Исследовательская работа "Возрождение семейных традиций"
Оценка 4.7

Исследовательская работа "Возрождение семейных традиций"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа +1
3 кл—4 кл
05.01.2017
Исследовательская работа "Возрождение семейных традиций"
Данная исследовательская работа была разработана совместно с учащимися третьего класса. В современном мире все реже и реже встречаешь читающих детей и еще реже читающих детей вместе с родителями. Нам хотелось показать, что есть семьи, в которых еще живы традиции семейного чтения и какую пользу они приносят не только детям, но и взрослым. В конце работы представлена вся исследовательская работа в стихотворной форме.
Традиция семейного чтения.docx
Тема: Теплыми семейными вечерами  Возрождение семейных традиций… 1 Мамонтово 2015 Содержание: 1. Введение……………………………………………………стр3 2. Возрождение традиций Заглянем в прошлое………………………………...стр5 2.1. 2.2. Традиции в нашем веке………………………….....стр8 3. Заключение………………………………………………...стр13 4. Приложение………………………………………………..стр14 5. Литература…………………………………………………стр15 2 1. Введение                                                             «Если с детства у ребенка не воспитана                                                              любовь к книге, если чтение не стало                                                              его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой» В. Сухомлинский Актуальность В нашей стране традиция семейного чтения имеет глубокие корни. Во  все времена на Руси книга считалась источником знаний, главным учителем.  Книги хранили очень бережно, передавая от поколения к поколению как  бесценный дар. В большинстве семей собиралась не только взрослая, но и  детская библиотека. По вечерам вся семья собиралась вместе и читала вслух.  Читали и взрослые, и дети. Сегодня,   на   современном   этапе   развития   общества,   эта   семейная традиция несколько утрачена, т.к. из­за развития техники и компьютерных технологий у людей практически пропал стимул обращаться к книге. Книга утрачивает свое значение, исчезают домашние библиотеки. Это приводит к снижению уровня грамотности населения, резкому падению культуры, а также негативно сказывается на духовном климате семьи. Почему важно возродить традицию именно семейного чтения? Во­первых, семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной   речью,   формирует   эмоционально­эстетическое   восприятие   книги, прививает любовь к чтению.  Во­вторых, семейное чтение­ это не просто способ получения информации, а важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания. Именно совместно   проведенное   время   становится   тем   мостом,   который   соединяет родителей и детей.   3 Возникает проблема: как возродить в семье традицию семейного чтения, если год от года снижается интерес к чтению? Объект исследования: семья  Предмет исследования: семейное чтение Цель: определить эффективность возрождение семейных традиций чтения Задачи:                    1.  Формировать круг семейного чтения для возрождения традиций семейного  чтения.  2. Пополнять домашнюю детскую библиотеку.  3. Способствовать всестороннему и гармоничному развитию всех членов  семьи.  Гипотеза: если возродить утраченную в большинстве семей традицию  семейного чтения, то произойдет сплочение семьи, у ребенка повысится  интеллектуальный уровень, уровень воспитанности. Методы: анализ литературы; анкетирование; эксперимент; ­ ­ ­ ­ обобщение; ­ опрос. 4 2. Возрождение традиций 2.1. Заглянем в прошлое Семейное чтение ­ традиция прекрасная. В среде просвещённого  сословия семейные чтения не имели специальной целевой установки, а были  естественным атрибутом духовного общения взрослых между собой с детьми.  Для начала мне захотелось заглянуть в прошлое и выяснить, как и когда зарождались традиции семейного чтения. Я узнала, что в Древней Руси книга (в то время еще рукописная)  считалась сакральным предметом и была подобна иконе: это духовный  авторитет и духовный руководитель.  Книга была малодоступной для  многочисленного населения и была достоянием исключительно монастырей  или элитарных семей. Семейное чтение в эпоху книжно ­ рукописной  традиции представляло собой ­ чтение вслух «душеполезной литературы», к  которой относили: Св. Писание, Св. Предания, сочинения русских авторов,  причисленных к лику святых. Уже тогда в Древней Руси осознавали  воспитательную функцию книги как одного из главных средств воспитания. В  Повести временных лет говорится, что «книги наставляют нас на пути  покаяния, ибо мудрость обретаем мы в словах книжных».  Чуть позже, с появлением печатных книг, в семейном чтении  отмечается возникновение одной из важнейших характеристик – совместное  обсуждение по поводу прочитанного. Начинается формирование домашней  библиотеки. А   XIX  век   стал   свидетелем   уже   закрепившейся   традиции   семейного чтения. Значительным явлением в русской народной традиции явились вечера 5 семейных   чтений.   Один   из   таких   вечеров   описывает   И.   Бестужев­Лада: «Вечер. Семья в сборе. Ужин и разные домашние хлопоты позади. Все сидят на   своих   любимых   местах   в   уютном   покое.   Горит лишь   одна   лампа,   под   которой   кто­то   из   членов семейства — чаще всего, понятно, глава семьи, но это совсем не обязательно, — читает вслух книгу. А все слушают и затем обсуждают услышанное».  