Исследовательская работа по теме "Слово о великом земляке - Елубае Умурзакове"
Оценка 4.9
Научные работы
doc
русская литература
11 кл
17.02.2017
Моя работа посвящена нашему знаменитому земляку, Елубаю Умурзакову, выдающемуся актеру казахского кино. Я часто слышала выражение «Герои живут рядом», но иногда так бывает, что о них можно услышать из уст тех людей, которые являются родственниками, близкими знаменитых людей и проживают рядом с нами. Как оказалось, Елубай Умурзаков, родственник нашей учительницы казахского языка и литературы Раисы Антоновны Сулеймановой, а если быть точнее, ее снохи, жены старшего брата Асылбека, Сулеймановой Кымбат. Ее девичья фамилия Умурзакова, Елубай Умурзаков – ее дед. Сама Кымбат оказалась достойной имени своего замечательного деда, в свое время она была передовой трактористкой, инициатором почина «Женщины – на трактора!», продолжательницей подвига знаменитой Камшат Доненбаевой, фотографии Кымбат появлялись на страницах районной газеты «Маяк», областной газеты «Ленинский путь». Сейчас она проживает в селе Асенкритовка, Тарановского района, является хозяйкой большой и дружной семьи, которая состоит из мужа, двух сыновей и дочери. Ее семья является образцом для многих земляков.
Слово о великом земляке.doc
КГУ «Средняя школа №1» ОО акимата города Лисаковска.
Слово о великом земляке.
Елубай Умурзаков.
Выполнила: Дьяченко Ксения, учащаяся 11 класса
Руководитель: Сулейманова Раиса Антоновна.
Город Лисаковск, 2015 год земляку,
Если ты выстрелишь в
прошлое из пистолета, оно выстрелит
в тебя из пушки.
Аварская мудрость.
Моя работа посвящена нашему
знаменитому
Елубаю
Умурзакову,
выдающемуся актеру
казахского кино. Я часто слышала
выражение «Герои живут рядом», но
иногда так бывает, что о них можно
услышать из уст тех людей, которые
являются родственниками, близкими
знаменитых людей и проживают рядом с нами. Как оказалось, Елубай
Умурзаков, родственник нашей учительницы казахского языка и литературы
Раисы Антоновны Сулеймановой, а если быть точнее, ее снохи, жены
старшего брата Асылбека, Сулеймановой Кымбат. Ее девичья фамилия
Умурзакова, Елубай Умурзаков – ее дед. Сама Кымбат оказалась достойной
имени своего замечательного деда, в свое время она была передовой
трактористкой, инициатором
почина «Женщины – на трактора!»,
продолжательницей подвига знаменитой Камшат Доненбаевой, фотографии
Кымбат появлялись на страницах районной газеты «Маяк», областной газеты
«Ленинский путь». Сейчас она проживает в селе Асенкритовка,
Тарановского района, является хозяйкой большой и дружной семьи, которая
состоит из мужа, двух сыновей и дочери. Ее семья является образцом для
многих земляков. Ее воспоминания о знаменитом деде я приведу позже.
По рассказам Кымбат, она часто ездила к своему знаменитому деду в
Алматы, тогда еще Алма – ату, в гости, сохранила о нем самые лучшие
воспоминания. Со временем связь между ними потерялась, последний раз
она была в Алматы уже после смерти Елубая Умурзакова, в гостях у его
семьи. К сожалению, с годами воспоминания имеют свойство тускнеть, ведь
жизнь каждлго человека наполнена многими событиями, которые порой
отодвигают на задний план то, что кажется не столь важным и значительным.
Но память о своем деде Кымбат хранит бережно.
