Исследовательский проект «Дети, участники войны, наши ровесники»
Оценка 5

Исследовательский проект «Дети, участники войны, наши ровесники»

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа +1
3 кл—6 кл
24.10.2021
Исследовательский проект «Дети, участники войны, наши ровесники»
Проект «Дети, участники войны, наши ровесники» позволит сформировать у детей 9-12 лет: любовь к своей семье, родной стране; чувство толерантности к людям разных национальностей; начала патриотизма и гражданственности; положительную самооценку, осознание роста своих достижений, самоконтроль и ответственность за свои действия и поступки; опыт сотрудничества, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, коммуникативные умения; творческую активность и любознательность.
проект дети войны.docx

Управление образования администрации

Новокузнецкого муниципального района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Куйбышевская  основная общеобразовательная школа»

 

 

 

 

«Дети, участники войны,

наши ровесники»

 

Исследовательский проект

 

 

 

обучающиеся 3 класса

Е.В. Стасишина, учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 «Не зная прошлого нельзя любить настоящее, думать о будущем» (С.Михалков).

 Поэтому главной целью проекта стало возрождение и сохранение духовно-нравственных ценностей, приобщение школьников к историческому прошлому Родины. Наш проект «Дети, участники войны, наши ровесники» - вклад в подготовку к празднованию 75-летия Великой Победы, дань глубокого уважения и благодарности целому поколению – поколению детей войны.  Проект - это новый способ получения учащимися знаний о жизни детей и подростков в годы Великой Отечественной войны, предполагающий обязательную совместную работу детей и взрослых (педагогов, родителей). В результате работы над проектом учащиеся узнают о жизни детей в годы Великой Отечественной войны, с помощью взрослых найдут ответы на вопросы: как события Великой Отечественной войны отразились на судьбах детей?

Проект «Дети, участники войны, наши ровесники» позволит сформировать у детей 9-12 лет: любовь к своей семье,  родной стране; чувство толерантности к людям разных национальностей; начала патриотизма и гражданственности; положительную самооценку, осознание роста своих достижений, самоконтроль и ответственность за свои действия и поступки; опыт сотрудничества, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, коммуникативные умения; творческую активность и любознательность.  Работа над проектом помогает удовлетворить познавательный интерес учащихся, побуждает к поиску дополнительной информации, обогащает их жизненный опыт в ходе решения практических задач.

Материалы можно использовать на уроках литературного чтения и окружающего мира, внеклассных мероприятиях, во время внеурочной деятельности, как  в начальных классах, так и в среднем звене.

 

Актуальность темы заключается в том, что современные дети мало знакомы с историей страны.  В учебной литературе начальных классов очень мало произведений на военную тему.  Людей, переживших войну, помнящих это страшное время, становится все меньше, а их воспоминания чаще всего не записаны. Как сохранить память о подвиге народа в военное время?

Цель: Создание условий для  формирования у обучающихся  любви к своей Родине, чувства гордости за героическое прошлое своего народа на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, об участии в ней детей.

Задачи:

1.     Познакомить детей с боевыми традициями нашего народа, воспитывать уважение к защитникам Родины и к памяти погибших;

2.     Формировать у обучающихся  и их родителей интереса к изучению истории, к жизни сверстников детей, которые воевали, трудились, погибли в годы войны;

3.     Способствовать расширению круга общения.

Основные направления

-  тематические экскурсии в краеведческий музей и центральную городскую библиотеку г. Новокузнецка;

-   тематические встречи в ДК п. Рассвет

исследовательские и творческие работы учащихся.

Продукт проектной деятельности

Альбом  «Дети, участники войны, наши ровесники»

Гипотеза: каждый ребёнок, переживший войну – герой!

Участники проекта: обучающиеся 3 класса, классный руководитель Е.В.Стасишина, родители класса.

Методы исследования: чтение и анализ книг, размышления, наблюдение, беседа, экскурсии, участие в мероприятиях, сбор информации, обобщение, фотографирование.

 

Основная часть

I. Подготовительный этап

1.     Постановка цели и задач проекта.

2.     Знакомство с художественной литературой: рассказами, стихами, песнями.

3.     Совместная работа (учитель, дети, родители) над планом по решению поставленных задач.

4.     Просмотр документальных, художественных фильмов, мультфильмов.

