Исследовательская работа "Праздники жителей посёлка Харино"
Оценка 4.6

Исследовательская работа "Праздники жителей посёлка Харино"

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
воспитательная работа +2
Взрослым
24.01.2017
Исследовательская работа "Праздники  жителей посёлка Харино"
Праздник-это важная часть жизни человека, это эмоциональное раскрепощение, настрой, это заряд бодрости, психологическая разгрузка, после праздника будни не кажутся серыми, поэтому у каждого человека должны быть праздники. В данной работе были изучены праздники жителей поселка Харино Гайнского района. Жизнь меняется стремительно, многие праздники, которые были раньше, сейчас уже не отмечают. Работа посвящена разным праздникам, православным, календарным, семейным и т.д. Работа полезна будет тем, кто интересуется историей праздников.
Праздники жителей поселка Харино.doc
МБОУ «Харинская основная общеобразовательная школа» Направление: культурология Праздники в жизни жителей поселка Харино Гайнского района Тиунова Евгения 7 класс Руководитель: Якимова Людмила  Геннадьевна, учитель музыки и литературы п.Харино ­ 2011 Содержание Введение      Глава 1. История праздника Глава 2. Календарные праздники 2.1 Новый год 2.2 Святки 2.3 Рождество Христово 2.4 Крещение 2.5 Ильин день 2.6 Фролов день Глава 3. Подвижные праздники  3.1 Масленица 3.2 Пасха, или Светлое Христово Воскресенье 3.3 Троица Глава 4. Праздники, рожденные временем 4.1 День рождения пионерии 4.2 День космонавтики 4.3 День рождения Владимира Ильича Ленина 4.4 День Октябрьской социалистической революции 4.5 День рождения комсомола 4.6 День молодёжи 4.7 Проводы в Армию Глава 5. Семейные праздники 5.1 День рождения 5.2 День свадьбы 5.3 Поход в лес 5.4 Новый год Заключение Список литературы Приложения 3 6 7 8 8 10 13 13 14 15 15 18 17 19 19 20 20 21 21 22 23 24 24 24 25 25 28 29 Введение 2 Вы праздники меж будней, ­  Как звёзды в груде страз!  Чем рок был многотрудней,  Тем слаще вспомнить вас, ­ Рубинней, изумрудней, Алмазней, чем алмаз!  (В.Я.Брюсов) Жизнь человека так устроена, что она состоит из будней и праздников. Будни   –   это   время,   наполненное   трудами   и   заботами.   Будням противопоставлялся праздник – время отдыха, веселья, радости, ощущения полноты   жизни,   время,   когда   люди   осознавали   себя   частью   единого сообщества.   Чередование   будней   и   праздников   считается     необходимой составляющей   нормального   течения   жизни,   а   сбои   могли   привести,   по народным представлениям, к хаосу и гибели мира.   Праздник   в   жизни   человека   существовал   всегда.   Праздников   ждут,   к   ним готовятся, им радуются, их помнят. Праздники бывают разные календарные, общественные, профессиональные, семейные  и т.д. Каждый человек выделяет свой круг праздников, который ему дорог.   Нам  интересно было  узнать,  какую  роль играют  праздники  в  жизни жителей   нашего   поселка,   какие   праздники   отмечали   в   прошлом   наши бабушки, дедушки и отмечают в наше время, сохраняются ли праздничные традиции на эти и другие вопросы мы попытались ответить в процессе нашей исследовательской работы. Объект исследования: жители поселка Харино. Предмет исследования: праздники. Гипотеза: если мы изучим обряды, праздники, ритуалы нашей местности, то это позволит сохранить традиции нашего народа для последующих поколений Цель: Изучение праздников жителей поселка Харино. Задачи:   1.Познакомиться   с   историей   возникновения   праздников   в информационных источниках; 2.Опросить жителей поселка; 3.Систематизировать полученный материал; 4.Проанализировать местную периодическую печать с публикациями о праздниках в нашем поселке. 3 В ходе исследования данной темы использовались следующие методы: общие: анализ информационных источников, синтез,  частные:   устный   опрос,   беседа,   интервьюирование,   анкетирование   компьютерная обработка.   и В процессе работы  мы встречались с жителями нашего поселка. Всего нами было   опрошено   более   20   человек.   Возрастной   состав   наших   опрошенных составляет   от   35   до   84   лет.   Данная   работа   представляет   собой   описание праздников,   которые   отмечали   жители   нашего   поселка   в   разное   время:   с середины 20  века  по  наши  дни. Собранный  материал  систематизировали   в следующие главы: 1.История праздников; 2.Календарные праздники; 3.Подвижные праздники; 4.Праздники, рожденные временем; 5.Семейные праздники. Данная тема широко изучена в литературе.     В ходе работы были изучены следующие литературные источники:  1.Климов В.В., Чагин Г.И. Круглый год праздников, обрядов и обычаев коми­ пермяков. ­ Кудымкар,2003. 2.Русские обычаи и обряды.­М.,2006. 3.Русский праздник: Иллюстрированная энциклопедия. ­ Сбп.,2001.  Данные   книги   дали   представление   о   старинных   праздниках   и   помогли   в систематизации материала. Новизна  нашей работы   в том, что ещё  никто не изучал праздники  наших жителей, в этом её ценность для истории  поселка Харино. Работа имеет прикладной характер, материал может использоваться во внеклассной работе, на уроках музыки, краеведения, литературы  и истории. 4 Глава 1 История праздника Праздники в России  стали отмечать давно. 5 Так праздничных дней в России в XVII ­ XIX вв. насчитывалось: сто сорок ­ сто пятьдесят в году. Самыми древними были праздники, связанные с земледелием. Их называли календарными или годовыми праздниками, так как начинались   они   в   декабре,   когда   «солнце   поворачивалось   на   лето»   и продолжались весь год, заканчивались поздней осенью с завершением уборки урожая.   Главным   среди   них   были   Святки,   Масленица,   Семицкая   неделя, Ивано­Купальские празднества. Наряду с древними языческими праздниками в русском быту XIX в. было много праздников православной церкви. Они стали устанавливаться в конце X в., после принятия на Руси христианства. Праздники проводились в честь значительных событий священной истории. Все русские праздники выстраивались в определенную иерархическую лестницу.  