Работа посвящена изучению о принадлежности подростка к различным неформальным группам. Выбор темы исследовательской работы учащимися не случаен. Поэтому работа посвящена ошибочному воспринимают понятие "неформальные группы " как такие объединения как: готы, эмо, скинхеды и т.д., связывая это понятие со словом "неформал", что означает член субкультурного движения молодежи.
V региональная научнопрактическая конференция «Учись, твори,
исследуй»
Неформальные группы
в Муниципальном автономном
общеобразовательном учреждение
Червишевской СОШ
Автор: Духанина Дарья
Дмитриевна
Тюменская область, Тюменский район,
Село Червишево
Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение
Червишевская средняя
общеобразовательная школа,
11 класс
Научный руководитель:
Берковская Лилия Александровна
учитель обществознания ,
Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение
Червишевская средняя
общеобразовательная школа,Червишево, 2018 год
Содержание
1.Введение........................................................................................................... 3
2.Основная часть:
2.1.Социальные группы.................................................................................. 6
2.2. Неформальные группы..............................................................................7
2.3. Причины возникновения неформальных групп.....................................8
3.План исследования...........................................................................................9
4.Заключение......................................................................................................13
5.Литература......................................................................................................14
2Неформальные группы в Муниципальном автономном
общеобразовательном учреждение Червишевской СОШ
Духанина Дарья Дмитриевна
Россия, Тюменская область, Тюменский район, село Червишево,
МАОУ Червишевская средняя общеобразовательная школа, 11 класс
Краткая аннотация
Работа посвящена изучению о принадлежности подростка к различным
неформальным группам. Выбор темы нашей исследовательской работы не
Большинство людей ошибочно воспринимают понятие
случаен.
"неформальные группы " как такие объединения как: готы, эмо, скинхеды и
т.д., связывая это понятие со словом "неформал", что означает член
субкультурного движения молодежи. Отсюда вытекает и понятие
неформальных групп как субкультурное движение молодежи.
В этом и состоит актуальность данной работы. Большинство людей не
понимают значения неформальных групп.
Они не знают, к какой
неформальной группе они относятся, или утверждают, что не относятся ни
к одной из них.
3Неформальные группы в Муниципальном автономном
общеобразовательном учреждение Червишевской СОШ
Духанина Дарья Дмитриевна
Россия, Тюменская область, Тюменский район, село Червишево,
МАОУ Червишевская средняя общеобразовательная школа, 11 класс
Аннотация
Мы живем в стремительное и далеко не простое время, которое
наполнено многими противоречиями глобального характера и другими
проблемами. Не меньше их стало и в молодежной среде, и решать их
придется нынешнему подрастающему поколению. Сегодня необходима
активизация воздействия на подрастающее поколение как формальных, так
и неформальных институтов. И если формальные институты социализации
могут быть подвержены стандартизации, то неформальные в меньшей
степени находятся под социальным контролем и, тем не менее, они
оказывают значительное влияние на социальное становление подростка.
Отсюда необходимо изучение такого социального явления как
неформальные объединения подростков с целью оптимизации его влияния
на развитие личности. Мы рассмотрим данную проблему на примере нашей
школы.
Гипотеза:
Изучение неформальных объединений подростков с целью оптимизации его
влияния на развитие личности.
Цели:
4 Узнать информированность школьников о неформальных группах.
Провести анкетирование о неформальных группах преобладающих в
МАОУ Червишевской СОШ
Объект исследования:
Возрастная категория: 1417 лет.
Методы исследования:
1.Опрос учащихся МАОУ Червишевской СОШ, опирающийся на
собственные знания о неформальных группах (от14 до 17 лет)
2. Анализ результатов опроса.
3.Беседа с учащимися о неформальных группах.
4.Опрос учащихся МАОУ Червишевской СОШ, опирающийся на
полученные знания о неформальных группах (от 14 до 17 лет)
5Неформальные группы в Муниципальном автономном
общеобразовательном учреждение Червишевской СОШ
Духанина Дарья Дмитриевна
Россия, Тюменская область, Тюменский район, село Червишево,
МАОУ Червишевская средняя общеобразовательная школа, 11 класс
2.Основная часть.
2.1.Социальные группы.
Социальные группы — объединения людей, имеющих общий значимый
социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности,
связанной системой отношений, которые регулируются формальными или
неформальными социальными институтами. Каждая социальная группа
имеет свою структуру.
Структура группы — способ взаимосвязи,
взаиморасположения её составных частей,
элементов группы
(осуществляется через групповые интересы, групповые нормы и ценности),
образующих устойчивую социальную конструкцию, или конфигурацию
социальных отношений.
Действующая большая группа имеет свою внутреннюю структуру: "ядро"
(а в некоторых случаях — ядра) и "периферию" с постепенным
ослаблением по мере удаления от ядра сущностных свойств, по которым
6идентифицируют себя индивиды и номинируется данная группа, то есть по
которым она отделяется от других групп, выделяемых по определенному
критерию.
Конкретные индивиды могут и обладать всеми сущностными чертами
субъектов данной общности, они постоянно переходят в своем статусном
комплексе (репертуаре ролей) с одной позиции на другую. Ядро же любой
группы относительно устойчиво, оно состоит из носителей этих
сущностных черт — профессионалов символического представительства.
Другими словами, ядро группы — это совокупность типических
индивидов, наиболее постоянно сочетающих присущие ей характер
деятельности, структуру потребностей, нормы, установки и мотивации,
отождествляемые людьми с данной социальной группой. То есть
занимающие позицию агенты должны сложиться в качестве социальной
организации, социальной общности, или социального корпуса, обладающего
идентичностью (признанными представлениями о себе) и мобилизованного
вокруг общего интереса.
