Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"
Оценка 5

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
воспитательная работа
6 кл—11 кл
20.01.2017
Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"
Цель: Воспитание интереса к прошлому своих предков, гордости за свой народ. Задачи: 1. Формировать у учащихся ответственность за сохранение культурно-исторического наследия родного края, сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества; 2. Развивать у учащихся память, мышление,  коммуникативные компетенции, навыки оформления презентационного материала, использования инновационных технологий, умение обобщать и систематизировать письменные и материальные источники; . 3. Изучить, расширить знания учащихся об истории, быте, традициях амурских казаков.Иследовательская работа
исслед работа огонькова.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа с. Светиловки  Белогорского района  Амурской области ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА по теме:                                                    Автор работы: Огонькова Карина Сергеевна, учащаяся 9 класса  МОАУ СОШ с. Светиловки Руководитель: Чалая Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы, 1 категории МОАУ  СОШ с. Светиловки с. Светиловка, 2014 год Содержание: 1. Введение. 2. Основная часть. 2.1. История заселения Амура казаками                                                     стр.5 2.2.Происхождение слова «казак»                                                              стр.5­7                2.3. Откуда пришли казаки на Амур                                                          стр.8                2.4. Поселения казаков                                                                                стр.9 3. Быт казаков 3.1. Жилище казаков                                                                                     стр.10­14 3.2. Занятие казаков                                                                                      стр. 15­16 3.3. Семейный уклад казаков                                                                       стр.17 3.4. Одежда казаков                                                                                      стр.18­20 3.5. Кухня казаков                                                                                        стр.21 4. Заключение                                                                                                    стр.22 Список литературы                                                                                      стр.23 Приложение Введение. 2 «Слава Богу, что мы ­ казаки!» ­  Вот молитва казачья святая.  Наши сотни и наши полки  С нею крепнут от края до края.  Слава Богу, что мы – казаки!  От Курильской гряды до Азова,  От сибирских рек до Дунай ­ реки –  Славься, воинство наше Христово!  Слава Богу, что мы – казаки!  С нами – братство, знамена и песни.  От Карпатских гор до Амур­реки  Мы с молитвою этой воскреснем!  Слава Богу, что мы – казаки!  В. Ходырев.        Постепенно уходят в прошлое, забываются старинные традиции, обряды, песни и обычаи Амурских казаков. Мы, их потомки, изучая культуру наших предков, прежде всего, хотим,   чтобы   эти   традиции   помнили,   возрождали   в   современной   России.  Приамурье относится к зоне рискованного земледелия. Здесь с завидным постоянством повторяются периоды переувлажнения или, напротив, жесточайших засух. Но, несмотря на превратности климата,   амурские   земледельцы,   опираясь   на   помощь   государства,   сумели   создать современное сельскохозяйственное производство. Все вы знаете, что заселение Дальнего Востока началось очень давно, еще в 17 веке. Кем же были те люди, которые впервые ступили на Амурские земли?       Однажды пересматривая старые фотографии бабушки, я обнаружила несколько фотографий   женщины   в   казачьем   костюме.   Бабушка   рассказала   мне,   что   на   фото изображена   моя   прабабушка,   которая   живёт   в   Благовещенском   районе   в   посёлке Дмитриевка.   Зовут   её   Шкарина   Таисия   Александровна.   Моя   прабабушка   руководит детским казачьим ансамблем и в своём посёлке   возрождает, таким образом, традиции казачества.   (см. Приложение1).   Меня заинтересовало, когда же на Амуре впервые появились казаки, как они жили, чем   занимались?   Я   решила   исследовать   эту   тему.   Тем   более,   что   моя   мама   тоже интересуется возрождением амурского казачества. Дома у нас есть несколько костюмов казаков, литература о них, также мы занимаемся сбором фольклора казаков.  3 Цель моей работы – исследовать, когда в Амурской области появились казака, как они жили и чем занимались;  обобщить собранный материал по культуре и быту Амурских казаков.  Задачи:    Ознакомиться с историей амурского казачества.    Расширить знания сверстников об амурском казачестве.  Сохранение традиций и самобытности казачьей культуры. Актуальность темы  исследования.   Постепенно уходят в прошлое, забываются старинные традиции, обряды, песни и обычаи Амурских казаков. Мы, их потомки, изучая культуру наших предков, прежде всего, хотим, чтобы эти традиции помнили, возрождали в современной России. Объектом исследования являются документы, статьи, интернет ­ ресурсы, рассказы пожилых людей, фотографии. Гипотеза исследования:       Если каждый житель района с детских лет будет интересоваться и знать историю своей местности, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьёт интерес к истории своего родного края и любви к нему. Сроки исследования. ноябрь 2013 – январь 2014 учебного года. Этапы исследования.  