Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.
Оценка 4.7

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
МХК
10 кл—11 кл
26.02.2017
Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.
Интерес к изучению национальной принадлежности объясняется потребностью выделения в системе общечеловеческого того специфического, что отличает массовые действия одного этноса от другого; при этом наличие “глубинных” уровней у различных народностей и является тем общим, что фиксируется понятием «национальная принадлежность». Наибольшая сложность исследования этого выражения обусловлена тем, что в нем “переплетены” феномены иррационального и рационального. К национальной принадлежности относятся черты характера, привычки, традиции, интуитивное, несознательное (подсознательное), все то, что существует на уровне подсознательных психических процессов
русские и американцы. исследование.doc
Введение       О характерах народов слагаются легенды, пишутся поэмы и романы,  сочиняются анекдоты. Резонно было бы предположить, что национальный  характер дает о себе знать во всех сферах жизни и деятельности его  носителей. Представители отдельных этнокультурных традиций могут  находить общий язык в процессе совместного общения, они могут дружить  или даже любить друг друга, сотрудничать, успешно взаимодействовать по  самым разным поводам. В какой­то мере все люди на Земле похожи друг на  друга, но в какой­то – все они друг от друга отличаются. И это верно не  только в отношении людей разных национальностей, поскольку то же самое  можно сказать, например, о мужчинах и женщинах, пожилых и молодых,  образованных и необразованных, богатых и бедных, жителях городов и  деревень, представителях различных религиозных конфессий, разделяющих  различные политические взгляды и т.д. и т.п.       Значение этнических различий в общем комплексе социальных качеств,  определяющих многообразие человеческих типов, довольно существенно.  Будучи особыми, специфическими социальными группами, нации и  народности складываются, а впоследствии существуют в некоем  сформировавшемся виде в течение длительных во временном отношении  исторических периодов. Совместная жизнь группы людей в сходных  условиях, их постоянное тесное взаимодействие предрасполагают к  выработке уникального набора механизмов и моделей адаптации, которые  призваны организовать социальный опыт индивидов как членов конкретного сообщества, ориентировать их поведение и деятельность в контексте тех  или иных обстоятельств. Всякая группа отвечает на вызов внешней и  внутренней среды своего существования созданием собственной  1 самобытной культуры, причем речь идет не только о культуре  материальной, но и духовной. Представитель любого народа создают  совместными усилиями особый, неповторимый объективный антураж  собственной жизни: это и традиции строительства зданий (жилых домов,  церквей, дворцов), и способы захоронения умерших, и кулинарные рецепты, навыки кустарных промыслов, секреты ремесла и т.п. То же можно сказать  и про разнообразие форм духовной культуры – нравов, верований,  представлений о добре и зле, справедливости, красоте, пользе, истине,  долге, чести.  Этнокультурный фактор влияет на характер людей вне  зависимости от цвета их кожи, разреза глаз, ширины скул, величины  головного мозга, объема черепной коробки, врожденных психических  наклонностей, задатков и способностей. Национальная психология  формирует структуры типовых моделей мироориентации, типовых схем  социального опыта, развивает определенные ментальные и поведенческие  предрасположенности. Совокупность всего упомянутого выше образует  особого рода феномен – феномен национального характера. Образ жизни и образ действия людей оказываются неразрывно связанными с присущим  им характером как частью национальной принадлежности.   Интерес   к   изучению   национальной   принадлежности   объясняется потребностью   выделения   в   системе   общечеловеческого   того специфического,   что   отличает   массовые   действия   одного   этноса   от другого; при этом наличие “глубинных” уровней у различных народностей и является   тем   общим,   что   фиксируется   понятием   «национальная принадлежность». Наибольшая сложность исследования этого выражения обусловлена тем, что в нем “переплетены” феномены иррационального и рационального.   К   национальной   принадлежности   относятся   черты   несознательное характера,   интуитивное,   привычки,   традиции, 2 (подсознательное),   все   то,   что   существует   на   уровне   подсознательных психических процессов, доказанных еще К. Юнгом.  На сегодняшний день, ученые переходят к комплексным трактовкам понятия национальной принадлежности. Этот подход объединяет историко­ психологическую   и   социокультурную   трактовки   данного   термина.   Эта точка   зрения   исходит   из   положения   о   человеке,   как   части   культуры, представляющей   собой   совокупность   практикуемых   данным   обществом основных   способов   производства   и   взаимодействия   с   природой, деятельности  социальных институтов и других регуляторов современной жизни. И еще также включающей в себя верования, иерархию ценностей, мораль, особенности межличностного поведения и самовыражения, тот или иной язык, способы передачи опыта через поколения. Особенности   проявления   национальной   принадлежности   всегда являлись   предметом   пристального   внимания   представителей   различных сфер культуры, в том числе и художественной литературы. Специфика   художественного   творчества   заключается   в   том,   что проблемы и идеи выражаются в нем при помощи художественных средств. Поэтому невозможно говорить о проблеме национальной принадлежности в литературе в отрыве от художественных приемов, при помощи которых она воплощается в произведении.  