Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Иткульская средняя общеобразовательная школа Чулымского района
Исследовательская работа по теме:
Выполнила: Фролова Наталья
МКОУ Иткульская СОШ, 11 класс
Научный руководитель:
Патрахина Светлана Вильгельмовна
учитель географии, химии, биологии
первой категории
Контактный телефон 37- 669
Кто в мире с матерью сравниться сможет?
Родней и ближе человека нет
И нет ведь в мире уголка дороже
Чем тот, где появился ты на свет.
Та нежная любовь к родному краю
С рожденья мне в приданое дана,
Меня в пути нелёгком окрыляет
И дарит силу в жизни мне она.
1
Приложение №1……………………………………………….13-16
Приложения (презентация)........................................................16
Цель: Познакомить с историей села для воспитания духовной культуры и
любви подрастающего поколения к родному краю.
Задачи: 1. Ознакомиться с историей возникновения своей малой Родины;
2. Дать сравнительный анализ демографии населения;
3. Выяснить проблемы села.
Тема, над которой я работала, актуальна в настоящее время, поскольку мы – молодое поколение села, должны быть патриотами своей малой Родины. Моё село – лишь крупинка среди множества сёл Новосибирской области и всей России. Но от благополучия каждой из них зависит наша жизнь и будущее нашего народа. Кого как не нас больше всего должно волновать будущее нашего села? А для того, чтобы оно росло и процветало, надо беречь окружающую природу, сохранять традиции наших предков, вносить свой вклад в его развитие и, наконец, любить его. Чтобы жить полноценной жизнью, творить, дерзать, любить свою малую Родину, надо знать её истоки.
Исследование проводилось на территории Иткульского совхоза в течение двух месяцев, и был собран определенный объем материала, который представлен в моей работе.
Началось моё исследование со сбора материала об истории села. Для этого
я посетила старожилов Новоиткуля. Много нового и интересного удалось от
них узнать о нашей малой Родине.
Для того чтобы глубже изучить природу нашего края и историю образования нашего села, я обработала определённую литературу по данной теме, а также некоторую документацию Иткульского сельского совета, сельской больницы, библиотеки, школьного музея.
Для дальнейшей работы мне было необходимо собрать сведения о
численности населения села по годам. После статистической обработки
3
полученных сведений были построены диаграммы, таблицы.
Общая характеристика географического положения
Иткульского совхоза
Территория Иткульского совхоза общей площадью 550,62 кв. км расположена в западной части Новосибирской области на расстоянии 123 км. от областного центра г. Новосибирска, в 13 км. от районного центра г. Чулыма и в 13 км. от ближайшей железнодорожной станции Чулымская. Протяжённость поселения с севера на юг составляет 35 км. и с запада на восток – 20 км.
На его территории расположено 6 населённых пунктов: с. Новоиткульское, с. Иткуль, п. Залесный, с. Шерстобитово, с. Филимоновка, с. Волково. Всё население сельское. Крупными сёлами являются Новоиткульское и Иткуль. В совхозе зарегистрировано 23 учреждения и организаций, в том числе сельскохозяйственных – 2, торговли – 3, остальные бюджетные учреждения социальной сферы.
На территории совхоза имеются особо охраняемые места: Шерстобитовский и Филимоновский рямы, озеро Иткуль, площадью 16,1 кв. км.
История села
В далёком 1929 году, 30 октября по приказу директора Коченёвского совхоза «Скотовод» из его состава был выделен совхоз «Иткульский», как самостоятельное хозяйство. В него вошли: «Зимовка» (п. Залесный), ферма №2 (ц/у Кировского совхоза), ферма №3 (с.Шерстобитово), «Зимовка» (с. Ванечкино), «Зимовка» (по Кирсараевской дороге), ферма №4 (ц/у Новоиткульское).
4
Организовалось село на пустом месте, не было здесь ничего, что привлекало бы взор будущих поселенцев. Единственной достопримечательностью было древнее красивое озеро. Кстати, на берегах
этого озера археологической разведкой были обнаружены захоронения стоянки первобытных охотников и рыболовов эпохи неолита (нового каменного века – 3-4 тыс. лет назад).
За ним виднелся соседний колхоз, да берёзовые колки кругом. Именно здесь, на берегу озера Иткульское, и вырыли себе землянки будущие сельчане. В каждой из них проживало по несколько семей.
Но это не беда, что поселялись, как говорят, на голом месте. Они ведь начинали новую жизнь, которая должна была стать непременно красивой, светлой и счастливой. Техники в селе тогда и в помине не было. Главной тяговой силой нового хозяйства были лошади, быки, на которых и пахали,
и сеяли, и грузы разные перевозили.
