ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Зачем нужны дождевые черви?"(3 класс)
Оценка 5

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Зачем нужны дождевые черви?"(3 класс)

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
окружающий мир
3 кл
24.03.2017
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  "Зачем нужны дождевые черви?"(3 класс)
Цель исследования: Изучение роли дождевых червей в формировании почвы. Органы чувств дождевых червей. Объект исследования: Дождевые черви. Предмет исследования: Роль дождевых червей в плодородии почвы. Гипотеза: я предположила, что дождевые черви улучшают структуру почвы и увеличивают её плодородие. Вид проекта: по содержанию: исследовательский, по количеству участников: индивидуальный, по продолжительности: среднесрочный.
проект черви.doc

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

cредняя общеобразовательная школа № 4

 

 

 

Городской экологический конкурс 

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

 

Зачем нужны дождевые черви?

 

 

 

 

Руководитель: Панищенко Вера Михайловна,

педагог высшей квалификационной категории

учащийся: Куликова Дарья Игоревна,

                         ученица 3 класса,

школа № 4

Большой Камень

2016 г.

 

 

 

Содержание

 

Введение. 3

Этапы проекта. 6

I. Подготовительный этап. 6

II. Теоретический этап. 7

III. Практический этап. 9

IV. Итоговый этап. 11

Выводы.. 12

Рефлексия проектной деятельности. 13

Список литературы.. 14

Приложение. 15

 

 

 

 

 

 

Введение

       Еще осенью я помогала папе и маме вскапывать огород. Мы с папой делали грядку, а мой младший брат что-то разглядывал в земле. Мне стало интересно, я подошла к нему. 

      Земля, которую мы вскопали, была влажная,  в ней было много дождевых червей. Родители сказали, что дождевые черви приносят пользу для почвы, для растений, а значит и для человека. Я не поверила. Как это такой маленький червячок может быть полезным? И вот тогда я решила узнать больше.  Взяла банку, насыпала земли, посадила туда червяков и  забрала домой.

Актуальность

Почва - верхний плодородный слой земли, образовавшийся под влиянием растений, животных, микроорганизмов и климата. Это важный и сложный компонент биосферы, тесно связанный с другими его частями. В нормальных естественных условиях все процессы, происходящие в почве, находятся в равновесии. Но нередко равновесное состояние почвы нарушается. В результате хозяйственной деятельности человека происходит загрязнение почвы, и даже её уничтожение. Громадные площади плодородных земель погибают при горнопромышленных работах, при строительстве предприятий     и городов. Уничтожение лесов и естественного травянистого покрова, распашка земли  без соблюдения правил агротехники приводит  к возникновению эрозии почвы - разрушению и смыву плодородного слоя водой и ветром.

Влияние микроорганизмов и других живых организмов на улучшение почвы очень велико, например дождевые черви принимают участие в образовании перегноя, который повышает плодородие почвы. Я заинтересовалась этим вопросом и решила провести собственное исследование по изучению роли дождевых червей в улучшении структуры почвы и повышения её плодородия.

Цель исследования: Изучение роли дождевых червей в формировании почвы. Органы чувств дождевых червей.

Объект исследования: Дождевые черви.

Предмет исследования: Роль дождевых червей в плодородии почвы.

Гипотеза: я предположила, что дождевые черви улучшают структуру почвы и увеличивают её плодородие.

Вид проекта: по  содержанию: исследовательский,

               по    количеству    участников: индивидуальный,

               по продолжительности: среднесрочный.

В соответствии с поставленной целью были определены этапы и задачи исследования:

I этап Подготовительный

Подготовить дождевых червей.

II этап Теоретический

Изучить литературу по теме

III этап Практический

    С помощью эксперимента узнать имеют ли дождевые черви органы чувств, изучить особенности дождевых червей и их роль в формировании почвы.

IV этап – Итоговый

Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

 

Методы исследования:

- изучение литературы;

- наблюдение;

- эксперимент;

- обобщение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы проекта

I. Подготовительный этап

ВАЖНО! Черви очень нежные создания. Будьте с ними предельно аккуратны - их тонкую кожу легко повредить. Будет лучше, если все манипуляции с червями (поднять, перевернуть, посадить) будет делать взрослый, а не ребенок - он по неосторожности может нанести вред червю. Не допускайте высыхания кожи дождевого червя во время экспериментов (для этого лучше проводить их на смоченной водой поверхности) - иначе червь задохнется, ведь он дышит через кожу. А после опытов верните животное в то место, откуда вы его взяли.