В   данной   работе   нами   сделана   попытка   сравнить   национальный характер   русского   и   американца,   сопоставить   исторические   траектории, особенности   культуры   и   ментальности   двух   великих   народов   на   основе анализа анекдотов.  Актуальность  исследования   заключается   в   осознании   важности сохранения духовных и культурных традиций народов, истоков народной мудрости   в   условиях   современного   бурно   развивающегося   общества,   и 3 наполнении новым ценностным содержанием народных изречений, имеющих   применительно   к   реалиям   современной многовековую   историю, действительности.      В соответствии с этим были определены: Тема   исследования:  русские   и   американцы:   сравнение   национальных характеров. Объект исследования:  характер русского и американца и национальные особенности его проявления. Предмет исследования:  отражение национального характера русского и американца в анекдотах на русском и английском языках. Цель   исследования: представления  особенностей   русского   и   американского   менталитетов   в  художественные   средства  проанализировать анекдотах разных временных рамок.  Задачи исследования:  1)   рассмотреть   содержание   понятий   «национальная   принадлежность»   и «характер» в работах филологов, лингвистов и психологов; 2) провести анализ характерных черт русского и американского характера для выявления специфических особенностей его описания; 3)   рассмотреть   способы   художественного   отражения   национальной принадлежности в анекдотах на русском и английском языках. Методы исследования: анализ стилистических приемов и художественных  средств, сравнительно­сопоставительный анализ.  Структура работы: введение, глава I, II, заключение,  список литературы,  приложение. Практическая значимость данного исследования может состоять в  применении нашего исследования на уроках обществознания, мировой  4 художественной культуры, спецкурсах по литературе и устному народному  творчеству. ГЛАВА I Национальная принадлежность   как одно из центральных понятий ─ социокультурного подхода      Прежде чем говорить о понятии «национальная принадлежность», мы  решили рассмотреть понятия «нация», «национализм». Многие ученые  говорят, что национализм – это та форма ментальности, которая и  определяет существование народов, наций, этносов. Нация – это единство,  которое невозможно свести к совокупности индивидуумов на определенной территории. Что же формирует и определяет факт существования нации  как единства? Это совокупность таких признаков, как общность языка,  территории, исторической судьбы, менталитета, происхождения  экономической жизни и психического склада. И все это определяется  наличием национального самосознания, то есть осознания индивидуумов  себя, как части целого национального организма. Некоторые ученые выделяют термин «менталитет» (М. Блок и  Л.   Февр)   как   обычный   способ   мышления   людей;   мнение,   которое характеризует   индивидуума   и   его   социальный   класс,   способ   или   путь мыслить и считают его основой национального самосознания. 5 Слово   “менталитет”   произошло   от   английского  mentality  – способность   мышления,   состав   ума,   умонастроение.   Менталитет   – сформированная   система   элементов   духовной   жизни   и   мировосприятие, которое   предопределяет   соответствующие   стереотипы   поведения, деятельности, образа жизни разнообразных социальных групп, индивидов, а также   включает   совокупность   ценностных,   символических,   сознательных или   подсознательных   ощущений,   представлений,   настроений,   взглядов, мировоззрений.   Социокультурный   подход   трактует   менталитет   ­   как совокупность представлений, воззрений, “чувствований” общности людей определенной эпохи, географической области и социальной среды, которые влияют на исторические и социокультурные процессы. Другими словами, менталитет  ­  это   некая   интегральная   характеристика   людей,  живущих   в отдельной культуре, которая позволяет описать своеобразие видения этими людьми   окружающего   мира   и   объяснить   специфику   их   реагирования   на него. Следовательно, появляется вопрос о характере людей или отдельного человека  в рамках рассматриваемой нами темы. Характер – это  как бы примета человека, образец его черт или   жизненный стиль. Европейские ученые­психологи предпочитают термин «характер», а американские более склоняются к «личности». Личность, по определению некоторых ученых,­ это   совокупное   воздействие,   оказываемое   индивидом   на   общество, привычки   или   действия,   успешно   влияющие   на   других   людей,   реакции других на индивидуума как на стимул, то, что другие думают о вас. То есть это   динамическая   организация   внутри   индивида   тех   психофизических систем,   которые   детерминируют   характерное   для   него   поведение   и мышление.         