Исследовательская работа ученицы 11 класса по истории Первой мировой войны
Оценка 5

Исследовательская работа ученицы 11 класса по истории Первой мировой войны

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
история
11 кл
01.04.2017
Исследовательская работа ученицы 11 класса по истории Первой мировой войны
Мы живем в век демократических перемен, формирования гражданственности и патриотизма. Почему же так мало информации о Первой мировой войне? Указом Президента Путина Владимира Владимировича от 12 декабря 2012 года в России была утверждена новая памятная дата - День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне. «Наши предки называли Первую мировую великой войной, но она была незаслуженно забыта по политическим соображениям. Необходимо с этим покончить», - указал ПрезидентМы живем в век демократических перемен, формирования гражданственности и патриотизма. Почему же так мало информации о Первой мировой войне? Указом Президента Путина Владимира Владимировича от 12 декабря 2012 года в России была утверждена новая памятная дата - День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне. «Наши предки называли Первую мировую великой войной, но она была незаслуженно забыта по политическим соображениям. Необходимо с этим покончить», - указал Президент
Исследовательская работа. Мисюль Валерия.docx
РАЙОННАЯ УЧЕБНО­ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ   «ЮНОСТЬ ПОМОРЬЯ» Направление   История Отражение характера Первой мировой войны через призму господствующей  в России идеологии  с 70­х годов ХХ века по настоящее время Исследовательская работа Выполнена муниципального   ученицей   11   класса бюджетного   образовательного   учреждения   «Обозерская общеобразовательная средняя школа № 2» Плесецкого района  Мисюль Валерией Игоревной Научный   руководитель   –   учитель бюджетного муниципального образовательного   учреждения   «Обозерская   общеобразовательная  средняя школа № 2» Плесецкого района Бакай Людмила Васильевна п. Плесецк, 2013 Оглавление Введение………………………………………………………………………………………  3 Глава 1 . Классификация идеологий, господствующих в России  в 70­е годы ХХ в.  по настоящее время …………………………………………………………………………. Глава 2.  Историография характера Первой мировой войны…………………………….. Глава 3.  Анализ учебной литературы по вопросу характера Первой мировой войны С 70­х годов ХХ века по настоящий период……………………………………………….  7 Заключение……………………………………………………………………………………  8  9 Библиографический список…………………………………………………………………. Приложение 1.Отражение взгляда на характер Первой мировой войны в различные  периоды истории России………………………………………………………………… 10   4  5 Отражение характера Первой мировой войны через призму господствующей  в России идеологии  с 70­х годов ХХ века по настоящее время Исследовательская работа Мы живем в век   демократических перемен, формирования гражданственности и патриотизма.   Почему   же   так   мало   информации   о     Первой   мировой   войне?   Указом Президента Путина Владимира Владимировича   от 12 декабря 2012 года   в России была утверждена новая памятная дата ­ День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне. «Наши предки называли Первую мировую великой войной, но она была незаслуженно забыта по политическим соображениям. Необходимо с этим покончить», ­ указал   Президент   [12].   Нельзя   сказать,   что   этим   вопросом   не   занимались.   Проблемы Первой   мировой   войны   затрагивали   такие   историки   как   Тарле,   Козенко,   Виноградов [2,5,10]. У них были небольшие расхождения во мнениях, но все они рассматривали войну как  империалистическую   и  несправедливую.  Поэтому  и  школьная  программа  содержит очень скупые сведения о Первой мировой войне.   Информация о причинах и характере является   ограниченной.   В   школьном   учебнике   «История   России»   Н.В.   Загладина,   мировой   войны   относится   к   числу С.И.Козленко,   вопрос   о   характере   Первой   дискуссионных   [4   с.78].   Проблемы   войны   волновали   не   только   ученых,   но   и   простых людей. Они коснулась практически каждой семьи, забрав жизни их близких. Мы задались вопросом: что могло повлиять на закрытость темы Первой мировой войны  при   большой   значимости   для  народа?   