Исследовательская работа "Воскресшая из пепла"
Оценка 4.7

Исследовательская работа "Воскресшая из пепла"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа +1
2 кл—3 кл
16.01.2017
Исследовательская работа "Воскресшая из пепла"
Исследовательская работа по музыке "Воскресшая из пепла", раскрывает для любителей и ценителей музыкального творчества историю тайны такого музыкального инструмента. как домра. работа выполнена учащейся под руководством классного руководителя. Данный вид деятельности помог раскрыть индивидуальные способности учащейся и заинтересовать других детей настоящей музыкой.
Исследовательская работа ДОМРА.docx
Частное общеобразовательное учреждение  «Школа – интернат №7   среднего общего  образования ОАО «РЖД» Исследовательская работа  «Воскресшая из пепла» Выполнила: Герасименко Александра ученица 4 «Б» класса Координатор: Константинова  Елена Евгеньевна город Волгоград 2015 Содержание 1. Введение……………………………………………………….…с. 3 – 4 2. Основная часть………………………………………………….  с. 4 ­5 2.1 История появления домры….………………………………….с. 5 ­ 7 2.2 Виды домры …………………………………………………… с. 7 ­ 8 2.3 В.В. Андреев – создатель великого русского оркестра………с. 8 ­ 9 2.4Домра в наше время……………………………………………с. 9 ­ 12 2.5 Технология изготовления домрыи её устройство………….. с. 12 3.  Практическая работа ………………….. 3.1  Презентация итогов  исследовательской работы……………с. 12 ­ 15 4. Выводы исследовательской работы……………………………с. 12 ­ 15 5. Список литературы………………………………………. …….. с. 16 6. Приложение. I.Введение Музыка… Мы слышим её с раннего детства, слушаем, когда нам весело и  когда на душе совсем грустно. Музыка наполняет наши души красотой,  чистотой, благодатью. Музыка вечна! Так же как и музыка, бессмертны и  музыкальные инструменты.   Домра ­ инструмент важнейший Красивый, с голосом нежнейшим. Когда ты струн рукой коснешься, В старинный мир перенесешься! В ней чуткость, радость, доброта, И всех созвучий красота! То загрустит, то засмеется! Вся прелесть звуков ей дана, И дарит чудо нам она! Испокон веков русский народ пытался  выразить с помощью инструментов и  музыки  свои мысли, чаяния, душевные переживания. Самые разнообразные  музыкальные инструменты создавались и совершенствовались из поколения в  поколение, из века в век только для того, чтобы лучше выражать чувства и  взгляды  народа, его эстетические и этические представления. Великая  культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует  своими традициями, обычаями и обрядами. Но в наше время, когда многое  утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа,  мы очень мало знаем о жизни наших предков. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние  иноязычных культур. На экране телевизора ребенок видит диснеевские  мультфильмы, героями современных детей становятся персонажи  иностранных фильмов, по радио звучат мотивы, отличающиеся от  традиционной русской музыки, на новогодние маскарады приходят люди­ пауки и бэтманы. Вспомним слова академика Д.С.Лихачева: "Русский народ  не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов. Мы  не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках,  литературе, живописи…Национальные отличия сохранятся и в двадцать  3 первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только  передачей знаний". Именно народная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.Поистине неизмеримо  богатство русской музыкальной культуры, имеющей многовековые традиции.  В многообразии ее форм и жанров воплощены (равно как и в других видах  искусств): особый характер широкой русской души, быта, природы,  исторические этапы общественно­политической жизни, процессы становления русской эстетической мысли и философии. Русская музыка имеет огромное значение в историческом развитии  музыкальной мысли в масштабах мировой культуры. Так, со времени  формирования отечественной классической музыки великая русская  культура, в свою очередь, начинает воздействовать на развитие мировой  музыкальной мысли.    Узнав  интересные факты,  о таком народном инструменте, как домра, я  решила провести исследование, которое помогло бы мне показать моим  одноклассникам и по возможности ученикам начальной школы красоту и  великолепие народного инструмента..  Самой узнать больше о происхождении, истории, жизни такого  замечательного и мелодического музыкального инструмента, как домра. Перед началом работы я поставила перед собой цель: изучить материалы по  истории возникновения и распространения домры на Руси, её влияние на  развитие культуры России. Приобщение молодого поколения к родной  культуре. Проблема исследования заключалась в том, на данный момент народная  музыка не имеет популярности среди молодёжи.  