Исследовательская работа "Путешествие в страну Речеведение, или Стили речи" (7 класс, русский язык)
Оценка 5

Исследовательская работа "Путешествие в страну Речеведение, или Стили речи" (7 класс, русский язык)

Оценка 5
Занимательные материалы +4
doc
русский язык
6 кл—11 кл
28.01.2017
Исследовательская работа "Путешествие в страну Речеведение, или Стили речи" (7 класс, русский язык)
Презентация содержит теоретический материал о стилях речи, интересные факты и творческие задания.
Стили речи_выступление.doc
1 Тема нашего исследования ­ «Стили речи». В работе принимали участие ученики 7 «а» класса  Эссойльской средней школы.  Мы поставили перед собой следующие задачи:  1. Проследить за тем, что говорится в справочниках о стилях речи; 2. Выяснить особенности каждого стиля речи;  3. Установить, в каких жанрах могут использоваться различные стили речи; 4. Выяснить, какие ошибки допускают ученики, используя различные стили речи; 5. Попытаться дать ответ на вопрос: «Как избежать этих ошибок?» Работали мы по следующему плану:  1. Знакомство с теорией 2. Практическая работа (исследование ряда работ учащихся) 3. Выводы 4. Выступление перед учениками 7­х классов Нас заинтересовали  следующие вопросы: ­ Что говорится в справочниках о стилях речи?  ­ В каких жанрах могут использоваться различные стили речи? ­ Как используют ученики в своих работах различные стили речи? Мы исследовали статьи, посвящённые стилям речи, в справочниках, в Internet, ряд работ  учащихся нашего класса и обнаружили, что наиболее типичные ошибки, связанные с  употреблением стилей речи, в работах ребят повторяются. Чтобы избежать ошибок в употреблении различных стилей речи, надо знать их особенности.  Поэтому мы предлагаем совершить путешествие в страну Речеведение, которое уже  совершили с учениками 7­х классов Эссойльской школы. Некоторые из работ, получившихся в  результате, мы можем предложить вашему вниманию. Итак, мы рассмотрели особенности пяти  стилей речи и выяснили следующие факты.  употребляется в словесно­художественном творчестве.  Цель художественного  стиля – воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли  читателей и слушателей. 1) Художественный стиль  Для создания образов используются все языковые средства. Например:  Эпитет, метафора, гипербола, сравнение и другие. Реализуется в форме драмы, прозы и поэзии, которые делятся на соответствующие жанры  (например: трагедия, комедия, драма и другие драматургические жанры; роман, новелла, повесть и другие прозаические жанры; стихотворение, басня, романс и другие поэтические жанры). 2 Жанры художественного стиля  эпические:  ­рассказ, очерк, роман; лирические: ода, стихотворение, песня, послание; драматические:  ­трагедия, комедия, драма, водевиль, мелодрама, трагикомедия. В качестве практического задания мы предложили семиклассникам сочинить миниатюру  на тему «Славная осень!..»  (гиперссылка) Вот что из этого получилось. Осень в лесу За окном славная осень. Она дарит нам разноцветные краски листьев. Как красиво за окном!  Солнце играет яркими лучами. Идёшь по лесу и слышишь, как хрустят под ногами сухие жёлтые  листочки. Под деревьями виднеются блестящие шляпки подосиновиков и белых грибов. Как красиво осенью в лесу! «ЖИребята» («Жизнерадостные ребята») Листья падают, Птицы улетают  И песни поют. Листья золотые  Под ногами шуршат. Осень золотая!  Листики кружатся… «Смешарики» Славная осень к нам пришла,  Золотые листья принесла. Но птицы улетели в далёкие края,  И грустно нам стало… Ах, эта осенняя пора! …На полях урожай мы собираем, А потом его съедаем! «Помидоры» Осенью ребята собрались во дворе. Вася предложил прыгать в длину. А Миша и Коля заранее  выкопали в песке яму и закрыли ее листьями. Первый прыгнул Вася и недопрыгнул до ямы. Ему  повезло. А Петя прыгнул и попал точно в яму. Все засмеялись и сказали: «Ах, какая славная  осень!..» «Футболисты» (Гиперссылка вверх) 2) Официально­деловой стиль это функциональная разновидность  ­ русского литературного языка, применяемая в сфере общественных отношений. 