Главным  праздником   для   всех   православных   людей  была   Пасха, которые называли праздником всех праздников, торжеством всех торжеств. Великими   праздниками   православной   церкви   считались   двенадцать праздников в году, прославляющих Иисуса Христа и Богоматерь.  Наиболее   значимыми     христианскими   праздниками   были   Рождество Христово, Крещение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы, святая Троица, кроме того, Иванов день, Ильин день, Покров Пресвятой Богородицы, Никола  зимний, Егорьев  день.  Большим  праздником   считался  престольный (храмовый)   праздник,   проводившийся   в   честь   святого   покровителя   села, деревни,   городского   квартала.   Среди   праздников,   связанных   с   древней языческой   традицией,   особенно   почитались   Святки.   Масленица,   братчины, заветные (обетные) праздники.  Эпоха   Петра   I   стала   временем   рождения   в   России   гражданских праздников. Среди них можно назвать праздник встречи Нового года. Праздником в  России считалось также  воскресенье, наступавшее через каждые шесть дней. Он был принят как день отдыха. В древности  этот день назывался «неделя», то есть время, когда нельзя работать. 6 Кроме общинных праздников в русском быту существовали праздники семейные: именины, популярные в основном среди городского населения, и братчины, отмечавшие важные события в жизни близких родственников. Общинные праздники длились несколько дней: от одного до двенадцати, в   зависимости   от   значимости   праздника.   Семейные   торжества   проходили обычно в течение одного дня. Каждый   из   праздников   имел   свою   отмеченную   давней   традицией программу. Своеобразие праздничного ритуала зависело от самого события. Каждый праздник имел своих главных и второстепенных действующих лиц, свои атрибуты, свои песни, заговоры, словесные формулы, нередко и свои специфические   блюда.   В   то   же   время   праздники   имели   и   много   общего. Необходимым   компонентом   многих   из   них   были   молебен   крестный   ход, уличное гулянье и катание на лошадях, длительная трапеза с обилием еды и хмельных   напитков,   пляска,   игры,   в   том   числе   и   спортивные,   посещение ярмарок с их балаганами, райками, каруселями, медвежьими потехами.    Праздник,   с   точки   зрения   русских,   требовал   подчеркнуто уважительного отношения людей друг к другу,   проявления гостеприимства ко всем, прибывшим в деревню, даже к совершенно незнакомым, к нищим, к странникам.    Праздники   играли   значительную   социальную   роль   в   жизни   русского народа.   Праздник,   на   который   сходилась   вся   ближняя   и   дальняя   родня, способствовал   укреплению   родственных   связей,   развитию   родственной взаимопомощи. Кроме того, праздник, отвлекая людей от будничных забот, семейных   неприятностей,   жизненных   трудностей,   давал   психологическую разрядку.  Следует   отметить   также   еще   одну   важную   сторону   народных празднеств, связанную с заботой о продолжении рода. Праздники, на которые стекалось   много   молодежи,   часто   из   отдельных   деревень,   предоставляли парням и девушкам более широкие, чем в другие дни возможности выбора 7 брачного партнера, а радость и веселье снимали напряжение между молодыми людьми. 1 1 Русский праздник: Иллюстрированная энциклопедия.­ СПб, 2001.­ С.5­11. 8 Глава 2 Календарные праздники Календарные   праздники   –   это   праздники,   отмечаемые   в   числах   по календарю.   Самыми   распространенными   праздниками   у   жителей   поселка Харино остается Новый год, Святки, Рождество, Старый Новый год, День защитников Отечества, Международный женский день. Наши бабушки и мамы вспоминают   такие   праздники   как   День   комсомола,   День   Октябрьской революции,   День   пионерии.   В   настоящее   время   эти   праздники   уже   не отмечают, но, по словам наших респондентов, эти праздники оставили след в памяти и с настольгией вспоминают их. 2.1 Новый год В   поселке   этот   праздник   отмечался   и   отмечается   широко.   Центром праздника являлся клуб. В клубе готовился новогодний сценарий. Когда была комсомольская   организация,   то   этот   праздник   организовывал   комитет комсомола, распределялись  роли,  придумывались   конкурсы. Была  большая подготовка. Вокально­инструментальный ансамбль на празднике играл живую музыку.   Поэтому   в   клубе   в   этот   день   всегда   было   много   народу.  Этот праздник   отмечается   и   сейчас,   только   организаторами   его   являются работники клуба. 2.2 Святки Жители   нашего   поселка   отмечают       Святки.   Это   древнеславянский обрядовый праздник, который устраивали по случаю солнцеворота в конце декабря или в начале января. В наше время это промежуток между 7 и 19 января.   В   это   время   церковь   отмечает   Рождество   Христово   (7   января), Васильев день (14 января) и Крещение Господне (19 января). Началом Святок стал канун Рождества – Рождественский сочельник.1 1 Климов В.В., Чагин Г.Н. Круглый год праздников, обрядов и обычаев коми­пермяков.­Кудымкар, 2005 –  С.79 9 Дегтянникова   Нина   Порфирьевна,   жительница   поселка   раньше   жила   в Татарии, вспоминает: «В этот день соблюдался пост. Последний раз кушали 5 января, вечером шли в церковь на Рождественское богослужение и только утром могли покушать, хотя по обычаю было принято не кушать до первой звезды, а у нас было так».1 Анфалова Татьяна Ивановна: «Помню, как мы гадали в молодости с 6 на 7 января. Клуб – место встречи молодежи. Ёлку еще не убрали, поэтому все веселились. В 12 часов с подругами договорились идти гадать. Надо было ровно в 12 часов выйти из клуба при этом молчать, затем идти к колодцу, набрать в рот колодезной воды, а вода холодная. Донести эту воду до дома, а жили мы недалеко от клуба. Дома нужно было воду изо рта вылить в сосуд и замешать   тесто.   Все   это   надо   было   делать   молча,   хотя   это   получалось   с трудом. Из теста замесить колобки, изжарить на сковородке и вынести на перекресток, положить все рядышком и ждать, когда подойдет собака и съест. Чей   колобок   собака   съест   первой   та   девушка   первая   выйдет   замуж.   