Но люди, казалось, не обращали внимания на трудности, семьями переезжали в только что организованный совхоз, всем, чем можно, помогая строить его. А вскоре появились и первые дома. Их покупали в других деревнях, перевозили в центральную усадьбу и заново собирали. Улица Набережная – самая старая улица в нашем селе. Первыми жителями этой улицы и села были Котченко Агафья Никитична с мужем и детьми Иваном и Яковом. В 1930 году они построили себе домишко, в котором прожили до глубокой старости. На этой улице с 10 лет жил и Фролов Василий Тихонович. Здесь он рос, мужал, работал, с этой улицы ушёл на фронт, вернулся с победой, женился. Умер он в 2006 году в возрасте 86 лет, жена осталась вдовой. На сегодняшний день она считается старейшей жительницей села, ей 85 лет.
Уже в 30-м году были построены на берегу озера контора и столовая. В ней
между обедами занимались первые ученики. К 1935 году было построено 16
5
домов. Совхоз начинал жить, производить животноводческую и полеводческую продукцию. Большой радостью для рабочих было, когда в 1933 году в совхоз пригнали первые колёсные трактора, а через 2 года –
комбайны, примитивные для нашего времени и могучие и незаменимые для тех дней.
Первым директором совхоза «Иткульский» был А. Жуков. Совхоз рос постепенно. Была, наконец, построена четырёхклассная школа. В небольшой домик днём приходили учиться ребятишки, а вечером, после работы, шли взрослые, чтобы немного научиться грамоте. Ведь большинство из них едва умело читать и писать. Первой учительницей была Матрёна Архиповна Степаненко, затем (в 1944 году) Мария Ефимовна Клещёва.
В 1933 году был построен первый клуб, в котором собирались местные
сельчане, чтобы после трудовых будней, посидеть под звуки гармошки,
попеть старинные песни. В клубе была также открыта первая комната-
читальня. Книжный фонд составлял всего 300 книг. Заведующая клубом и избой-читальней была Пушкарёва Татьяна Васильевна.
До 1939 года было самое трудное время для села. Трудным оно было для
рабочих ещё и тем, что ни у кого из них не было подсобного хозяйства, огорода, где можно было бы выращивать картофель, овощи. Но село набирало силу, жизнь улучшалась. Однако дальнейшему подъёму хозяйства помешала война. Она разрушила намеченные планы. Ушли на фронт мужчины, остались женщины и подростки. Они работали, не жалея сил, старались хоть чем-то помочь фронту. Страшная доля выпала Леоновой Марии Федотовне (жила в селе с 1933 года): она проводила на фронт мужа и двух сыновей. Муж вернулся инвалидом, погиб старший сын, младший был тяжело ранен (на него приходила похоронка). Этот младший (Леонов Григорий Герасимович) стал последним ветераном войны в нашем селе, но и его не стало 31 декабря
2007года. Теперь в селе не осталось ни одного ветерана. А сама Мария
6
Федотовна, его мама, была старейшей жительницей на протяжении всего существования села. Она умерла в возрасте 96 лет.
Несмотря на все беды и невзгоды, село продолжало подниматься, развиваться в послевоенные годы. Строились новые дома, появлялись новые
организации, учреждения. В 1954 году была открыта первая профсоюзная библиотека, руководителем которой был Вставский Леонид Георгиевич (книжный фонд – 3000 книг). А в 1957 году организовалась сельская библиотека, хозяйкой которой стала Вставская Зоя Ивановна, отдавшая этому труду 40 лет.
Что касается школы, то до 1951 года она была начальной, а в 1952 году стала семилетней. Директором этой школы был Лемещук Николай Семёнович. Находилась она в посёлке Залесном, и дети с центральной усадьбы ходили в школу пешком (5 км.), дети с остальных сёл совхоза жили
на квартирах. В 1957 году старшие классы перевозят учиться в наше село, а
начальные оставляют в Залесном. Директором школы становится Парначов Владимир Спиридонович (в 1962 – Григорец Василий Вячеславович, когда школа стала восьмилетней). А в 1966 году была построена первая средняя школа, директором которой стал Петухов Николай Иванович. Первый выпуск десятиклассников состоялся в 1968 году.
