МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Атланаульская гимназия им. И. Казака» МО «Буйнакский район» 368216 Республика Дагестан Буйнакский район с. Атланаул
|
ИНН: 0507009642 ОГРН: 1030500713616 КПП: 050701001 ОКПО: 58931252 E-mail: Atlanaul@rambler.ru www: http://atlan.dagschool.com/ тел. 8(9064) 47 55 70 |
Исследовательский проект на тему:
«Дизайн и расчеты»
Направление: Математика и информационные технологии
Выполнила: Абакарова Алина Абдурахмановна
ученица 10 класса (номер телефона:89285188510)
Руководитель: Абакарова Айна Абакаровна учитель информатики
Тема дизайн проекта «Дизайн и расчёты»
Цели дизайн - проекта:
1. Создать гармоничное, функционально насыщенное пространство;
2. Максимально эффективное использование площади помещения;
3. Планирование помещения осуществлять с учетом его функциональности;
4. Оригинальность и индивидуальность;
5. Выдержать дизайн в определенном стиле;
6. Произвести ориентировочную смету расходов на проведение ремонтно-строительной работы в помещении
Востребованность: Профессия дизайнера по интерьерам сегодня пользуется большим спросом: на дизайнеров и декораторов переучиваются бухгалтеры, офис-менеджеры, юристы. При этом востребованными оказываются не столько места в профильных вузах, сколько курсы переподготовки и школы дизайна, готовящие за год-другой специалистов дизайнеров.
Оборудование:
Компьютер, программы ArchiCAD и
3D MAX, прикладная программа Microsoft Office Excel, проектор для демонстрации проекта
Историческая справка
Условия возникновения дизайна. Дизайн как профессия
Возникновение дизайна как особого вида проектно-художественной деятельности относят к концу ХIХ в., связывая его появление с промышленной революцией – повсеместным развитием массового машинного производства и возникшим вследствие этого разделением труда. В условиях индустриального производства, товарного наполнения рынка внимание производителей все больше обращалось на привлекательность и разнообразие внешнего вида выпускаемых изделий, а также на потребительские качества продукции, удобство ее эксплуатации. В результате возникла необходимость в особом специалисте, способном не только создавать привлекательный внешний вид, отвечающий веяниям моды и запросам потребителя, форму изделия, но и хорошо разбираться в конструировании и технологии машинного производства. Только в условиях решения комплексных инженерно-технических, художественных вопросов возможно, как показала практика, создавать конкурентоспособную продукцию.
Вся история индустриального дизайна тесно связана с историей развития техники. Такие изобретения, как паровой котел, двигатель внутреннего сгорания, электромотор, воздухоплавание создали не только новые области в машиностроении, но и стали историческими этапами в развитии дизайна.
XIX век был веком ошеломляющего прогресса. Одно техническое чудо приходило на смену другому; век, начавшийся дилижансами и гусиным пером, заканчивался автомобилем и пишущей машинкой. За телеграфом последовал телефон, затем заработал “беспроволочный телеграф” – радио. Люди придумали способ делать точные изображения с натуры, обходясь без художника, записывать и сохранять на века человеческий голос, сделали первые попытки взлететь на аппарате, тяжелее воздуха, изобрели движущуюся фотографию – кино.
Труд ремесленника, процесс создания формы предмета непосредственно был связан с его изготовлением. С приходом века индустриализации стали создаваться прототипы изделий в форме чертежей, моделей и опытных образцов, которые затем производились в многочисленных тиражах с помощью машин уже другими людьми. Таким образом на рубеже столетий в процессе промышленного производства произошло разделение труда, дизайн выделился в обособленную форму проектно-художественной деятельности и стала формироваться новая профессия – дизайнер.
Дизайн как профессия
Дизайн как профессия существует около ста лет. Ее отсчет зачастую ведут с известного движения “За связь искусств и ремесел” в Англии конца XIX в., лидером которого был известный художник и теоретик в области предметного творчества Уильям Моррис. Именно тогда были сформулированы основные положения теории и творческие принципы дизайна, повлиявшие на школы и направления более поздних лет. Иногда дату возникновения профессии дизайнера связывают с началом XX века, когда художники заняли ведущие посты в ряде промышленных отраслей и получили возможность формировать фирменный стиль предприятий, влияя на политику формообразования выпускаемой фирмами продукции. В качестве примеров приводятся фирменные стили немецкой электротехнической компании АЭГ и американской автомобильной фирмы “Форд моторе”. Существует также мнение, согласно которому о дизайне, как профессии, можно говорить только тогда, когда сложились школы с методиками преподавания дизайна и появились первые дипломированные специалисты по дизайну. Это 20-е годы нашего столетия, когда были открыты первые школы дизайна – Баухауз – в Германии и ВХУТЕМАС – в Советской России. Существует также точка зрения, в соответствии с которой возникновение дизайна относят к периоду всемирного кризиса 1929 года, он описывается, прежде всего, как американский феномен.