Фотография Кымбат и ее мужа. К сожалению, получилось так, что о нашем великом земляке в учебниках и
различного рода литературе упоминается довольно поверхностно. По словам
нашего учителя, в этом году на изучение биографии и творчества Елубая
Умурзакова в учебнике 11 класса отведен 1 час. В учебниках казахского
языка текста о нем вообще нет. И это о нем, актере, кто первый из казахов
сыграл в кино роль Ленина! Возможно, это связано с тем, что образ Ленина
сейчас трактуется совершенно по – новому, но ведь это – наша история, о
которой мы должны знать, а не стыдливо умалчивать. Разве мог знать Елубай
Умурзаков, что роль, сыгранная им в поту и нервах, та роль, о которой в то
время мечтал каждый актер, получившая огромное признание в народе, так
скоро будет предана забвению! Воистину, манкурты будут в любой эпохе,
при любой власти. Но хочется думать, что это не проявление манкуртизма, а
элементарное пренебрежение к памяти актера. Так бывает в нашей суетной,
бурной жизни. Я сама в процессе работы много нового узнала из жизни
талантливого человека,
что могу о нем написать
исследовательскую работу. Надо признаться, что я еще раз убедилась в
огромной пользе «Всемирной паутины» Интернета! Но и там нет
подробных сведений об актере, о его семье, больше сухих фактов из
биографии и творчества. Каково было мое удивление, когда проезжая
Тарановский район, я узнала, что в маленьком, неказистом ауле Актюбе,
другое его название Жалшы, и родился Елубай Умурзаков. Кстати земляк
посчитала, выдающегося казахского поэта, писателя Беимбета Майлина, они родились в
одном ауле. К сожалению, судьба Майлина сложилась не так удачно, как у
его знаменитого земляка.
Елубай Умурзаков – актер театра и кино, певец, домбрист, народный артист
Казахской ССР. Родился 31 января 1899 года в ауле Актюбе Тарановского
района Костанайской области. С детских лет Елубай Умурзаков был знаком
с народной музыкой, играл на домбре, был незаменимым участником всех
аульных торжеств. Кто не знает, что в городе Костанае находится школа –
интернат для одаренных детей имени Ыбырая Алтынсарина?
Из стен этой школы вышли многие известные в Казахстане и за его
пределами деятели науки и культуры, прекрасные работники, награжденные
высокими правительственными наградами, среди них и Елубай Умурзаков.
Будущий актер один из первых обучился игре на пианино. Впервые на сцене
выступил одновременно в ролях Каламкас и Шапая в спектакле Б. Майлина.
С 1919 года стал участвовать в спектаклях самодеятельной труппы
«Красный караван». В 19201923 годах работал в органах милиции в
Кустанае и продолжал участвовать в спектаклях, театральной жизни.
Примечательно, что сам Елубай Умурзаков оставил много воспоминаний о
тех людях, которые были рядом с ним. Например, тепло и восторженно
пишет он об известном певце и композиторе Исе Байзакове. О том, как они
ездили на концерты и встречи со зрителями, как участвовали в постановках
драматического кружка и спектаклях, как тепло зрители принимали Ису.
Настоящие артисты – народ штучный. И действительно, где найдешь аналог, по Габиту Мусрепову),
Осип
Васильевича
(«Ревизор»,
Гоголя), Отелло («Отелло»,
скажем, тому же Жарову или Черкасову, Мордвинову или Марецкой,
Кадочникову или Целиковской? А таким казахским мастерам, как Калибек
Куанышбаев или Елубай Умурзаков, Капан Бадыров или Курманбек
Жандарбеков? Елубай Умурзаков в 1931 году получает высокое звание
народного артиста Казахской ССР. Еще в 1925 году вступает в ряды
Всесоюзной Коммунистической партии большевиков. С 1925 года — актёр
Казахского академического театра драмы имени Мухтара Ауэзова (Алма
Ата). Среди лучших ролей: Жантыс («Ночные раскаты» М. О. Ауэзова),
Даркембай («Абай» по Мухтару Омархановичу Ауэзову), Амангельды
по
(«Амангельды»,
комедии Николая
по
драме Вильяма Шекспира). С 1937 года снимался в кино: Амангельды
(«Амангельды», 1938), Ерден («Песни Абая», 1946), дед («Земля отцов»,
1966).
С именем Елубая Умурзакова неразделимо связана история казахского кино
и театрального искусства. Ведь он снялся в главной роли в первом
казахском художественном фильме «Амангельды». Он был снят в 1938 году.
