Исследовательская работа Тема: «Кто ты, Баба-Яга?»
Оценка 4.6

Исследовательская работа Тема: «Кто ты, Баба-Яга?»

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
русская литература
6 кл
11.05.2018
Исследовательская работа Тема: «Кто ты, Баба-Яга?»
Целью исследования было: изучить и проанализировать образ Бабы-яги , узнать о её сущности, найти ответ на вопрос: добро или зло несёт в себе этот образ. Задачи исследования: -найти истоки появления Бабы Яги как сказочного персонажа; - прочитать русские народные сказки и проанализировать образ Бабы-Яги, выяснить в каких отношениях она находится с людьми (три образа); Объектом исследования естественно стала Баба Яга, хотя в сказке много персонажей, тоже интересных и загадочных. Предметом исследования стало: изучение критической литературы о русских народных сказках и их главных героях. Для решения поставленных задач ученик занялся поиском информации в словарях, затем провел обзор сказок в литературе, сравнил размышления ученых, провел анкетирование с целью заинтересованности и просвещенности моих одноклассников в знаниях сказок, провел анализ исследовательской работы.Целью исследования было: изучить и проанализировать образ Бабы-яги , узнать о её сущности, найти ответ на вопрос: добро или зло несёт в себе этот образ. Задачи: -найти истоки появления Бабы Яги как сказочного персонажа; - прочитать русские народные сказки и проанализировать образ Бабы-Яги, выяснить в каких отношениях она находится с людьми (три образа); Объектом исследования естественно стала Баба Яга, хотя в сказке много персонажей, тоже интересных и загадочных. Предметом исследования стало: изучение критической литературы о русских народных сказках и их главных героях.
О Бабе ЯГЕ Иссл.работа Лапин Евгений..docx
1                                 муниципальное бюджетное  общеобразовательное  учреждение средняя  общеобразовательная   школа  № 42    с.Сандата Секция: Литературоведение Исследовательская работа Тема: «Кто ты, Баба­Яга?» Автор:  Лапин Евгений Вячеславович, ученик 7­б класса Руководитель: Мижирицкая Любовь Семеновна учитель русского языка и литературы I категория                                                                   2018 г.                                                                                                          Стр. 2  Оглавление                                                                                   2 Введение                                                                                         3­4 Основная часть                                                                            5­15 Глава I.  Общее представление о Бабе Яге.                                 5 Глава II.Откуда взялась Баба Яга и почему её  назвали Ягой?                                                                           6­8         2.1.  Из словарей о Бабе Яге         2.2. Образ Бабы Яги  в научных статьях.         2.3. Из мифологии         2.4.Образ Бабы Яги в современных произведениях. Глава III.Характеристика личных качеств.                                  9         3.1. Отрицательные  качества характера Бабы Яги             9         3.2.Положительные качества  характера  Бабы Яги            10­11 Глава IV. Юные читатели о Бабе Яге.                                          12­13                 4.1. Итоги тестирования.         4.5. Творчество детей.                                            Глава V. Заключение                                                                      14­15                           Список литературы                                                                         16 Приложение                                                                                     17 3 Введение Кто не любит сказок? Я  с уверенностью скажу: сказки любят все: взрослые и дети.  Лично я  о сказках  узнал ещё задолго до того, как пошел в школу. Сказки мне рассказывала   бабушка, хотя много сказок знает и моя мама. Сказки были необычными   и   связаны   с   действительностью.   Занимательные   и   поэтичные, весёлые и страшные сказки и сегодня являются моими спутниками на жизненном пути в большой мир взрослых.  Русская   сказка   создала   замысловатый   мир.   Всё   в   нём   необыкновенно волшебно: животные и птицы разговаривают, яблоня укрывает своими ветвями детей, бегущих от посланных Ягой гусей­лебедей. Рассказываемые сказки уносят нас в мир удивительных превращений. Все герои сказок по­своему интересны и любимы.   В   сказке   много   разных   чудес,   которые   происходят   с   полюбившими героями. Где живет сказка? Можно сказать  так, повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы.  А   задумывался   ли   кто­нибудь   над   тем,   как   попала   в   сказку   Баба   Яга? Почему живет одна в темном лесу? Кто ее придумал? Кто у неё друзья? Что в этом лихом существе такого, что пугает, а одновременно и необыкновенно манит   и     влечет   нас   всех   пройтись   по   тропинкам   сказки.  