Исследовательская работа по теме: «Влияние вежливых слов на взаимоотношения людей»
Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
классное руководство +1
Взрослым
19.02.2018
« В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли,»- когда-то говорил А. П. Чехов. В исследовательской работе подчёркнуто насколько важна роль вежливых слов в жизни людей. Ведь ребёнок должен расти, зная и употребляя эти слова.Необходимость воспитания культуры поведения. Всё начинается с детства. Воспитание нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребёнку, радуется ему- это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеское отношение к миру. Высокая культура ценна для всего человечества. Только культура может помочь нам и в отсутствии её – причин многих бед. Это актуальный вопрос нашего общества и я считаю, что нужно уделять большое внимание подрастающему поколению.
Дилара печать.docx
ГБОУ Октябрьская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа № 19 VII – VIII видов
Исследовательская работа по теме:
«Влияние вежливых слов
на взаимоотношения людей»
Подготовила:
воспитанница 7а
класса
ГБОУ ОСКОШ №19
VII VIII видов
Гафарова Дилара
Научный руководитель:
учитель
ГБОУ ОСКОШ №19
VII VIII видов
Саитова Н. В.
1 г. Октябрьский2014г.
Содержание
1.Введение……………………………………………………………….3
2. Вежливость черта характера……………………………………….4
3.Значения вежливых слов……………………………………………...7
4.Исследования…………………………………………………………14
5. Выводы……………………………………………………………….18
6. Заключение…………………………………………………………..22
7. Литература…………………………………………………………...23
8. Приложения………………………………………………………….24
2 Введение
« В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и
душа, и мысли,» говорил А. П. Чехов.
Этикет важная часть общечеловеческой культуры,
нравственности. Научить ребёнка уважать общество в целом и
каждого члена в отдельности, относиться к ним так, как он относится
к себе. Правило очень простое, но, увы? В повседневной практике
человеческие отношения далеко не всеми и не всегда
осуществляются. А между тем культура человеческих отношений,
общение людей между собой играют важнейшую роль в жизни. Если
ребёнок культурно общается с близкими, знакомыми, он будет так же
вести себя и совершенно с незнакомыми людьми. Каждый из нас
может по личным поступкам определить почти безошибочно степень
их воспитанности, преобладание у них привычки думать или не
думать об интересах окружающих.
У каждой эпохи свой стиль, у каждого общества свои правила
поведения, но есть ценности общечеловеческие и именно на их основе
развивается культура любого народа. Неотъемлемая часть культуры
этикет, складывающийся веками, уходящий своими корнями в сферу
нравственности.
3 Необходимость воспитания культуры поведения. Всё начинается
с детства. Воспитание нравственности начинается с колыбели. Когда
мать улыбается ребёнку, радуется ему это уже воспитание самой
глубокой нравственности, его дружеское отношение к миру. Высокая
культура ценна для всего человечества. Только культура может
помочь нам и в отсутствии её – причин многих бед. Это актуальный
вопрос нашего общества и я считаю, что нужно уделять большое
внимание подрастающему поколению.
Необходимость воспитания культуры поведения. С самого
раннего детства ребёнок вступает в сложную систему
взаимоотношений с окружающими людьми. Формировать у детей
навыки поведения, воспитывать сознательное, активное отношение к
порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного
возраста.
Взрослые должны с самого детства воспитывать у детей чуткость,
отзывчивость, готовность помочь друг другу. «Если тебе трудно
обратись за помощью» вот правила,
руководствоваться дети в повседневной жизни.
которыми должны
Цель: определить откуда и зачем к нам пришли вежливые слова,
познакомиться с употреблением вежливых слов в других странах; изучить
как вежливые слова влияют на взаимоотношения людей.
Задачи исследования:
познакомиться с происхождением «вежливых» слов;
провести исследование на тему «мы вежливы»
План исследования:
Изучение литературы по теме.
Знакомство с периодической печатью.
4 Использование компьютера для получения дополнительной
информации.
Создание словаря вежливых слов
Проведение эксперимента.
