Исследовательская работа по русскому языку "Слова-паразиты как отражение души человека"
Оценка 4.8

Исследовательская работа по русскому языку "Слова-паразиты как отражение души человека"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
русский язык
6 кл
03.04.2017
Исследовательская работа по русскому языку "Слова-паразиты как отражение души человека"
Исследовательская работа рекомендована при изучении темы "Лексика". В работе указаны причины употребления слов-паразитов, частота их употребления. Проанализировано употребление слов-паразитов в конкретном классе с проведением анкетирования. Даны рекомендации по искоренению из речи учащихся слов-паразитов, прилагается памятка. Работа оформлена в виде исследовательского проекта.Исследовательская работа "Слова - паразиты как отражение души человека"
О словах-паразитах.docx

 

 

 

 

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

ПО ТЕМЕ

«СЛОВА - ПАРАЗИТЫ

КАК ОТРАЖЕНИЕ ДУШИ ЧЕЛОВЕКА»

 

 

 

 

Выполнила

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 18 имени Э.Д. Потапова

 г. Мичуринска

Тамалинцева Светлана Петровна

 

 

Почти о каждом человеке можно узнать все, просто прислушавшись к его речи. Да, походка, мимика и реакция на определенные обстоятельства также много значат в искусстве чтения характера, но только разговор определенной личности выдаст окружающим то, что она так старательно замалчивает. 
 Употребляемые каждым человеком слова-паразиты являются не просто способом скрепления выражений, но и своеобразной лакмусовой бумажкой, проявляющей качества, достоинства и недостатки характеров. 

Цель исследовательской работы: изучить проявление темперамента при употреблении слов-паразитов, привлечь внимание общественности к проблеме загрязнённости речи обучающихся с разными типами темперамента словами-паразитами.

Объект исследования: речевая культура обучающихся 7 «Г» класса МБОУ СОШ№ 18 имени Э.Д. Потапова .

Предмет исследования: слова-паразиты в речи обучающихся с разными типами темперамента.

Гипотеза: определение типа темперамента у учащихся позволит выявить факторы, влияющие на  появление в их речи слов-паразитов,  заставит задуматься над проблемой речевой культуры.

Задачи исследования:

1. Отследить уровень использования слов-паразитов в речи учащихся 7 класса.

2.Выявить факторы, влияющие на их использование.

3. Аргументировать вред использования слов-паразитов.

4. Разработать рекомендации по овладению культурой речи.

5. Довести их до сведения широкого круга общественности, вести пропаганду культуры речи.

Актуальность.  Тема проекта актуальна, так как по нашим исследованиям большинство учеников нашей школы и взрослые употребляют «слова – паразиты», забывая о чистоте и нормах литературного языка.

Методы исследования:

При проведении исследования мы использовали методы:

•Анкетирование

•Системный

•Статистический.

Практическая значимость работы заключается в том, что материал может быть использован на факультативах по русскому языку, на классных часах, на уроках русского языка при изучении темы «Лексика».

Причины появления слов-паразитов в речи.

Слова-паразиты, как вирус, может подхватить любой человек.   Слова-паразиты – это слова или словосочетания, вносимые в речь, но не несущие никакой смысловой нагрузки.

Большинство лингвистов считают, что «слова-сорняки» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок, однако в ряде случаев на эти слова возникает своего рода «мода». Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Иногда «слова-сорняки» используются для того, чтобы «выиграть время», например, чтобы подумать хотя бы несколько секунд над заданным вопросом и поэтому, в отдельных случаях, могут быть использованы даже людьми с богатым словарным запасом.

Некоторые люди намеренно употребляют паразиты в своей речи. Роль слов-паразитов в данном случае – тактическая. Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока человек произносит нараспев свои «видите ли», «понимаете какое дело», «ну как   сказать» и т.п., он лихорадочно думает над тем, что и как ответить.

Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь.