Я выяснила, что подобные семейные вечера проходили и в семьях Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Дети   рассматривали   их   как светлые,   счастливые   моменты с духовного общения     родителями,   как   этапы   своего роста. В качестве примера можно сослаться   на   высказывания старшего   сына   Льва   Николаевича   Сергея:   «Отец   читал   нам   путешествия Жюль   Верна   “80   дней   вокруг света”. Книга, по которой он читал, была   иллюстрирована.   И   он   сам чертил   к   ней   иллюстрации, приводившие   нас   в   восторг.   Мы очень любили эти рисунки отца и с нетерпением   ждали   следующего не вечера». 6 А.  Г.  Достоевская   вспоминает  о   том,  что  их гостиная оживлялась тогда, когда в ней устраивали семейные   чтения,   проходившие   при   свечах   за овальным   столом.   Читали   вслух   Н.   Карамзина,   В. Жуковского,   А.   Пушкина.   Ф.   М.   Достоевский, вспоминая   своё   детство,   писал:   «Я   вынес   из   этих чтений столько прекрасного и возвышенного».  Обычным   материальным достатком семья Достоевских не отличалась, но в ней был культ   книги,   и   на   книгу   часто   тратились   последние деньги. И ещё интересный факт: ко дню рождения в семье в   качестве   подарка   читали   наизусть   любимые   стихи, отрывки из произведений. Например, Фёдор прочитал в день   рождения   мамы   «Песнь   о   вещем   Олеге»   А.С. Пушкина. Пожалуй,   самое   яркое,   запоминающееся   воспоминание   о   роли   и значении семейного чтения в детские годы даёт отечественная писательница И. Грекова. Она пишет, что детство было всякое: и горе, и бедность, и голод, детство «праздничное, насквозь пронизанное литературой, искусством слова, духом слова». Семейные вечера были ежедневными: «Каждый вечер мы трое, накормленные, умытые, приготовленные к предстоящему торжеству, лежали в своих  кроватях, мама  пристраивалась   рядом со  своим рукоделием,  а папа брал   книгу…   и   начинал   читать».   Это   было   систематическое   чтение   — «чтение­ритуал,   который   нельзя   было   нарушить,   несмотря   ни   на   какие бытовые трудности, а они сопровождали нас постоянно… Даже в тяжёлые времена гражданской войны, голодного и холодного «военного коммунизма» вечернее чтение не отменялось… Эти, год за годом, чтения вслух были, как я теперь понимаю, настоящим подвигом».  7 Можно предположить, что чем­то такие чтения были сродни сегодняшнему «смотрению» телевизора по вечерам. В дневниках и воспоминаниях существует достаточно много материала, отражающего традицию семейного чтения и таких примеров  можно привести много.  Но после революции 1917 года многие культурные традиции, в том числе и  семейное чтение были утрачены. Однако в свои права, как посредник общения в семейном кругу, вступила библиотека. Открывались специализированные  семейные библиотеки, при них действовали «курсы молодой семьи» и  «родительские университеты», опытные профессионалы читали лекции,  знакомили посетителей с литературой, рекомендуемой для чтения в семье. В 1960­1980 традиция чтения на некоторое время вернулась, но к концу 20 в.  с развитием информационных технологий книги ушли на третье­четвертое  место после просмотра телевизионных программ, игр на компьютере,  телефоне. Изучив историю возникновения традиций чтения, я решила узнать  существовали ли такие традиции в семье моих бабушек и родителей. По их  рассказам я узнала, что в их семье традиции чтения отсутствовали. Было  военное время и книг практически не было. В семье моих родителей особые  вечера чтения не устраивались, но все же они были: не очень частые чтения  перед сном и редкие чтения в кругу семьи газет и детских книг (на фото: мой  прадед читает газету с папой)  8 2.1. Традиция в нашем веке После изучения истории вопроса, я решила узнать а  сколько семей в 21 веке поддерживают традицию  семейного чтения. Для этого я провела анкетирование среди учащихся 1­4 классов. В исследовании  участвовало 56 человек. Детям предлагалось ответить на несколько вопросов  (см. приложение 1).  Анализ ответов учащихся показал следующие результаты:  Диаграмма 1 27 38 44 70 Люблю чит ат ь Хожу в библиот еку Ест ь в доме библиот ека Чит ают родит ели Почти все дети любят читать – это 70% опрошенных детей, но только 38% из  них часто ходят в библиотеку. Дома хорошие детские библиотеки есть только у 44 % исследуемых учащихся. На вопрос: читают ли вам родители?  ­ положительно ответили только 27%  детей. Затем я сравнила результаты по классам и получила следующие  результаты 9 Диаграмма 2 3 класс; 30% 2 класс; 9% 1 класс; 61% 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Я вижу, что в 1 классе 66 % родителей поддерживают традицию  семейного чтения, во 2 классе 10%, в 3 классе 33 %, в 4 классе – ни один  учащийся не ответил утвердительно, аргументировав это тем, что они уже  взрослые и сами могут читать. При этом, 71% учащихся имеет желание читать вместе с родителями, чтобы иметь возможность объяснить что­то непонятное  или просто послушать. Я могу сделать вывод, что, чем старше становится ребенок, тем меньше  времени выделяют родители для общего чтения. Также было и в моей семье. Пока мы были маленькими, чтение в нашей  семье было важным атрибутом, а чтение перед сном было каждый день. Но  чем старше мы становимся, тем реже проходили такие вечера. И я решила  возродить традицию семейного чтения. Для этого мы организовали свой досуг следующим образом: 1) Чаще собирались по вечерам все вместе, чтобы почитать и обсудить  новую интересную книгу. 