Что интересно, когда собака подошла, взяла первый колобок и бросила, а потом взяла снова, получилось девушка, чей колобок собака взяла, вышла замуж и вскоре развелась. Замуж вышли мы в таком порядке, в каком собака съела наши колобки. Хоть верь, хоть не верь. Еще гадали   с петухом. В посуды клали зерно, денежку и воду. Девушка с петухом кружилась и отпускала его, если петух подойдет к зерну, то муж  будет хозяйственным, если к денежке, то  будет богатый, если к воде, то пьяница. Петуха у нас не было, вместо него мы   договаривались   с   парнем,   который   выбирал   для   нас   стаканы   с содержимым.   Мне   попалось   зерно,   у   меня   действительно   муж   был хозяйственный. А кому попалась вода, то по жизни муж оказался пьяница. Еще мы во время Святок ходили по гостям к знакомым, брали с собой зерно, его сыпали в доме, чтобы всегда в нем был достаток и блага, крепкое было хозяйство. Ко мне часто приходят колядовщики, я всегда стараюсь одарить 1 Дегтянникова Н. П. ­ жительница п. Харино. Интервью взято 5 января 2015г.  10 их   конфетами,   стряпней,   даже   вареньем,   чтобы   они   ушли   с   хорошими пожеланиями в адрес нашего дома»1. 2.3 Рождество Христово Рождество в нашей местности отмечается не так широко как в других странах,   где   существует   католическое   Христианство   и   не   всегда     его отмечали. В советский период этот праздник не принято было отмечать. А в 50­60 –е годы его отмечали неофициально, как бы продолжение святок. Анфалова   Александра   Григорьевна:   «В   Рождество   мы   собиралась   в большой избе, играли, пели».2      Фриауф Евгения Яковлевна: «В Рождество мы обычно ходили гадать. Собирались в избе у бабушки, приходилось ей  платить немного денег, за то, что в её избе играли, пели, танцевали и  гадали. Гадания были разные:   Из речки приносили два ведра воды, ставили их в ограду, закрывали дужки   ведер   на   замок,   а   ключ   прятали   в   изголовье,   перед   сном   просили «жениха», чтобы он явился во сне. Кто приснится, тот и будет  суженный».3 Анфалова Надежда Николаевна вспоминает: «В Рождество пели песни, играли «Кругом» и конечно, гадали: Выходили на поле и чертили кочергой большой круг, потом говорили молитву.   Так   уж   получалось,   молитву   говорили   неправильно,   смеялись,   а потом разбегались. Зато было весело.4 Ошвинцева   Ида   Николаевна:   «На   Рождество   мы   готовили   блюда   в основном из рыбы, пекли шаньги, творожники, варили овсяный кисель. Делали самодельное не горькое пиво. Пели песни, частушки, играли на гармошке, на заслонке, на ложках. Гадали: 1 Анфалова Т.И. ­ жительница п. Харино. Интервью взято 2  февраля 2015г. 2 Анфалова А. Г. ­жительница п. Харино. Интервью взято 5 января 2015г.  3 Фриауф Е. Я. ­ жительница п. Харино. Интервью  взято 10 января 2015г. 4 Анфалова Н. Н. ­ жительница п. Харино. Интервью взято 10 января 2015г. 11 Шли на озеро, чертили палкой  круг, садились в него и слушали лай   собак.   Где   собака   пролает,   с   той   стороны   будет   жених.   Весело   смеялись, шутили. Домой приходили все замерзшие.  Гадали на суженного и суженную. Ставили под ёлку валенки, клали в них соль, сахар, крупу,   волос. Каждый старался выбрать что­то хорошее. Если попадалась соль – семейная жизнь будет горькой, сахар – жизнь будет сладкой, крупа – жених с достатком, богатый, волос – жених, невеста будут из далека.   Кто донесет воду и не расплескает её. Если вода пролилась, то жизнь будет не благополучной, а если нет, то все в жизни будет хорошо».1 Анфалова Нина Андреевна вспоминает: «Ходили колядовать,  особенно туда, где жили учителя, так как они были более запасливее. Наряжались, так, чтобы трудно было узнать. Заходили в дом пели песни, частушки, желали всего хорошего.  Гадали: Брали по два полена, у кого без сучков ­ хороший жених будет, у кого много сучков ­ жених будет с большими недостатками. Садились на овечью шкуру, на перекресток и слушали голоса людей, лай собак, кому, что послышатся, значит, с той стороны жених придет.  Гадали на стаканах. В один стакан клали сахар, в другой соль, в третий зерно, а в четвертый наливали водку. Завязывали глаза и выбирали стакан. Если попадет с солью, то наступивший год будет тяжелым, если с сахаром, то год будет сладким, если с зерном, будет год богатый, но, а если с водкой, год будет горьким».2  Анфалова Серафима   Кирилловна:   «Самая   распространенная   игра   в   праздник   была «Кругом»:   парень   садился   на   стул   в   середине   комнаты,   вокруг   водили хоровод   и   пели   рождественские   песни,   одна   из   них   «Сидит   молодец   на 1 Ошвинцева И.Н. ­ жительница п. Харино. Интервью взято 15 января 2015г. 2 Анфалова Н.А. ­ жительница п. Харино. Интервью  взято 9 января 2015г. 12 стуле…». К сожалению, воспроизвести песню всю нам Серафима Кирилловна не смогла. Парень  выбирает себе пару, а потом пляшут в центре круга, затем садилась девушка, она тоже выбирала себе пару. Вечерами гадали, собирались на перекрестке, брали с собой лошадиную дугу, ставили ее на землю. Нужно было пройти с завязанными глазами через эту дугу на четвереньках. Если дугу пройдешь, то выйдешь замуж в этом году, если нет, то не выйдешь».1 Тиунова  Ирина   Владимировна  вспоминает  своё  весёлое  детство:  «Во       время святок мы тоже гадали: Жгли   мятую   бумагу   и   на   ее   тень,   на   стене   смотрели.   У   кого,   что получится. Обхватывали   обеими   руками   изгородь,   начинали   перебирать   доски одной рукой, приговаривая: «Чет, нечет». Если последнее штакетина будет четным числом, то выйдешь замуж, если не четным, то  не выйдешь. Бросали   валенок   через   калитку.   В   какую   сторону   валенок   носком упадет – в ту сторону и замуж идти, а если носком на дом упадет – сидеть еще дома. Воск свечи лили в воду, рассматривали, на что похожи фигурки. А еще мы безобразничали. Только не знаю, откуда это пришло. Нам об этом рассказали   взрослые.   