Наблюдение за ходом эксперимента и фиксирование результатов.
Наблюдение за речью друзей.
Построение диаграмм по результатам наблюдения.
Актуальность темы.
Вежливость…, а что это такое? Откуда она пришла к нам? Где
впервые зародилась? Кем было принято называть слова и поведение
вежливым?...Эти и другие вопросы возникают у множества людей.
Еще с раннего детства нас учат как правильно говорить, как
правильно вести себя в том или ином месте. Меня заинтересовал вопрос, о
том что такое вежливость, откуда пришли к нам вежливые слова и
насколько они необходимы.
Тема исследования – надо ли пользоваться вежливыми словами в
речи?
Объектом исследования является речь моих друзей.
Предмет исследования – взаимоотношения между воспитанниками
5а и 7а классов.
Гипотеза: ежедневное употребление вежливых слов в классе
создадут более дружескую атмосферу и улучшат взаимоотношения
между воспитанниками.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
1. Изучить литературу по данной теме;
Проводить анализ слов, входящих в сферу выполняемого
2.
исследования;
5 3. Показать, что это не только увлекательный процесс, но и развивающий.
Методами исследования являются наблюдение, анкетирование,
анализ, обобщение.
Этапы работы:
исследование исторических справок из различных источников;
экскурсия в школьную библиотеку;
исследование литературных изданий: книг, журналов, газет;
анкетирование с воспитанниками 7 а и 5а классов;
анализ работ;
отчет о проделанной работе перед воспитанниками классов.
Практическая значимость работы: эта тема касается каждого
воспитанника нашей школы.
6 1.Вежливость черта характера
В разное время вопросами воспитания культуры поведения
занимались учёные: Буре Р. С., Островская Л. Ф., Петерина С. В.,
Ерофеева Т. И., Бархатов, Юдина и другие.
Вежливость нравственная и поведенческая категория, черта
характера. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и
тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и
выслушать противоположные точки зрения. Вежливость считается
выражением хороших манер и знания этикета. Поскольку вежливость
– культурный феномен, то, считается вежливым в одной культуре,
может считаться грубым или странным в другой. Обычно вежливость
позволяет людям чувствовать себя комфортно в обществе друг друга
и избегать напряжённости в отношениях. Однако различия в нормах
поведения людей разных культур и субкультур могут также
приводить к тому, что в результате часть присутствующих может
7 чувствовать себя неловко, стесняться грубости своих манер или даже
воспринимать происходящее как агрессию.
Лингвисты Браун и Левинсон выделяют два вида вежливости:
Негативная вежливостьподчёркивание права собеседника на
выбор в той или иной ситуации, применяя, например, фразы типа
«если не возражаете» или «если Вас не затруднит»;
Позитивная вежливость выражение уважения к потребности
людей в том, чтобы их ценили и понимали.
В современном русском языке для обозначения исключительной
вежливости, учтивости (иногда с оттенком иронии) также
используется слово политес (от франц. Politesse вежливость).
Хорошие манеры это «золотая середина», которую нашли люди
для удобства общения? Сложившиеся правила поведения помогают
людям понять друг друга, позволяют избежать конфликтов.
8 2.Значения вежливых слов
Среди вежливых слов можно выделить несколько групп, в
зависимости от вида речевой ситуации, где они могут употребляться:
9 Среди слов приветствий самое распространённое «здравствуй».
Здравствуй это пожелание, просьба будь здоров. А когда человек
здоров, то у него хорошее настроение, он весел, жизнерадостен.
Когда мы здороваемся, то вольно или невольно желаем друг другу
чтото хорошее. А если вокруг будет много здоровых, счастливых
людей, то мир вокруг нас будет добрым и счастливым.
При встрече русские обнимаются и целуют друг друга в обе щёки.
Китайцы – кланяются друг другу и говорят «Если вы сегодня?»
Монголы спрашивают, здоров ли ваш скот? Ведь стадо для монгола
кочевника основа его жизни. Здоровы животные, значит, хватает еды
и, соответственно, всё благополучно в семье.
