Исследовательская работа по теме "Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников"
Оценка 4.8

Исследовательская работа по теме "Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
классное руководство
7 кл
13.02.2019
Исследовательская работа по теме "Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников"
Экологическая проблема – одна из важнейших проблем человечества. Вот почему сегодня перед школой стоит острая проблема повышения уровня экологического образования и воспитания учащихся. Каждый выпускник школы должен обладать экологическим мышлением, сознанием, экологической культурой, т.е. у него должно быть сформировано экологическое мировоззрение, чувство ответственности за состояние окружающей среды, развиты практические природоохранные навыки. Целью работы является выработка экологического мышления, сознания школьников и формирования их экологической культуры.
проектная деятельность.doc
Тема: проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников Оглавление I. Введение. II. Основная   часть.   Проектная   деятельность   как   средство   формирования   экологической культуры. 1. Экологическая культура. 2. Проект «А у нас во дворе…». 3. Влияние   проектной   деятельности   на   формирование   экологической   культуры учащихся. III. Практическая часть. IV. Заключение.   Литература. V. VI. Приложения. Введение Экологическая   проблема – одна из важнейших проблем человечества. Вот почему сегодня перед школой стоит острая проблема  повышения уровня экологического образования и воспитания учащихся.   Каждый   выпускник   школы   должен   обладать   экологическим   мышлением,   сознанием, экологической   культурой,   т.е.   у   него   должно   быть   сформировано   экологическое   мировоззрение, чувство ответственности за состояние окружающей среды, развиты практические природоохранные навыки. Актуальность темы. Нынешняя экологическая обстановка заставляет ещё и ещё раз думать и говорить об этом. Прогнозы ужасные, а ведь к этим печальным фактам привел и продолжает вести человек   разумный,   но   недальновидный,   безответственный,   живущий   одним   днем   и   для   себя. Нравственное и ответственное поведение в природе требует от человека добрых чувств и хороших намерений, умение воплощать их в поступках, умение в любой экологической ситуации совершать оптимально   нравственный   выбор.   А   для   этого   нужны   экологические   знания,   экологическая грамотность, экологическая культура.  В нашей школе в течение года проходят различные экологические акции, конкурсы, диспуты, но, сколько бы мы экологических акций не проводили, через неделю­две все остается по­прежнему. И   мы   заинтересовались,   а   можно   ли   изменить   отношение     школьников   к   соблюдению   норм экологической культуры.           Целью  работы  является   выработка   экологического   мышления,   сознания   школьников   и формирования их экологической культуры. Объект исследования – учащиеся МБОУ “Заиграевская СОШ”.  Предметом   исследования является  проект   как   средство   формирования   экологической культуры школьников.         Методы исследования – социологический опрос, наблюдение, сравнение, метод проектов. Нами   была   выдвинута  гипотеза  –   эффективному   формированию   экологической   культуры школьников способствует создание и реализация экологического проекта. Опираясь   на   цель,   объект,   предмет,   гипотезу   исследования,   нами   определены основные задачи исследования:          1.    Выявить уровень сформированности экологической культуры учащихся школы.          2. Разработать проект, способствующий формированию экологической культуры школьников.                 3.   Проанализировать   эффективность   предложенного   метода   в   повышении   уровня   экологической культуры школьников. Исследование проводилось на базе МБОУ “Заиграевская СОШ” Заиграевского района. Основная часть Если бы каждый человек на клочке земли своей сделал все, что он может,  как прекрасна, была бы Земля наша».                              А.П. Чехов   История   человечества   неразрывно   связана   с   историей   природы.   На   современном   этапе вопросы   традиционного   взаимодействия   ее   с   человеком   выросли   в   глобальную   экологическую проблему.   Если   люди   в   ближайшем   будущем   не   научатся   бережно   относиться   к   природе,   они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру. Экологическая   культура —   часть общечеловеческой   культуры,  система   социальных отношений,   общественных   и   индивидуальных   морально­этических   норм,   взглядов,   установок   и ценностей,   касающихся   взаимоотношения   человека   и   природы;   гармоничность   сосуществования человеческого   общества   и   окружающей   природной   среды;   целостный   механизм   человека   и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом.  [4 ]           Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, особенно эта проблема актуальна для подростков. Охрана и защита природы позволяет подросткам ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное.   Начинать   экологическое   воспитание   надо   со   школьного   возраста,  так   как   в   это   время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Мы считаем, что экологическое воспитание – самое важное в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относится к природе.   