Конспект урока математики в 3 «А» классе
по теме «Единицы времени»
(программа «Начальная школа 21 век»)
учителя начальных классов БОУООШ№ 7
Ефименко Екатерины Евгеньевны
Тип урока: комбинированный
Цели и задачи:
образовательные
· закреплять знания детей о единицах времени и связи между ними, о временной последовательности;
· познакомить учащихся с новым соотношением единиц времени (1час=3600сек);
· совершенствовать навыки решения задач с единицами времени, умения определять время по часам, расширять представление детей о связи математики с окружающим миром, с жизнью;
воспитательные
· воспитывать бережное отношение к минуте, ко времени, прививать навыки использования и соблюдения режима дня;
· прививать любовь к предмету;
развивающие
· развивать логическое мышление, память, внимание, познавательные и математические способности, речь.
Методы работы:
· объяснительно-иллюстративные;
· частично-поисковые;
· словесные;
· наглядные;
· практические.
Педагогические технологии:
· педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
· ИКТ – технологии (презентация);
· личностно-ориентированное обучение;
· технология проблемного обучения (изучение нового материала путем самостоятельного решения учебной задачи).
· здоровьесберегающие технологии (физминутка).
Планируемые результаты:
Предметные:
запомнить соотношение единиц времени;
научиться применять соотношение единиц времени при решении текстовых задач;
Личностные:
формирование познавательного интереса к предмету;
мотивация на обучение;
Достижение метапредметных планируемых результатов:
умение устанавливать связь между математическими знаниями и жизненными ситуациями;
уметь использовать учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности;
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, раздаточный и демонстрационный материал для учителя и учащихся (см. приложение):
модели часов (у каждого ученика),
календари на 2017год (у каждого ученика);
карточки-задания для устного счета,
карточки для индивидуальной работы над задачей,
карточки для самостоятельной работы по сравнению единиц времени,
сигналы-светофоры для обратной связи,
Ход урока
I. Организация класса.
Цель: подготовка учащихся к работе на уроке (психологический настрой учащихся, создание благоприятной внешней обстановки на уроке)
-Здравствуйте ребята!
-Какой сейчас урок?
-Сегодня урок математики проведу у Вас я. Зовут меня, Екатерина Евгеньевна.
-Что мы развиваем на уроке математики? (внимание, мышление, …)
- Я желаю всем успехов на уроке. И вы пожелайте друг другу успехов (дети передают «хлопок» рукой).
II. Устный счет.
Цель: совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, развивать логическое мышление, умение работать индивидуально и в команде.
-Распределитесь в группы по 4 человека.
- Перед вами конверты. Вам нужно достать свое выражение из конверта, решить его, по шифру найти букву, затем в группе составить слово.
Работа в группах.
1 группа:
2600:10 36+17 80*5 240:3 62*10 80*9
260 |
53 |
400 |
80 |
620 |
720 |
у |
а |
н |
т |
и |
м |
(минута)
2 группа:
91:7 80:5 360:60 60*3 600-450…. 56:14
13 |
16 |
6 |
180 |
150 |
4 |
е |
д |
л |
н |
е |
я |
(неделя)
3 группа:
78:13 77:7 90:5 30:6*5 92:4
6 |
11 |
18 |
25 |
23 |
ц |
я |
с |
м |
е |
(месяц)
4 группа:
2*39 90 : 6 60 :20
78 |
15 |
3 |
ч |
а |
с |
(час)
5 группа:
12*3 82:41 75:15
2 |
36 |
5 |
д |
г |
о |
(год)
6 группа:
360 : 4…….2400 : 6……..17 · 4………81 : 27……..210-30
3 |
400 |
68 |
180 |
90 |
и |
с |
к |
у |
т |
(сутки)
7 группа:
2*39 420:7 95:19 200:4 18:6 82:41 560:7
78 |
60 |
5 |
50 |
3 |
2 |
80 |
е |
к |
н |
у |
д |
а |
с |
(секунда)
8 группа:
2*39 420:7 95:19 30*2
78 |
60 |
50 |
к |
в |
е |
- «Командирам групп» прочесть слова вслух.
- Что объединяет эту группу слов? (Это - величины. Единицы времени)
III. Сообщение темы урока
- Назовите тему нашего урока
- Сформулируйте цель нашего урока
IV. Работа по теме урока
Цель: повторить изученные единицы времени ,систематизировать знания детей об измерении времени, познакомить с историей часов, наглядно и практически закреплять умение и навык работы с часам, приучать ведению здорового образа жизни..
