Исследовательские работы учащихся
Оценка 4.9

Исследовательские работы учащихся

Оценка 4.9
Научные работы
doc
классное руководство
9 кл
28.11.2018
Исследовательские работы учащихся
Исследовательская работа по теме:Малые фольклорные жанры народа ханты. Я родилась и живу в семье, где тесно переплелись две культуры – ненецкий и хантыйский. С ненецким фольклором (сказками, загадками, пословицами) я начала знакомиться ещё в раннем детстве. Я их очень люблю читать, в них много интересного и поучительного. А вот с фольклорным жанром народа ханты я пока знакома мало. Конечно, мама меня знакомила с хантыйскими загадками, пословицами и поговорками и в школе изучаем. Но я считаю, что это малая крупица из того, что мне ещё предстоит узнать. Собрав необходимую литературу, мы решили, что для начала, мы ознакомимся с загадками, пословицами и поговорками. Ведь, узнав даже это, я ближе познакомлюсь с культурой своего народа.
малые фольклорные жанры 1.doc
Муниципальное Образовательное Учреждение МОУ Школа с. Аксарка 1                                        Малые фольклорные жанры народа ханты в Приуральском районе (проект)                                                     (краеведение)                                                                                     Работа ученицы 4 б класса Нензеловой Виктории Руководитель: учитель начальных классов  Кузнецова Любовь Петровна 2                                                    Аксарка 2018                                                               Оглавление Введение  ………………………………………………………………..3 Глава 1. Пословицы и поговорки народа ханты………………………4­5 Глава 2. . Загадки......................................................................................5­7 Глава 3. Загадки моей бабушки.………. ………………………………7­8 Глава 4. Образ хозяйственной деятельности в загадках……………...8­13 Выводы ………………………………………………………………..... 10­14 Список источников информации ………………………………………14 3      Введение Актуальность.                    Я родилась и живу в семье, где тесно переплелись две культуры –  ненецкий  и хантыйский.          С ненецким фольклором (сказками, загадками, пословицами) я начала  знакомиться ещё в раннем детстве. Я их очень люблю читать, в них много  интересного и поучительного.           А вот с фольклорным жанром народа ханты я пока знакома мало.  Конечно, мама меня знакомила с хантыйскими загадками, пословицами и  поговорками и в школе изучаем. Но я считаю, что это малая крупица из того,  что мне ещё предстоит узнать.           Собрав необходимую литературу, мы решили, что для начала, мы  ознакомимся с загадками, пословицами и поговорками. Ведь, узнав даже это,  я ближе познакомлюсь с культурой своего народа. Цель работы: 1. Изучить малые фольклорные жанры народа ханты в  Приуральском районе (пословицы, поговорки и загадки).                         2. Собрать информацию о пословицах, поговорках и загадках  народа ханты.                         3. Систематизировать, сопоставить и описать полученную  информацию. Гипотеза: Если знать и изучать малый  фольклор своего народа, то лучше  осознаешь самобытность культуры и осмыслишь его традиции и обряды. Это  поможет полюбить свой народ, его творчество, научиться понимать красоту  его языка. Предмет: Загадки, пословицы, поговорки народа ханты в Приуральском  районе. Объект: История родного края, фольклор народа ханты. Практическая значимость данной работы: Материал моей работы можно  использовать на уроках родного языка, русского языка, Культуры народов  Ямала и во внеклассных мероприятиях.    4                                                                Глава 1.  Пословицы и поговорки народа ханты.             Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками  впитавшей  в  себя трудовой опыт многочисленных поколений.                                                Через особую организацию, интонационную окраску, использование  специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они  передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению.  Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в  художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его  многообразии   и противоречивости. Так, например, используя в своей речи   пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать  свои мысли и чувства. Интонационно окрашивая свою речь, развивают умение  творчески использовать слово, образно описать предмет, дать ему яркую  характеристику.           