Что   притягивает   и забавляет в этом достаточно мрачном герое, ведь Баба­Яга обычно изображается мерзкой, злобной, жестокой   старухой. А может это лишь маска, а не истинная суть.  Мне пришлось обратиться  к источникам, чтобы  самому понять, кто же она Баба Яга. Цель работы: подробно изучить образ Бабы­Яги.    Цель исследования:   проанализировать образ Бабы­яги   в   русских народных сказках и сделать вывод о её сущности и назначении такого героя в любимых произведениях.  Задачи:  ­найти истоки Бабы Яги как сказочного персонажа; ­определить основные характеристики образа Бабы Яги в русских народных сказках; ­сопоставить характеристику Бабы Яги в  русских народных и   авторских сказках; ­  провести   тестирование,   которое   выявит   уровень   заинтересованности   и просвещенности детей в знании сказок; Объект исследования: Баба Яга. Предмет исследования:  Авторские  и русские народные сказки. Гипотеза:  Баба Яга – древний персонаж русских народных сказок. 4   ­ Баба Яга­ведьма.           ­У неё страшный вид.               ­ Она всем вредит.          ­ Создает на пути трудности.          ­Похищает детей. ­Она ­ умный и добрый собеседник. Методы   исследования:  используется  поиск   информации, анкетирование, анализ результатов, обобщение.    для   решения   поставленных   задач   в   работе  обзор   литературы,   размышления   ученых, Практическая   значимость   исследования: данный   материал   можно использовать на уроках литературы, при проведении классных часов и викторин. Моя     работа   имеет   большую   просветительскую   и   практическую направленность:   подготовлен   сборник   материалов   с   информацией   о   Бабе­Яге, подборкой стихов, рисунков, сказок (приложение; стр.17). 5 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Глава I . Общее представление о Бабе Яге.          Баба­Яга  ­   одно   из   самых   известных   и   таинственных   существ   на   земле. Большинство   людей   считают   её   обычной   злой   ведьмой.   А   недавно   используя информацию   в   интернете,   я   узнал,   что   некоторые   люди   величают   Бабу­Ягу древнеславянской богиней, хозяйкой леса и зверей.  Меня  заинтересовал образ Бабы ­ Яги, захотелось разобраться в этом вопросе: «Баба ­ Яга – ведьма  или  богиня?»,  поэтому  и  тема  моей  исследовательской работы называется  «Кто ты, Баба Яга?»        Отправной точкой моего исследования стал письменный опрос в 4,5 классах нашей школы.  В тесте был для ребят этих классов вопрос, касающийся роли Яги в народных сказках: «Для чего нужна Баба­яга в русской народной сказке?»  Были получены следующие ответы: ­пугать непослушных детей ­ 13%; ­для волшебства ­ 15%; ­чтобы было, с кем бороться ­ 8%; ­помогать герою ­ 16%; ­помогает попасть в сказочный мир ­ 4%; ­с ней интересно, весело ­ 44%. Как видим, ответы опрошенных показали, во­первых, многообразие функций Яги  в сказочном мире и, во­вторых, явный интерес учащихся к этому сказочному  персонажу.     Чтобы ответить на все вопросы мне нужно было    : ­прочитать много русских народных сказок, ­научиться анализировать сказки, ­находить полезную информацию в интернете и энциклопедиях, чтобы  познакомиться  с историческими сведениями возникновения образа Бабы­Яги, ­ научиться делать выводы. Мне пришлось   изучить некоторые   работы русских ученых,   таких   как А.А. Потебня, академик Б.А. Рыбаков, литературовед В.А. Иванов, А. Аливердиев, М.И. Корнилович, профессор В.Я. Пропп, которые на протяжении нескольких столетий     пытаются     понять   этот   образ.   Так   в   Большом   энциклопедическом словаре (том «Мифология») Бабе­ Яге определен  значительный статус: «главная ведьма,   командует   всеми   остальными   ведьмами».   Уже     такое   определение заставило меня  задуматься: «А, правда, кто ты, Баба­Яга?» 6 Глава II. Откуда взялась Баба­яга   и почему её назвали Ягой?                 Где же найти следы божественного происхождения Яги? Это был самый трудный этап – прочитать научные статьи, понять этих умных взрослых. Тут мне пришлось  обратиться  за помощью к  ученым, хотя исследователи до сих пор не пришли к общему мнению ( я нашел в разных источниках самые популярные и порой  противоречивые версии.)           2.1.Из словарей …. Из словарей  я   узнал о Бабе Яге следующее: Начнем с имени: Баба ­ главная женщина во всех культурах. Яга  ­ от "ягать"­ кричать, вкладывая в свой крик все силы, ­ "ягая", имеющего два значения: "злая" и "больная", ­в некоторых славянских языках "ягая" означает человека с больной ногой  ( костяная нога). Возможно, Баба­Яга вобрала в себя какое­нибудь или даже все  эти значения. ­Баба­ Яга ­ ( Яга (­я) Баба, Ягабиха, Ягабова, Ягая, Ягинишна, Ягиха;  Гвоздензуба ­ сербское; Ежи баба ­ словенское; Яга баба – болгарское и т.