Исследовательская работа "Современные этнические проблемы генухцев"

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 11.01.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Современные этнические проблемы генухцев- это исследовательская работа о проблемах малочисленного народа генухцев. Генух – одноязычное село, однако, благодаря тому, что их окружают другие этносы, генухцы являются многоязычным народом.Генухцы на сегодняшний день являются самой малочисленной народностью не только в Дагестане, но и во всем мире.
Иконка файла материала Современные этнические проблемы генухцев.docx
Современные этнические проблемы генухцев |Этнология Живут генухцы в Цунтинском районе, расположенном в Западном Дагестане, на границе с  Грузией и Чеченской Республикой. На западе и севере они граничат с цезами, на востоке – с бежтинцами, а на юге – с грузинами. Если рассмотреть границы по обществам, то на западе  граничат с обществом Дидо, на севере – с Иланхеви, на востоке – с Капучой, на юге – с  Кахетией по Главному Кавказскому хребту, который является государственной границей  России с Грузией. По территории проживания генухцев протекают реки Ал1ас иху, Барес  иху и множество маленьких ручейков. Они, в свою очередь, являются началом Андийского  Койсу. В ущелье Бешо они соединяются с рекой Кидеринка, которая далее, сливаясь с  реками из ущелий Асах, Сабакинусхеви, Иланхеви, образует Митлуду. Из Генуха по  Мечитлинскому хребту и ущелью Бариб через гору Ниникос­цихи можно попасть в Шильду  или Кварел в Кахетии. В 1854 году в августе Имам Шамиль через Генух вторгся в Кахетию.  Генухцы входят в аваро­андо­цезскую группу нахско­дагестанской семьи народов  Дагестана. Генухский язык, как самостоятельный язык малочисленного народа, в перечне  дагестанских языков отсутствует. Долгое время генухцев причисляли к цезам (дидойцам),  хотя признавали, что генухский язык «особый, не похожий на другие языки». В советское  время, начиная с тридцатых годов, вместе с другими андо­цезскими языками генухцев  включили в состав аварцев.  Генух – одноязычное село, однако, благодаря тому, что их окружают другие этносы, генухцы являются многоязычным народом. В настоящее время, кроме родного языка, генухцы  владеют цезским, бежтинским, аварским, русским и даже грузинским языками (в основном  старшее поколение). К большому сожалению, в последнее время утрачивается интерес даже к аварскому языку (хотя в школах он изучается как предмет), не говоря о грузинском и  других иностранных языках.  Впервые П.К. Услар предложил заняться изучением языков андо­дидойской группы, в том  числе гинухский.  Буквально в последнее время, в 2009–2010 годах, изучением истории генухцев занялась  молодая исследовательница из Германии Диана Фоккер. Она подготовила и выпустила 700­ страничную книгу о генухцах. Обучение в школе на генухском языке не ведется, так как он относится к бесписьменным  языкам и функционирует как семейно­бытовой. Школы с начальным обучением, затем с  восьмилетним и средним образованием открыли в 30–70­е годы ХХ столетия, обучение  велось на аварском языке. И в настоящее время языком обучения в школе является в  начальных классах аварский, в старших классах – русский, а аварский язык изучается как  предмет. По моему глубокому убеждению, необходимо и в дальнейшем сохранить именно  такую форму обучения, так как нам нужно знание как аварского языка, так и русского. Это  для нас жизненно важно.  По сведениям, собранным нами из различных источников, количество жителей, говорящих на генухском языке, за последние 200 лет выглядит следующим образом:  Перепись, проведенная нами в 2012 году, показала следующий результат: всего генухцев на  данный период, включая тех, которые проживают за пределами исконного места  проживания, около 1000 человек. В свете вышеизложенного наиболее интересными кажутся вопросы: кто же такие генухцы?  