I этап.  Изучение истории возникновения  амурского казачества.  II этап. Опрос, беседы, работа с документами.  III этап. Отчёт о проделанной работе. Методы исследования.    знакомство с газетными статьями прошлых лет, с материалами Интернет­ресурсов;  обращение в сельскую библиотеку;  анализ документов и фотографий. 4 Основная часть. 2. История заселения Амура казаками. 2  .1.Происхождение (этимология) слова «казак».    Когда я начала работать над темой своей исследовательской работы, то в первую очередь провела анкетирование среди учащихся школы, чтобы узнать, знают ли они что­ нибудь о казаках. И результаты  анкетирования меня не порадовали. Это стало ещё одной причиной того, что я выбрала данную тему.         Казаки – вот те первые, кто пришли на Амур. Казачество – особое военное сословие в царской России – имеет вековую историю. Ученые полагают, что оно берет начало в монгольском языке, где слово «ко» ­ означает «броня», «латы», а слово «зах» ­ «межа»,   «граница»,   «рубеж»,   т.е.   «козах»   ­   «защитник   границы» (показ казачьих костюмов – женского и мужского).          Возникло казачество в конце14 века. Отдельные  ханства некогда составляли Золотую Орду, вели между собой междоусобную борьбу. Постепенно степи от низовья Днепра до Дона и Волги, обезлюдили. Территория была названа Диким полем. В 15 веке на его   окраинах   начали   селиться   русские   люди.   От   предотвращения   прорывов   татарских полчищ на границе строятся города, между ними из срубленных деревьев сооружаются заграждения – засеки.    Для несения сторожевой службы высылались конные отряды – станицы. Эти люди, называвшие себя казаками, жили в укрепленных городах. Опасность постоянных татарских набегов   вынуждала   казаков   объединяться   в   военные   общины.   Такие   общины   почти 5 одновременно появились на Днепре, Дону и Волге, чуть позже на Яике (ныне река Урал) и Тереке, а затем и на Дальнем востоке.    В течение второй половины 19 века казачество активно участвовало в заселении Дальнего Востока. Одновременно оно занималось освоением восточных окраин страны. Хозяйственное   освоение   края   началось   с   прибытием   сюда   первых   поселенцев   – крестьян и казаков. Особенно заметны были успехи крестьян Амурской области, которая быстро стала житницей Дальнего Востока. Скучная по льду змеится дорога,                   Пень же у нас, не утес, так болото, Раннее утро… светло….                                 Где и распашешься тут… Еду я мимо селенья большого.                       Нас на Амур­то ведь силой селили. Что это, брат, за село?                                     Сунут в болото, и скажут: село! Это живут духоборы­крестьяне,                    Не до работы! На службах мы гнили, Лучшие земли у них.                                       Как мы не сдохли давно. Вольные люди, ­ ну точно дворяне…         Скажет он слово, и слышно проклятье. Податей нет никаких.                                    Участь клянет он свою… Сами пришли и селились охотой,                Эх, незавидная доля казачья В рекруты их не берут.                                  В этом далеком краю.          Нет единодушия среди ученых  в вопросе о происхождении слова «казак» («Козак» по­украински). Делались  попытки производить это слово  от названия народов, некогда живших вблизи Днепра и Дона (касоги, х(к)азары), от самоназвания современных киргизов — кайсаки. Существовали  и другие этимологические версии: от турецкого «каз» (т. е. гусь), от монгольского «ко» (броня, защита) и «зах» (рубеж). Большинство специалистов сходятся в том, что слово «казачество» пришло с востока и имеет тюркские корни.     Также некоторые исследователи считают, что слово "казак" ("козак") происходит от татарского слова "кацак­качак" (мишарский диалект), что означает "беглец, изгнанный, преступник, убежавший в стан врага". Тогда, в средние века, провинившегося человека изгоняли из племени или он сам убегал от возмездия и устраивался в кацакские войска враждебного   государства.   Из   Крыма,   из   Золотой   Орды,   из   Казани,   из   Булгарского государства   преступники   (или   изгнанные   царевичи)   убегали   и   просили   политическое убежище у русского царя. Русский царь из перебежчиков сколачивал карательные отряды против тех государств, откуда прибыли "кацаки"­казаки. Вот откуда берет свое начало история   казаков   и   казачьих   войск,   "кацаки"   использовались   в   карательных   операциях 6 против нерусских государств. Потом уж, когда Россия завладела всеми этими татарскими землями,   в   казачьи   войска   стали   вступать   и   отчаянные   беглецы­головорезы   из   числа русских и украинцев. Недаром у донских казаков военная форма так похожа на форму татар ­ так называет Лев Толстой кавказских тюрков и мусульман. Каракулевая шапка, газыри на чекменях (черкесках), набедренный кинжал. И недаром казаки, да и украинцы тоже, так похожи на кавказских тюрков по антропологическому типу: жгучие брюнеты, густые черные усы. Очевидно, что их предки были татарами или же кавказцами.     