д.)­  загадочная лесная старуха, большуха над ведьмами. Большая советская энциклопедия: «Ведьма, колдунья, женщина – служительница  дьявола, якобы обладающая сверхъестественной способностью вредить людям и  животным». Тут же: «Бог, фантастический образ могущественного  сверхъестественного существа, выступающего как предмет религиозного  поклонения и веры» Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля: «Ведьма или  выдёма – колдунья, чародейка, спознавшаяся, по суеверию народа, с нечистой  силою, злодейка, у которой бывает хвостик». Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: «Бог, абсолютное  существо, не зависящее ни от каких причин, но причина всего существующего,  характеризуемое в большей частью религий как личность, действующая по целям  и имеющая волю, как Творец и Промыслитель вселенной, а в некоторых как  безличное начало, совпадающее с миром».       2.2. Образ Бабы   Яги в научных статьях.[№2]        Баба Яга  в научных статьях как бы триедина (церк. одно из лиц  христианской троицы  (лицо, сущность) ), то есть одна в трех лицах. Она и  Воительница, и Дарительница, и Похитительница. Она – Советчица и 7 Повелительница.  А каждой своей ипостаси соответствует определенный возраст  и функция.         Первая ипостась (качество, роль) Бабы­Яги ­ Воительница, это молодая  девушка. Она думает о борьбе и победе, область ее мироздания ­ Небо, то есть,  она является Богиней. В сказках она предстает как девица­богатырка или дочка,  племянница старой Бабы­Яги (то есть, молодая Баба­Яга).      Вторая ипостась Бабы­Яги – Дарительница и Избавительница от беды. Это  уже взрослая женщина, получившая определенный жизненный и магический опыт, и вступившая в пору деторождения, плодородия (для земли). Возможно, в ней  отразился образ Великой Богини, Богини­Матери, создательнице нашего мира. У  нее три сына (змеи или великаны) и 3 или 12 дочерей. Ее сфера обитания ­ Земля.  Она тоже Богиня, но более близкая к людям, их проблемам и стремлениям. Этот  образ можно подразделить еще на несколько: Яга­Советчица (Яга сама ничего не  делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к  своей старшей сестре). Яга­Охранительница, Покровительница (следящая с  помощью своих волшебных помощников (гусей, блюдечка и проч.) за  похождениями героя). Она ­ Повелительница явлений природы, а также птиц и  зверей. Иногда Бабу­ Ягу называют Берегиня. В переводе на современный язык –  Богиня Экологии. Именно Яга, хранительница леса и зверей, многие столетия  берегла нашу природу. Поэтому перед ней расступались дремучие леса и  раздвигались горы. Поэтому великой богине верно служили гуси – лебеди, и  мудрые вороны, и все живые существа, за исключением человека.                   [ Приложение стр.17.Сказка «Лесная Баба Яга» . Лапин Вячеслав  ] И третья ипостась  Бабы­Яги ­ Похитительница. Это  уже  старуха, близкая  к смерти, а значит к загробному миру. Она уже мастер в колдовстве и магии, она может повелевать силами природы, животными, тварями лесными, и имеет над ними   власть.   И   похищая   (чтобы   съесть)   молодых   людей,   детей,   она   как   бы приносит   их   себе   же   в   жертву,   чтобы   еще   хоть   ненадолго   продлить   свое существование. Существует   трактовка,   согласно   которой,   Баба­Яга   —   персонаж   не   исконно славянский, а заносной, привнесенный в русскую культуру. Существует версия, что имя Яги произошло от слова йог, и сама она ­ из Индии. Характерна такая деталь: в избушке Бабы–Яги три пары волшебных рук делают всю домашнюю работу. Может быть, ей служит шестирукое божество Шива. Не случайно Баба – Яга,   как   и   индийские   йоги   –   отшельники,   живёт   вдали   от   людей   и   ведёт уединённый   образ   жизни.   Кроме   того,   её   ступа   очень   напоминает   священные индийские сооружения, которые так и называются ­ ступы. К сожалению, такую сказку я не нашел и мне предстоит над этим поработать в будущем. 2.3. Из мифологии я узнал: [№1]          По одной из них, Баба­яга ­ это  проводник в потусторонний мир ­ мир предков.   Она   и   живет­то   на   границе   миров   живых   и   мертвых,   где­то   в 8 "тридевятом   царстве".   А   знаменитая   избушка   на   курьих   ножках   —   как   бы проходная в этот мир; потому и нельзя в нее войти, пока она не повернется к лесу задом. Да и сама Баба­яга ­ оживший мертвец. В пользу этой гипотезы говорят такие детали.      Жилище Бабы Яги ­ избушка на курьих ножках. Почему именно на ножках, да еще   и   "курьих"?   Полагают,   что   "курьи"   ­   это   видоизмененное   со   временем "курные",   то   есть   окуренные   дымом.   У   древних   славян   был   такой   обычай захоронения умерших: на окуренных дымом столбах ставили "избу смерти", в который   помещали   прах   умершего.   