Поленицы   дров   разваливали,   дорожки   заметали, замораживали двери. На утро жители   выходили даже через форточку или через чердак.2       Согласно народной легенде, в ночь под Новый год бесчисленные сонмы бесов выходят из преисподней и свободно расхаживают по земле. Считалось, начиная с этой ночи вплоть до кануна Богоявления нечистая сила устраивает пакости православному народному люду и потешается над всеми, кто позабыл оградить   свои   дела   крестом,   начертанным   на   дверях   жилых   и   нежилых помещений. В эти страшные вечера Бог на радостях, что у него родился сын, 1 Анфалова С. К. ­ жительница п. Харино. Интервью взято 23 января 2015г. 2 Тиунова И. В. ­ жительница п. Харино. Интервью взято 15 января 2015г. 13 отомкнул все двери и выпустил чертей погулять. И вот, соскучившись в аду, набросились на грешные игрища и придумал, на погибель человеческого рода, бесчисленное множество развлечений1. 2.4 Крещение   Крещение, или Богоявление, празднуется как церковный праздник 19 января. В народе он отмечается разнообразными  обрядами охранительного свойства. Считается, что крещенские обряды очищают от скверны не только человека, но и среду обитания – землю, воздух, воду и растительность.2       Анфалова  Серафима  Кирилловна:  «После 12 часов  ходили за  водой, брали ее на перекрестке из трёх колодцев. Прежде чем разлить в ёмкости в нее окунали крестик, читали молитву. Крещенскую воду хранили год, она не портилась.  Её  пили, могли и  использовать  и для  других целей.  Например, обрызгивали   дом,   сарай,   ею   умывались,   считалось,   что   она   омолаживает, очищает кожу. Были случаи, когда вдруг в избах кто­то застучит, опять в этом случае обрызгивали углы избы крещенской водой, говорят, помогало».3 2.5 Ильин день       Этот   праздник   православные   празднуют   2   августа.   Если   лето   было сухое, то к этому дню поспевает озимая рожь и начинается жатва, но все ещё продолжается заготовка сена.4        Анфалов Михаил Яковлевич рассказывает: «В Ильин день обязательно будет   дождь.   Снимали   первую   рожь   и   старались   испечь   хлеб   из   нового урожая.   А   вечером   девчата   гуляли   с   парнями.   Раньше   праздники     у   нас принято праздновать по деревням. Например, Ильин день всегда отмечали в Васькино, Петров день в Исаево и т.д.»5 1 Русские обычаи и праздники.­ М.,2006.­С.92. 2 Климов В.В., Чагин Г.Н. Круглый год праздников, обрядов и обычаев коми­пермяков.­Кудымкар, 2005 –  С.105. 3 Анфалова С. К. ­ жительница п. Харино. Интервью взято 23 января 2015г. 4 Климов В.В., Чагин Г.Н. Круглый год праздников, обрядов и обычаев коми­пермяков.­Кудымкар, 2005 –  С.184 5 Анфалов М.Я. ­ житель п. Харино. Интервью взято 10 января 2015г. 14 Фриауф Евгения Яковлевна вспоминает: «В Ильин день, нельзя было грести   сено   и   ставить   зарод,   так   как   он   точно   сгорит,   не   мыли   пол,   не купались.  Резали   скотину,  пекли   шаньги,  делали   домашнее   пиво   и  ржаной квас. Ходили друг к другу в гости без приглашения».1   2.6 Фролов день       Со слов   Фриауф Евгении Яковлевны отмечается 29 августа: «В этот день   встречали   осень,   снимали   богатый   урожай,   молотили   зерно,   мололи муку из свежего урожая, никто в колхозе не работал. Делали застолье дома, с разных деревень приходили семьи в гости, их угощали».2  В литературе этот день называется День Фрола и Лавра и отмечается 31 августа. Таким   образом,   самыми   распространенными   календарными   праздниками   у жителей поселка являются Новый год, Святки вместе с Рождеством, Ильин день. Раньше эти праздники отмечались широко, весело. Как отмечают сами жители: «Раньше в праздники мы много общались, пели, плясали, играли». 1 Фриауф Е.Я. ­ жительница п. Харино. Интервью взято 10 января 2015г. 2 Фриауф Е.Я. ­ жительница п. Харино. Интервью взято 10 января 2015г. 15 Глава 3 Подвижные праздники   Подвижные праздники – праздники, которые не отмечаются в числах.   Самыми   праздника   Пасхи. Их   дата   зависит   от   исчисления   распространенными   праздниками   среди   жителей   нашего   поселка   были: Масленица, Пасха, Троица. 3.1 Масленица           Масленица ­ это праздник на рубеже зимы и весны, сохранившийся в народном   календаре   от   языческих   времен.   Он   относится   к   категории подвижных внецерковных праздников.1                     Фриауф Евгения Яковлевна: «Популярным праздником у нас была масленица. Всю неделю пекли блины, шаньги, катались с гор на лотках. Лотки делали   из   толстых   досок,   так   чтобы   концы   доски   были   округлые,   затем устанавливались   четыре   колышка,   на   которых   закреплялась   доска.   Лотки были короткие, могли быть и длинные на несколько человек, а чтобы они скользили, нижнюю часть смазывали коровьим навозом и замораживали. На 1 Климов В.В., Чагин Г.Н. Круглый год праздников, обрядов и обычаев коми­пермяков.­Кудымкар, 2005 –  С.184 16 лотках   легко   было   кататься,   даже   на   небольших   склонах.     Жгли   костры, ходили в гости, поминали умерших, катались на лошадях, валялись в снегу. В последний день сжигали чучело Масленицы».1 Щербинина   Лидия   Степановна:   «Традицией   в   этот   праздник   было катание   на   лошадях.   Сбруя   лошадей   украшалась   ленточками,   на   дугу вешались   колокольчики.   В   последний   день   масленицы,   который   назывался прощеным   воскресеньем,   мы   ходим   в   гости,   просить   прощение     у   своих родственников, близких».2 3.2 Пасха, или Светлое Христово Воскресенье                     Пасха   ­   высочайший   и   торжественный   праздник   года,  это   день воскресения Христа из мертвых. В народном календаре с Пасхой связывали весеннее   пробуждение   сил   природы   после   долгого   зимнего   сна.   Пасха   ­ праздник   подвижный,   высчитывался   по   лунному   календарю.   Православная церковь праздновала Пасху всегда в воскресенье седьмой, последней недели Великого поста.        К   Пасхе   основательно   готовились:   накануне   в   пятницу,   а   это   была Страстная   неделя,   мыли   избы,   иконы,   а   в   субботу   после   обеда   стряпали, красили яйца, строили качели. Такого обычая коми­пермяки придерживаются и в наше время.3       Фриауф Евгения Яковлевна: «К Пасхе мы готовили заранее, с вечера мы окрашивали яйца в луковой шелухе, ставили тесто!».4       Традиция устраивать качели и разнообразные праздничные развлечения долгое время в одном и том же месте сформировали в образном восприятии людей качели как сакрально освященное начало весны и тепла. Для молодежи 1 Фриауф Е.