1
Тема нашего исследования «Стили речи». В работе принимали участие ученики 7 «а» класса
Эссойльской средней школы.
Мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Проследить за тем, что говорится в справочниках о стилях речи;
2. Выяснить особенности каждого стиля речи;
3. Установить, в каких жанрах могут использоваться различные стили речи;
4. Выяснить, какие ошибки допускают ученики, используя различные стили речи;
5. Попытаться дать ответ на вопрос: «Как избежать этих ошибок?»
Работали мы по следующему плану:
1. Знакомство с теорией
2. Практическая работа (исследование ряда работ учащихся)
3. Выводы
4. Выступление перед учениками 7х классов
Нас заинтересовали
следующие вопросы:
Что говорится в справочниках о стилях речи?
В каких жанрах могут использоваться различные стили речи?
Как используют ученики в своих работах различные стили речи?
Мы исследовали статьи, посвящённые стилям речи, в справочниках, в Internet, ряд работ
учащихся нашего класса и обнаружили, что наиболее типичные ошибки, связанные с
употреблением стилей речи, в работах ребят повторяются.
Чтобы избежать ошибок в употреблении различных стилей речи, надо знать их особенности.
Поэтому мы предлагаем совершить путешествие в страну Речеведение, которое уже
совершили с учениками 7х классов Эссойльской школы. Некоторые из работ, получившихся в
результате, мы можем предложить вашему вниманию.
Итак, мы рассмотрели особенности пяти стилей речи и выяснили следующие факты.
употребляется в словеснохудожественном творчестве.
Цель художественного стиля – воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли
читателей и слушателей.
1) Художественный стиль
Для создания образов используются все языковые средства.
Например:
Эпитет, метафора, гипербола, сравнение и другие.
Реализуется в форме драмы, прозы и поэзии, которые делятся на соответствующие жанры
(например: трагедия, комедия, драма и другие драматургические жанры; роман, новелла, повесть
и другие прозаические жанры; стихотворение, басня, романс и другие поэтические жанры). 2
Жанры художественного стиля
эпические:
рассказ, очерк, роман; лирические: ода, стихотворение, песня, послание; драматические:
трагедия, комедия, драма, водевиль, мелодрама, трагикомедия.
В качестве практического задания мы предложили семиклассникам сочинить миниатюру
на тему «Славная осень!..» (гиперссылка)
Вот что из этого получилось.
Осень в лесу
За окном славная осень. Она дарит нам разноцветные краски листьев. Как красиво за окном!
Солнце играет яркими лучами. Идёшь по лесу и слышишь, как хрустят под ногами сухие жёлтые
листочки. Под деревьями виднеются блестящие шляпки подосиновиков и белых грибов. Как красиво
осенью в лесу!
«ЖИребята» («Жизнерадостные ребята»)
Листья падают,
Птицы улетают
И песни поют.
Листья золотые
Под ногами шуршат.
Осень золотая!
Листики кружатся…
«Смешарики»
Славная осень к нам пришла,
Золотые листья принесла.
Но птицы улетели в далёкие края,
И грустно нам стало… Ах, эта осенняя пора!
…На полях урожай мы собираем,
А потом его съедаем!
«Помидоры»
Осенью ребята собрались во дворе. Вася предложил прыгать в длину. А Миша и Коля заранее
выкопали в песке яму и закрыли ее листьями. Первый прыгнул Вася и недопрыгнул до ямы. Ему
повезло. А Петя прыгнул и попал точно в яму. Все засмеялись и сказали: «Ах, какая славная
осень!..»
«Футболисты»
(Гиперссылка вверх)
2) Официальноделовой стиль
это функциональная разновидность
русского литературного языка,
применяемая в сфере общественных отношений. 3
Деловая речь служит средством общения государств,
государства с отдельным лицом и обществом в целом;
средством общения предприятий, учреждений, организаций;
средством официального общения людей на производстве и в сфере обслуживания.
относится к книжнописьменным стилям литературного языка.
реализуется в текстах законов, приказов, указов, распоряжений, договоров, актов, справок,
удостоверений, доверенностей, в деловой переписке учреждений.
Устная форма официальноделовой речи представлена выступлением и докладом на собраниях и
конференциях, судебной речью, служебными телефонным разговором, устным распоряжением.
Языковые черты:
1) точность, детальность изложения;
2) стандартизированность изложения;
3) долженствующепредписующий характер изложения.
Деловая речь безлична, стереотипна, в ней отсутствует эмоциональное начало.
Специфическим свойством деловой речи является выражение воли.
Выделяют следующие подстили официальноделового стиля:
Дипломатический, законодательный, управленческий.
(гиперссылка:
1) дипломатический (виды документов: международные договоры, соглашения,
конвенции, меморандумы, ноты, коммюнике и т.д.; устные формы практически не
применяются);
2) законодательный (виды документов, как законы, указы, гражданские, уголовные и
другие акты государственного значения; основная устная форма судебная речь);
3) управленческий (виды документов: уставы, договоры, приказы, распоряжения,
заявления, характеристики, доверенности, расписки и т.д.; устные формы доклад,
выступление, служебный телефонный разговор, устное распоряжение).
(Гиперссылка вверх)
3) Публицистический стиль
функциональный стиль, обслуживающий сферу политикоидеологических общественных
отношений.