В русском языке это слово, впервые упомянутое в русских летописях 1444 года, первоначально   означало   бездомных   и   вольных   воинов,   поступавших   на   службу   с выполнением   военных   обязательств. Казачество   на   протяжении   веков   являлось универсальным родом вооруженных сил. Про казаков говорили, что они рождались в седле. Во все времена они считались великолепными наездниками, не знавшими себе равных в искусстве джигитовки.   Военные специалисты оценивали казачью конницу как лучшую в мире легкую кавалерию 7 . 2.2. Откуда пришли казаки на Амур? «Сибирью владеет тот, у кого в руках  левый берег и устье Амура». (Н.Н. Муравьев­ Амурский)         8 декабря 1858 г. по инициативе губернатора Восточной Сибири графа Николая Николаевича   Муравьева­Амурского   на   основании   Высочайшего   Указа   из   части забайкальских казаков было образовано Амурское казачье войско. Столицей Войска стал город Благовещенск. Первые представители современных Амурских казаков появились на берегах   Амура   в 1854г.,  когда   проводился  первый  сплав  из  Забайкалья   в  устье  Амура силами   забайкальских   казаков.   В   1858   г.   в Приамурье   было   переселено   13879 Забайкальских   казаков.   Отбор   производился   по   жребию.   В   1862   г.   казачья   община   на Амуре   пополнена   штрафными   солдатами   бывшего   Корпуса   внутренней   стражи   ­   2000 человек.      В 1889 г. Амурские казаки получили пополнение за счет новых переселенцев: 62 семьи Забайкальских и в 1052 семьи Донских, Кубанских и Оренбургских казаков. Каждый из переселенцев привнес свою культуру, свои традиции в наш край.         Особое   место   занимают   представления   о   казачьих   традициях,   среди   них выделяются свободолюбие, преданность воинскому долгу, коллективизм, взаимопомощь, физическое и нравственное здоровье, веротерпимость и другое. 8 2  .3. Поселения амурских казаков.            Поселения   назывались   станицами,   поселками,   хуторами.   Первыми   станицами, центрами   казачьих   округов   стали:   Кумарская, Иннокентьевская.   В   1859   году   появились   Черняевская   и   Поярковская.   На   территории   Игнашинская,   Албазинская, Тамбовского района в 1901 году образовались станицы и хутора Николаевского станичного округа (в честь Государя Императора Николая II). В 1902 г. Образован хутор Духовской (в честь генерал – губернатора С.М. Духовского),   хутор Муравьёвский (в честь генерал – губернатора   Восточной   Сибири   Н.Н.   Муравьёва   –   Амурского).   В   1903   году   –   хутор Куропатинский (в честь военного министра Российской  империи  А.Н. Куропаткина). В 1905   г.   –   хутор   Корфово   (в   честь   первого   приамурского   генерал   –   губернатора   А.Н. Корфа). Основа населения данного округа – Кубанские и Оренбургские казаки (примерно 90 %).        Для поселений казаки выбирали выгодные в стратегическом отношении места: крутые берега рек, возвышенные участки. Зимовья и выселки — временные поселения, в которых казаки содержали скот, позже рядом с ними располагались посевы. Многие из них превратились   в   постоянные   поселения. Средние   размеры   казачьих   станиц   намного превосходили   размеры   крестьянских   сёл.   Первоначально   казачьи   поселения   имели круговую   застройку,   облегчавшую   оборону   при   неожиданном   нападении   неприятеля. Планировка казачьих станиц и форпостов регламентировалась правительством и местным войсковым начальством: вводились улично­квартальная планировка и деление на кварталы, внутри   которых   казаки   выделяли   участки   для   усадьбы,   строго   соблюдалась   фасадная линия.       В   центре   казачьей   станицы   находились   церковь,   станичное   или   поселковое правление, школы, торговые лавки и др.    Усадьбы казаков обычно огораживались глухими высокими   заборами   с   плотно   закрытыми   воротами,   что   подчеркивало   замкнутость 9 казачьего быта. Нередко дом размещался в глубине двора или был повернут к улице глухой стороной   (в   связи   с   военной   опасностью).   3. Быт  казаков. 3.1. Жилище казаков.          Самые   ранние   жилища   —   землянки,   полуземлянки   и   шалаши   соответствовали походному   образу   жизни   казаков.     Усадьбы   средних   и   богатых   казаков   отличались сравнительно   большими   размерами   [обычно,   кроме   переднего   (чистого)   двора,   несколько задних   (хозяйственных)   дворов].   Обязательны   были   в   усадьбе   казака   хозяйственные постройки (базы, сараи,  ледники,  навесы,  загородки для скота и др.). В казачьей усадьбе всегда   строилась   летняя   кухня,   в   которую   семья   переезжала   в   теплое   время   года.      Наиболее распространённым типом дома у Амурских казаков были двухкамерные дома (изба — сени). Внутренний план избы представлен разными вариантами, чаще всего русская печь находилась  в заднем углу — слева  или  справа  от входа, устье обращено к боковой длинной стене. По диагонали от печи — передний угол со столом. Во второй половине XIX века   с   расширением   торговых   связей,   под   влиянием   городской   культуры   увеличивается размер   жилой   площади   дома,   выделяются   кухня   и   спальня.   