Исследовательская работа "У ваших ног я признаюсь"
Оценка 4.6

Исследовательская работа "У ваших ног я признаюсь"

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
русская литература
11 кл
01.01.2018
Исследовательская работа "У ваших ног я признаюсь"
Тема исследовательской работы актуальна во все времена. Вечно романтическая тема признания в любви волновала, хотя бы однажды, всякого человека. Но все мы хорошо знаем, что признаться в чувствах любимому человеку очень сложно. Поэты и писатели, стремясь поведать о переполняющих душу чувствах, подарили нам уникальные, удивительной красоты признания в любви. Анализируя сцены объяснения в любви в произведениях А.С.Пушкина «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», И.А.Гончарова «Обломов», И.С.Тургенева «Отцы и дети», выясним какое смысловое значение они имеют.Исследовательская работа о том, какую роль играет любовь в нашей жизни
работа Я признаюсь.docx
Х Малая академия наук юных исследователей Литературоведение Исследовательская работа                                                 «У ваших ног я признаюсь…» (сцены объяснения в любви в творчестве  А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А.Гончарова, И.С.Тургенева) Автор работы:                                               Перегудова Анастасия, 11 класс МБОУ Краснооктябрьская СОШ Руководитель Котляренко Екатерина Ивановна учитель русского языка и литературы МБОУ Краснооктябрьской СОШ 1 2017 год Содержание 1. Введение…………………………………………………………………….3 2. Объясняться, открываться, признаваться ………………………………..5 2.1  Анализ   сцены   объяснения   в  любви   в  романе   А.С.Пушкина  «Евгений Онегин»…………………………………………………………………………5 2.2 Анализ сцены объяснения в любви в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»……………………………………………………………….7 2.3   Анализ   сцены   объяснения   в   любви   в   произведении   И.А.Гончарова «Обломов»……………………………………………………………………...8        2.4  Анализ сцены объяснения в любви в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» ……………………………………………………………………………………… …………………………..9     3. Действующие лица любовного объяснения: маменька, письмо,отъезд...11     4. Словарь любовного объяснения…………………………………………...13     5. Заключение…………………………………………………………………16 6. Литература………………………………………………………………….17 7. Приложение 2 ВВЕДЕНИЕ Тема моей исследовательской работы не случайна. Вечно романтическая тема   признания   в   любви   волновала,   хотя   бы   однажды,   всякого   человека. Большинству из нас нравятся признания в любви, большинству из нас хочется признаний, и многие испытывают потребность в том, чтобы признаваться в любви.   Но   все   мы   хорошо   знаем,   что   признаться   в   чувствах   любимому человеку   очень   сложно.   Заинтересовавшись   темой   признания   в   любви,   я провела опрос среди старшеклассников и педагогического коллектива МБОУ Краснооктябрьской СОШ. Всего было опрошено 50 человек в возрасте от 14 до 57 лет.  В рамках исследования респонденты отвечали на вопросы:  1.Говорили ли вы когда­нибудь человеку, что он или она Вам нравится?  2. Как вы это сделали?  3. Какой была ответная реакция?  4. Признание в любви каких литературных героев запомнилось? В   итоге   исследования   порядка   58%   опрошенных   ответили,   что признавались в чувствах к любимому человеку во время свидания. Вместе с тем, около 2% ответили, что признание в своих чувствах любимому человеку происходило в социальных сетях. Но даже на условиях анонимности опроса, респонденты с неохотой отвечали на вопросы о том, кто и как признался в чувствах любимому человеку. В ходе исследования отмечена интересная деталь: первая ассоциация с выражением  «признание  в  любви» ­  это   строки  пушкинских  произведений. Когда   звучал  вопрос   о   литературных   признаниях  в  любви,  сразу   всплывал образ Татьяны, которая смело и решительно пишет письмо Онегину. Любовь, какая бы она ни была, запоминается на всю жизнь. 16 – 17 лет – это   возраст   первых   увлечений   и   разочарований,   романтических   чувств   и мечтаний, поэтому тема любви для нас, семнадцатилетних, является очень актуальной. Поэты и писатели, стремясь поведать о переполняющих душу чувствах, подарили нам уникальные, удивительной красоты признания в любви. Мне показалось интересным разобраться в том, какую роль играют сцены объяснения в любви в произведениях отдельных писателей, и с какой целью они их используют. Выбор писателей, на примере творчества которых я хочу попытаться раскрыть выбранную тему, носит скорее   личный характер. Начиная   работу,   я   поставила   перед   собой  цель:  анализируя   сцены объяснения   в   любви   в   произведениях   А.С.Пушкина   «Евгений   Онегин», 3 М.Ю.Лермонтова   «Герой   нашего   времени»,   И.А.Гончарова   «Обломов», И.С.Тургенева   «Отцы   и   дети»,   выяснить,   какое   смысловое   значение   они имеют.         Задачи работы: 1.Проанализировать произведения русских писателей19 века.  2.Провести   собственное   исследование   и   выявить,   какую   роль   играют признания в любви в нашей жизни и жизни литературных героев. В работе использованы следующие методы: 1.Литературоведческий анализ 2. Опрос В ходе работы была выдвинута гипотеза о том, что сцены объяснения в любви   имеют   важное   конструктивное   значение,   поскольку   являются эмоционально–смысловыми   центрами,   играя   роль   кульминаций   в   идейно­ тематическом содержании анализируемых произведений. Моя   работа   может   быть   использована   на   уроках   литературы,   на внеклассных мероприятиях при проведении предметной недели. 