10 В знак приветствия арабы скрещивают руки на груди, туркмены
засовывают руки в длинные рукава.
В Индии складывают ладони лодочкой и склоняют голову.
Самоанцы, жители острова Самоа, при приветствии обнюхивают
друг друга.
Латиноамериканцы – обнимаются.
Лапландцы, жители Крайнего севера – трутся носами.
Японцы – кланяются.
Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую
руку они закладывают за ухо, еще высовывают язык.
11 января Всемирный день самого вежливого слова на любом
языке слова «спасибо».
Говоря «спасибо», мы обычно выражаем благодарность кому
либо и за что либо. Но не все знают. Что в старину «спасибо»
состояло из двух слов: «спаси Бог» (то есть «пусть спасёт тебя Бог»).
Так говорили собеседнику в знак уважения и благодарности, желая,
чтобы у него всё было хорошо. Позже для краткости эти слова
слились в одно и приобрели современное звучание. Вот из старинного
русского пожелания «спаси Бог» и родилось слово «спасибо» одно
из самых распространённых в русском языке вежливых слов. Когда
же мы его употребляем? Конечно, когда хотим поблагодарить.
В словаре С. И. Ожегова слово благодарность означает чувство
признательности к комунибудь за оказанное добро, внимание, а
выразить это чувство нам помогают специальные вежливые слова,
которые есть в русском языке: большое спасибо, благодарю вас, до
свидания, пожалуйста. Самые простые, на первый взгляд, слова, а
сколько в них кроется смысла для каждого человека. Ведь ни один из
11 нас не может обойтись без вежливого слова. Наверное, всем людям
хочется быть вежливыми, но это не всегда получается, так как они
забывают ещё об одном способе проявления вежливости
приветствии. В русском языке существуют десятки способов
приветствия: «здравствуйте», «доброго здоровья», «моё почтение»,
добро пожаловать», «рад вас видеть».
Мы открываем утром глаза и слышим мамин голос: «Доброе
утро!» в течение всего дня мы говорим: «Добрый день!»,
«Здравствуйте!»… здороваемся с мамой, папой, бабушкой,
дедушкой, братом, сестрёнкой. Можно поздороваться с котёнком,
соседям и учителям сказать: « Добрый день!» итак, целый день, пока,
наконец, не наступит вечер, и мы не пойдём спать, сказав всем:
«Спокойной ночи!» Мне кажется, так приятно жить в мире вежливых
слов: все улыбаются, любезны, добры, а какие слова, какая речь,
словно на королевском балу. Ведь именно эти слова оказывают на
человека положительное влияние: утешают, поднимают настроение,
делают его отзывчивым, мягким, добродушным. Вежливые слова
приятно слышать и говорить. Мне бы хотелось, чтобы вокруг меня
слышалась только вежливая речь, поэтому я и сама стараюсь
разговаривать вежливо:
Очень рад я видеть Вас,
«Здравствуйте»,
Скажу сейчас.
А когда я ухожу,
«До свидания», всем скажу.
12 Много разных слов на свете,
Очень разные слова.
Но «спасибо» говорите
Всем за добрые слова.
Слова выявляют воспитание говорящего. Язык это оружие
сердца; он охраняет жизнь человека.
Слишком долгие разговоры, громкая речь, грубые и несдержанные
слова, полные злобы и ненависти, всё это влияет на здоровье
человека и порождает злобу и ненависть в других; такая речь ранит,
отчуждает, ожесточает.
Вежливость прекрасное человеческое качество. Настоящая
вежливость всегда доброжелательна.
Мы всегда должны правила вежливости:
1.Будь вежлив. Вежливость это умение вести себя так, чтобы другим
было приятно с тобой.
2.Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся; за помощь и заботу
благодари; уходя, не забудь попрощаться.
3.Старшим, больным и усталым уступай место
в трамвае,
троллейбусе, автобусе, вагоне поезда, на уличной скамье; постарайся
делать это не напоказ; не жди, чтобы тебя попросили уступить место.
