Исследовательская работа "Современные этнические проблемы генухцев"
Оценка 4.8

Исследовательская работа "Современные этнические проблемы генухцев"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа
8 кл
11.01.2019
Исследовательская работа "Современные этнические проблемы генухцев"
Современные этнические проблемы генухцев- это исследовательская работа о проблемах малочисленного народа генухцев. Генух – одноязычное село, однако, благодаря тому, что их окружают другие этносы, генухцы являются многоязычным народом.Генухцы на сегодняшний день являются самой малочисленной народностью не только в Дагестане, но и во всем мире.
Современные этнические проблемы генухцев.docx
Современные этнические проблемы генухцев |Этнология Живут генухцы в Цунтинском районе, расположенном в Западном Дагестане, на границе с  Грузией и Чеченской Республикой. На западе и севере они граничат с цезами, на востоке – с бежтинцами, а на юге – с грузинами. Если рассмотреть границы по обществам, то на западе  граничат с обществом Дидо, на севере – с Иланхеви, на востоке – с Капучой, на юге – с  Кахетией по Главному Кавказскому хребту, который является государственной границей  России с Грузией. По территории проживания генухцев протекают реки Ал1ас иху, Барес  иху и множество маленьких ручейков. Они, в свою очередь, являются началом Андийского  Койсу. В ущелье Бешо они соединяются с рекой Кидеринка, которая далее, сливаясь с  реками из ущелий Асах, Сабакинусхеви, Иланхеви, образует Митлуду. Из Генуха по  Мечитлинскому хребту и ущелью Бариб через гору Ниникос­цихи можно попасть в Шильду  или Кварел в Кахетии. В 1854 году в августе Имам Шамиль через Генух вторгся в Кахетию.  Генухцы входят в аваро­андо­цезскую группу нахско­дагестанской семьи народов  Дагестана. Генухский язык, как самостоятельный язык малочисленного народа, в перечне  дагестанских языков отсутствует. Долгое время генухцев причисляли к цезам (дидойцам),  хотя признавали, что генухский язык «особый, не похожий на другие языки». В советское  время, начиная с тридцатых годов, вместе с другими андо­цезскими языками генухцев  включили в состав аварцев.  Генух – одноязычное село, однако, благодаря тому, что их окружают другие этносы, генухцы являются многоязычным народом. В настоящее время, кроме родного языка, генухцы  владеют цезским, бежтинским, аварским, русским и даже грузинским языками (в основном  старшее поколение). К большому сожалению, в последнее время утрачивается интерес даже к аварскому языку (хотя в школах он изучается как предмет), не говоря о грузинском и  других иностранных языках.  Впервые П.К. Услар предложил заняться изучением языков андо­дидойской группы, в том  числе гинухский.  Буквально в последнее время, в 2009–2010 годах, изучением истории генухцев занялась  молодая исследовательница из Германии Диана Фоккер. Она подготовила и выпустила 700­ страничную книгу о генухцах. Обучение в школе на генухском языке не ведется, так как он относится к бесписьменным  языкам и функционирует как семейно­бытовой. Школы с начальным обучением, затем с  восьмилетним и средним образованием открыли в 30–70­е годы ХХ столетия, обучение  велось на аварском языке. И в настоящее время языком обучения в школе является в  начальных классах аварский, в старших классах – русский, а аварский язык изучается как  предмет. По моему глубокому убеждению, необходимо и в дальнейшем сохранить именно  такую форму обучения, так как нам нужно знание как аварского языка, так и русского. Это  для нас жизненно важно.  По сведениям, собранным нами из различных источников, количество жителей, говорящих на генухском языке, за последние 200 лет выглядит следующим образом:  Перепись, проведенная нами в 2012 году, показала следующий результат: всего генухцев на  данный период, включая тех, которые проживают за пределами исконного места  проживания, около 1000 человек. В свете вышеизложенного наиболее интересными кажутся вопросы: кто же такие генухцы?  