Я. ­ жительница п. Харино. Интервью взято 10 января 2015г. 2 Щербинина Л.С. ­ жительница п. Харино. Интервью взято 22 января 2015г. 3 Климов В.В., Чагин Г.Н. Круглый год праздников, обрядов и обычаев коми­пермяков.­Кудымкар, 2005 –  С.129 4 Фриауф Е.Я. ­ жительница п. Харино. Интервью взято 10 января 2015г. 17 время   качелей   превращалось   в   праздник   семейно­родственных   встреч, угощений, близких знакомств.1 Вспоминая   свою   юность,   Фриауф   Евгения   Яковлевна   рассказывает:       «Очень   хорошо   мне   запомнились   большие   качели,   сделанные   из   толстой доски, которая была подвешена  на цепях через толстое бревно. На качелях помещалось около пятнадцати человек. В то время мы с парнями не дружили, и поэтому они с нами не качались. На Пасху у нас принято было танцевать польку,   вальс,   краковяк,   петь   разные   песни,   играть   в   игру   «Ручеёк» Становились парами, а кто остался без пары, шел в центр и выбирал себе пару, в это время все пели разные песни.  Игра «Улочка». Становились в шеренгу, затем перемещались. Крайний выбирал второго человека.  Вновь становился в шеренгу   и  так   все  по   порядку.  Во   время   перемещений   пели,  плясали   под гармошку,   если   она   была.     Игра   продолжалась   до   конца   улицы,   а   потом обратно».2 3.3 Троица      Одним из главных христианских праздников была Троица. Его отмечают в воскресенье на пятидесятый день после Пасхи. Символом праздника является береза 3.        Анфалова Нина Андреевна: «Принесенные берёзки из лесу вкапывались под   окнами   домов  или   неподалеку.   Наряжали   разноцветными,  красочными лентами.   Этим   обычно   занимались   подростки   и   дети,   но   не   были безучастными и пожилые. Здесь на улице, и начинались Троицкие гулянья. Водили   хороводы   вокруг   берёзки,   пели   песни:   «Во   поле   берёза   стояла», «Распрягайте   кони,   хлопцы».   Играли   в   игры:   «Чижик»,   «Круг».   С   осени строили большие качели. Как усадимся на качели по пятнадцать человек, а 1 Климов В.В., Чагин Г.Н. Круглый год праздников, обрядов и обычаев коми­пермяков.­Кудымкар, 2005 –  С.130 2 Фриауф Е.Я. ­ жительница п. Харино. Интервью взято 10 января 2015г. 3 Русские обряды и обычаи / Авт­сост. Н.А.Юдина.­ М., 2006.­С.315. 18 два человека её раскачивают. Песни начнём петь, частушки. Для праздника специально шили цветастые платья, надевали цветные платки.   На праздник приносили  белый квас»1        Фриауф Евгения Яковлевна:   «Берёзу мы тоже украшали ленточками, разрезанными цветными тряпочками и крашеной бумагой, по очереди ходили вокруг   берёзки,   шили   красивые   платья,   юбки,   надевали   новые     цветастые платки,   шали.   К   концу   праздника   берёзку   несли   к   реке   и   пели   песни. Украшения с берёзы не снимали, а просто забирали одну ленточку себе и загадывали заветное желание, потом пускали берёзу по реке, вместе с ней пускали и венки, сплетенные из разных цветов. Чей венок не утонет, все в жизни   будет   благополучно,   а   если   утонет,   то   плохая   жизнь   будет.     Были случаи, когда венок тонул, и это  сбывалось».2 Самыми   распространенными   подвижными   праздниками   у   наших жителей были Пасха, Масленица, Троица. Пасха и Масленица отмечается и в настоящее время. Все­таки, сохраняются традиции, и это подтвердило наше анкетирование. Троица сейчас отмечается не так широко, как раньше.  Хотя интерес к этому празднику появился, ежегодно этот праздник  проводится на районном уровне в рамках фестиваля «Возрождение традиций». 1 Анфалова Н.А. ­ жительница п. Харино. Интервью  взято 9 января 2015г. 2 Фриауф Е.Я. ­ жительница п. Харино. Интервью взято 10 января 2015г. 19 Глава 4. Праздники, рожденные временем       К праздникам,  рожденным временем, мы отнесли День комсомола, День Октябрьской социалистической революции, День пионерии, День рождения Ленина, День космонавтики, День молодежи, День проводов в Армию. 4.1 День рождения пионерии массовая       Всесоюзная пионерская организация, самодеятельная коммунистическая организация детей и подростков Советского Союза, образована 19 мая 1922, 20 носила имя В. И. Ленина с 1924. Девиз пионеров был таков: «Шагать твердо к намеченной цели, учиться, бороться и жить, как жил и боролся Ильич, - это самое важное дело». Несколько поколений ленинцев носили пионерский галстук. Около 200 миллионов людей в разные годы были пионерами: собирались на сборы, ходили в походы, а главное - принимали участие в больших делах своей Родины.1       Анфалова Лилия Васильевна вспоминает: «Утром на торжественной линейке, нас поздравляли с праздником, так же проходили и пионерские парады. С боку стояли 2 человека с барабанами, а один с горном. Под марш выходили знаменосцы, которые выносили знамя пионеров и знамя Открывались пионерские выставки, комсомольцев. проходили всевозможные конкурсы, спортивные соревнования. Объявлялись благодарности пионерам, нас фотографировали у развернутого пионерского знамени, вручали награды... По школьному радио передавали поздравления ветеранам пионерского движения, бывших пионеров. В этот день принимали в пионеры, в торжественной обстановке они давали клятву. Право повязать галстуки предоставлялось лучшим комсомольцам. После   школы   ребята   проводили   пионерские   сборы,   на   которых   они рассказывали о самом интересном, (например: берут тему «Пионеры ВОВ», и рассказывают о  ней). так же по этой теме делали викторину или задавали вопросы.   Иногда   говорили   о   пионерах,   которые   отличились   и   награждали их».2 4.2 День космонавтики 1 Извекова Н. А.,. Латов Н. В. Праздник в семье. ­ Москва, 1986– С.40 2 Анфалова Л.В. ­ жительница п. Харино. Интервью взято 13 января 2015г. 21 12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль- спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом- космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич.1 Анфалова Лилия Васильевна вспоминает свою юность: «В этот день проводили концерт, показывали диапозитивы, диафильмы. Рассказывали о событиях из истории космонавтики. Полеты в космос были волнующими событиями для всех, поэтому праздник День космонавтики был почитаемым».2 4.3 День рождения Владимира Ильича Ленина       День рождения В. И. Ленина отмечают 22 апреля, его праздновали как большой всенародный праздник ­ день рождения вождя Великой Октябрьской социалистической   революции,   главы   первого   в   мире   социалистического государства. Этот день отмечало все прогрессивное человечество.3       Анфалова  Лилия Васильевна: «В этот день проводили концерт: пели песни о Ленине, рассказывали стихи, танцевали, говорили о В.