История его создания представляет большой интерес.
Известным писателям Беимбету Майлину и Габиту Мусрепову (к ним
присоединился Всеволод Иванов) было дано задание собрать материал об
Амангельды и написать сценарий. Творческую помощь оказал в написании
сценария уроженец Казахстана, известный к тому времени драматург и
писатель, Всеволод Иванов. Работали увлеченно, учась друг у друга.
Всеволод Иванов изучал историю казахского народа, его быт, традиции и
обычаи, а Беймбет Майлин и Габит Мусрепов постигали основы
драматургического мастерства.
"Фильм об Амангельды первый полнометражный фильм на тему казахской
действительности должен продолжить традиции шедевров советской
кинематографии: "Чапаева", "Мы из Кронштадта", писала тогда газета
"Казахстанская правда". Задуманная как героическая эпопея, эта кинолента
явила собой яркую картину жизни казахской степи в предреволюционные
годы. Героический образ батрака Амангельды Иманова, возглавившего
национальноосвободительное восстание в Тургае в 1916 году, воплощает в
себе революционный настрой народа.
Правительство Казахстана обратилось за помощью к Ленинградской
киностудии, откуда приехала киногруппа, возглавляемая режиссером
Михаилом Левиным и оператором Xечо Назарьянцем. На роль Амангельды
был приглашен Елубай Умурзаков, а в роли его жены выступила
замечательная танцовщица Шара Жиенкулова. В других ролях были заняты
Серке Кожамкулов (Бекет), К.Жандарбеков (Жанас), Калибек Куанышбаев
(Байбол), Капан Бадыров (Каратай). Музыку написали А. Жубанов. Основной сюжет фильма связан с волнениями, начавшимися в казахской
степи перед Октябрьским переворотом, после указа царя (1916 г.). Габит
Мусрепов рассказал об истории фильма следующее: "В 1936 г. в Москве
состоялась первая Декада казахского искусства. Сталин, приняв
руководителей республики, сказал: "У вас тоже есть свой Чапаев". (В это
время как раз вышел фильм о Чапаеве и пользовался огромным успехом).
Представители республики указали на Алибия Жангельдина. Сталин сказал:
"Нет, это не он. Тот торгайский комиссар". Затем, вспомнив, произнес:
"Иманов". Беймбет Майлин и Габит Мусрепов поехали на родину
Амангельды, и вскоре после этого в газетах и журналах было напечатано
около 15 очерков об Амангельды. Павильонные съемки были сделаны в
Ленинграде, а остальные — в Казахстане. В фильме правдиво изображены
жизнь народа, традиции, особенности психологии и мышления, черты
национального характера. Авторы фильма старались подробно рассказать о
биографии главного героя. Зрители увидели, как формировались взгляды у
главного героя, как он стал революционером. Амангельды в исполнении
Умурзакова — это национальный герой со своими идеями, верой,
характером. Фильм снят в жанре героической эпопеи. Появление фильма
"Амангельды" совпало с развитием экономики и культуры Казахстана. Ряды
казахской интеллигенции пополнили молодые талантливые писатели,
композиторы, художники и артисты. Позже Елубай Умурзаков и другие
артисты вспоминали,
что к тому времени чувствовали себя
профессионалами на сцене театра, способными контролировать жест,
мимику, движение, ритм. Но первая работа перед камерой дала понять, что в
кино нельзя слепо переносить театральные приемы и методы, что новое
искусство требует новой техники, иной культуры актерской игры. Таким
образом кинематограф заставлял актеров искать новые возможности,
расширяя диапазон актерской профессии.
Выход на экраны фильма "Амангельды" стал огромным событием
культурной жизни республики. Как рассказывают очевидцы, публика, едва
выйдя из зрительного зала, вновь становилась в очередь за билетами на
следующий сеанс. Восторженно отозвалась о фильме и пресса, а его
создатели были награждены Почетными грамотами Верховного Совета
Казахской ССР.