В нашем исследовании мы попытались выдвинуть свое понимание 6 национальной   принадлежности,   под   которой   представляем   внутреннюю, подсознательную   готовность   личности   к   определенным   мыслительным   и физическим действиям. Ориентируясь на опыт ученых, мы хотим выделить в   ней   такие   три   компонента,   как  установка,   выражение  (ролевое поведение   и   самовыражение)   и  восприятие,  где   каждый   из   элементов оказывает влияние друг на друга. Установкой   мы   считаем   подсознательную   готовность   человека действовать   или   ожидать   определенное   действие   со   стороны   другого согласно социально принятым стереотипам.                  Для национальной принадлежности человека можно выделить следующие элементы установки:  Индивидуализм, независимость и право на частную жизнь Эгалитаризм/ равенство Ориентация на будущее или оптимизм Непринужденность Материализм или стяжательство Соперничество Личное пространство (”Personal Space”) Изменение и динамика действий Рационализм Знания через наблюдения К  установкам  мы также относим традиции, обряды, этикет, обычаи общества, которые определяют «выражение» и « восприятие» русских и американцев.                   В   основе  выражения  лежит   поведение   в   обществе   (ролевое)   и самовыражение личности. Под  восприятием    мы имеем в виду познание окружающих идей и формирование взгляда на действительность. Основное влияние установки на восприятие заключается в том, что люди, в частности американцы,   воспринимают   действия   других   людей,   словно   они   должны 7 произойти в соответствии с их (американскими) установками. То есть от представителей   других   культур   они   ожидают   действия,   аналогичные собственным. Данные установки подсознательно выполняют определяющую роль при восприятии действительности или выражении личности. Однако установка,   как   правило,   будет   ярко   выражаться   лишь   в   одном   из оставшихся   элементов:   восприятии   или   выражении,   который,   в   свою очередь, может обусловливать другой оставшийся элемент.                          Все   это   может   быть   выявлено   при   сравнении   культур   различных этносов,   что   сразу   обусловило   исследование   “национального   характера” (народного   духа),   учитывая   специфику   определенной   материальной культуры в отношении  другой. Но, поскольку, материальная культура есть следствие наличия духовной культуры, дальнейшие исследования велись в области   психологии   и   социологии.   Национальная   принадлежность проявляется   и   в   сугубо   региональных   формах   общностей   (европейской, азиатской, африканской, латиноамериканской), в формах, специфических для   определенных   исторических   эпох   (античного   мира,   Средневековья, Нового времени, современный), имеющихся стойких элементов социальной культуры (крестьян, бюрократии, научных работников и т. п.), присущих социодемографическим   группам   (детский,   людей преклонного возраста, женский и др.), в профессиональных и определенных   подростковый, группах населения.  Благодаря   глубоким   генетическим   корням,   национальная принадлежность   –   явление   стабильное,   стойкое,   продолжительное. Ориентированная   на   традицию,   интуитивное   силу   привычки, воспроизведение   прошлого   опыта,   она   эволюционирует   относительно медленно.   Изменения   в   системе   национального   характера   крупных народностей   заметны   лишь   при   сопоставлении   в   границах   разных 8 исторических эпох, но и в таких сопоставлениях четко прослеживается то общее,   что   сохраняется   как   цементирующая,   интегрирующая   основа национального   характера   этноса   (стремления,   привычки,   обычаи, символика  и  т.  п.).  Традиционно  содержательная  сторона  национального характера представлена следующими компонентами: 1) Материальные факторы быта  2) Поведенческие стереотипы  3) Эмоциональное и художественное восприятие мира  4) Лингвистические факторы  5) Рациональное восприятие мира  6) Мировоззренческие факторы  7) Общественные настроения (политические, религиозные и т.п.)       Россия и Соединенные Штаты сопоставлялись не однажды. У.Уитмен в 1881 году заметил: « Вы, русские, и мы, американцы, такие далекие и такие несхожие   с   первого   взгляда…И   все­таки   в   некоторых   чертах,   в   самых главных,  наши страны так схожи».           Сходства,   действительно,   немало.   Обе   страны   находятся   на географической   периферии   европейской   христианской   цивилизации.   Им свойственны   обширные   пространства,   разнообразие   природных   условий, длительное   освоение   земель.   Для   русского   и   американца   характерно обостренное чувство национальной гордости, вера в особую миссию своего народа.   Американцы   убеждены,   что   их   страна   –   оплот   свободы   и демократии во всем мире.       Различия двух обществ сказались на ценностях россиян и американцев. В Америке   почитают   труд,  ум,  богатство.   В   России   от   ума   горе,   богатых недолюбливают и относятся к ним с недоверием, зато бедность не порок. В Америке   при   равных   возможностях   для   всех   бедность   ­   признак 9 никчемности,   лености,   неспособности   человека   добиться   успеха,   а   ум ценится в сочетании с богатством.      