Для эксперимента мне понадобятся сами черви. Изучив литературу о вермикультуре (так называется отрасль, которая занимается разведением и выращиванием дождевых червей), я узнала, как можно содержать дождевых червей дома. Оказывается, что им вовсе не надо много места. В природе черви живут по несколько сотен и даже тысяч на одном квадратном метре почвы. Поэтому и в специальных контейнерах дома их можно содержать тысячами. У меня червей было гораздо меньше - всего двенадцать. Я взяла обычную стеклянную банку. На дно насыпала камешков для дренажа, а сверху выложила червей с той землей, в которой они жили, и которую вместе с ними прихватила с огорода. Саму банку на то время, когда наблюдения не велись, я заворачивала в черный пакет - ведь дождевые черви не любят яркого света. После этого главная задача - держать почву в банке постоянно влажно. Поливать землю следует из лейки, хорошо отстоянной или даже дождевой водой, т.к. наша обычная хлорированная вода из крана для червей яд.  Собственно, это все, что нужно для ухода.

Мы подкармливали наших червей чайной заваркой и капустой. Капустные листья им не понравились.  Они так и остались на поверхности банки.

II. Теоретический этап

Изучив литературу по теме, я узнала дождевые черви относятся к малощетинковым кольчатым червям (см. приложение  фото 1).

 Из самого названия "кольчатый" понятно, что червь как-бы состоит из колечек. Их называют "сегментами". Число этих колечек у разных видов червей бывает разное. Я посчитала, сколько сегментов у нашего (для этого лучше воспользоваться лупой) - оказалось, что он состоит из 90-110 колечек (28 до "пояска" - утолщения на теле, - и более 60 после) - точнее посчитать не получилось, потому что червь не хочет сидеть смирно.

(см. приложение 1 фото 2).

Теперь разберемся с названием "малощетинковые".

На первый взгляд, никаких щетинок у червя нет - он кажется гладким и скользким. Но на самом деле, если хорошо рассмотреть червя сквозь лупу, то на его брюшной стороне тела можно увидеть маленькие "бугорочки". Это и есть щетинки - по две на каждом сегменте. Они нужны червю, чтобы при ползании отталкиваться от поверхности. 

Щетинки, при всей их малости, очень цепкие. Даже поднимая червя за один конец чувствуешь, что он очень сильно упирается, цепляясь за неровность поверхности другим концом.

       Также я заметила, что дождевой червяк покрыт слизью. Из прочитанного, поняла, что она нужна ему, чтобы обеспечить кожное дыхание и для того, чтобы было легче передвигаться под землей. Кроме того, червь выделяет слизь в минуту опасности - она содержит химические вещества, запах которых предупреждает остальных червей.

       По образу жизни черви — животные ночные, и ночью можно наблюдать, как они копошатся повсюду в большом количестве, оставаясь при этом своими хвостами в норках. Вытягиваясь, они обшаривают окружающее пространство, захватывают ртом (при этом глотка червя слегка выворачивается наружу, а затем втягивается обратно) сырые опавшие листья и затаскивают их в норки.

       Поскольку тело червей необыкновенно растяжимо, да к тому же покрыто слегка загнутыми назад щетинками, они держатся в норке так крепко, что вынуть их из земли, не разорвав на части, очень трудно. Большую часть дня черви остаются в своем жилище.

       Я заметила, что летом после дождя в лужах видно много дождевых червей.  что дождевые черви живут под  землей в норках и во время дождя просто выползают на поверхность. Почему это происходит.

При недостатке кислорода в почве после сильного дождя (увлажнения) всегда выползают на поверхность земли, так как дышат черви кислородом.