Откуда они пришли в Западный Дагестан? Эти и многие другие вопросы подобного  содержания веками волновали не только генухцев, но и все кавказские народы. Одними из  основных свидетельств, по которым можно наиболее точно определить время заселения  данной территории генухцами, являются археологические материалы. К ним мы можем  отнести исследования мест захоронения, которых на территории современного Генуха  достаточное количество, и развалин в местах, где, по преданию народа, имелись постройки  предков генухцев. К большому сожалению, за всю историю существования нас на  территории генухцев не было произведено никаких археологических изысканий.В описаниях тех народов, которые проживали по соседству с генухцами, дидойцев (цезов) и  бежтинцев (капучинцев), мы можем найти некоторые ответы на волнующие нас вопросы.  Особенно это касается времени заселения перечисленными народами данной территории. В  работе Д. М. Атаева и М. Дибирова «Нагорный Дагестан в раннем средневековье»  (Махачкала, 1963 г.) значительное место уделяется изучению и исследованиям находок  Бежтинского могильника в 50–60 годы, которые датируются 1 тыс. н.э. Однако данные  сведения не могут быть подтверждением того, что и генухцы могли проживать здесь с  древнейших времен. От предков до нас дошли сведения, что до заселения ущелья Бариб, в давние времена, наше  село было расположено в ущелье «Инлъигьо» в местности «БагIашир», за Главным  Кавказским хребтом, а до этого находилось в Алазанской долине (Кахетия) в местности  Ганых или Заречье. По преданию, в те давние времена генухцев было более 1000 хозяйств.  Как и откуда они пришли в Кахетию, неизвестно, но говорили, что существовало даже  царство генухцев. Некоторую связь и подтверждения этим преданиям мы находим во многих  источниках. Молодой и перспективный ученый Зураб Гаджиев в своей статье «Античные и армяно­ грузинские источники о происхождении народов Кавказа» пишет о генухцах следующее:  «Гинухи, инохели известны еще по древнеармянским источникам под именем генавк и хенутк, а населенный пункт Гануки на левом берегу Алазани, где и сегодня еще живут остатки  гинухов, упоминается грузинскими источниками c раннего средневековья вплоть до 1392  года» (грузинские документы XI–XV вв.). О Генухе, как о населенном пункте, сведений, начиная со средневековья до X–XI вв., пока не найдено. Самые ранние известия о Генухе относятся ко времени правления царицы Тамары  (1184–1213) в Грузии. И эти сведения касаются вопроса о завоевании региона царицей и  распространении христианства. Из преданий глубокой старины до нас дошли сведения о  том, что царица Грузии Тамара, покорив жителей генухского села Бариб и всех дидойцев,  дала указание построить церкви (сакъдари) на их территории, даже поговаривали, будто  сама царица посещала церковь, построенную напротив Генуха. Источники начала XIV века  сообщают о существовании в Дагестане нескольких епархий: Анцухской, Цахурской и  Хунзахской. В работе «История Грузии» Джанашвили сообщает, что католикос Евфимий,  «обозревая свою паству, видел храмы в Антцухе, Цахуре, Как­Елисени, Куми, Лекартии,  Зари, Вардиани, Ганухи (по всей вероятности, речь идет о церковных строениях напротив  селения Генух), Киш­нухи, Вардташене, Табасарании, Хундзи, Нахче, Тошетии, Некреси,  Лагоэтии, Белакана, Мадч­Пипинети, Периджан, Мухах­Мамрехи» (СМОМПК, В. 22, Тифлис  1897, с. 50) (Раджабов Р.Н. История дидойцев (цезов), с. 175­176). Далее там же на с. 199  Раджабов Р.Н. о селении Бариб пишет: «Селение Бариб располагалось в полутора  километрах от селения Генух, выше по течению реки, по дороге в Грузию. В километре от  развалин этого поселения находятся многочисленные захоронения. В последнее время  остатки строений разрушаются жителями селений Кидеро и Генух, где они набирают камень в качестве строительного материала. По преданию, селение Бариб существовало еще в  период правления царицы Тамары (XIII век). Когда войска Тамары вторглись в Дидо, жители  Бариб активно сопротивлялись ее войскам. За это селение Бариб было разрушено, а его  жители были