Вслед за школой появились и другие здания, которые действуют до сих пор, правда, выглядят немного современнее, чем раньше. С 1970 года существуют сельский магазин, дом культуры, столовая9 (закрылась в 2007 году), сельский совет, детский сад «Буратино» (теперь детский дом), жилой дом, построенный в 1972 году и первым подключенный к центральному отоплению в 1973 году, памятник погибшим воинам.
...С тех пор прошло много времени. Не узнаешь теперь наше село. Из посёлка, который начинался с землянок, оно превратилось в большое, красивое село. Почти в каждом доме техника, в квартирах отопление,
телефоны, телевизоры, компьютеры…
7
Население
Численность населения села Новоиткульское в последнее время начинает увеличиваться. В настоящее время число проживающих на территории села составляет 658 человек (мужчин – 302, женщин – 356). Это число жителей совпадает с населением 1972 года. Самая большая численность за последние 25 лет наблюдалась в 1987 году – 811человек.
В последние годы увеличилась рождаемость, и понизилась смертность населения. Естественный прирост населения положительный. Пик смертности пришёлся на 2004 год – 19 человек.
Самый высокий уровень рождаемости наблюдался в 2005 году – 11 человек, самый низкий - в 2007 году – 3 человека. Если брать более ранние годы, то за последние 25 лет самый высокий показатель рождаемости был в 1985 году – 22 новорождённых.
Средняя продолжительность жизни составляет 69 лет (женщины – 75, мужчины – 64). Причины смертности разные: в основном по старости, часто
сердечно-сосудистые (инсульты), онкологические болезни, а в последнее
время ещё и от туберкулёза (3 человека за 2 года).
Следует отметить, что основными составляющими сокращения численности населения до 2008 года являлась не только естественная, но и миграционная убыль. За период с 2002 по 2007 годы число выбывших составило 64 человека, число прибывших – 41. Для населения была характерна внутренняя миграция: люди переезжали либо в Чулым, либо в Новосибирск или в другие сёла и редко имела место внешняя миграция – это отток немцев в Германию. За последние пять лет число выбывших сократилось, а прибывших увеличилось.
Средний возраст населения в настоящее время – 39 лет. Так что для наших жителей характерна «осень» - сезон зрелости. Всё не так уж и плохо.
Старейшей жительницей села считается Фролова А.И (июнь 1922), самой
8
младшей Фролова Н. (декабрь 2012).
Возрастной состав населения на 2012 год таков: дети дошкольного возраста – 41 человек, школьного возраста – 66, население в трудоспособном возрасте – 411, пенсионеры – 128, старше восьмидесяти лет – 12 человек.
Есть в нашем селе много семей, которые являются многодетными: 5 –
вырастили по 8 детей, 12 – по 5-6 детей, за последние 10 лет в двух семьях родились двойняшки.
Этнический состав населения следующий: русские – 94 %, немцы – 5 %, украинцы – 0,7 %, молдаване, татары, калмыки – 0,3 %.
Уровень образованности населения на сегодняшний день представлен следующей картиной: начальное образование и дошкольники – 141 человек, основное – 144, среднее – 194, средне-специальное – 110, высшее – 69.
Собрав сведения о количестве обучающихся в школе по годам, я пришла к неутешительному выводу: с каждым годом их число снижается.
Наибольшее количество учащихся было в 1992 году (215), а за последние 10 лет сократилось почти в 2,5 раза.
Более половины жителей нашего села – трудоспособное население. В детском доме работает 42 человека, в школе – 33, в больнице – 23, в торговле – 10, культуре – 5, сельском совете – 8, связи – 2, в АО – 6, за пределами села – 80, остальные безработные, стоящие на бирже.
Проблемы села
1. Экологические: В селе находятся 2 котельных, не оборудованных пыле-газоочистительными сооружениями, поэтому они выделяют в
атмосферу пыль, сернистый ангидрид, окись углерода, азота и другие вредные вещества. Почти в каждом дворе имеется автотранспорт, который вместе с котельными является стабильным загрязнителем воздуха.
9
Существуют несанкционированные свалки.
2. Демографические: Отток молодёжи в городскую местность, сокращение численности обучающихся в школе.
3. Проблема занятости: Уровень безработицы остаётся достаточно высоким. Невысокий уровень доходов населения не позволяет большинству безработных заняться собственным делом. Низкая инвестиционная привлекательность территории не способствует созданию новых производств, а, следовательно, и новых рабочих мест.
4. Проблемы в сфере образования: Остаётся недостаточным материальное снабжение школ, редко обновляются наглядные пособия по предметам, не оборудованы, как того требуют, кабинеты физики, химии. Не решена проблема обновления школ педагогическими кадрами, так как более 40% учителей – пенсионеры. Здание школы требует постоянного ремонта.