Объект исследования: история возникновения, распространения домры, как  музыкального инструмента на территории России. Предмет исследования: домра как музыкальный инструмент. Гипотеза: Можно  предположить то, что если я изучу материалы, связанные с  возникновением, распространением домры на Руси, её влияние на развитие  музыкальной культуры, то это может мне помочь: ­ лучше понять музыкальные  произведения, написанные для домры; ­ повысить качество исполнения произведений; ­ показать моим сверстникам красоту звучания русского народного  инструмента. 2. Основная часть 2.1 История появления домры. Домра – старинный русский струнный щипковый музыкальный инструмент. 4 Судьба его удивительна и уникальна в своем роде.  Откуда пришла, как и когда появилась домра на Руси, до сих пор остается  для исследователей загадкой. В исторических источниках сохранилось  немного сведений о домре, еще меньше дошло до нас изображений  древнерусской домры. Да и домры ли изображены на дошедших до нас  документах, или какие­то другие, распространенные в те времена щипковые  инструменты, тоже неизвестно. Первые упоминания о домре обнаружены в  источниках XVI века. В них говорится о домре как о довольно  распространенном уже в ту пору на Руси инструменте. В настоящий момент  наиболее вероятных версий происхождения домры две. Первая и самая  распространенная ­ версия о восточных корнях русской домры.  Действительно, схожие по конструкции и способу извлечения звука,  инструменты существовали и по сей день существуют в музыкальных  культурах стран Востока. Если вам доводилось видеть или слышать казахскую домбру, турецкую багламу или таджикский рубаб, то вы могли заметить, что  все они имеют круглую или овальную форму, плоскую деку, звук извлекается  посредством ударов плектра разной частоты и интенсивности. Принято  считать, что все эти инструменты имели одного предка – восточный танбур.  Именно танбур имел овальную форму и плоскую деку, играли на нем  специальной щепочкой, выточенной из подручных материалов ­ плектром.  Предположительно, инструмент, позже трансформировавшийся в домру,  завезли либо во времена татаро­монгольского ига, либо в ходе торговых  отношений со странами Востока. Само название «домра», несомненно, имеет  тюркский корень. Другая версия исходит из предположения, что свою родословную домра ведет от европейской лютни. В принципе, в Средние века лютней называли любой   струнный   щипковый   инструмент,   имевший   корпус,   гриф   и   струны. Лютня,   в   свою   очередь,   произошла   также   от   восточного   инструмента   – арабского аль­уда. Возможно, на внешний вид и конструкцию домры повлияли инструменты западных, европейских, славян, например, польско­украинская кобза и ее усовершенствованный вариант ­ бандура. Как раз бандура очень многое   заимствовала   непосредственно   от   лютни.   Учитывая,   что   славяне   в Средние   века   постоянно   находились   в   сложных   историко­культурных взаимоотношениях,   безусловно,   домру   можно   также   считать   родственной всем европейским струнно­щипковым инструментам того времени.  Таким образом, исходя из накопленных к настоящему моменту знаний и исследований, можно сделать вывод, что домра являлась типично русским инструментом,   объединившим   в   себе,   как   и   многое   в   культуре   и   истории нашего государства, и европейские, и азиатские черты. Тем не менее, каково бы ни было истинное происхождение домры, точно установлено, что инструмент с таким названием бытовал на Руси и являлся неотъемлемой частью русской культуры в XVI­XVII веках. Играли на нем музыканты­скоморохи,   о   чем   свидетельствует   также   известная исследователям поговорка «рад скомрах о своих домрах». Более того, при царском дворе существовала целая «Потешная палата», некий музыкально­ развлекательный   коллектив,   основу   которого   и   составляли   скоморохи   со своими домрами, гуслями, гудками и прочими древнерусскими музыкальными инструментами. Кроме того, по мнению некоторых исследователей, домра в то   время   уже   образовала   семейство   ансамблевых   разновидностей.   Самая маленькая и писклявая называлась «домришка», самая большая и низкая по звучанию – «домра басистая».   Название “домра” получило известность лишь в   XVI   столетии,   однако   первые   сведения   о   щипковых   с   грифом (“танбуровидных”) инструментах на Руси относятся уже к X веку. “Танбур” в числе   русских   музыкальных   инструментов   описан   арабским путешественником X века Ибн Даста, посетившим Киев (Куяб) между 903 и 912 годами. Примечательное наблюдение принадлежит Ахмеду ибн Фадлану, секретарю   посольства   багдадского   халифа,   оставившему   интересное   и детальное   описание   своего   путешествия   по   Волге.   