4 ОБЪЯСНЯТЬСЯ, ОТКРЫВАТЬСЯ, ПРИЗНАВАТЬСЯ Что такое любовь? Спрашиваем мы себя и безуспешно пытаемся найти ответ – точный и ясный. Конкретные примеры многообразных форм любви, ее зарождения и угасания, берутся, как правило, из художественной литературы. Тема любви в литературе всегда была актуальна. Ведь любовь – это самое чистое и прекрасное чувство, которое воспевалось еще с античных времен. Любовь   одинаково   волновала   воображение   человечества   всегда,   будь   это любовь юношеская или более зрелая.  Мария Голованивская в книге «Признание в любви» пишет, что в любви нас ведет за руку мощная традиция, предлагая уже готовые ситуации и слова. И нам от этой традиции никуда не деться. Она – часть нас самих, хотя мы и не чувствуем   ее,   как   не   чувствуем   воздух,   которым   дышим.   Мы   научаемся объясняться   в   любви   задолго   до   того,   как   впервые   влюбляемся.   Просто потому, что еще со школьных лет впитали бессмертные и бессменные образцы объяснения   в   любви   из   классической   литературы.   Мы   воспринимаем   эти образцы, формируемся ими и выдаем их как клише почти на подсознательном уровне. Русская   литература  19   века   изобилует   объяснениями   в   любви.   Сцены объяснения  в  любви   мы   находим   в  произведениях   А.С  Пушкина  «Евгений Онегин»,   М.Ю.Лермонтова   «Герой   нашего   времени»,   И.А.Гончарова «Обломов»,   И.С.Тургенева   «Ася»,   «Отцы   и   дети».   В   этих   книгах   любовь обсуждают, о ней спорят, и, конечно же, герои объясняются друг с другом. Тема   любви   ­   одна   из   ведущих   в   романе   А.   С.   Пушкина   «Евгений Онегин».   Именно   способностью   искренне   и   предано   любить   автор   меряет человеческую натуру, уровень развития своих героев. Сам Пушкин считал, что любовь составляет смысл существования, только любя, человек может полностью раскрыть все свои возможности, познать жизнь до конца. Роман   А.С.Пушкина   «Евгений   Онегин»   ­   произведение,   центральным сюжетом которого является любовь Татьяны и Евгения. Разная судьба этих героев, разное воспитание не смогли помешать чувству. Татьяна полностью отдается   любви,   мечтает   об   Онегине,   испытывает   к   нему   по­настоящему глубокое и светлое чувство. Онегин же отвергает девушку, хотя спустя много лет пожалеет об этом…  5 Онегин и Татьяна знакомятся в деревне, куда главный герой приезжает к своему дяде. Девушка, чувствуя себя одинокой рядом с близкими людьми, находит   Евгения   близким   для   себя   человеком.   Не   вытерпев   ожидания   и томления, она пишет ему письмо, в котором признается молодому человеку в своих   чувствах.     Не   часто   в   истории   русской   литературы   встречаются стихотворные признания женщины в любви к мужчине: Я к вам пишу – чего же боле?  Что я могу еще сказать?  Теперь, я знаю, в вашей воле  Меня презреньем наказать.  Но вы, к моей несчастной доле  Хоть каплю жалости храня,  Вы не оставите меня [4,С. 236]. Склонность,   влюбившись   идеализировать   своего   избранника,   присуща многим,   в   том   числе   и   самому   Пушкину.   Объяснение   героев   – кульминационный   момент,   самый   важный   этап   в   их   отношениях.   Почему Евгений   отвергает   любовь?   Страдающий   «хандрой»   и   «скукой», пресытившийся   столичной   жизнью,   заменяющий   чувства   «наукой   страсти нежной», он не смог оценить чистой души Татьяны, безумно влюбленной в близкого   ей   по   духу   человека.   Письмо   девушки   тронуло   его,   но,   увы,   не возбудило ответного чувства:   Мне ваша искренность мила;  Она в волненье привела  Давно умолкнувшие чувства [Там же]. Евгений говорит, что не достоин Татьяны. Он считает, что любовь, как и все остальное в его жизни, быстро надоест и станет скучным. Даже не пытаясь искренне представить свое будущее с любящей женой, он отвергает Татьяну, придумывая тысячу отговорок и оправданий, рисуя семейную жизнь: Супружество нам будет мукой. Я, сколько ни любил бы вас,         Привыкнув, разлюблю тотчас.   Во время всей своей речи Онегин говорит и думает только о себе. Для него   не   впервые   произносить   подобные   слова:   прошлые   мимолетные увлечения, столичные дамы… Он еще не понял, что Татьяна – лучше всех их, умеет любить по­настоящему за человеческие качества, а не за положение в обществе. Приводя ей свои доводы, Онегин не понимал, что разбивает сердце девушки, приносит ей боль и страдания, хотя мог бы подарить ей счастье и радость. Татьяна ничего не ответила Евгению:  Сквозь слез не видя ничего,  Едва дыша, без возражений,  Татьяна слушала его. 6 Первая любовь – самое светлое чувство. И самое печальное, если не находит   взаимности.   Мечты   Татьяны   разбиты,   любовь   теряет   свои   яркие краски.   Неопытная   девушка,   воспитанная   в   деревне,   обожающая сентиментальные французские романы, мечтательная и впечатлительная, не ожидала   встретить   отказ.   Откровенность   Татьяны,   ее   романтичное   письмо предмету обожания выделяет ее среди остальных девушек. Она не побоялась выразить   свои   чувства,   не   испугалась   будущего   и   отдалась   на   волю провиденья.  Пережив отказ Евгения, Татьяна, без любви, выходит замуж за другого. Онегин же, после убийства Ленского, некоторое время странствовал, отошел от высшего общества, сильно переменился. Все наносное ушло, осталась лишь глубокая,   неоднозначная   личность.   