Может  ли   таким  фактором  быть   система политических взглядов, убеждений государства? Мы решили включиться в дискуссию и заняться исследованием в данной области, учитывая то, что школьный учебник должен нести   наиболее   объективную   и   беспристрастную   оценку   любых   исторических   событий. Актуальность этой проблемы и определила тему нашего исследования. Тема: «Отражение характера Первой мировой войны через призму господствующей в России идеологии с 70­х годов ХХ века по настоящее время».  Цель:  выяснение  связи   характера   Первой   мировой   войны   с   господствующей идеологией в 70­е годы ХХ века по настоящее время. Объект исследования: Первая мировая война. Предмет   исследования:   идеологическое   отражение   характера   Первой   мировой войны в 70­е годы ХХ века, на рубеже веков и в настоящее время В соответствии с целью сформулированы задачи: 1. Проанализировать идеологию в России с 70­х годов ХХ века по настоящее время. 2. Изучить историографию по вопросу о характере  Первой мировой войны.            3. Установить взаимосвязь или отсутствие таковой между отражением характером Первой   мировой   войны   в  школьных   учебниках   и   идеологией   в  70­е   годы   ХХ   века,   на рубеже ХХ и ХI веков и в настоящее время. Для решения поставленных задач использовался теоретические  методы: изучение и анализ литературы по теме работы, метод систематизации и классификации.  Гипотеза:   предположим,   что     отражение   характера   Первой   мировой   войны   в школьных учебниках зависит от господствующей в стране идеологии. 1. Классификация идеологий, господствующих в России  в 70­е годы ХХ века по настоящее время Идеология ­ система обществоведческих взглядов и идей [11 с.81 ].  Термин   «идеология»   был   введен   во   Франции   в   конце   XVIII   века.   Основные современные   идеологии   сложились   в  XIX   веке.   Принято   выделять  либеральную, консервативную и социалистическую идеологии. Понятие идеологии получило второе рождение благодаря К. Марксу. Идеология по К. Марксу — это надстройка, зависящая от базиса (производственных отношений) — она выражает специфические интересы определённого класса, выдаваемые за интересы всего общества [11 с. 124].  В   своей   работе   мы   рассматривали   три   исторических   периода   из   жизни   нашей страны:  1) первый период развитого социализма – 70­80­е годы XX века; 2) перестроечный период – рубеж XX­XXI веков; 3) современный период – первое десятилетие XXI века.   борьба ведется за человека, его настоящее и будущее. « Бороться с реакцией,­ писал В. И. Ленин,­  значит, прежде всего, оторвать массы идейно от реакции» [11 с. 81]. Идеология   перестройки   претерпела   определенную   эволюцию:   от   задачи совершенствования социализма и необходимости его ускорения до признания некоторых либерально­демократических   ценностей:   разделения   властей,   парламентаризма, гражданских и политических прав человека, формирования легальной многопартийности, но   ее   основой   осталась   классовая   борьба.   «Идеология   перестройки   должна   помочь возродить ленинский облик социализма и в полной мере реализовать его потенциал» [11 с..81]. В   современном   российском   обществе   сосуществуют   и   либеральная,   и социалистическая, и консервативная идеологии.  Однако сложились все  предпосылки для появления новой идеологии, способной объединить разобщенный народ в единую нацию. С одной   стороны   есть   социальный   заказ   власти,   с   другой   стороны   выросло   молодое поколение россиян, готовое  воплотить социальный заказ в жизнь. Таким образом, идеология, господствующая в обществе выполняет определенный политический заказ.  2.  Историография характера Первой мировой войны Первая   мировая   война   ­   одно   из   самых   грандиозных   и   трагических   событий   в истории  человечества, которое до сих пор привлекает к себе внимание. Расширяется и отечественная историография Первой мировой войны.  В   20­е   30­е     годы   ХХ   века   существовали   разные   взгляды   на   характер   Первой мировой   войны.   Либеральные   взгляды   отстаивал   историк­позитивист   Тарле   Е.В.     В развязывании   войны,   он   обвинял   только   германский   империализм   и   лично   кайзера Вильгельма  II.   