13 4.Упавшему помоги встать. Старому, слабому, слепому помоги
перейти через дорогу. И делай это сердечно, от души, любезно, не
хмурясь.
5.Никогда и никуда не опаздывай. Всегда приходи в назначенный час,
минутка в минутку береги время других людей.
6.Не заставляй волноваться о себе. Уходишь из дома скажи, куда
пошёл, когда вернёшься. И уж не опаздывай.
7.Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим,
причинять им беспокойство.
4. Исследования
14 Вместе с Натальей Васильевной мы провели исследование, чтобы
выяснить, как хорошо знают дети вежливые слова и насколько часто
используют их в речи.
Задачи нашего исследования:
1. Исследовать этимологию вежливых слов;
2. Познакомиться с интересными фактами использования вежливых
слов;
3. Провести наблюдение, эксперимент по теме: «Применение
вежливых слов воспитанниками 5, 7а классов»
Составили план исследования:
Изучение литературы по теме.
Знакомство с периодической печатью.
Использование компьютера для получения дополнительной
информации.
Создание словаря вежливых слов
Проведение эксперимента.
Наблюдение за ходом эксперимента и фиксирование результатов.
Наблюдение за речью друзей.
Построение диаграмм по результатам наблюдения.
15 В исследовании участвовали воспитанники 5, 7а классов:
1. Семенихина Екатерина
2.Тимергалиев Салават
3.Садриев Тимур
4.Ульмаскулова Камилла
5.Архипова Юлия
6.Гафарова Дилара
7.Закиров Линар
8. Колесникова Ольга
9.Мухаметвалеева Анжела
10.Ермолаев Владимир
11. Зайнуллин Тимур
Провели исследование на самых распространённых словах
«здравствуйте», «извините», «пожалуйста».
16 Письменный опрос показал, что воспитанники этих классов
знают вежливые слова. А вот наблюдение показало, что в речи
использовать вежливые слова частенько забывают. Например,
поздороваться с учителем при встрече забыли 5 человек, что
составляет 25% всех воспитанников, извиняется 3 человека,12,5
%, слово «пожалуйста» говорит5 человек,
37,5 %.
Наблюдение проводилось в течение четырёх дней, а затем
вывели средние показатели, а вот такими результаты стали в конце
исследования: поздоровались с учителем и одноклассниками 9
человек58%; извиняется 7 человек 50%; говорит «пожалуйста»7
человек 58%.
Психологи выяснили, что вежливые слова положительно
влияют на человека, на его эмоциональное состояние, конечно,
17 если идут они от души, от сердца. Только в этом случае они
сыграют свою волшебную роль.
Это доказывает проведённый эксперимент: с одной и той же
просьбой попросили обратиться двух воспитанников в разной
форме:
1. Грубо,
2. Вежливо.
В первом случае в просьбе было отказано, а во втором случае
разрешено.
5.Выводы
Далее проведена диагностика навыков культуры поведения
у воспитанников. Диагностика проводилась по следующим
параметрам:
1. Проявление уважения к близким.
2. Умение совершать добрые поступки.
3. Умение играть в коллективе сверстников.
4. Умение общаться и трудиться в коллективе.
5. Бережное отношение к вещам.
6. Умение оценивать поступки своих и других.
