Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Луганской Народной Республики «Великосуходольский учебно-воспитательный комплекс №23»
«Лучше умереть стоя, чем жить на коленях»
Долорес Ибаррури
Исследовательский проект
Работу выполнила
Стогниева Дарина Максимовна,
ученица 6 класса
ГБОУ ЛНР Великосуходольский УВК №23
Руководитель
Селиванова Лариса Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
с. Великий Суходол, 2024год
Введение
Война – это страшное слово,
Война – это смерти людей.
И люди лишаются крова,
И жёны теряют мужей.
Стогниева Дарина
Война… Какое маленькое слово, всего пять букв, а сколько в нём горя, страданий, слёз и смертей! Очень страшно, когда погибают люди, когда разрушаются дома, когда мирные жители теряют близких и родных навсегда. Страшно, когда наши отцы, взяв оружие, идут защищать родные дома, своих детей, свою родную землю и не возвращаются больше никогда.
22 февраля 2024 года на Донбассе началась специальная военная операция. Много мужчин из нашего села ушли защищать свою Родину. Некоторые из них – выпускники нашей школы, не вернулись домой, а отдали свою жизнь за наше мирное небо.
23 февраля 2023 года в нашей школе открывали парту памяти Телевного Александра Альбертовича. На торжественной линейке присутствовала вся школа и родные Александра Альбертовича: жена Ирина Николаевна с дочерьми. С Софией, старшей дочерью Александра Альбертовича, я училась в одной школе, но как мало я знала об этой семье. Мне захотелось больше узнать о них и о герое – Александре Альбертовиче.
Цель работы: собрать сведения о своем земляке Телевном Александре Альбертовиче.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
ü изучить семейный архив семьи Телевных;
ü встретиться с людьми, хорошо знавшими Александра (одноклассниками, классным руководителем, женой);
ü обобщить собранный материал.
Гипотеза исследования: мой земляк был защитником Родины, для него было важным: умереть стоя, чем жить на коленях.
Объект исследования: судьба героя-освободителя Телевного Александра Альбертовича.
Предмет исследования: вклад нашего односельчанина в победу над нацистской тиранией.
Методы исследования: изучение семейного архива, беседы с родственниками, анализ и обобщение собранной информации.
1. Биография Телевного Александра Альбертовича
Телевный Александр Альбертович родился 15 мая 1984 г. в с. Великий Суходол Краснодонского района. В 1991 г. пошел в 1-й класс. В школе был активным учеником, небезразличным ко всем начинаниям. Имел много друзей. Принимал активное участие в жизни класса и школы, ни один праздник не обходился без его участия. Дружил со спортом, любил путешествовать по местам боевой славы и тропинкам родного края. Ещё, будучи школьником, Саша потерял отца. Забота о семье, маме и младшей сестре, стали необходимость и дали возможность рано повзрослеть. В 2002 г. окончил 11 классов Великосуходольской средней школы Краснодонского районного совета Луганской области. После школы Александр пошел служить в армию, где получил медаль «За образцовую службу». В 2008 г. окончил Луганский кооперативный техникум по специальности «Товароведение и коммерческая деятельность». В 2019 г. году поступил в Луганский Государственный Аграрный Институт на агрономический факультет.
Сразу после армии начал работать и параллельно учиться. Сначала работал на шахте «Северная» подземным горнорабочим, через год перевелся на службу в органы внутренних дел, после был старшим продавцом в магазине электроники, был трактористом в ООО «Перемога», также работал слесарем-ремонтником в санатории-профилактории «Восточный», затем в последние годы своей жизни занимал должность заведующего хозяйством. Где бы ни работал Александр – всегда пользовался уважением окружающих людей.
20 сентября 2013 года женился. Вместе с молодой женой Ириной жили дружно, уважали друг друга, помогали и поддерживали, когда было нужно. 25.11.2013 года в семье Телевных родилась первая дочь - София, а 30.09.2020 года – вторая дочь - Вероника. Александр заботился о своих девочках и очень ими гордился, а девочки постоянно радовали его.
С начала военной операции на Донбассе, работая в санатории-профилактории «Солнечный», мог получить бронь, как и другие сотрудники. Но Александр, после болезни, обратился в военкомат и был призван добровольцем на защиту родной земли.
