Исследовательская работа по русскому языку
Оценка 4.9

Исследовательская работа по русскому языку

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
русский язык
8 кл
02.04.2017
Исследовательская работа  по русскому языку
Исследовательская работа по русскому языку «Роль языковых средств в тексте» (на примере рассказа Хоца Намсараева «Взыскание долга»). Через изучение художественных текстов бурятских поэтов и писателей ученик приобщается к культурным традициям своего народа, усваивая народные представления об окружающем мире, о взаимоотношениях человека и природы, всего живого на земле. Именно в этом и заключается актуальность нашего исследования.Через изучение художественных текстов бурятских поэтов и писателей ученик приобщается к культурным традициям своего народа, усваивая народные представления об окружающем мире, о взаимоотношениях человека и природы, всего живого на земле. Именно в этом и заключается актуальность нашего исследования.
намсараев12.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МАЛОКУДАРИНСКАЯ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» Исследовательская работа  на тему: «Роль языковых средств в тексте» (на примере рассказа Хоца Намсараева «Взыскание долга») Когда исчезает из глаз тропа, по которой мы                                                                        шли, прежде всего, мы оглядываемся назад,                                                            чтобы по направлению пройденного угадать,                                                                куда идти дальше. Двигаясь ощупью в потемках,                                             мы видим перед собой полоску света,                                                                      падающую на наш дальнейший путь – это история                                                             с уроками и опытами, которые она отбирает у                                         убегающего от нас прошедшего.                                                                                                               В.О.Ключевский Введение В наше дни, в ходе динамичного процесса социального и культурного развития  страны, усвоение культурой художественных достижений предшествующих исторических  эпох находит благоприятную почву в характере отношений нашей современности к  культуре прошлого. Национальная классика участвует в процессе обогащения современной литературы, плоды духовной деятельности отдельных наций становятся общим  достоянием. В условиях литературного процесса широкая закономерность вовлекает в  свою орбиту и опыт многовекового искусства, и свежие силы образующих литератур,  несущих в себе богатство национального фольклора. На сегодняшний день бурятская литература является малоизученной областью. Нет  специальных исследований в области использования художественно­выразительных  средств в тексте. Если таковые имеются, то, к сожаленью, они не доступны массовому  читателю. Через  изучение художественных текстов бурятских поэтов и писателей ученик  приобщается к культурным традициям своего народа, усваивая народные представления об окружающем мире, о взаимоотношениях человека и природы, всего живого на земле.  Именно в этом и заключается актуальность нашего исследования. Предметом исследования становится определение роли языковых средств в  конкретном произведении. Объект исследования – языковые средства бурятской художественной литературы. Цель исследования: ­ изучить средства выражения категории эмоциональной выразительности; ­выявить их роль в создании образности в произведении Хоца Намсараева «Взыскание долга». Определены следующие задачи: ­познакомиться с научной литературой по теме исследования;          ­ изучить произведения Хоца Намсараева в малой форме (цикл рассказов «Так  было.»); ­исследовать роль языковых средств в создании эмоциональной атмосферы; ­выявить роль языковых средств: эмоционально­оценочные слова, средства,  передающие картину быта, окружающей действительности; ­изучить степень использования языковых средств в художественном тексте, а также  создании образа героев в литературном произведении. В соответствии с поставленными задачами в работе использовались следующие  методы исследования: ­метод наблюдения и описания; ­примеры сравнительно­сопоставительного метода. Структура данной работы состоит из введения, основной части, заключения,  библиографии. I.