Империалистическая   позиция   Англии,   России   явно   затушевывалась   [10, с.67].  Историк­марксист  Покровский   направлял   основной   удар   против   российского империализма и царского правительства, выдвинув тезис об их первоочередной виновности в развязывании войны, недооценивая, экспансию Австро­Венгрии [8, с 138].  С конца 50­х годов усиливается политизация истории, что негативно отразилось на развитии   историографии   Первой   мировой   войны.   Преувеличивалась   роль   Ленина, сознательность масс, появилось клише «война ухудшила и без того тяжелое положение масс». Проблема патриотизма   была наглухо закрыта, война превратилась в «служанку революции». Тема войны стала неактуальна, о чем в своих трудах говорил Б. Д. Козенко [5 с.48, 54]. После событий 1991 г. политическая  обстановка в стране изменилась. По мнению историка   В.Н. Виноградова, встал   вопрос об оценке советской историографии Первой мировой войны: считать ли ее сплошным достижением с "отдельными недостатками" или же  сплошным   провалом,   приведшим  к  отставанию  от  мировой  науки.   Особо  жесткому пересмотру подверглись такие важные проблемы, как происхождение, причины и характер Первой мировой  войны. К империалистическому характеру войны добавляли сюжеты об освободительной борьбе ряда стран и народов  [2 с.32­34].  В настоящее время в очередной раз встал вопрос о переосмыслении, дополнении и исправления концепций и всей литературы по истории Первой мировой  войны. Идет поиск новых   методологических   подходов,   новых   выводов   и   оценок   с   привлечением   свежего фактического материала.  Таким образом, с изменением политической ситуации и  господствующей  в стране идеологии менялись взгляды российских историков на характер Первой мировой войны.  3.  Анализ учебников истории по вопросу характера Первой мировой войны 70­х годов ХХ века по настоящий период. Чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о связи характера Первой мировой войны с господствующей идеологией, мы проанализировали  учебники истории различных периодов:  Исторический   период   в Учебник истории   России период развитого социализма:   70­е   годы ХХ века перестроечный   период: рубеж ХХ –ХХI веков современный период История России: учебное пособие для 9 класса общеобразоват. учеб. заведений, авторы И.Б. Берхин, И.А. Федосов, 1975 [1].  1.История   России.  XX  век.   11   кл.:   учеб.   для   общеобразоват. учеб. заведений, авторы Островский В.П., Уткин А. И, Дрофа, 1998 [7]. 2.Мир   в   ХХ   веке.   11   кл.:   учеб.   для   общеобразоват.   учеб. заведений, авторы Сорока­ Цюпа О.С., Смирнов В.П., Строганов А.И., Дрофа, 2001 [9]. 3.История России ХХ век. 9 кл.: учеб. кн. для общеобразоват. учреждений.­ М.: Просвещение, 1995 [3].  История России.  XХ­начало ХХI  века: учебник для 11 класса общеобразовательных   учреждений,   авторы   Загладин   Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А, 2009 [4]. В   70­е   годы   ХХ   века   господствовала     идеология   развитого   социализма.   Она выражала   интересы   партийной   номенклатуры,   выдаваемые   за   интересы   общества. Трудности в реальной жизни списывались на происки империалистов. Счастливое будущее   построить     посредством   можно     с капиталистическим миром. Каков же взгляд на характер первой мировой  войны в учебных   классовой   борьбы   советского   народа   пособиях   данного   периода?     Цитируем     учебник   И.Б.   Берхина:   «…Война   носила захватнический,  империалистический характер  с обеих  сторон. Она велась в  интересах буржуазии   и   помещиков,   которые   строили   свое   благополучие   на   крови   и   страданиях народа».  В  учебнике  отрицался   патриотический  подъем  всего  народа  в   первый   период войны.   Этот   факт   в   учебнике   подается   искаженно.   Авторы   учебника   обвиняют меньшевиков России и мелкобуржуазные партии в предательстве. «Меньшевики в России изменили   делу   рабочего   класса,   пошли   на   поводу   у   буржуазии».   Многие   российские предприниматели перечисляли свои личные вклады на содержание армии. А в учебнике мы читаем, что русская буржуазия хотела нажиться в этой войне, захватить новые рынки, и только поэтому поддерживала ее. «Русская буржуазия встретила войну, обещавшую ей наживу на военных заказах, с одобрением». «Буржуазия и дворянство заявили о полной поддержке   самодержавия».   