Действительно, вплоть до кризиса 1929 года европейский дизайн оставался чисто локальным явлением, не оказывая заметного влияния на промышленное производство. И только с началом кризиса американский дизайн становится реальной коммерческой силой, приобретая постепенно в полном смысле этого слова массовый характер, возникает профессиональная “индустрия дизайна”. Сформировавшееся в начале столетия в архитектуре Америки и ряда европейских стран новое стилевое направление “Функционализм” стало своего рода теоретической базой и для развития принципов формообразования в дизайне. Его лидеры, видевшие красоту художественной формы в ее функциональной целесообразности, стояли и у истоков машинного формообразования дизайна. Среди них такие известные имена как Луис Салливен – один из основателей Чикагской архитектурной школы, известной своими зданиями “машинной эпохи”; Фрэнк Ллойд Райт – патриарх американской архитектуры и дизайна; Петер Беренс – немецкий архитектор и художник, с чьим именем связывают целую эпоху в развитии дизайна и в частности появление «фирменного стиля»; Мис ван дер Роэ – один из лидеров известного германского производственного союза Веркбунда и основоположников рационалистической архитектуры и дизайна в Германии; Вальтер Гропиус – основатель “Баухауз” -всемирно известной школы современной архитектуры и дизайна; Герит Томас Ритвельд – голландский архитектор, его концептуальное «красно-синее кресло» стало скульптурным символом современного дизайна.
Среди пионеров дизайна были и пришедшие в промышленность архитекторы и художники-модернисты. Представители модерна искали выход из тупика надоевшего подражания стилям прошлого, отрицали эклектику, резко критиковали украшательства и орнаментику, вели поиски в области рациональных, геометрических форм, особое внимание при этом обращалось на красоту исходного материала, выявление его. По сути эти взгляды были своеобразным шагом к философии индустриального формообразования. Среди них такие известные имена как Анри Ван де Вельде, с именем которого связано появление стиля “модерн”, Михаэль Тонет и его известный во всем мире «венский стул»; Чарлз Макинтош – шотландский архитектор, лидер стиля “Ар нуво”, дизайн которого считается одной из вершин европейского модерна и его мебель начала века воспроизводится по сей день; Рэймонд Лоуи – один из основателей профессионального дизайна в США, его часто называют отцом промышленного дизайна; Камиллло Оливетти и Эрвин и Артур Брауны, с именами которых связывают целые стили в истории дизайна; Джованни Понти – итальянский архитектор – основатель самого известного журнала по дизайну «Домус»; Алвар Аалто – основоположник современной финской архитектуры и дизайна; а также наши соотечественники – К.Малевич, А.Родченко, В.Татлин, Л.Лисицкий и др., ставшие у истоков советского дизайна.
У нас в стране до последнего времени для обозначения понятия «дизайн» использовались термины: «художественное конструирование» – процесс проектирования, «промышленное искусство», «техническая эстетика» – сфера деятельности. И специалист-дизайнер именовался как «художник-конструктор», ведущий институт дизайна – Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики, а самый популярный в 60-80 гг. отечественный журнал по дизайну – «Техническая эстетика».
Становление российского дизайна.
Архитектурно-художественное творчество в послереволюционной России
Ветер перемени в России, принесенный Октябрьской революцией, коснулся и искусства. Отрицание канонов прошлого требовало активных поисков новых адекватных замен, отвечающих новым революционным идеалам. Поиски и эксперименты в искусстве привели к развитию авангардных течений: футуризм в поэзии и литературе, кубизм, суприматизм – в живописи, конструктивизм – в архитектуре.
Если в Западной Европе формирование дизайна в начале нашего века стимулировалось, прежде всего, стремлением промышленных фирм повысить конкуретоспособность своих изделий на рынке, то в дореволюционной России подобный заказ со стороны промышленности еще не был сформирован, не было его и в молодой Советской республике. Советский дизайн беретсвои истоки в левых течениях художников и теоретиков (социологов и искусствоведов).
Производственное искусство
Наряду с различными авангардными художественными течениями в послереволюционной России нарождается движение “Производственное искусство”, уходящее корнями в футуризм начала ХХ в., проявляющееся в интеграции искусства и техники.