Основные цели –
информация (в кратчайший срок сообщить о свежих новостях) и
воздействие (формирование мировоззрения читателя и общественного мнения).
Особенности:
информация адресуется кругу широким массам, всем носителям языка;
быстрота передачи информации, (публицистика, как правило, посвящена «злобе дня»).
Основная черта –
сочетание экспрессивности и стандарта, т.к. в этом стиле информационносодержательная
функция сочетается с функцией убеждения, эмоционального воздействия. 4
Публицистический стиль характеризуется
открытой оценочностью речи,
призывным и лозунговодекларативным характером выражения,
простотой и доступностью изложения,
рекламностью.
Широко используется, помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология,
эмоционально окрашенные слова, риторические вопросы, восклицания, повторы и т.д.
Публицистический стиль используется в разных жанрах (передовая статья, репортаж и др.)
периодической печати и в средствах массовой информации, в общественнополитической
литературе, выступлениях (на митингах и собраниях) и т. д., следовательно, реализуется и в
письменной, и в устной формах.
Результат творческого задания, предложенного ученикам: (гиперссылка:
Дорогие ребята! Приходите, пожалуйста, в воскресенье , в 15:00 убирать территорию
п.Эссойла. Пусть в посёлке будет красиво и уютно! Вы, конечно же, можете не прийти, но
сами подумайте, приятно ли вам будет жить в грязном посёлке. Мы вас очень ждём!
Заранее спасибо!
«Помидоры»
Дорогие школьники! Я призываю вас поддерживать чистоту в кабинетах. В школе
должен быть порядок.
Директор ЭСОШ Барышников Альберт.
«Футболисты»
Дорогие ребята! Убедительно просим вас не пропускать уроки, добросовестно учиться и
выполнять домашние задания, бережно относиться к школьному имуществу. Если мы будем
содержать школьные кабинеты в чистоте, то нам самим будет приятнее учиться. Ведь вы
только подумайте: если мы будем хорошо относиться к школе, то наша школа будет лучшей!
«ЖИребята»
(Гиперссылка вверх)
обслуживает научную сферу общественной деятельности. Он предназначен для передачи
научной информации в подготовленной и заинтересованной аудитории.
4) Научный стиль
Научный стиль имеет ряд общих черт, общих условий функционирования языковых
особенностей:
Общие черты:
1) предварительное обдумывание высказывания;
2) монологический характер высказывания; 5
3) строгий отбор языковых средств;
4) тяготение к нормированной речи.
В связи с совершающейся на наших глазах научнотехнической революцией во всеобщее
употребление входит огромное количество новых терминов:
Компьютер, дисплей, экология, стратосфера, солнечный ветер
Вот один из интересных фактов:
Из шестисот тысяч слов авторитетнейшего английского словаря Уэбстера (Вебстера) 500 000
составляет специальная лексика, то есть термины.
Лексические признаки
Отвлеченный, обобщенный характер научного текста проявляется в том, что в нем широко
употребляются слова с абстрактным значением: функция, диспозиция, секвестр. Слова бытового
характера часто приобретают в научном тексте обобщенное значение терминов, таковы
технические термины муфта, стакан, трубка и многие другие.
(Гиперссылка)
1) Школа – это… дом, где получают знания, «бесятся» и сходят с ума…
2) Учебный год – это… год мучений и страданий…
3) Класс – это… помещение, в котором учащиеся обучаются новому материалу.
4) Урок – это… 45 минут мучительной жизни…
(Гиперссылка вверх)
Разговорная речь занимает исключительное положение в современном русском языке.
5) Разговорный стиль
Им пользуются люди всех возрастов, всех профессий не только в быту, но и в неофициальном,
личном общении. Он широко представлен в художественной литературе.
Наиболее ярко разговорный стиль проявляется в устной форме речи, причём обычно в диалогах.
В письменной форме разговорный стиль используется в области неофициальной переписки
(например, в частных письмах, записках) и в дневниках.
Характеризуется разговорный стиль широким использованием обиходнобытовой и
эмоциональноэкспрессивной лексики и фразеологии, частиц, междометий, вводных слов, слов
предложений, обращений, повторов слов и т. д.
Специфическая определяющая черта разговорной речи заключается в том, что
она используется в условиях неподготовленного, непринужденного общения при непосредственном
участии говорящих;
Заключение 6
В результате нашей работы мы пришли к следующему выводу.
Изучение стилей литературного языка и правильное их использование – трудное, но очень
важное дело. Неуместное использование какихлибо слов, выражений ведёт к непониманию
между людьми. А это может иметь очень серьёзные и неприятные последствия. И поэтому мы
хотели бы дать всем такой совет: чаще обращайтесь к словарям, следите за своей речью
путешествуйте по стране Речеведение!
Исследовательская работа "Путешествие в страну Речеведение, или Стили речи" (7 класс, русский язык)
Исследовательская работа "Путешествие в страну Речеведение, или Стили речи" (7 класс, русский язык)
Исследовательская работа "Путешествие в страну Речеведение, или Стили речи" (7 класс, русский язык)
Исследовательская работа "Путешествие в страну Речеведение, или Стили речи" (7 класс, русский язык)
Исследовательская работа "Путешествие в страну Речеведение, или Стили речи" (7 класс, русский язык)
Исследовательская работа "Путешествие в страну Речеведение, или Стили речи" (7 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.