Оказавшись   очевидцем погребального   обряда   у   “русов”   в   921   году,   он   отметил,   что   умершему ставили в могилу, наряду с пищей и питьем, также и “тунбур”. 5 Таким образом, первые сведения о подобных инструментах у славянских племен относятся к периоду, предшествовавшему расцвету Киевской Руси. Это   в   корне   противоречит   суждениям   некоторых   ученых   о   домре,   как инструменте, тип которого будто бы был заимствован у восточных народов лишь в XIII­XIV веках, во время татаро­монгольского нашествия. Древнерусская домра являлась инструментом, предназначенным, в первую  очередь, для коллективногомузицирования, и существовала в различных  тесситурных разновидностях. Русские народные музыкальные инструменты не могли развиваться  изолированно от инструментов других народов, живущих по соседству.  Действительно, у многих восточных народов, которые входили в состав  Российской империи, нетрудно обнаружить целый ряд инструментов,  чрезвычайно схожих с домрой. Это домбра у казахов, домр – у калмыков,  думбыра – у башкир, танбур – у узбеков, думбра – у киргизов и т.д. Связь,  например, русской домры и казахской домбры не случайно проявляется даже  в названии; они настолько родственны, что нередко и сегодня многие  музыканты путают термины “домра” и “домбра”! В 1648 году последовал “высочайший” указ царя Алексея Михайловича “Об  исправлении нравов и уничтожении суеверий”. Этот беспрецедентный по  своей жестокости документ был направлен на полное истребление  скоморошества. Царский указ был разослан воеводам всех русских городов. Предписания Алексея Михайловича старательно осуществлялись на практике. Русские народные инструменты безжалостно уничтожались. Широко  известный факт: по велению патриарха Никона пять доверху груженых телег с музыкальными инструментами были вывезены на Москву­реку и там публично сожжены. С искоренением бродячего скоморошества изменяется инструментарий и в  народном быту. К концу XVII столетия домра полностью выходит из  употребления, фактически исчезает даже упоминание о ней. Исчезает  профессиональное исполнительство музыкантов­домрачеев, прекращается  производство домр. Однако народу по­прежнему нужен был струнный  щипковый инструмент, подобный домре, и, главное, максимально простой в  изготовлении. Именно так, изготовляемый кустарным способом, и возник  новый вариант домры – балалайка. 6 Пожалуй, такого поистине трагического поворота судьбы не случалось ни с  одним музыкальным инструментом в мире. Итак, в результате ли варварского  истребления и запрета, или по иным причинам, но после XVII века никаких  существенных упоминаний о старинной домре исследователи не находят.  История древнерусского инструмента здесь обрывается, и можно было бы  поставить точку, но… Домре суждено было буквально возродиться из пепла! Домра же была возрождена в 1896 году. Образцом для ее возрождения  послужил инструмент, найденный в Вятской губернии. Подробности этой  находки описаны участником Андреевского оркестра С. А. Мартыновым в  письме от 15 мая 1914 год. На основе инструмента, найденного в Вятской губернии, по чертежам В.  Андреева, основателя первого русского оркестра, и при участии Николая  Петровича Фомина к концу 1896 года музыкальным мастером Семеном  Ивановичем Налимовым была изготовлена первая возрожденная домра.  Назвали ее домрой малой. Раскладка ладов на гриф была дана Фоминым,  конструктивное же решение в целом принадлежало Налимову. Вслед за домрой малой Налимов сделал домру­альт со строем на октаву ниже, а затем и домру­бас – на две октавы ниже малой домры. Внешне оба  инструмента мало чем отличались от домры малой, но были, соответственно,  большего размера. В дальнейшем инструменты домровой группы изменились. 2.2 Виды домры Существуют 2 типа домры: ­ Трёхструнная домра ­  строй EAD ­ Четырехструнная домра— строй GDAE как у мандолины или скрипки. Малая домра состоит из трех частей: деревянного полусферического корпуса  овальной формы, грифа (шейки) и головки. 7 Корпус имеет кузов, деку, которая закрывает кузов сверху и окантовывается  по краям обечайкой, кнопки для закрепления струн и нижний порожек,  предохраняющий деку от давления натянутых струн. В середине деки  находится круглое отверстие — голосник с фигурной розеткой. Над декой,  около накладки грифа имеется навесной панцирь, защищающий при игре деку  от царапин. Над струнами и нижним порожком иногда бывает укреплена  подставка — подлокотник. Гриф вставлен в корпус и закреплен в нем. Сверху на гриф наклеена накладка, в месте соединения головки с шейкой грифа прикреплен верхний порожек. На накладку нанесены тонкие поперечные пропилы, в которые вставляются  металлические порожки. Промежутки между металлическими порожками  называются ладами. Порядковый счет их начинается от верхнего порожка.  