5. Проблемы в сфере здравоохранения: Работники больницы на 80% - пенсионеры; нет аптеки.
6. Проблемы в сфере культуры: Недостаточное комплектование книжного фонда библиотек, периодических изданий.
7. Проблемы спорта: На территории поселения нет спортивного зала в школе, недостаточно оборудованы спортивные площадки для занятий массовым спортом, редко обновляется спортивный инвентарь.
Что изменилось?
1. Частично на улицах проведено ночное освещение;
2. Возле дома культуры построена детская площадка;
3. Огорожено кладбище, на улицах установлены баки для мусора;
4. Произведён ремонт больницы, сельского дома культуры, детского лагеря «Чайка».
В этом году планируют проведение водопровода по улицам.
10
Заключение
Как же нам выживать дальше, что изменить в первую очередь, во вторую, чтобы не оказаться на краю демографического обрыва? Не вернуть прежнего уровня здравоохранения, когда врачи были добры и бескорыстны ко всем пациентам, а лекарства – сравнительно дешевы и не было фальсификатов. Не уйти пока и от стрессов, связанных с отсутствием перспективы на свое жилье, на учебу детей в вузах, на работу, которая позволяла бы сносно зарабатывать и жить, не трясясь над каждым рублем. Ухудшилась криминальная ситуация, полно убийств и самоубийств. На рынке, в том числе продовольственном, полно некачественных товаров. Растут болезни, о которых раньше и не слышали. Это все о нас. Конечно же, наступит другое время более качественной жизни, но нам-то суждено выживать и наводить порядок сегодня.. Не самих себя ради, так ради детей, внуков. Меры противодействия должны быть в комплексе. Вначале надо разобраться в проблемах, почему в нескольких районах смертность выше, понять, чем помочь молодым семьям, как сохранить рожденных младенцев и т. д., а после – действовать. Сегодня, не откладывая на завтра. Родина – это не только вся наша страна, но и тот уголок, где ты родился и вырос, это родная улица, где стоит твой дом, где живут близкие тебе люди. Многие поэты воспевают в своих произведениях родной край, природу, много сложено пословиц о Родине. Всё, что у нас есть сегодня и чего мы добьёмся завтра, зависит от нас самих, от умения каждого человека работать творчески, от высокой сознательности, профессиональной подготовки, чувства ответственности и дисциплины. Невольно приходишь к выводу о том, что мы должны беречь и ценить богатство нашего села: озеро и лес, луга и поля, традиции своего народа. Мы должны славить село своими добрыми делами, заботиться о нём.
11
Мы, юное поколение, призываем всех: «Любите свою малую Родину! Ведь это та частичка великой России, куда вы всегда можете вернуться, и где вас всегда ждут. А как приятно будет приехать через несколько лет и увидеть, что она живёт и процветает». Проведя анкетирование среди жителей села, я пришла к выводу, что люди, не смотря на все проблемы, испытывают радость и гордость, живя в нашем селе, и они уверены в своём будущем и в будущем своей малой Родины.
Собранный материал мы планируем поместить в школьный музей, оформить стенд «Моя малая Родина». Будем использовать его на уроках истории, географии, а также при проведении классных часов и других мероприятий, посвященных родным местам.
А закончить свою работу я хочу такими словами:
Живи и процветай, во всём преображайся
И трудности дерзай, и бедам не сдавайся.
Не умирай, не плачь, с проблемами справляйся.
Народ ведь не палач, ты в нём не сомневайся.
Я знаю, сможешь ты, не рухнуть на колени
И воплотить мечты, я верю, без сомнений.
Подставишь ты плечо, когда нуждаться буду,
Клянусь, моё село, тебя я не забуду.
Верь в будущее ты, тебя беречь мы будем.
Дыши село, дыши, живи на радость людям!
12
Приложение №1
Анкета «Проблемы молодежи села Новоиткульское »
А1. Как давно Вы живете в сельской местности?
1. С рождения
2. Менее 5 лет
3. От 5 до 10 лет
4. Более 10 лет
А2. Какие чувства Вы испытываете по отношению к своему селу, поселку?
(отметьте 1 вариант ответа)
1. Я рад(а), что живу здесь
2. В целом я довол(ен/ьна), но многое не устраивает
3. Не испытываю особых чувств по этому поводу
4. Мне не нравится жить здесь, но привык(ла) и не собираюсь уезжать
5. Хотел(а) бы уехать в город
6. Хотел(а) бы уехать в другой регион России
7. Хотел(а) бы вообще уехать из России
8. Затрудняюсь ответить
А3. Какие чувства Вы испытываете, когда слышите слово «деревенск(ий/ая)»?
