Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
Наименование секции/подсекции: естественнонаучное
Исследовательский проект: «Математические софизмы»
Автор работы:
ученик 7В класса
Руководитель работы:
2019 г.
Содержание
Введение …………………………………………………………….. стр. 3
Глава 1. Теоретическая часть …………………………………….. .. стр. 4
1.1. Что такое софизм и история появления софизмов…………. стр. 5
1.2. Что такое математические софизмы. Виды софизмов ……...стр. 6
Глава 2. Практическая часть ………………………………………...стр.7
2.1. Примеры софизмов ……………………………………………стр. 7
2.2. Основные ошибки в софизмах………………………………..стр. 9
2.3. Где используют математические софизмы? …………………стр. 10
Заключение…………………………………………………………. .стр. 11
Источники информации …………………………………………….стр. 12
Приложение …………………………………………………………стр. 13
Введение
«Дважды два равно пяти», «Два равно трем» - каждый из нас слышал такие фразы хоть раз в жизни. На самом деле, таких примеров можно привести много, но что все они обозначают? Кто их выдумал? Имеют ли они какое-нибудь логическое объяснение или же это лишь вымысел? Именно эти вопросы я хочу рассмотреть в своей работе, название которой «Математические софизмы».
Неслучайно я выбрал именно математические софизмы (хотя бывают и логические, и словесные). Они, как мне кажется, более интересны, имеют четкое логическое объяснение, кроме того, с математическими софизмами мы встречаемся намного чаще, чем с обычными.
Эта тема сейчас актуальна, потому что софизм - это обман.
Проблема: мне хотелось бы узнать, смогу ли я путём некоторых рассуждений ввести окружающих в заблуждение, т.е. под силу ли мне составить математический софизм.
Цель: Узнать, что такое математические софизмы.
Задачи проекта:
1. Познакомиться с понятием – софизм.
2. Узнать виды математических софизмов.
3. Рассмотреть примеры математических софизмов.
4. Понять где используются математические софизмы.
Гипотеза: софизм – это обман.
Объёкт исследования: софизмы, их виды.
Предмет исследования: математические софизмы.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Что такое софизм?
Софизм (от греч. sophisma – уловка, выдумка, головоломка), формально кажущееся правильным, но по существу ложное умозаключение, основанное на преднамеренно неправильном подборе исходных положений.
История появления софизмов
Возникновение софизмов обычно связывается с философией софистов, которые жили в Древней Греции (V—IV вв. до нашей эры). Эта философия их обосновывала и оправдывала. Однако софизмы существовали задолго до философов-софистов. Причём наиболее известные и интересные из софизмов были сформулированы позднее в сложившихся под влиянием Сократа философских школах. Вообще принято считать, что термин «софизм» впервые ввел Аристотель, охарактеризовавший софистику как мнимую, а не действительную мудрость.
Софистика – направление философии, которое возникло в V-IV вв. до н.э. в Греции и стало очень популярным в Афинах.
Софистами называли платных «учителей мудрости», которые учили граждан риторике, искусству слова, приёмам ведения спора, красноречию. Наиболее известна деятельность старших софистов, к которым относят Протагора из Абдеры, который говорил: «Я обучаю людей риторике, а это и есть гражданское искусство». Одна из основных задач софистов заключалась в том, чтобы научить человека доказывать (подтверждать или опровергать) все, что угодно, выходить победителем из любого интеллектуального состязания. Для этого они разрабатывали разнообразные логические, риторические и психологические приемы.
Софисты считали, что истина субъективна, то есть у каждого человека своя истина, человек сам создает себе истину и сам же её оценивает, поэтому в суждениях об истине очень много личного. Справедливость, как и истина, у каждого человека тоже своя, а значит, о каждой вещи можно судить двояко, то есть о каждой вещи есть два противоположных мнения. Софисты учили людей оценивать одно и то же событие, как положительное и как отрицательное одновременно, таким образом, они приучали людей к широте взглядов. Они утверждали, что все в мире субъективно и относительно. Если признать эту идею справедливой, то тогда софистического искусства будет вполне достаточно для победы в любой дискуссии: побеждает не тот, кто находится на стороне истины, а тот, кто лучше владеет приемами полемики.
1.2. Что такое математические софизмы?
Математический софизм – удивительное утверждение, в доказательстве которого кроются незаметные, а подчас и довольно тонкие ошибки. Очень часто понимание ошибок в софизме ведет к пониманию математики в целом, помогает развивать логику и навыки правильного мышления. Если нашел ошибку в софизме, значит, ты ее осознал, а осознание ошибки предупреждает от ее повторения в дальнейших математических рассуждениях. Софизмы не приносят пользы, если их не понимать. Виды математических софизмов: арифметические софизмы, алгебраические софизмы, геометрические софизмы. Математические софизмы развивают наблюдательность и вдумчивость, приучают тщательно следить за точностью математических рассуждений.
Алгебраические софизмы
Алгебра — один из больших разделов математики, принадлежащий наряду с арифметикой и геометрией к числу старейших ветвей этой науки. Задачи, а также методы, отличающие её от других отраслей математики, создавались постепенно, начиная с древности. Алгебра возникла под влиянием нужд общественной практики, в результате поисков общих приёмов для решения однотипных арифметических задач. Приёмы эти заключаются обычно в составлении и решении уравнений. Т.е. алгебраические софизмы – намеренно скрытые ошибки в уравнениях и числовых выражениях.
Геометрические софизмы
Умозаключения или рассуждения, обосновывающие какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, связанное с геометрическими фигурами и действиями над ними.
