Муниципальный конкурс исследовательских и творческих работ
«Шаг в науку»
Группа «Юниор»
Направление 1. Естественные науки и современный мир.
Секция: Биология и биотехнология, медицина.
Тема: «Влияние мела на организм человека».
Шелопугина Мария Александровна, МОУ СОШ №2
9 «Б» класс, п. Карымское.
Научный руководитель: Шелопугина Елена Станиславовна
Учитель географии высшей квалификационной категории
МОУ СОШ №2, п. Карымское
п. Карымское, 2019 Влияние мела на организм человека
Шелопугина Мария Александровна
Забайкальский край, п. Карымское
МОУ СОШ №2
7 «Б» класс
Аннотация
Сегодня к школьному мелу предъявляются очень серьезные требования, поэтому школьный мел
считается экологически чистым и безопасным продуктом. Однако в процессе использования
школьный мел начинает пылить, забиваться в нос, пачкать руки.
Цель данной работы провести исследование школьного мела, поступающего в школу и изучить
действие на организм человека.
Влияние мела на организм человека
Шелопугина Мария Александровна
Забайкальский край, п. Карымское
МОУ СОШ №2
7 «Б» класс
План исследований Актуальность. Заключается в том, что мел, используемый потребителем, отличается по
качеству. А всегда ли качество связано с безопасностью для здоровья?
В основу настоящего исследования положена следующая гипотеза:состав мела должен отвечать
за его качество.
Для достижения поставленной цели я поставила перед собой следующие задачи:
1 Собрать достоверную информацию о происхождении, составе, свойствах и применении
школьного мела.
2 Провести эксперименты по изучению качественного и количественного состава
различных сортов школьного мела, пригодности для использования.
3 Провести социологический опрос на выявление действия мела на организм человека.
4 Оценить влияние мела на здоровье человека.
Объектом исследования являются преподаватели.
Предметом исследования являются образцы мела разных производителей и различной
формы.
В ходе работы я опиралась на методы наблюдение, эксперимент, анкетирование.
Влияние мела на организм человека
Шелопугина Мария Александровна
Забайкальский край, п. Карымское
МОУ СОШ №2
7 «Б» класс
Научная статья
Происхождение, свойства и применение мела.
Мел — белая горная порода, мягкая и рассыпчатая. Мел не растворяется в воде.
Основу химического состава мела составляет карбонат кальция с небольшим количеством
карбоната магния, но обычно присутствует и некарбонатная часть, в основном оксиды
металлов. В составе мела обычно находится незначительная примесь мельчайших зёрен
кварца и микроскопические псевдоморфозы кальцита по ископаемым морским организмам
(радиолярии и др.) Нередко встречаются крупные окаменелости мелового периода: белемниты, аммониты и др. Его элементы относятся к семейству щелочноземельных
металлов, которые составляют подгруппу периодической системы элементов. Мел, которым
мы пишем на доске, состоит преимущественно из раковинок морских корненожек. В океанах
и морях оседают на дно раковины отмерших корненожек. За тысячи и миллионы лет
скопляются громадные толщи раковинок, которые впоследствии при геологических
перемещениях земной коры могут оказаться на суше в виде меловых и известковых гор
(например, на Украине). Таким образом, ничтожно малые по своим размерам и грандиозные
по своей массовости простейшие входят в состав земной коры.
Сотни лет человек использует мел для различных целей. Мел, которым мы пользуемся
в классе, смешивают со связующими примесями, чтобы он не крошился. Лучший мел для
школы на 95%состоит из мела. Добавляя различные красители, можно получить мел любого
цвета. Мел используется для письма на больших досках для общего обозрения (например, в
школах). Формованный школьный мелок на 40 % состоит из мела (карбонат кальция) и на 60
% из гипса (сульфат кальция).
Мел — необходимый компонент «мелованной бумаги», используемой в полиграфии для
печати качественных иллюстрированных изданий. Молотый мел широко применяется в качестве
дешёвого материала (пигмента) для побелки, окраски заборов, стен, бордюров, для защиты
стволов деревьев от солнечных ожогов.
Мел применяют в лакокрасочной промышленности (белый пигмент), резиновой,
бумажной, в сахарной промышленности — для очистки свекловичного сока, для
производства вяжущих веществ (известь, портландцемент), в стекольной промышленности,
для производства спичек. В этих случаях обычно используют так называемый мел
осаждённый, полученный химическим путём из кальцийсодержащих минералов.
При недостатке кальция медицинский мел может быть прописан как добавка к пище.
