Исследовательский проект "Математические софизмы"
Оценка 5

Исследовательский проект "Математические софизмы"

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
математика
6 кл—7 кл
16.12.2021
Исследовательский проект "Математические софизмы"
«Дважды два равно пяти», «Два равно трем» - каждый из нас слышал такие фразы хоть раз в жизни. На самом деле, таких примеров можно привести много, но что все они обозначают? Кто их выдумал? Имеют ли они какое-нибудь логическое объяснение или же это лишь вымысел? Именно эти вопросы я хочу рассмотреть в своей работе, название которой «Математические софизмы».
проект Математические софизмы.docx

Управление образования Артемовского городского округа

Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа № 1»

 

 

 

Наименование секции/подсекции: естественнонаучное

 

 

 

 

Исследовательский проект:  «Математические софизмы»

 

 

 

 

                                                                              Автор работы:  

                                                                         ученик 7В класса

 

 

 

                                                     Руководитель работы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019 г.

Содержание

Введение …………………………………………………………….. стр.  3      

Глава 1. Теоретическая часть …………………………………….. .. стр. 4

1.1.          Что такое софизм и история появления софизмов…………. стр. 5

1.2.    Что такое математические софизмы. Виды софизмов ……...стр. 6

Глава 2. Практическая часть ………………………………………...стр.7

2.1.    Примеры софизмов ……………………………………………стр. 7

2.2.    Основные ошибки в софизмах………………………………..стр. 9

2.3.    Где используют математические софизмы? …………………стр. 10

Заключение…………………………………………………………. .стр. 11

Источники информации …………………………………………….стр. 12

Приложение …………………………………………………………стр. 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

«Дважды два равно пяти», «Два равно трем» - каждый из нас слышал такие фразы хоть раз в жизни. На самом деле, таких примеров можно привести много, но что все они обозначают? Кто их выдумал? Имеют ли они какое-нибудь логическое объяснение или же это лишь вымысел? Именно эти вопросы я хочу рассмотреть в своей работе, название которой  «Математические софизмы».

 Неслучайно я выбрал именно математические софизмы (хотя бывают и логические, и словесные). Они, как мне кажется, более интересны, имеют четкое логическое объяснение, кроме того, с математическими софизмами мы встречаемся намного чаще, чем с обычными.

Эта тема сейчас актуальна, потому что софизм - это обман.

Проблема: мне хотелось бы узнать, смогу ли я путём некоторых рассуждений ввести окружающих в заблуждение, т.е. под силу ли мне составить математический софизм.

Цель: Узнать, что такое математические софизмы. 

Задачи проекта:                                           

1.     Познакомиться с понятием – софизм.

2.     Узнать виды математических софизмов.

3.     Рассмотреть примеры математических софизмов.

4.     Понять где используются математические софизмы.

Гипотеза: софизм – это обман.

Объёкт исследования: софизмы, их виды.

Предмет исследования: математические софизмы.

 

 

Глава 1. Теоретическая часть

1.1.          Что такое софизм?

Софизм (от греч. sophisma – уловка, выдумка, головоломка), формально кажущееся правильным, но по существу ложное умозаключение, основанное на преднамеренно неправильном подборе исходных положений. 

История появления софизмов

Возникновение софизмов обычно связывается с философией софистов, которые жили в Древней Греции (V—IV вв. до нашей эры). Эта философия их обосновывала и оправдывала. Однако софизмы существовали задолго до философов-софистов. Причём наиболее известные и интересные из софизмов были сформулированы позднее в сложившихся под влиянием Сократа философских школах. Вообще принято считать, что термин «софизм» впервые ввел Аристотель, охарактеризовавший софистику как мнимую, а не действительную мудрость.

Софистика – направление философии, которое возникло в V-IV вв. до н.э. в Греции и стало очень популярным в Афинах. 

Софистами называли платных «учителей мудрости», которые учили граждан риторике, искусству слова, приёмам ведения спора, красноречию. Наиболее известна деятельность старших софистов, к которым относят Протагора из Абдеры, который говорил: «Я обучаю людей риторике, а это и есть гражданское искусство». Одна из основных задач софистов заключалась в том, чтобы научить человека доказывать (подтверждать или опровергать) все, что угодно, выходить победителем из любого интеллектуального состязания. Для этого они разрабатывали разнообразные логические, риторические и психологические приемы.

Софисты считали, что истина субъективна, то есть у каждого человека своя истина, человек сам создает себе истину и сам же её оценивает, поэтому в суждениях об истине очень много личного. Справедливость, как и истина, у каждого человека тоже своя, а значит, о каждой вещи можно судить двояко, то есть о каждой вещи есть два противоположных мнения. Софисты учили людей оценивать одно и то же событие, как положительное и как отрицательное одновременно, таким образом, они приучали людей к широте взглядов. Они утверждали, что все в мире субъективно и относительно. Если признать эту идею справедливой, то тогда софистического искусства будет вполне достаточно для победы в любой дискуссии: побеждает не тот, кто находится на стороне истины, а тот, кто лучше владеет приемами полемики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.          Что такое математические    софизмы?