18 После обработки диагностики получены следующие
результаты:
Высокий
Средний
30%
40%
Низкий
30%
Составили словарь вежливых слов:
А аккуратность;
Б – будьте добры, будьте любезны, благородный, благодарю,
благодарный, будь здоров, благожелательный, браво, бескорыстие;
В – вежливость, воспитанный, внимательный, всего хорошего, всего
наилучшего, верность, великодушный;
Г – гордость, грамотный, галантность, гуманный, гостеприимный,
героизм, гармония;
Д – доброта, доброе утро (день, вечер), дисциплинированный,
деликатность, дружба, до свидания, до встречи, доброжелательный,
дружелюбие, доверие;
Е – единодушие, естественность, если Вас не затруднит;
Ж – желанный, жизнерадостный, жалостливый;
З – здравствуйте, здоровья желать, заботливый;
И – интересный, извините, инициативность;
К – красивый поступок, красноречивый, коммуникабельный;
19 Л – ласковый, ловкий, любящий, любезный, любознательность;
М – мужество, мелодичный, милосердие;
Н – независимость, надежность, настойчивость;
О – общительный, ответственность, отзывчивость, оптимизм,
откровенность;
П – правдивый, пожалуйста, приятного аппетита, простите,
преданность, признательность;
Р – радость, разносторонний, решительность;
С – справедливый, сердечный, сдержанность, спасибо, сострадание,
снисхождение, самоотверженность, сосредоточенность, собранность,
самообладание;
Т – трудолюбие, трепетный, толерантный, терпение, творчество;
У –уважение, упорство, утонченность, уравновешанность;
Ф – фантастический, фантазия;
Х храбрый;
Ц – ценный, целеустремлённость, цель, целомудренность;
Ч – честность, чувствительность, человечность, чем Вы обеспокоены,
чуткость;
Ш – шикарный, шалость, шутка;
Щ – щедрость;
Э – этикет, эрудиция, экстравагантность, экономный, энтузиазм;
Ю – юмор;
Я ясный, яркость.
20 Вместе с Натальей Васильевной разработали классный час «Чтобы
радость людям дарить,
нужно добрым и вежливым быть!» и провели его. (см. Приложение)
На основании всего этого можно сказать:
Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не
ответить на приветствие.
Со взрослыми надо здороваться первым, но самому протягивать руку
нельзя. Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.
Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек,
разговаривая, не кричи.
В играх не будь грубым, не кричи. Не спорь с товарищем по
пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.
Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.
В результате нашей работы мы пришли к выводу, что грубые слова
оказывают негативное воздействие на настроение людей, на грубость
хочется ответить грубостью, а на ласковое слово – улыбкой. В течение того
времени, пока мы проводили исследование, все ученики класса старались не
забывать пользоваться вежливыми словами, что вызвало спад ссор и
негативного отношения друг к другу, таким образом это доказывает, что
наша гипотеза верна «ежедневное употребление вежливых слов в классе
создадут более дружескую атмосферу и улучшат взаимоотношения между
учениками». Для того, чтобы взаимоотношения в нашем классе улучшались,
мы с ребятами разработали правила вежливости.
21 6.Заключение
Вежливый человек всегда внимателен к людям. Он старается не
причинять им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни
делом. И, конечно же, он не забывает о волшебных словах.
Что же это за волшебные слова? Это обычные, простые, умные,
22 полезные и добрые слова, а волшебными они стали потому, что без них
просто жить на свете нельзя. Эти слова надо не только хорошо знать, но и
уметь произносить по волшебному: глядя прямо в глаза тому, кому их
тоном.
говоришь,
ласковым
тихим,
Я познакомлю вас с несколькими высказываниями Конфуция из
китайской книги «Суждения и беседы». Миллионы людей заучивали ее
наизусть и всю жизнь по ней сверяли свои слова и поступки. Мы с Натальей
Васильевной выбрали три высказывания, которые на наш взгляд помогут
учащимся нашего класса стать намного вежливее в своих словах и
поступках.
Не хочу , чтобы меня обижали. И сам никого не хочу обижать.
Что себе не хочешь, не делай другим.
Ошибся не бойся исправиться.
Я уверена, если ребята прислушаются к этим словам, то станут лучше
понимать друг друга, научатся оценивать не чужие поступки ,а свои, и
помнить «Как ты относишься к окружающим, так и они относятся к тебе».
7.Литература
1. Детская энциклопедия ( журнальный вариант) №11 2005 г., редактор
В. Поляков.
23 2. Л.Поддубская «Этикет от А до Я», Москва: «Народное образование»,
2003 г.
3. Дик Н. Ф. Классные часы в 34 классах. – Ростов н/Д:» Феникс», 2007
г.