Мел в числе других карбонатных пород в стекольном производстве применяется в
качестве одного из компонентов шихты при варке стекла, вводимого в шихту в порошковом
виде в количестве до 30 % от объема последней. Мел придает стеклу термическую
стойкость, механическую прочность, устойчивость против химических реагентов и
выветривания.
По прогнозам Всемирной Организации Здравоохранения в начале 21 века самыми
распространенными заболеваниями человека являются аллергические заболевания,
бронхиальная астма, сердечно сосудистые заболевания. По информации Института
иммунологии, каждый третий житель России подвержен аллергии, а в ближайшем будущем
аллергиком будет каждый второй. От бронхиальной астмы на сегодняшний день страдает
12% населения России, тогда как в странах Европы и США эта цифра составляет 5%. По прогнозам, в ближайшие годы процент больных астмой может повыситься в России до 30%.
Причем эти заболевания настигают людей везде: на улицах, в помещениях, при обращении,
казалось
веществами.
безопасными
бы,
совсем
с
Как только ребенок идет в школу, он начинает пользоваться мелом. Школьный мел
сопровождает нас с первого до одиннадцатого класса, педагоги пользуются им постоянно.
Пыль мела может вызывать аллергические реакции. Аллергия – это хроническое
заболевание. Аллергическая реакция проявляется в том случае, если иммунная система
организма реагирует на вещества, которые, как правило, не являются вредными. Пыль от
мела – является аллергеном. Этот аллерген может вызвать приступ астмы. В настоящий
момент еще не найдена альтернатива школьного мела (восковой мел не подходит для
использования на школьных досках). Сейчас в школах появляются интерактивные,
маркерные доски. Однако школьный мел как существовал много лет в школах, так и остался
до сих пор. Поэтому, мы считаем, что исследование состава, качества школьного мела и его
влияния на здоровье людей актуально и практически значимо.
Основные показатели качества
Экспериментальная часть.
При изучении литературы по данной теме мы выявили следующие показатели, которыми
должен обладать мел, используемый в школах:
крошится при письме;
пачкает руки;
чистота (белый);
твердые вкрапления
Данные показатели исследуемых образцов привели в таблице
«Основные показатели качества мела». Мел
Цвет
Сыпучесть
Маркость
Твёрдые
Кусковой
Серо –
белый
Средняя
Средняя
вкрапления
Имеются
Твёрдый,
мягкий
Твёрдый
Круглый
Белый
Большая
Большая
Отсутствуют
Мягкий
Прямоугольны
Белый
Средняя
Средняя
Отсутствуют
й
Оборудование:
Твёрдо
мягкий
1) микроскоп; 2) предметное стекло; 3)пипетка.; 4)воронка; 5) пробирки; 6) стеклянные
палочки; 7) образцы школьного мела; 8) дистиллированная вода;
9) фарфоровая ложечка; 10) спиртовка; 11) спички; 12) пинцет; 13) йодид калия.
№1 Качественный анализ на содержание ионов кальция.
Опыты.
Ход работы.
Прокалила на спиртовке мел.
Вывод: Пламя спиртовки приобрело красно – оранжевую окраску, что подтверждает наличие
ионов кальция.
№ 2.Содержание крахмала.
Ход работы.
Прокалила на спиртовке мел.
Вывод:
При прокаливании мелка он чернеет, то можно сделать вывод, что в его состав входит крахмал
(углеводы при нагревании легко обугливаются). В качестве реактива на крахмал можно
использовать и раствор йода. Крахмал мы обнаруживали с помощью спиртового раствора йода.
На исследуемые кусочки мела нанесли по 2 – 3 капли раствора йода. Окраска раствора йода
изменилась с круглым мелом (цвет синий). С остальным и образцами мела окраска спиртового
раствора йода не менялась. № 3.Выделение углекислого газа.
Ход работы :
Залить толчённый мел в пробирке дистиллированной водой.
Вывод: В меле содержится углекислый газ который выделяется с разной частотой.
Результаты исследований:
Мел
Кусковой
Круглый
Окраска
пламени
спиртовки
Красно
оранжевый
Красно
оранжевый
Выделение
Окраска
углекислого
газа
раствора йода
Бурно
Коричневый
Медленно
Синий
Прямоугольны
й
Красно
оранжевый
Медленно
Коричневый
Вывод: Образцы мела все содержат ионы кальция и карбонат анион, следовательно, в нём
присутствует карбонат кальция. Из примесей мы обнаружили крахмал.
Вывод по экспериментальной части
1 Все исследуемые образцы мела содержат в своём составе катионы кальция.