Фильм "Амангельды" внес огромный вклад в развитие кинематографа
республики. И вэтом, конечно, немалая заслуга исполнителя главной роли
Елубая Умурзакова. Известная казахская танцовщица Шара Жиенкулова
вспоминала:
какими наивными,
непосредственными мы были! Но именно эта непосредственность и
нравилась нашим постановщикам Левину и его сорежиссеру Борису
Алексеевичу Медведеву. Так, в батальных сценах должны были сниматься
трюковые моменты исполнителя роли Амангельды Елубая Умурзакова с
конем. Как и положено, его хотели заменить каскадером. Но он возмутился.
«Вспоминаю сейчас и думаю: Как это ему, степному джигиту, не доверяют! Перед его напором отступили
и постановщики, и оператор Хэчо Назарьянц, и каскадер Музакир Шуруков.
Они соорудили специальное приспособление, при помощи которого конь
Амангельды без особых капризов и упрямства свободно совершал круги на
месте, а его всадник по команде режиссера выполнял необходимые
действия. Результат был потрясающим. И когда позже у Елубаяага
спрашивали: "А правда ли, что вы более сорока раз падали в полном
вооружении со скачущего коня без единой царапинки?", он с гордостью
уточнял: "Это было сорок два раза! Я был неплохим наездником".
В воспоминаниях об операторе фильма Хечо Назарьянце, Борис Медведев
упоминает и об актере Елубае Умурзакове: «Не имя опыта казахские актеры
– самородки, оказавшись в первый раз перед камерой, попав в световой
поток кинопрожекторов большой мощности, непроизвольно щурились,
плакали, волновались. Нам приходилось делать множество дублей,
повторов, еще и еще раз снимать нужные сцены. При съемках под палящим
солнцем на натуре, в казахской степи, для создания светового баланса и
выравнивания контрастов теневых сторон изображения приходилось
подсвечивать лица специальными щитами – отражателями. Все это
отвлекало любознательных актеров, мешало сосредоточиться над ролью. А
ведь им нужно было в деталях не только мизансцены в рамках кадра, но и
полностью произносить русский текст, схватывать буквально все, что я
предварительно разъяснял и показывал. Секрет успеха фильма был,
очевидно, в том, что суть идейного замысла сценария, тема революционно –
освободительного движения в Казахстане в экранизации удалась. В этом
немалая заслуга актера Елубая Умурзакова, который показал зрителю во
всей красоте и силе образ Амангельды. Он так перевоплощался, так верил,
что он будто действительно легендарный батыр, что вместе с ним верил и
зритель. Елубай был не только великолепным драматическим актером, он
был еще страстным наездником, прирожденным спортсменом, джигитом. Он
махнул плеткой, пришпорил коня, конь вздыбился и поскакал. Мы
двинулись вслед за ним. Догнать его было трудно, да и незачем, ведь это
была просто прогулка. Увидев впереди горный ручеек, мы окликнули
Елубая, чтобы он подождал. Присели у ручья. Отсюда открыфвалась
великолепная панорама. «Смотри, какая красота, сказал, обращаясь ко мне
Хечо, эту панораму я обязательно сниму и покажу ее в фильме.» Елубай,
прищурившись из – под руки сказал: «Да, это наша степь. Она похожа на
Тургайскую степь, ту самую Тургайскую степь, где воевал Амангельды.»
Возвращаясь с прогулки мы молчали, думая каждый о своем. Елубай пел
народную песню, ту самую, которую он должен был петь в фильме. Казалось,
что он продолжал работу над ролью».
Вот кадры из фильма «Амангельды». После войны артист учился в ЦОКСе – центральной объединенной
киностудии художественных фильмов, она была создана 15 ноября 1941
года на базе эвакуированных Московской – ордена Ленина киностудий
«Мосфильм», Ленинградской – ордена Ленина киностудии «Ленфильм» и
Алматинской киностудии. За два года было выпущено 23 полнометражных
картины. В ЦОКС проводились занятия по актерскому мастерству. Была
организована 4 – годичная казахская киноактерская школа. Национальные
кадры готовил Всесоюзный Государственный институт кинематографии,
работавший в столице Казахской ССР. В нем обучались передовые мастера
советского казахского искусства – Серке Кожамкулов, Калибек
Куанышбаев, Шакен Айманов, Елубай Умурзаков. Во время Великой
Отечественной войны они не только снимались в фильмах, но и ездили на
фронт. Скомплектованные попоходному, специальные концертные бригады
бывали на разных участках фронта. Только перед бойцами 8й гвардейской,
впоследствии Панфиловской, дивизии выступали Елубай Умурзаков,
Манарбек Ержанов, Ануар Умбетбаев, Зейнеп Розмухамедова, Нина
Куклина.