Спустя   несколько   лет,   Евгений   вновь встречается с Татьяной. Теперь она замужняя женщина, светская львица. Но мы понимаем, что героиня по­прежнему любит Онегина: Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна.  Это объяснение вполне и до конца разъясняет основную черту характера Татьяны — чувство долга, которое для нее главное в жизни. Решение выйти замуж Татьяна приняла сама, следовательно, учитывая ее правдивость, для нее было бы просто невозможно нарушить данное ею слово. Сознавая, что отказ от счастья с Онегиным лишает обоих смысла жизни, Татьяна, однако, по­другому поступить не могла: такова ее душевная потребность во что бы то ни стало идти в своей цельности до конца. Именно это качество и делает образ   Татьяны   необыкновенно   привлекательным   для   читателей,   а   Пушкин называет свою героиню «русской душою».   Да и изменившийся герой теперь способен любить и страдать, однако поздно ­Татьяна отказывает ему, оставаясь верной своему мужу. Таким образом, герои Пушкина к финалу произведения пришли истинно любящими   людьми.   Это   неудивительно,   ведь   сам   автор   считает   любовь главнейшим чувством в жизни человека. Произведение М. Ю. Лермонтова «Герой произведения нашего времени» ­   это   прежде   всего   произведение   о   безумно   одиноком   человеке.   История жизни Печорина состоит из потерь и разочарований: его покидают друзья, приятели, любимые. В первую очередь это происходит потому, что никто не понимает героя. Есть только один человек, который осознает, что творится в душе Печорина. Это по­настоящему любящая его женщина, Вера. Кто она? Почему, за что так любит Печорина? Ответ на это в последнем письме Веры главному герою. Строки из послания героини удивительно совпадают с откровениями в дневнике Печорина. Вот что пишет Вера: «Ты любил меня, как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых 7 жизнь скучна и однообразна» [2,С.574]. А это строки из дневника Печорина: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил, я любил для себя, для собственного удовольствия; я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страданья…». Слова разные, но смысл один и тот же. Обе записи – об эгоизме Печорина. С одной стороны, это чувство породили среда и барское воспитание. Но есть и другое. Эгоизм героя особого   рода:   за   ним   стоит   нежелание   Печорина   открыть   свою   душу любящему сердцу, стремление всегда контролировать собственные эмоции. Происходит это оттого, что герой произведения очень раним, а окружающее его общество слишком жестоко. Ошибок оно не прощает, слабость – тоже, вот Печорин и стал сильным. Его прекрасные чувства, помыслы, порывы, страсти давно перегорели в душе, не найдя себе выхода, и что же осталось? Пустота. А жизнь продолжается, каждый день приносит новое, и Печорину все сложнее отстаивать свои принципы, противоречащие человеческой природе. Вера, полюбив, пыталась разобраться в характере Григория. Героине стало жаль его, и она решила пожертвовать собою, лишь бы только Печорин понял, что ее «глубокая нежность» не зависит «ни от каких условий» и ей ничего не нужно,   кроме   его   любви.   Вера   стремилась   сделать   Григория   счастливым, более открытым, возродить в нем доверие к людям. Но «то была надежда напрасная». К сожалению, рядом с Печориным находились и другие люди, не только Вера. Вероятно, их поведение показалось герою более убедительным. Если Вера сумела понять Печорина, то он смотрел на нее точно так же, как и на других женщин и не трудился заглянуть глубже. Здесь, конечно, виновато самомнение героя. Он слишком уверен, что постиг законы светского общества и   ничего   нового,   оригинального   для   себя   в   его   представителях   уже   не откроет. Как же он ошибался! Как поздно узнал истину! Вера продолжала любить Печорина, даже осознав тщетность своих стремлений. Почему? Ответ один: настоящая любовь не может исчезнуть. Героиня осталась верна своему чувству: «…моя любовь срослась с душой моей: она потемнела, но не угасла». Вера объясняет, что до сих пор влечет ее к Печорину: «… в твоей природе есть   что­то   особенное,   тебе   одному   свойственное,   что­то   гордое   и таинственное:   в   твоем   голосе,   чтобы   ты   ни   говорил,   есть   власть непобедимая…»   Так   героиня   формулирует   одно   из   главных   качеств характера возлюбленного – волю, непреклонность которой видна не только в поступках, но и в голосе, во взгляде, во внешнем облике.  Вера   отмечает   также   огромную   жажду   любви   Григория:  «…Никто   не умеет   так   постоянно   хотеть   быть   любимым».   Безусловно,   это   свойство Печорина   возникает   из   борьбы   светской   маски   и   естества   в   душе   героя. Отсюда все противоречия Григория: привлекательность его «зла» и обещание «блаженства»   во   взоре,   умение   прекрасно   «пользоваться   своими преимуществами»   и   поразительное   при   этом   ощущение   собственной 8 «несчастливости». Конечно, разве может человек быть доволен собой, если постоянно «играет» и уже не осознает, где жизнь, а где «театр».  Героиня умна и наблюдательна, хотя несколько наивна, но благодаря ей мы   понимаем,   насколько   точнее,   глубже,   острее   нее   воспринимает   жизнь, нравы людей Печорин, и как тяжело ему с этим знанием. Болея душой за Веру,   мы   еще   сильнее   переживаем   за   Григория.   В   этом   значение   письма героини. Таким образом, послание Веры – важный фрагмент, потому что в нем любящая Печорина женщина со всей откровенностью и прямотой раскрывает главные свойства его характера, причины противоречивости его стремлений и поступков.   