Исследовательский проект "Как сохранить зрение"
Оценка 4.8

Исследовательский проект "Как сохранить зрение"

Оценка 4.8
docx
09.03.2020
Исследовательский проект "Как сохранить зрение"
проект как сохранить зрение.docx

 

 

Направление: естествознание.

Тема: «Как сохранить зрение?»

 

 

Оглавление

 

I.Введение  ……………………………………………………………3

II.Основная часть

1.Строение глаза………………………………………………………5

2.Причины ухудшения зрения……………………………………….8

3.Правила бережного отношения к зрению…………………………10

III.Заключение…………………………………………………………12

Литература……………………………………………………………..13

Приложение……………………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   

      Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в мире 45 миллионов человек лишены зрения и еще 135 миллионов страдают различными дефектами зрения. По имеющимся прогнозам число слепых людей на нашей планете к 2020 году увеличится до 75 млн человек, а слабовидящих - до 200.

Число абсолютно слепых россиян на сегодняшний день составляет порядка 100 тыс. человек. В общей сложности, по данным Российского научного общества офтальмологов, в России проживает более миллиона слепых и слабовидящих людей, из них детей -100%-х инвалидов по зрению - примерно 34 тысячи (данные на 2009 год). Основные причины заболеваний органа зрения - воспалительные заболевания (около 4 млн случаев); травмы (около 2 миллионов); близорукость (более 1,5 миллиона); глаукома (более 770 тысяч).

 

Статистика состояния зрения у населения:

•        Проблемы со зрением есть у 30% жителей планеты.

•        Практически у каждого второго жителя России есть какое-либо нарушение зрения.

•        В мегаполисах какое-либо нарушение зрения - у 80% жителей.

•        Число инвалидов по зрению в России - до 500 тыс. человек.

По данным общероссийской статистики: среди первоклассников близоруких – 4%, среди школьников 3-х классов – 10%. В 9-м классе этим заболеванием страдают уже 16% мальчиков и девочек, и часто в высокой степени!      Среди выпускников школ нарушения зрения  имеются уже у 40% подростков.

 

      Нас очень удивила такая тревожная статистика, и мы решили более подробно изучить вопрос о сохранении зрения. Поэтому возникла идея разработать проект по данной теме.

   

  Тема проекта: «Как сохранить зрение?»

      Цель: изучить вопрос  о том, как сохранить зрение, т.е. здоровье глаз.

 

 Задачи:

1.     Изучить литературу по теме.

2.     Выяснить  причины ухудшения зрения.

3.     Познакомиться с правилами бережного отношения к зрению.

4.     Создать буклет «Береги зрение!»

 

 Методы исследования:

1.     Подбор и анализ литературы.

2.     Беседа-интервью.

3.     Практические опыты.

4.     Анкетирование.

 

Объект исследования: глаза как органы зрения.

 

Предмет исследования: бережное отношение к своему зрению.

 

Гипотеза: предположим, если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить хорошее зрение надолго.

 

 




 

 

 

Строение глаза

Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком. Большая его часть расположена в специальном углублении, которое называется глазница или орбита. Снаружи глаз покрыт прозрачной тонкой оболочкой – роговицей. Мы видим сквозь роговицу, как сквозь прозрачное стекло. Роговица покрывает цветную часть глаза – радужную оболочку. Интересно, что почти все дети рождаются с голубыми глазами. У некоторых из них глаза так и остаются голубыми навсегда, у других глаза изменяют цвет, когда ребенку исполняется несколько месяцев. Отчего это зависит?  Цвет глаз зависит от пигмента радужной оболочки, который называется «меланин». Количество меланина определяет цвет глаз. Большое количество этого пигмента создает темные глаза (черные, карие и светло-карие), а меньшее количество формирует светлые (зеленые или голубые). Цвет глаз может меняться в течение жизни. Иногда вскоре после рождения цвет глаз меняется со светлого на темный. Это связано с накоплением меланина в радужной оболочке. [5]