Елубай Умурзаков – первый исполнитель роли Ленина в казахском кино.
Родственники и близкие актера по праву гордятся тем, что именно Елубай
воплотил образ Ленина в казахском кино, ведь для большинства людей
советской эпохи Ленин – образ героический, и, надо признаться, что до сих
пор его имя не меркнет в памяти народной, это доказывают убеждения моих
бабушек и дедов. Уж они – то не позволяют чернить имя Ленина, да и стоит
ли это делать? В газете «Ленинская смена» за 2009 год напечатана статья
Андрея Михайлова «Елубай – Ленин, Капан Сталин». В ней приводятся
интересные факты о внешнем сходстве Ленина и Елубая. «Конечно,
большинство читателей еще способно узнать по фотографии вождя
мирового пролетариата и основателя государства, из которого, собственно,
все мы вышли. Вот такой он архичеловечный и иконописный! Но: но
признаюсь в небольшом розыгрыше. Потому что на представленном тут фото
изображен вовсе не вождь Владимир Ульянов (Ленин), а актер Елубай
Умурзаков (в роли Ленина). Пьеса Погодина "Человек с ружьем" в
Казахском академическом театре драмы стала "лучшей постановкой" 1939
года. "Спектакль, где были показаны образы вождей человечества Ленина и
Сталина, был серьезной победой театра". Кроме Елубая Умурзакова, в
спектакле были заняты такие звезды казахской сцены, как Капан Бадыров,
сыгравший роль Сталина, Шакен Айманов в роли Шадрина. И если кавказец
Сталин не очень походил на Бадырова, то Ленин и Умурзаков были одним
лицом! Что и неудивительно, если вспомнить степные калмыцкие корни
Владимира Ильича».
Надо признать, что Родина высоко оценила заслуги великого актера. Елубай
Умурзаков получил Сталинскую премию третьей степени в 1952 году — за
исполнение роли Даркенбая в спектакле «Абай» М. О. Ауэзова. В 1968 году он был удостоен Государственной премии Казахской ССР имени К.
Байсеитовой и Второй премии на Всесоюзном кинофестивале (1968) — за
исполнение роли Деда в фильме «Земля отцов» в 1966 году. Актер был
участником Декад казахской литературы и искусства в Москве в 1936 –
1958 годах. Награждён Почётной грамотой в 1940 году от ЦК Союза
работников искусств, малой серебряной медалью за успехи в
социалистической сельском хозяйстве в 1958 году. В 1952 году был
награждён Государственной Премией СССР, Орденом Ленина, Октябрьской
революции, Отечественной войны ІІстепени, Трудового Красного Знамени,
«Знак почёта», и медалями. А также награждён Государственной премией
Казахской ССР им. К. Байсеитовой в 1968 году.
Как же в нынешнее, столь бурное в техническом отношении время,
сохраняется память об Елубае Умурзакове? Он является почетным
гражданином города Костаная. Приведем в пример слова из интервью
Александра Евсюкова,
директора Костанайской государственной
филармонии имени Елубая Умурзакова.
Александр Сергеевич, из головы не выходит: филармония носит имя Елубая
Умурзакова, а вот ни портрета, ни другого напоминания... С историей
дружите?