Нам хотелось бы выделить основные ценности американского общества по сравнению с ценностями русского общества. Америка Контроль над ситуацией Россия Судьба / рок   Худшей в американском   обществе   является характеристикой   склонность к фатализму. В Америке ­ нормально, человек когда     контролирует   природу,   а   не наоборот. Американцы считают, что они обязаны достичь недостижимого. Перемены ­ неоспоримо   выгодные   условия. Русские   склонны   к   фатализму   и покорности   перед   высшими силами(природа, бог).   высший   разум,   У   русских   преобладает   ощущение что   им неподвластна   собственная   жизнь. того,   Характерные   выражения   «не судьба»,   «нести   свой   крест»,   «на роду написано» и т.п. Традиция В   силу   того,   что   в   нашей   стране Перемены   напрямую   связаны   с развитием,   улучшением,   прогрессом было   ОЧЕНЬ   много   перемен,   и причем   глобальных,   наш   народ   в и ростом. Контроль времени    Американцы   больше   обеспокоены основном   скептически   к   ним относится. Русские любят делать все так, как это   делалось   до   них.   Традиция имеет очень большой вес. Отношения с людьми или время Пунктуальность   –   качество тем, как успеть все сделать вовремя ценимое   и   уважаемое   многими 10 (согласно   ранее   составленному   сколько расписанию),   чем   тем, русскими.   Однако   в   формуле «время   –   отношения»   все­таки времени они проводят с друзьями и родственниками и углублением этих более   значимыми   выступают отношения.   Русские   никогда   не отношений.   Каждый   американец считает,   что   расписание   нужно дадут своим гостям понять, что те   И   сами   будут задержались. тщательно   составлять,   а   потом следовать   ему   до   мельчайших оставаться в гостях до тех пор, пока в   полной   мере   не   насладятся деталей. Равенство Все   люди   были   «сотворены общением. Иерархия/ должность   статус/   звание/ равными».   Многие   американцы считают,   что   для   Бога   все   люди Власть   в   России   всегда   была тоталитарной, и во времена царей, и равны   вне   зависимости   от   их умственных   физических и   при   социализме.   Поэтому   любое противодействие   ей,   было   чревато способностей   и   экономического статуса.   В   светском   обществе   это довольно серьезными последствиями.   У   русских   есть   убеждение   интерпретируется   как равная   возможность   для   каждого такие   выражения,   как:   «каждый сверчок   знай   свой   шесток», «выше преуспеть   в   жизни.   Средства достижения   этого   идеала   у   всех себя не прыгнешь» и др.. Подобное отношение к вышестоящим органам разные,   но   все   американцы   без исключения сходятся во мнении, что в сочетании с ценностью №1 очень четко   определяет   место   каждого равенство   –   важная   гражданская   и общественная задача.   русского   в   обществе,   которое практически не меняется в течение жизни,   или   может   незначительно измениться. Однако это не является отрицательной   характеристикой, 11 так   как   дает   русскому   ощущение безопасности и уверенности в том, что   он/она   находится   на   своем месте Благо группы Русские   слова   «индивидуализм»   и Индивидуализм   и   личное пространство Каждый человек считается отдельной уникальной   личностью,   что   значит, что   он   или   она   отличается   от   всех «личное   пространство»   являются прямым переводом с английского и остальных   и   поэтому   представляет собой огромную ценность и важность. иностранными концепциями. Индивидуализм   к   тому   же   имеет   В   США   концепция   «личного пространства»   не   только   имеет негативную окраску. Русский   человек   –   человек   положительное   значение,   но   и считается   своего   рода   правом коллектива.   Даже   бессознательно любой   русский   всегда   живет   с каждого   человека,   на   которое   он может   рассчитывать,   которое   он оглядкой   на   коллектив.   Россия   – это одна большая семья, в которой считает   для   себя   необходимым   и приносящим удовлетворение. Из уст каждый   считает   своим   долгом помочь   ближнему,   или   хотя   бы американцев   очень   часто   можно услышать   такие   слова:   «Если   я   не указать ему на его ошибки. Поэтому не   стоит   болезненно   реагировать, побуду один/одна хотя бы полчаса в день,   я   могу   просто   сойти   с   ума!» если   абсолютно   незнакомые   люди будут   говорить   вам   на   улице,   что ваш   ребенок   недостаточно   тепло одет. Помните, что делают они это от чистого сердца. Права, переходящие по наследству Принадлежность   к   «правильной» Концепция «Помоги себе сам» В   США   человек   может   гордиться 12 только   тем,   чего   достиг   сам. Американцы  абсолютно   не  гордятся семье   также   является   одним   из верных способов достичь или вернее тем, что родились в богатой семье. (В США   это   просто   считается «случайным   выбором»).   Наоборот, они   гордятся   тем,   если   человек, продолжать   занимать   высокое обществе. положение в     Последнее удается вмешаться   в   это   устройство время     родившись в бедной семье, благодаря усердному труду и большому числу общества   значительные людям,     имеющим средства. жертв,   смог   подняться   по   крутой лестнице   успеха   до   того   уровня, Подобная   система   отношений приводит   к   тому,   что   люди,   не которого  хотел  достичь  –  при   этом все своими силами. Естественно, что имеющие   родственников, могущественных практически   американцы   могут   так   легко двигаться   вверх   по   общественной лишены   возможности   высоко подняться   по   общественной лестнице   благодаря   особому устройству американского общества. Конкуренция и частный бизнес Конкуренция   помогает   человеку   Особенно лестнице. это распространено   в   провинции.   