В   будущем   это   может   повлиять   на   оздоровление   экологической   обстановки   в   нашей школе и поселке. Нами было   проведено анкетирование по определению состояния экологической культуры среди учащихся нашей школы по уровням. Первый уровень – учащиеся 4­ых классов, второй – учащиеся 6­ых классов, 3 уровень – учащиеся 10­ых классов. Для определения уровня экологической культуры для 4­ых классов нами использовалась методика Л.В. Моисеевой,  [   6   ]   для 6­ых и 10­ых – методика   Ю.А. Полещук.  [   7  ]   В результате проведенной   диагностики   мы   выявили,   что   экологическая   культура   у   большинства   учащихся находится на низком уровне. (Приложение 1,2,3). И тогда нами была поставлена проблема:   как изменится сознание школьников после включения их в проектную деятельность. Для формирования экологического сознания и культуры школьников существует множество методов и приемов. Свою исследовательскую работу мы провели в рамках экологического проекта, т.к. метод проектов ­ это возможность делать что­то интересное самостоятельно, максимально используя свои возможности. Это деятельность, которая позволяет проявить себя, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Мы обсудили в классе, какой проект будет наиболее значим для учащихся нашей школы и решили создать проект по благоустройству и озеленению пришкольной территории.  Школа ­ это наш общий дом, который мы любим и хотим видеть его красивым не только изнутри, но и снаружи.  Ухоженный школьный двор привлекателен как для учащихся, посещающих ежедневно школу, так и для их родителей и жителей поселка. Как же организовать озеленение и благоустройство школьного двора, чтобы не только украсить маленький кусочек школьной территории, но и сам этот   процесс   сделать   творческим   и   продуктивным?   Привлекая   учащихся   к   озеленению   и благоустройству   пришкольного   участка,   можно   сформировать   у   школьников   эстетическое мировоззрение и развить навыки природоохранной работы и культуры озеленения. В марте 2011 года учащиеся 6 «б» класса Заиграевской средней общеобразовательной школы начали работу над проектом по благоустройству и озеленению пришкольной территории «А у нас во дворе...»  Мы выбрали эту проблему потому, что: ­ школьный двор находится в неудовлетворительном состоянии; ­ пришкольный участок недостаточно озеленен. Класс   был   разделен   на   4   группы.   Каждая   группа   представляла   свой   эскиз   дизайна пришкольного участка. Всем ребятам хотелось, чтобы их эскизы взяли за основу. В итоге было принято решение разделить участок на зоны, и каждая группа начала работу над созданием своего мини­проекта: 1 группа ­ «Деревенька моя»  2 группа ­ «Сказочный лес» 3 группа — создание водоема 4 группа ­  изготовление садовых кукол                 Работа  над  проектом велась  под  эгидой  юбилейной  даты  —  350­летия  добровольного вхождения   Бурятии   в   состав   Российской   Федерации.   Поэтому   в   центре   на   большой   клумбе посадили цветы  в  виде солнца, символизирующего дружбу народов, слева — композиция из цветов «Триколор Российской Федерации», а справа ­ флаг Республики Бурятия. Цель  нашего   проекта:     содействие   улучшения   экологической   обстановки   через благоустройство  и озеленение территории пришкольного участка; формирование  экологической культуры   учащихся   на   основе   трудового,   духовно   –   нравственного   развития   личности   через совместную деятельность учащихся, родителей,  жителей поселка в благоустройстве пришкольного участка;   используя   коллективно­творческую   деятельность   выполнить   озеленение   пришкольного участка.  Задачи: ­ сформировать у подрастающего поколения активной гражданской позиции; ­ воспитание экологической культуры  школьников; ­ содействовать нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников;   ­ привлечь детей к поиску механизмов решения актуальных проблем местного сообщества через разработку и реализацию социально значимых проектов; ­   развить   инициативу   и   творчество   школьников   через   организацию   социально   значимой деятельности; ­ преобразовать и благоустроить пришкольную территорию; ­ провести информационно – просветительскую работу. Наш проект реализовывался в несколько этапов: I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ  1. Сбор и обработка информации, изучение литературы.  2. Определение цели и задач проекта.  3. Организация творческих групп, работающих по теме проекта.  4. Подготовка территории к благоустройству и озеленению. 5. Составление эскиза  обустраиваемой пришкольной территории.  6. Организация конкурса среди учащихся на лучший эскиз.  II ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ  1. Посадка саженцев деревьев.  2. Уход за растениями.  3. Оформление клумб.  4. Выращивание рассады.   5. Разбивка цветников.  6. Издание газеты с информацией о результатах деятельности по реализации проекта.   III ЭТАП – ОБОБЩАЮЩИЙ  1. Анализ полученных результатов.  2. Издание материалов проектной деятельности.   3. Организация работы с обучающимися по подготовке презентации проекта.  4. Обобщение опыта работы.  