Математический софизм – удивительное утверждение, в доказательстве которого кроются незаметные, а подчас и довольно тонкие ошибки. Очень часто понимание ошибок в софизме ведет к пониманию математики в целом, помогает развивать логику и навыки правильного мышления. Если нашел ошибку в софизме, значит, ты ее осознал, а осознание ошибки предупреждает от ее повторения в дальнейших математических рассуждениях. Софизмы не приносят пользы, если их не понимать. Виды математических софизмов: арифметические софизмы, алгебраические софизмы, геометрические софизмы. Математические софизмы развивают наблюдательность и вдумчивость, приучают тщательно следить за точностью математических рассуждений.

Алгебраические софизмы

Алгебра — один из больших разделов математики, принадлежащий наряду с арифметикой и геометрией к числу старейших ветвей этой науки. Задачи, а также методы, отличающие её от других отраслей математики, создавались постепенно, начиная с древности. Алгебра возникла под влиянием нужд общественной практики, в результате поисков общих приёмов для решения однотипных арифметических задач. Приёмы эти заключаются обычно в составлении и решении уравнений. Т.е. алгебраические софизмы – намеренно скрытые ошибки в уравнениях и числовых выражениях.

Геометрические софизмы

Умозаключения или рассуждения, обосновывающие какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, связанное с геометрическими фигурами и действиями над ними.

Арифметические софизмы

Это числовые выражения имеющие неточность или ошибку, незаметную с первого взгляда.

Глава 2. Практическая часть

2.1. Примеры алгебраических и   арифметических софизмов

Пример 1 «Один рубль равен 10000 копеек»

1 р. = 10 000 к.

 Возьмём верное равенство:

1 р. = 100 к.

Возведём его по частям в квадрат.

Мы получим: 1 р. = 10 000 к.

Вопрос:  В чём ошибка?

Ответ:  Возведение в квадрат величин не имеет смысла. В квадрат возводятся только числа.

Пример 2 «Пять равно шести»

5=6

Попытаемся доказать, что 5 = 6. С этой целью возьмём числовое тождество:

35 + 10 – 45 = 42 + 12 – 54.

Вынесем общие множители левой и правой частей за скобки.

Получим:

 5 (7 + 2 – 9) = 6 (7 + 2 – 9).

 Разделим обе части этого равенства на общий множитель (заключённый в скобки).

Получаем 5=6

Вопрос:  В чём ошибка?

Ответ: Общий множитель (7 + 2 – 9)= 0, а делить на 0 нельзя.

Пример №3 «Дважды два – пять»

 

4:4=5:5

4∙(1:1)=5∙(1:1)

(2∙2)∙(1:1)=5∙ (1:1)

2∙2=5

Ответ: Ошибка сделана при вынесении общих множителей 4 из левой части и 5 из правой. Действительно, 5:5=1:1, но 5:5≠5(1:1).

 

Пример №4  «Пять равно одному»

 

Из чисел 5 и 1 вычтем одно и тоже число 3.

5-3 = 1-3

2 = -2

(2)² =(-2)²

4 = 4
Значит, должны быть равны и исходные числа

5 = 1.

Ответ: из равенства  квадратов двух чисел не следует,  что сами эти числа равны.

 

Пример №5 (софизм составленный мной) «Пять равно десяти»

 

Возьмем тождество

265+155-420=530+310-840

В  каждой  части вынесем за скобки общий множитель:

5∙ (53+31-84)=10 ∙ (53+31-84)
Т.к в скобках одинаковые множители,

то 5=10

Ответ: (53+31-84) = 0  - общий множитель, а на 0 делить нельзя

2.2. Основные ошибки в софизмах

•Деление на 0;

•Неправильные выводы из равенства дробей;

•Неправильное извлечение квадратного корня из квадрата выражения;

•Нарушения правил действия с именованными величинами;

•Путаница с понятиями “равенства” и “эквивалентность” в отношении

множеств;

•Проведение преобразований над математическими объектами, не

имеющими смысла;

•Неравносильный переход от одного неравенства к другому;

•Выводы и вычисления по неверно построенным чертежам;

•Ошибки, возникающие при операциях с бесконечными рядами и

предельным переходом.


 

2.3. Где используют математические софизмы?

