МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»
С. КУГУЛЬТА ГРАЧЁВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Муниципальный этап XXX Ставропольской
краевой открытой научной конференции учащихся
Секция: юниор
Название работы:
«Портрет современного выпускника начальной школы»
Работу выполнила:
Ширинян Ирина Сергеевна,
учся 4 «А» класса.
Место выполнения работы:
МКОУ СОШ №3 с. Кугульта
Грачёвского муниципального района
Ставропольского края
Руководитель:
Селюкова Татьяна Георгиевна ,
учитель начальных классов
с. Кугульта, 2018 г.
1 Содержание
Введение с.3
Цель и задачи с.3
Основная часть с.4
Методы исследования с.5
Собственные данные с.6
Выводы с.7
Заключение с.7
Литература с.8
Приложения с.911
2 Введение
Портрет современного выпускника начальной школы
У человека душа пустовать не может,
Она как земля: не огород растёт, так сорняк.
В.Л.Леви
Выбор темы исследования
На классном часе наша учительница спросила у ребят:
Что бы вы хотели получить в подарок?
Многие мои одноклассники ответили, что хотели бы компьютер. Мне стало
интересно выяснить: только ли компьютерными играми занято свободное время
ребят?
Сама я люблю много читать. Читаю не только учебную, но и дополнительную
литературу, энциклопедии. Посещаю с родителями музеи, театры и выставки. Всей
семьёй мы ходим в кино.
Чем же наполнена душа моих одноклассников?
Как обстоят дела с эстетическим воспитанием у нынешних выпускников
начальной школы?
Привито ли четвероклассникам чувство прекрасного?
Я решила исследовать эту проблему.
Цель исследования
Изучить портрет современного выпускника начальной школы.
Задачи исследования
Выявить: каковы предпочтения моих одноклассников;
Исследовать культурное пространство, в котором живет школьник 9 – 10 лет;
Выяснить: чем заполнено свободное время ребят
3 Гипотеза
У младших школьников недостаточно хорошо сформированы учебно
познавательные навыки и культурно нравственные ценности.
Объект исследования
Учащиеся 4 класса
Методы исследования
Изучение литературы;
Опрос;
Анкетирование
Основная часть.
Мои исследования
В ходе опроса ребятам (23 учащимся) я задавала вопросы, и получил следующие
результаты:
1. Какой вид искусства вас привлекает более?
45%
37%
18%
Музыка
кино
ИЗО
литератур
а
театр
2. Какие жанры фильмов вам нравятся?
5%
4%
ужасы
боевики
кинокомедии
23%
32%
45%
3. Какая музыка вам нравится?
4 Зарубежная – 62% российская 38%
4. Какие книги вы предпочитаете читать?
фантастика
зарубежные сказки
энциклопедии
историческая литература
поэзия
рассказы о животных
24%
24%
18%
16%
12%
6%
5. Есть ли у вас любимый литературный зарубежный герой?
да
нет
64%
36%
6. Что вы предпочитаете читать на досуге?
журнал
книга
54
46
Анализ полученных данных показал:
Наиболее популярными оказались музыка и кино. Далее по значимости идёт
изобразительное искусство. Последнее место заняли литература и театр.
В результате сопоставления различий в предпочтениях мальчиков и девочек я
сделала следующий вывод: мальчиков в большей степени, чем девочек
привлекает кино; девочки же в большей степени отдают предпочтение музыке
и изобразительному искусству.
Агрессивные фильмы приобретают всё большую популярность среди
школьников, вытесняя кинокомедии. У 55% учащихся популярные жанры:
боевики, фильмы ужасов.
Ориентации на западную музыку явно доминируют среди четвероклассников
(62% учащихся предпочитают слушать данную музыку).
Среди ребят 9 – 10 лет предпочитают читать фантастику и сказки зарубежных
авторов (48%). Эти данные подтверждаются не только информацией о
репертуаре реального чтения (книги, читаемые за последние 12 месяца), но и
ответами на вопрос об их любимых литературных героях, 64% отметили, что у
5 них есть любимый зарубежный литературный герой. Причем, сегодня многие
мальчики и девочки (54%) предпочитают книгам журналы.
