Работа подробно описывает и иллюстрирует все виды графиков тригонометрической функции, содержащих знак модуля. методы исследования и построения. Рассказана история модуля, определение, решена задача и сделаны соответственные выводы. Рассмотрено применение модуля не только в математике, но и в архитектуре, физике и технике.Работа выполнена в ворде, 13 страниц.
Районный конкурс творческих исследовательских работ школьников
Исследовательская работа:
«Построение графиков тригонометрических функций,
содержащих знак модуля»
Выполнила Ёрмина Алена Александровна
ученица 10 класса
МКОУ Новочановской СОШ
Научный руководитель:
Мухарева Татьяна Максимовна
учитель математики
МКОУ Новочановской СОШ
высшая квалификационная категорияг. Барабинск 2018ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение
Основная часть
2.1. Из истории тригонометрических функций
2.2. Простейшие тригонометрические функции
2.3. График функции у = |f (x)|
2.4. График функции у = f (|x|)
2.5. График функции у = |f (|x|)|
2.6. График функции |у| = f (x)
2.7. Практическое применение
Заключение
Список литературы
1.
2.
3.
4.
3
4
4
5
7
8
8
10
11
12
12
3Введение
В прошлом году, занимаясь исследовательской работой «Построение
графиков квадратичных функций, содержащих модули», изучая историю
возникновения функциональных зависимостей и модуля, поведение графиков
функций, содержащих модули, я решила продолжить и в этом году выбрала тему
«Построение графиков тригонометрических функций, содержащих модули».
В школьных учебниках о графиках, содержащих модули, довольно сжатая
информация, а современные требования к образованию предусматривают более
глубокие знания. А так же, учитывая значимость темы для математики в целом,
работа ориентирована и на подготовку к ЕГЭ и дальнейшему обучению в вузе, так
как она расширяет кругозор, развивает абстрактное и логическое мышление, и
просто дает возможность познакомиться с интереснейшими графиками
тригонометрических функций, содержащих модули.
Цель моей работы – рассмотреть различные виды графиков
тригонометрических функций, содержащих знак модуля, изучить их
особенности и научиться строить.
Задачи:
1.
2.
Познакомиться с историей возникновения тригонометрических функций;
Изучить поведение тригонометрических функций sin х, cos х, tg х, ctg х,
sec х, cosec х, содержащих модули;
3.
Формировать навыки построения тригонометрических функций в Advanced
Grapher.
Методы исследования:
1.
2.
Изучение дополнительной литературы по данной теме;
Изучение возможностей программы Advanced Grapher.
4Построение графиков тригонометрических функций, содержащих модули, в
3.
разных вариантах и изучение их свойств.
5Основная часть
2.1. Из истории тригонометрических функций
Хотя название науки возникло сравнительно недавно, многие относимые
сейчас к тригонометрии понятия и факты были известны ещё две тысячи лет назад.
Впервые способы решения треугольников, основанные на зависимостях между
сторонами и углами треугольника, были найдены древнегреческими астрономами
Гиппархом (2 в. до н. э.) и Клавдием Птолемеем (2 в. н. э.). Позднее зависимости
между отношениями сторон треугольника и его углами начали называть
тригонометрическими функциями.
Значительный вклад в развитие тригонометрии внесли арабские ученые Аль
Батани (850929) и АбульВафа, Мухамедбен Мухамед (940998), который
составил таблицы синусов и тангенсов через 10’ с точностью до 1/604. Теорему
синусов уже знали индийский ученый Бхаскара (р. 1114, год смерти неизвестен) и
азербайджанский астроном и математик Насиреддин Туси Мухамед (12011274).
Кроме того, Насиреддин Туси в своей работе «Трактат о полном
четырехстороннике» изложил плоскую и сферическую тригонометрию как
самостоятельную дисциплину.
Долгое время тригонометрия носила чисто геометрический характер, т. е.
факты, которые мы сейчас формулируем в терминах тригонометрических
функций, формулировались и доказывались с помощью геометрических понятий и
утверждений. Такою она была еще в средние века, хотя иногда в ней
использовались и аналитические методы, особенно после появления логарифмов.
Начиная с XVII в., тригонометрические функции начали применять к решению
уравнений, задач механики, оптики, электричества, радиотехники, для описания
колебательных процессов,
движения различных
механизмов, для изучения переменного электрического тока и т. д. Поэтому
распространения волн,
тригонометрические функции всесторонне и глубоко исследовались, и приобрели
важное значение для всей математики. Аналитическая теория тригонометрических
6функций в основном была создана выдающимся математиком XVIII веке
Леонардом Эйлером
(17071783) членом Петербургской Академии наук.
Громадное научное наследие Эйлера включает блестящие результаты, относящиеся
к математическому анализу, геометрии, теории чисел, механике и другим
приложениям математики. Именно Эйлер первым ввел известные определения
тригонометрических функций, стал рассматривать функции произвольного угла,
получил формулы приведения. После Эйлера тригонометрия приобрела форму
исчисления: различные факты стали доказываться путем формального применения
формул тригонометрии, доказательства стали намного компактнее, проще. Таким
образом, тригонометрия, возникшая как наука о решении треугольников, со
временем развилась и в науку о тригонометрических функциях. Позднее часть
тригонометрии, которая изучает свойства тригонометрических функций и
зависимости между ними, начали называть гониометрией. Термин гониометрия в
последнее время практически не употребляется.