IV ЭТАП – ИНФОРМАЦИОННО­ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ 1. Распространение в школьных, местных и республиканских СМИ информации о деятельности  учащихся по реализации проекта. В   ходе   реализации   проекта   «А   у   нас   во   дворе…»   нами   была   организована   совместная деятельность   учащихся,   родителей,     жителей   поселка   (приложение   5)   по   реализации   основных мероприятий   проекта   (сформированы   творческие   группы,   выбраны   растения   для   озеленения, проведен  сбор информации);  проведена  очистка пришкольной  территории  от бытового мусора; составлен эскиз   дизайна пришкольного участка; на территории пришкольного участка разбито несколько клумб с цветами; проведено озеленение территории (высажена черемуха, сирень, 400 цветов); выращена рассада  для посадки   цветов совместно с родителями  и жителями  поселка; завезена земля для посадки; построена беседка; сделаны садовые куклы; организован пруд; создан фоторепортаж «до» и «что имеем сейчас». Нам удалось сделать территорию яркой, красивой, что создает положительный настрой для учащихся, учителей, жителей поселка.  Во   время   создания   проекта   к   нашей   работе   присоединились   учащиеся   начальной   школы, которые летом помогали поливать цветники, полоть грядки, учителя 1­2­ых классов приводили детей на участок для знакомства с садовыми растениями, их уходом, проводили уроки на свежем воздухе по курсу «Мы и окружающий мир».   Учащиеся среднего звена во время летней практики не только осуществляли полив участка, уход за растениями, но и просто приходили отдохнуть в уютный уголок под тенистыми елями, посидеть у пруда. После реализации проекта мы вновь провели анкетирование, обработали и проанализировали результаты  (Приложение 1,2,3) и сделали выводы: 1.   При   сравнении   результатов   анкетирования   на   заключительном   этапе   исследования   у младших школьников выросло количество полных ответов, снизилось  количество неправильных ответов.   При     проведении   эксперимента   у   учащихся   начальной   школы   повысился   уровень экологических знаний, в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также изменились интересы.         2. Участие самих ребят 6 «б» класса в реализации проекта дало только положительный результат.   У   большинства   шестиклассников     изменилось   отношение   к   окружающему   миру, поведение стало осмысленным и адекватным. Разработанные мероприятия и апробированные на практике   в   рамках   экологического   проекта   значительно   повлияли   на   процесс   формирования экологической воспитанности школьников. Уровень сформированности экологической культуры стал значительно выше.         3.     Анализ   результатов   эксперимента     показал   положительную   динамику   уровня сформированности экологической культуры также и среди старшеклассников. Мы считаем, что несмотря   на   то,   что   старшеклассники   владеют   базовыми   теоретическими   знаниями,   т.к.   у   них ведется курс экологии, экологическая культура должна   осуществляться также и во внеурочной деятельности,   так   как   в   формировании   у   учащихся   старших   классов   экологической   культуры большую   роль   играет   их   практическая   экологическая   деятельность   –   участие   в   реальном улучшении экологической обстановки окружающей их среды. Как мы видим, на всех этапах проводимого эксперимента уровень экологической культуры стал значительно выше. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза в начале исследования полностью подтвердилась. Заключение Данный   проект   является   важным   звеном   экологического   воспитания   школьников. Экологическое направление является одним из приоритетных направлений в развитии школы, через реализацию которого формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить   детей   к   пониманию   красоты   окружающего   мира,   пробудить   у   них   стремление   к прекрасному, научить искусству мышления, любви к природе, быть добрыми и полезными. Таким образом,   привлечение   учащихся   к   активным   экологическим   исследованиям,   делам   помогает воспитывать в них экологическую культуру, бережное отношение к природе. В результате реализации нашего проекта у школьников повысился  уровень заинтересованности в защите и сохранении природной среды, повысился уровень их экологической культуры. Ежегодно почти все классы нашей школы участвуют в разработке своих экологических проектов. Также   мы   привлекли   внимание   населения   поселка   Заиграево   к   проблемам   озеленения   и благоустройства территории по месту жительства.  На   основе   полученных   результатов   анкетирования   нами   был   сделан   вывод,   что   воспитание экологически  развитого и образованного человека  необходимо начинать  с младшего школьного возраста. Так как именно в этом возрасте ребенку легче всего показать необходимость охраны окружающей   среды,   вселить   надежду   и   уверенность,   что   от   его   добрых   дел   зависит   будущее планеты.   Чем   раньше   начать   экологическое   воспитание,   тем   больше   практическая   значимость создаваемых проектов. ЛИТЕРАТУРА. 1.    Базулина И.В. Развитие экологической культуры под открытым небом. // Начальная школа. – 2005. ­ №12. 