И.Ленине. В то время   в   честь   дня   рождения   Ленина   проводился   традиционный   ленинский субботник,   на   котором   принимали   участия:   рабочие,   колхозники, школьники».4 Анфалова  Татьяна Ивановна: «Для меня, самым незабываем днем, остался день приема в пионеры, уже много прошло времени, но до сих пор картина этого дня у меня стоит перед глазами. А было это в день рождение Ленина». 1 Н. А. Извекова, Н. В. Латов. Праздник в семье. ­ Москва, 1986– С.16 2 Анфалова Л.В. ­ жительница п. Харино. Интервью взято 13 января 2015г. 3 Н. А. Извекова, Н. В. Латов. Праздник в семье. ­ Москва, 1986– С.24 4 Анфалова Л.В. ­ жительница п. Харино. Интервью взято 13 января 2015г. 22 4.4 День  Октябрьской социалистической революции 7 ноября ­ отмечался, как день рождения Советского союза. Это самый       главный революционный праздник.1  Ванькова   Людмила   Михайловна:   «В   этот   день   проводили торжественный   концерт,   поздравляли   тружеников,   чествовали.   На   крыши домов развешивались красные флаги».2        Анфалова   Лилия   Васильевна:   «Проводили   митинги,   торжественные концерты».3 4.5 День рождения комсомола       Комсомол ­  молодежная общественно­политическая организация. День рождения   комсомола   отмечался   29   октября.     Наши   бабушки   и   мамы   с удовольствием   вспоминают   комсомольскую   юность.   Отмечают,   что   жили   организовывали очень   весело,   дружно.   Проводили   много   праздников,   субботники, например, по заготовке хвойной лапки для коров на фермы.       Анфалова   Лилия   Васильевна:   «Утром   на   линейке   поздравляли комсомольцев,   вручали     подарки:   книги   или   альбомы   о   героях   ­ комсомольцах,   об   истории   комсомола,   сборники   комсомольских   песен, грампластинки с записями комсомольских и молодёжных песен».4   Мисютина   Надежда   Георгиевна:   «В   нашем   поселке   комсомольская организация была лучшая в районе. Мы постоянно были заняты, нам некогда было скучать. Девиз нашей организации был «Мы должны быть лучшими». Ко дню   комсомола   мы   готовились   тщательно.   Писали   отчеты,   заполняли альбомы. Проводили торжественный концерт, подводили итоги,  награждали активистов грамотами, памятными значками».5 1 Извекова Н. А., Латов Н. В.Праздник в семье. – М., 1986– С.18 2 Ванькова Л.М. ­ жительница п. Харино. Интервью взято 10 января 2015г. 3 Анфалова Л.В. ­ жительница п. Харино. Интервью взято 13 января 2015г. 4 Анфалова Л.В. ­ жительница п. Харино. Интервью взято 13 января 2015г. 5 Мисютина Н.Г. ­ жительница п. Харино. Интервью взято 10 января 2015г. 23 Ванькова Людмила Михайловна: «Проводили вечера: конкурсы, танцы,       игры, пели песни «Комсомольцы, добровольцы», «Главное ребята, сердцем не стареть» и др.. Я с удовольствием вспоминаю то время, было очень интересно. Молодежь не бездельничала, была занята».1 Анфалова Нина Дмитриевна: «Моя юность связана с комсомолом. Это время я вспоминаю с радостью. Мне очень нравилась сама подготовка к праздникам. Приходилось   многое   делать,   готовились   к   концертам,   а   потом   выезжали выступать   в   другие   поселки,   участвовали   в   смотрах   художественной самодеятельности. Есть что вспомнить».2 Якимова   Людмила   Геннадьевна:   «В   день   рождения   комсомола проводили     комсомольские   конференции   на   районном   уровне.   На   нее выбирали делегатов, почетное право предоставлялось лучшим комсомольцам. Во время конференции решались не только серьезные вопросы, но много было творческих   конкурсов,   много   пели   комсомольских   песен,   произносили речевки, выпускали газеты от каждой комсомольской организации и главное общались». 4.6 День молодежи       Проводится в последний день июня. Этот праздник проводился в 70­е, 80­е годы и проводится сейчас. Организаторами этого праздника  в поселке, когда была комсомольская и партийная организация, был комитет комсомола и партком. Чаще всего он проводился в форме спортивного праздника, на Анфалова   Лилия   Васильевна:   «В   этот   день   на   стадион, стадионе.     приезжали продавцы с товаром, ставили киоски и там продавали. В то время много товаров было дефицитным, и многие ждали этот праздник».3       Ванькова Людмила Михайловна: «В день молодежи традиционно играли в комический футбол. Парни переодевались  в бабок, а девушки в парней. 1 Ванькова Л.М. ­ жительница п. Харино. Интервью взято 10 января 2015г. 2 Анфалова Н.Д. –жительница п. Харино. Интервью взято 21 января 2015г 3 Анфалова Л.В. ­ жительница п. Харино. Интервью взято 13 января 2015г. 24 Вместо спортивной обуви надевали тапки. Очень было весело. Весь поселок собирался.   Награждали   победителей   книгами,   в   то   время   они   были   в дефиците».1       Мисютина Надежда Георгиевна: «Кроме спортивного праздника, в этот день устраивали пикники на Курейке. (Так называется маленькая речка, возле поселка)».2   4.7 Проводы в армию В 60­е,70­е годы ХХ века, было честью служить в рядах   Советской       Армии. Поэтому проводы в армию, действительно был праздником для всего поселка.       Мисютина Надежда Георгиевна: «В нашем поселке хорошо была развита художественная самодеятельность. Вся молодежь участвовала в ней. Поэтому праздники   мы  проводили   весело.  Во   время   проводов  в  армию,  устраивали торжественное   в   клубе,   приглашали   ветеранов,   которые   говорили напутственные   слова   призывникам,   чтобы   служили   с   честью.   Пели   много песен. Затем выезжали в военкомат в районный центр на машинах. Машины украшали   березками,   ленточками,   шарами.   