3 Деловая речь служит средством общения государств,  ­государства с отдельным лицом и обществом в целом;  ­средством общения предприятий, учреждений, организаций;  ­средством официального общения людей на производстве и в сфере обслуживания.  относится к книжно­письменным стилям литературного языка.  реализуется в текстах законов, приказов, указов, распоряжений, договоров, актов, справок,  удостоверений, доверенностей, в деловой переписке учреждений.  Устная форма официально­деловой речи представлена выступлением и докладом на собраниях и  конференциях, судебной речью, служебными телефонным разговором, устным распоряжением.  Языковые черты: 1) точность, детальность изложения;  2) стандартизированность изложения;  3) долженствующе­предписующий характер изложения. ­Деловая речь безлична, стереотипна, в ней отсутствует эмоциональное начало. ­ Специфическим свойством деловой речи является выражение воли.  Выделяют следующие подстили официально­делового стиля:  Дипломатический, законодательный,  управленческий. (гиперссылка: 1) дипломатический (виды документов: международные договоры, соглашения,  конвенции, меморандумы, ноты, коммюнике и т.д.; устные формы практически не  применяются);  2) законодательный (виды документов, как законы, указы, гражданские, уголовные и  другие акты государственного значения; основная устная форма ­ судебная речь);  3) управленческий (виды документов: уставы, договоры, приказы, распоряжения,  заявления, характеристики, доверенности, расписки и т.д.; устные формы ­ доклад,  выступление, служебный телефонный разговор, устное распоряжение).   (Гиперссылка вверх) 3) Публицистический стиль  ­ функциональный стиль, обслуживающий сферу политико­идеологических общественных  отношений.  Основные цели –  ­информация (в кратчайший срок сообщить о свежих новостях)   и  ­воздействие (формирование мировоззрения читателя и общественного мнения). Особенности: ­информация адресуется кругу широким массам, всем носителям языка;  ­быстрота передачи информации, (публицистика, как правило, посвящена «злобе дня»). Основная черта –  сочетание экспрессивности и стандарта, т.к. в этом стиле информационно­содержательная  функция сочетается с функцией убеждения, эмоционального воздействия. 4 Публицистический стиль характеризуется  ­открытой оценочностью речи,  ­призывным и лозунгово­декларативным характером выражения,  ­простотой и доступностью изложения, ­ рекламностью.     Широко используется, помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология,  эмоционально окрашенные слова, риторические вопросы, восклицания, повторы и т.д. Публицистический стиль используется в разных жанрах (передовая статья, репортаж и др.)  периодической печати и в средствах массовой информации, в общественно­политической  литературе, выступлениях (на митингах и собраниях) и т. д., следовательно, реализуется и в  письменной, и в устной формах. Результат творческого задания, предложенного ученикам: (гиперссылка: Дорогие ребята! Приходите, пожалуйста, в воскресенье , в 15:00 убирать территорию  п.Эссойла. Пусть в посёлке будет красиво и уютно! Вы, конечно же, можете не прийти, но  сами подумайте, приятно ли вам будет жить в грязном посёлке. Мы вас очень ждём!  Заранее спасибо! «Помидоры» Дорогие школьники! Я призываю вас поддерживать чистоту в кабинетах. В школе  должен быть порядок.  Директор ЭСОШ Барышников Альберт. «Футболисты» Дорогие ребята! Убедительно просим вас не пропускать уроки, добросовестно учиться и  выполнять домашние задания, бережно относиться к школьному имуществу. Если мы будем  содержать школьные кабинеты в чистоте, то нам самим будет приятнее учиться. Ведь вы  только подумайте: если мы будем хорошо относиться к школе, то наша школа будет лучшей! «ЖИребята» (Гиперссылка вверх) ­обслуживает научную сферу общественной деятельности. Он предназначен для передачи  научной информации в подготовленной и заинтересованной аудитории.  