Особенности литературного языка в произведениях Хоца Намсараева. Изучение стиля художественных произведений – это наиболее сложная область  литературоведения, соединяющая, как утверждает академик Д. Лихачев, две различные  дисциплины: языкознание и литературоведение .[2.64] Хоца Намсараев родился 27 апреля 1889 года в семье бедняка­скотовода в улусе  Верхняя Кижинга Забайкальской области (ныне в Кижингинском районе Бурятии). С юных  лет прослыл известным острословом, знатоком народных пословиц и поговорок. Особое  место в становлении творческого метода писателя занимают рассказы, в которых отражена  современная жизнь народа. Хоца Намсараев начал литературную деятельность с 30 лет, первое произведение – пьеса «Тьма». Хоца Намсараев как один из зачинателей бурятской национальной литературы внёс  вклад в становление эпического жанра в бурятской литературе. Стиль Х. Намсараева стал образцом художественности в бурятской литературе.  Своей практикой он создал и выработал основные принципы художественной литературы. К стилю такого самобытного и яркого писателя, каким был Хоца Намсараев, следует  подходить как к сконцентрированному богатству народной речи. Художественный мир Намсараева построен на удачном, метком применении слова, на особо оригинальной конструкции фраз, гармонии интонационного строя речи. Проза Намсараева напоминает стихотворную речь с внутренними озвучаниями,  чередованием определенных ритмических периодов. Это самая настоящая образно­ экспрессивная проза. Письмо писателя подчинено законам благозвучия и плавного течения  звучащей речи. Но «звучность» намсараевского письма сориентирована не на театральную  декламацию, с её эффектами, а на восприятие образности, метафоричности речи в обстановке непринужденной, спокойной беседы с соседями, знакомыми или в семейном  кругу.  Тонко чувствуя традиции народного восприятия художественного слова, он  усовершенствовал, удлинил в периодах, скомпоновал в разных композициях ту же самую  устную художественную речь, которая предназначалась для непосредственного  реагирующих слушателей. И от этого сочетания его письмо получило напевность,  складность, благозвучие. Интересно отметить в этой связи, что внутренние монологи тоже  повторяют стихию льющейся речи, например, монолог Галши, Цебудея. [2.65.] Напевное благозвучное письмо, окрашенность события лирическим чувством автора,  метафорическое богатство языка – вот примерно те компоненты, которые придают  неповторимость и оригинальность стилистической манере Х.Намсараева.[ 2.66]. Письмо Х. Намсараева – это гибкая и упругая, равномерная и экспрессивная  интонация, улавливающая и передающая само течение жизни в тех подробностях, которые  зафиксировались в художественном сознании бурят. Этот поток на пути своем задевает  все. Потому что в нем «разлита внимательная чуткость к миру». Эмоциональное  воздействие намсараевского стиля объясняется ещё и тем, что он погружает нас в  неповторимую, пленительную обстановку живой, неторопливой, как само течение  бурятской жизни, беседы. Иначе говоря, сам стиль повествования как нельзя лучше  соответствует стилю жизни. Вспомните любую сцену, где есть диалоги, или еще лучше ту  обстановку, в которой происходят беседы. Бадма, услышав от старика Доржи, что невеста, которую они ожидают, исчезла, возвращается обратно в летник и, обращаясь к чинно  сидящим по обе стороны очага гостям, говорит: «Зай, убгэд, ноёд!» (Ну, почтенные  старики и господа!). его слова сразу же задают нужную интонацию. В намсараевском стиле сказовость и монологичность – эти две ипостаси богатого  художественного письма – слиты. За героем всегда чувствуется автор и наоборот. Это  потому, что герой и автор – выходцы из одной среды. Из глуши народной. Но живая стихия народной речи пропущена через сердце автора, доведена до высокого образца «красного  слова», до афористической меткости.[ 2.72.] О произведениях Х.