В   данном   учебнике   обзор   всей   Первой   мировой   войны укладывается в два небольших параграфа. При чем большая половина материала подается негативно.   Например,   разделы:   «Обострение   империалистических   противоречий», «Образование   двух   военных   группировок»,   «Неподготовленность   России   к   войне», «Отступление русской армии». Учебник не рассказывает нам о героях Первой мировой войны, кроме генерала А.А. Брусилов. Лишь мимоходом упоминается генерал, в мае 1916 прорвавший   австро­венгерский   фронт.   Обратим   внимание   на   то,   что   авторы   данного учебника писали само название войны «Первая мировая» с маленькой буквы, умаляя ее значение   [1 112­ 114 с]. Отражение характера Первой Мировой войны носит характер идеологии классовой борьбы, которая оправдывает социализм и очерняет остальной мир. На рубеже веков ХХ и ХI веков происходят некоторые демократические изменения в обществе. Смягчается идеологическая концепция. А что же происходит с воззрением на характер Первой  мировой войны? Цитируем В.П. Островского ­ автора учебного пособия данного периода: «В воюющей России эта война получила название второй Отечественной. Во­первых,   Россия   была   обороняющейся   стороной.   Во­вторых,   война   вызвала патриотический подъем во всех слоях населения. В­третьих, вне зависимости от условий, в которых велись военные действия, русская армия проявила себя героически. В­четвертых, Россия   имела   в   этой   войне   объективные   национальные   задачи   ликвидацию   восточно­ прусского   острия,   направленного   на   Россию».   От   клише   «Война   империалистическая, захватническая, несправедливая» автор данного учебника отступает [7 114 с.]  С точки зрения   Сорока   –   Цюпа   ­   автора   учебника   Мир   в   XX   веке   2001   г.   –   война   носила империалистический характер только со стороны Германии. Со стороны Сербии и Бельгии характер   войны   считался   освободительным.   Это   новая   тенденция.   «Инициатива   в развязывании   войны   и   неспровоцированной   агрессии   против   ряда   европейских   стран (Сербия,   Бельгия,   Люксембург)   принадлежала   австро­венгерскому   блоку  [9   58   с.] Справедливой   война   была   только   со   стороны   Сербии   и   Бельгии.   Действительно   мы наблюдаем смягчение в преподнесении Первой мировой войны. Когда мы обратились к учебнику История России ХХ век Данилова А.А., Косулиной Л.Г., 1995 г., то первое, что бросилось   нам   в   глаза,   это   отсутствие   раздела   или   даже   отдельного   параграфа, посвященного   Первой   мировой   войне.   Однако   в   данном   учебнике   указывается   на значимость России в данной войне, а также на патриотизм и поддержку народа. «В отличие от   русско   ­   японской   войны,   Первая   мировая   война   была   воспринята   народом   с пониманием: свою роль сыграл фактор объявления войны Германией России» [3 58­ 59 с. ] Таким   образом,   мы   видим,   что   со   смягчением   идеологической   концепции   в   период перестройки,   взгляд   на   характер   войны   расширяется,   хотя   война   трактуется   как империалистическая. Таким образом, в учебниках периода «перестройки» прослеживается появление   взглядов   на   освободительный   характер   отдельных   стран   при   сохранении концепции классовой борьбы. В   настоящее   время   нет   господствующей   идеологии.   Многопартийная   система предполагает многообразие идеологических воззрений, но общество получило социальный заказ на формирование новой идеологии, способной сплотить нацию в единый монолит. Вопрос  о  характере   Первой  мировой   войны  также   открыт.   Цитируем    Загладина   Н.В., автора     современного   школьного   учебника.   «Вопрос   о   характере   войны   является дискуссионным… Ленин считал ее несправедливой, захватнической, империалистической с обеих сторон. В зарубежной науке не отрицалось, что каждая из великих держав начала века была заинтересована в экспансии. Одновременно подчеркивалось стремление Антанты к   мирному   решению   спорных   вопросов.   