1. Стыд, смущение
2. Гордость
3. Равнодушие
4. Другое (напишите свой вариант): __________________________________________________
А4. Что, по Вашему мнению, наиболее важно для того, чтобы молодежь оставалась жить и работать в родном селе? (отметьте не более 3 вариантов ответа)
1. Стабильная работа
2. Собственное жилье
3. Возможность создать «своё дело»
4. Развитая социальная сфера (досугово-развлекательные учреждения, образования, здравоохранения)
5. Достойный уровень дохода
13
6. Высокий уровень охраны правопорядка
7. Развитая инфраструктура (дороги, связь, коммунальное хозяйство, торговля и др.)
8. Другое (напишите свой вариант) __________________________________________________
А5. Насколько Вы сегодня уверены или не уверены в своем будущем?
1. Вполне уверен(а)
2. Скорее уверен(а), чем нет
3. Не могу сказать точно
4. Скорее не уверен (а), чем уверен(а)
5. Совершенно не уверен(а)
А6. Насколько Вы удовлетворены своей жизнью в целом?
1. Полностью удовлетворен(а)
2. Скорее удовлетворен(а)
3. Затрудняюсь сказать точно
4. Не очень удовлетворен(а)
5. Совсем не удовлетворен(а)
А7. Какое из следующих высказываний лучше всего характеризует сегодня материальное положение Вашей семьи?
1. Денег едва хватает на самое необходимое (еда, одежда, коммунальные платежи)
2. Зарабатываем на самое необходимое, но проблематично купить что-либо из бытовой техники
3. Зарабатываем достаточно, но сложно скопить деньги на дорогую вещь (шуба, автомобиль)
4. Можем купить всё на заработанные деньги, кроме очень дорогих вещей (загородный дом или квартира)
5. Нет денежных проблем, при желании могли бы купить дом или квартиру
89.Затрудняюсь ответить
А8. Как Вы думаете, какие проблемы наиболее актуальны для молодежи Вашего района? (Отметьте не более 5 наиболее актуальных проблем)
1.Наркомания
2.Алкоголизм
3. Безработица, проблемы трудоустройства
4. Жилищные проблемы
14
5. Преступность
6. Финансовые проблемы (низкая заработная плата)
7. Кризис морали в обществе
8. Трудности с организацией досуга
9. Трудности получения качественного образования
10. Проблемы здравоохранения (нехватка врачей, оборудования, высокие цены на лекарства и платные медицинские услуги)
11.Трудности с детскими дошкольными учреждениями (детскими садами)
12. Наплыв мигрантов (выходцев из других стран, этнических общностей)
13. Непонимание со стороны старшего поколения
14.Политическая пассивность молодежи
15. Неактивная позиция муниципальных властей (взяточничество, волокита, грубость, невнимательность со стороны чиновников)
16. Другое (напишите свой вариант):__________________________________________________
А9. Кто, по Вашему мнению, несет ответственность за решение проблем молодежи?
(Отметьте не более 2 вариантов ответа)
1. Органы власти
2. Молодежные организации, движения
3. Каждый индивидуально
4. Образовательные учреждения
5. Предприятия, организации
6. Семья
7. Другое (напишите свой вариант): __________________________________________________
89.Затрудняюсь ответить
А10. Как Вы оцениваете влияние органов государственной власти, местного самоуправления на следующие сферы социально-экономического положения сельской молодежи?
(поставьте в каждой строке цифру, соответствующую Вашему мнению: 5-влияет в значительной степени, 4 – влияют умеренно, 3 – влияют мало,
2 – не влияют, 1 – затрудняюсь ответить)
15
1. |
Трудоустройство молодежи |
|
2. |
Обеспеченность молодежи жильем |
|
3. |
Получение основного профессионального образования |
|
4. |
Получение дополнительного образования |
|
5. |
Рождаемость в молодых семьях |
|
6. |
Деятельность молодежных общественных организаций |
|
7. |
Проведение досуга |
|
8. |
Занятия спортом, искусством, хобби |
|
А11. По Вашему мнению, нужна ли областная целевая программа, направленная на решение наиболее актуальных проблем сельской молодежи?
1.Да, безусловно
2.Нет, не нужна
3.Затрудняюсь ответить
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Живи, село родное..ppt
16
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.