Лады II, V, VII, X, XII и XIX отмечены белыми кружочками. На головке грифа имеются колковые валики для закрепления струн. Их  натяжение регулируется вращением колков. От расположения подставки и верхнего порожка зависит высота струн над  грифом. Струны, слишком высоко приподнятые над грифом, затрудняют игру  на инструменте, их трудно прижимать на ладах. На подставке и на верхнем  порожке делаются углубления (прорези) для струн. Подставка  устанавливается на деке в точно установленном месте. Разновидности домры и строй ­ Домра пиколло b1 e2 a2 ­ Домра прима (малая) e1 a1 d2 ­ Домра альт e a d1 ­ Домра тенор (редкая разновидность) B e a ­ Домра бас E A d ­ Домра контрабас минор (редкая разновидность) 1E 1A D ­ Домра контрабас мажор (редкая разновидность) 1A D G Трехструнные домры бывают нескольких видов:пикколо, малая, меццо­ сопрановая, альтовая, теноровая, басовая и контрабасовая. В оркестре  русских народных инструментов получили распространение пикколо, малые,  альтовые и басовые домры. Все разновидности домры имели единый квартовый строй. Диапазон домры  малой составлял чуть больше двух октав от ми первой октавы до фа третьей.  Спустя двенадцать лет,  московский музыкант Григорий Павлович Любимов,  расширил возможности Андреевской домры за счет увеличения диапазона, изменения квартового строя на квинтовый, увеличения кузова и добавления  струны. Сегодня диапазон современной трехструнной домры увеличен еще на  одну октаву от ми первой до фа четвертой, что значительно расширило  возможности исполнителей.    Заняв важное место в составе русского народного оркестра, домра долгое  время представлялась инструментом, предназначенным исключительно для  оркестрового исполнительства. Лишь спустя несколько лет при  Великорусском оркестре начал функционировать квартет домр. 8 2.3 В.В. Андреев – создатель великого русского оркестра Василий Васильевич Андреев (15 января 1861 — 26 декабря 1918) —  музыкант, композитор, виртуоз­балалаечник. Организатор и руководитель первого оркестра русских народных  инструментов (1888, с 1896 — Великорусский оркестр). Василий Андреев родился в 1861 году в городе Бежецке Тверской губернии.  Мать — Андреева, Софья Михайловна, была из старинного дворянского рода, играла на рояле. В 1883 году,  Василий Андреев занялся усовершенствованием народных  музыкальных инструментов и образовал в Санкт­Петербурге из любителей  игры на них оркестр из струнных, духовых, ударных  инструментов. После концертов этого оркестра, имеющего своеобразный колорит, в 1888  году в русском обществе развилось широкое увлечение назваными  инструментами (особенно балалайкой) благодаря сравнительной лёгкости  игры на них. Явился на них широкий спрос, в связи с которым возникло  усиленное их производство мастерами музыкальных инструментов,  поддержанное введением обучения игры на них в войсках. Стали издаваться  школы и ноты (преимущественно аранжировки народных песен, оригинальные  композиции, вальсы и другие сочинения). Виртуозно владея техникой игры на балалайке, Андреев выступал и в  качестве композитора для своего инструмента и для великорусского  оркестра. Время от времени он совершал со своим оркестром концертные  путешествия по России и Европе (где имел огромный успех), а также  заведовал постановкой обучения игре на русских народных инструментах в  войсках гвардии. 2.4Домра в наше время.      В 1926 году на рабфаке Московской консерватории, наряду с классами  других народных инструментов, был открыт класс домры, а в конце 20­х  годов класс трехструнной домры открылся и в Музыкальном училище им.  Октябрьской революции, которое стало готовить специалистов для  профессиональных оркестров русских народных инструментов. 9 В 30­е годы классы домры открыты в некоторых консерваториях Украины, в  музыкальных техникумах, в детских и вечерних музыкальных школах  большинства областных центров страны. Если в 20­х годах домра была в  основном ориентирована нарабочий класс, то уже к концу 30­х именно  классическая музыка поставила домру (пока только четырехструнную) в ряд  современных сольных инструментов и выдвинула ее на концертную эстраду. Основные приемы виртуозной техники, нашедшие применение в  исполнительской практике на классических струнных инструментах, –  быстрые и трудные пассажи, флажолеты, сложные ритмические фигуры,  разнообразие штрихов и приемов, игра двойными и тройными нотами – все это блестяще продемонстрировали исполнители на русских инструментах. Возможности солирующей домры по­настоящему открылись в середине 40­х  годов, когда для нее были созданы оригинальные сочинения. И первым из них  по праву следует назвать “Концерт для трехструнной домры с оркестром”  Николая Павловича Будашкина, написанный и впервые исполненный в 1945  году. Можно смело сказать, что с этого произведения начинается новый  период в истории домрового исполнительства, поскольку концерт послужил  началом создания оригинальной литературы. В 1951 году Ю. Шишаков написал одночастный “Концерт № 1 для  трехструнной домры с русским народным оркестром”, ставший новым этапом  в раскрытии ее художественных возможностей. В начале 60­х годов домровая  литература пополнилась концертом Б. Кравченко, а также чуть ранее  написанным концертом Ю. Зарицкого. В конце 50­х и начале 60­х появляется  еще ряд превосходных исполнителей­домристов (В. Никулин, Ф. Коровай, М.  