II. Основной этап

1. Тематическая экскурсия «Город Новокузнецк во время войны» в краеведческий музей г. Новокузнецка. (Приложение 1)

2. Посещение Центральной городской библиотеки им. Н. В. Гоголя на мероприятие «Дети, участники войны, наши ровесники». (Приложение 2)

3. Подготовка индивидуального сообщения о герое, участнике войны. (совместно с родителями)

4. Классный час на тему: «Дети, участники войны, наши ровесники». (Приложение 3)

 

 

 

 

 

 

Ход занятия
(Звучит фонограмма сообщения «От Советского Информбюро»)

Даша

Что случилось, скажи, мне ветер

Что за боль у тебя в глазах

Разве солнце не так же светит,

Или вянут травы в садах

Илья

Почему люди все на рассвете

Вдруг застыли, раскрыв глаза

Что случилось, скажи нам, ветер,

Неужели это война?
Учитель:  

- Вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая война. Можно сосчитать, сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война. Сразу взрослели дети, на их плечи легла непосильная ноша.

- Ответьте, что такое в вашем понимании «война»?

(дети отвечают, затем читают по листочкам слова и прикрепляют на доску)

- Война- это смерть, боль, слёзы матерей, унижение, голод, разруха. Всё это наравне со взрослыми пережили и дети.
(Фоном звучит спокойная музыка)

Лера 
Война прошлась по детским судьбам грозно, 
Всем было трудно, трудно для страны, 
Но детство изувечено серьёзно: 
Страдали тяжко дети от войны…
Их называли – ДЕТИ ВОЙНЫ.

Учитель
- Что же о них знаем мы?

Таня 
Была земля жестокой и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У них и детства не было отдельно,
А были вместе детство и война.
Сергей
Был серебряным смех девчонок.
Но его заглушила война.
А седины ребячьих челок…
Разве этому есть цена?
Дети войны...Как  же выжили вы?
Дети войны...Устоять как смогли?

Учитель

- Вместе с взрослыми сотни тысяч детей стали бойцами Великой Отечественной войны. Они рвались на фронт, многие уходили в партизаны. Стояли в одном строю с отцами и старшими братьями. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, отдавали жизнь за то, чтобы мы могли спокойно расти,  учиться и жить.  За мужество и отвагу, проявленные в годы войны более 3,5 млн. мальчишек и девчонок были награждены орденами и медалями Советского Союза. 7000 удостоены звания Героя Советского Союза. Все они сражались с врагом плечом к плечу со взрослыми, и погибли, освобождая родную землю от захватчиков. 
(На экране портреты, дети выступают с докладами)

Ярослав

Лёня Голиков. Разведчик 67-го отряда 4-й Ленинградской партизанской бригады. Когда началась война, Леня добыл винтовку и ушел в партизаны. Худенький, небольшого роста, он выглядел еще младше всех 14-ти летних. Притворяясь нищим, Леня ходил по деревням, собирая необходимые данные о расположении фашистских войск и о количестве их боевой техники, а затем передавал эти сведения партизанам. Участвовал в 27 боевых операциях, истребил 78 немецких солдат и офицеров, взорвал 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, подорвал 9 автомашин с боеприпасами. 12 августа в новом районе боевых действий бригады Леня разбил легковую автомашину, в которой находился генерал-майор инженерных войск Ричард Виртц, направляющийся из Пскова на Лугу.  За этот подвиг Леня был представлен к высшей правительственной награде - медали "Золотая звезда" и званию Героя Советского Союза.

Соня Л.

Марат Казей   Участник партизанского отряда. Один из его громких подвигов был совершен в марте 1943 г, когда, благодаря ему, был спасен целый партизанский отряд. Марат Казей смог прорваться сквозь кольцо врага и привести подмогу. Враг был разбит, а его товарищи спасены. За проявленные в боях и диверсиях смелость, отвагу и совершенные им подвиги, в конце 1943 г, 14-летний Марат Казей был награжден тремя высокими наградами: медалями «За боевые заслуги», «За отвагу» и орденом Отечественной войны 1-й степени.

Алина

Валя Котик Партизан-разведчик, самый юный Герой СССР. Когда немцы заняли село Хмелевка Шепетовского района Каменец-Подольской области Украины, где жил Валя, мальчишка тайком собирал оружие, боеприпасы и передавал их партизанам. Он вёл собственную маленькую войну: рисовал и расклеивал на видных местах карикатуры на фашистов.  Валя со своими сверстниками получили первое настоящее боевое задание от партизан: ликвидировать начальника полевой жандармерии. Поручение было успешно выполнено: начальник жандармерии и семеро немецких солдат погибли; порядка 30 человек были ранены. В октябре 1943 года Валя разведал место нахождения подземного телефонного кабеля гитлеровской ставки, который вскоре был подорван. Также мальчик участвовал в уничтожении шести железнодорожных эшелонов, склада. В 1958 году Валентину Котику присвоено звание Героя Советского Союза.