2.2. Простейшие тригонометрические функции
Синус ( sin x )
В современной математике cинусом острого угла прямоугольного
треугольника называют отношение противолежащего катета к гипотенузе.
y = sin x
Косинус ( cos x )
Косинус – это сокращение латинского выражения completely sinus, т. е.
“дополнительный синус” (или иначе “синус дополнительной дуги”). Косинусом
7острого угла прямоугольного треугольника называют отношение прилежащего
катета к гипотенузе.
y = cos x
Тангенс ( tg x )
Тангенсом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение
противолежащего катета к прилежащему.
Котангенс ( ctg x )
Котангенсом острого угла прямоугольного треугольника называется
отношение прилежащего катета к противолежащему.
8Секанс (х)
Секанс – тригонометрическая функция, обратно пропорциональная
косинусу.
y = sec x = 1/cos x
Косеканс (х)
Косеканс – тригонометрическая функция, обратно пропорциональная
синусу.
y = cosec x = 1/sin x
2.3. График функции у = |f (x)|
Для построения графика функции y = |f(x)| достаточно построить график
функции y = f(x) для всех x из области её определения и ту часть графика
функции y = f(x), которая расположена ниже оси абсцисс (f(x)<0), отразить
симметрично этой оси, то есть, графики функций у = f(х) и у = f(х) расположены
симметрично оси абсцисс.
Таким образом, график функции y = |f(x)| расположен только в верхней
полуплоскости.
9Построим график функции y = |sin x|. График будет находиться в верхней
полуплоскости. Для начала строим график функции y = sin x, затем отражаем
относительно оси абсцисс. Получаем график функции y = |sin x|.
y = |sin x|
2.4. График функции у = f (|x|)
Функция y = f(|x|) чётная, поэтому для построения её графика достаточно
построить график функции y = f (x) для всех x ≥0 из области её определения и
отразить полученную часть графика симметрично оси ординат.
Построим график функции y = cosec (|x|). Для начала строим график
функции y = sec x в промежутке [0;+∞). Затем отражаем график относительно оси
ординат. Получается график функции y = cosec (|x|).
2.5. График функции у = |f (|x|)|
Построим график функции у = |sin(|2xπ/6)3|.Для этого воспользуемся
программой Advanced Grapher. Будем действовать по следующему плану:
1) построим «основной» график, т.е. график функции y = sin x.
102) Построим график функции y = sin 2x.
3) Строим график функции y = sin(2xπ/6)
4) Отражаем часть графика, находящуюся в I и IV четвертях относительно оси
абсцисс. Получаем график функции y = sin(|2xπ/6|)
115) Опускаем график функции на 3 значения ниже по оси ординат. Получаем
график функции y = sin(|2x /6|) 3
π
6) Отражаем график функции y = sin(|2x /6|) – 3 относительно оси абсцисс. В
π
итоге, получаем график функции y = |sin(|2x /6|) – 3
π
|
2.6. График функции |у| = f (x)
Для построения графика зависимости |y| = f(x) достаточно построить график
функции у = f(x) для тех х из области ее определения, при которых f(x)≥0, и
отразить полученную часть графика симметрично оси абсцисс.
Построим график функции |y|= ctg x.Сначала строим график функции y=ctg x.
Отражаем часть графика, расположенную в верхней полуплоскости
относительно оси абсцисс, получаем график функции |y| = ctg x.
122.7. Практическое применение
Задача 1: Решите уравнение |sin x| = sin x * cos x.
Наиболее удобным решением данного уравнения является графический
способ. Построим два графика функции y = |sin x| и y = sin x * cos x. Пересечение
этих графиков и являться решением данного уравнения.
π π
, 2 и т.д.
Графики пересекаются в точках 0,
Ответ: x=± nπ , n € Z.
Задача 2: Решите уравнение |sin x – cos x| = 1 – sin 2x
Как и в предыдущей задаче, мы решим данное уравнение графическим
способом. Строим графики функции y = |sin x – cos x| и y = 1 – sin 2x.
13Графики пересекаются в точках 0,
Ответ: x = ±π/2+ nπ , n € Z.
Задача 3:при каких значениях параметра a уравнение cos 2x + |sin x| = a
, 3 /2 и т.д
π π π
/2,
имеет три корня?
Построим график функции y = cos 2x + |sin x|.
По рисунку видно, что только при а = 1 данное уравнение имеет три корня.
14Заключение
Мною были исследованы различные тригонометрические функции,
содержащие знак модуля. Я узнала об истории тригонометрических функций,
познакомилась с новыми видами тригонометрических функций, о которых раньше
не знала, научилась строить графики тригонометрических функций со знаком
модуля, в различных программах. Данная работа помогает мне в подготовке к
ЕГЭ, развивает абстрактное и логическое мышление и просто дает возможность
познакомиться с различными графиками тригонометрических функций,
содержащих знак модуля. В дальнейшем я хочу заняться построением различных
пространственных кривых.
Список литературы.
1. Виленкин Н. Я. « Функции в природе и технике » М. Просвещение, 1985,
192 стр.
2. Гельфанд И. М. и др. « Функции и графики » М. Наука, 1973, 302 стр.
3. Пичурин Л. Ф. « За страницами учебника алгебры » М. Просвещение, 1999,
224 стр.
4. Прохоров Ю.В. «Большая энциклопедия по математике», М.Наука, 1998,
700 стр.
5. Савин А.П. «Энциклопедический словарь юного математика»
М.:Педагогика, 1989, 350 стр.
6. Садыкина И. « Построение графиков функций и зависимостей, содержащих
знак модуля » Математика №3, 2004, 236 стр.
15