Возле   военкомата   пели   песни, частушки, плясали под гармошку, баян».3 Праздники,  рожденные  временем, связаны  с историей  нашей  Родины. Как   видим,  наши   жители   с  теплотой   вспоминают   данные   праздники   и   все отмечают их торжественность. К этим праздникам люди готовились заранее не только в увеселительном плане, но и трудом, так как на торжественных мероприятиях награждали передовиков, тех, кто славно трудился. Это было почетно и приятно. Это ушло в прошлое. Глава 5 Семейные праздники 1 Ванькова Л.М. ­ жительница п. Харино. Интервью взято 10 января 2015г. 2 Мисютина Н.Г. ­ жительница п. Харино. Интервью взято 10 января 2015г. 3 Мисютина Н.Г. ­ жительница п. Харино. Интервью взято 10 января 2015г.  25 ...Тускло и серо была бы жизнь, если бы из неё выбросить праздники...” писал  К. Д. Ушинский. Семейные праздники ­ это прекрасная традиция. Все праздники проходят через семейный коллектив, входят в каждый дом. 5.1 День рождения            Среди всех праздников традиционным и самым дорогим для каждого члена семьи должен быть день рождения. Именно в этот день проявляется отношение всей семьи к имениннику. В свою очередь и он имеет возможность выразить свою любовь и признательность каждому члену семьи. Ванькова   Людмила   Михайловна:   «На   день   рождения,   независимо   у родителей или у бабушек и дедушек. Мои дети всегда проявляют творчество. Составляют   сценарий,  придумывают   конкурсы,  поют   песни,    рассказывают стихи. Выпускают для именинника стенд ­ газету. Это у нас уже заведено, как традиция».1  5.2 День свадьбы Во всех семья отмечается день свадьбы, он является одним из самых главных семейных праздников.  Тиунова   Ирина   Владимировна:   «Ежегодно   отмечается   День   свадьбы родителей. Этот праздник готовим мы с сестрой и всегда придумываем что­то новое. На 30­ти летний юбилей были даны наказы ­ “жениху” и “невесте”. Все конкурсы   посвящались   только   “молодоженам”,   а   самым   интересным   было интервью. Мама и папа должны были откровенно отвечать на все вопросы, которые   могли   задать   все   гости.   Готовили   импровизированный   концерт, который готовим не только мы, но и внуки».2 5.3 Поход в лес 1 Ванькова Л.М. ­ жительница п. Харино. Интервью взято 10 января 2015г. 2 Тиунова И. В. ­ жительница п. Харино. Интервью взято 15 января 2015г. 26 В праздник можно превратить любое семейное событие. Даже выезд в лес может стать не очередной поездкой, а “встречей с зелёным другом”.  Тиунова Ирина Владимировна: «Мы с семьёй ходим в поход, за грибами или   за   ягодами   и   всегда   берём   с   собой   что­то   съестного,   т.к.     всегда организуем, пикник на природе и   отдыхаем. Стелем   большое покрывало прямо на траве. Все припасы выкладываем сразу на скатерть ­ самобранку. Вокруг него мы все садимся.   Проводим конкурсы, загадки, игры.   Охотно фотографируемся   на   природе.   Эти   фотографии   всегда   очень   интересны   и остаются в архиве семьи. Через много лет при воспоминании об этом перед глазами   является   картина   того   места,   что   однажды   запечатлелось   в сознании».1 5.5. Новый год – семейный праздник. У каждого человека Новый год ассоциируется с семейным праздником. Анфалова Нина Дмитриевна: «Мне вспоминается детство, когда мы с родителями готовились к новому году. Обязательной традицией у нас было украшение   ёлки.   Раньше   новогодних   гирлянд   трудно   было   купить,   и   мы делали свои. Папа был электриком, поэтому ему легко было сделать гирлянду своими руками. Красили лампочки, соединяли провода. А в праздник папа играл на гармошке, а я пела. Я всегда старалась сделать приятное для своих родителей, чтобы они гордились моими успехами». Анфалова   Татьяна   Ивановна:   «Семья   у   нас   творческая,   большая  (13 человек собираются) и семейные праздники мы проводим очень интересно и весело. Самым любимым праздником в нашей семье считается Новый  год. Его мы всегда отмечаем по­разному. Один раз отмечали  в лесу. Пришло от Деда Мороза письмо, в нем говорится о том, что надо найти ёлку и указываются приметы. На улице мороз 27 градусов. Но никто даже и не думал оставаться дома. Все  собрались, взяли  с собой  шампанское  и  торт,  пошли  на  поиски новогодней   ёлки.   Шли,   шли   и   видим   украшенную   ёлку,   большой   костер. 1 Тиунова И. В. ­ жительница п. Харино. Интервью взято 15 января 2015г. 27 Закричали:   «Ура!»,   стали   водить   хоровод.   И   вдруг   ель   раздвигается   и неожиданно   выходит   Дед   Мороз,   а   Снегурочки   не   было.   Дед   Мороз поздравил, потом стали кричать Снегурочку. Он появилась с другой стороны. Дед Мороз со Снегурочкой всех поздравили. Мы водили хороводы вокруг лесной   елки.   Жгли   костер,   накрыли   стол,   было   очень   весело.   В   12   часов запускали фейерверки. Потом искали подарки. На следующий день рано – звонок в дверь, почтальон Печкин приносит письмо о том, что забыли про птичек в лесу. Детям было очень интересно, быстро оделись, приготовили еду для птичек и вновь пошли к нашей елочке. Под елочку насыпали зерно и вновь   каждый стали   водить   хоровод.   Зажгли   большой   бенгальский   огонь,   произносил пожелания, предавая его.  А еще в Новый год мы праздник организовали в огороде, поставили в центр елку, украсили игрушками и гирляндами. На празднике опять же был Дед   Мороз   и   Снегурочка.   Играли,   водили   хоровод,   танцевали.   Подарки искали  через игру по типу «12 записок», кто желает получить подарок, ищут записки, а там указывается, для кого он предназначен и где его можно найти. Где только не искали подарки: на чердаке, в бане, в дровянике и т.д. Смеху было…   Такие праздники очень нравятся детям. Каждый раз придумываем что­нибудь необычное».1 Анфалова   Нина   Андреевна:   «В   детстве   я   жила   в   поселке   Гайны, микрорайон   «Кирпичный».   Мы   с   соседями   жили   очень   дружно.   Семейные праздники мы отмечали все вместе очень весело. Дети собирались в одном доме, а родители в другом. Вспоминается, что на таких праздниках много пели, плясали, играли и нас детей приучали петь, может быть, поэтому мы до сих пор пение считаем самым любимым занятием». Анфалова   Татьяна   Ивановна:   «Праздник   можно   организовать   везде, лишь   бы   было   желание.   