Широко   распространились многокомнатные дома (“круглые”, т. е. квадратные); часто с железной крышей и деревянным полом.      Интерьер избы обеспеченных казаков отличался  подчеркнутой декоративностью.  Стены казачьей   избы   украшали   оружием   и   конской   сбруей,   картинами   с   изображением   военных сюжетов, семейными портретами, портретами казачьих атаманов и членов царской семьи.   Традиционные украшения жилища, одежды, утвари — одна из наиболее ярких черт, характеризующих народную культуру.        Резьба и роспись, вышивка и набойка широко и прочно бытовали в повседневной жизни русского народа в течение веков. Ни войны и разорения, ни возраставшая в результате 10 феодального   и   капиталистического   гнета   бедность   не   могли   уничтожить   в   русском крестьянине   стремления   украсить   свой   быт   —   дом,   одежду,   орудия   труда,   даже   мелкие обиходные предметы, не жалея для этого ни времени ни сил. Долгое время это была едва ли не   единственная   область,   в   которой   мог   проявиться   художественный   вкус   и   талант крестьянина.   В   мотивах   резьбы,   росписи,   вышивки   сплошь   и   рядом   отражаются представления,   свойственные   в   древности   и   духовному   миру   населения,   этнические   и культурные связи,               Первый облик амурских казачьих станиц был типичен, как писал Г.Е. Грум­ Гржимайло и  имел сходную «физиономию». Вдоль Амура, по его высокому берегу, были вытянуты улицы с небольшими домами. Первые дома имели два­три окна, крыши покрыты соломой. Надворных построек почти не было, за исключением навесов, ветхих сараев и редких амбаров, а потому «станицы не представляли вида зажиточности и домовитости».        С одной  стороны,  растянутость станичных  домов  вдоль  Амура  в одну улицу определялась тем, что Амур для станичников являлся основной жизненной артерией: по нему   сплавляли   грузы,   переправлялись   из   одного   населённого   пункта   в   другой,   здесь рыбачили, из реки брали воду для скота, огородов и бань, которые строились у самого берега.   С   другой   стороны,   унифицированный   вид   селениям   придавала   однотипность построек, осуществляемых военным ведомством.        Дома богатых амурских переселенцев имели добротный вид, иногда обшивались тесом. У многих домов были большие терраски с двумя выходами: во двор и на улицу. Наличники, карнизы, терраски и ставни часто украшались деревянной резьбой, которая представляла из себя растительные узоры и геометрические фигуры. Стены окрашивались масляной краской, белились или оклеивались обоями, полы были деревянные, крашеные. Освещалось   жилье   керосиновыми   лампами,   реже   ­   в   лесных   районах   ­   смоляными шишками.   Отапливались   все   казачьи   избы   русскими   печами,   в   некоторых   домах устанавливались   голландские   и   унтермарковские   печи.   Кроме   этого,   в   зимнее   время практически каждая семья топила дополнительно железную печь.             По   внутренней   планировке   жилые   постройки   делились   на   два   типа:   на «пятистенник» и «крестовый дом». «Дом­пятистенник» имел одну внутреннюю стену, а «крестовый» имел две стены, пересекающиеся в виде креста. Несколько станичных изб сохранились до нашего времени, например, дом Ивана Никитовича Савина. Савин, казак конного Амурского полка, участник 1­й Мировой войны. В Черняеве это единственный 11 дом, сохранившийся в первозданном виде: с русской печью, внутренними перегородками и примыкающими к нему сенями.     Из построек общественного назначения сохранилось здание правления станичного округа,   1912   года   постройки,   в   котором   ныне   размещается   Музей   истории   Амурского казачества.         Внутренняя планировка делила здание на три части ­ длинный коридор и две комнаты. В одном помещении находился станичный атаман, в другом – помощник атамана, казначей,   вестовой.   Здание   отапливалось   двумя   печами–голландками   круглой   формы. Снаружи, по всей длине стены, пристроен навес – сенцы. Крыша здания была покрыта тёсом, пропитанным дёгтем. При строительстве было прорезано нечётное количество окон, что соответствовало местным традициям и обычаям. До нашего времени не сохранились ставни пятнадцати окон этого здания, которые в 1970­е годы ещё находились на своих местах.              Внешнему   облику   казачьего   жилища   был   свойствен   своеобразный   «наряд», который   развивался   и   изменялся   вместе   с   ним.   К   этому   наряду   следует   отнести   как собственно декоративные элементы, предназначенные для украшения постройки (резьбу, живопись,   раскраску,   лепку),   так   и   различные   архитектурные   детали,   имеющие определенное утилитарное назначение и в то же время играющие декоративную роль. К последним   относятся:   крыльца,   террасы,   балконы,   ворота,   наличники   и   ставни   окон, подзоры, причелины, полотенца, потоки, повалы, охлупни, карнизы и т.д..           В художественном оформлении жилища отразилась богатая культура русского народа.   Большое   значение   при   создании   архитектурных   украшений   имело   также индивидуальное   творчество   мастера,   придающее   им   черты   самобытности.   В орнаментальных узорах, украшающих избы, в изображениях фантастических и реальных образов, в различных построениях геометрических или растительных узоров отражались непосредственные наблюдения народа над окружающей действительностью и природой, его быт, верования, поэтические стремления и творческая фантазия.