Намек понял. Первая концертная программа областной филармонии была
представлена на суд кустанайского зрителя 19 марта 1944 года в здании
областного драматического театра. В ней приняли участие народные
артисты Казахской ССР Макалим Койшибаев, Елубай Умурзаков,
основоположник китайской симфонической музыки композитор СиСин
Хай... Умурзаков (кстати, он родился в границах нынешнего Тарановского
района) в 1938 году на киностудии «Ленфильм» снялся в главной роли
Амангельды Иманова, героя национальноосвободительного восстания
казахов. Актер стал для миллионов зрителей олицетворением образа
народного заступника.
благодаря блистательному
исполнительскому мастерству Умурзакова, вошел в разряд шедевров
советского кино, наравне с фильмом «Чапаев». К слову сказать, долгое
время авторами сценария называли Всеволода Иванова и Габита Мусрепова.
Замалчивание третьего автора нашего земляка, репрессированного
драматурга и общественного деятеля Беимбета Майлина продолжалось
вплоть до его политической реабилитации... Так вот я полагаю, что было бы
логично и справедливо иметь на стенах филармонии барельеф с
изображением Елубая Умурзакова, возможно, надо создать портретную
галерею творческих личностей наших великих земляков. Во всяком случае,
как директор, я буду хлопотать об этом».
Родственница Елубая Умурзакова, Кымбат Умурзакова, помнит атмосферу
дома великого актера в Алматы, гостеприимный, теплый дом на улице
Калинина, в доме чувствовалась заботливая рука хранительницы домашнего
очага Зейнегуль – апай. У Елубая Умурзакова было 5 детей, к сожалению, по
«Амангельды», словам его родственников, их судьба сложилась не так счастливо, как у
знаменитого отца. Кымбат расказывает, что у деда Елубая была отдельная
комната, в которой он часто сосредоточенно над чем – то думал, размышлял.
Был немногословен, иногда даже выглядел суровым, но когда начинал
разговаривать, лицо мгновенно приобретало мягкое выражение, взгляд
становился теплым и нежным. В один из последних приездов в Алма – ату
Кымбат застала деда Елубая заболевшим, он уже лежал в больнице, вскоре
его не стало, он умер в 1974 году. Как рассказывает Кымбат, потом пути с
родственниками разошлись в силу разных обстоятельтв, одно из которых –
большое расстояние до столицы, будни семейной жизни. Но главное то, что
она хранит о нем память в своем сердце. Вообще, она скромный человек, не
любит рассказывать, что она родственница великого человека. Она надеется,
что на стене дома установили мемориальную доску в честь ее знаменитого
деда.
Мне кажется, память о таких выдающихся людях как Елубай Умурзаков
никогда не исчезнет, просто потому что благодарные земляки из уст в уста
передают эту память, мы, потомки возвращаемся к ней, иначе нельзя
прожить манкуртом на этой эемле, предавая свое прошлое, удивительное
прошлое, на котором, сами этого не осознавая, мы вырастаем, обретаем
крылья, строим будущее. Сейчас время интересное, но и очень трудное,
удивительные прогрессивные достижения науки и техники порой оттесняют
в сторону духовное начало. И порой кажется, что не столь это важно. Но не
зря эпиграфом своей работы я взяла понравившуюся мне мудрость
аварского народа. А народ никогда не ошибается. Память о своих предках
необходимо хранить, как зеницу ока.
Исследовательская работа по теме "Слово о великом земляке - Елубае Умурзакове"
Исследовательская работа по теме "Слово о великом земляке - Елубае Умурзакове"
Исследовательская работа по теме "Слово о великом земляке - Елубае Умурзакове"
Исследовательская работа по теме "Слово о великом земляке - Елубае Умурзакове"
Исследовательская работа по теме "Слово о великом земляке - Елубае Умурзакове"
Исследовательская работа по теме "Слово о великом земляке - Елубае Умурзакове"
Исследовательская работа по теме "Слово о великом земляке - Елубае Умурзакове"
Исследовательская работа по теме "Слово о великом земляке - Елубае Умурзакове"
Исследовательская работа по теме "Слово о великом земляке - Елубае Умурзакове"
Исследовательская работа по теме "Слово о великом земляке - Елубае Умурзакове"
Исследовательская работа по теме "Слово о великом земляке - Елубае Умурзакове"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.