Намсараева можно сказать, что письменная речь опирается на  сказовую речь мастера рассказывать, но в то же время автор широко использует приемы зрелых реалистических литератур. И потому нельзя сказать , что повествовательная проза  Намсараева целиком уподобляется звучащей художественной речи. И так, изучая художественные произведения Хоца Намсараева мы пришли к выводу  что, его письмо стало образцом национального реалистического стиля, выражением  бурятского национального духа, благодаря историко­бытовой полноте, сатирической  остроте, поэтической взволнованности, раскованности слога, народной основе,  метафорической точности.   II.Роль языковых средств в рассказе «Взыскание долга». Хоца Намсараев стоял у истоков новой, зарождающейся литературы и в новом  качестве, как профессиональный писатель, видел громадную литературно­художественную задачу: высмеять языковыми средствами литературы старый мир, уничтожить его в  общественном мнении: показать людям народную жизнь, помочь им понять и оценить её;  поднять (образное меткое слово) до уровня искусства, сделать бесценные богатства  бурятской речи общенародным достоянием. [2.24] Особое место в становлении творческого метода писателя занимают рассказы. В  первых рассказах Х. Намсараев, создавая выразительные образы, характеризующие  прошлую жизнь, еще не мог обрисовать с полной силой новых людей, новую  действительность.[5.11] Мы подробно будем исследовать рассказ «Взыскание долга», в котором как бы  совмещены фольклорное и литературное начало. В рассказе герой действует в рамках  заимствованного из бытовых сказок сюжета, но уже при некоторой соотнесенности  реального и сказочного. В этом рассказе встречается очень много средств языковой выразительности. Автор  умело использует в тексте языковые средства художественной литературы как  олицетворение, синонимы, пословицы, эмоционально­оценочные слова. Образные  выражения, фразеологизмы, эпитеты, способствующие эмоциональности и выразительности художественной речи. Рассмотрим на примерах использования языковых средств в рассказе «Взыскание  долга». Новшествам писателя, направленного на приближение содержание рассказа к  реальной жизни, является введение метких лаконичных портретных характеристик, полные музыки и красок описания картин природы и быта бурятского народа­ социально­ классовая характеристика героев: «На тыльной стороне обрывистой сопки, на правой  стороне одинокой сосны бедная усадьба Галшинова Даши чернела как вывороченное  корневище упавшего дерева», а дальше конкретизуется социальная характеристика героев . «Старик Галшинов действительно беден…» Живых диалогов: ­ Но ты заплатишь…Безо всего останешься, а заплатишь. Правда? ­ Что ж делать… Заплатим, конечно. Посмотрите может возьмете за долги что­ нибудь, из вещей?   Внутренней монологической речи «У отца не могло быть большого долга – рассуждал Цыбудей. ­ Цырен Улегшинов просто надумал ограбить нас». «Ветхое стойбище Даши Галшинова…» далее характеризуется как  «черное и  лохматое». Этот необычный синонимичный ряд служит для усиления значения слова  ветхий, создавая впечатление убогости, крайней нищеты. Приведенное далее сравнение  «точно корневище упавшего дерева» выразительно дополняет эту картину. Аллитерированные периоды, синтагмы, парные слова, без которых невозможна устная речь бурята, создают особый интонационный строй, в котором легко угадывается,  мысленно воображается читателем устная интонация: «Всю жизнь с тобой прожили в  голоде и холоде, в горе и бедности », «Вы забрали нашу корову – кормилицу,  единственная она, кормилица – поилица наша, забрали лошадь – помощника…». Эмоциональность, с которой воспринимал мир писатель, выплескивалась у него  наслаждение образным словом «…ты, Цырен, злее цепного пса»,  «…этот изверг  явился»,исчерпывающей точностью эпитета, перед которым бессильны были бы подробные  характеристики: «…тем же приторным голосом Улекшинов закончил…», «… сказал  сладким голосом»[2.67.] Писатель использует семантико­стилистические возможности бранных слов для  дифференциации речи персонажей местами  «смягчая хотя и образную, живую, но грубую  разговорную речь»,  «ну, здравствуй, старая!», «… ты, старуха…», «… замолчи, карга!»,  «Что за чертовщина?». Одной из отличительных особенностей намсараевского стиля является мастерски  составленные психологические портретные характеристики героев. Обилие пословиц и  поговорок, содержащих оценку того или иного героя, положительного или отрицательного, усиливает либо одобряющую, либо ироническую интонацию повествования.