4. Классному руководителю: Учебнометодическое пособие./ Под ред.
М. И. Рожковой. – М:Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 2001 г.
5. Методический журнал «Практические советы учителю», №6, Ростов
н/Д: Издво «ИПК и ПРО», 2011 г.
24 Приложение
Классный час:
«Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть!»
Цели:
1. вспомнить все вежливые слова, которыми пользуемся в речи;
2.совершенствовать правильную речь;
3.корригировать зрительное и слуховое восприятие на основе выполненных
заданий на запоминание;
4. воспитывать дружеские отношения между собой.
Оборудование: карточки с заданиями, таблицы про вежливость.
Ход классного часа.
I.
II.
Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о самых важных
качествах человека. Тема нашего классного часа «Чтобы радость людям
дарить, нужно добрым и вежливым быть».
III. Основной момент.
1. Слово о вежливости.
Вежливость одно из важнейших качеств воспитанного челове ка.
До XVI в. слово «вежа» означало «знаток» тот, кто знает правила
приличия, формы выражения доброго отношения к людям.
(На доске таблица…)
Правила вежливости:
1. В вежливости проявляется отношение к другим людям.
25 2. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
3. Вежливый человек всегда здоровается и прощается.
4. Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.
5. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
Попробуем определить, знаете ли вы правила вежливости. Для этого
поиграем в игру «Вежливо невежливо».
2. Игра «Вежливо невежливо».
Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или нет были
действия в ней. Если вежливыми, то поднимаете зеленую табличку, если
нет, то синюю.
Поздороваться при встрече ... (вежливо).
Толкнуть, не извиниться ... (невежливо).
Помочь подняться, поднять упавшую вещь ... (вежливо).
Не встать, обращаясь к учителю ... (невежливо).
Взять билет в трамвае ... (вежливо).
Не уступить место пожилому ... (невежливо).
3. Работа с карточками. Решение ситуаций.
А теперь поговорим о ситуациях, которые встречаются в нашей
жизни на каждом шагу. Каковы должны быть поступки с позиции вежливого
человека.
1. Олег, выскочив из дома, стремглав помчался к школьному
автобусу. На бегу он случайно задел свою одноклассницу, наткнулся на
учителя; протискиваясь, он зацепил чьюто пуговицу, и она отлетела.
Как повлияла спешка Олега на настроение окружающих?
26 2. Когда Игорь вышел на школьную площадку, обогнавшая его
Наташа показала ему язык. Слава шутливо щелкнул его по затылку,
Надя передразнила его походку.
Каким будет настроение у Игоря? Почему?
3. Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас ча
сов?»
Он допустил 4 ошибки. Назовите их. (1 крикнул;
2не сказал: «Извините»;
3 не сказал: «Не подскажете»;
4 правильно говорить: не часов, а времени).
Как нужно было правильно обратиться к прохожему?
4. Одна девочка жаловалась маме:
Во дворе меня один мальчишка зовет Галька.
А как ты его зовешь? спросила мама.
Я ему просто кричу: «Эй, ты!»
Права ли Галя?
Вежливыми должны быть не только слова, но и поступки, чтобы за
них не пришлось краснеть ни вам, ни родителям, ни друзьям. А сейчас мы
выясним, знаете ли вы вежливые слова.
4. Поэтическая игра «Словарь вежливых слов»
1. Растает ледяная глыба
От слова теплого (спасибо).
2. Зацветёт старый пень,
Когда услышит (добрый день).
3. Если солнышко садиться,
По деревьям золотится,
27 Говорим при встречи
Всем знакомым (добрый вечер)
4. Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы (спасибо).
5. Дети вежливые и развитые
Говорят, встречаясь, (здравствуйте).
6. Когда нас бранят за шалости,
Говорим прости (пожалуйста)
7. Встретил Витю я соседа,
Встреча грустная была:
На меня он как торпеда
Налетел изза угла,
Но представьте: зря от Вити
Ждал я слова (извините)
8. И в России, и в Дании
На прощанье говорят (до свидания)
9. Будет легче нам ехать и идти,
Когда пожелают (счастливого пути)
Ребята! Твердите
С утра по словарю:
Спасибо, извините,
Позвольте, разрешите,
Я вас благодарю.