Маша

Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя. Работая посудомойкой в столовой, где питались офицеры направленные на курсы переподготовки, Зина отравила еду. Самой ей тогда чудом удалось избежать смерти и ответственности. Немцы заставили её есть из тарелки с отравленным супом. Она бестрепетно взяла ложку и съела немного супа, таким образом отведя от себя подозрения. От яда её спасала бабушка с помощью народных средств. Крепкий организм справился, и девочка выжила. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина сумела схватить пистолет следователя и застрелить его самого и ещё двух немцев, присутствовавших при допросе. Попытка бегства не удалась, Зине выстрелили в ногу. А когда она попыталась застрелить себя последним патроном, пистолет дал осечку…      Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. Зине Портновой, в 1958 году присвоили звание Героя Советского Союза.

Учитель

- Не меньше страданий пришлось пережить и тем детям, которые оказались на оккупированных фашистами территориях. Оккупанты уничтожали поселки, расстреливали и вешали жителей.

(просмотр отрывка из мультфильма «Воспоминание»)

Степан

Родился Серёжа в деревне Грынь Калужской области. Война вошла в жизнь мальчика, когда ему было всего 5 лет. Семью расстреляли. Серёжу спасла соседка, которая буквально вытолкнула его в окно и наказала бежать в лес. Неделю Сергей блуждал по лесу. Питался подножным кормом, пил из луж, замерзал по ночам и слабел, слабел, слабел… В один из дней, когда у него уже не было сил не то чтобы идти, а даже стоять, на него наткнулись разведчики Они взяли его с собой.  Командир полка майор Михаил Данилович Воробьёв решил оставить мальчугана в части. Серёжа  стал сыном полка. Серёже справили самую настоящую форму, и стал он выглядеть как заправский солдат. Хотя его и не пускали на передний край, полку он помогал. Был посыльным, подносил бойцам разные нужные вещи, которые мог поднять в силу своего возраста: воду, патроны, гранаты. В перерывах между боями веселил бойцов песнями и частушками. Вместо автомата Сергею выдали бинокль – и не зря: глазастый мальчуган несколько раз замечал врага в тот момент, когда опытные разведчики упускали его из виду. Полк, в котором находился Серёжа, принимал участие в Сталинградской битве. Начался авианалёт. Все бойцы попрятались и не заметили, что одна из бомб угодила прямо в укрытие. Заметил это лишь Серёжа. Несмотря на взрывы, он подбежал к разрушенному блиндажу. Мальчик прямо под бомбёжкой побежал за подмогой и привёл сапёров, которые разобрали брёвна и спасли всех, кто оказался под завалом. После этого мальчику торжественно вручили медаль «За боевые заслуги».

Ваня.

Саша Кондратьев перед войной был самым обыкновенным мальчишкой, в школе учился, помогал старшим в колхозе и мечтал стать летчиком... Словно сразу повзрослев, стал бороться с оккупантами и мальчик Саша. Вместе с верным другом Костей он отыскал в лесу после боя мины, а потом подложил их под мельницу, а в соседнем селе - под дом, где расположились фашисты. Собирал и хранил в тайнике оружие, а отец потом переправлял его к партизанам. Вместе с мамой Саша укрывал бойцов, бежавших из плена, ухаживал за ранеными красноармейцами и все время рвался в настоящий бой. Неподалеку от деревни был аэродром врага. Укрывшись поблизости с ручным пулеметом в руках, Саша ждал.., И когда «мессершмитт» поднялся в воздух, Саша расстрелял его пулеметными очередями. Самолет рухнул за лес, но уже спешил к Саше староста. Он все это видел и сразу донес на Сашу гитлеровцам. Сашу расстреляли.