Героиня   дополняет   наши   знания   о   Григории,   полученные   из дневниковых записей. К сожалению, письмо Веры производит драматическое впечатление, наводит на мысль об обреченности Печорина. Весь   роман   И.А.Гончарова   «Обломов»   строится   вокруг   попытки пробуждения   и   возрождения   Обломова   любовью   к   Ольге;   попытки, содержанием   которой   становится   борьба   с   самим   собой,   а   целью   ­ преодоление обломовщины в себе самом. Роковым препятствием, приведшим к разрыву Обломова и Ольги Ильинской, оказывается… обломовщина.  Красной линией проходят в романе взаимоотношения Ольги Ильинской и Обломова. Штольц приводит ее в дом Ильи Ильича как спасение — надежду на то, что Обломов наконец­то очнется от бесконечного лежания на боку, захочет   вдохнуть   жизнь   полной   грудью,   не   только   почувствовать,   но   и прочувствовать ее. И действительно, Ольга сильно меняет Обломова. Через некоторое   время   после   знакомства   с   Ильинской,   Илья   Ильич   становиться другим: «на лице ни сна, ни усталости, ни скуки», «халата не видать на нем», «сидит с книгой или пишет». Ольга задевает его до самой глубины души, зарождает в нем такие чувства, о существовании которых он и подумать не мог.   Он   «лишь   проснется   утром,   первый   образ   в   воображении   —   образ Ольги».   Теперь   Обломова   с   полным   правом   можно   назвать   счастливым человеком: в его жизни есть любовь, и любовь эта взаимна. Ведь именно из­за безответной любви в мире разворачивается столько трагедий.  Однако «любовь делалась строже, взыскательнее, стала превращаться в какую­то обязанность». Она уже не радует, а скорее омрачает. Герой не несет ее в себе, как бесценный дар, а тащит, словно громоздкий багаж. Обломов приходит к выводу, что «любовь — претрудная школа жизни». Многие часы тратит Илья Ильич на размышления об их с Ольгой отношениях и подводит им   итог:   «Я   похищаю   чужое!   Я   —   вор!».   Он   пишет   своей   возлюбленной страстное, одухотворенное письмо: «Прощайте, ангел, улетайте скорее, как испуганная птичка улетает с ветки, где села ошибкой...».  Почему   же   Обломов   так   яростно   отвергает   это   чувство,   за   которое многие   борются,  мечтают   о   нем,  стремятся   к   нему?  Почему   он   отвергает Ольгу? 9 Илья   Ильич   начинает   сомневаться   в   искренности   Ольгиных   чувств,   он   не хочет   быть   участником   своеобразного   «эксперимента».   И   где­то   глубоко внутри   себя   Обломов   понимает,   что   не   найдет   в   Ольге   того,   что   ищет   в женщине: она не тот идеал, который он рисует в своих мыслях. Да и Ольга разочаровывается.  Ведь   любовь  —  это   всегда   самопожертвование.  А   Илья Ильич не способен принести себя на алтарь искренних, сильных страстей. «Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, — а ты уж давно умер», — говорит Ольга Обломову. Судьба посылает главному герою большой дар, настоящее счастье, но в это же время и тяжкое испытание, и только любовь может стать для нас и тем и другим одновременно. Илья Ильич начинает борьбу с «обломовщиной», и поле битвы разворачивается внутри него самого, а это всегда самое сложное. Обломов  проигрывает   самому   себе,  он  не  в  силах   преодолеть   воспитание, собственный характер, уклад жизни. Он сдается. И внутри него зияет пустота — прежде физической смерти наступает духовная.  Для Гончарова, как замечает В.А. Недзвецкий, любовь – «потребность в такой   гармонической   «норме»   поведения,   при   которой   заветные   мечты человека   не   противостоят   его   общественно­практическим   заботам   и обязанностям, вообще, деятельности, но одухотворяют и гармонизируют их собою» [3,С.49]. И.С.Тургенев всегда считал, что именно любовь проверяет человека, а потому любовная линия Базаров — Одинцова очень важна для понимания романа в целом. С момента ее возникновения конкретно­историческая линия развития   сюжета   преобразуется   в   нравственно­философскую,   на   смену идейным спорам приходят вопросы, поставленные самой жизнью, а характер героя становится сложнее и противоречивее. В один прекрасный момент на жизненном пути Базарова, уверенного в себе, в своих силах, в своей правоте, появилась Анна Сергеевна Одинцова. В результате общения с ней, постепенно, Базаров начинает осознавать, что он … влюбился!   Сцена   его   признания   Одинцовой   (18   глава   романа)   –   один   из кульминационных моментов произведения. Он, отрицавший романтику любви, сам влюбился романтически, безнадежно. В конфликт вступают его чувства и прежние убеждения, что делает отношения с Одинцовой сложными и подчас болезненными для героя. Интересно, что инициатором откровенных бесед «по душам» с героем становится   Анна   Сергеевна.   Она   упорно   добивается   того,   чтобы   Базаров открыл ей душу, рассказал о своих планах на будущее, о своих чувствах, впечатлениях.   Мы   замечаем,   что   больше   всего   ее   интересует,   какое впечатление она произвела на Евгения Васильевича. 10 Чем   это   объясняется?   Самолюбием   красивой   женщины,   ищущей подтверждение своей прелести? Конечно, и этим тоже. Но не только этим. Одинцова и сама испытывает большую симпатию к Базарову, если не сказать больше   –   она   влюблена   в   героя.   И   путем   долгих   уловок   эта   женщина «выуживает» признание Базарова в его чувствах к ней: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно... Вот чего вы добились»  [5,С.115].    Но   чего   эти   простые   слова   стоили   Евгению   Васильевичу!   