В центре радужной оболочки находится черный кружок, который называется зрачком. Именно через него внутрь глаза проходит свет. Если свет яркий, зрачок сужается, а если свет слабый, тусклый – расширяется. В центре глаза, позади радужной оболочки и зрачка, расположена овальная линза – хрусталик. Он похож на линзу фотоаппарата и так же, как она, пропускает через себя свет. Для того чтобы сформировать изображение, хрусталик изменяет свою форму, становясь то более выпуклым, то более плоским. Свет сначала проходит через роговицу и зрачок, затем через хрусталик, потом сквозь прозрачную жидкость, заполняющую глазное яблоко внутри и, наконец, в самой дальней части глазного яблока достигает сетчатки. Сетчатка – именно та часть глаза, с помощью которой мы видим. Сетчатка покрывает заднюю часть глазного яблока так же плотно, как обои покрывают стены комнаты. Она так же важна, как пленка в фотоаппарате. Если в фотоаппарате нет пленки, то никакой фотографии не получится. То же самое с глазами: если бы в них не было сетчатки, мы бы ничего не видели. Когда свет достигает сетчатки, она передает сигнал по особому (зрительному) нерву в специальной отдел мозга. А когда наш мозг получает сигнал, мы, наконец, видим то, на что смотрят наши глаза. На сетчатке есть два вида светочувствительных клеток. Одни похожи на палочки, другие – на колбочки. Колбочки воспринимают цвет, причем они могут это делать только тогда, когда светло. Днем работают колбочки, а палочки отдыхают. С наступлением сумерек колбочки сменяют палочки, поэтому в темной комнате мы можем различать предметы, но не можем определить цвета. А если включить свет, то колбочки сразу примутся за работу, чтобы мы могли определить, что какого цвета. Работает палочка за счет того, что в ней содержится витамин А, а колбочка за счет того, что в ней содержится йод. Поэтому для того чтобы мы видели свет и цветное изображение необходимо употреблять продукты содержащие эти вещества. [1]

Подбирая материал в Интернете, мы нашли интересную информацию, в которой были представлены опыты по выявлению некоторых функций глаза. Мы их провели и поделились выводами с одноклассниками.

Опыт № 1:

Я посадила на стул свою подругу Алину, направила на нее настольную лампу. При ярком свете зрачки сужаются. Выключаю настольную лампу – зрачки расширяются.

Делаем вывод:

Зрачок регулирует количество света, если света недостаточно он автоматически расширяется, если света вполне достаточно он сужается.

Опыт № 2:

Сделала трубочку из картона. Поднесла ее к левому глазу. Подняла правую руку и держала ее перед правым глазом, ладонью к себе. Смотрела одним глазом в трубу,   не закрывая при этом другой глаз.

Результат:

Мне показалось, что у меня на ладони дырка. Это потому, что глаза видят два разных изображения: ладонь и то, что я вижу через трубу. Но мозг старается совместить оба изображения,  поэтому,  получается обманчивая картина.

Делаем вывод: глаза видят разное изображение, но мозг объединяет и делает единое изображение.

Опыт № 3:

Зашла в темную комнату и попробовала увидеть любимую игрушку, находящуюся в комнате. Первые 2 минуты не видно собственной руки, но уже через 5-10 минут картина прояснилась,  и я смогла разглядеть нужную мне  вещь.

Делаем вывод: связано это с тем, что в темноте колбочки не работают, а палочки начинают работать в 200-400 раз сильнее и лучше воспринимать свет. Поэтому в темноте мы видим облик предмета и не видим его цвет.[9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Причины ухудшения зрения

 

Изучив строение глаза, мы поняли, насколько важную функцию выполняют органы зрения при восприятии окружающего мира, насколько необходимо сохранить это чудо природы.

   Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Зрение дает людям 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, в повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. Потеря зрения, особенно в детском возрасте – это трагедия. Плохое зрение ограничивает возможности осуществлять мечты, снижает качество жизни, физического развития ребенка.

Дети страдают от необходимости носить очки, их общение со сверстниками затрудняется.

Поэтому нам необходимо знать причины ухудшения зрения и как его сохранить.

Мы отправились за помощью к нашему доктору Размысловой Галине Николаевне, у которой мы каждый год проходим медицинский осмотр, в том числе, проверяем зрение.