Откуда они пришли в Западный Дагестан? Эти и многие другие вопросы подобного  содержания веками волновали не только генухцев, но и все кавказские народы. Одними из  основных свидетельств, по которым можно наиболее точно определить время заселения  данной территории генухцами, являются археологические материалы. К ним мы можем  отнести исследования мест захоронения, которых на территории современного Генуха  достаточное количество, и развалин в местах, где, по преданию народа, имелись постройки  предков генухцев. К большому сожалению, за всю историю существования нас на  территории генухцев не было произведено никаких археологических изысканий. В описаниях тех народов, которые проживали по соседству с генухцами, дидойцев (цезов) и  бежтинцев (капучинцев), мы можем найти некоторые ответы на волнующие нас вопросы.  Особенно это касается времени заселения перечисленными народами данной территории. В  работе Д. М. Атаева и М. Дибирова «Нагорный Дагестан в раннем средневековье»  (Махачкала, 1963 г.) значительное место уделяется изучению и исследованиям находок  Бежтинского могильника в 50–60 годы, которые датируются 1 тыс. н.э. Однако данные  сведения не могут быть подтверждением того, что и генухцы могли проживать здесь с  древнейших времен. От предков до нас дошли сведения, что до заселения ущелья Бариб, в давние времена, наше  село было расположено в ущелье «Инлъигьо» в местности «БагIашир», за Главным  Кавказским хребтом, а до этого находилось в Алазанской долине (Кахетия) в местности  Ганых или Заречье. По преданию, в те давние времена генухцев было более 1000 хозяйств.  Как и откуда они пришли в Кахетию, неизвестно, но говорили, что существовало даже  царство генухцев. Некоторую связь и подтверждения этим преданиям мы находим во многих  источниках. Молодой и перспективный ученый Зураб Гаджиев в своей статье «Античные и армяно­ грузинские источники о происхождении народов Кавказа» пишет о генухцах следующее:  «Гинухи, инохели известны еще по древнеармянским источникам под именем генавк и хенутк, а населенный пункт Гануки на левом берегу Алазани, где и сегодня еще живут остатки  гинухов, упоминается грузинскими источниками c раннего средневековья вплоть до 1392  года» (грузинские документы XI–XV вв.). О Генухе, как о населенном пункте, сведений, начиная со средневековья до X–XI вв., пока не найдено. Самые ранние известия о Генухе относятся ко времени правления царицы Тамары  (1184–1213) в Грузии. И эти сведения касаются вопроса о завоевании региона царицей и  распространении христианства. Из преданий глубокой старины до нас дошли сведения о  том, что царица Грузии Тамара, покорив жителей генухского села Бариб и всех дидойцев,  дала указание построить церкви (сакъдари) на их территории, даже поговаривали, будто  сама царица посещала церковь, построенную напротив Генуха. Источники начала XIV века  сообщают о существовании в Дагестане нескольких епархий: Анцухской, Цахурской и  Хунзахской. В работе «История Грузии» Джанашвили сообщает, что католикос Евфимий,  «обозревая свою паству, видел храмы в Антцухе, Цахуре, Как­Елисени, Куми, Лекартии,  Зари, Вардиани, Ганухи (по всей вероятности, речь идет о церковных строениях напротив  селения Генух), Киш­нухи, Вардташене, Табасарании, Хундзи, Нахче, Тошетии, Некреси,  Лагоэтии, Белакана, Мадч­Пипинети, Периджан, Мухах­Мамрехи» (СМОМПК, В. 22, Тифлис  1897, с. 50) (Раджабов Р.Н. История дидойцев (цезов), с. 175­176). Далее там же на с. 199  Раджабов Р.Н. о селении Бариб пишет: «Селение Бариб располагалось в полутора  километрах от селения Генух, выше по течению реки, по дороге в Грузию. В километре от  развалин этого поселения находятся многочисленные захоронения. В последнее время  остатки строений разрушаются жителями селений Кидеро и Генух, где они набирают камень в качестве строительного материала. По преданию, селение Бариб существовало еще в  период правления царицы Тамары (XIII век). Когда войска Тамары вторглись в Дидо, жители  Бариб активно сопротивлялись ее войскам. За это селение Бариб было разрушено, а его  жители были обложены налогом. По преданию, барибцы должны были доставлять Тамаре  лед с вершин Кавказских гор. В конце XVIII века все еще языческое селение Бариб было  разрушено исламскими миссионерами из числа жителей соседних селений». Многие историки и исследователи