Воспитывая, своих детей многие родители применяли, и применяют  народные словесные методы (разъяснение, совет, намёк, одобрение,  осуждение, просьба, закрепление) в сочетании с убеждением в зависимости от  ситуации и личности ребёнка. В данном случае особую значимость приобретают пословицы и поговорки в  виде педагогических требований.   Мы думаем, когда родители к детям  обращались  с крылатым словом – просьба, их просьбы с удовольствием  выполняли.                                                       Пословица – совет,          Не следуй плохому примеру – сам в нехорошее дело попадёшь. Не дразни кого­либо в семье – в плохую привычку перейдёт. За дело берёшься – до конца доводи.               Крылатое слово (пословица) – одобрение.         Хорошее дело – далеко слышно.    Живой везде дойдёт. Слово друга – настроение поднимает. 5                 Слово – пословица – осуждение. Не умеешь работать сиди. Не можешь – не берись вообще. У нежелающего работать – слов куча.  Дело, выполненное нехотя, сделано на «тяп­ляп».                            Поговорка (слово) – намёк. Кто себя постоянно похваливает – вероятно, не есть хороший человек. Имеешь дочерей – гостей по первому снегу ожидай, или же имеющий дочерей  – с зятьями будет.    Деньгами если ты богат – хлебом нас обеспечь.               Крылатое слово – просьба.(пожалуйста). Ножки у тебя быстрые – сходи за хлебом. У тебя глазки зрячи – погляди, где олени.              Народное слово – закрепление. Обещанное – нужно отдавать. Подарок обратно не забирают. Будем баклуши бить ­ чум на нас свалится.  Все эти пословицы и поговорки воспитывают дисциплинированность,  ответственность, силу воли. Требование намёк может стать способом  тактичного предупреждения возможных ошибок, отрицательных поступков.  Намёк развивает осмотрительность, сдержанность, привычку обдумывать свои дела, поступки, учит самоконтролю, выдержке.          Глава 2 Загадки.          Самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова,­  это загадки. Что же такое загадки? Загадки – это иносказательное  изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать. Термин « амаматси» (загадка) с хантыйского языка дословно – то, что  найдено. В дореволюционное время собиранию и изучению устного творчества  почти не уделялось внимания.  Первые сборники загадок на русском языке и на хантыйском  появляются где­то в 30­е годы.     Сборники, издаваемые на русском языке,  ставили перед  собой одну цель – познакомить читателей с устным   творчеством хантов, оставшимся до этого неизвестным.  Загадки являются любимым и распространённым жанром хантыйского  устного творчества. Загадки знают старики, молодёжь и дети. Исполняются 6 загадки в разное время: и в часы досуга, когда вечерами или днём собираются  в чуме молодёжь и взрослые, и в перерыве на работе, на рыбалке или в стаде.  Выполняя главным образом функцию развлекательную, загадка в детской  аудитории имеет и определённое познавательное значение – она даёт в  художественной образной форме познание окружающего мира. Художественная форма загадки. Хантыйская загадка по своей форме различна. Большая часть загадок  представляет собой описание, короткий рассказ. Например: В безбрежном море щепка плавает.     ( луна ) На склоне шерстяного холма две нарты опрокинуты.  ( уши )  В основе  такого рода загадок лежит метафора. А иногда загадки лаконичны  и состоят из одного, двух слов. Не сосчитать.    ( звёзды ) Но какой бы ни была загадка, в ней всегда заключён вопрос: Кто это?  или Что это? Хантыйская загадка часто предваряется словами – формулой:  «Отгадай мою загадку:  Становится на своё весеннее чумовище».    ( рога оленя.)    Тематика загадок. По своей тематике загадки тоже разнообразны. Объектом загадок  являются живая и неживая природа, орудия производства, предметы быта  народа. Имеющийся материал позволяет установить несколько тематических  групп загадок. В первую группу входят загадки об окружающей человека природе,  растительном и животном мире. Из явлений природы предметом отображения в загадках выступает  небо, луна, звёзды, солнце, и в них уже раскрывается своеобразие хантыйской  загадки. Свои образы и метафоры она берёт из предметов и явлений, с  которыми народ повседневно сталкивается в своей трудовой жизни. Так, для  обозначения звёзд берётся метафора – олени, для обозначения небесного  свода – шкура оленя. Например: Двое мужчин всю жизнь не могут собрать своих оленей.  ( звёзды ) Небогатый мир флоры тундры даёт сравнительно мало загадок.  Наиболее распространёнными объектами являются трава, ягода, гриб.  