Во второй половине XIX 12 столетия   на  карнизах,   фронтонах,   стойках   крыльца   и  других   деталях   появился   резной орнамент   с   очень   сложным   геометрическим   рисунком,   основу   которого   составлял характерный   в   донском   казачьем   прикладном   искусстве   мотив   –   виноградный   ус, виноградная лоза.          В больших станицах уже в конце XVIII – начале XIX столетия стали строить вместо рундука балкон и крыльцо с резными стойками. Окна делились на две равные части: верхнюю – неподвижную и нижнюю – подвижную, которая по пазам поднималась вверх и закреплялась в нужном положении палочкой. Если посмотреть на казачий курень, то можно увидеть очень много окон, которые придают отличие казачьему куреню от великорусских и малорусских   жилищ.   Общее   количество   окон   в   курене   может   достигать   от   10   до   20. Снаружи окна закрывались одностворчатыми навесными ставнями, для которых так же характерны   тонкие   декорированные   композиции.   Окна   обычно   украшены   резными наличниками. Из дерева выпиливали разнообразные фигурки, которые не только украшали, но и выполняли роль оберега (т.к. казаки были суеверны): должны были защищать от злых сил, чар и колдовства недобрых людей. Особо затейливой резьбой декор казачьих куреней, однако, не отличается; казаки не плотники, а наемным плотникам некогда было заниматься тонкими работами.    До наших дней в различных  регионах   России   еще   можно  встретить городские и крестьянские дома, затейливо со вкусом украшенные резьбой. Резное украшение жилого дома является  традиционным   и   нередко   представляет   собой   замечательный  пример художественной   обработки   дерева.   Резными   узорами   покрывались   причелины,   наличники, карнизы.       Стена, где находились окна, называлась «лицом дома». Отсюда этимология слова «наличник». Наличник – основной архитектурно­декоративный элемент фасад деревянного дома.   Его   форма   и   резной   наряд   обычно   определяют   всю   декоративную   композицию наряда. Старинные наличники покрывались символами воды и земли. В центре верхнего наличника обязательно рисовали солнце, справа и слева от него – богинь, отпугивавших нечистую силу от дома.     Для крестьянского жилища XIX — начала XX в. были характерны окна с косяками и дощатыми наличниками, часто украшенными резьбой и живописью. Подобный тип окон появился в крестьянском домостроительстве сравнительно поздно. В старинных русских постройках окна были  волоковые. Округлость бревна вокруг оконного проема немного стесывали, на плоские стесы наносили несложные резные узоры, но наружных обкладок 13 такие   окна   в   большинстве   случаев   не   имели;   развитые   формы   оконных   украшений появились в деревне лишь в XIX в.         Волоковые окна постепенно стали заменять  косщатыми  или  красными  окнами. Верхний   брусок   такого   окна   час   закрывался   тесиной,   которая   украшалась   несложным резным орнаментом    Красное окно первоначально устраивали только одно — в центре фасадной стены, по бокам его были расположены волоковые окна.         С распространением в деревне пилы массивные колоды, вставляемые в оконный проем, стали заменять легкими коробками, сделанными из пиленых досок. Для прикрытия зазоров между косяком и бревенчатой стеной избы стали делать дощатые наличники. Как грубые колодные окна, так и окна с наличниками почти всегда устраивались со ставнями, которые   первоначально   служили   для   закрытия   окон,   позже   же   часто   играли   только декоративную роль. Простейшие ставни — гладкие, одностворчатые; они до сих пор еще встречаются в старых избах различных районов нашей страны.       Простейшей самобытной формой наличника были гладкие обкладки из досок, не обработанные резьбой. Устройство над верхней доской небольшой наклонно­укрепленной на кронштейнах сливной доски и украшение ее нижнего края и выпущенных снизу боковых косяков простейшей резьбой было уже некоторым усложнением гладких форм наличника. Рис. 5.  Старинные  наличники  окон с  простейшей формой карниза.            С распространением в деревнях пропильной прорези в конце XIX в. формы оконных   наличников   изменяются   и   усложняются.   Стали   встречаться   сердцевидные навершья, напоминающие древнерусские кокошники, а также навершья в виде разорванного карниза.  14 Рис. 8 Виды оформление наличников резьбой         Украшая резьбой наличники, ставни, подзоры народные умельцы использовали различные мотивы родной природы, но и не пренебрегали образами мифических, сказочных существ: русалками, птицами­сиренами с женским лицом и роскошным хвостом павлина, львами с ветвью в лапах. 3  .2. Занятия казаков.          Успехи переселения   отразились и на положении в земледелии. К 1890 году Дальний Восток обеспечивал  себя хлебом и временно освободился  от ввоза его извне. Особенно   успешно   развивалось   земледелие   в   Южно­Уссурийском   крае.   В   1882   году местные   крестьяне   впервые   поставили   хлеб   для   войска.   Кроме   зерновых   казаки выращивали и другие культуры: картофель, овощи, бахчевые, лен, табак и т.д.        