Проанализировав различную литературу, проведя исследование среди учащихся моего класса, я могу сделать вывод, что слова – паразиты раскрывают некоторые особенности темперамента человека.

В психологии выявлено 4 типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Сангвиник  – уравновешен, общителен, практичен, выдержан.
Флегматик  – вдумчив, миролюбив, надежен, старателен, неразговорчив.
Холерик  - порывист, энергичен, эмоционален, не сдержан.
Меланхолик  – тревожен, необщителен, замкнут, угрюм.

 

Исследования по поставленной проблеме.

17 учащимся  7 класса были предложены  2 анкеты. Первая анкета помогла учащимся определить тип темперамента, вторая выявила частоту употребления определенных слов-паразитов.

Психологическое анкетирование показало, что в классе преобладают обучающиеся с флегматическим типом темперамента.  Такого человека можно охарактеризовать как медлительного, невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний.

На втором месте – холерики. Данный темперамент характеризуется сильными, быстро возникающими чувствами, ярко отражающимися в речи, жестах и мимике. На третьем месте – сангвиники. Человек -  сангвиник  характеризуется как живой, подвижный, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности. Меланхолики – на четвертом месте. Этих людей можно охарактеризовать как легкоранимых, склонных глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующих на окружающее.

При обработке анкет выявлено, что слова-паразиты употребляют все опрошенные. Сопоставление анкетных данных показало, что среди флегматиков часто употребляемым словом-паразитом является «как бы». Оно говорит о некоторой неопределенности, но в несвойственном для него контексте, то есть когда никакой  неопределенности  нет и быть не может.  Видна неуверенность и приблизительность как в речи, так в человеке, в его целях, в поступках.

Холерики чаще всего произносят слова-паразиты «короче, ага, вот, значит». Человек хочет сократить свою речь, когда не расположен к общению и не любить болтать. 

Сангвиники, эгоистичные и самоуверенные, заставляют собеседник замолчать , вклинивая в разговор слово-паразит «на самом деле».  Меланхолики начинают свою речь со слова  «ну» и заканчивают словом «вот».

Продолжая обработку анкет, был предложен список из 30 наиболее распространенных слов-паразитов. Выявлено, что лишь 30% опрошенных ( 5 чел.) слова-паразиты  не мешают излагать свои мысли. 47% учащихся (8 чел.) читают по заданию учителя, много читают 25% ( 4 чел. ), не любят читать – 12% учащихся (2 чел.), столько же читают регулярно. 41 %  учащихся борется со словами-паразитами.

Аргументы против использования слов-паразитов.

Как выяснилось, каждый из нас имеет определенный тип темперамента, но:

1.       Слова-паразиты мешают говорить четко и веско, они являются яркими признаками неуверенности, превращают речь в поток воды.

2.       Затрудняют общение и понимание смысла ваших слов.

3.       Уродуют речь, упрощают.

4.        Выдают ваши секреты. Проведенное исследование доказало,, что слово-паразит, живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира. 

Для обучающихся всех типов темперамента есть общие советы, как избавиться от употребления слов-паразитов.

 Нечего сказать – молчи.

Слова-паразиты нередко появляются тогда, когда человеку нечего сказать

собеседнику. Если данная тема неинтересна для вас или вы не достаточно в ней осведомлены, лучше не принимать участия в обсуждении: слова-паразиты невольно возникают, когда говорящий небрежен и не сосредоточен на предмете разговора.

 Внешний контроль
Найдите человека, который будет вас контролировать. Он должен постараться каждый раз «ловить» вас на употреблении очередного слова-паразита.

 Чтение
Больше читайте признанных мастеров слова. Чтение очень хорошо развивает речь, потому что не только пополняет наш словарный запас, но и откладывает в нашем сознании структуру высказываний, которую мы, не замечая этого, потом используем в своей речи.