этнографии народов утверждают, что на территории  древней Грузии, в Арране, имелись поселения, где проживали предки народов Западного  Дагестана. Источники позднего периода сообщают, что « …здесь Кахетинским царем  Леоном поселены были лезгины, обязанные доставлять, в виде дани, лед с гор. (Вахушти  Багратиони. История царства Грузинского, Тбилиси, 1976, С. 137.) Следовательно, можно  предположить, что генухцы (инохели, хенуты, ганаоче, гениохи) начали переселяться на  территорию Западного Дагестана начиная с VIII века н. э., и этому способствовали возложенная на них обязанность кахетинских царей доставлять лед с Кавказских гор и  политическая нестабильность в регионе. Народ, который пережил на своем веку гонения и  невозможность спокойно жить и развиваться, нашел на новой территории прекрасную  природу и защиту величавых гор. Однако дальнейшая история показала, что нет на Земле  такого региона, где бы можно было спокойно жить и работать людям и целым племенам. В  дальнейшем наши села располагались в разных местностях, таких как Бариб, Лаквойкьа,  Теддесалъ, ЧIимилълъ, Иччо и даже (около 10 дворов) на капучинской стороне в местности  Жерра и т. д. О проникновении ислама в Генух нет хронологических данных. Однако, по некоторым  достоверным источникам, мы можем констатировать, что генухцы были исламизированы еще  в XV веке. Следовательно, минимум более 400 лет назад (1563) жители села Генух уже  исповедовали ислам. Трагической и тяжелой была судьба генухцев. В 1741 году, в тяжелое время для всего  Дагестана, Ибрагим­хаджи Урадинский пишет обращение ко всем племенам Дагестана с  призывом подняться на борьбу с Надир­шахом. Не знаем как, но это воззвание получили и  гинухцы. Из села формируется отряд и направляется на помощь в Андалал. По пути отряд  увеличился до тысячи человек, и он сыграл не последнюю роль в разгроме шаха. Как  утверждали предки, обратно из них никто не вернулся, их посчитали погибшими в бою.  Однако выясняется, что они не погибли, а обосновали село Гунухи (Чародинский район) и  остались там по просьбе сына Сурхай­хана Газикумухского. Потомки легендарных генухцев  живут и процветают и ныне. В 1845 году село Инухо три раза подверглось разрушению, а  также уничтожению посевов. Возможно, это послужило причиной того, что более 40  хозяйств переселились в Ункратль и заселились в том месте, где ныне расположено село  Митрода (Цумадинский район). В результате переселений население Инухо от 100 дворов в  1832 (И.И. Норденстам) году уменьшилось до 26 дворов в 1867 (Н.И. Воронов) году. Однако в 1871 году, после подавления восстания ункратлинских пяти сел (В. и Н. Хваршины, Кеди,  Митрода и Саситли), перселившихся в Митрода, выселили «во внутренние губернии России». Тогда и позднее, по различным причинам, многие генухцы переселились в Кахетию, Турцию  и даже в Иран. Но на этом тяготы для генухцев не закончились. Много погибло генухцев и во время насильственного выселения в Чечню в 1944 году. По хозяйственным книгам 1944–1945 гг., только за два года умерло 56 генухцев, включая детей и стариков, а если посчитать,  сколько их умерло за время пребывания в Чечне (13 лет), получится одно небольшое село. Общественная жизнь и быт генухцев особо не отличались от их соседей. Однако у них были  некоторые особенности и отличия от ближайших соседей: дидойцев и капучинцев. Это, в  первую очередь, касалось единства джамаата во всем, безупречное почитание и уважение к старшим. До сих пор сохраняется коллективность (цолъи, цIоки) при выполнении любых  хозяйственных работ, во взаимопомощи, в принятии коллегиальных решений, что стало  свойственным их соседям.  Некоторые другие отличия (кроме языка) между генухцами и их соседями отмечали  путешественники и исследователи. Первым из них был Н.И. Воронов, который побывал в  Генухе 4 сентября 1867 года. У генухцев не допускалось унижающего человеческое достоинство отношения между собой  и по отношению к жителям других сел, независимо от их социального положения. У них не  было такого сословия, как рабы: джамаат выкупал раба, несмотря на то, чей он и откуда, и  даровал ему свободу. Если освобожденный раб желал остаться в селе, то он получал все  необходимое для проживания и становился полноправным членом общества. Генухский джамаат с давних пор был однородным, т.