[5.75­76]. «…шерсть у хищного зверя нежная, а повадки жестокие…», «…да пропадет с голоду  волк, да подохнет в дороге грабитель…», «кто найдет один унт, останется с одной  ногой…». Эмоциональность, метафорическая насыщенность создает полную иллюзию  достоверности происходящего : «… вспыхнули жадным огнем…», «глаза побелели…». Эмоционально­оценочные слова в произведении помогают учащимся более ярко  охарактеризовать героев: ­ Скверный он человек. ­Рассудительная старуха! ­Этот изверг явился! ­А тот продолжал страшным замогильным голосом… Таким образом, в рассказе Х.Намсараева «Взыскание долга» использование  художественно­изобразительных средств речи персонажей позволяет не только  индивидуализировать её, но и способствует последовательному и объективному раскрытию образов героев в целом. Хорошее знание дореволюционной жизни бурят и свободное  владение языком народным. Всеми изобразительными средствами устной народной  словесности особенно ярко проявилось именно в рассказах, ставших в единственности  действително народной книгой. Его стиль есть порождение национальной  психологии,  национальной манеры речи как выражение национального самосознания бурятского народа. Образность, меткость и точность нашего языка, его лексическое богатство впервые было  продемонстрировано в рассказах Хоца Намсараева. III. Заключение. Хоца Намсараев – один из  любимых, читаемых писателей. С его произведениями я  познакомилась недавно. Сборник новелл «Так было» вошли рассказы, которые  характеризуются общностью тем, широким использованием средств устной народной  поэзии, острой сатирической направленностью. Знакомясь с художественными  произведениями  Хоца Намсараевича Намсараева , узнаешь его не только как мастера  художественного слова, но и как глубокого знатока неисчерпаемого богатства устного  народного творчества. Через эти рассказы я познакомилась с жизнью, бытом , социальными отношениями дореволюционного прошлого бурятского народа. Они своей сатирой  направлены против лам, нойонов, показывают духовную красоту. Ловкость, мудрость  бедняков, превосходства их над богачами. Мне хотелось бы продолжить знакомство с творчеством  Хоца Намсараевича  Намсараева и считаю. Что его произведения должны стать настольной книгой для  овладения богатством бурятского языка и изучения истории своего народа. Оглавление. Введение 1. 2. 3. Особенности литературного языка в произведении Хоца Намсараева. Роль языковых средств в рассказе «Взыскание долга» Заключение Список использованной литературы. Список использованной литературы: 1 Дереклеева Н.И. Научно­исследовательская работа в школе.М., Вербум­М, 2006  С.48. 2.Очиров Н.А.Хоца Намсараев.У­У,БКИ,1988 С.80. 3.Санжина Д.Д.Изучение бурятского художественного текста.У­У,Бэлиг,2002 С.30 4. СанжидаеваГ.С.Тоонто нютаг, У­У, Бэлиг,2002 С.162. 5. Сб.статей «Творчество Х.Намсараева» Рецензия на научно­исследовательскую работу Соболевой Екатерины, учащейся 9 класса МБОУ «Малокударинской СОШ»   на тему  «Роль языковых средств в тексте на примере рассказа Х.Намсараева «Взыскание долга»» Выбор темы достаточно актуальный, так как нет специальных литературоведческих  работ, посвященных художественному анализу творчества бурятских писателей и поэтов.  То немногое, что, возможно есть, недоступно массовому читателю.  Несомненным достоинством работы является то, что к основному содержанию  работы ученица подошла самостоятельным путем, творчески и грамотно интерпретируя  художественный текст, что свидетельствует о творческом видении мира художественного  текста. В работе Катя уточнила основные методы своего исследования. Конкретизировала и  сформулировала основную гипотезу работы, в соответствии с которой четко определила цели и задачи исследовательской деятельности. Дала небольшое  освещение степени  изученности вопроса исследования, но их краткость и неполнота вполне объяснимы  конкретными причинами и реальным положением современной критической литературы. В работе дан хороший краткий обзор по теории художественного анализа  произведений бурятской литературы, в соответствии с