А сейчас я расскажу вам сказку о том, как вежливость может
помочь спасти от опасности.
5.Чтение мексиканской сказки « Вежливый Кролик».
28 Жилбыл Кролик. Он был очень воспитанный и вежливый. Однажды
кролик шел из чащи леса домой, как вдруг небо потемнело, на солнце
надвинулись тучи, и полил дождь. На его пути была огромная пещера, в
которой Кролик решил укрыться от дождя. Но он не знал, что в этой
пещере живет старая ядовитая змея. Она редко выползала из нее, потому
что не любила солнце, свет, зелень, красоту вокруг. Кролик не сразу вошел
в пещеру. Он вежливо спросил:
Уважаемая пещера, разрешите мне войти и переждать под вашими
сводами дождь?
Услышав голос Кролика, змея радостно ответила:
Заходи, Кролик!
От голоса змеи Кролик испугался, но не подал вида. Он вежливо
сказал:
Простите, я не знал, что здесь занято, и что здесь ктото живёт,
всего доброго, до свидания, не смею вас беспокоить», и со всех ног
бросился бежать домой.
Змея, разозлившись, с ужасом зашипела:
Ох, уж эти мне вежливые кролики.
Понравилась сказка? Что помогло кролику спастись от змеи? Какие
вежливые слова встретились в сказке? А вас когданибудь выручала
вежливость? (Ответы и случаи из жизни детей).
А может ли вежливый человек быть злым? Конечно, нет! Ведь
вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная. И, значит,
она всегда рядом с добротой, доброжелательным отно шением друг к
другу, к окружающей среде.
Что такое доброта? Что скрывается за этим словом? Какой тай ник
человеческой души открывается этим ключом?
6. Слово о доброте.
29 Доброта это лекарство от многих болезней, и, прежде всего, от
дурных. Это чудесное, светлое свойство помогает людям жить,
творить, делает жизнь красивой и прекрасной. Как же оно возникает?
Ведь в сердце человека не заглянешь. Нет прибора, который мог бы
определить чего там больше, зла или добра.
Добро начинается с любви ко всему живому.
Добрый человек тот, кто уважает людей, помогает им; он лю бит и
охраняет природу. А если человек добр, он спокоен, весел, от него исходит
тепло.
В одной из своих сказок великий русский писатель Л.Н. Толстой
очень убедительно рассказал о добре и зле.
Сказка «Белка и волк»
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на спящего Волка. Волк
вскочил и захотел ее съесть. Белка стала просить: «Пусти меня», на что
Волк ответил: «Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы,
белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху
все играете и прыгаете». Белка сказала: «Пусти меня прежде на дерево, я
тебе оттуда скажу, а то я боюсь тебя». Волк отпустил ее, белка ушла на
дерево и оттуда сказала:
Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы
веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем».
Какова главная мысль произведения? (Хорошо тому, у кого доброе
сердце.)
7.Выставка рисунков на темы: «Делай добро», «Помоги тем,
кому трудно».
8.Знакомство с пословицами и поговорками о вежливости и
доброте.
Ссора до добра не доведёт.
30 Жизнь дана на добрые дела.
Доброе семя – добрый и всход.
Злой не верит, что есть добрый.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Доброго чтут, а злого жалуют.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Учись доброму, тогда худое на ум не пойдёт.
Добро побеждает зло.
На добро отвечать добром – дело каждого, а на зло добром – дело
отважного.
При солнышке тепло, при матери добро.
Зло помнится, а добро век не забудешь.
Делать людям хорошо – хорошеть самому.
Ничто не ценится так дорого, как вежливость и доброта.
Доброта без разума пуста.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Делай другим добро будешь и сам без беды.
Доброе дело питает и душу и тело.
Добрый человек в добре живет век.
Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.