2.  Бахарева А.С. Формы экологического воспитания детей. Методическое пособие для учителей. Шадринск: Издательство Шадринского пединститута, 1997. 3.    Бойко Л.А. Воспитание экологической культуры детей. // Начальная школа. – 2005. ­ №6. 4.    Википедия. Свободная энциклопедия. – ru.wikipedia.org/wiki 5.   Дерюгина   А.Н.   Проектная   деятельность   –   путь   к   экологической   культуре   младших школьников. // Экологическое образование, 2004, №4, с. 21 6.     Моисеева Л.В. Диагностические методики в системе экологического образования: книга для учителя. – Екатеринбург, 1996 7.    Полещук Ю.А. Методы и методики диагностики экологической культуры учащихся. Приложения Приложение 1 Определение уровня сформированности экологической культуры учащихся 4­ых классов  (по Л.В. Моисеевой)   Прочитайте высказывания и подчеркните вариант ответа (согласен; не согласен) 1. Нужно заботиться о животных, потому что они приносят пользу человеку. Согласен                                     не согласен 2. Если во время прогулки в лесу я увижу свалку мусора, меня это огорчит. Согласен                                     не согласен 3. Находясь в лесу, нарви букет цветов и подари их маме. Согласен                                     не согласен 4. Если увидишь пчелу, убей ее, она может укусить. Согласен                                     не согласен 5. Придя в лес, не шуми, шумом ты побеспокоишь птиц на гнездах, вспугнешь животных. Согласен                                     не согласен 6. Наша страна богата природными ресурсами, эти запасы никогда не закончатся. Согласен                                     не согласен 7. Человек может заботиться о растениях, так как без них невозможна жизнь на Земле. Согласен                                     не согласен 8. Заводы и фабрики могут наносить вред окружающей среде. Для   выявления   уровня   сформированности   экологической   культуры   и   экологических   знаний была проведена обработка полученных результатов. Степень сформированности экологической культуры определяется по шкале:    высокий уровень; средний уровень; низкий уровень       Оценка результатов:    7­8 правильных ответов – высокий уровень; 4­6 правильных ответов – средний уровень; 1­3 правильных ответов – низкий уровень. Уровень сформированности экологической культуры учащихся 4­ых классов Уровень До После сформированности экологической культуры низкий (1 – 3) средний (4 ­ 6) 70 Количество учащихся, 60 % 50 40 30 42 / 70% 6 / 10% 20 10 0 до 8 /13 % после 22 / 37% низкий  средний высокий высокий (7 ­ 8) 10 / 17% 32 /53% Приложение 2 Определение уровня сформированности экологической культуры учащихся 6­ых классов  (по Ю.А. Полещук ) Задание: прочесть вопрос, три ответа на него, выбрать один из ответов и запомнить оценку в  баллах. Баллы по выбранным ответам сложить.  2 ­ Да  0 ­ Нет  1 ­ По­разному 1. Хорошо ли ты относишься к природе? 2. Умеешь ли ты отличать красивые явления от некрасивых? 3. Всегда ли ты бережешь красоту вокруг себя? 4. Заслуживают ли внимания явления природы. 5. Всегда ли ты относишься к природе внимательно. 6. Все ли явления природы тебя интересуют? 7. Проявляется ли этот интерес в поступках? 8. Ценишь ли ты новизну в природе? 9. Влияет ли природа на твои переживания? 10. Пользуешься ли ты оценками красоты природы, когда рассматриваешь ее явления? 11. Всегда ли выступаешь против тех, кто приносит природе ущерб? 12. Любишь ли ты читать  описания природы в книгах? 13. Влияет ли природа на твое поведение? 14. Влияет ли окружающая природа на твои мысли? 15. Часто ли прогуливаешься среди природы? 16. Приходилось ли тебе чем­то вредить природе? 17. Любишь ли ты чем­либо заниматься среди природы? 18. Часто ли ты равнодушен к окружающей природе? 19. Начались ли твои выступления против вреда, наносимого природе нерадивыми людьми, в  младших классах? 20. Или они возникли в подростковых классах – с 4­го по 7­й? 21. Часто ли рассматриваешь природу, изображенную художниками? 22. Знаешь ли музыкальные произведения, в которых изображена природа? 23. Приходилось ли тебе сочинять стихи о природе? 24. Всегда ли добросовестно трудишься, ухаживая за природой? 25. Помогли ли тебе уроки и другие учебные занятия познакомиться с красотой природы?             От 20 до 29 баллов – низкий (твое отношение к природе не очень активно. Надо уделить природе больше внимания, найти в ней привлекательные стороны, глубже продумывать причины ее явлений, как отображена природа в искусстве, как она влияет на поведение окружающих людей. Если ты это будешь делать регулярно, твое отношение к природе, и тем самым к людям, станет активнее).             От 30 до 40 баллов – средний (Пожалуй, отношение к природе осознается тобой глубоко и правильно. Однако ты понимаешь, что некоторые избранные тобой ответы говорят, что не все в этом отношении благополучно. Постарайся быть внимательнее к природе и поведению окружающих людей, выступай в защиту окружающей среды, чаще интересуйся произведениями искусства, это поможет сделать твое отношение к природе более действенным). Свыше 40 – высокий (Твое отношение к природе  осмысленно, иногда ты ее переоцениваешь. Нужно чаще анализировать собственные ощущения и переживания, мысли и действия. Это поможет сделать отношение к природе более определенным и эффективным для самовоспитания средствами природы). Уровень сформированности экологической культуры  учащихся 6­ых классов Уровень До После сформированности экологической культуры низкий (20 – 29) средний (30 ­ 40) Количество учащихся, % 70 60 50 40 30 20 10 0 38 / 50% 9 / 12% 26 /34 % 18 / 24% низкий  средний высокий после высокий (свыше 40) 12 / 16% 49 /64% до Приложение 3 Комплексная анкета по выявлению состояния экологической культуры 10­ых классов. Что вызывает у Вас  потребность заниматься экологической деятельностью? (по Ю.