Значительно большее разнообразие представляют загадки о животных. Ханты  – это оленеводы, охотники, рыболовы. Постоянными объектами загадок  являются лисица, куропатка, песец, горностай, белка, заяц, но особенно много загадок об олене. Объектами загадок являются рога оленя, уши, копыта,  хвост, голова… 7 Во вторую группу загадок входят загадки о человеке: части его тела,  одежда, предметы личного обихода. Наиболее многочисленные загадки о  частях тела человека. Образы и метафоры этих загадок берутся из  повседневной трудовой жизни, из окружающей материальной культуры народа и из оленеводческого быта. Метафорами для глаз человека выступают олени,  уши человека – это нарты. Из предметов одежды и личного обихода объектами загадок чаще всего  выступают малица, кисы, трубка, напёрсток. Третью группу составляют загадки, в которых объектом изображения  являются жилище и предметы домашнего обихода. Части чума: шесты, нюки,  пол, костёр, перекладины в чуме – всё это изображается в загадках, при этом  метафорические образы для этого нередко берутся из окружающей природы. Быт и весь уклад жизни хантов ярко показывают загадки, связанные с  трудовыми процессами. Эти загадки составляют четвёртую группу. Труд  хантов изображается в загадках, прежде всего через орудия труда. К числу таких орудий относятся лук, невод, капкан, пила, топор. Например:  (Еда её по углам губ сыплется. (пила). Сто ног у него, сто голов у него, а за  две ноги ведут.(невод).  В этой группе загадок особенно многочисленны  загадки, связанные с оленеводческим бытом: ­ разнообразные варианты  загадок говорят о частях нарты, об  аркане, о хорее. Например: (Голова  костяная, туловище деревянное, хвост железный. (хорей). Червяк с костяной  головой.(аркан) Обилие загадок об орудиях производства говорит ещё о том, что ханты  имели огромный опыт в ведении своего хозяйства, и это позволяло им жить и  работать в суровых условиях.                                                                                          Загадки о животных. Кто зимою                                                          В  наших северных лесах В белой шубке,                                                  Есть красавица в мехах,  Летом – в серой                                                 Чёрно­серебристая    Бегать любит?                                                    Шубонька пушистая, Всеми признанный                                           Пышный хвост – её краса, Трусишка,                                                          Черно­бурая… КТО?  (лиса) Но любимчик наш – …КТО?  (зайчишка)                       По ночам она летает, Вкусных мышек промышляет. Днём на кочке сидит, С закрытыми глазами спит.                           (сова) 8                                        На тоненьких ножках                                        Под ветром дрожит.                                        Как только обсохнет –                                         За мамой побежит.                                                        (оленёнок)   Глава 3.  Загадки моей бабушки.  Моя бабушка мне рассказывала очень много историй о своей жизни.  Любимым их занятием в детстве было загадывать друг другу загадки.  Конечно, бабушка многие загадки позабыла, в связи с возрастом. Но все, же  мне удалось записать несколько загадок. Эти загадки связаны с трудовыми процессами. Труд изображается в  загадках, прежде всего через орудия труда. След от саней товарища ровняет.                                                                   (Рубанок)   От ходьбы между двумя чумами нога оленя высохла.                                                                 (Точило или брусок)  Одна заводь глубокая, другая заводь мелкая.                                                                (Пролёт у нарты и сидение) Две собаки в небо лают. (Головки саней)  По склону холма аргиш извивается.                                                                 (Вожжа, которой направляют  оленей) Ростом мал, а стойбище  перевозит.                                                                   (Костылёк в упряжке) Три рода в одном стойбище находятся.                                                                   (Копьё, хорей, костяной  наконечник) Одна сотня мужчин вверх тянет, другая сотня мужчин вниз тянет.                                                                                                  (Поплавки и  грузила) Ладони раскрывает, гребешок бросает.                                                                      (Вёсла и невод) У деревянной постромки хвост вытянулся.                                                                     (Ружьё) Может быть, кто­то и слышал эти загадки и записывал, но я их  услышала впервые и за это благодарна своей бабушке.      Глава 4.Образ хозяйственной деятельности в загадках.                              Священные животные хантов. 9 Вся жизнь хантов основана на признании духов и души, но в культуре  этого народа  сохранился и тот древний пласт верований, который не связан с  представлениями о духах. Когда­то давно помощниками предков хантов в их  нелегкой охотничьей жизни были не духи, а сами животные: звери, рыбы и  птицы или фигурки этих животных. К тому же далёкому периоду относят  тотемистические представления, предполагающие веру в родство той или  иной группы кровных родственников (рода) с каким либо животным. В связи с этим возникали запреты убивать и употреблять это животное в пищу.  Формировались различные варианты его почитания или даже культ. В  различных местах проживания наблюдались отдельные формы почитания  некоторых зверей, птиц и рыб. Где­то почитают лося, очень многие  поклоняются медведю, считая его Нижним Богом, хранителем очага,  оберегом для всех членов рода. Большим почитанием пользовались лягушки.  Им приписывалась способность дарить семейное счастье. Мифическими фигурками служили и некоторые птицы. Ханты до сих  пор совершают празднества, семейные  обряды для некоторых птиц. К таким  птицам относятся журавль, ворона, трясогузка, лебедь и гагара. Этих птиц  называют священными. Об этих животных сложено немало песен, примет, загадок, пословиц  и  поговорок. Я перечислю некоторые из них. В глухом  углу леса мужчина сидит и деньги считает.                                                              (медведь) Глаза маленькие, лапы широкие,  В лесу живёт, в берлоге лежит.                                                               (медведь) На тропе следы большие, Похожи на мужские, по ступни совсем босые, Пальцы ног чуть­чуть косые.                                                                (следы медведя) Голос хорошей птицы за семь болот и озёр слышно.                                                                (журавль) Птицы белоснежные, Дружные, верные. Осенью с нами прощаются, Весной опять возвращаются.                                                                (лебеди) Белое снежное покрывало плавает на озере.                                                                (лебедь) Такая маленькая птичка,  А весной такие большие радости сообщает.                                                                    (трясогузка) В воде плавает, выйдет – сухой.    (гусь) 10                                                                      Родилась она в воде, а в ней мало бывает.                                                                      (лягушка) Старый и малый одной пищей питаются и дружно живут.                                                                        (заяц и лось)                                                                                             Огонь. Абсолютно все обско­угорские народы поклоняются огню. За ним  признаётся способность защищать и очищать от всего плохого. Считается, что он не даёт войти в дом злым духам. Огонь для хантов – это образ рода,  племени, имени, фамилии и славных дел. Это знак глубокой памяти о  предках, о тех, кто ушёл из жизни безвременно… Огонь – это образ жизни, в героических преданиях, нередко  присутствует сюжет о том, как героиня, чаще всего старушка­мать,  последнюю головёшку в очаге – частицу большого огня бережно охраняет,  накрыв ладонями, и, едва дыша, раздувает её, чтобы вместе с ней не погас  большой, огонь жизни и не прервалась сама жизнь.  В огонь, по поверьям хантов, нельзя бросать мусор или плевать, нельзя  трогать железными предметами (ножом) – всё это оскорбляет его или  причиняет боль. За непочтительное отношение к себе  огонь может наказать  пожаром. Для задабривания ему приносили жертвы: брызгали жиром или  вином, бросали кусочки пищи или красные платки.                                   Загадки про огонь. Неизвестный живёт, может съесть всё, что угодно, Но при этом чаю и воды не пьёт. Красная птица в небо летит. Не трогай её: Больно укусит. Из одного дупла сто ворон выскакивает.                                                  (искры из трубы) Внутри гнилого дерева рыжая лиса бежит.                    Загадки и пословицы про оленя и про чум.     Многие ханты ведут кочевой и полукочевой образ жизни. В этом их главным  помощником является северный олень, он почти целиком обеспечивает  возможность существования человека в суровых условиях Крайнего Севера.  