 

Для начала мы узнали из беседы, какова статистика состояния зрения ребят Кириллинской средней школы. Оказалось, что на данное время из 33 учащихся школы, с 1-го по 11-ый класс, трое имеют нарушение зрения. А это подтверждает статистику по стране – около 10%. И все ребята учатся в среднем и старшем звене. Среди учеников 1-4 классов (8 детей) нет ребят с нарушением зрения. Это даёт нам шанс сохранить своё зрение.  

Далее Галина Николаевна подробно ответила на наши вопросы о причинах ухудшения зрения. (Приложение 1).

Отягощенная наследственность, плохая экология, врожденные или приобретенные заболевания - таковы причины, из-за которых у ребенка может снижаться острота зрения.

Есть и другие причины: длящиеся часами мультфильмы, компьютерные игры, перегрузки в школе. Главная причина - неправильный режим дня. Прежде всего, речь идет о переизбытке сидячих зрительно-нагружающих занятий по сравнению с другими видами деятельности. Дети должны достаточное количество времени гулять (не менее 2-3 часов для 7-9 лет), хорошо высыпаться (не менее 10 часов для того же возраста), очень желательны занятия спортом (предпочтительно плаванием).

Изучив литературу, побеседовав с врачом, мы поняли, что очень важно бережно относиться к своим глазам, и нам стало интересно: а знают ли об этом наши одноклассники? Мы решили провести анкетирование «Как я забочусь о своих глазах» для ребят нашего класса. (Приложение 2)

По результатам анкетирования  делаем вывод: все ребята начальной школы имеют зрение без каких-либо нарушений, потому что, не имея врождённых заболеваний и плохой наследственности, проживая в условиях хорошей экологии, заботятся о своём зрении.

На основе полученных результатов мы с Ниной Александровной  решили, что всем ребятам нашей школы необходимо подробно рассказать о причинах, приводящих к потере зрения и о правилах, которые они должны знать, чтобы сохранить здоровье глаз.

 

 

 

 

 

 

 

Правила бережного отношения к зрению

 

1.     Большую часть времени мы проводим за письменным столом в школе или дома. Поэтому необходимо подобрать стол и стул,  соответствующие своему росту.

2.     При выполнении уроков не наклоняйтесь близко к тетради, книге - помни о своей осанке.

3.     Достаточное освещение – обязательное условие для зрительной работы (чтения, письма, рукоделия и т. п.) Работая за письменным столом предпочтительнее естественный дневной свет, падающий на стол слева и спереди, а для левши справа и спереди. Если его недостаточно, то используется искусственное освещение - это настольная лампа и общий свет. Включать общий свет нужно, чтобы не было резкого контраста между ярко освещенной поверхностью стола и темной комнатой, чтобы глазам не приходилось приспосабливаться к различной степени освещенности.

4.     Нельзя читать лежа, так как не удается зафиксировать текст, и глаза быстро утомляются.

5.     Питание должно быть разнообразным и полноценным, должно включать растительную и животную пищу богатую витаминами.

6.     Регулярно проверяйте свои глаза, посещайте окулиста не реже чем раз в год. Регулярная проверка зрения специалистом поможет выявить возможные проблемы на самых ранних стадиях и принять меры профилактики задолго до того, как проблемы с вашими глазами, как говорится, станут видны невооруженным глазом. Врач подскажет также возможные методы коррекции зрения.

7.     Особое внимание уделите правилам просмотра телевизора и работе за компьютером.

8.     Если приходится долго читать или писать, не забывайте делать гимнастику для глаз. Она очень проста. Давать отдых глазам обязательно. Поработали минут 20-25 напряженно, посмотрите вдаль, в окно на небо. Что мы и делаем на каждом уроке.

 

Следует отметить, что наши правила оказались верными, о чем подтвердила  врач, Галина Николаевна.

Чтобы глаза стали лучше видеть, необходимо тренировать глазные мышцы.  Из этого следует, что практически любой человек может полностью восстановить зрение с помощью упражнений для глаз. Упражнения простые, но довольно эффективные:

1.     Упражнение для укрепления мышц глаз. Сядьте, крепко зажмурьте глаза на 3-5 секунд, затем откройте глаза на такое же время. Повторите упражнение 6-8 раз.