10 2) Составляли и отгадывали кроссворды по прочитанным произведениям. 3) Рисовали иллюстрации к понравившимся отрывкам. 11 4) Дополняли нашу детскую библиотеку новыми интересными книгами. 5) Читала младшей сестре. 6) Совершали семейные походы в библиотеку. 7) Подключили к традиции бабушек и дедушек. 12 Традицию семейного чтения создать крайне  сложно, особенно учитывая занятость   родителей.   Но   можно!   И   такие   вечера   в   теплой   семейной обстановке навсегда остаются в мой памяти! Заключение Я поняла, что семейное чтение – прекрасная традиция, и она обладает  поистине уникальными свойствами, создавая теплую семейную атмосферу.   Такие чтения показывают, что родители нас любят.  Книги помогают мне учиться размышлять и фантазировать.  Путешествуя вместе с героями, я узнаю много нового и интересного.  Чтение вслух способствует развитию внимания, воображения, речи и  творческих способностей.  Семейные чтения создают удивительные воспоминания о теплых  семейных вечерах.  Книги способны привить те ценности, которые можно пронести через  всю жизнь. 13 Таким образом, я доказала, что если возродить традицию семейного чтения то произойдет сплочение семьи, у ребенка повысится интеллектуальный уровень, уровень воспитанности. В результате, я стала больше читать, мы стали чаще собираться с семьей. Т.к.  я уже хорошо умею читать, я стараюсь приобщить к чтению свою младшую  сестренку. По вечерам, в свободное от учебы время, мы вместе читаем разные  книги (самостоятельно или с родителями). Т.к. она читать еще не умеет, я  читаю ей сама.    Я считаю, что детям необходимо предоставить возможность разными путями  развивать свое чтение и помочь привить любовь к книгам. А одним из этих  путей является семейное чтение. И напоследок…      Вот я уже дорос до лета,  Я прожил дней – не сосчитать. Теперь я знаю: счастье – это Приткнуться к маме и читать!  Михаил Яснов  Приложение 1 Анкета для детей 1. Как вы относитесь к чтению А)  сами любите читать Б)  не очень любите В)  безразлично 2.   Как часто вы читаете А)  постоянно Б)  довольно часто В)  иногда 14 Г) только по школьной программе 3. Есть ли в вашем доме детская библиотека? А) да, большая Б) да, но в ней мало книг В) нет 4. Как часто вы ходите в библиотеку? А) часто Б) редко В) не хожу 5. Часто ли вам  читают книги родители? А) Ежедневно Б) Изредка (сколько раз в неделю) В) Не читают вообще 6. Хотите ли Вы читать вместе с родителями и почему? _____________________________________________________________________________ ____________________________________________              Спасибо! Литература 1. Россинская С. В. Подружить ребенка с книгой: к вопросу о снижении  интереса к чтению, о семейном чтении и роли библиотек в воспитании  личности . // Библиотечн. дело. ­ 2007. ­ № 15. ­ С. 35­36. 2. Степичева Т. В. Семейное чтение. Зачем? // Школьная библиотека. ­  2004. ­ № 4. ­ С. 87­92. 3. Степичева Т.В. К вопросу о традиции семейного чтения //  Библиотековедение. 2010. № 5. С. 59–62.  4. Тимофеева И. Н. Что и как читать вашему ребёнку от года до десяти:  Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением / И. Н.  Тимофеева; РНБ. ­ СПБ, 2000. – 511 15 5. Токарева О. Б., Килимник О. Л. Читательский портрет современного  подростка. Первые итоги регионального исследования. ­ М.: Российская государственная детская библиотека, 2003  6. Чудинова В., Голубева Е. Что читают современные подростки.//  Воспитание школьников, №4, 2004. ­ С. 38. Традиции семейного чтения (в стиле РЭПа) В Древней Руси и в 19 веке Читали в семье и взрослые и дети Книга была как бесценный дар Чтили, любили, но мало кто знал Ведь книга тогда рукописной была Не всем позволялась, не каждому дана Печатные книги потом появились Традиции чтения в семье зародились Когда вся семья была вечером в сборе Вслух книгу читали в уютном покое 16 Пушкин, Жуковский и Карамзин Звучали в гостиных, и я знакома с ними А Достоевский о детстве писал Что много прекрасного с книг он узнал Достаток в семье его был очень мал Но деньги за книги легко отдавал Стихи исполнялись в семье в День Рождения А новые книги несли восхищения В семье Льва Толстого культ книги царил И много семей этот культ покорил Но после революции 17­го года Традиции утрачены, но все же ненадолго Посредником вступили все библиотеки И действовали в них «родительские университеты» Но все изменилось в 21 столетии  Новые техники, «новые» дети Компьютеры, гаджеты и все остальное Исчезли книжки с домашних полок Следствие­ много неграмотных стало Читать «не умеют» и знают мало Мы провели небольшой опрос Детям задали немного вопросов И вот, что мы можем теперь рассказать Многие дети не любят читать А книгу сейчас не проблема достать Библиотеки есть в школе и дома Книга ребенку с рожденья знакома В итоге узнали, что мало людей Времени тратят на чтение детей 17 В нашей семье это тоже бывало Время на чтение совсем не хватало И для того, чтоб семью укрепить Мы захотели традицию возродить Для этого надо семью всю собрать Новую книгу вслух прочитать Составить кроссворд, а потом разгадать К отрывку рисунок нарисовать Вновь новая книга на полке у нас С сестрой прочитаю ее в добрый час И библиотека – семейный наш друг Нам помогает улучшить досуг Бабушку, дедушку в мир книг посвятим По вечерам им скучать не дадим Так я узнала, что чтение – чудо Много открылось: что, где и откуда С книгою я учусь размышлять Буду все больше и больше читать Ребят призываю читать с увлечением Один из путей – семейное чтение! 18