В   больших   городах   с   большим количеством   возможностей   и потребностью   в   большом   числе квалифицированных   работников, ситуация несколько иная: здесь уже все   зависит   от   напористости человека и желания достичь успеха. Совместная деятельность Как   только   человек   отделяет   себя полностью раскрыть свой потенциал. Они   уверены,   что   соперничество от   коллектива,   этот   коллектив выносит против него свой приговор. помогает   или   вынуждает   каждого Поэтому   в   школах   не   редки 13 человека по максимуму.   В   результате   этого выкладываться   ситуации,   когда   ученик,   знающий ответ, не будет отвечать, чтобы не иностранцы   могут   видеть, соперничество/соревнование   как дискредитировать большинство класса,   которые   не   знают   ответа.   поощряется в американских семьях и школах   даже   среди   детей   в   самом раннем   возрасте.   Например,   уже   в начальных   классах   поощряются ответы учеников в том случае, если затрудняется их   одноклассник   ответить. Частный бизнес: американцы твердо уверены в том, что люди, работающие в   условиях   конкурентной   борьбы, смогут   использовать   весь   свой потенциал,   в   результате   чего общество, поощряющее соперничество,   будет   развиваться   гораздо быстрее. Ориентация на будущее Тот   факт,   что   американцы   очень Ориентация на прошлое Так как в жизни русского большую ценят   будущее,   и   их   уверенность   в том,   что   будущее   неминуемо роль   играет   понятие   судьбы,   то естественно,   что   в   таких   условиях принесет   с   собой   изменения   в лучшую   сторону,   приводит   к   тому, трудно   что­либо   планировать наперед. что многие из них не ценят прошлое и не   обращают   никакого   внимания   на У   всех   в   голове   есть   какой­то общий план на всю жизнь: построить настоящее.   Даже   весьма   счастливое дом,   посадить   дерево,   вырастить 14 настоящее   не   приносит   особого удовлетворения,   потому   что,   каким ребенка.   Что   касается   конкретных планов, то вряд ли вы добьетесь от бы   счастливым   не   было   настоящее,   что американцы   всегда   верят, русского   четкого   ответа   на   очень распространенный   в   Америке будущее   будет   еще   счастливее.   Вся энергия у них уходит на приближение вопрос: «Где ты будешь/что будешь лет?». делать через 10       этого   счастливого   будущего. Настоящее   же,   в   лучшем   случае, Русские   любят   вспоминать   и   жить былыми   достижениями.   Они   очень рассматривается   как   подготовка   к замечательным   событиям   будущего, гордятся   литературой,   своей   музыкой, историей,   наукой, которые в свою очередь повлекут за собой   еще   более   великие   события. Любое действие лучше бездействия Американцы считают, что свободное время занимать должно     незначительную   часть   в   расписании человека.   Эти   люди   уверены,   что «терять   время»   или   «просто   так сидеть, ничего не делая» или «просто сидеть и мечтать» ­ все это большой грех. Такой   «трезвый»   подход   к   жизни 15 спортивными военными достижениями.  И   какое  б  не   было и     положение в перечисленных сферах на   сегодняшний   день,   в   сознании русских прошлые достижения дают им   возможность   чувствовать   себя одной   из   самых   могущественных наций в мире. Важнее – процесс, чем результат Русских можно отнести к нации  «рефлектирующей». Для нас не  столько важен результат, сколько  процесс. Причем процесс может  длится очень долго без достижения  какого­либо результата. В русском языке существует масса  поговорок о том, что нужно очень привел   к   появлению   целой   группы названием людей под     «работоголики». Эти люди помешаны на   своей   работе,   они   постоянно думают   о   ней   и   с   большим   трудом отрываются от рабочего места; вечер и   выходной   –   их   злейшие   враги. Синдром   «работоголика»   в   свою очередь   приводит   к   тому,   что американцы   не   мыслят   своей   жизни без работы. Отсутствие норм Американцы   славятся   своим неформальным простым отношением к жизни. В этом им нет и     хорошо подумать, прежде чем что­ то делать: «семь раз отмерь, один  отрежь», «поспешишь, людей  насмешишь» и т.д.  Наличие норм В   русской   культуре   всегда существовали   определенные,   очень четкие   нормы   поведения.   Эти равных.   Примером   неформального общения   может   служить   тот   факт, нормы определялись и зависели от того,   какое   положение   человек что   в   американских   фирмах подчиненные часто очень     занимал в обществе. Сейчас уже не существует   классов,   или   четких обращаются   к   своему   директору   по имени. Манера одеваться – еще один границ,   отделяющих   одну   группу людей   от   других.   