Васильев). Теперь исполнители на домре выходят на сцены крупных филармонических  залов с сольными концертами в одном или двух отделениях. Первым, кому  Министерство культуры СССР предоставило официальное право на сольные  филармонические концерты в двух отделениях, стал в 1990­е годы Рудольф  Васильевич Белов. Он, как и другие лучшие исполнители­домристы, лауреаты  всесоюзных и всероссийских конкурсов В. Яковлев, В. Никулин, В.  Красноярцев, а несколько позднее – Т. Вольская, В. Круглов, А. Цыганков, С.  Лукин, Б. Михеев, В. Ивко, возвели солирующую домру в ранг полноправных  академических инструментов. В домровом репертуаре художественно  полноценными оказались, например, транскрипции сонат для скрипки и  чембало, скрипичных концертов И.С. Баха, вальса­скерцо П.И. Чайковского,  фантазий Г. Венявского, образцов флейтовой музыки – скерцо из Сюиты h­ moll И.С. Баха, сонаты Ф. Пуленка, вокализа М.И. Глинки или “Сапатеадо” П. Сарасате. Широкое общественное признание с 70­х годов получает творчество  Александра Андреевича Цыганкова. Благодаря его самобытной игре  авторитет трехструнной домры стал еще выше в глазах музыкальной 10 общественности и самых разнообразных аудиторий слушателей. Именно ему  удалось в транскрипциях и в собственных пьесах, концертных обработках и  фантазиях на темы народных песен привнести в домровое исполнительство  целый ряд новых приемов игры, таких, как двойные флажолеты, сочетание  флажолетов с pizzicato правой и левой рукой и т.д. Доцент кафедры народных инструментов РАМ им. Гнесиных Наталья  Иосифовна Липс: – Домра – достаточно эклектичный инструмент, на ней  хорошо могут прозвучать и клавирные сонаты А. Скарлатти, и скрипичные  романтические сочинения П. Сарасате, К. Сен­Санса, Г. Венявского и многих  других авторов. Прекрасно звучат обработки мелодий народов мира – это и  русские, кубинские, цыганские и сербские мелодии. На домре играют  транскрипции Д. Гершвина, А. Пьяццоллы, джазовые композиции, сочинения  этнического характера. Но, конечно, только оригинальный репертуар может  способствовать развитию домры, двигать ее вперед. Мы должны привлекать  композиторов к созданию нового репертуара, найти такого автора, который  бы слышал домру и писал для нее. Поэтому и своим студентам я говорю:  “Ищите своего композитора, ходите на экзамены студентов­композиторов”.  Сейчас на домре играют сочинения А. Цыганкова, Ю. Семашко, В. Пожидаева, Е. Подгайца, Н. Хондо и многих других авторов – это новые оригинальные  сочинения для нашего инструмента. Также в репертуаре домристов огромный  корпус транскрипций сочинений для скрипки, флейты, кларнета, фортепиано  – это финал концерта для скрипки Д.Д. Шостаковича, сонаты С.C.  Прокофьева, концерты и сонаты Н. Паганини, сочинения С.В. Рахманинова,  П.И. Чайковского, транскрипции современных сочинений А. Розенблата, Е.  Подгайца. Список можно продолжать и продолжать. Сейчас композиторы  обратили внимание на инструмент, отметили, что домра может очень  интересно прозвучать в ансамбле. Сочетания могут быть самыми различными.  Домра хорошо звучит в ансамбле с флейтой, клавесином, гитарой,  фортепиано, а также со своими однородными разновидностями. Очень редко  крупные композиторы, работающие в других жанрах, обращаются к домре.  Мне очень приятно, что три цикла по 5 пьес по мотивам татарского  фольклора Софии Губайдулиной были исполнены впервые в моем классе.  