В   работах   представителей   русской   эмиграции особо выделялось, что со стороны России война носила оборонительный характер». Автор данного   учебника   не   навязывает   нам   свое   мнение,   а   предоставляет   нам   возможность поразмыслить самими и дает нам выбор: либо назвать войну Отечественной, потому что на защиту   Отечества   встал   весь   народ,   все   партии,   кроме   большевиков,   либо   считать   ее захватнической,   несправедливой,   развязанной   в   угоду   буржуазии   [   4   77­   78   с.].   В современном   учебнике   представлена   совокупность   взглядов   ученых   с   различных   точек зрения на характер Первой Мировой войны, предоставляется возможность ученику самому сделать свой вывод. Таким образом, анализ учебников истории подтверждает нашу гипотезу о том, что взгляд на характер Первой мировой войны зависел от господствующей в России идеологии в в 70­е годы ХХ века, на рубеже ХХ и ХI веков и в настоящее время. Заключение В   процессе   данной   работы     были   последовательно   и   целесообразно   решены поставленные задачи. Мы выяснили, что:  1) идеология, господствующая в обществе выполняет определенный политический заказ; 2) с изменением политической ситуации и   господствующей   в стране идеологии менялись взгляды российских историков на характер Первой мировой войны. 3) Анализ учебников истории подтверждает нашу гипотезу.   Взгляд на характер Первой мировой войны зависит от господствующей в стране идеологии. Президент   Путин     Владимир   Владимирович   поставил   задачу   сплотить   общество идеологией, приемлемой для всех граждан России. Во главу угла ставится патриотизм. Молодому   поколению   небезразлично,   какая   идеология   объединит   общество.   Мы поддерживаем Президента и возвращаемся к памяти незаслуженно забытых героев Первой мировой войны,  называя войну Первой Отечественной. Библиографический список 1. Берхин   И.Б,   Федосов   И.А.     История   России:   учебное   пособие   для   9   класса общеобразоват.   учеб.   заведений/.­   9­е   изд.,   переработ.и   доп.­   М.:   Просвещение, 1975.­ 375 с 2. Виноградов В.Н. О новых подходах к истории Первой мировой войны, Москва,1992 ­167с. 3. Данилов   А.А.,   Косулина   Л.Г.,   История   России,   ХХ   век:   Учеб.   кн.   для   9   кл. общеобразоват. учреждений.­ М.: Просвещение, 1995­ 366 с. 4. Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А История России.  XХ­ начало ХХI  века: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений.­ 9­е изд.­ М.: ООО «ТИД «Русское слово­ РС», 2009.­ 480 с. 5. Козенко Б.Д. Отечественная историография Первой мировой войны. ОГИ, Москва 2001­ 549 с. 6. Макаренко В. П. Главные идеологии современности. Ростов н/Д.: Феникс. — 2000. 7. Островский   В.П.,   Уткин   А.   И.   История   России.  XX  век.   11   кл.:   Учеб.   Для общеобразоват. учеб. заведений. ­ 3­е изд.­ М.: Дрофа, 1998.­ 496 с. 8. Покровский М.Н. Империалистическая война, 1930, Политиздат, 407. 9. Сороко­Цюпа   О.С.   Мир   в   ХХ   веке:   Учеб.   для   11   класса   общеобразоват. учреждений, 5­ е изд., стереотип.­ М.: Дрофа, 2001­  336 с. 10. Тарле Е.В. Европа в эпоху империализма 1871­1919 гг. Политиздт., 1927; 460 с. Словари 11. Чернавин Н.С. Словарь ­ справочник по обществоведению и основам Советского государства и права: Кн. для учащихся ст. классов сред. общеобразоват. шк./ Сост. Н.С. Чернавин.­ 2­е изд., переработ. и доп.­ М.: Просвещение, 1990.­ 288с. 12. http://top.rbc.ru/society/31/12/2012/839185.shtml Приложение 1. Отражение взгляда на характер Первой мировой войны в  различные периоды истории России Рисунок 1. История России: учебное пособие для 9 класса общеобразоват. Учеб. Заведений/ И.Б.Берхин, И.А. Федосов.­ 9­е изд., переработ.и доп.­ М.: Просвещение, 1975.­ 375 с.­   История России. XX век. 11 кл.: Учеб. Для общеобразоват. учеб. Заведений./ Островский В.П., Уткин А. И.­ 3­е изд.­ М.: Дрофа, 1998.­ 496 с.­ ISBN 5­ 7107­ 1912­ 9 Рис.2 Приложение 1 Рис.3 История России. XХ­ начало ХХI века: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений./ Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А.­ 9­е изд.­ М.: ООО «ТИД «Русское слово­ РС», 2009.­ 480 с.­ ISBN 978­ 5­ 9932­ 0264­ 8 Приложение 3.