Однако пример неформального отношения к жизни,   порой   переходящего   все сохранились   нормы   поведения   и взаимоотношений   между   этими границы. группами. Непререкаемым авторитетом всегда обладали:   учителя,   представители власти, старшее поколение. Непосредственность,   откровенность, Скрытая   манера/   ритуальность/ 16 честность   Во   многих   странах   существует репутация У русских есть целая группа тем, о тонкая, напоминающая почти ритуал,   передачи   неприятной манера которых   не   принято   говорить   в обществе.   Это   не   говорит   об   их информации.   У   американцев   же принято   все   сообщать   напрямую. нечестности   или   скрытности,   а скорее   связано   с   нормами Также   американцы   в   большинстве своем очень честно дают свою оценку поведения   в   обществе,   которые достаточно   обширны   и   о   которых чему бы то ни было, даже если она негативная.   Если   вы   выросли   в мы уже говорили выше. Например, о не   принято     говорить культуре,   где   не   принято   открыто выражать свое мнение или сообщать физиологической человеческой   жизни:   стороне сексе,   неприятную информацию, вы будете абсолютно   шокированы   прямотой,   с серьезных   заболеваниях,   о   теле   и гигиене, физиологических   которой   это   делают   американцы. Практичность, продуктивность процессах   в   теле   и   т.д.   Эти   темы достаточно   интимны   и   могут обсуждаться   только   на   уровне близких родственников или друзей. Идеализм  За   американцами   уже   закрепилась репутация   людей   чрезвычайно Здесь   стоит   сказать   об   отношении русских   к   деньгам.   В   отличие   от реалистичных,   практичных   и имеющих   высокий   коэффициент американской культуры, где деньги являются   и   общенациональной полезного   действия.   При   принятии любого   решения   в   Америке ценностью   и   практически   главным мотивирующим фактором, в России предпочтение   всегда   отдается наиболее практичному предложению. существует   двойственное   к   ним отношение.   Многие   здесь   хотят Американцы очень гордятся тем, что зарабатывать   много   денег,   но   это, 17 они   не   склонны   к   философии   и теории.   А   если   уж   и   говорить   о как правило, является абстрактной   которая   очень   редко идеей, наличии   какой­либо   философии   в Соединенных Штатах, то это скорее реализовывается.   Это   не   всегда говорит о лени русских. Во­первых, всего будет прагматизм. Материализм, накопление американцы действительно являются  материалистами, т.е. ценят и  приобретают гораздо больше  материальных вещей, чем  большинство других народов (многие из которых даже и не мечтают о том,  что есть у американцев). Это также  значит, что большее внимание  американцы уделяют приобретению,  накоплению и сохранению  приобретенного, чем построению  отношений с людьми.  18 деньги не являются тем фактором, длительно который   может   мотивировать   их.   А   во­вторых, желание   обогащения   практически всегда   соприкасается   в   сознании русского с понятием «совести». Духовность, отвлеченность все   понятия,   связанные   с накоплением и обогащением, имеют, как   правило,   ярко   выраженное оценочное   значение   с   уклоном   к негативному. Как уже было сказано выше,   моральная   сторона   жизни является   преобладающей   для русского     поэтому сознания, стремиться обладанию материальными   благами   считается к     задачей   более   низкого   порядка. Сейчас   ситуация   значительно меняется,   и   у   людей   появляется возможность   приобретать   все большее   количество   товаров,   что они и делают. Таким образом, мы выяснили, что в основе американского  характера – этика с культом труда, личной ответственностью, развитым  чувством долга, стремлением во всем полагаться на самих себя. В России  труд также является добродетелью. Русские люди умеют интенсивно,  творчески трудиться. Но бережливость, накопительство до сих пор не  прижились в России, где преобладает нерыночное сознание. Одно из  главных отличий в том, что США сразу возникли как общество Нового  времени, не испытав того мучительного перехода от традиционного  общества к современному, к рыночной экономике, который пережила  Западная Европа и до сих пор переживает Россия.  Вот почему сравнение  двух стран часто считают неисторичным.  Разница в культурах, безусловно,  есть. Основное отличие ­ восточный тип мышления и западный. Это  принципиально разные типы. И те, кто приезжают в Россию, по крайней  мере, на долгое время  должны понимать это. С другой стороны и мы, зная  это, можем уважительно относиться к представителям западной культуры,  понимая, что они выросли и воспитывались абсолютно в другой среде. Это  ни хорошо, ни плохо, это просто по­другому. 19 Глава II Характер русского и американца в анекдоте.                                  Только в русской речевой культуре явление, которое будет рассмотрено далее, имеет специальное именование, отличающее его от сходных   понятий.   В   английской   языковой   культуре   нечто   подобное называется  joke, canned joke, funny story  («шутка, забавная, эффектная история»).   Французы   аналогичное   именуют   как  historie  («басня, небылица»)   или  amusante   historie  («забавная   история»).   Такая   же ситуация и в немецком языке: словом Witz немцы обозначают и шутку, и остроту, и то, что мы называем словом анекдот. То есть во всех случаях занимающий   нас   предмет   номинируется   более   широким,   родовым словом, гиперонимом, охватывающим несколько близких наименований. И   только   в   русском   языке   существует   специальное   и   вполне определенное название для рассматриваемого явления.  