А. Полещук ) ∙         требования учителей; ∙         любовь к природе; ∙         стремление быть полезным; ∙         сознание личной причастности к делу охраны природы; ∙         требования родителей; ∙         пример других людей; ∙         интерес к экологическим проблемам; ∙         затрудняюсь ответить; ∙         особое мнение Убеждены ли Вы в том, что деятельность каждого конкретного человека способствует решению  экологических проблем? ∙         да ∙         не совсем убежден; ∙         нет. Считаете ли Вы своим долгом заниматься экологической деятельностью (охраной природы)? ∙         да, считаю; ∙         скорее да, чем нет; ∙         скорее нет, чем да; ∙         нет, не считаю. Проявляете ли Вы интерес к проблемам взаимодействия человека и природы? В чем это  выражается? ∙         постоянно читаю книги, статьи в газетах и журналах, смотрю передачи экологической  тематики; ∙         иногда читаю отдельные статьи в периодических изданиях; ∙         не интересуюсь этими проблемами; ∙         делал доклад на уроке (заседании кружка) по экологической тематике; ∙         занимаюсь в природоведческом кружке; ∙         провожу исследования в природе; ∙         затрудняюсь ответить. Что препятствует Вам заниматься экологической деятельностью? ∙         не проявляю интереса к проблемам взаимодействия человека и природы; ∙         не хватает времени на все, в том числе на экологическую деятельность; ∙         экологическая деятельность – это очень трудно; ∙         большая загруженность другой работой; ∙         осознание того, что вряд ли я один могу изменить экологическую ситуацию; ∙         я не владею навыками и умениями экологической деятельности; ∙         это не мое дело; ∙         затрудняюсь ответить; ∙         особое мнение Что обычно определяет Ваше поведение в природе? ∙         никогда не задумывался над этим; ∙         бережное отношение к растениям и животным; ∙         стремление получить какую­либо пользу, выгоду для себя; ∙         осознание долга за сохранение всего живого; ∙         стремление отдохнуть, расслабиться, получить положительные эмоции; ∙         стремление насладиться красотой природы; ∙         затрудняюсь ответить; ∙         особое мнение Какую ценность имеет природа для общества человека?  Какую ценность имеет природа лично для Вас?  В чем заключается общечеловеческая ценность природы? ∙         в  том,  что она является главным условием жизни человека        ∙         в том, что она критерий прекрасного в жизни; ∙         в том, что она дает человеку пищу и одежду; ∙         в том, что она источник вдохновения  в деятельности человека; ∙         в том, что она позволяет человеку познавать окружающий мир; ∙         затрудняюсь ответить; ∙         особое мнение Есть ли в природе полезные и вредные растения и животные? В чем заключается нравственная ценность природы? В чем заключается познавательная ценность природы? В чем заключается эстетическая ценность природы? Что такое экология? ∙         наука о взаимодействии человека и природы; ∙         система знаний о экосистемах; ∙         наука о воспроизводстве жизни и факторах этого воспроизводства; ∙         сведения о экологических проблемах; ∙         наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей природой; ∙         система знаний о растительном и животном мире; ∙         наука о биосфере; ∙         затрудняюсь ответить.  Какие Вы знаете экологические проблемы современности? Назовите ведущие антропогенные факторы изменения окружающей среды. Что такое Красная книга? ∙         список редких и исчезающих видов животных и растений, подлежащих охране; ∙         описание экологических проблем современности; ∙         перечень лучших дел человечества по охране природы; ∙         перечень негативных поступков, действий человека по отношению к природе; ∙         описание наиболее красивых объектов, явлений природы; ∙         затрудняюсь ответить. Что такое биосфера? ∙         совокупность растений и животных; ∙         живая оболочка планеты; ∙         пространство существования жизни на Земле; ∙         взаимосвязь человека и природы; ∙         животный мир; ∙         видовое разнообразие растений; ∙         затрудняюсь ответить Оцените свой уровень экологической культуры ∙         высокий; ∙         средний ∙         низкий. Уровень состояния экологической культуры 10­ых классов. Уровень До После сформированности 50 экологической культуры 40 Количество учащихся, % 30 низкий  20 6 / 13% 4 / 8% 10 низкий средний высокий средний  0 22 /47 % 20 / 43% после до высокий  19 / 40% 23 /49% Приложение 4 Участники проекта «До» и «После» Приложение 5 Объем и источники финансирования проекта «А у нас во дворе…»