Тургенев описывает состояние своего героя: «Базаров уперся лбом в стекло окна. Он задыхался;   все   тело   его   видимо   трепетало.   Но   это   было   не   трепетание юношеской   робости,   не   сладкий   ужас   первого   признания   овладел   им:   это страсть в нем билась, сильная и тяжелая ­ страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…» [5,С.115].  Почему герой злился, на кого? Думаю, что на Одинцову и на самого себя, в   первую   очередь.   Ведь   что   значит   любовь   для   Базарова­нигилиста?   Он отрицал   это   чувство,   считал   его   уделом   изнеженных,   никчемных аристократов. О себе Базаров был другого мнения: он, сильный, способный управлять   своей   жизнью,   никогда   ничего   подобного   не   будет   испытывать. Потому   что   любовь   делает   человека   жалким,   да   и   вообще,   этого возвышенного   чувства   не   существует   в   природе.   Есть   лишь   зов   плоти, физиология. А теперь Базаров убедился, что и он подвержен «этой болезни». Его влюбленность обозначает полный крах его теории, полное разочарование в себе самом. Любовь к Одинцовой – настоящая трагедия для героя, которая усиливается тем, что Одинцова никогда не решится на взаимные чувства. Таким   образом,   18   глава   романа   «Отцы   и   дети»   является   одним   из важнейших   эпизодов   всего   произведения.   Она   представляет   собой   сцену объяснения в любви Базарова и Одинцовой, раскрывает отношение обоих к своему чувству, показывает, насколько поворотным и значимым становится это признание для главного героя романа.  Можно сказать, что в данном эпизоде Базаров предстает совсем другим человеком   ­   здесь   раскрывается   весь   драматизм   его   положения,   четко обозначается трагизм дальнейшей судьбы героя. Действующие лица любовного объяснения: маменька, письмо, отъезд          В русском любовном объяснении, как пишет Мария Голованивская в своей   книге   «Признание   в   любви:   русская   традиция»,   есть   постоянные участники действия: тень матери героини (или сама мать), отъезд, письмо, обсуждение   книжных   пристрастий,   болезнь,   браслет   или   прядь   волос, 11 вручаемые   в   конце   разговора,   испрашивание   прощения   и,  на   худой   конец, предложение дружбы вместо любви. Все это явления разного порядка, но они непременно присутствуют. [7,С.71].            Пушкин в «Евгении Онегине» устами Татьяны упоминает мать. Для Татьяны эти слезы стали аргументом для принятия важнейшего решения в жизни – выйти замуж не по любви:  «Меня с слезами заклинаний   Молила мать…» Лермонтов   в   «Герое   нашего   времени»   воспроизводит   такую   реплику героя,  указывающую   на   высочайший   авторитет   матери   в   его   глазах:   «Мой разговор   с   вашей   матушкой   принудил   меня   объясниться   с   вами   так откровенно   и   так   грубо;   я   надеюсь,  что   она   в   заблуждении:   вам   легко   ее разуверить». Кто же такая мать? Кто? Она управляет будущим, зная, что правильно, а что нет, ей нельзя перечить, она незримый свидетель всего происходящего, ее   нельзя   ослушаться,   сама   ее  осведомленность   об   объяснении   делает   его почти что свершенным делом.             Вторым,   непременно   встречающимся   элементом   любовного объяснения является отъезд. В чем же его функция? И почему отъезд имеет такое   особое   значение   в   русском   любовном   объяснении:   фраза   «я   завтра уезжаю» до сих пор магически воздействует на собеседника, которому, по сути,   предоставляется   последний   шанс   исправить   ошибку   предыдущего молчания   о   своих   чувствах.   Давайте   посмотрим,   как   герои   пользуются предлогом отъезда и для чего:  У Лермонтова в «Герое нашего времени»: Я виноват перед тобой и должен наказать себя; прощай, я еду – куда? почему я знаю? Авось недолго буду гоняться за пулей или ударом шашки: тогда вспомни обо мне и прости меня. Здесь отъезд – показатель отчаянья добиться взаимности. У Тургенева в «Отцах и детях»:     – Зачем ехать? – проговорила Одинцова, понизив голос. Он взглянул на нее. Она закинула голову на спинку кресел и скрестила на   груди   руки,   обнаженные   до   локтей.   Она   казалась   бледней   при   свете одинокой   лампы,   завешенной   вырезною   бумажной   сеткой.   Широкое   белое платье покрывало ее всю своими мягкими складками; едва виднелись кончики ее ног, тоже скрещенных.  – А зачем оставаться? – отвечал Базаров. А здесь отъезд показывает, что решение задачи (ухаживание) зашло в  тупик. 12 Предлог отъезда используется для того, чтобы добиться признания или чтобы   спровоцировать   на   разговор   о   чувствах.   Суть   этого   приема, используемого в русской литературе, вот в чем: герой (или героиня), объявляя о своем отъезде, констатирует, что дальше не может продолжаться как было. Надо разорвать временную нить, создать ощущение неотвратимости грядущей потери.   Отъезд   –   это   нож.   Он   рассекает   связь   времени,   рассекает   нить времени, связующую вчера и завтра. Любовное   письмо   –   еще   один   постоянный   «участник»   любовного объяснения. Герои бесконечно пишут друг другу письма. Татьяна – Онегину, Онегин Татьяне, Ольга – Илье Ильичу Обломову, он в ответ – ей. Что это – простая дань эпистолярной  моде? Почему, в конце концов, не сказать все устно прямо в глаза?  