Чем же, кроме чтения книг, прослушивания музыки, просмотра фильмов
занимаются нынешние выпускники начальной школы? Чем заполнено их свободное
время? Чем наполнено культурное пространство, в котором живёт младший
школьник? Ответить на эти вопросы мне помогло анкетирование, проведенное среди
моих одноклассников.
На вопрос «Что ты делал вчера вечером в свободное время» многие ребята
назвали несколько видов деятельности. На первом месте (56%) смотрели телевизор,
далее играли в компьютерные игры (38%), гуляли (32%), общались в социальных
сетях (27%), общались по телефону (сотовому) с другом (подругой) 11%, читали
книгу или журнал (8%), посещали Интернет для получения учебной информации
(4%).
На вопрос «Где ты играешь в компьютерные игры» (62%) опрошенных ответили
дома, у друзей, знакомых (31%), когда гуляю на улице с телефона – 7%. На вопрос
«В какой мере ты умеешь пользоваться компьютером?» 81% детей ответили: «Могу
играть».
На вопрос «Назови имена знаменитых людей» я получил следующие ответы:
Владимир Путин
Дмитрий Медведев
Александр Пушкин
Филипп Киркоров
Максим Галкин
Тимати
Егор Крид
Ольга Бузова
Вера Брежнева
Николай Басков
25%
21%
15%
10%
9%
8%
5%
4 %
3 %
2%
Твои родители контролируют то, как ты проводишь свободное время, и как они
это делают:
Да
81%
Иногда 14%
Нет
5%
на
Звонят
сотовый
Спрашивают
81%
19%
Какие фильмы вы смотрите всей семьёй?
6 боевики
исторические
фильмы
приключения
кинокомедии
12%
6%
18%
64%
Какую музыку любят в твоей семье?
зарубежная
российская
28%
72%
Ходите ли вы с родителями на выставки в картинные галереи?
да
нет
2%
98%
Назовите известных вам фамилий художников:
Васнецов
Шишкин
Репин
Саврасов
63%
27%
10%
9%
Твой дом в выходные дни, каков он? Что тебе нравится и что не нравится в
выходном дне вашей семьи?
Нравится:
• играть во дворе 53%
• играть в компьютерные игры 21%
• общаться в социальных сетях 13%
•
• родители в выходной день меня не ругают 4%
•
спать дольше 9%
Не нравится:
• уборка квартиры 64%
• поход в магазин за продуктами 13%
• читать книгу 10%
•
заниматься дополнительно уроками13%
7 На основании полученных результатов я сделала следующие выводы:
1. Культура современного младшего школьника формируется под воздействием
«экранной» культуры.
2. Современный ребёнок предпочитает играть в игры с захватывающим и быстрым
действием, играть в которые гораздо более увлекательно, чем в игры учебного,
развивающего характера. Хочу отметить, что в основном, только умением
играть и общаться в социальных сетях заканчивается перечень навыков
пользователя компьютера.
3. Согласно данным исследований, большинство родителей (69%) интересуются
жизнью своих детей в свободное время, знают, чем занят их сын или дочь в
свободное время.
4. Часть родителей (14%) создают культурную среду для своего ребенка сами,
посещая картинные галереи, театр, выставки…
В результате проведенного исследования были выявлены основные проблемы,
которые влияют на формирование идеального портрета младшего школьника.
Отсутствие самостоятельности в учебном процессе.
1.
Нерационально используется свободное время младшими школьниками.
2.
Компьютер используется как развлекательное средство младшими
3.
школьниками, а не как инструмент обучения и получения дополнительное
развивающей информации.
У младших школьников имеется недостаток культурнонравственного
4.
развития. В основном дети проводят время за компьютером. При этом мало читают,
ходят в театр очень редко.