Его сторонники отрицали старое станковое искусство, провозглашая новое искусство, как «новую форму практической деятельности». Движение это зародилось вне промышленной сферы: с одной стороны, оно опиралось на художников левых течений, которые в процессе формально-эстетических экспериментов “выходили” в предметный мир, а с другой – на теоретиков (социологов и искусствоведов). Поэтому производственное искусство носило ярко выраженный социально-художественный характер. Производственники (художники и теоретики) как бы от имени и по поручению нового общества формулировали социальный заказ промышленности. Один из теоретиков Производственного искусства Б. Арватов называл искусство «высшей квалификацией мастерства». Социально-техническая (универсальная) целесообразность – единственный закон и единственный критерий художественной деятельности. Последнюю он обычно отождествлял с формообразующей деятельностью. Отсюда – чем квалифицированнее, т.е. чем лучше в смысле формообразования, сделана вещь, тем она художественнее. Другой теоретик производственного искусства Б.Кушнер, анализируя инженерную деятельность, приходит к выводу, что художник должен войти в производство, заменив в нем инженера, став «художниками-инженерами». Фактически это стало первым теоретическим обоснованием зарождающейся, принципиально новой проектной культуры, в которой «искусство слито с инженерией в новом неведомом синтезе, построенном на базе новейших достижений науки и техники, обладающим к тому же огромным художественным, социально-воспитательным потенциалом, что делает это новое явление могучим средством построения более высокой интегральной культуры», получившей позднее название «дизайн». С Производственным искусством связаны такие имена художников-авангардистов, как А.Родченко, Эль-Лисицкого, Татлина.
Оформление революционных праздников
В первые годы советской власти основными сферами массового внедрения зарождавшегося дизайна были: праздничное оформление, плакат, реклама, книжная продукция, оформление выставок, театр и т.д. И хотя реальный социальный заказ носил тогда ярко выраженный агитационно-идеологический характер, художники уже и на этом этапе наряду с освоением новых художественно-оформительских приемов, уделяли внимание и художественно-конструкторским проблемам, используя для этого все возможности (трибуны, агитационные установки, киоски, театральные установки и пр.).
Анализ эскизов и осуществленных работ показывает, что уже в первых опытах художественного оформления городской среды проявились те черты., которые близки приемам суперграфики. Художники стремились создать новый облик городской среды, противопоставленный существующему архитектурному облику. Это была тогда сознательная творческая установка – отделить новое, революционное оформление от старой, “буржуазной” застройки города. Отношение к архитектуре было как бы вывернуто наизнанку: от художника требовалось не органически включиться в архитектурную композицию, а противопоставить ей иную художественную логику, наложить на архитектурную структуру новую художественно-оформительскую структуру, максимально подчеркивая их художественный конфликт.
Широмасштабное оформление революционных праздников, охватывающее значительные по своим размерам территории города, массы участников, привлекаемые средства оформления и специалисты (от архитекторов и художников до музыкантов, поэтов, режиссеров и сценаристов) сыграло значительную роль в становлении отечественного дизайна городской среды. Мобильные трибуны и агитационные установки, модульные киоски и лотки – все это было одним из распространенных объектов проектирования.
Дизайн и современные технологии
Техника – нечто гораздо большее, чем метод, она таит в себе целый мир. Людвиг Мис ван дер Рое
Современное индустриальное изделие не может быть нетехнологичным, иначе оно вступит в противоречие с логикой машинного производства и законами рынка. Даже в декоративно-прикладном искусстве, произведения которого уникальны и выпускаются поштучно, вопросы технологии занимают далеко не последнее место. Создание художественного изделия из стекла становится возможными только при знании технологии дутья, всех тонкостей огранки и прессования стекла, а ювелирных украшений – при владении навыками работы с драгоценными камнями и обработки цветных металлов. В условиях массового машинного производства роль технологий в производстве и формообразовании изделий многократно возрастает и становится одной из центральных задач в работе дизайнера.
Стиль высоких технологий
С развитием дизайн првратился не только в самостоятельный вид профессиональной деятельности, но и начал оказывать влияние на проектно-художественную культуру в целом. В 70-е годы появилось целое стилевое направление “High-Tech”. Впервые оно упоминается в одноименной книге С.Слецин, Д.Крон в 1978 году. В его основе лежит своеобразная игра в подчеркнуто технологичные и техничные формы. Хрестоматийным примером из архитектуры является центр искусств им. Помпиду в Париже. Под предлогом обеспечения максимальной гибкости функционирования несущие конструкции здания вынесены за пределы наружного ограждения и образуют подобие строительных лесов. Вынесены на фасады и вертикальные коммуникации, сети инженерного оборудования. Их ярко окрашенные элементы определяют то, что воспринимается как здание.