Такой   погребальный   обряд   существовал   у древних славян в VI—IX веках. Возможно, избушка на курьих ножках указывает на   другой   обычай   древних   ­   хоронить   умерших   в   домовинах   ­   специальных домиках, размещенных на высоких пнях. У таких пней корни выходят наружу и действительно чем­то похожи на куриные ноги. Да и сама Баба­яга ­ лохматая (а косы   в   те   времена   расплетали   только   умершим   женщинам),   подслеповатая,   с костяной ногой, крючковатым носом ("нос в потолок врос") ­ настоящая  нечисть, живой  мертвец.  Костяная  нога, возможно, напоминает  о  том, что  покойников хоронили   ногами   к   выходу   домовины,   и   если   в   него   заглянуть,   можно   было увидеть лишь их ноги. Баба­Яга оказывается и «главной ведьмой» (и в этом качестве дублируется, имеет сестёр, повелевающих силам природы и циклами смены дня и ночи).  Раньше верили, что Баба­Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. Баба­Яга также пряха; она прядёт нити, ткёт холсты и гоняется иногда за своими жертвами с   железным   гребнем.   Пряжа   её   –   знак   власти   над   судьбами   людей.   В   этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах. Но всё­таки Баба­Яга ­ существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая­то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна   вселял   страх   в   людей,   поскольку   воспринимался   как   граница   между миром   мёртвых   и   живых.   Не   зря   же   её   избушка   обнесена   частоколом   из человеческих   костей   и   черепов,   и   во   многих   сказках   Баба­Яга   питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога».   2.4.   Образ   Бабы­Яги   в   современных   произведениях.          Меняются времена ­ меняются нравы. В последние годы характер Бабы­ Яги стал добрее: она уже почти не делает гадостей и не ест людей. К детям Яга относится с особой симпатией.  И больше она похожа на деревенскую старушку, чем на злую колдунью. Быт её тоже изменился в лучшую сторону. Исчезли черепа с   забора,   в   доме   стало   чище   и   просторнее.   Избушка   Яги   теперь   не   только вертится бегать. В силу привычки Яга ещё использует ступу, но всё чаще предпочитает летать на метле. Одним словом, несмотря на природную хромоту, Яга старается идти в ногу с прогрессом.  одном   месте научилась на     ­     она 9                                          [Приложение стр.17. Сказки моих одноклассников]   Из сказок, мной прочитанных и изученных, я узнал о Бабе Яге много нового. Но для полноты образа  мне хотелось узнать мнение  моих ровесников.  И тогда мы с моим учителем   предложили 4,5 классам нарисовать Бабу – Ягу   и сочинить сказки. В Приложении  ( стр. 17 ) Вы  можете увидеть некоторые работы   моих друзей, которых  тоже интересовал  этот  персонаж сказок. Нам   показалось   этого   мало,   мы   предложили   учащимся   написать   сказки. Сказок   было   много.   В   сказках     наших   друзей     Баба   Яга     хитрая,   добрая, фантазерка, персонаж, знающий много сказок и, как не странно, любящая детей. Читая сказки, я наталкивался  на два образа Бабы  Яги.  Современные  авторы,  в некоторых произведений   изображают ее доброй и покладистой, но иногда   это существо     неуправляемое.   И   опять   за   помощью     для   доказательства   главных качеств характера  Бабы Яги  я  обратился к  ученым. Глава III.Характеристика личных качеств Бабы Яги.    3.1. Характеристики отрицательных качеств  Бабы Яги в сказках. В   энциклопедии   я   нашел   такое   определение:   «Баба   Яга   –   популярный персонаж   русских   народных   сказок.   В   православном   сознании   –   воплощение сатанинских сил зла, выражение ненависти ко всему русскому». Для нас, читателей, Баба­яга – старая слепая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами. Обратил внимание на описание портрета Бабы Яги. …входит ­ в избушке сидит баба­яга костяная нога, старая, беззубая.   («Заколдованная королевна») …на лавке сидит седая старуха, прядет кудель.   («Поди туда ­ не знаю куда, принеси то ­ не знаю что») …сидит там баба­яга — костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. («Финист ­ ясный сокол») Здесь   я   заметил,   что     в   описании   портрета   этой   героини   чаще   всего использована  отрицательная лексика:  беззубая,  костяная   нога,  нос  крючком. Уже из этого складывается у читателя образ отрицательного персонажа. Далее это впечатление усиливается описанием её жилища. …стоит   избушка   на   курьей   ножке,   об   одном   окошке,   кругом   себя поворачивается. («Гуси ­ лебеди») …вышла на полянку, где стояла избушка яги­бабы; забор вокруг избы из человечьих   костей,   на   заборе   торчат   черепа   людские   с   глазами;   вместо дверей у ворот — ноги человечьи, вместо запоров — руки, вместо замка — рот с острыми зубами. («Василиса Прекрасная») ...