Любовное   письмо   –   это   документированное   намерение,   превращение чувства в предмет обсуждения. А написание письма – это, по сути, перевод события из категории мыслимого в категорию совершаемого. Видимо, так и следует понимать «чего же боле» в знаменитой строке «я вам пишу, чего же боле», ведь на самом деле, написав, Татьяна материализовала свои грезы и мысли,   она   запрограммировала   неизбежность   последствий:   раз   есть   факт, значит,   у   него   есть   и   последствия.   Речь   здесь   идет   о   судьбоносных последствиях:   показав   свою   готовность   изменить   собственную   судьбу, Татьяна, по сути, вынудила определиться и Онегина.  Словарь любовного объяснения  Как же говорили о любви в русской литературе 19 века? Вот эти слова: «любить», «открыться», «признаться», «наказать», «презирать», «оскорбить», «погубить», «спасти», «охранять». Сегодня так уже не говорят. Представьте себе, что герой говорит героине: «Вы меня погубили!» Да она рассмеется ему в   лицо! Как   еще   говорили   о   любви?   От   любовного   чувства   дрожали, трепетали,   гибли,   страдали,   угасали,   умирали,   им   наслаждались,   от   него рыдали.   Сегодня,   пожалуй,   в   обиходе   остались   только   страдания   и наслаждения.   Весь   ряд   слов,   трактующий   любовное   переживание   как телесную хворобу, вышел из употребления. В связи с любовью в XIX веке говорили   еще   так:   «отдать   сердце,   честь»,   «вручать   судьбу»,   «отдаться целиком   в   чью­то   власть».   Это   очень   важные   выражения,   которые   тоже 13 передают   некий   утраченный   ныне   смысл   любовного   события.   Например, роман Гончарова «Обломов» (разговор Ильи Ильича с Ольгой):   – Иногда любовь не ждет, не терпит, не рассчитывает… Женщина вся в огне, в трепете, испытывает разом муку и такие радости, каких…  – Я не знаю, какой это путь. – Путь, где женщина жертвует всем: спокойствием, молвой, уважением и находит награду в любви… она заменяет ей все.            Все приведенные глаголы, использующиеся при любовном объяснении, ясно   свидетельствуют   о   том,   что   признание   в   любви   является   передачей власти над собой.            Эта же тема подчеркнута рядом существительных, используемых во время любовного объяснения  Откровенность – важное понятие, связанное с одним из главных глаголов, обозначающих любовное признание – открыться. «Откровенный, – пишет Даль в   своем   Толковом   словаре,   –   означает   открытый,   непокрытый,   видимый всякому   в   противоположность   сокровенному   –   сокрытому,   незримому». Откровенность в данном случае – это открытие того, что у человека на душе, на сердце, именно там, где родится и живет любовь, призванная указать на того,   кто   избран   –   на   избранника   или   избранницу.   Создать   союз   без откровенности невозможно. Она и есть мучительный способ выказать другому готовность к изменению судьбы. В русской культуре откровенность всегда социально одобрялась, возможно, прежде всего потому, что тот риск, который создается при откровенности, русские уважают.        Цветы – это символические растения, сопровождающие ключевые моменты в жизни человека – рождение, празднование дней рождения, любовь, большинство   ритуальных  действий,  связанных   с  заключением   союза   между двумя людьми, важные жизненные вехи (свершения), смерть. Возникновение и поддержание   обычая   дарить   объекту   любви   цветы   подчеркивает принадлежность всех «любовных событий» к жизненно важному событийному сакральному пласту, отмечаемому в поколениях. Во время любовного признания мужчина и женщина, но чаще мужчина, почему­то часто чувствует вину перед женщиной и просит у нее прощения. Замечали?   Он   (или   она)   говорит   что­то   вроде:   «Я   не   хочу   вас   оскорбить письмом», или «Я плох, недостоин вас, я сейчас скажу что­то не то, простите меня». В русской литературе в любовных сценах герои то и дело приходят «проститься»,   отнюдь   не   подразумевая   финального   и   вполне   фатального «прощай»,   произошедшего   от   формы   повелительного   наклонения   глагола «прощать».   Эти   бесконечные   извинения   героев   друг   перед   другом встречаются   в   большинстве   произведений   русской   литературы   19   века» [цит.по книге Голованивской]: 14 «Боже мой! да ведь я виновата: я попрошу у него прощения… А в чем? –   спросила   потом.   –   Что   я   скажу   ему:   мосьё   Обломов,   я   виновата,   я завлекала… Какой стыд! Это неправда! – сказала она, вспыхнув и топнув ногой».   (Гончаров   «Обломов»).   В   данном   случае   вина   состоит   в   попытке соблазнения. А   здесь   героиня   чувствует   вину   за   то,   что   понуждала   другого   к признанию, будучи не уверена в своих чувствах: «Она спрашивала себя, что заставляло ее «добиваться», по выражению Базарова,   его   откровенности,   и   не   подозревала   ли   она   чего­нибудь…   «Я виновата, – промолвила она вслух, – но я это не могла предвидеть». (Тургенев «Отцы и дети»).   измены, Вина   происходит   от   соблазнения,   соблазненности,   откровенности, собственного   несовершенства,   Суть испытываемого чувства вины связана, помимо всего прочего, со свойственной нам, русским, пессимистической оценкой любого начинания. И следовательно, пессимистического взгляда на перспективу каждой любовной ситуации. Герой или героиня на самом деле чувствуют вину за то, что хотят начать сближение, стать причиной этого сближения.   обмана   ожиданий.  По мнению ученых, слово «причина» связана с глаголом чинить/учинять что­то   плохое.   