2.     Упражнение для снижения утомления при длительной работе на близком расстоянии (чтении, письме). Встаньте. Посмотрите перед собой 2-3 секунды, затем, поднесите палец на 25-30 см перед глазами и смотрите на него 3-4 секунды. Опустите руку. Повторите упражнение 10-12 раз.

3.     Упражнения, укрепляющие мышцы глаз, выполняют стоя. Держите палец правой руки на расстоянии 25-30 см от глаз и смотрите на конец пальца 3-5 секунд. Затем повторить то же самое с левой рукой.

4.     На уроке после 25-30 минут работы можно выполнять простое упражнение: закройте глаза и посидите 1 минуту, поморгать глазами 30 секунд, посмотреть неподвижно на одну точку 30 секунд, посмотри вверх и быстро переведи глаза вниз, в стороны, а потом вверх-вниз, вправо-влево.[7]

 

С помощью Нины Александровны мы создали буклет «Берегите зрение!» (Приложение 3) и презентацию «Как сохранить зрение».

Заключение

 

Проведя исследование, мы выяснили причины ухудшения зрения, научились бережно относиться к своим глазам, вовремя помогать им при переутомлении.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить здоровье надолго, полностью подтвердилась. Если долго и усердно помогать своим глазам, то можно сохранить свое зрение. А самое главное, если зрение ухудшилось, то его можно поправить, соблюдая простые правила.

Нам очень хотелось бы, чтобы наше исследование помогло ребятам сохранить  и укрепить свое зрение на долгие годы. Ведь потерять зрение легко, а сохранить сложно и иногда уже поздно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.     Большая Детская Энциклопедия. - АСТ  «Астрель», 2000. – с.140-144 

2.     Детская энциклопедия. Я познаю мир. Медицина. – М.: «АСТ», 1996. – с.229-232

3.     http://www.alenushka-ds.ucoz.ru/

4.     http://www.lekron.ru/

5.     http://www.medpulse.ru/

6.     http://www.sila-priroda.ru/

7.     http://www.studm.md/ 

8.     http://www.viki.rdf.ru/

9.     http://www.zrenimed.com/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Интервью в больнице с фельдшером села Кириллино  Размысловой Г.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Анкетирование

Анкета  «Как я забочусь о своих глазах»

 

Вопросы

ДА

НЕТ

1. Всегда читаю сидя.

8

 

2. Делаю перерывы во время чтения.

8

 

3. Слежу за посадкой при письме.

8

 

4. Делаю уроки при хорошем освещении.

8

 

5. Делаю гимнастику для глаз

 

8

6. Часто бываю на свежем воздухе.

8

 

7. Употребляю в пищу растительные продукты.

8

 

8. Смотрю только детские передачи по телевизору.

8

 

9.Не играю долго в игры на компьютере и телефоне.

8

 

10. Оберегаю глаза от попадания в них инородных тел.

8

 

11. Каждый год проверяю свое зрение у врача.

8

 

 

 

Приложение 3

 

Буклет

 

Упражнения для глаз

1. Упражнение "Бабочка". Голова неподвижна, работаем только глазами. "Рисунок" должен получаться максимально возможного размера в пределах лица, но мышцы глазных яблок не перенапрягайте, следите за состоянием!

Взгляд переводим в такой последовательности: в нижний левый угол, в верхний правый угол, в нижний правый угол, в верхний левый угол. А теперь наоборот: в нижний правый, в верхний левый, в нижний левый и в верхний правый угол.

Никогда не щурьтесь, никогда не открывайте глаза очень широко! Все это создает напряжение, которое противопоказано!

2. Упражнение для глаз "Восьмерка". Глазами опишите горизонтальную восьмерку или знак бесконечности максимального размера в пределах лица. В одну сторону несколько раз, затем в другую. Поморгайте часто-часто, легко-легко.

3. Упражнение "Большой круг". Выполняем круговые движения глазными яблоками. Голова остается неподвижной. Представьте перед собой циферблат золотого цвета. Этот цвет способствует восстановлению зрения. Медленно ведите взгляд, отмечая каждую цифру на воображаемом циферблате. Сначала в одну сторону, затем в другую.