Ведущим   хозяйственным   занятием   оставалось   земледелие,   но   его   развитие затруднялось   сложными   природными   условиями.   Нередки   были   наводнения,   засухи, ураганные   ветры.   Случались   даже   землетрясения.  Система   земледелия   была   залежной. Наличие свободных земель, а также заказы военного интендантства на хлеб и овес привели к   тому,   что   главной   отраслью   сельскохозяйственного   производства   стало   выращивание яровой   пшеницы   и   овса.   Основные   пахотные   орудия   –   плуг,   для   рыхления   почвы использовали рало с деревянными и железными зубьями, бороны. Убирали хлеб серпами, косами   (литовками).   При   обмолоте   использовали   каменные   или   деревянные   катки, 15 обмолачивали  зерно при помощи животных – гоняли лошадей  по разосланным на току снопам.          Наряду   с   земледелием   важнейшей   отраслью   казачьего   хозяйства   являлось скотоводство. Более всего развивалось коневодство.Кроме коневодства казаки занимались разведением крупного рогатого скота, овец, свиней, коз.      Подсобный характер имели рыболовство и охота. Орудия рыбного лова: удочки, бредни, перемёты. Рыба осетровых и частиковых пород в свежем, вяленом, копченом и сушеном виде, икра были предметом вывоза. Также амурские казаки занимались извозом.        В конце 19 века начало развиваться в крае пчеловодство. Занимались казаки и различными   промыслами,   ремеслами.   Распространена   была   охота.   Крупные   доходы приносил казакам рыбный промысел.      Заготавливали казаки и лес. Особенно большой доход этот промысел приносил проживающим на р. Уссури, которые сплавляли лес в Хабаровку. Широко распространены были извоз и перевозка грузов через Байкал.            Были   среди   казаков   ремесленники:   кузнецы,   столяры,   слесари,   сапожники, шорники, портные. Некоторые владели мельницами, небольшими мастерскими, кузнецами.      Таким образом, в целом вклад  амурских  казаков в основании восточных окраин страны, как и в заселении этих земель, был чрезвычайно большим. Казаки участвовали в развитии   всех   основных   отраслей   хозяйства   края:   земледелия   и   скотоводства, промышленности и промыслов, транспорта и связи. 16 3  .3. Семейный уклад Амурских казаков.         До   конца   XIX   —   начала   XX   века   для   казачества   характерно   существование большой   неразделенной   семьи.   Длительному   сохранению   ее   способствовало   особое социальное   положение   казачества   и   специфический   уклад   жизни:   необходимость обработки больших земельных наделов, невозможность отделения молодой семьи во время службы или до ее начала, замкнутость семейного быта. Наряду с большими были известны малые семьи, состоявшие из родителей  и неженатых детей. Глава семьи (дед, отец или старший   брат)   был   полновластным   руководителем   всей   семьи:   распределял   и контролировал работу ее членов, к нему стекались все доходы, он обладал единоличной властью. Такое   же   положение   в   семье   занимала   мать   в   случае   отсутствия   хозяина. Своеобразием семейного уклада казачества являлась большая свобода женщины­казачки по сравнению с крестьянкой. Молодежь в семье также пользовалась большими правами, чем у крестьян.       Длительное сосуществование казачьей земледельческой, промысловой и военной общины   определило   многие   стороны   обществ,   быта   и   духовной   жизни. Обычаи 17 коллективного   труда   и   взаимопомощи   проявлялись   в   объединении   рабочего   скота   и инвентаря на период срочных сельскохозяйственных работ, орудий лова и транспортных средств   во   время   рыболовного   промысла,   совместном   выпасе   скота,   добровольной безвозмездной   помощи   во   время   строительства   дома   и   др.   Для   казаков   характерны традиции   совместного   проведения   досуга:   обществ,   трапезы   после   окончания сельскохозяйственных   работ   или   промысловых   работ,   проводы   и   встречи   казаков   со службы.   Почти   все   праздники   сопровождались   соревнованиями   в   рубке,   стрельбе, джигитовке.   Игры   и   соревнования   часто   проводились   по   инициативе   войсковой администрации, особенно конноспортивные состязания.  3.4. Казачья одежда.     Знаешь ли ты, какой костюм могли носить твои прапрабабушка и прапрадедушка? Как   выглядели   будничные   и   праздничные   народные   костюмы?   Не   каждый   сможет положительно ответить на эти вопросы.       Мы, современная молодежь, дети 20 века часто ведем беседы, горячие споры о русской идее, русской душе, о русском чуде, на которое все надеются. И после повального увлечения западными образцами моды, после того, как не получилось их привить на нашей земле, большинство у нас пришли к необходимости познать самих себя: кто мы? Откуда мы?   Каковы   наши   корни?   И   что   должны   сделать,   чтобы   возродить   истинно   русскую гордость и национальное самосознание.        Национальная   одежда   ­   это   своеобразная  книга,   научившись   читать   которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. 18 Как же обстояли дела с одеждой у казаков? Зажиточность хозяина определялась по количеству сундуков, чем плотнее они были, тем богаче казак и тем больший почет был хозяйке. У донских казачек достаток мерился, по количеству юбок, которых бывало по пятнадцать­двадцать штук, а к ним для пары полагалась еще и кофта того же циста. Вся праздничная одежда была очень красочном, обязательно украшалась элементами вышивки, полосами позумента, бисером. шнуром, блестками и прочими деталями.       