Даль   приводит   такие   примеры   употребления   этого   слова: «Ливень   причинил   паводок»,   «саранча   причинила   бесхлебицу»,   «он   мне причинил убыток, обиду». Хорошо ли после всего этого быть причиной? Тут же   Даль   отмечает,   что   употребления   «причинить   барыш,   удовольствие»   – редки,   а   мы   со   своей   стороны   можем   свидетельствовать,   что   такое употребление   в   современном   языке   невозможно   вовсе.   «Причинить»   для русскоговорящего человека скорее означает сделать нечто плохое, вредное, у чего обязательно будут и последствия, и не означает – создать предпосылку для чего­либо хорошего или нейтрального. Причина еще со времен Даля, – начало, источник, вина, рычаг, основная сила, начальный деятель явления. Во времена Даля у  слова «причина»  было  еще  два значения:  причина – беда, помеха, неприятный случай и болезнь (падучая немочь). Таким образом, мы видим, что негативная окраска, зафиксированная за глаголом «причинять», сохранялась в двух из трех значений этого существительного.  Объяснение этому факту мы находим в словаре М. М. Маковского. Он обнаружил, что слова со значением «причина» означают одновременно «вина», «наказание» и соотносятся со значением «жечь», «портить», «наказывать», а глаголы,   в   значении   которых   есть   соответствующий   смысловой   элемент, соотносятся   со   значением   «кровь»,   поскольку   в   древности   кровь   была неизменным атрибутом сакрального акта. Удивительно, но и по сей день слово 15 «причина» сохраняет легкий отрицательный оттенок значения. Нельзя быть причиной удачи, успеха, а вот причиной неудачи или неуспеха быть можно. Глубокую связь покаяния, о котором мы говорим, с причиной и ситуацией любовного   признания   обозначает   словосочетание   «причинное   место»,   где слово причина (причинный) обозначает «главное» начало, первопричину, на что и накладывается впоследствии наш негативный пессимистический прогноз развития   событий   (быть   причиной   чего­то   =   начать   дело,   которое,   скорее всего, кончится плохо.) Итак,  мы   извиняемся   также   за   то,  что   любовью   возбуждаем   причину. Причину, по которой должны произойти изменения в нашей судьбе. Верим ли мы в счастье? Хотим верить, но часто не верим. За это извиняемся. И именно поэтому часто используем фразу «Я желаю тебе счастья» в качестве синонима любовного объяснению:   – Бэла! – продолжал Печорин, – ты видишь, как я тебя люблю; я все готов отдать, чтоб тебя развеселить: я хочу, чтоб ты была счастлива; а если ты снова будешь грустить, то я умру. Скажи, ты будешь веселей? (Лермонтов «Герой нашего времени») Русская любовь приходит внезапно («нечаянно нагрянет, когда ее совсем не ждешь»). И сам этот факт представляет собой большую тайну. Тот, к кому это чувство приходит, не может его объяснить ни себе, ни другим. Откуда она взялась, эта   любовь? Судьба, говорим  мы  себе.  И  никуда  от  нее  не  уйти. Объяснить ее происхождение мы не можем. Само по себе это чувство для нас – страдание. И связано оно с тем, что мы больше не можем жить без другого. Теперь   от   этого   другого   зависит   наше   спокойствие,   счастье,   иногда   сама возможность жить. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Обобщая   всё   сказанное,   можно   утверждать,   что   сцены   объяснения   в любви   играют   кульминационную   роль   в   идейно­тематическом   содержании анализируемых произведений, являясь своего рода эмоционально­смысловыми центрами. Анализируя проделанную работу, можно сделать вывод, что цель исследования   достигнута:   мне   удалось   обосновать   значимость   сцен 16 объяснения   в   любви   в   произведениях   Пушкина,   Лермонтова,   Гончарова, Тургенева.  Можно бесконечно цитировать признания в любви русских классиков, но главное в том, что каждый читающий эти произведения может, так или иначе, ассоциировать их со своей жизнью, судьбой и любовью. Увидеть между строк отражение собственных эмоций и переживаний, найти отдушину, и получить удовольствие   от   чтения.   И   читаем   мы   Пушкина   –   уже   двести   лет.   И Лермонтова   читает   уже   не   первое   поколение,   и   Тургенева,   и   Гончарова. Потому что все они писали о нас. Мы объясняемся в любви так же, как это делали наши предки. Мужчины, добиваясь   расположения   женщины,   стремятся   предстать   героями   или демонами,   страдальцами,   которые   без   этой   женщины   совсем   пропадут,   а женщины проверяют их на подлинность, пытаясь все­таки не ошибиться и не принять обычного проходимца за того самого, с которым можно и на край света. Самое важное – знать и помнить, что прошлое – не прошло, оно живет в нас и, конечно, объединяет. Как и сам русский язык, на котором мы не только говорим, но и объясняемся в любви. Признавайтесь в любви и будьте счастливы! ЛИТЕРАТУРА 1.Гончаров   И.А.Обломов:   Роман/ Е.Краснощековой.М.: Худож.лит., 1982.­478 с.   Вступ.статья   и   примеч. 17 2.Лермонтов   М.Ю.   Сочинения   в   двух   томах.   Том   второй/сост.и комм.И.С.Чистовой; Ил.В.А.Носкова. – М.:  Правда, 1990. – 704 с              3. Недзвецкий В.А. «Капитальнейшая вещь»: Роман И.А. Гончарова «Обломов»/ Литература в школе. 1997. № 2.                      4. Пушкин А.С. Сочинения. В 3­хт.Т.2. Поэмы; Евгений Онегин; Драматические произведения.­ М.:Худож.лит.,1986. – 527 с. 5. Тургенев И.С. Отцы и дети. Повести. Рассказы. Стихотворения в прозе.­ М.:Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ»,1999.­704с. 6. Универсальный справочник старшеклассника / сост. Г.П.Шалаева – М.: Филол. о­во «СЛОВО»: ОЛМА­ПРЕСС Образование, 2005. – 799с. Электронные ресурсы             7. Голованивская М. «Признание в любви: русская традиция» ­ М.,2011 URL: http://www.litres.ru 18