Лиза

Уходили мальчики – на плечах шинели,
Уходили мальчики – храбро песни пели,
Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики, где – не знали сами…

Илья

В марте 1943-го москвич Саня Колесников сбежал со школьных уроков и отправился на фронт.  Добравшись почти до самого фронта, Саша встретил танкиста Егорова, который привёл пацана к своему командиру. Но тот велел отправить мальца в тыл. Сашка всю ночь думал как ему быть, утром, выбрался из блиндажа и стал пробираться в лес. И вдруг произошёл налёт вражеской авиации. Наши зенитчики подбили один бомбардировщик, он задымил и стал падать. От горящего самолёта отделился пилот-парашютист и приземлился… прямо на Сашку. Купол парашюта накрыл обоих. Когда лётчик увидел мальчика, то стал доставать пистолет. Сашка изловчился и бросил ему в глаза горсть земли. Немец на какое-то время потерял зрение и стал стрелять вслепую. На помощь мальчишке примчался сержант Егоров. Завязалась борьба. Крепкий немец стал душить русского солдата…И задушил бы, если бы не Саша Колесников… Вот так в двенадцать лет Александр Колесников был зачислен сыном полка И получил свою первую боевую награду – медаль «За отвагу». Солдаты сразу полюбили Сашу за его смелость и решительность, а также за какую-то, не по годам, взрослую серьёзность. Сашка часто ходил в разведку с серьёзными заданиями. Все с уважением называли его Сан Санычем. Сашка Колесников стал прототипом героя фильма «Это было в разведке». Сан Саныч Колесников прожил долгую жизнь. Он скончался в 2001 году в Москве, в возрасте 70 лет.

 

 

Даша

Аркадий мечтал о небе, когда был еще совсем мальчишкой. Отец мальчика был лётчиком. Когда началась война, он пошел работать на авиационный завод, потом на аэродром и пользовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Летчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолет на свой аэродром. После этого Аркадию разрешили всерьез учиться летному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно.  Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолет, подбитый фашистами.  Под сильнейшим минометным огнем Аркадий приземлился, перенес летчика к себе, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды.

Таня

Василий Курка снайпер. На вид совсем юноша, он был настоящим воином. На счету защитника — 179 уничтоженных солдат и офицеров, на счету его учеников — более 600. Изо дня в день Курка отправлялся на «охоту». К сентябрю 42-го на его счету была уже 31 победа, и он по праву считался одним из лучших стрелков дивизии. О заслугах талантливого стрелка не уставали писать фронтовые газеты.  В 1943 году командование дивизии решило отправить молодого снайпера на офицерские курсы, после окончания которых, вчерашний ефрейтор Курка вернулся в полк в звании младшего лейтенанта. Ему доверили командование взводом, и 18-летний снайпер стал учителем для начинающих стрелков.

Соня Ч.

Глаза девчонки семилетней,
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней, – молчит в ответ.
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.

Арина

Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю Богданову погибшей. Ей даже памятник поставили. Ей не было ещё и десяти лет, когда Надя стала партизанкой.  Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты. Первый раз её схватили, когда вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Надю партизаны нашли во рву живой... Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение. Спустя 15 лет услышала Надя по радио, как её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь...  Только тогда и объявилась Надя...

Учитель

Дети войны - и веет холодом,

Дети войны - и пахнет голодом,

Дети войны - и дыбом волосы

На челках детских седые волосы…

Земля омыта слезами детскими,

Детьми советскими и не советскими.

Какая разница, где был под немцами,

В Дахау, Лидице или Освенциме

Их кровь алеет на плацах маками.

Трава поникла, где дети плакали.

Дети войны - боль отчаянна,

И сколько надо им минут молчания!

- Объявляется минута молчания. (метроном)

Даша

Войны я не видел, но знаю,
Как трудно народу пришлось,
И голод, и холод, и ужас -
Всё им испытать довелось.
Илья
Пусть мирно живут на планете,
Пусть дети не знают войны,
Пусть яркое солнышко светит!
Мы дружной семьёй быть должны!

(Ребята оформляют плакат «Наши ровесники»).

5. Оформление  альбома «Дети, участники войны, наши ровесники».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итоги всей работы, мы пришли к выводу, что и на фронте, и  в отдалённом от фронта крае, во время войны детям жилось тяжело. В своей исследовательской работе, мы пришла к однозначному выводу, что дети войны заслуживают внимание со стороны общества.

Мы думаем, что наш материал может пригодиться не только для уроков истории и краеведения, но и для проведения классных часов, диспутов по воспитанию у учащихся чувства патриотизма и любви к своей Родине, уважения к старшему поколению.

В  классе необходимо продолжать работу по патриотическому воспитанию. Знакомить учащихся с людьми, чье детство прошло в военные годы.

Литература

 

1.     Рассказы о детях во время войны.