обложены налогом. По преданию, барибцы должны были доставлять Тамаре  лед с вершин Кавказских гор. В конце XVIII века все еще языческое селение Бариб было  разрушено исламскими миссионерами из числа жителей соседних селений». Многие историки и исследователи этнографии народов утверждают, что на территории  древней Грузии, в Арране, имелись поселения, где проживали предки народов Западного  Дагестана. Источники позднего периода сообщают, что « …здесь Кахетинским царем  Леоном поселены были лезгины, обязанные доставлять, в виде дани, лед с гор. (Вахушти  Багратиони. История царства Грузинского, Тбилиси, 1976, С. 137.) Следовательно, можно  предположить, что генухцы (инохели, хенуты, ганаоче, гениохи) начали переселяться на  территорию Западного Дагестана начиная с VIII века н. э., и этому способствоваливозложенная на них обязанность кахетинских царей доставлять лед с Кавказских гор и  политическая нестабильность в регионе. Народ, который пережил на своем веку гонения и  невозможность спокойно жить и развиваться, нашел на новой территории прекрасную  природу и защиту величавых гор. Однако дальнейшая история показала, что нет на Земле  такого региона, где бы можно было спокойно жить и работать людям и целым племенам. В  дальнейшем наши села располагались в разных местностях, таких как Бариб, Лаквойкьа,  Теддесалъ, ЧIимилълъ, Иччо и даже (около 10 дворов) на капучинской стороне в местности  Жерра и т. д. О проникновении ислама в Генух нет хронологических данных. Однако, по некоторым  достоверным источникам, мы можем констатировать, что генухцы были исламизированы еще  в XV веке. Следовательно, минимум более 400 лет назад (1563) жители села Генух уже  исповедовали ислам. Трагической и тяжелой была судьба генухцев. В 1741 году, в тяжелое время для всего  Дагестана, Ибрагим­хаджи Урадинский пишет обращение ко всем племенам Дагестана с  призывом подняться на борьбу с Надир­шахом. Не знаем как, но это воззвание получили и  гинухцы. Из села формируется отряд и направляется на помощь в Андалал. По пути отряд  увеличился до тысячи человек, и он сыграл не последнюю роль в разгроме шаха. Как  утверждали предки, обратно из них никто не вернулся, их посчитали погибшими в бою.  Однако выясняется, что они не погибли, а обосновали село Гунухи (Чародинский район) и  остались там по просьбе сына Сурхай­хана Газикумухского. Потомки легендарных генухцев  живут и процветают и ныне. В 1845 году село Инухо три раза подверглось разрушению, а  также уничтожению посевов. Возможно, это послужило причиной того, что более 40  хозяйств переселились в Ункратль и заселились в том месте, где ныне расположено село  Митрода (Цумадинский район). В результате переселений население Инухо от 100 дворов в  1832 (И.И. Норденстам) году уменьшилось до 26 дворов в 1867 (Н.И. Воронов) году. Однако в 1871 году, после подавления восстания ункратлинских пяти сел (В. и Н. Хваршины, Кеди,  Митрода и Саситли), перселившихся в Митрода, выселили «во внутренние губернии России». Тогда и позднее, по различным причинам, многие генухцы переселились в Кахетию, Турцию  и даже в Иран. Но на этом тяготы для генухцев не закончились. Много погибло генухцев и во время насильственного выселения в Чечню в 1944 году. По хозяйственным книгам 1944–1945 гг., только за два года умерло 56 генухцев, включая детей и стариков, а если посчитать,  сколько их умерло за время пребывания в Чечне (13 лет), получится одно небольшое село. Общественная жизнь и быт генухцев особо не отличались от их соседей. Однако у них были  некоторые особенности и отличия от ближайших соседей: дидойцев и капучинцев. Это, в  первую очередь, касалось единства джамаата во всем, безупречное почитание и уважение к старшим. До сих пор сохраняется коллективность (цолъи, цIоки) при выполнении любых  хозяйственных работ, во взаимопомощи, в принятии коллегиальных решений, что стало  свойственным их соседям.  Некоторые другие отличия (кроме языка) между генухцами и их соседями отмечали  путешественники и исследователи. Первым из них был Н.