Исследовательская работа "У ваших ног я признаюсь"

Исследовательская работа "У ваших ног я признаюсь"

Исследовательская работа "У ваших ног я признаюсь"

Исследовательская работа "У ваших ног я признаюсь"

Исследовательская работа "У ваших ног я признаюсь"

Исследовательская работа "У ваших ног я признаюсь"

Исследовательская работа "У ваших ног я признаюсь"

Исследовательская работа "У ваших ног я признаюсь"

Исследовательская работа "У ваших ног я признаюсь"

Исследовательская работа "У ваших ног я признаюсь"

Исследовательская работа "У ваших ног я признаюсь"

Исследовательская работа "У ваших ног я признаюсь"

Исследовательская работа "У ваших ног я признаюсь"

Исследовательская работа "У ваших ног я признаюсь"

Исследовательская работа "У ваших ног я признаюсь"

Исследовательская работа "У ваших ног я признаюсь"

Исследовательская работа "У ваших ног я признаюсь"

Исследовательская работа "У ваших ног я признаюсь"

Исследовательская работа "У ваших ног я признаюсь"

Исследовательская работа "У ваших ног я признаюсь"

Исследовательская работа "У ваших ног я признаюсь"

Исследовательская работа "У ваших ног я признаюсь"

Исследовательская работа "У ваших ног я признаюсь"

Исследовательская работа "У ваших ног я признаюсь"

Исследовательская работа "У ваших ног я признаюсь"

Исследовательская работа "У ваших ног я признаюсь"

Исследовательская работа "У ваших ног я признаюсь"

Исследовательская работа "У ваших ног я признаюсь"

Исследовательская работа "У ваших ног я признаюсь"

Исследовательская работа "У ваших ног я признаюсь"

Исследовательская работа "У ваших ног я признаюсь"

Исследовательская работа "У ваших ног я признаюсь"

Исследовательская работа "У ваших ног я признаюсь"

Исследовательская работа "У ваших ног я признаюсь"

Исследовательская работа "У ваших ног я признаюсь"

Исследовательская работа "У ваших ног я признаюсь"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.01.2018