Он был и остаётся основным источником  питания, одежды и средством  передвижения. Опорой в хозяйственной деятельности народов ханты всегда  было оленеводство. В тундре нет ни одной семьи, у которой не было бы  прирученных оленей – авки. Чаще всего это маленькие оленята, родившиеся 11 слабыми, больными. Кроме того, приручаются оленята, лишившиеся матери,  погибшей после их рождения, а также беспомощные животные, брошенные  своей молодой матерью.                                                                                            За маленьким другом ухаживают взрослые и дети. В первое время, в  период гнуса, он живёт в чуме, спит, отдыхает и ест на краю постели своего  маленького хозяина. И у ребёнка появляется много забот и ответственность,  он должен следить за другом, для него он собирает корм и готов оберегать его от всех бед.                                              Общение с оленями, особенно с молодыми или прирученными, прививает ребёнку любовь к этим животным, родному краю, вызывает интерес к труду  оленеводов, пробуждает желание стать настоящим хозяином тундры. Жители  тундры любят и ценят своих оленей. И как самым своим близким домашним  животным посвящают песни, стихи, загадки.                                             Загадки про оленя. Угадайте, что за зверь я? У меня растут (на лбу) деревья.   Кто по снегу, по траве Носит лес на голове?          Стройный, быстрый,             Рога ветвистые,             Пасётся весь день.             Кто же это?                                          Словно царскую корону                         Носит он свои рога.                         Ест лишайник, мох зелёный,                         Любит снежные луга.                                                                               Утоляет голод мхами,                                        Хоть укрыла их пурга.                                        Как лопатами, рогами                                        Разгребает он снега.                                                      Боится зверь ветвей моих,                                                    Гнёзд не построят птицы.                                                    В ветвях краса в них и мощь моя                                                    Скажите, быстро, кто же я?                                                                    Сладкий мох искал весь день И жевал его… 12 Всюду без дорог пройдёт Сам себе еду найдёт. Летом меховую, а зимой берестяную одежду носит. У человека ничего не просит, а всё человеку даёт.      Лес не лес, туча не туча, То по тундре кочует, То на одном месте стоит.                                                        Чуток строен и высок, гордо голову несёт. От рогов густая тень, вот красивый зверь…                                                           Хоть верь, хоть не верь –  Пробегал по лесу зверь. Нёс на лбу он неспроста Два развесистых куста.                                                                                                                             Сладкий мох искал весь день И жевал его… Пословицы и поговорки про оленя и оленевода. Коли пастуху дремать, так и оленей не видать. Как олень гордо несёт голову свою, так же высоко держи имя своё. Тот, кто оленя может побить, сам не уйдёт от его копыт. Оленю лучшая мерка – в дороге проверка. Олень за ягелем бежит быстрее, чем из­за хорея. О человеке складывается мнение  по упряжке его оленей. У оленя мех – камус крепок на ногах оттого, что не ленится копать ими в  снегу. Оленя узнаешь по упряжке, человека – на промысле. Оленя видно по красивым рогам, а человека по труду.                                                Загадки о чуме.           Удобным жилищем для оленеводов является чум. Он легко ставится и  разбирается. Последовательность установки чума традиционна: сначала  выбирают площадку, размечают места для постелей, очага, затем ставят  основные шесты, к ним приставляют остальные. Потом в чуме устанавливают  очаг, вносят доски пола, циновки, шкуры для постелей, утварь, и, наконец,  чум покрывают. Казалось бы, всё просто. Но есть свои тонкости. Место для чума должно  быть чистым  и удалённым от наклонённых деревьев. Ставят его в основном  муж с женой, им помогают дети.           В чистом поле, в заснеженном море стоит круглый дом и дыра в небо в  нём. 13 Среди гор камыши под одной шапкой стоят. Семь змей выпрямились, и друг с другом сцепились. Старика – волшебника то одевают, то раздевают. Сто (своих) товарищей переметнули. Совсем без углов дом. Кем построен он, И кто живёт в нём? Сорок  братьев за одну трубу держатся.                        