Исследовательская работа "Возрождение семейных традиций"

Исследовательская работа "Возрождение семейных традиций"

Исследовательская работа "Возрождение семейных традиций"

Исследовательская работа "Возрождение семейных традиций"

Исследовательская работа "Возрождение семейных традиций"

Исследовательская работа "Возрождение семейных традиций"

Исследовательская работа "Возрождение семейных традиций"

Исследовательская работа "Возрождение семейных традиций"

Исследовательская работа "Возрождение семейных традиций"

Исследовательская работа "Возрождение семейных традиций"

Исследовательская работа "Возрождение семейных традиций"

Исследовательская работа "Возрождение семейных традиций"

Исследовательская работа "Возрождение семейных традиций"

Исследовательская работа "Возрождение семейных традиций"

Исследовательская работа "Возрождение семейных традиций"

Исследовательская работа "Возрождение семейных традиций"

Исследовательская работа "Возрождение семейных традиций"

Исследовательская работа "Возрождение семейных традиций"

Исследовательская работа "Возрождение семейных традиций"

Исследовательская работа "Возрождение семейных традиций"

Исследовательская работа "Возрождение семейных традиций"

Исследовательская работа "Возрождение семейных традиций"

Исследовательская работа "Возрождение семейных традиций"

Исследовательская работа "Возрождение семейных традиций"

Исследовательская работа "Возрождение семейных традиций"

Исследовательская работа "Возрождение семейных традиций"

Исследовательская работа "Возрождение семейных традиций"

Исследовательская работа "Возрождение семейных традиций"

Исследовательская работа "Возрождение семейных традиций"

Исследовательская работа "Возрождение семейных традиций"

Исследовательская работа "Возрождение семейных традиций"

Исследовательская работа "Возрождение семейных традиций"

Исследовательская работа "Возрождение семейных традиций"

Исследовательская работа "Возрождение семейных традиций"

Исследовательская работа "Возрождение семейных традиций"

Исследовательская работа "Возрождение семейных традиций"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017