Современная одежда казачек была более простой, без вычурной, лишней отделки, и была подвержена европейской моде. Семья среднего казака одевалась экономно, более скромно из добротных, крепких тканей темного цвета.       Нелегка была жизнь казачества. В первую очередь это тяжелый труд, а не только красивая форма с шашкой: Я жил, да только мучился, Да горе выносил. Работал, что есть моченьки. До изнуренья сил... Так поется в старой казачьей песне. Жизнь   на   границе   накладывала   свой   отпечаток   на   уклад   жизни   казаков.   Охрана границы являлась обязанностью, и все мужчины должны были быть в постоянной боевой готовности, виться по вызову в форме, с оружием и боевой лошадью.              Когда подходил срок службы, казак должен был иметь строевую лошадь с седлом, шашку и обмундирование. Форма состояла из защитного цвета фуражки, папахи с кокардой,   защитной   гимнастерки   с   темно­зелеными   погонами,   темно­синих   шаровар   с желтыми  лампасами.  Форма   повседневной   носки   часто  имела  шаровары   черного  цвета. Кроме   того,   нужно   было   иметь   сапоги,   унты,   ичиги,   белье.   Если   родители   были   не   в состоянии   подготовить   молодого   казака,   то   сын   шел   в   работники   к   богатым.   Бедных казаков   в   нашей   станице   было   много.   Служили   срочную   службу   четыре   года,   после возвращения числились во второй и третьей очередях готовности. Зимней одеждой для мужчин был козляк (тулуп): 1. Шуба из шкур дикой козы. 2.  Козляки шили из козьих шкур, шерстью наружу.     Из словаря русских говоров Прамурья: «Козляк короткий такой, а дохи длинны, у   козляка   ворот   небольшой.   Козляк   до  колен.   Козлячок  ­   коротенький   козлячок   из красных козлин. Козлячки маленьки, легки, их ергачками называли. А для повседневной работы   стеженное   полупальто,   (рис.   1.2.).   Верхняя   одежда   из   шкур   дикой   козы   с вытертым мехом. Когда шерсть облетит с козляка, так его иргачом звали, под ергач одевается   ватная   поддевка   в   виде   фуфаечки.   Ергачик­оне   .же   крепче,   надевали   на тужурку   :   подвязывались   широким   кушаком   ­   в   моде   был   красный.   У   женщин курмушки   (рис1.б.).   Это   вроде   короткой   телогрейки,   курточки   на   вате.   Еще,   как 19 фуфаечки, стеганы,       коротки.        У детей тоже короткое или длинное стеганое полупальто,   Ергачишко   тоненький,   плохонький.   Ергачишко   тоненький,   с   весенней коллинки шили. Дохи были, козлячки легки. Это вот, козляк короткий, или ергачишко».       Верхняя и нижняя повседневная одежда была проста, старались шить из темной ткани. У мужчин широкие шаровары, длинные рубахи, подпоясанные ремнем и поясом. Женщины носили кофты и юбки и обязательно фартуки, закрывающие юбку от талии вниз, грудь не закрывалась.        Для праздников у всех была отдельная одежда, ее очень берегли и хранили по нескольку десятков лет, складывая в сундуки. Шили из недорогой ткани, но старались, чем ­ то оформить, чтобы отличалась, особенно у женщин.    Казаки южно – амурских станиц носили защитного цвета фуражки, такого же цвета китель   и   рубаху,   синие   или   темно   ­   серые   с   желтыми   лампасами,   красным   кантом. Однобортный чекмень с буквой «А» на погонах. Огромная папаха (летом фуражка) Серая шинель.  Выходцы с Кубани и Дона носили нагрудные патронники (газыри), у офицеров газыри были   серебряные.     Обувь   ­     высокие   сапоги   или   онучи.   В   ходу   была   кожаная   обувь домашнего    изготовления.        Традиционный   женский   костюм   состоял   из   юбки   и   кофты,   так   называемая «парочка». Шился костюм из фабричных тканей – шелка, шерсти, бархата, ситца. Кофты, были  разнообразных фасонов:  приталенные, по бедрам, с оборкой – «басочкой», рукав длинный, у плеча гладкий, на высоких или узких манжетах, воротник «стойка» или вырезан по объему   шеи. Нарядные  блузки  украшались  тесьмой,   кружевом,  строчками,   гарусом, бисером.     Часто в быту казаки носили костюм городского типа, практически не включавший элемент традиционной старинной казачьей одежды. Главным требованием, предъявляемым к одежде, было удобство в быту. Мужчины носили ситцевые рубахи и хлопчатобумажные штаны.   Характерным   для   казаков   был   обычай   заправлять   рубаху   в   штаны.       Излюбленной одеждой женщин были ситцевая юбка с воланами и блузка с рюшками – «парочка». Носили казачки и головные уборы: платки, шали, косынки. Обувь (ботинки и туфли)   и   украшения   (серьги,   бусы)   чаще   всего   были   фабричного   производства. 20 Верхней зимней одеждой женщин служили так называемые «кормушки» ­ стеганные на шерсти   короткие   тужурки,   а   так   же   бараньи   шубы   и   казачьи   дохи.      Таким образом, в одежде Амурского казака были закреплены элементы традиционной казачьей   культуры,   параллельно   с   этим,   быт   складывался   в   иных   природно   – климатических условиях, что придавало костюму Амурского казака свои неповторимые особенности 21 3.5. Кухня казаков. Основой питания амурских казаков были продукты земледелия, животноводства, рыболовства, овощеводства и садоводства. Среди известных способов приготовления и 22 употребления пищи преобладали традиции русских, сильным было влияние украинской кухни.   