Поэтому ядро — концентрированный выразитель всех социальных
свойств группы, определяющих её качественное отличие от всех иных. Нет
такого ядра — нет и самой группы. В то же время состав индивидов,
входящих в «хвост» группы, непрерывно меняется вследствие того, что
каждый индивид занимает множество социальных позиций и может
переходить с одной позиции на другую ситуативно, изза демографического
движения (возраст, смерть, болезнь и т. п.) или как результат социальной
Социальные группы делятся на формальные и
мобильности.
неформальные.
2.2. Неформальные группы.
7Неформальная группа – это спонтанно образовавшаяся группа людей,
которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения опреде
ленной цели. У неформальных организаций много общего с формальными
организациями. Они в некотором роде организованы так же, как и
формальные организации – у них имеется иерархия, лидер.
Специфика в том, что формальная организация создана по заранее
продуманному плану, а неформальная организация скорее является
спонтанной реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности.
Такие группы не подтверждены официальными документами и
распадаются если общие интересы распадаются. Иногда могут возникать
внутри формальных групп. Статусы и роли в неформальных группах не
прописаны, но существуют свои правила и нормы, касающиеся допустимого
поведения и обязанностей. Примерами неформальных групп являются:
приятельские и дружеские компании, группы, связанные общими
интересами, увлечениями, семья.
Вывод: Неформальные группы, это группы, не подтвержденные
официально, основанные лишь на общих интересах и возникающие
спонтанно.
2.3. Причины возникновения неформальных групп.
Неформальная группа – это, по сути, признание социальной группой
имеющихся у человека талантов. Потребность в признании – базовая,
человек должен быть комуто нужен. Совершенно неважно, что именно
человек умеет делать лучше других: танцевать, вязать, готовить, чинить
машину или рыбачить. Важно, чтобы знакомые люди обращались за советом
и помощью именно к нему. Вокруг человека, имеющего какойто полезный
навык, легко образуется приятный круг общения.
8Вывод: Неформальные группы возникают тогда, когда люди имеющие
одинаковые увлечения, объединяются, чтобы их таланты и способности
были признаны людьми с такими же способностями. Чтобы они могли
спокойно общаться на общую, интересующую их тему.
Неформальные группы в Муниципальном автономном
общеобразовательном учреждение Червишевской СОШ
Духанина Дарья Дмитриевна
Россия, Тюменская область, Тюменский район, село Червишево,
МАОУ Червишевская средняя общеобразовательная школа, 11 класс
3. План исследования
Гипотеза:
Изучение неформальных объединений подростков с целью оптимизации его
влияния на развитие личности.
Цели:
Узнать информированность школьников о неформальных группах.
Провести анкетирование о неформальных группах преобладающих в
МАОУ Червишевской СОШ
Объект исследования:
Возрастная категория: 1416 лет. В опросе задействовано 90
респондентов:
91. Опрос учащихся, опирающийся на собственные знания
неформальных группах (от14 до 17 лет).
о
1.Знаете ли вы что такое неформальные группы?
2.Состоите ли вы в какой либо неформальной группе ?
3.В какой неформальной группе вы состоите?
Варианты ответов
Имеют не полное представление о том, что
такое неформальные группы
Знают, что такое неформальные группы
Не знают, что такое неформальные группы
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Ни в какой
№
вопр
оса
1
2
3
10Затрудняюсь ответить
Группы в социальной сети по интересам
Знакомые по онлайн играм
10
19
1
11
20
2
2. Опрос учащихся, опирающийся на полученные знания о
неформальных группах (от 14 до 17 лет)
1.Знаете ли вы что такое неформальные группы?
2.Состоите ли вы в какойлибо неформальной группе?
3.В какой неформальной группе вы состоите?
11№
вопро
са
1
2
3
Варианты ответов
Количество
человек
%
Да
Да
Знакомые по какимлибо кружкам,
секциям
Группы в социальной сети по интересам
Знакомые по онлайн играм
Другое
90
90
41
35
9
5
100
100
46
39
10
5
3. Какую проблему помогает тебе решать молодёжная группировка?
№ вопроса
1
2
3
4
5
Варианты ответов
проблему досуга
проблему общения
дань моде
самовыражение
другое (свой
вариант)
Количество человек %
40
40
5
5
0
44,5
44,5
5,5
5,5
4. Как вы относитесь к «неформалам»?
№ вопроса Варианты ответов
Количество человек
1
2
3
безразлично
одобряю
негативно
0
100
0
12
%
0
100
04. Заключение
В ходе нашего исследования мы провели два опроса. Первый опрос
опирался на собственные знания учащихся о неформальных группах.
Проанализировав данные опроса, мы не смогли получить полные данные о
том какие неформальные группы преобладают в МАОУ Червишевской
СОШ. Поэтому мы рассказали учащимся школы о том, что такое
неформальные группы и провели повторный опрос. Проанализировав
данные второго опроса мы выяснили, что в нашей школе преобладают такие
неформальные группы как, знакомые по кружкам и секциям и группы в
социальной сети по интересам.
Наша работа помогла подросткам понять, что такое неформальные
группы на самом деле и научиться распознавать к каким из них они
принадлежат.
13Литература.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D1%84%D0%BE
%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8B
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE
%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD
%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF
%D0%B0
http://bmanager.ru/articles/formalnyeineformalnyegruppysushhnost
dinamika.html
http://fb.ru/article/231015/neformalnayagruppaetoneformalnyiegruppyiv
organizatsii
14