Одна из моих студенток впоследствии сыграла все три цикла на фестивале  современной музыки в Швейцарии и получила высокую оценку  присутствовавшего в зале автора. Таким образом, начиная с середины 40­х годов прошлого столетия, домра  предстала как инструмент профессионально­академического плана. Сегодня  исполнители на домре готовы представлять сольные программы в двух  отделениях, включающие произведения различных жанров и направлений,  поражая слушателей глубоким чувством стиля, виртуозностью исполнения,  теплотой и благородством звучания. За последние годы уровень исполнения  значительно возрос. Домру можно услышать во многих крупных концертных  залах в России и за рубежом. Домристы выступают в сопровождении русских народных и симфонических оркестров. Ежегодно проводится множество  конкурсов среди исполнителей на народных инструментах, как детских, так и  профессиональных, выявляя целый ряд талантливых музыкантов. Все это  позволяет широко пропагандировать современное исполнительство на домре  не только в нашей стране, но и во многих странах мира. В   1948  году   в   Москве   открывается   первая   в   России   кафедра   народных инструментов   при   Государственном   музыкально­педагогическом   институте им. Гнесиных. Первым педагогом по домре стал выдающийся композитор Ю. Шишаков, а затем молодые солисты оркестра им. Осипова В. Мироманов и А. Александров   –   создатель   первой   школы   игры   на   трехструнной   домре. Благодаря   высшему   профессиональному   образованию   народный   изначально инструмент домра за короткий срок прошел на академической сцене путь, на который   инструментам   симфонического   оркестра   потребовались   столетия (ведь и скрипка когда­то была народным инструментом!).  Исполнительство на домре движется вперед гигантскими темпами. В 1974 году   прошел   I   Всероссийский   конкурс   исполнителей   на   народных инструментах, победителями конкурса стали выдающиеся домристы­виртуозы ­ Александр Цыганков и Тамара Вольская, творческая деятельность которых на   десятилетия   вперед   определила   направление   развития   домрового искусства   как   в   области   собственно   исполнительства,   так   и   домрового репертуара.  11 Сегодня домра – молодой перспективный инструмент с огромным, прежде всего,   музыкально­выразительным   потенциалом,   имеющий   истинно   русские корни и, тем не менее, поднявшийся до высот академического жанра. Какова будет его дальнейшая судьба? Слово за вами, уважаемые домристы! 2.5 Технология изготовления домры и её устройство. Предположительно, технология изготовления домры была такова: из цельного куска древесины выдалбливался корпус, к нему приделывали палку­гриф,  натягивали струны или жилы животных. Играли щепочкой, перышком, рыбьей костью. Сравнительно простая технология, по­видимому, позволила  инструменту получить на Руси достаточно широкое распространение. Малая домра состоит из трех частей: корпуса, грифа (шейки) и головки. Корпус имеет кузов, деку, которая закрывает кузов сверху и окантовывается  по краям обечайкой, кнопки для закрепления струн и нижний порожек,  предохраняющий деку от давления натянутых струн. В середине деки  находится круглое отверстие — голосник с фигурной розеткой. Над декой,  около накладки грифа имеется навесной панцирь, защищающий при игре деку  от царапин. Над струнами и нижним порожком иногда бывает укреплена  подставка — подлокотник. Грифвставлен в корпус и закреплен в нем. Сверху на гриф наклеена накладка,  в месте соединения головки с шейкой грифа прикреплен верхний порожек. На накладку нанесены тонкие поперечные пропилы, в которые вставляются  металлические порожки. Промежутки между металлическими порожками  называются ладами. Порядковый счет их начинается от верхнего порожка.  Лады II, V, VII, X, XII и XIX отмечены белыми кружочками. На головке грифа имеются колковые валики для закрепления струн. Их  натяжение регулируется вращением колков. От расположения подставки и верхнего порожка зависит высота струн над  грифом. Струны, слишком высоко приподнятые над грифом, затрудняют игру  на инструменте, их трудно прижимать на ладах. На подставке и на верхнем  порожке делаются углубления (прорези) для струн. Подставка  устанавливается на деке в точно установленном месте. Это место должно  находиться на одинаковом расстоянии как от верхнего порожка до 12­го  металлического порожка, так и от 12­го металлического порожка до  подставки. На верхней части подставки делают наклейки ровные или  фигурные. Фигурные наклейки служат для выравнивания строя инструмента. Домра изготавливается из выдержанного сухого дерева. Корпус, состоящий из семи клепок, делается из клена или палисандра. Дека — из прямолинейной  (резонансовой) ели. Шейка грифа склеена из трех продольных частей твердых  пород дерева. Лучший материал для изготовления подставки — клен.  Наклейка на подставке, а также верхний и нижний порожки делаются из  черного дерева или белой кости. Кленовый навесной подлокотник крепится  шурупами к обечайке корпуса. Панцирь также делается из твердой породы  дерева или пластмассы. Металлическая колковая механика плотно  прикреплена к головке инструмента, колки вращаются легко и плавно. Струны изготавливаются из специальной стали и имеют различное сечение  (толщину): первая — 0,30 мм (возможно 0,32 мм), вторая — 0,40 мм, третья  — 0,56 мм (возможно 0,58 мм). Третья струна обвита мишурой с шелковыми  нитями. Каждая струна закрепляется петлей на соответствующей ей кнопке.  