14.04.2022 году в ходе боевых действий, в городе Рубежное, геройски погиб, за что был награжден посмертно медалью «За боевые заслуги».
Невосполнимая потеря пришла в семью Телевных, в его родное село, школу. Чтобы увековечить память о своём выпускнике Телевном Александре Альбертовиче по решению Совета школы была открыта Парта героя, которая будет находиться в классе, где учился Александр, и за ней будут обучаться самые лучшие ученики школы.
2. Из воспоминаний близких людей
2.1. Воспоминания классного руководителя Секириной А.Б.
Со словами глубокой скорби вспоминала об Александре классный руководитель Секирина Алла Брониславовна : «Телевный Саша… Невыносимо больно говорить о том, что он был… Мой ученик, мой воспитанник, мой выпускник – был? Какая страшная несправедливость! Какая жестокая правда!
В течение семи лет я входила в класс, где меня встречали мои дети и где за одной из парт сидел он, славный рыженький мальчик, всегда приветливый, с открытым лицом, добрым взглядом.
Каким был Саша? Наверное, прежде всего, нужно сказать, что был он прилежен, учился хорошо. Учеба давалась ему без особого труда, потому что был он способным, ответственным, целеустремленным.
Саша всегда был очень добросовестным. Ему можно было поручить любое дело в полной уверенности, что оно будет выполнено в срок и хорошо.
Когда он учился в пятом классе, у него умер папа. И он, совсем еще мальчишка, не сломался – наоборот, стал в чем-то опорой для своей мамы и маленькой сестренки, стал мужчиной в доме. Ему пришлось рано повзрослеть.
Позитивный, доброжелательный, отзывчивый, воспитанный, общительный, трудолюбивый, обладающий внутренней и внешней культурой, чувством собственного достоинства. Надежный друг, рядом с которым его друзьям было легко и комфортно. Это все об Адександре!
А каким он был актером! Забыть невозможно, как он читал стихи, или играл ярмарочного Петрушку на школьном мероприятии, или пародировал Снегурочку на новогоднем празднике!
Мы общались иногда с Александром и после того, как он окончил школу. Все в его жизни было, как будто как у многих: отслужил в армии, работал, помогал своей семье, общался с друзьями, встречался с девушками. Но в нем всегда было то, что составляло его личность: он всегда к чему-то стремился, искал себя, пробовал свои силы в разных сферах деятельности. В нем была жажда жизни! В последние годы, как он говорил в беседах, он решил стать агрономом. Александр был по натуре своей созидателем. Ему важно было найти занятие по душе. К сожалению, мечте Саши не суждено было осуществиться.
Но он многое в своей жизни сделал. Был заботливым сыном, любящим мужем, трепетным отцом для своих дочек. С гибелью Александра для его родных, близких, друзей, односельчан опустела земля…».
2.2.Из воспоминаний заместителя директора по учебно-воспитательной работе , отделения детский сад, Вьюновой Татьяны Владимировны, одноклассницы Александра.
«Из воспоминаний моей школьной жизни Телевный Александр был моим одноклассником с начальной школы. Очень светлый и добрый мальчик с лучистыми глазами и весёлым выражением лица. Волосы пшенично-русые, как чистый шёлк, пышные. Наверное, ни одного изъяна невозможно было найти в его характере. Он был энергичным и жизнерадостным, всегда делился своим хорошим настроением и заряжал положительной энергией окружающих.
Саша был разносторонним человеком, умеющим слушать и слышать. Он быстро находил общий язык с людьми, а лучшим другом в классе у него был Алексей Крамаруха.
Ребята в классе относились к Саше дружелюбно, сравнивая его с солнечным человеком, он мог развеселить шуткой, порадовать окружающих своим лучистым настроением.
В учёбе не проявлял активности и лидерства, но никогда не отставал от других ребят. Дисциплину не нарушал, соблюдал все нормы поведения. Никогда не отрывался от коллектива. Принимал активное участие в жизни класса и школы, ходил в походы и участвовал в классных вечеринках. Однажды на классное мероприятие кто-то из ребят принёс арбуз, и мы приняли решение – съесть его, но не знали, как это сделать? И тогда Саша предложил разбить его и съесть ложками – это было очень весело и незабываемо!