Исследовательская работа по теме "Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников"

Исследовательская работа по теме "Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников"

Исследовательская работа по теме "Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников"

Исследовательская работа по теме "Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников"

Исследовательская работа по теме "Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников"

Исследовательская работа по теме "Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников"

Исследовательская работа по теме "Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников"

Исследовательская работа по теме "Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников"

Исследовательская работа по теме "Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников"

Исследовательская работа по теме "Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников"

Исследовательская работа по теме "Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников"

Исследовательская работа по теме "Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников"

Исследовательская работа по теме "Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников"

Исследовательская работа по теме "Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников"

Исследовательская работа по теме "Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников"

Исследовательская работа по теме "Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников"

Исследовательская работа по теме "Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников"

Исследовательская работа по теме "Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников"

Исследовательская работа по теме "Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников"

Исследовательская работа по теме "Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников"

Исследовательская работа по теме "Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников"

Исследовательская работа по теме "Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников"

Исследовательская работа по теме "Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников"

Исследовательская работа по теме "Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников"

Исследовательская работа по теме "Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников"

Исследовательская работа по теме "Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников"

Исследовательская работа по теме "Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников"

Исследовательская работа по теме "Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников"

Исследовательская работа по теме "Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников"

Исследовательская работа по теме "Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников"

Исследовательская работа по теме "Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников"

Исследовательская работа по теме "Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников"

Исследовательская работа по теме "Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников"

Исследовательская работа по теме "Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников"

Исследовательская работа по теме "Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников"

Исследовательская работа по теме "Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников"

Исследовательская работа по теме "Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников"

Исследовательская работа по теме "Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников"

Исследовательская работа по теме "Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников"

Исследовательская работа по теме "Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников"

Исследовательская работа по теме "Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников"

Исследовательская работа по теме "Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников"

Исследовательская работа по теме "Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников"

Исследовательская работа по теме "Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников"

Исследовательская работа по теме "Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников"

Исследовательская работа по теме "Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников"

Исследовательская работа по теме "Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников"

Исследовательская работа по теме "Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2019