      Из книг я выяснила, что черви, роя норки, выносят комочки переработанной в их кишечниках почвы наружу. Именно эти комочки земли  и являются ценным удобрением - они содержат уже измельченные остатки органических веществ, перемешанные с землей, а сами имеют такую структуру, что придают почве рыхлость и создают условия для проникновения в нее воздуха и воды. Отсутствие дождевых червей в почве означает, что почвенные условия неблагоприятны для их жизнедеятельности, и, как следствие, плодородие такой почвы крайне низкое.

 

 

 

III. Практический этап

Выясним, есть ли у дождевых червей органы чувств.

Чтобы проверить, насколько сильно у червей развито обоняние, я провела такой эксперимент. Я вытащила из банки с землей своего червя, положила его на крышечку и стала наблюдать, почувствует ли он запах чеснока.  Червяк ползал по крышке, изгибался, но как только доползал до чеснока, уползал в другую сторону.

(см. приложение 1 фото 3).

Я взяла ватный диск, смоченный в спирте. Червяк снова уползал в сторону. (см. приложение 1 фото 4).

Значит можно сделать вывод, что дождевой червь чувствует запахи.

Проверим, есть ли у червей осязание.  Я прикоснулась к нему маленькой палочкой. Червяк сразу же одернулся.

Вывод: осязание развито у червя хорошо - если к нему даже легонько прикоснутся, червь начинает извиваться, спасаясь от опасности.

(см. приложение 1 фото 5).

Есть ли у дождевого червя органы зрения? Как я уже знаю черви не вылезают из своих норок днем, значит они боятся света. Я провела такой опыт: положила червяка на лист бумаги так, что тень падала на листе, был свет и тень, и положила его на свет. Червяк тут же пополз в тень.

Вывод:  какие-то зачатки зрения есть. При том, что у него нет никаких глаз, червь может различать свет и темноту. Светочувствительные клетки у него расположены по всему тела.

(см. приложение 1 фото 6).

Проверим, есть ли у дождевого червя органы слуха? Для того  чтобы проверить это, я пощелкала пальцами прямо у него над передней частью, но он ничего не заметила.

Вывод: слуха у него нет.

(см. приложение 1 фото 7).

Роль дождевого червя в плодородие почвы

       Отсутствие дождевых червей в почве означает, что почвенные условия неблагоприятны для их жизнедеятельности, и, как следствие, плодородие такой почвы крайне низкое. Червь не только рыхлит почву, но и, пропуская через себя пищу, вносит в почву удобрения, восполняя ее плодородие.

Я провела следующий опыт:  26 ноября насыпала в банку землю и песок полосами.  В банку посадила 12 дождевых червей. Постепенно граница, разделяющая слой песка и земли, становилась всё менее заметной и исчезла совсем.  Через 23 дня  в банке, где были черви, вся земля перемешалась.

 Вывод: червяк рыхлит землю и насыщает ее кислородом и удобрениями.

         (см. приложение 1 фото8,9,10).

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Итоговый этап

 

Наше исследование показало, что у дождевых червей есть осязание и обоняние, нет слуха, но есть светочувствительные клетки, которые различают свет.

В ходе исследования была доказана  гипотеза, что дождевые черви улучшают структуру почвы и увеличивают её плодородие.

    Дождевым червям, наверное, нужно поставить золотой памятник за то, что они сохраняют и восполняют плодородие почвы. Червь не только рыхлит почву, но и, пропуская через себя пищу, вносит в почву удобрения, восполняя ее плодородие. Поэтому, надо делать все, чтобы червей в почве было больше. А для этого нужно вносить в почву больше компоста и меньше химических удобрений, которые уничтожают этого прекрасного и неустанного труженика. То есть роль червей состоит в разрыхлении земли, насыщение ее кислородом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

       При изучении литературы я выяснила: отсутствие дождевых червей в почве означает, что почвенные условия неблагоприятны для их жизнедеятельности, и, как следствие, плодородие такой почвы крайне низкое. Все дождевые черви ведут одинаковый ночной образ жизни: они всю жизнь проводят в земле, роя глубокие ходы и, таким образом, рыхля землю, выползая на поверхность почвы лишь ночью.

Основываясь на моих опытах, можно сделать вывод о том, что дождевые черви не имеет органа слуха, но есть зачатки органа зрения, они чувствуют яркий свет всем телом. Также дождевые черви имеют органы обоняния и осязания.