На основании приведенных результатов исследований можно составить портрет
современного третьеклассника, живущего в 21 веке и создать портрет современного
выпускника начальной школы:
Заключение
• Владеет основами умения учиться, умеет сам организовать свою
деятельность.
• Любит свой народ, свой край, свою Родину.
• Уважает и принимает ценности семьи.
• Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника,
обосновывать свою позицию.
• Выполняет правила здорового и безопасного образа жизни.
8 • Любознательный, активно и заинтересованно познаёт мир.
• Готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки
перед семьёй и обществом.
Составить портрет современного выпускника начальной школы нам помог
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего
образования. Всем четвероклассникам я советую стремиться быть такими
выпускниками при переходе на другую ступень обучения.
Приложение
Анкета для учащихся 4 классов
1.Какой вид искусства вас привлекает более?
Музыка
кино
9 ИЗО
литератур
а
театр
2. Какие жанры фильмов вам нравятся?
ужасы
боевики
кинокомедии
3. Какая музыка вам нравится?
Зарубежная ________________________________________________
российская ________________________________________________
4.Какие книги вы предпочитаете читать?
фантастика
зарубежные сказки
энциклопедии
историческая литература
поэзия
рассказы о животных
5. Есть ли у вас любимый литературный зарубежный герой?
да
нет
6.Что вы предпочитаете читать на досуге?
журнал
книга
ОПРОС учеников 4 класса
10 На вопрос «Назови имена знаменитых людей» :
Твои родители контролируют то, как ты проводишь свободное время, и как они
это делают:
да
иногда
нет
Звонят на
сотовый
спрашивают
Какие фильмы вы смотрите всей семьёй?
боевики
исторические
фильмы
приключения
кинокомедии
Какую музыку любят в твоей семье?
зарубежная
российская
Ходите ли вы с родителями на выставки в картинные галереи?
да
нет
11 Назовите известных вам фамилий художников:
Посещали вы театр?
да
Нет
Твой дом в выходные дни, каков он?
Что тебе нравится и что не нравится в выходном дне вашей семьи?
Нравится:
• играть во дворе ______________________________________
• играть в компьютерные игры ____________________________
смотреть телевизор ____________________________________
•
•
спать дольше _________________________________________
• родители в выходной день меня не ругают _________________
Не нравится:
• уборка квартиры ______________________________________
• поход в магазин за продуктами __________________________
• читать книгу _________________________________________
•
заниматься дополнительно уроками______________________
12 Литература:
1. «Портрет выпускника начальной школы»
(ФГОС НОО Стандарт ориентирования на становление личностных
характеристик выпускника НОО)
Сайт https:// миобрнауки.рф.
2. «Модель выпускника начальной школы» Сайт www
. stavminobr
. ru
3. Волкова Т.В. Познаем мир. Материалы для классных часов в 14 классах. –
Волгоград: Учитель, 2008.
4. Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха. (Школа на пороге
нового века). – СПб.: Петербург XXI век, совместно с ЗАО «ПрессАтташе»,
1997.
5. Максимочкина В.Н. Родительские собрания 4 класс. Взрослеем вместе.
Волгоград: Учитель, 2008.
13
Исследовательская работа по теме " Портрет современного выпускника начальной школы"
Исследовательская работа по теме " Портрет современного выпускника начальной школы"
Исследовательская работа по теме " Портрет современного выпускника начальной школы"
Исследовательская работа по теме " Портрет современного выпускника начальной школы"
Исследовательская работа по теме " Портрет современного выпускника начальной школы"
Исследовательская работа по теме " Портрет современного выпускника начальной школы"
Исследовательская работа по теме " Портрет современного выпускника начальной школы"
Исследовательская работа по теме " Портрет современного выпускника начальной школы"
Исследовательская работа по теме " Портрет современного выпускника начальной школы"
Исследовательская работа по теме " Портрет современного выпускника начальной школы"
Исследовательская работа по теме " Портрет современного выпускника начальной школы"
Исследовательская работа по теме " Портрет современного выпускника начальной школы"
Исследовательская работа по теме " Портрет современного выпускника начальной школы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.