Когда   мы   выезжаем   на   море   и   там   устраиваем праздники,  придумываем свои, например  «Нептун по­семейному». 1 Анфалова Т.И.­ жительница п. Харино. Интервью взято 27 января 2015г. 28 Семейные праздники ­ это прекрасная традиция, её надо передавать по наследству, это надо развивать, этому надо учить, особенно молодых родителей.   Правильно   организованный     праздник   в   семье,     прежде   всего, важен   детям,     они   учатся   культуре   общения,   как   правильно   организовать досуг, через праздник передаются добрые традиции. 29 Заключение Представленный   нами   материал   показал   богатство   содержания праздников,   их   разнообразие.   В   них   отражены   человеческие   чувства, отражены исторические события нашей страны, нашего края, посёлка.          Праздники надо передавать по наследству,  надо развивать, этому надо учить, особенно молодых. Праздник в семье приготовить не сложно, нужно только пофантазировать. Через праздники и традиции можно привить   хорошие   манеры,   выработать   привычки.   Теоретические   знания   не дают,   возможности   превратиться   в   привычку,   если   они   не   закреплялись практически.           Работая   над   данной   темой,   мы   много   узнали   про   праздники,   о традициях. Узнали, как раньше проводили время, умели веселиться, какова была жизнь в разные периоды  истории нашего посёлка. В зажиточных семьях праздники были богаты и разнообразны, а в бедных наоборот, но праздники и традиции соблюдались и почитались, как раньше, так и в наши дни. Праздники нужны всем, без них невозможно жить. Анфалова Татьяна Ивановна сказала: «Праздник­это   важная   часть   жизни   человека,   это   эмоциональное раскрепощение,   настрой,   это   заряд   бодрости,   психологическая   разгрузка, после   праздника   будни   не   кажутся   серыми,   поэтому   у   каждого   человека должны быть праздники!»         Пусть в семьях будет больше праздников!         Пусть в своей памяти они сохранят всё лучшее! 30 Список литературы 1.Александрова Л. Сколько песен было спето!// За коммунист. Труд.­1988.­11 ноября. ­ С.2. 2.Извекова Н. А.,. Латов Н. В. Праздник в семье. ­ Москва, 1986– 240с. 3.Климов В.В.,Чагин Г.Н. Круглый год праздников, обрядов и обычаев коми­ пермяков.­ Кудымкар: Коми­Пермяцкое кн. изд­во, 2005.­255с. 4.Лунегова Г.В.»Сердца горячие и руки золотые»// За коммунист. Труд.­1988.­ 6 июля. ­ С.2. 5.Русский   праздник.   Праздники   и   обряды   народного   земледельческого календаря: Иллюстр. Энциклопедия / Авт.: О.Г.Баранова, Т.А.Зимина и др.­ СПб.6 Искусство,2001.­672с. 6.Русские обычаи и обряды/ Авт.­сост. Н.А.Юдина.­ М.: Вече, 2006.­320с. 7.Чудакова   Н.В.Праздники   для   детей   и   взрослых.­   М.:ООО   «Изд­во   АСТ­ ЛТД, 1997 – 480 с. 31 Приложения 32 Приложение №1 Сведения об интервьюируемых: 1Андреева Нина Петровна ­ п. Харино, пенсионерка,72 года. 2.Анфалова Александра Григорьевна ­ п. Харино, 83 года; 3.Анфалова Лилия Васильевна ­ п. Харино, пенсионерка, 57 лет 4.Анфалова Надежда Николаевна ­ п. Харино, пенсионерка, 82 года; 5.Анфалова Нина Андреевна ­ п. Харино, пенсионерка, 70 лет; 6. Анфалова Нина Дмитриевна – п. Харино, 52 года; 7.Анфалова Татьяна Ивановна – п. Харино, пенсионерка, 70 лет; 8.Анфалова Серафима Кирилловна ­ п. Харино, пенсионерка, 68 лет 9.Анфалов Михаил Яковлевич ­ п. Харино, пенсионер,  74 лет; 10.Ванькова Людмила Михайловна ­ п. Харино, экономист, 38 лет; 11.Дегтянникова Нина Порфирьевна ­ п. Харино, 62 года; 12.Курдель Галина Владимировна – п. Харино, учитель, 58 лет. 13Мисютина Надежда Георгиевна ­ п. Харино, учитель, 60 лет 33 14.Ошвинцева Ида Николаевна ­ п. Харино, пенсионерка, 69 лет; 15.Тиунов Николай Петрович – п. Харино, пенсионер, 71 год; 16. Тиунова Ирина Владимировна ­ п. Харино, воспитатель, 35 лет 17. Фриауф Евгения Яковлевна ­ п. Харино, пенсионерка, 73 года; 18.Щербинина Лидия Степановна ­ п. Харино, пенсионерка, 65 лет. 19.Якимова Людмила Геннадьевна –п.Харино, учитель, 49 лет. 34

Исследовательская работа "Праздники жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники  жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники  жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники  жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники  жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники  жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники  жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники  жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники  жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники  жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники  жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники  жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники  жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники  жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники  жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники  жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники  жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники  жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники  жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники  жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники  жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники  жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники  жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники  жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники  жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники  жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники  жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники  жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники  жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники  жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники  жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники  жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники  жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники  жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники жителей посёлка Харино"

Исследовательская работа "Праздники  жителей посёлка Харино"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2017