И. Воронов, который побывал в  Генухе 4 сентября 1867 года. У генухцев не допускалось унижающего человеческое достоинство отношения между собой  и по отношению к жителям других сел, независимо от их социального положения. У них не  было такого сословия, как рабы: джамаат выкупал раба, несмотря на то, чей он и откуда, и  даровал ему свободу. Если освобожденный раб желал остаться в селе, то он получал все  необходимое для проживания и становился полноправным членом общества. Генухский джамаат с давних пор был однородным, т.е. среди них не было «чужаков», в  особенности женщин. Считалось, что женщина из другого племени может стать причиной  раздора и затем ослабления всего племени. Однако с принятием ислама эта норма запрета  прекратилась. Вместе с тем нужно отметить, что женщина у генухцев пользовалась особым  уважением и почетом, с ней никогда не обращались как с «животным», как в других  племенах. Такое отношение и ныне сохранено, это ценят и ощущают на себе женщины другихплемен, вышедшие замуж за генухцев. Женщина в Генухе имеет столько прав и  обязанностей, сколько положено ей по шариату. Главным в семье всегда считали мужчину. После пленения имама Шамиля в 1859 году и полного покорения горцев Западного  Дагестана к 1860 г. генухцы вначале были включены в Дидойский округ, затем в Бежтинский и впоследствии образовали Андийский округ и вошли в состав Дидойского наибства с  центром в сел. Кидеро. Генухское общество во всех этих округах чувствовало себя  обделенным в связи с малочисленностью и существенным различием в языке. Проблемами  генухцев никто не хотел заниматься ни тогда, ни сейчас, их просто игнорировали. Как рассказывали аксакалы, первоначально старшин позволяли выбирать самим жителям  села, но в дальнейшем их стали назначать окружные начальства с подачи наиба. У нас нет  сведений о том, кто у нас были первыми старшинами, но, по рассказам стариков,  нововведение в Генухе не прижилось. Причиной было то, что по должности бегавул должен  был докладывать начальству обо всем, что происходило в селе, т.е. он, по сути своей,  должен был служить посредником между населением и российским начальством. Генухцы не могли допустить такого подхалимства и предательства в своей среде, настолько единым и  сплоченным был их джамаат.  Джамаат добивался выполнения своих постановлений в основном силой общественного  мнения села. Наказания нарушителей закона сводились к штрафам, взимавшимся чаще всего натурой, так как денег в обществе почти не было. По преданиям, у нас в обществе и  преступности фактически не было. Земля в генухском джамаате, как и в соседних, была нескольких категорий. В Генухе земля  делилась на частные (мульки, от араб. мулк), общинные (араб. харим) и мечетские (араб.  вакф) владения. Субъектом собственности издревле считались либо семьи местных тухумов  и рода, либо сама община – джамаат. Такую традиционную структуру местного  крестьянского землевладения генухцы унаследовали при образовании села, при этом  сохраняя хуторную систему, которая впоследствии в советское время была полностью  уничтожена.  Большая доля земельных угодий, пашни и сенокосов находилась в частных руках местных  тухумов на правах мульки – неприкосновенной собственности. Мульки покупались и  продавались, передавались по наследству от одного поколения к другому веками, и в этот  процесс никто не имел права вмешиваться. Родоначальник каждого тухума мог по своему  усмотрению и с соблюдением норм шариата распределить свои земли среди наследников. В  отличие от современной частной собственности они могли принадлежать только членам  джамаата. Неделимым харимом всего селения считались выгоны, пастбища и часть  сенокосов.  Вакуфные земли джамаат передавал в пользование будуну и имаму – дибиру. К ним  относились наиболее плодородные участки полей, переданные в вакф. Со сменой  вышеназванных должностных лиц (в случае смерти или ухода с должности) вакуфные земли  тоже меняли пользователей.  