Пословицы, поговорки и загадки о рыбаках и  рыбках.                   Жизнь народов Севера тесно связана с реками.  Реки сибирские дают людям  разнообразную рыбу и являются основными средствами передвижения. С  водой и водяными духами северные народы связали свою жизнь, своё  благополучие. Ханты с большим почтением относятся к реке Обь. В давние  времена этих людей называли остяками – ась­ях «люди Большой реки», люди  Оби».            Они считали, что в Оби, как и в других реках, живёт дух – хозяин реки.  Зовут его Ас–Ики – обской старик. Весной, в дни вскрытия рек, люди  чествовали обского старика. Дух реки почти всегда вызывал у людей страх и  вместе с тем почтение и удивление. Он боится солнечного света и поэтому  живёт на дне больших рек. О своём появлении заявлял большими волнами и  даже мог перевернуть лодку того, кто не соблюдает обрядов, связанных с его  почитанием.          У хантов налим, щука и осётр – священные рыбы. Эти рыбы нельзя  разделывать женщинам, их разделывают мужчины. Перечислю несколько  загадок и пословиц о рыбах и о рыбаках.         Без рук ,без ног ходит и следов не видно. Живая – глаза смотрят, умрёт – глаза смотрят.  (рыба) Вся, как слиток серебра, я, На волнах плещусь играя. 14 Серебро моё не звонко И к тому же слишком тонкою.   (нельма) За жабры не возьмёшь, За хвост не вернёшь.   (налим)   У родителей, их деток Вся одежда из монеток.    (чешуя карасей) Сам мал, силой не взял; На боках веснушки, на спине колючки. С головы красен, с хвоста опасен.    (ёрш) Словно кто­то для затей В озёра набросал «лаптей», Много их в моих сетях, Бьются, искрятся в глазах.   (караси) В воде играет, а на земле умирает. Что это такое?  (рыба)                  Пословицы и  поговорки. Поешь рыбки – будут ноги прытки. Рыба мелка, да уха сладка. Без костей рыбы не бывает. У охотника  дым густой, да живот пустой, а у рыбака рубаха грязна, да уха  горяча. Выводы В ходе своей работы мы познакомилась с пословицами и с поговорками  (словесные методы) народа ханты, которые отличаются от пословиц и  поговорок других народов.            Выяснили, что язык ханты обладает неисчислимым богатством загадок  на самые разнообразные темы.         Загадки раскрывают образные представления наших предков об  окружающей природе, о природных явлениях, о диких и домашних животных.  Раскрывают быт хантов:  жильё и предметы домашнего обихода, труда.           Записали загадки, которые услышала от своей бабушки. Мы считаем, что, изучая фольклор своего народа, мы больше узнаем о своих  предках, о том, как они жили, что их волновало, что их в жизни было главным.          В семьях хантов фольклор является частью традиционной  педагогической культуры, где воспитание сводится к любви, пониманию  природы, бережному отношению к ней. Умению выжить в суровых северных  условиях.   15               Список источников информации        1.  В. Т. Кудрявцев, Р. Г. Решетникова.             Ребёнок и декоративно – прикладное искусство обских угров. ­ Москва 200        2.  Е. Г. Сусой.             Из глубины веков. – Тюмень 1994г.          3.  З. Н. Куприянова.              Ненецкий фольклор. ­ Ленинград 1960г.          4.  Л. А. Ядрошникова. Использование обско­угорского фольклора на уроках чтения,  литературы и родного языка, природоведения, экологии. – Ханты­Мансийск 2004г.          5.  Мифология, фольклор и литература Ямала. Хрестоматия 5 ­ 7 классы.             Составители: Ю. И. Попов, Н. В. Цымбалистенко. – Тюмень 2002г.

Исследовательские работы учащихся

Исследовательские работы учащихся

Исследовательские работы учащихся

Исследовательские работы учащихся

Исследовательские работы учащихся

Исследовательские работы учащихся

Исследовательские работы учащихся

Исследовательские работы учащихся

Исследовательские работы учащихся

Исследовательские работы учащихся

Исследовательские работы учащихся

Исследовательские работы учащихся

Исследовательские работы учащихся

Исследовательские работы учащихся

Исследовательские работы учащихся

Исследовательские работы учащихся

Исследовательские работы учащихся

Исследовательские работы учащихся

Исследовательские работы учащихся

Исследовательские работы учащихся

Исследовательские работы учащихся

Исследовательские работы учащихся

Исследовательские работы учащихся

Исследовательские работы учащихся

Исследовательские работы учащихся

Исследовательские работы учащихся

Исследовательские работы учащихся

Исследовательские работы учащихся

Исследовательские работы учащихся

Исследовательские работы учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2018