 Выразительное чтение вслух
С его помощью можно расширить словарный запас, отточить дикцию и интонацию, улучшить речевой стиль.
Только не пугайте соседей, страстно читая состав освежителя воздуха. Обратитесь к художественной литературе, содержащей изящные обороты и изысканную лексику. Прочитайте несколько книг, выберите самую любимую и занимайтесь лишь с ней. При регулярном чтении вслух исчезнет угловатость речи, косноязычие и топорные выражения, улучшится речевой стиль и сама речь станет красивей.

Вывод

Изучая употребление слов-«паразитов» учащимися нашей школы, я:

1)    изучила лингвистическую литературу по теме исследования,

2)    изучила распространенность слов-«паразитов» среди 7 класса нашей школы,

3)    изучила проявление темперамента ученика при употреблении определенных слов-паразитов.

4)    нашла способы снижения употребления слов-«паразитов» в речи

5) Составила презентацию

    На основании результатов данного исследования можно сделать вывод, что слова – паразиты  засоряют речь говорящего, затрудняют её понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания, являются выражением внутреннего мира человека.

Заключение

   Данная исследовательский проект  может иметь большую практическую значимость при изучении раздела «Лексика» и поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку.  «Берегите же наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием…», - писал И.С. Тургенев.

Спасибо за внимание!

Список использованной литературы.

1.Оксана Манкевич "Речевая паразитология, или Что такое слова-паразиты?"

2. Ольга Северская «Говорим по-русски. Слова-паразиты»

3.Борисова Е.ГО некоторых особенностях современного жаргона молодежи //Русский язык в школе. 1981. № 3. С. 76 - 87.

4. Дараган Ю. В. Функции слов-"паразитов" в русской спонтанной речи. // Труды Международного Семинара Диалог ’2000 по компьютерной лингвистике и ее приложениям. Том 1. Теоретические проблемы. Протвино 2000. 67-73.

5. Дараган Ю. В. Риторическая структура текста и маркеры порождения речи. // Труды Международного Семинара Диалог ’2002 по компьютерной лингвистике и ее приложениям. Том 1.Теоретические проблемы. Протвино 2002. 114-127.

6.Русские писатели о языке: Хрестоматия. С. 166-172.

7. Скворецкая Е. Еще раз о культуре речи// Новосибирская областная газета. Новосибирск, 11.11.2004.

8. Успенский Л.В. Культура речи. -М.: Знание, 1996.

9. Чепалов Р. Субботник по уборке русского языка // АиФ Петербург, № 43 (584) от 27.10.2004


 

Скачано с www.znanio.ru

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО

Почти о каждом человеке можно узнать все, просто прислушавшись к его речи

Почти о каждом человеке можно узнать все, просто прислушавшись к его речи

При проведении исследования мы использовали методы: •Анкетирование •Системный •Статистический

При проведении исследования мы использовали методы: •Анкетирование •Системный •Статистический

Проанализировав различную литературу, проведя исследование среди учащихся моего класса, я могу сделать вывод, что слова – паразиты раскрывают некоторые особенности темперамента человека

Проанализировав различную литературу, проведя исследование среди учащихся моего класса, я могу сделать вывод, что слова – паразиты раскрывают некоторые особенности темперамента человека

Оно говорит о некоторой неопределенности, но в несвойственном для него контексте, то есть когда никакой неопределенности нет и быть не может

Оно говорит о некоторой неопределенности, но в несвойственном для него контексте, то есть когда никакой неопределенности нет и быть не может

Нечего сказать – молчи. Слова-паразиты нередко появляются тогда, когда человеку нечего сказать собеседнику

Нечего сказать – молчи. Слова-паразиты нередко появляются тогда, когда человеку нечего сказать собеседнику

Составила презентацию На основании результатов данного исследования можно сделать вывод, что слова – паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют её понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания,…

Составила презентацию На основании результатов данного исследования можно сделать вывод, что слова – паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют её понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания,…

Том 1. Теоретические проблемы.

Том 1. Теоретические проблемы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2017