Исследовательская работа ученицы 11 класса по истории Первой мировой войны

Исследовательская работа ученицы 11 класса по истории Первой мировой войны

Исследовательская работа ученицы 11 класса по истории Первой мировой войны

Исследовательская работа ученицы 11 класса по истории Первой мировой войны

Исследовательская работа ученицы 11 класса по истории Первой мировой войны

Исследовательская работа ученицы 11 класса по истории Первой мировой войны

Исследовательская работа ученицы 11 класса по истории Первой мировой войны

Исследовательская работа ученицы 11 класса по истории Первой мировой войны

Исследовательская работа ученицы 11 класса по истории Первой мировой войны

Исследовательская работа ученицы 11 класса по истории Первой мировой войны

Исследовательская работа ученицы 11 класса по истории Первой мировой войны

Исследовательская работа ученицы 11 класса по истории Первой мировой войны

Исследовательская работа ученицы 11 класса по истории Первой мировой войны

Исследовательская работа ученицы 11 класса по истории Первой мировой войны

Исследовательская работа ученицы 11 класса по истории Первой мировой войны

Исследовательская работа ученицы 11 класса по истории Первой мировой войны

Исследовательская работа ученицы 11 класса по истории Первой мировой войны

Исследовательская работа ученицы 11 класса по истории Первой мировой войны

Исследовательская работа ученицы 11 класса по истории Первой мировой войны

Исследовательская работа ученицы 11 класса по истории Первой мировой войны

Исследовательская работа ученицы 11 класса по истории Первой мировой войны

Исследовательская работа ученицы 11 класса по истории Первой мировой войны

Исследовательская работа ученицы 11 класса по истории Первой мировой войны

Исследовательская работа ученицы 11 класса по истории Первой мировой войны

Исследовательская работа ученицы 11 класса по истории Первой мировой войны

Исследовательская работа ученицы 11 класса по истории Первой мировой войны

Исследовательская работа ученицы 11 класса по истории Первой мировой войны

Исследовательская работа ученицы 11 класса по истории Первой мировой войны
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017