стоит дом бабы­яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый. («Марья Моревна») 10 Я сразу представил  себе, что хозяйка такого дома должна быть очень злой и кровожадной. Необычным средством передвижения Бабы Яги является железная ступа, в которой она может летать в поисках своей излюбленной пищи: маленьких детей, которых злая ведьма изжаривает в своей печи, а затем с аппетитом поедает.  … Выехала из леса Баба Яга  ­ в ступе едет, пестом погоняет, помелом заметает. («Василиса Прекрасная») Отрицательным  оказывается и отношение к Бабе Яге  её окружающих. …А кот ей в ответ:  ­ Я тебе столько лет служу, ты мне косточки обглоданной не бросила, а она мне мясца дала! («Баба Яга») Таким образом, по внешности бабы Яги, мы можем сделать вывод, что Баба Яга – отрицательный персонаж. При такой непоследовательной   оценке данных Бабы Яги учеными у меня возникает   вопрос:   почему   тогда   исследователи   устного   народного   творчества характеризуют в большинстве своём Бабу Ягу как положительную героиню. 3.2. Характеристика положительных качеств Бабы Яги. В  большинстве сказок Баба Яга совершает добрые поступки. Она помогает солдату   найти   королевну  («Заколдованная   королевна»),   Андрею   оттыскать Марью – царевну («Поди туда ­ не знаю куда, принеси то ­ не знаю что»), Марьюшке – найти Финиста – ясного сокола (« Финист ­ ясный сокол»). С той же лаской относятся к ней и герои сказок: Иван­царевич, Василиса Прекрасная, солдат – они называют её «бабушкой». …­Это   я,   бабушка!   Мачехины   дочери   прислали   меня   за   огнем   к   тебе. («Василиса Прекрасная») ­ Здравствуй, бабушка! Скажи, как бы мне отыскать мою прекрасную королевну? («Заколдованная королевна») Таким образом, обзор   литературных источников, детальный анализ самого образа   Бабы   Яги,   а   также   связь   между   различными   предметами,   явлениями, действиями Бабы Яги в русских народных сказках позволяет  мне сделать вывод о её сущности. Баба Яга испытывает людей, наказывает их (губит), дарит клубок (путеводную нить), даёт советы, которые способствуют достижению цели, «чует сердцем», а значит – ведает судьбой. В сказке  просматривается прототип Бабы­яги ­ ведуньи, знахарки, которые лечили   людей.  Часто  это   были  нелюдимые   женщины,  которые  жили  вдали   от поселений, в лесу. Многие ученые выводят слово "Яга" от древнерусского слово "язя"   ("яза"),   означающего   "немощь",   "болезнь"   и   постепенно   вышедшего   из употребления   после  XI   века.  Страсть   Бабы­яги   поджаривать   детей   в  печи   на лопате   очень   напоминает   так   называемый   обряд   "перепекания",   или "припекания", младенцев, больных рахитом или атрофией: ребенка заворачивали в "пеленку" из теста, клали на  деревянную хлебную лопату и трижды всовывали в 11 горячую   печь.   Потом   ребенка   разворачивали,   а   тесто   отдавали   на   съедение собакам.   По   другим   версиям,   собаку   (щенка)   засовывали   в   печь   вместе   с ребенком, чтобы на него перешла хворь. И это действительно часто помогало! Но, по­видимому, до конца одолеть Бабу­ягу ­ наследницу народных целительниц ­ христианство все же не смогло: вспомните, разве хотя бы в одной сказке Бабе­яге удалось кого­нибудь изжарить? Лично я этого не нашел. Баба Яга только как бы хочет это сделать. По   мнению   учёного   А.Н.Афанасьева,   волшебная   сказка   знает   несколько образов Бабы Яги: [№3] 1)  Яга – воительница,   сражающая с героями и побеждающая многих из них.. Во многих сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю: она выступает против приехавших в ее царство богатырей, нападает во главе целого воинства. Её «рать – сила несметная» …приказала подать свой огненный щит, поскакала в погоню и начала палить щитом на все четыре стороны. («Баба­яга и Заморышек») 2) Яга – похитительница – в сказках она часто похищает детей и стремится изжарить их в печи (но доказательств, как я уже сказал, не нашлось). …В   избушке   старая   баба­яга   прядет   кудель.   А   на   лавочке   сидит   братец, играет серебряными яблочками. («Гуси ­ лебеди») 3) Яга–дарительница, которая, в свою очередь, подразделяется на подтипы: а)  Яга–советчица  (Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре):  …Послушай   же,   ступай   по   тропинке.   И   дойдешь   до   пруда,   спрячься   за деревом и выжидай время. ( «Василиса  Премудрая»)   б)  Яга   –   повелительница  сил   природы   и   животного   мира   (повелевает утром, вечером, ночью, ветром, волками, медведями, другим лесным зверьём). … Стала Баба – Яга спать ложиться и говорит: ­   Когда   завтра   я   уеду,   ты   смотри   –   двор   вычисти,   избу   вымети,   обед состряпай, бельё приготовь.  («Василиса Прекрасная») в)  Яга  –  покровительница  (взявшая   героя   под   свою   опеку,   следящая   с помощью   своих   волшебных   помощников   (совы,   блюдечка)   за   похождениями героя. …Но я тебе помогу. Вот тебе серебряное блюдечко и золотое яичко. (« Финист ­ ясный сокол») г)  Яга   –   обладательница  чудесных   предметов   (одаривающая   героя различными предметами или существами–помощниками). …   ­   Трудно,   красавица,   тебе   будет   его   отыскать,   да   я   помогу.   Вот   тебе серебряное   донце,   золотое   веретенце.   Бери   в   руки,   само   прясть   будет, потянется нитка не простая, а золотая. (« Финист ­ ясный сокол») 12 Как мы видим, очень часто привычный образ злой старухи разрушается. И можно уже сделать вывод, что во многих русских народных сказках Баба Яга – положительный персонаж.  Сторонники   третьей   версии   видят   в   Бабе­яге   Великую   Мать   ­   великую могущественную   богиню,   праматерь   всего   живого   ("Баба"   ­   это   в древнеславянской культуре мать, главная женщина) или великую мудрую жрицу. Но я  остановлюсь  пока на этом (это спорный вопрос и единого мнения  у ученых нет, а мне предстоит это  исследовать в другой работе). Достаточно понять, что Баба­яга ­ это многоликий сказочный персонаж, вобравший в себя множество символов и мифов прошлого.  Глава IV. Юный читатель и образ Бабы Яги 4.1. Анкетирование. Главная   особенность   авторских   сказок   –   это   наличие   отношения   самого автора к героям и их поступкам. В остальном же можно увидеть тесную связь авторской   сказки   с   русской   народной:   чудесные   превращения,   волшебство, присутствие   положительных   и   отрицательных   героев,  как   было   сказано   выше, связь   с   действительностью.   А   вот   традиционные   образы   русских   народных персонажей (в частности Бабы Яги) отыскать в них довольно сложно. Поэтому свой поиск я продолжил с опроса одноклассников, таких же читателей, как и я сам – что они думают о Бабе Яге?  Я предложил следующую сказочную анкету (смотри таблицу): В   опросе   участвовали       ученики   четвертых   и   пятых   классов   нашей   школы. Варианты их ответов были разнообразны (это было мнение 50% на 50%):    1. Кто такая Баба Яга? Старая  Старуха (злая  Ведьма,  Сказочный  Злая баба с колдунья горбатая  бабушка 2. Какой вы себе её представляете? персонаж 13 большим носом  или метлой или  добрая,смешная) Злой, невежливой,  жестокой С бородавками и  морщинами на лице,  большим носом. Страшной, некрасивой, в  рваной одежде (иногда  бывает доброй) На болоте в избушке В лесу за большим забором  из человеческих костей 3. Где  живёт знаменитая бабка? В лесу в  избушке на  курьих ножках 4. Чем она занимается? Летает в ступе, Творит  недоброе на метле 5. Есть ли у неё костяная нога и как она выглядит? Есть, сделана из  кости, которая  торчит 6. В каких других литературных произведениях встречались они с образом  Бабы Яги? Есть, это ­  деревянная  ступа рассказывает  детям сказки Варит зелья,  колдует Помогает героям Есть, это – её метла Не  встречались В стихотворениях В мультфильме –  старуха  Шапокляк В сказках зарубежных  писателей 7. Существует ли Баба Яга на самом деле? Нет, только в  сказках Да, это бабки­гадалки Не знаю.(В моих сказках) Анализ проведённой анкеты позволил мне сделать вывод, что в принципе ничего   и   не   поменялось:   мнение   наших   бабушек     и       современного   читателя совпадают.     Герои   обращаются   к   Бабе   Яге   ласково   –   «бабушка».   Баба   Яга помогает героям, которые заслуживают этого, хотя не переносит русского духа. В сказках она совершает как плохие, так и добрые поступки. Значит, Бабу Ягу нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей (она просто интересная). 4.2. Баба Яга в исполнении юных актеров.     Баба Яга обладает волшебными вещами, служат ей разные животные. Баба Яга ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями. 14 Все   знают,   что   актер   Георгий   Милляр   бесподобно   сыграл   роль   Бабы­яги   во многих фильмах­сказках Александра Роу. Он сам изобрёл образ своей Бабы­яги — грязное  бесформенное  тряпьё, наверченное  на  туловище  и  голову,  грязные седые патлы, большой крючковатый нос с бородавками, торчащие клыки, безумно поблёскивающие   глаза,   каркающий   голос.   Баба­яга   Милляра   получилась   не просто страшной, а жуткой: многие маленькие дети при просмотре фильма были всерьёз   напуганы.  Я   пришел   к   выводу,   что   внешность   (портрет)   Бабы­яги практически нигде не описывается,  потому что она разная. Она всегда в действии ­ летает на ступе, кричит на своих слуг, догоняет героев. И, судя по ее действиям, она не слабая и немощная старая женщина, а довольно энергичная, сильная и волевая. Она   имеет хороший и здоровый аппетит: "кушает за десятерых".  