       Питаются дождевые черви разлагающимися растительными остатками и почвенными микроорганизмами, поэтому являются почвообразователями и очень полезны для почвы, для растений, для людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия проектной деятельности.

Благодаря проекту я сделала много новых открытий и познакомилась с интересными фактами. Я узнала, много полезного про дождевых червей и как они влияют на почву.

Проводя эксперимент, я реализовала свои исследовательские и познавательные интересы. Больше всего мне понравилось наблюдать за дождевыми червями, когда я вытаскивала их из банки. Я выяснила, что дождевые черви очень полезны для людей.

 Цели и задачи, поставленные в начале проекта, были достигнуты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.     Акимушкин И. «Мир животных: беспозвоночные»,

2.     Бинас А. В. и др. Биологический эксперимент в школе. – М.: Просвещение, 1990. – 192с.

3.     Крапивный А. П. Краткий зоологический словарь. – Мн.: Высшая Школа  – 1990. – 238с.

4.     Энциклопедический словарь юного биолога / Сост. М. Е. Аспиз. – М.: Педагогика, 1986. – 352с.

5.     http://www.zoofirma.ru/knigi/kurs-zoologii-t-1-abrikosov/2992-rol-dozhde...

6.     http://slovari.yandex.ru

7.     http://www.botanichka.ru/blog/2010/03/20/earthworm/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

внешнее строение дождевого червяфото 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

фото 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 фото 3

 

 

 

 

 

 

 

фото 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

фото 5

 

 

 

 

 

 

 

 

фото 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

фото 7

 

 

 

 

 

 

 

 

фото 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

фото 9

                                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

фото 10                                                                        

 

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение c редняя общеобразовательная школа № 4

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение c редняя общеобразовательная школа № 4

Содержание Введение . 3

Содержание Введение . 3

Введение Еще осенью я помогала папе и маме вскапывать огород

Введение Еще осенью я помогала папе и маме вскапывать огород

Цель исследования: Изучение роли дождевых червей в формировании почвы

Цель исследования: Изучение роли дождевых червей в формировании почвы

Методы исследования: - изучение литературы; - наблюдение; - эксперимент; - обобщение

Методы исследования: - изучение литературы; - наблюдение; - эксперимент; - обобщение

Этапы проекта Подготовительный этап

Этапы проекта Подготовительный этап

II . Теоретический этап Изучив литературу по теме, я узнала дождевые черви относятся к малощетинковым кольчатым червям (см

II . Теоретический этап Изучив литературу по теме, я узнала дождевые черви относятся к малощетинковым кольчатым червям (см

По образу жизни черви — животные ночные, и ночью можно наблюдать, как они копошатся повсюду в большом количестве, оставаясь при этом своими хвостами в норках

По образу жизни черви — животные ночные, и ночью можно наблюдать, как они копошатся повсюду в большом количестве, оставаясь при этом своими хвостами в норках

III . Практический этап Выясним, есть ли у дождевых червей органы чувств

III . Практический этап Выясним, есть ли у дождевых червей органы чувств

Проверим, есть ли у дождевого червя органы слуха ?

Проверим, есть ли у дождевого червя органы слуха ?

IV. Итоговый этап Наше исследование показало , что у дождевых червей есть осязание и обоняние, нет слуха, но есть светочувствительные клетки, которые различают свет

IV. Итоговый этап Наше исследование показало , что у дождевых червей есть осязание и обоняние, нет слуха, но есть светочувствительные клетки, которые различают свет

Выводы При изучении литературы я выяснила: отсутствие дождевых червей в почве означает, что почвенные условия неблагоприятны для их жизнедеятельности, и, как следствие, плодородие такой почвы…

Выводы При изучении литературы я выяснила: отсутствие дождевых червей в почве означает, что почвенные условия неблагоприятны для их жизнедеятельности, и, как следствие, плодородие такой почвы…

Рефлексия проектной деятельности

Рефлексия проектной деятельности

Список литературы 1.

Список литературы 1.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Зачем нужны дождевые черви?"(3 класс)

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  "Зачем нужны дождевые черви?"(3 класс)

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Зачем нужны дождевые черви?"(3 класс)

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  "Зачем нужны дождевые черви?"(3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017