20 Уникальность анекдота отражает уникальность самого явления. Городской анекдот ­ это текст. Но текст необычный, существующий в двух   формах:   в   первичной   и   основной   устной   форме,   а   также   во вторичной и условной ­ письменной. Анекдот в первичной устной форме ­   это   один   из   жанров   городского   фольклора   наряду   с   тостами, розыгрышами, шутками, передразниваниями, байками, приветствиями и т.п.   Анекдот   во   вторичной,   условной   форме   ­   это   его   различные письменные   фиксации,   записи,   обычно   в   сборниках,   собраниях   или специальных   сайтах   русского   Интернета.   Городской   анекдот,   как   и всякий   типовой   текст,   характеризуется   определенными   жанровыми признаками. В данном случае это стереотипность формы, содержания и функционирования. Соотношение стереотипных признаков и составляет уникальность   анекдота   как   жанра   речевого   общения,   как   явления речевой культуры.         Как жанр устной речи городской анекдот очень часто является  выражением специфической языковой игры. Все содержание анекдота, весь  его комический потенциал в процессе «театральной инсценировки»  подчинены главной цели: доставить удовольствие слушателю игровым  эффектом содержания анекдота, а следовательно, получить его и самому  рассказчику.          Мы рассматриваем характер русского и американца, поэтому уместно  сказать, что юмор, а в частности, анекдот, несомненно, имеет свои  национальные особенности, вследствие чего возникают культурные  барьеры, препятствующие правильному пониманию анекдотов,  рассказанных иностранцем. Однако, как выяснилось, существует и  интернациональный юмор, шутки, пересказываемые во многих странах. 21 Без преувеличения можно сказать, что российский анекдот получил  бурное развитие и достиг вершины расцвета в СССР именно при советской  власти. Жестокий контроль за частной жизнью, не менее жестокая цензура в литературе и СМИ служили питательной средой для этого жанра. Все  прекрасно видели непродуктивность системы, вопиющие ошибки и прости  глупость руководителей. Но выразить свое критическое отношение, не  теряя достоинства и без особого риска, можно было только в беседе, в  выразительном и коротком рассказе. Любой анекдот строился на основе  иронического комментария какой­то ситуации, которая сама по себе  вызывала ужас и слезы, но в анекдоте выглядела смешной. Природа такого  смеха – легкая ирония или горький сарказм – в зависимости от сюжета.  Многолетняя тренировка в таком жанре привела к тому, что у русских  сложилось особое отношение к юмору, а именно: «качественный»,  настоящий и тонкий юмор должен быть обязательно хоть чуть­чуть  грустным, или, по словам писателя Н.В. Гоголя, «смех сквозь слезы».        Первое, что приходит на ум, когда речь заходит о национальном  характере того или иного народа, это набор стереотипов, ассоциирующихся с данным народом. Тема стереотипов стала модной, то есть попала в центр  внимания и ученых, и широких общественных кругов. Стереотип – это  схематический стандартизированный образ или представление о  социальном явлении или объекте, обычно эмоционально окрашенный и  обладающий устойчивостью.  Слова «стереотип», «стереотипный» имеют  негативную окраску и в русском, и в английском языке, так как  определяются через слово «шаблонный», и в свою очередь «избитый,  лишенный оригинальности, выразительности». Но стереотипы могут  подготовить к столкновению с чужой культурой, ослабляют удар, снижают  22 культурный шок и позволяют человеку составить представление о мире в  целом.         Наиболее популярным источником стереотипных представлений о  национальных характерах и являются так называемые международные  анекдоты, то есть анекдоты, построенные на шаблонном сюжете:  представители разных национальностей, попав в одну и ту же ситуацию,  реагируют на нее по­разному, и в соответствии с теми чертами их  национального характера, которые приписывают им на родине анекдота.         Проанализировав около 60 русских международных анекдотов, мы  выяснили, что американцы предстают перед нами богатыми, щедрыми,  самоуверенными, прагматичными, знаменитыми хорошими дорогими  машинами. Русские – бесшабашные рубахи­парни, неприхотливые,   драчуны, открытые, неотесанные, любят водку. В анекдотах все они ведут  себя соответственно этим стереотипам.         Широко распространенный во всем мире анекдот о международном  конкурсе на лучшую книгу о слонах в российском варианте выглядит так:  «Немцы привезли на тележке многотомный труд «Введение к описанию  жизни слонов». Англичане принесли книгу в дорогом кожаном переплете  «Торговля слоновой костью». Французы представили жюри изящно  иллюстрированное издание «Любовь у слонов». Американцы издали  тоненькую карманную книжечку «Все о слонах». Русские написали толстую монографию «Россия ­ родина слонов». Болгары предложили брошюру  «Болгарский слоненок ­ младший брат русского слона».  