Мне так понравился этот герой, что я решил на Новый год  сыграть роль  Бабы Яги. (Приложение  стр.17)         У   меня   получилась     Баба     Яга   не   только   хитрая,   веселая,   но   любящая праздники  и особенно детей. Она с удовольствием проводила игры  с младшими детьми. На праздник моя   Баба Яга   приехала на громко рычащем мотоцикле, которым она же сама управляла. После дети выразили свое мнение, что из всех сказочных героев на елке им больше   всех понравилась Баба Яга за  покладистый и   веселый   характер.   Все   дети   пищали,   заигрывали   с   Бабой   Ягой   и   получали истинное удовольствие, когда она  к ним обращалась за советом. Глава V.  Заключение Если   в   начале     своей     работы       я   ставил   цель:   изучить   этот   русский сказочный персонаж, то во время работы мне   пришлось познакомиться с ней настолько близко, что  почти  я «побывал в гостях в тридевятом царстве», «узнал в   лицо»     родных   и   близких     Бабы   Яги.   Я   теперь   с   уважением   и   почтением отношусь   к   «семейным   традициям»   Бабы   Яги.   История   о     бабе   Яге   и   ее сородичей,   домовых,   леших,   кикиморах   и   т.п.   дала   мне   более   полное представление о быте человека, правилах его поведения, принципах.         В   ходе   своего   исследования   я   открыл   для   себя   много   нового   и интересного. Анализ литературных источников помог узнать, каким образом Баба Яга стал одним из интереснейших героев русской народной сказки. Я понял, что 15 нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие­нибудь новые открытия. Я научился определять роль Бабы Яги в сказочных событиях, её значимость   для   создания   насыщенной   эмоциональной   картины     сказки.   Даже когда Баба­Яга предстаёт в самом неприглядном виде и отличается лютостью натуры,   она   ведает   будущее,   обладает   несметными   сокровищами,   тайными знаниями.   На протяжении всей работы   я успел познакомиться с   известными ли­ тературоведами, композиторами, художниками, которые в свое время уделили Бабе Яге  столько внимания,  спорили, доказывали, искали корни происхождения, уважительно   отнеслись   к   нашей   знакомой.   Еще   многие   поколения   детишек вырастут на русских сказок, где Баба – Яга зла и коварна, но при этом смешная, забавная, добрая. Сказки еще раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.   На время работы самым увлекательным для меня оказалось не только чтение сказок, но и увлеченная работа моих одноклассников и учащихся 4­х классов. Это был союз  не только любителей сказок, но и творческих детей.   Для себя я открыл   новый сказочный мир, мир новых героев и образов, интересных   сюжетных   линий.   И   именно,   в   этом   новом   мире   я   нашел подтверждение   гипотезе,   поставленной   в   начале   исследовательской   работы   – действительно, в своих сказках авторы все­таки   обращаются к фольклорному образу Бабы Яги. И хотя время  «рисуют» его новыми словесными красками, но оставляют  все­таки  знакомым для юного читателя. Я согласен с учеными, что образ   Бабы   Яги   так     многообразен,   что   ее,   действительно   трудно   распознать среди всего богатства сказок  новых авторов.  Я  попытался увидеть Бабу Ягу, и я ее   нашел,  теперь   уже   в  сказках   моих   одноклассников.  Я   думаю,   что     это   не последняя  встреча с  Бабой Ягой, мнений много и еще много предстоит изучить. И напоследок я хочу сказать:  «Баба Яга, я знаю, кто ты!» Мир сегодня такой разный, как и мы с тобой. Сколько в нём прекрасных чудесных сказок, Там где живёт она – интересная старушка, Баба Яга ­образ всем нам знаком. В сказке у неё – избушка, ступа с помелом. Нос крючком у ведьмы старой, Костяна нога. Варит зелье да отраву,  Бабушка Яга. С утра до ночи бормочет колдовство своё. И не ведает, что очень  долго жду её. Может быть, ты Бабка Ёжка, Ступу­самолёт возьмёшь, Вылетишь из своей сказки И меня найдёшь! 16 Список использованной литературы: ­Афанасьев А.Н. «Русские детские сказки»   М. Дет.лит., 1986г.  ­«Баба Яга»  Нар. сказка для детей  ­СПб.: Аврора, 1993.  ­«Вас приветствует сказка.  Русские сказки»   Харьков. кн.ф­ка "Глобус", 1993г.  ­Левшин В.А. «О происхождении Бабы Яги»  Русская словесность.­1997.­ № 1   ­Кто такая Баба Яга «freecreate.forumbook.ru  ­А. Л. Топорков, к. и. н. ­ Откуда у Бабы­Яги ступа? [Библиотека "Халкидон  Сказки про Бабу Ягу» Издательство «Махаон» 2008г   ­ Баба Яга (Страница 1) — Архетипы и символы — Игры Богини  ­Баба­Яга — Википедия  ­«Баба Яга» — 243 тыс. картинок ­Мифологическая энциклопедия: Герои мифов и легенд: Баба­Яга ­Баба­Яга. Славянская мифология.  17 Интернет источники: 1.http://www.yaga.ru/rus/r_events_obj.html?71 2. http://ru.wikipedia.org/wiki 3. http://images.yandex.ru/images.html 4. http://www.babybiog.ru/community/post/ 5. http://www.fanbio.ru/mif/83­2010­05­16­00­57­36.html          ПРИЛОЖЕНИЕ.  ­Фотографии (Лапин Евгений в образе Бабы Яги) ­Рисунки учащихся 4­5 классов ­Сказки, написанные учащимися 5­х классов ­Презентация «Кто ты, Баба Яга»