е. среди них не было «чужаков», в  особенности женщин. Считалось, что женщина из другого племени может стать причиной  раздора и затем ослабления всего племени. Однако с принятием ислама эта норма запрета  прекратилась. Вместе с тем нужно отметить, что женщина у генухцев пользовалась особым  уважением и почетом, с ней никогда не обращались как с «животным», как в других  племенах. Такое отношение и ныне сохранено, это ценят и ощущают на себе женщины других племен, вышедшие замуж за генухцев. Женщина в Генухе имеет столько прав и  обязанностей, сколько положено ей по шариату. Главным в семье всегда считали мужчину. После пленения имама Шамиля в 1859 году и полного покорения горцев Западного  Дагестана к 1860 г. генухцы вначале были включены в Дидойский округ, затем в Бежтинский и впоследствии образовали Андийский округ и вошли в состав Дидойского наибства с  центром в сел. Кидеро. Генухское общество во всех этих округах чувствовало себя  обделенным в связи с малочисленностью и существенным различием в языке. Проблемами  генухцев никто не хотел заниматься ни тогда, ни сейчас, их просто игнорировали. Как рассказывали аксакалы, первоначально старшин позволяли выбирать самим жителям  села, но в дальнейшем их стали назначать окружные начальства с подачи наиба. У нас нет  сведений о том, кто у нас были первыми старшинами, но, по рассказам стариков,  нововведение в Генухе не прижилось. Причиной было то, что по должности бегавул должен  был докладывать начальству обо всем, что происходило в селе, т.е. он, по сути своей,  должен был служить посредником между населением и российским начальством. Генухцы не могли допустить такого подхалимства и предательства в своей среде, настолько единым и  сплоченным был их джамаат.  Джамаат добивался выполнения своих постановлений в основном силой общественного  мнения села. Наказания нарушителей закона сводились к штрафам, взимавшимся чаще всего натурой, так как денег в обществе почти не было. По преданиям, у нас в обществе и  преступности фактически не было. Земля в генухском джамаате, как и в соседних, была нескольких категорий. В Генухе земля  делилась на частные (мульки, от араб. мулк), общинные (араб. харим) и мечетские (араб.  вакф) владения. Субъектом собственности издревле считались либо семьи местных тухумов  и рода, либо сама община – джамаат. Такую традиционную структуру местного  крестьянского землевладения генухцы унаследовали при образовании села, при этом  сохраняя хуторную систему, которая впоследствии в советское время была полностью  уничтожена.  Большая доля земельных угодий, пашни и сенокосов находилась в частных руках местных  тухумов на правах мульки – неприкосновенной собственности. Мульки покупались и  продавались, передавались по наследству от одного поколения к другому веками, и в этот  процесс никто не имел права вмешиваться. Родоначальник каждого тухума мог по своему  усмотрению и с соблюдением норм шариата распределить свои земли среди наследников. В  отличие от современной частной собственности они могли принадлежать только членам  джамаата. Неделимым харимом всего селения считались выгоны, пастбища и часть  сенокосов.  Вакуфные земли джамаат передавал в пользование будуну и имаму – дибиру. К ним  относились наиболее плодородные участки полей, переданные в вакф. Со сменой  вышеназванных должностных лиц (в случае смерти или ухода с должности) вакуфные земли  тоже меняли пользователей.  