Еще один пример из большого числа такого рода анекдотов. Ученые решили провести эксперимент: какая нация лучше переносит холод? В  морозильную камеру представители разных национальностей могли взять с  23 собой что пожелают, и, когда терпеть будет невмоготу, они должны  постучать в двери камеры, чтобы ее открыли. Француз сказал: "Дайте мне  много вина и хорошеньких женщин" и пошел в морозильную камеру. Через  полчаса раздался слабый стук, и дрожащий от холода француз вышел из  камеры. Англичанин решил взять с собой сигару, бутылку виски и одну  женщину, хорошо владеющую собой. Через час раздался стук, и из камеры  вытащили полузамерзшего англичанина. Русский пожелал собутыльника,  ведро водки, два соленых огурца и отправился в морозилку. Через три часа  встревоженные ученые приоткрыли дверь, опасаясь несчастного случая. Из  камеры показался кулак, обрушившийся на экспериментатора, и  послышались слова: "Вот свиньи! И так холодно, а они еще дверь  открывают", и дверь захлопнулась.        Подобные шутки можно продолжать долго, но основное ясно ­  стереотипы национальных характеров в них вполне очевидны.       Если взять национальных литературных героев национальных литератур,  то, прежде всего, поражает их контраст со стереотипными персонажами  международных анекдотов. Действительно, легкомысленные французы,  думающие о вине и женщинах, на уровне своей классической литературы  мирового масштаба представлены драматическими героями Стендаля,  Бальзака, Гюго, Мериме, Мопассана, Золя, решающими сложные  человеческие проблемы и не имеющими ничего общего с легкомысленными  героями­любовниками. Чопорные и сдержанные до абсурда англичане из  анекдотов создали литературу, полную искрящегося юмора, иронии,  сарказма: литературу Свифта, Б.Шоу, О.Уайльда, Диккенса, Теккерея.  Шекспира, наконец, у которого на пять трагедий приходится 22 комедии.  Ни в одной культуре юмор не ценится так высоко. Намуштрованные  24 порядком и самодисциплиной немцы из международных шуток дали миру  нежнейшую и глубочайшую поэзию Гете и Гейне. Наконец, анекдотичные  хулиганы и алкоголики – русские – внесли в сокровищницу мировой  литературы драгоценный вклад: произведения Пушкина, Лермонтова,  Толстого, Тургенева, Чехова, Достоевского. Герои этих произведений, с их  философскими исканиями и тонкими душевными переживаниями, ­ это  интеллигенты среди персонажей мировой классической литературы.    Конечно же, высокая литература является отражением субъективного  представления автора, хотя и основана на глубоких наблюдениях, тогда как анекдот, передаваемый из уст в уста является носителем национального  бессознательного, а потому более правдивого «мы».         Таким образом, можно сделать вывод о том, что международные  анекдоты, полностью базирующиеся на стереотипных представлениях о том или ином народе, не столько отражают некие существенные и типичные  черты народа, сколько формируют их в глазах других народов, и в  собственных глазах. И все эти исследования приводят к мысли о  толерантном отношении к другому народу, его культуре, обычаях и  традициях. Достичь взаимопонимания можно лишь поняв, насколько  своеобразно мы видим иностранцев благодаря собственной культурной  среде. Заключение.     Проанализировав многие источники информации о характере,  менталитете, социальной и классовой значимости народов, мы пришли к  выводу, что  национальный  характер  не  наследуется  от предков,  а   25 приобретается  в  процессе  воспитания.  Он  гораздо   сильнее проявляется  в тех случаях, когда действуют  не  отдельные  члены  отдельного народа, а  целые их группы. Хотя далеко не каждый человек,  принадлежащий  к  данному  народу,  может  считаться   обладателем   типичного    национального характера.     Многое, даже  очень  многое  закладывается  в  человека  во  время  его становления как личности, гражданина общества в раннем  возрасте.  Всё,   что вложат в ребёнка его родители, будет помогать  ему  в  дальнейшей   жизни,  в последующие  периоды  развития,  которые  уже  не  будут   продвигаться   так стремительно, накладывая свои, присущие только им,  отпечатки.     Большинство  определенных  черт  характера,  таких,   как   трудолюбие, патриотизм,  мужество,   целеустремленность,   являются  общечеловеческими.      Безусловно,  это  ни  в  коей  степени  не  зависит   от  самого  народа,  национальности или от цвета кожи. Каждый человек  должен, нет, просто  обязан обладать этими качествами, присущими только  человеку, человеку разумному.     Нам кажется, что русские склонны к самоуничижению, к заниженной  самооценке. Мы любим критиковать себя и насмехаться над собственными  недостатками. Часто такие действия носят не совсем искренний характер.  Ругая себя, мы как бы ждем, что нам скажут: «Да ну что вы! Вы не такие  плохие, вы гораздо лучше!».       Сравнивая русских с американцами, мы все больше убеждаемся в  глубокой духовности и внутренней порядочности наших  соотечественников. У многих это высказывание вызовет ироническую  улыбку, но таких меньшинство. Основная масса русских – честные, добрые, 26 отзывчивые, гостеприимные, скромные, эмоциональные и умные люди.  Придет время, и всё станет на свое место. По словам  А. И. Солженицына: «Мы встанем на ноги, когда совесть одержит верх над  экономикой». А пока нам нужно учиться общаться с другими культурами,  демонстрируя лучшие черты русского национального характера. 27

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.

Исследовательская работа Русские и американцы: сравнение национальных характеров.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2017