Затем, протянутая от кнопки через нижний порожек по углублениям в  подставке и в верхнем порожке, закрепляется двумя­тремя оборотами  (против часовой стрелки) вокруг основания валика колка. Все части инструмента должны быть хорошо подогнаны. От этого во многом  зависит качество его звучания. 12 3. Практическая работа Домра, как забытая царица,  Что жила когда­то на Руси.  Балалайки старшая сестрица,  Звуком ладным в голубой выси,  Разносила на потеху миру,  В скоморошьих озорных руках Складных песен звонкую сатиру,  В старых сказках, баснях и стихах.  Но навет коварный и злобливый Звуки домры захотел избыть,  Словно ворог жалкий и трусливый,  Что желает свой позор забыть.  Он молчанье струнам тем заветным, Напророчил дерзкою рукою,  Чтобы песни их потоком светлым, Истекли безвременья рекою.  Но наветы домре не преграда:  Сквозь столетья звук её чудесный,  Как Судьбы достойная награда, Снова льется радостною песней. 13 В своей исследовательской работе  я опиралась на такие методы  исследования, поисковый и анкетирование. С помощью поискового метода, я изучила литературу по выбранной теме,  также воспользовалась интернет ресурсами, где повторно изучила  информацию, полученную из книг и журналов, сопоставила факты, выявила  общее и различие, полученные из разных источников.   С помощью метода анкетирования, я смогла узнать о том, имеют ли  представление ученики начальных классов о русских народных инструмента,  о том, как называются народные инструменты и какую роль они выполняют в  оркестре народной музыки. Также метод анкетирования, помог мне выстроить пути построения исследовательской работы, для более успешного построения исследования.   Во время исследования я изучила много статей и несколько новых  музыкальных произведений, которые ещё больше заинтересовали меня и  убедили в правильности выбранной темы для проведения исследовательской  работы. 4. Выводы исследовательской работы   Выполняя исследовательскую работу, я смогла прийти к определённым  выводам, которые помогли мне сопоставить факты и материалы, которые  стояли передо мной при постановке целей и задач всей исследовательской  работы. Я достигла цели, которая стояла передо мной в  начале данной  работы. Я действительно столкнулась с проблемой, которую предположила,  ведь мои одноклассники  на  занятии не могли изначально ответить на поставленные вопросы в анкете, хотя некоторые ученики имеют  представление и о народных инструментах, и  знают, к каким видам  инструментов они относятся.  На одном из занятий по поликультурному воспитанию, я смогла не только  рассказать об истории возникновения домры,  но и показать одноклассникам  красоту звучания  этого великолепного русского народного инструмента. Её  мелодичность, сказочность звучания. Сегодня домра – молодой  перспективный инструмент с огромным, прежде всего, музыкально –  выразительным потенциалом, имеющий истинно русские корни и , тем не  менее, поднявшийся до высот академического жанра.  Во время исследования, я долго сомневалась в формулировке темы моей  исследовательской работы, но изучив историю, поняв то, что домра, которая  пережила такое истребление, возродилась, благодаря людям, которые были  заинтересованы народным искусством. Именно поэтому я назвала свою  работу «Воскресшая из пепла». В конце своей работы, я хочу привести слова великого композитора Петра  Ильича Чайковского « Музыка есть сокровищница, в которую всякая  национальность вносит своё, на общую пользу». Я мечтаю о том, чтобы русские люди уважали и относились бережно к родной  национальной культуре. Лишь тогда мы можем с гордостью говорить о том,  что мы русские люди, люди, которые уважают свою культуру, а значит  уважают себя самих. 14 15 Литература 1.Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Сборник научных  трудов. Выпуск 2. Год издания 1993. 2.Раминцын А.С., «Домра и сродный с ней музыкальные инструменты  русского народа, СПБ, 1991 год 3. Азбука домриста. Сост. Т. Разумеева, 2006 год, изд. «Кифара», Москава 4. Домрист. Домра и музыка – сайт домристов о домре. 5.Махан В.В. «Домра и домровское искусство на рубеже веков» 6. Михеев «Рассказы о русских народных инструментах», Москва, 1990 год 7. Яковлев Ю.В. История русской домры: на подступах к новому простению. Приложение 1 Русский народный инструмент – Домра, которая пережила истребление,  гонение, но несмотря ни на что,  звучит и наши дни. Великий дирижёр, основатель первого русского оркестра, возродивший домру. Строение домры 17 Проведение анкетирования и занятия по поликультурному воспитанию. Изучение литературы по теме исследования 1 1 Выступление на занятии по поликультурному воспитанию