Арифметические софизмы
Это числовые выражения имеющие неточность или ошибку, незаметную с первого взгляда.
Глава 2. Практическая часть
2.1. Примеры алгебраических и арифметических софизмов
Пример 1 «Один рубль равен 10000 копеек»
1 р. = 10 000 к.
Возьмём верное равенство:
1 р. = 100 к.
Возведём его по частям в квадрат.
Мы получим: 1 р. = 10 000 к.
Вопрос: В чём ошибка?
Ответ: Возведение в квадрат величин не имеет смысла. В квадрат возводятся только числа.
Пример 2 «Пять равно шести»
5=6
Попытаемся доказать, что 5 = 6. С этой целью возьмём числовое тождество:
35 + 10 – 45 = 42 + 12 – 54.
Вынесем общие множители левой и правой частей за скобки.
Получим:
5 (7 + 2 – 9) = 6 (7 + 2 – 9).
Разделим обе части этого равенства на общий множитель (заключённый в скобки).
Получаем 5=6
Вопрос: В чём ошибка?
Ответ: Общий множитель (7 + 2 – 9)= 0, а делить на 0 нельзя.
Пример №3 «Дважды два – пять»
4:4=5:5
4∙(1:1)=5∙(1:1)
(2∙2)∙(1:1)=5∙ (1:1)
2∙2=5
Ответ: Ошибка сделана при вынесении общих множителей 4 из левой части и 5 из правой. Действительно, 5:5=1:1, но 5:5≠5(1:1).
Пример №4 «Пять равно одному»
Из чисел 5 и 1 вычтем одно и тоже число 3.
5-3 = 1-3
2 = -2
(2)² =(-2)²
4 = 4
Значит, должны быть равны и исходные числа
5 = 1.
Ответ: из равенства квадратов двух чисел не следует, что сами эти числа равны.
Пример №5 (софизм составленный мной) «Пять равно десяти»
Возьмем тождество
265+155-420=530+310-840
В каждой части вынесем за скобки общий множитель:
5∙ (53+31-84)=10 ∙
(53+31-84)
Т.к в скобках одинаковые множители,
то 5=10
Ответ: (53+31-84) = 0 - общий множитель, а на 0 делить нельзя
2.2. Основные ошибки в софизмах
•Деление на 0;
•Неправильные выводы из равенства дробей;
•Неправильное извлечение квадратного корня из квадрата выражения;
•Нарушения правил действия с именованными величинами;
•Путаница с понятиями “равенства” и “эквивалентность” в отношении
множеств;
•Проведение преобразований над математическими объектами, не
имеющими смысла;
•Неравносильный переход от одного неравенства к другому;
•Выводы и вычисления по неверно построенным чертежам;
•Ошибки, возникающие при операциях с бесконечными рядами и
предельным переходом.
2.3. Где используют математические софизмы?
1. На уроках, чтобы сделать их более интересными, для создания проблемных ситуаций;
2. В домашних задачах, для более осмысленного понимания материала, пройденного на уроках (найти ошибку в МС, придумать свои МС);
3. При проведении различных математических соревнований, для разнообразия;
4. На занятиях факультативов, для более глубокого изучения тем математики;
5. При написании реферативных и исследовательских работ.
Заключение
О математических софизмах можно говорить бесконечно много, как и о математике в целом. Изо дня в день рождаются новые парадоксы, некоторые из них останутся в истории, а некоторые просуществуют один день. Софизмы есть смесь философии и математики, которая не только помогает развивать логику и искать ошибку в рассуждениях. Буквально вспомнив, кто же такие были софисты, можно понять, что основной задачей было постижение философии. Но, тем не менее, в нашем современном мире, если и находятся люди, которым интересны софизмы, в особенности математические, то они изучают их как явление только со стороны математики, чтобы улучшить навыки правильности и логичности рассуждений.
Понять софизм как таковой (решить его и найти ошибку) получается не сразу. Требуются определенный навык и смекалка. Что касается меня, то некоторые софизмы приходилось разбирать по нескольку раз, чтобы действительно в них разобраться, некоторые же наоборот, казались очень простыми. Развитая логика мышления поможет не только в решении каких-нибудь математических задач, но еще может пригодиться в жизни.
Исторические сведения о софистике и софистах помогли мне разобраться, откуда же все-таки началась история софизмов. По началу, я думал, что софизмы бывают исключительно математические. Причем в виде конкретных задач, но, начав исследование в этой области, я понял, что софистика-это целая наука, а именно математические софизмы - это лишь часть одного большого течения.
«Решайте задачи и не бойтесь трудностей.
Преодоление их вам доставит не только глубокое удовлетворение,
но и большую радость, так как «в математике есть своя красота,
как в поэзии и музыке»
Н.Е.Жуковский
Источники информации
1. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», М, 2004г
2. Горячев Д.Н., Воронец А.Н. «Задачи, вопросы и софизмы для любителей математике», М., 1966.
3. Лямин А.А. «Математические парадоксы и интересные задачи», М., (1911г.) 2010 г.
4. Мадера А. Г. , Д.А. Мадера «Математические софизмы», Москва, «Просвещение», 2003г.
5. «Математические софизмы», Москва, «Просвещение», 2003г.
6. Новосёлов М.М. «Абстракция множества парадокс Рассела». «Вопросы философии. 2003г. №7.
Интернет - ресурсы:
https://ru.wikipedia.org/
http://pрtcloud.ru/
http://anadra.ru/sitemath/
https://ru.wikipedia.org/wiki
Приложение
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.