которыми и строилась сама научно­ исследовательская деятельность ученицы. Основное содержание исследовательской работы соответствует выбранной теме,  отличается оригинальностью и творческим подходом к решению практического  применения художественного анализа как образных средств в произведении  В целом работа выполнена на хорошем уровне, имеет практическую направленность,  написана с логической последовательностью от теории к практике, имеет продуманный  план, достаточно аргументирована. Данная работа может постепенно расширять свой круг  познания и послужить необходимым источником знаний для учащихся нашей школы на  факультативных занятиях.                                                                 Руководитель работы: ________ Игумнова Н.Н. Зам.директора по УВР: _________ Якимова И.П. Творчество писателей и поэтов - мастеров художественного слова -играет значительную роль в развитии любого национального литературного языка. Осмысление роли крупных писателей в истории литературного языка является одной из важнейших задач исследования языка художественной литературы [Цыдендамбаев 1982]. Идиолект писателя создается на основе национального языка определенной эпохи. Талант писателя заключается в умении найти оптимальное соотношение общего и индивидуального: «Писатель - носитель и творец национальной культуры речи. Пользуясь общенародным языком своего времени, он отбирает и в соответствии со своим творческим замыслом объединяет разные средства словарного состава и грамматического строя своего родного языка» [Виноградов 1959, 183]. Индивидуально-авторское выступает на фоне общего в той мере, в которой языковое мастерство писателя поднимается над уровнем общего литературного языка своей эпохи [Ларин 1974]. Именно в силу такой взаимосвязи художественного стиля с литературным языком анализ художественных текстов не только позволяет понять все своеобразие языка отдельного произведения или же творчества писателя в целом, но и благоприятствует наиболее полному и последовательному изучению общелитературного языка. Изучение идиостиля конкретного автора интересно не только в плане наблюдения за развитием национального языка, но и для определения личного вклада писателя в процесс языкового развития. Судьба любого художественного произведения зависит от умения автора точно формулировать свою мысль, степени мастерства владения словом, знание законов его функционирования, виртуозносги в использовании изобразительно-выразительных средств языка. Лексический и фразеологический фонд калмыцкого языка, творчески использованный К. Эрендженовым в его произведениях, свидетельствует о самобытном почерке крупного мастера слова. Диссертации по гуманитарным наукам - http://cheloveknauka.com/leksiko- stilisticheskie-osobennosti-yazyka-hudozhestvennyh-proizvedeniy-k- erendzhenova#ixzz4XATQg7ho

Исследовательская работа по русскому языку

Исследовательская работа  по русскому языку

Исследовательская работа по русскому языку

Исследовательская работа  по русскому языку

Исследовательская работа по русскому языку

Исследовательская работа  по русскому языку

Исследовательская работа по русскому языку

Исследовательская работа  по русскому языку

Исследовательская работа по русскому языку

Исследовательская работа  по русскому языку

Исследовательская работа по русскому языку

Исследовательская работа  по русскому языку

Исследовательская работа по русскому языку

Исследовательская работа  по русскому языку

Исследовательская работа по русскому языку

Исследовательская работа  по русскому языку

Исследовательская работа по русскому языку

Исследовательская работа  по русскому языку

Исследовательская работа по русскому языку

Исследовательская работа  по русскому языку

Исследовательская работа по русскому языку

Исследовательская работа  по русскому языку

Исследовательская работа по русскому языку

Исследовательская работа  по русскому языку

Исследовательская работа по русскому языку

Исследовательская работа  по русскому языку

Исследовательская работа по русскому языку

Исследовательская работа  по русскому языку

Исследовательская работа по русскому языку

Исследовательская работа  по русскому языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017