За доброго человека сто рук.
Доброта нигде не теряет своего достоинства.
Добрые умирают, да дела их живут.
IV. Итоги классного часа.
«Сейте разумное, доброе, вечное», сказал когдато поэт
Н.Некрасов. Эти слова могут стать прекрасным девизом для нас.
1. Добрым быть совсем, совсем непросто,
31 Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
2 . «Давайте поклоняться доброте...»
Давайте с думой жить о доброте,
Вся в голубой и звездной красоте
Земля добра. Она нас дарит хлебом,
живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту.
3. Не стой в стороне равнодушно,
Когда у когото беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если комуто, комуто поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
Мы должны помнить, что добрые поступки всегда вознаграждаются
добрым отношением к нам родных, близких и со всем незнакомых людей,
наших домашних животных, да и самой природы.
Давайте дарить добро людям и природе, и нам всем вместе будет
жить лучше.
32 Заканчивая наш классный час, я уверена, что в ваших сердечках добра
стало немного больше; вы не останетесь равнодушными к чужой беде и
станете более бережно относиться ко всему живому.
33
Исследовательская работа по теме: «Влияние вежливых слов на взаимоотношения людей»
Исследовательская работа по теме: «Влияние вежливых слов на взаимоотношения людей»
Исследовательская работа по теме: «Влияние вежливых слов на взаимоотношения людей»
Исследовательская работа по теме: «Влияние вежливых слов на взаимоотношения людей»
Исследовательская работа по теме: «Влияние вежливых слов на взаимоотношения людей»
Исследовательская работа по теме: «Влияние вежливых слов на взаимоотношения людей»
Исследовательская работа по теме: «Влияние вежливых слов на взаимоотношения людей»
Исследовательская работа по теме: «Влияние вежливых слов на взаимоотношения людей»
Исследовательская работа по теме: «Влияние вежливых слов на взаимоотношения людей»
Исследовательская работа по теме: «Влияние вежливых слов на взаимоотношения людей»
Исследовательская работа по теме: «Влияние вежливых слов на взаимоотношения людей»
Исследовательская работа по теме: «Влияние вежливых слов на взаимоотношения людей»
Исследовательская работа по теме: «Влияние вежливых слов на взаимоотношения людей»
Исследовательская работа по теме: «Влияние вежливых слов на взаимоотношения людей»
Исследовательская работа по теме: «Влияние вежливых слов на взаимоотношения людей»
Исследовательская работа по теме: «Влияние вежливых слов на взаимоотношения людей»
Исследовательская работа по теме: «Влияние вежливых слов на взаимоотношения людей»
Исследовательская работа по теме: «Влияние вежливых слов на взаимоотношения людей»
Исследовательская работа по теме: «Влияние вежливых слов на взаимоотношения людей»
Исследовательская работа по теме: «Влияние вежливых слов на взаимоотношения людей»
Исследовательская работа по теме: «Влияние вежливых слов на взаимоотношения людей»
Исследовательская работа по теме: «Влияние вежливых слов на взаимоотношения людей»
Исследовательская работа по теме: «Влияние вежливых слов на взаимоотношения людей»
Исследовательская работа по теме: «Влияние вежливых слов на взаимоотношения людей»
Исследовательская работа по теме: «Влияние вежливых слов на взаимоотношения людей»
Исследовательская работа по теме: «Влияние вежливых слов на взаимоотношения людей»
Исследовательская работа по теме: «Влияние вежливых слов на взаимоотношения людей»
Исследовательская работа по теме: «Влияние вежливых слов на взаимоотношения людей»
Исследовательская работа по теме: «Влияние вежливых слов на взаимоотношения людей»
Исследовательская работа по теме: «Влияние вежливых слов на взаимоотношения людей»
Исследовательская работа по теме: «Влияние вежливых слов на взаимоотношения людей»
Исследовательская работа по теме: «Влияние вежливых слов на взаимоотношения людей»
Исследовательская работа по теме: «Влияние вежливых слов на взаимоотношения людей»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.