Исламский подъем, охвативший все народы Дагестана в конце 80­х и 90­е годы XX века,  коснулся и генухцев. Крушение советско­колхозной системы в 1991–1993 гг. позволило  выступить на первый план мусульманским институтам общины. В 1987 году, после  капитального ремонта, действующей стала единственная древняя мечеть села Генух,  возраст которой около 300 лет. Эта мечеть до сих пор хранит немало тайн о жизни и быте  генухцев. В стенах мечети имеется много памятных надписей, которые ждут своего часа. В  2013 году в селе открылась еще одна мечеть. По моему глубокому убеждению, мусульманский джамаат села, его актив должны стать для  всех генухцев, независимо от места жительства, олицетворением единства и сплоченности,  служить фактором стабилизации напряженных отношений между односельчанами и  жителями других поселений. Сегодня только сплоченный в единый кулак джамаат остается  для нас главным посредником между нами и властью на местах и в Республике Дагестан,  только он может защитить своих членов. Если раньше, в XVII–XVIII веках, мы были ограничены территорией одного селения или  группой хуторов, внутрисемейным общением на бытовом уровне, то теперь границы общения  расширились, образовались новые поселения с компактным проживанием генухцев. Генух,  подобно сотням других горных селений, не может прожить сегодня без регулярного оттока  части своего населения на равнину. Это связано, в первую очередь, с тем, что у нас  критическая нехватка земли под строительство домов, мы живем в замкнутом пространстве,  где нет возможности для дальнейшего развития. В связи с этим почти массовый отток  генухцев на равнину, а именно в Кизлярский район, произошел в 90­е годы XX столетия. И к  2010­му году из переселенцев генухского джамаата образовалась самостоятельная община  в селе Ново­Монастырское Кизлярского района, где число генухцев доходит уже до 300  человек. Такая же община, но пока в незначительном количестве, создается в поселке Тюбе  Кумторкалинского района. Кроме того, генухцев можно встретить в Махачкале, Буйнакске,  некоторых районах Дагестана. Генухцы также влились в общедагестанскую диаспору в  Москве и городах центральной России.  Современный Генух фактически ничем не отличается от других сел Дагестана. В селе  имеются двухэтажная средняя школа, библиотека, медпункт. До недавнего времени был и  сельский Дом культуры, однако его перенесли в соседнее село (по прихоти главы сельского  поселения, где нет даже помещения), отчего двухэтажное здание в селе пустует и приходит  в негодность. Возможно, из­за этого незаметно уходят из жизни наши традиции и обычаи,  наша культура, как противоречащие религии и шариату. Единственный праздник,  сохраненный в Генухе, – День первой борозды (Бел1улъ иш бигъа). В горах проблемы  остаются те же, и государство не обращает на это никакого внимания. Несмотря на все перипетии, через которые пришлось пройти генухцам, наши предки сумели  выжить и сохранить свой язык, культуру, обычаи и традиции. Однако до сегодняшнего дня  мы, как и большинство малых по численности народов Дагестана, не имеем  самостоятельного этнического статуса. В этом плане генухцы вот уже несколько лет,  начиная с 90­х годов, работают над признанием за этносом «генухцы» права считать свой  язык самостоятельным, а народ – генухцами. Но нынешние власти, видимо, еще не созрели  для принятия политического решения по малочисленным народам, проживающим на  территории Дагестана, да и по всей России.  Генухцы на сегодняшний день являются самой малочисленной народностью не только в  Дагестане, но и во всем мире. Мы не претендуем на уникальность, однако мы уникальны, как и наша республика. Хотя последние двести лет нашей трагической истории без  преувеличения можно характеризовать как геноцид по отношению к нам, мы продолжаем  существовать. И это благодаря среде обитания, ведь многонациональный Дагестан является символом мира, дружбы и единства.  ­­­­­­­­­­­­­­­

Исследовательская работа "Современные этнические проблемы генухцев"

Исследовательская работа "Современные этнические проблемы генухцев"

Исследовательская работа "Современные этнические проблемы генухцев"

Исследовательская работа "Современные этнические проблемы генухцев"

Исследовательская работа "Современные этнические проблемы генухцев"

Исследовательская работа "Современные этнические проблемы генухцев"

Исследовательская работа "Современные этнические проблемы генухцев"

Исследовательская работа "Современные этнические проблемы генухцев"

Исследовательская работа "Современные этнические проблемы генухцев"

Исследовательская работа "Современные этнические проблемы генухцев"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2019