Исламский подъем, охвативший все народы Дагестана в конце 80­х и 90­е годы XX века,  коснулся и генухцев. Крушение советско­колхозной системы в 1991–1993 гг. позволило  выступить на первый план мусульманским институтам общины. В 1987 году, после  капитального ремонта, действующей стала единственная древняя мечеть села Генух,  возраст которой около 300 лет. Эта мечеть до сих пор хранит немало тайн о жизни и быте  генухцев. В стенах мечети имеется много памятных надписей, которые ждут своего часа. В  2013 году в селе открылась еще одна мечеть. По моему глубокому убеждению, мусульманский джамаат села, его актив должны стать для  всех генухцев, независимо от места жительства, олицетворением единства и сплоченности,  служить фактором стабилизации напряженных отношений между односельчанами и  жителями других поселений. Сегодня только сплоченный в единый кулак джамаат остается  для нас главным посредником между нами и властью на местах и в Республике Дагестан,  только он может защитить своих членов.Если раньше, в XVII–XVIII веках, мы были ограничены территорией одного селения или  группой хуторов, внутрисемейным общением на бытовом уровне, то теперь границы общения  расширились, образовались новые поселения с компактным проживанием генухцев. Генух,  подобно сотням других горных селений, не может прожить сегодня без регулярного оттока  части своего населения на равнину. Это связано, в первую очередь, с тем, что у нас  критическая нехватка земли под строительство домов, мы живем в замкнутом пространстве,  где нет возможности для дальнейшего развития. В связи с этим почти массовый отток  генухцев на равнину, а именно в Кизлярский район, произошел в 90­е годы XX столетия. И к  2010­му году из переселенцев генухского джамаата образовалась самостоятельная община  в селе Ново­Монастырское Кизлярского района, где число генухцев доходит уже до 300  человек. Такая же община, но пока в незначительном количестве, создается в поселке Тюбе  Кумторкалинского района. Кроме того, генухцев можно встретить в Махачкале, Буйнакске,  некоторых районах Дагестана. Генухцы также влились в общедагестанскую диаспору в  Москве и городах центральной России.  Современный Генух фактически ничем не отличается от других сел Дагестана. В селе  имеются двухэтажная средняя школа, библиотека, медпункт. До недавнего времени был и  сельский Дом культуры, однако его перенесли в соседнее село (по прихоти главы сельского  поселения, где нет даже помещения), отчего двухэтажное здание в селе пустует и приходит  в негодность. Возможно, из­за этого незаметно уходят из жизни наши традиции и обычаи,  наша культура, как противоречащие религии и шариату. Единственный праздник,  сохраненный в Генухе, – День первой борозды (Бел1улъ иш бигъа). В горах проблемы  остаются те же, и государство не обращает на это никакого внимания. Несмотря на все перипетии, через которые пришлось пройти генухцам, наши предки сумели  выжить и сохранить свой язык, культуру, обычаи и традиции. Однако до сегодняшнего дня  мы, как и большинство малых по численности народов Дагестана, не имеем  самостоятельного этнического статуса. В этом плане генухцы вот уже несколько лет,  начиная с 90­х годов, работают над признанием за этносом «генухцы» права считать свой  язык самостоятельным, а народ – генухцами. Но нынешние власти, видимо, еще не созрели  для принятия политического решения по малочисленным народам, проживающим на  территории Дагестана, да и по всей России.  Генухцы на сегодняшний день являются самой малочисленной народностью не только в  Дагестане, но и во всем мире. Мы не претендуем на уникальность, однако мы уникальны, как и наша республика. Хотя последние двести лет нашей трагической истории без  преувеличения можно характеризовать как геноцид по отношению к нам, мы продолжаем  существовать. И это благодаря среде обитания, ведь многонациональный Дагестан является символом мира, дружбы и единства.  ­­­­­­­­­­­­­­­