Мебель “хай-тек” монтируется из стандартных металлических элементов, выпускаемых для стеллажей заводских складов и раздевалок в бытовках промышленных предприятий, и различных контейнеров, ящиков, лотков, выпускаемых в качестве конторского оборудования. В число предметов мебели стали вводить автобусные, самолетные и даже зубоврачебные кресла, а в качестве бытовой посуды – использовать лабораторное стекло. Острые эмоциональные эффекты создает использование в интерьере жилища промышленных и медицинских светильников – результат определяется нетрадиционностью не только их формы, но и характера освещения.
Экология и дизайн
В условиях повсеместного распространения продуктов органической химии и других искусственных материалов, новых, порой недостаточно проверенных временем, актуальным становится вопрос гигиены и безопасности эксплуатации этих материалов человеком. И сегодня одним из главных показателей того или иного материала или изделия является специальный знак соответствия международным требованиям экологии и гигиены (“Grunepunkt”).
Особенно важно соблюдение этого требования при создании и производстве товаров для детей. Так, специалисты германского института информации для потребителей “Штифтунг Варентест” провели тестирование новых материалов – латекса и силикона, используемых для производства современных сосок, выпускаемых самыми известными производителями этой продукции (фирмы “Chico”, “Primo”, “Milupa” и др.). По результатам тестирования некоторые виды этих изделий были рекомендованы к снятию с производства, как несоответствующие нормам выделения летучих веществ, входящих в состав этих материалов. Известен также факт снятия с производства резиновых игрушек-пищалок, выпускаемых одной английской фирмой, при производстве которых были использованы красители, вызывающие у детей аллергическую реакцию.
Важны эти требования и для отделочных материалов, применяемых в жилых и производственных помещениях, где длительное время находится человек, и особенно в помещениях, где находятся больные люди. Это напольные и стеновые покрытия, разнообразные красители и лаки, потолочные конструкции, материалы, из которых изготовлена мебель и оборудование.
В современных условиях сформировать абсолютно безопасную с экологической точки зрения окружающую нас предметную среду, к сожалению, невозможно. Во многом это определяется экономическими и техническими условиями. Натуральные, экологически чистые материалы, как правило, значительно дороже искусственных, в производстве, порой, уступают им в прочностных и эксплуатационных показателях, а в отдельных случаях, как например, в производстве специальной влагостойкой обуви или одежды, они вообще не могут быть использованы.
В практике дизайна существует дифференцированный подход к выбору материалов. Линолеум, вредный для человека своими выделениями, уложенный на пол в детской комнате квартиры или в детском саду, где длительное время пребывает ребенок, принесет больше вреда ребенку, чем игрушка из некачественных материалов.
Тот же линолеум, используемый в качестве покрытия пола в коридорах лечебных заведений, где пребывание человека кратковременно, очень практичен, благодаря высокой влагостойкости, что позволяет производить обязательную для таких учреждений частую влажную уборку.
Мебель в квартире гигиеничнее из естественных материалов, а, например, в летнем кафе на свежем воздухе возможно использование недорогой мебели и оборудования из пластика и других искусственных материалов.
Недолговечность многих объектов дизайнерской деятельности, появление в обиходе современного потребителя предметов одноразового пользования, привело к возникновению проблемы утилизации отслуживших свой срок элементов предметной среды. Проблема обострилась в последние годы в связи с использованием в производстве новых искусственных материалов, в первую очередь – полимеров и других продуктов органической химии, которые трудно поддаются переработке: практически не горят, не разлагаются.
Одной из распространенных в последнее время форм утилизации является вторичное использование предметов, как правило упаковки. Яркий пример – современные уличные контейнеры для мусора, в которых, раздельно собираются отходы из бумаги и картона, стекла (раздельно бесцветного и цветного), пластмасс, жестяные упаковки (фотокассеты, банки из-под напитков). Собранные таким образом отходы перерабатываются и снова пускаются в производство. Поэтому перед дизайнером сегодня ставится задача не только создания предметов, но и их последующей утилизации и вторичного использования
Дизайн проект комнаты отдыха
(Фото в Приложении)
Ориентировочная смета на проведение ремонтно-строительных работ в комнате отдыха
(прилагается)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.