1. На уроках, чтобы сделать их более интересными, для создания проблемных ситуаций;

 2. В домашних задачах, для более осмысленного понимания материала, пройденного на уроках (найти ошибку в МС, придумать свои МС);

3. При проведении различных математических соревнований, для разнообразия;

4. На занятиях факультативов, для более глубокого изучения тем математики;

5. При написании реферативных и исследовательских работ.


 

Заключение

О математических софизмах можно говорить бесконечно много, как и о математике в целом. Изо дня в день рождаются новые парадоксы, некоторые из них останутся в истории, а некоторые просуществуют один день. Софизмы есть смесь философии и математики, которая не только помогает развивать логику и искать ошибку в рассуждениях. Буквально вспомнив, кто же такие были софисты, можно понять, что основной задачей было постижение философии.  Но, тем не менее, в нашем современном мире, если и находятся люди, которым интересны софизмы, в особенности математические, то они изучают их как явление только со стороны математики, чтобы улучшить навыки правильности и логичности рассуждений.

Понять софизм как таковой (решить его и найти ошибку) получается не сразу. Требуются определенный навык и смекалка. Что касается меня, то некоторые софизмы приходилось разбирать по нескольку раз, чтобы действительно в них разобраться, некоторые же наоборот, казались очень простыми. Развитая логика мышления поможет не только в решении каких-нибудь математических задач, но еще может пригодиться в жизни.

Исторические сведения о софистике и софистах помогли мне разобраться, откуда же все-таки началась история софизмов. По началу, я думал, что софизмы бывают исключительно математические. Причем в виде конкретных задач, но, начав исследование в этой области, я понял, что софистика-это целая наука, а именно математические софизмы - это лишь часть одного большого течения.

 

«Решайте задачи и не бойтесь трудностей.

Преодоление их вам доставит не только глубокое удовлетворение,

но и большую радость, так как «в математике есть своя красота,

 как в поэзии и музыке»

Н.Е.Жуковский


Источники информации

1.     «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»,  М, 2004г

2.     Горячев Д.Н., Воронец А.Н. «Задачи, вопросы и софизмы для любителей математике», М., 1966.

3.     Лямин А.А. «Математические парадоксы и интересные задачи», М., (1911г.) 2010 г.

4.     Мадера А. Г. , Д.А. Мадера «Математические софизмы», Москва, «Просвещение», 2003г.

5.     «Математические софизмы», Москва, «Просвещение», 2003г.

6.     Новосёлов М.М. «Абстракция множества парадокс Рассела». «Вопросы философии. 2003г. №7.

         Интернет  - ресурсы:

           https://ru.wikipedia.org/

           http://pрtcloud.ru/

           http://anadra.ru/sitemath/

           https://ru.wikipedia.org/wiki

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

hqdefault.jpg

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Управление образования Артемовского городского округа

Управление образования Артемовского городского округа

Содержание Введение ……………………………………………………………

Содержание Введение ……………………………………………………………

Введение «Дважды два равно пяти», «Два равно трем» - каждый из нас слышал такие фразы хоть раз в жизни

Введение «Дважды два равно пяти», «Два равно трем» - каждый из нас слышал такие фразы хоть раз в жизни

Глава 1. Теоретическая часть 1

Глава 1. Теоретическая часть 1

Справедливость, как и истина, у каждого человека тоже своя, а значит, о каждой вещи можно судить двояко, то есть о каждой вещи есть два противоположных…

Справедливость, как и истина, у каждого человека тоже своя, а значит, о каждой вещи можно судить двояко, то есть о каждой вещи есть два противоположных…

Что такое математические софизмы?

Что такое математические софизмы?

Глава 2. Практическая часть 2

Глава 2. Практическая часть 2

Ответ: Общий множитель (7 + 2 – 9)= 0, а делить на 0 нельзя

Ответ: Общий множитель (7 + 2 – 9)= 0, а делить на 0 нельзя

Основные ошибки в софизмах •Деление на 0; •Неправильные выводы из равенства дробей; •Неправильное извлечение квадратного корня из квадрата выражения; •Нарушения правил действия с именованными величинами;…

Основные ошибки в софизмах •Деление на 0; •Неправильные выводы из равенства дробей; •Неправильное извлечение квадратного корня из квадрата выражения; •Нарушения правил действия с именованными величинами;…

Где используют математические софизмы? 1

Где используют математические софизмы? 1

Заключение О математических софизмах можно говорить бесконечно много, как и о математике в целом

Заключение О математических софизмах можно говорить бесконечно много, как и о математике в целом

Источники информации 1. «Большая энциклопедия

Источники информации 1. «Большая энциклопедия

Приложение

Приложение

Исследовательский проект "Математические софизмы"

Исследовательский проект "Математические софизмы"

Исследовательский проект "Математические софизмы"

Исследовательский проект "Математические софизмы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2021