2 Примеси в наших образцах были гипс, крахмал и клей.
3 Кусковой мел состоит из карбоната кальция и огромного количества примесей, пачкает
руки, плохо пишет.
4 Круглый мел состоит из карбоната кальция, сильно пачкает руки, мягко пишет, крошится
т.к. в качестве связывающего вещества в нём крахмал.
5 Прямоугольный мел содержит карбоната кальция, мало крошится и меньше всего пачкает
руки, но очень карябает доску, т. к. в качестве связывающего вещества содержит помимо
гипса клей. Наши рекомендации для уменьшения отрицательных последствий, которые появляются
при постоянном контакте с мелом:
1
во время работы чаще мыть руки со смягчающим туалетным мылом:
«глицериновое», «ланолиновое», «вазелиновое» и «молочное»;
2 после каждого урока смазывать руки увлажняющим кремом для рук;
3 стирать мел с доски только влажной тряпкой;
4 промывать тряпку для стирания мела как можно чаще. Заключение
Школьный мел – это продукт, содержащий в своем составе помимо основных безопасных
(как считается) компонентов: известняка, гипса, крахмала, еще и склеивающие вещества (клей
ПВА, БФ, казеиновый, канцелярский и др.), красители, что не совсем безопасно для их здоровья.
Изучив литературу, я рекомендую учителям тщательно мыть тряпку от мела и не стирать
мел с доски сухой тряпкой. Уменьшить негативное влияние мела на кожу рук можно, если
завернуть мел бумагой, а лучше фольгой. Еще один вариант решения проблемы сыпучести мела:
заранее обработать поверхность мела канцелярским силикатным клеем.
Проведение исследования позволило мне научиться планировать и проводить химические
эксперименты и получать достоверные результаты.
Список литературы:
1 Карцова А.А. Химия без формул. / А.А. Карцова; – СПб.: Авалон,
2005. С. 101103.
2 Мел // Естествознание: Энциклопедический словарь / Сост. В.Д. Шолле. – М.: Большая
российская энциклопедия, 2002. 543 с.
3 Мел // Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: Рус. яз., 1998 Т
4. 688 с.
4 Ольгин О.М. Опыты без взрывов. / О.М.Ольгин; – М.: Химия, 1995. 136 5 Справочник школьника. Химия / Сост. М. Кременчугская, С. Васильев. М.: Филолог,
1995. 380 с.
6 Степин Б.Д. Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. / Б.Д. Степин,
Л.Ю. Алкберова. – М.: Химия, 1995. 270 с.
7 Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия / Авт.сост. Л.А. Савина. – М.: АСТ, 1995.
– 448 с.
ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКИ:
http://www.proshkolu.ru/user/lkolganovado/blog/9963/
http://portfolio.1september.ru/work.php?id=565737
http://www.ksilikat.ru/chalk.php
http://www.lformula.ru/index.php?part=him005&page=020
Приложение:
Анкета для учителей.
Приложение 1
Как вы считаете, оказывает ли постоянная работа с мелом влияние на ваш организм?
1
2.Имеются ли отрицательные последствия, если да, то какие?
а) на кожу рук:
1.сушит
2.аллергическая реакция
3.другое
4.нет последствий
б) на дыхательную систему:
1.кашель
2.проявления астмы 3.другое
4.нет последствий.
Наши рекомендации для уменьшения отрицательных последствий, которые появляются
при постоянном контакте с мелом:
Приложение 2
1)
во время работы чаще мыть руки со смягчающим туалетным мылом:
«глицериновое», «ланолиновое», «вазелиновое» и «молочное»;
2) после каждого урока смазывать руки увлажняющим кремом для рук;
3) стирать мел с доски только влажной тряпкой;
4) промывать тряпку для стирания мела как можно чаще. Имеются ли отрицательные последствия, если да, то какие?
Приложение 3
кашель
нет последствий.
Возрастная группа педагогов.
Приложение 4 1 группа (2535 лет)
2 группа(3645 лет)
3 группа(4650 лет)
4 группа (5660 лет)
другое
аллергическая реакция
сушит кожу рук
Приложение 5
Исследовательские и творческие работы
Исследовательские и творческие работы
Исследовательские и творческие работы
Исследовательские и творческие работы
Исследовательские и творческие работы
Исследовательские и творческие работы
Исследовательские и творческие работы
Исследовательские и творческие работы
Исследовательские и творческие работы
Исследовательские и творческие работы
Исследовательские и творческие работы
Исследовательские и творческие работы
Исследовательские и творческие работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.