Исследовательская работа «Рождественские и новогодние традиции в Карелии»

  • Исследовательские работы
  • pptx
  • 28.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

презентация
Иконка файла материала Рождество в Карелии.pptx
МОУ Шуйская СОШ №1 «Рождественские и новогодние традиции в Карелии» Руководитель проекта: Мартынова Маргарита Анатольевна Работу выполнила: Коровина Кира, учащаяся 3 класса Руководитель проекта: Мартынова Маргарита АнатольевнаРаботу выполнила: Коровина Кира,учащаяся 3 класса
По древним традициям год у вепсов и карел начинался с многодневного праздничного периода зимнего солнцестояния, который назывался сюндума (сев. в. — sunduma, ср. в. — sundum, южн. в. — sunduni). С 07.01 по 19.01. по н.с.
Карелы называли рождество Сюндю (Synty, Syndy), что означает «рождение», днём рождения (synnynpaivy) считался сочельник - день перед Рождеством. .
Сюндю в представлениях карелов - это и Спаситель (Христос),
Для северных карел распространены были представления не  о Сюндю, а о другом мифологическом существе ­ старухе  “Виеристя”(Vierista)
В начале XVIII в. по указу Петра I началом года по официальному календарю стало 1 января.
На оба дня распространились древние обычаи и  обряды, в основе которых лежала так называемая  "магия первого дня"
нельзя было отдавать посторонним что­либо из дома  (огонь, деньги, семена, соль и т.д.), "иначе весь год в  хозяйстве будут убытки"; выбрасывать навоз из хлева,  чтобы не обеднеть скотом и др. ЗАПРЕТ
Зато красным девицам, спешившим поскорее  выйти замуж, можно было для исполнения  своего желания вечером «расчистить дорогу  сватам», используя топор и косу.
Приметы • если в дом первым войдёт пожилой мужчина, да ещё с бородой, то это сулило достаток семье. • А от визита женщины не ждали ничего хорошего, только несчастья.
Приметы "Обух (топора) расколется, если раньше придет женщина", edo akal'rie"). "Хомут порвется, если раньше придет женщина" ("Hamar hauktob, bude tuleb edo akal'rie", "L'anged rebineb, bude tuleb
Наиболее желательным гостем был пожилой мужчина с густой бородой и длинными волосами Наиболее желательным гостем был пожилой мужчина с густой бородой и длинными волосами
«Если первым в Новом году приходил мужчина с густой бородой, значит, в новом году будет хороший овес"; "Пожилой мужчина первым войдет - счастливый, хлебный год будет, а безбородый юноша - голый год". «Если первым в Новом году приходил мужчина с густой бородой, значит, в новом году будет хороший овес"; "Пожилой мужчина первым войдет - счастливый, хлебный год будет, а безбородый юноша - голый год".
Большее значение имела вода Кто из хозяек деревни первым наберет в новогоднюю ночь воды со льдинками, больше всех в наступающем году соберет сметаны и сливок.
Обязательные блюда жареные в масле – «пряженые» пироги
Среди сладких пирогов один пекли с солью, это был "счастливый пирог" (ozan pirg). Если во время ужина он попадался парню или девушке, считалось, что в наступающем году им предстоит вступить в брак.
Сквозь первый блин девушки смотрели на улицу, стараясь разглядеть жениха.
Магической силой наделяли карелы и маленький хлебец,  который выпекался в честь Сюндю. Во время святок держали  его столе в коробке с солью. Затем хлебец помещали за  иконами и хранили целый год.
Первый откушенный кусочек хлеба за праздничным столом девушки клали под подушку и потом разгадывали сны.
Одним из главных блюд на празднично м столе была ячменная каша (suurin kas)..
После  рождественской  службы избы  крестьян  посещали  группы  христославов.  Они пели  духовные песни  и прославляли  рождение  Христа.
Колядование
- Kol'ada, kol'ada! Homen rastvad! Kel eile pirogad? Ken andad leposkad, Ka sille vodeks zivatoid! - Коляда, коляда! Утром Рождество! У кого нет пирогов? Кто даст лепешки, Тому скот на весь год! Колядование
Самым интересным моментом в святочных обрядах было ряженье. В этом обряде принимали участие взрослые, молодежь и дети.
Ряженых  (huhl’akat,  smuutat)  называли  хухляками.  Ряженые –  хухлякат ­   ходили по  дворам, пели,  плясали,  изображали  различные  сценки.
В карельских и вепсских деревнях было распространено ряженье в животных и птиц.
Для маскарада использовали вывернутые наизнанку шубы, льняное полотно, надевали старинные рубахи с вышивками и т.п.
Гадание В период святок, и особенно в канун Нового года и Крещения, было принято гадать.
Широко использовались при гаданиях вода, снег и лед. Так, девушки ходили в святочную ночь к колодцу и по отражению в его воде гадали о будущем.