В   приёмах   обработки,   хранения   и   консервации   пищевых   продуктов обнаруживается   немало   заимствований   из   кулинарии   народов   Сибири   и   Дальнего Востока. Способы приготовления и хранения продуктов и блюд в походных условиях, известные у казаков, сходны с теми, которые существовали у русского населения разных регионов и нерусских народов окраин России  (замораживание мяса, рыбы, пельменей, молока,   сушка   творога,   овощей,   фруктов   и   ягод   и   др.).   Повсеместно   наиболее распространенным был хлеб из кислого теста на дрожжах или закваске. Из кислого теста пекли   пироги,   пирожки,   булки,   блины,   оладьи   и   др.   Пироги   —   праздничное   и повседневное блюдо с начинкой из рыбы, мяса, овощей, круп, фруктов, ягод, в том числе дикорастущих. Широко употребляли черемуху, делали начинку для пирогов. Предлагаю несколько рецептов старинной казачьей кухни ( с. Приложение 3) Заключение. 23 Итак, подводя итог своей работе, хочу надеяться, что изучая культуру Амурских казаков,   сохраняя   их   наследие,   мы   помогаем   будущим   поколениям   понять   нас   – современных жителей Амурской земли. В основе слова «культура» лежит древнее слово «культ»,   что   значит   «служение»,   «возделывание»,   «защита»,   «очищение»,   «почтение». Культура   –   это   то,   чего   нельзя   увидеть   глазами,   нельзя   ни   потрогать,   ни   купить,   но единственно   можно   передать.   Передал   или   не   передал   отец   сыну   –   вот   на   чем основывается культура. Нам есть, что сохранять, и будет что передать! 24 Список использованной литературы 1. Абеленцев, В.Н. Амурское казачество 19­20 веков. – Благовещенск, 2005. С.125­128, 135. 2. Азадовский,   М.К.Песнь   о   переселении   на   Амур//Сибирский   архив.   – Минусинск, 1916. ­ № 3­4. – С.164­169. 3. Акашев,   Ю.Д.   Заселение   Приамурья   и   политика   царизма   в   60­е   годы   19 века.//История, археология и этнография народов Дальнего востока. – Владивосток, 1973. – Вып. 1. – С.156. 4. Алоева М.А.. Классные часы в 5­7­х классах. Ростов­на­Дону ­ 2006. 5. Белый Н.. Амурская область – житница Дальнего Востока. Хабаровск – 2002. 6. Иванов, Р. Краткая история Амурского казачьего войска. – Благовещенск, 1912. 7. Иванов, Р. Краткая история Амурского казачьего войска. – Благовещенск, 1912. – с.169. 8. Логиновский, К.Д. О быте казаков Восточного Забайкалья//Живая страница. – СПб., ­ Т. 12. ­ Вып. 2. – С. 185,190. 9. Мамонов,   В.Ф.   История   азиатской   России.   В   3­х   томах.   –   Екатеринбург, 1995. ­ Т.2. ­ С. 168­170, 193­197. 25 Приложение 1.                     26 Приложение2. 27 СОЛЯНКА КАЗАЧЬЯ  Килограмм   мелко   рубленой   свинины,   150   граммов   шпига,   две   дольки   чеснока, головку   лука,   немного   бульона   тщательно   перемешивают   и   начиняют   тонкую   свиную кишку с перевязкой через четверть. Отварить в подсоленной воде 15 минут. Затем жарить Приложение 3. в свином жиру с квашеной капустой. ПИРОГ ПОХОДНЫЙ Кусок   мякоти   свинины,   говядины   или   баранины   начиняют   кусочками   чеснока   и обжаривают в духовке или печи до готовности. Режут слоями толщиной в сантиметр и кладут   на   раскатанное   тесто   (для   пирога).   Сверху   укладывают   резаные   помидоры, заливают жиром и обжаренным луком, накрывают сеткой из теста. Пекут в духовке или печи до готовности.         Блюда   из   овощей   и   фруктов   отличались   большим   разнообразием.   Самым популярным овощным блюдом у амурских казаков были  щи из мяса, капусты, картофеля и крупы.  Тушеная  капуста,   жареный  картофель   входили   в  ежедневный  рацион.  Овощные 28 блюда   с   квасом   (окрошка,   редька   тертая)   были   популярны   у   казаков.   Дикорастущие (смородина, яблоки, орехи, шиповник) употреблялись повсеместно.   Напитки   были   разнообразными:   квас,   компот   (узвар),   кислое   молоко   разведенное водой.     ХЛЕБНЫЙ КВАС Килограмм   ржаных   сухарей   залить   8­10   литрами   кипятка,   закрыть   плотно,   дать выстоять 4­5 часов. Процедить, затем добавить 25 г. дрожжей и 300 г. сахара. После появления   пены   процедить   вторично   и   разлить   в   бутылки,   вложить   в   каждую   3­4 изюминки и плотно закупорить, выдержать 3 дня. Среди казаков большой популярностью пользовался чай. Он проник в повседневный быт казаков довольно рано — во второй половине XIX века.  Чаепитием завершались все праздничные,   часто   и   ежедневные   трапезы   казаков.   У   Амурских   казаков   помимо обычного, бытовали три вида чая:  Чай «Затуран»­ заваривалось конопляное семя, и добавлялась поджаренная мука.  Чай «Сливанчик» или другой вариант названия «Сливан»­ взбивалось яйцо, добавлялась   сметана,   молоко,   масло   и   смесь   заваривалась   кипятком.   Такой   чай   был очень сытным и полезным в дальних походах и на охоте. До сих пор у нас в селе есть старожилы, которые употребляют такой чай. 29

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"

Исследовательская работа "Возрождение Амурского казачества"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017