2.     Дети-герои Великой Отечественной войны. Рассказы. – М: Дрофа-Плюс,2005г.

3.     Интернет-ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

     Приложение 1

 

В Новокузнецком краеведческом музее ребята посетили экспозицию «Новокузнецк во время войны». Там они узнали, как жили, учились и работали на заводах дети  во время войны. Какие тяготы и лишения приходилось терпеть совсем ещё юным труженикам тыла.

        

Ребята внимательно слушали рассказ экскурсовода о героях  Кузбасса  Великой Отечественной войны. С большим удовольствием составляли объёмную картину из кубиков с фотографиями города во время войны.

 

 

Приложение 2

 

   

Ребят нашего класса пригласили в Центральную городскую библиотеку им. Н.В.Гоголя. Встреча была на тему: «Дети, участники войны, наши ровесники».

     

После небольшой  увлекательной  обзорной экскурсии по залам библиотеки, ребята с огромным вниманием слушали интересный доклад о юных героях Великой отечественной войны. С замиранием сердца смотрели документальные кадры военных лет и слушали рассказы очевидцев.

Приложение 3

 

 

 

 

 

 

Каждый ученик в классе со своими родителями подготовил индивидуальное сообщение о герое, участнике войны. После чего прошёл классный час «Дети, участники войны, наши ровесники», где ребята с восхищением рассказывали о жизни  и подвигах  своих сверстников.

         

                                                      

В рамках внеурочной    деятельности ребята оформили плакат «Дети войны»

 

Завершением всей проделанной  работы послужило  оформление  альбома «Дети, участники войны, наши ровесники».


 

Скачано с www.znanio.ru

Управление образования администрации

Управление образования администрации

Введение «Не зная прошлого нельзя любить настоящее, думать о будущем» (С

Введение «Не зная прошлого нельзя любить настоящее, думать о будущем» (С

Актуальность темы заключается в том, что современные дети мало знакомы с историей страны

Актуальность темы заключается в том, что современные дети мало знакомы с историей страны

Основная часть I. Подготовительный этап 1

Основная часть I. Подготовительный этап 1

Ход занятия (Звучит фонограмма сообщения «От

Ход занятия (Звучит фонограмма сообщения «От

Учитель - Что же о них знаем мы?

Учитель - Что же о них знаем мы?

Участвовал в 27 боевых операциях, истребил 78 немецких солдат и офицеров, взорвал 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, подорвал 9 автомашин с боеприпасами

Участвовал в 27 боевых операциях, истребил 78 немецких солдат и офицеров, взорвал 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, подорвал 9 автомашин с боеприпасами

В 1958 году Валентину Котику присвоено звание

В 1958 году Валентину Котику присвоено звание

В один из дней, когда у него уже не было сил не то чтобы идти, а даже стоять, на него наткнулись разведчики

В один из дней, когда у него уже не было сил не то чтобы идти, а даже стоять, на него наткнулись разведчики

Саше староста. Он все это видел и сразу донес на

Саше староста. Он все это видел и сразу донес на

Даша Аркадий мечтал о небе, когда был еще совсем мальчишкой

Даша Аркадий мечтал о небе, когда был еще совсем мальчишкой

Как будто ей не семь, не восемь,

Как будто ей не семь, не восемь,

Объявляется минута молчания. (метроном)

Объявляется минута молчания. (метроном)

Заключение Подводя итоги всей работы, мы пришли к выводу, что и на фронте, и в отдалённом от фронта крае, во время войны детям жилось тяжело

Заключение Подводя итоги всей работы, мы пришли к выводу, что и на фронте, и в отдалённом от фронта крае, во время войны детям жилось тяжело

Приложение 1 В Новокузнецком краеведческом музее ребята посетили экспозицию «Новокузнецк во время войны»

Приложение 1 В Новокузнецком краеведческом музее ребята посетили экспозицию «Новокузнецк во время войны»

Приложение 2 Ребят нашего класса пригласили в

Приложение 2 Ребят нашего класса пригласили в

Приложение 3 Каждый ученик в классе со своими родителями подготовил индивидуальное сообщение о герое, участнике войны

Приложение 3 Каждый ученик в классе со своими родителями подготовил индивидуальное сообщение о герое, участнике войны

Завершением всей проделанной работы послужило оформление альбома «Дети, участники войны, наши ровесники»

Завершением всей проделанной работы послужило оформление альбома «Дети, участники войны, наши ровесники»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2021