Исследовательская работа "Воскресшая из пепла"

Исследовательская работа "Воскресшая из пепла"

Исследовательская работа "Воскресшая из пепла"

Исследовательская работа "Воскресшая из пепла"

Исследовательская работа "Воскресшая из пепла"

Исследовательская работа "Воскресшая из пепла"

Исследовательская работа "Воскресшая из пепла"

Исследовательская работа "Воскресшая из пепла"

Исследовательская работа "Воскресшая из пепла"

Исследовательская работа "Воскресшая из пепла"

Исследовательская работа "Воскресшая из пепла"

Исследовательская работа "Воскресшая из пепла"

Исследовательская работа "Воскресшая из пепла"

Исследовательская работа "Воскресшая из пепла"

Исследовательская работа "Воскресшая из пепла"

Исследовательская работа "Воскресшая из пепла"

Исследовательская работа "Воскресшая из пепла"

Исследовательская работа "Воскресшая из пепла"

Исследовательская работа "Воскресшая из пепла"

Исследовательская работа "Воскресшая из пепла"

Исследовательская работа "Воскресшая из пепла"

Исследовательская работа "Воскресшая из пепла"

Исследовательская работа "Воскресшая из пепла"

Исследовательская работа "Воскресшая из пепла"

Исследовательская работа "Воскресшая из пепла"

Исследовательская работа "Воскресшая из пепла"

Исследовательская работа "Воскресшая из пепла"

Исследовательская работа "Воскресшая из пепла"

Исследовательская работа "Воскресшая из пепла"

Исследовательская работа "Воскресшая из пепла"

Исследовательская работа "Воскресшая из пепла"

Исследовательская работа "Воскресшая из пепла"

Исследовательская работа "Воскресшая из пепла"

Исследовательская работа "Воскресшая из пепла"

Исследовательская работа "Воскресшая из пепла"

Исследовательская работа "Воскресшая из пепла"

Исследовательская работа "Воскресшая из пепла"

Исследовательская работа "Воскресшая из пепла"

Исследовательская работа "Воскресшая из пепла"

Исследовательская работа "Воскресшая из пепла"

Исследовательская работа "Воскресшая из пепла"

Исследовательская работа "Воскресшая из пепла"
Скачать файл