На Сашу всегда можно было положиться, он был надёжным товарищем.
Поле окончания школы мы часто встречались. Он никогда не проходил мимо, всегда интересовался моими делами и успехами. Его позитивное настроение всегда меня поражало. Несмотря ни на что, он всегда был весел и счастлив.
Таким человеком он остался в моей памяти».
2.3. Из воспоминаний Сенчуковой Натальи Викторовны, одноклассницы Александра Альбертовича.
Советник директора школы по воспитанию Сенчукова Наталья Викторовна, одноклассница Александра, с трепетом делится воспоминаниями о своём однокласснике.
«Пролетели быстро и незаметно школьные годы. Но одноклассники мои всегда рядом со мной, мы всегда вместе.
Вот перед моими глазами высокий, светловолосый парнишка. Это Саша Телевный. Таким он и остался в моей памяти: добрый, отзывчивый. Он всегда готов был прийти на помощь девчонкам, защитить их.
Мне припоминается один случай: мы экспромтом решили пойти весной в лес, это было после занятий. У нашего Саши, как всегда, оказались бутерброды и вкуснейший компот. Всем поровну! Никто не остался в обиде. Если кого-то обидели – Санек уже находит добрые слова, утешает.
Таким он останется в нашей памяти навсегда…»
2.4. Из воспоминаний жены Телевной Ирины Николаевны
«Знакомство с Сашей было случайным, когда я училась на 2-м курсе Луганского медицинского училища. Произошло оно спонтанно, не видя друг друга, по телефону. Я жила на квартире с однокурсницей, которая была с Великого Суходола, где проживал и Саша.
После первого знакомства мы уже не расставались. Жили дружно, вместе радовались рождению дочек, хранили семейные традиции.
Саша был очень обязательным человеком, никогда не прятался за спины других. Нежный, добрый, заботливый – таким он останется навсегда в моей памяти».
3. Заключение
Выбранная мной тема исследовательской работы не только актуальна, но и интересна и имеет практическую значимость. В наше время, когда идут боевые действия на Донбассе, когда льётся кровь невынных детей и наших отцов, тема патриотизма каждой семьи будет вдохновлять молодое поколение на бескорыстную любовь к своей Родине, своему народу, своей стране.
Благодаря этому проекту я смогла узнать подробнее о Телевном Алесандре Альбертовиче, «Парта Героя» которого находится в нашем классе. За ней имеют возможность сидеть дети, которые учатся на «отлично». И я буду стремиться учиться так, чтобы сидеть за этой партой. Данная работа доказала, что в нашем селе есть выпускник, которым мы гордимся. Память о нем служит нам примером силы, отваги, мужества и любви к своей Родине.
Нам, подрастающему поколению, необходимо чтить память о погибших, уважать тех, кто остался жив, трепетно относиться к их воспоминаниям.
Я считаю, что в этой работе я собрала и обощила материал о судьбе и подвиге Телевного А.А., моего земляка, участника СВО. С этой работой я выступила перед своими одноклассниками и на школьной линейке.
Гипотеза, поставленная в начале работы, нашла подтверждение: «Донбасс нельзя поставить на колени». Все люди, живущие на Донбассе, готовы умереть гордо и независимо, чем приспосабливаться и жить в унижении. И мы с гордостью будем хранить память о погибших защитниках Отечества. Теме войны я посвятила стихотворение:
Война
Война – это страшное слово,
Война – это смерти людей.
И люди лишаются крова,
И жёны теряют мужей.
Война разрушает жилища,
Коверкает судьбы детей.
Чернеют вокруг пепелища,
Нарушен закон: «Не убей!»
Для всех – это боль, испытанье,
И голод, и слёзы, и страх.
И этому нет оправданья,
Пускай не надеется враг.
Войны мы с тобой не забудем!
Оборваны жизни, мечты.
Мы помнить всегда о ней будем,
И истины эти просты.
Приложение №1
Фото из семейного архива. Детские годы
Школьные годы
Воинская служба
Памяные даты
Семейные праздники
Открытие «Парты героя»
Заслуженная награда
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.