 

 

Правила

1.     Телевизор

Для детей до 7 лет общая продолжительность просмотра телевизора не должна превышать 30-40 минут в день. В старшем возрасте - до 1.5-3 часов. Расстояние до телевизора должно составлять 5 диагоналей экрана. 

.

2.     Компьютер

Знакомство ребенка с компьютером начинается не ранее 7 лет.

Если известно, что в семье есть отягощенная наследственность, то следует проявлять твердость. Если с этим все спокойно, то рекомендуемое офтальмологами время за компьютером для детей 7-9 лет - около 15 минут в день. Для детей старше 10 лет это время доводят постепенно до 1.5 часов в день с обязательными перерывами. В перерывах необходимо делать упражнения для глаз.

 

3.     Учебные нагрузки

Обучение чтению, рисованию и занятие другими малоподвижными видами деятельности должно обязательно сменяться активными мигательными упражнениями на свежем воздухе.



4.     Чтение

При чтении расстояние от глаз до книги должно быть не менее 30-33 см. 
Страницы книги должны быть хорошо освещены сверху и слева. Чем младше ребенок, тем более строгими должны быть полиграфические требования к книгам, которые включают следующее: неяркий фон, буквы не должны быть белыми на черном или цветном фоне, шрифт только с засечками, большие поля, прописные буквы не менее 4 мм (в 3-4 классе)

5.     Питание

Фаворит - морковь. Кроме морковки, рекомендуют чернику, хурму, курагу, помидоры, облепиху, рябину и другую растительную пищу.


 

Скачано с www.znanio.ru

Направление: естествознание.

Направление: естествознание.

Введение Согласно данным

Введение Согласно данным

Тема проекта: «Как сохранить зрение?»

Тема проекта: «Как сохранить зрение?»

Строение глаза Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком

Строение глаза Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком

Если в фотоаппарате нет пленки, то никакой фотографии не получится

Если в фотоаппарате нет пленки, то никакой фотографии не получится

Мне показалось, что у меня на ладони дырка

Мне показалось, что у меня на ладони дырка

Причины ухудшения зрения Изучив строение глаза, мы поняли, насколько важную функцию выполняют органы зрения при восприятии окружающего мира, насколько необходимо сохранить это чудо природы

Причины ухудшения зрения Изучив строение глаза, мы поняли, насколько важную функцию выполняют органы зрения при восприятии окружающего мира, насколько необходимо сохранить это чудо природы

Отягощенная наследственность, плохая экология, врожденные или приобретенные заболевания - таковы причины, из-за которых у ребенка может снижаться острота зрения

Отягощенная наследственность, плохая экология, врожденные или приобретенные заболевания - таковы причины, из-за которых у ребенка может снижаться острота зрения

Правила бережного отношения к зрению 1

Правила бережного отношения к зрению 1

Если приходится долго читать или писать, не забывайте делать гимнастику для глаз

Если приходится долго читать или писать, не забывайте делать гимнастику для глаз

Заключение Проведя исследование, мы выяснили причины ухудшения зрения, научились бережно относиться к своим глазам, вовремя помогать им при переутомлении

Заключение Проведя исследование, мы выяснили причины ухудшения зрения, научились бережно относиться к своим глазам, вовремя помогать им при переутомлении

Литература 1. Большая

Литература 1. Большая

Приложение 1 Интервью в больнице с фельдшером села

Приложение 1 Интервью в больнице с фельдшером села

Приложение 2 Анкетирование

Приложение 2 Анкетирование

Приложение 3 Буклет Упражнения для глаз 1

Приложение 3 Буклет Упражнения для глаз 1

Учебные нагрузки Обучение чтению, рисованию и занятие другими малоподвижными видами деятельности должно обязательно сменяться активными мигательными упражнениями на свежем воздухе

Учебные нагрузки Обучение чтению, рисованию и занятие другими малоподвижными видами деятельности должно обязательно сменяться активными мигательными упражнениями на свежем воздухе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2020