Исследовательская работа Тема: «Кто ты, Баба-Яга?»

Исследовательская работа Тема: «Кто ты, Баба-Яга?»

Исследовательская работа Тема: «Кто ты, Баба-Яга?»

Исследовательская работа Тема: «Кто ты, Баба-Яга?»

Исследовательская работа Тема: «Кто ты, Баба-Яга?»

Исследовательская работа Тема: «Кто ты, Баба-Яга?»

Исследовательская работа Тема: «Кто ты, Баба-Яга?»

Исследовательская работа Тема: «Кто ты, Баба-Яга?»

Исследовательская работа Тема: «Кто ты, Баба-Яга?»

Исследовательская работа Тема: «Кто ты, Баба-Яга?»

Исследовательская работа Тема: «Кто ты, Баба-Яга?»

Исследовательская работа Тема: «Кто ты, Баба-Яга?»

Исследовательская работа Тема: «Кто ты, Баба-Яга?»

Исследовательская работа Тема: «Кто ты, Баба-Яга?»

Исследовательская работа Тема: «Кто ты, Баба-Яга?»

Исследовательская работа Тема: «Кто ты, Баба-Яга?»

Исследовательская работа Тема: «Кто ты, Баба-Яга?»

Исследовательская работа Тема: «Кто ты, Баба-Яга?»

Исследовательская работа Тема: «Кто ты, Баба-Яга?»

Исследовательская работа Тема: «Кто ты, Баба-Яга?»

Исследовательская работа Тема: «Кто ты, Баба-Яга?»

Исследовательская работа Тема: «Кто ты, Баба-Яга?»

Исследовательская работа Тема: «Кто ты, Баба-Яга?»

Исследовательская работа Тема: «Кто ты, Баба-Яга?»

Исследовательская работа Тема: «Кто ты, Баба-Яга?»

Исследовательская работа Тема: «Кто ты, Баба-Яга?»

Исследовательская работа Тема: «Кто ты, Баба-Яга?»

Исследовательская работа Тема: «Кто ты, Баба-Яга?»

Исследовательская работа Тема: «Кто ты, Баба-Яга?»

Исследовательская работа Тема: «Кто ты, Баба-Яга?»

Исследовательская работа Тема: «Кто ты, Баба-Яга?»

Исследовательская работа Тема: «Кто ты, Баба-Яга?»

Исследовательская работа Тема: «Кто ты, Баба-Яга?»

Исследовательская работа Тема: «Кто ты, Баба-Яга?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2018