х =2 logх16 =1
3х
= 8
II вариант
1) Вычислить:
log5625 =
log 1
27
3
=
2) Решить уравнения:
log3х =3
logх64 =2
2х
= 11
обучающиеся отвечают на вопросы
Подведение итогов урока.
Мы с вами сегодня познакомились с
новым понятием «логарифм».
Ответьте на следующие вопросы:
дайте определение логарифма.
каким числом не может быть а: 5; 1;
1
3 ?
0;4;
каким числом не может быть b: 3;
2;1; 0;
1
9 ?
Постановка домашнего задания:
П.41, № 41.4, 41.5, 41.7, 41.11
Конспект урока алгебры и начала анализа по теме "Понятие логарифма" (11 класс, математика)
Конспект урока алгебры и начала анализа по теме "Понятие логарифма" (11 класс, математика)
Конспект урока алгебры и начала анализа по теме "Понятие логарифма" (11 класс, математика)
Конспект урока алгебры и начала анализа по теме "Понятие логарифма" (11 класс, математика)
Конспект урока алгебры и начала анализа по теме "Понятие логарифма" (11 класс, математика)
Конспект урока алгебры и начала анализа по теме "Понятие логарифма" (11 класс, математика)
Конспект урока алгебры и начала анализа по теме "Понятие логарифма" (11 класс, математика)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.