4) Научный стиль  Научный стиль имеет ряд общих черт,  общих условий функционирования языковых  особенностей: Общие черты: 1) предварительное обдумывание высказывания;  2) монологический характер высказывания; 5 3) строгий отбор языковых средств;  4) тяготение к нормированной речи. В связи с совершающейся на наших глазах научно­технической революцией во всеобщее  употребление входит огромное количество новых терминов:  Компьютер, дисплей, экология, стратосфера, солнечный ветер  Вот один из интересных фактов: Из шестисот тысяч слов авторитетнейшего английского словаря Уэбстера (Вебстера) 500 000  составляет специальная лексика, то есть термины. Лексические признаки Отвлеченный, обобщенный характер научного текста проявляется в том, что в нем широко  употребляются слова с абстрактным значением: функция, диспозиция, секвестр. Слова бытового характера часто приобретают в научном тексте обобщенное значение терминов, таковы  технические термины муфта, стакан, трубка и многие другие. (Гиперссылка) 1) Школа – это… дом, где получают знания, «бесятся» и сходят с ума… 2) Учебный год – это… год мучений и страданий… 3) Класс – это… помещение, в котором учащиеся обучаются новому материалу. 4) Урок – это… 45 минут мучительной жизни… (Гиперссылка вверх) Разговорная речь занимает исключительное положение в современном русском языке.  5) Разговорный стиль  Им пользуются люди всех возрастов, всех профессий не только в быту, но и в неофициальном,  личном общении. Он широко представлен в художественной литературе.   Наиболее ярко разговорный стиль проявляется в устной форме речи, причём обычно в диалогах.  В письменной форме разговорный стиль используется в области неофициальной переписки  (например, в частных письмах, записках) и в дневниках. Характеризуется разговорный стиль широким использованием обиходно­бытовой и  эмоционально­экспрессивной лексики и фразеологии, частиц, междометий, вводных слов,  слов­ предложений, обращений, повторов слов и т. д. Специфическая определяющая черта разговорной речи заключается в том, что   она используется в условиях неподготовленного, непринужденного общения при непосредственном  участии говорящих;     Заключение 6 В результате нашей работы мы пришли к следующему выводу.   Изучение стилей литературного языка и правильное их использование – трудное, но очень  важное дело. Неуместное использование каких­либо слов, выражений ведёт к непониманию  между людьми. А это может иметь очень серьёзные и неприятные последствия. И поэтому мы  хотели бы дать всем такой совет: чаще обращайтесь к словарям, следите за своей речью ­   путешествуйте по стране Речеведение!

Исследовательская работа "Путешествие в страну Речеведение, или Стили речи" (7 класс, русский язык)

Исследовательская работа "Путешествие в страну Речеведение, или Стили речи" (7 класс, русский язык)

Исследовательская работа "Путешествие в страну Речеведение, или Стили речи" (7 класс, русский язык)

Исследовательская работа "Путешествие в страну Речеведение, или Стили речи" (7 класс, русский язык)

Исследовательская работа "Путешествие в страну Речеведение, или Стили речи" (7 класс, русский язык)

Исследовательская работа "Путешествие в страну Речеведение, или Стили речи" (7 класс, русский язык)

Исследовательская работа "Путешествие в страну Речеведение, или Стили речи" (7 класс, русский язык)

Исследовательская работа "Путешествие в страну Речеведение, или Стили речи" (7 класс, русский язык)

Исследовательская работа "Путешествие в страну Речеведение, или Стили речи" (7 класс, русский язык)

Исследовательская работа "Путешествие в страну Речеведение, или Стили речи" (7 класс, русский язык)

Исследовательская работа "Путешествие в страну Речеведение, или Стили речи" (7 класс, русский язык)

Исследовательская работа "Путешествие в страну Речеведение, или Стили речи" (7 класс, русский язык)
Скачать файл