1) Установление соотношений между единицами времени (Знаю)
- Назвать единицы времени, начиная с самой большой (на доске появляется сначала вразброс, а потом упорядоченный ряд единиц времени)Каждый ребенок заполняет свой индивидуальный лист в графе «ЗНАЮ» и проверяет по эталону.
ЗНАЮ |
Год
|
Месяц
|
Неделя
|
Сутки
|
Час
|
Минута
|
Секунда
|
Обратная связь «Светофор»
Работа по индивидуальным календарям.
Проверка по слайду.
- Сколько месяцев в году?
- Назовите их по порядку.
- Зимние (весенние, летние, осенние)
- Месяцы, в которых по 30 дней. Сколько их? (Апрель, июнь, сентябрь, ноябрь)
- Месяцы, в которых по 31дню. Сколько их? (Январь, март, май, июль, август, октябрь, декабрь)
- Сколько дней бывает в феврале?
- Сколько суток в году?
В году 365 или, в високосном, 366 суток. |
- Месяцы делятся на недели.
- Недели делятся на дни. Сколько дней в неделе? (7)
- День и ночь – это сутки.
- В сутках? (24часа)
На доске: (появилась запись)
ЗНАЮ |
УЗНАЛ |
|
Год |
12мес. |
365-366дн. |
Месяц |
30,31, 28-29 |
|
Неделя |
7дн. |
|
Сутки |
24ч |
|
Час |
|
|
Минута |
|
|
Секунда |
|
|
– Какой прибор помогает определить время? (Часы)
- Кто знает, когда появились первые часы и как они назывались?
2) Рассказ учителя.
- Ещё в древности люди умели ориентироваться во времени и пространстве: по звёздам, по Солнцу.
- В Древнем Египте впервые люди начали пользоваться солнечными часами.
Но они были не совсем удобны. Почему?
Позднее люди придумали водяные (клепсидра) и песочные часы. -
Первая клепсидра представляла собой сосуд, из которого переливалась по капле вода. Поплавок со стрелкой поднимался или опускался, по отметкам определяли, сколько прошло времени, такие часы показывали время и днем и ночью, только воды не забывай подливать.
Но они были тоже не совсем удобны. Почему?
Водяные часы не дожили до наших дней, но зато песочные часы даже сейчас можно встретить.
- Где вы могли их видеть? (у химиков, врачей в больнице, даже у поваров) - Удобны ли эти часы? Почему? (Измеряют малое количество времени, часы не измерить.)
Первыми точными часами стали маятниковые часы. Маятник – это грузик на конце длинного стержня – качается с равными интервалами. В настенных часах он затрачивает на одно качание 1 секунду.
Сегодня мы можем увидеть огромное количество часов: механические, электронные, ручные, часы на башнях, на вокзале и т.д.
Что показывают деления на циферблате часов? (Часы и минуты)
3) Практическая работа по индивидуальным моделям часов.
- Давайте определим, какое время показывают часы:
- Можно ли узнать по ним часть суток?
- А теперь, пользуясь моделью часов, установите:
- В это время я встаю.
- В это время я выхожу в школу.
- В это время я возвращаюсь из школы.
- В это время я ложусь спать.
- Что помогают соблюдать часы? (режим дня)
- Чем полезен режим дня для человека?
«Делу - время, а потехе – час»
Физкультминутка
Физкультурная минутка составлена из упражнений, имитирующих работу часов.
1) "Часики" - повороты глазами влево - вправо без поворота головы.
2) "Маятник" - наклоны туловища влево и вправо, а затем вперед и назад.
3) "Колесики" - круговые движения согнутыми в локтях и приставленными к плечам руками.
4) "Будильник" - хлопки над головой.
5) "Пружинка" - приседания.
6) "Часы идут, идут, а с места не сойду..." - ходьба на месте.
V. Подготовка учащихся к сознательному усвоению нового материала.
1) Постановка проблемного вопроса.
Цель: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.
- Как вы думаете, для чего нам необходимо изучать время?
Все происходит точно в назначенное время (отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах, спортивных соревнований и передач по телевидению)
Коллективная работа.
Учитель |
Ученики |
на доске запись: 1 34 =94 1 15 =75 1 =60 1 =60 1 =3600 |
реакция удивления |
- Вижу, вы удивлены. Почему? |
- Записаны неверные равенства. |
- Значит, над каким вопросом подумаем? |
- Почему поставлен знак равенства, хотя правая часть не равна левой. |
- Какие есть идеи? - Как, не изменяя знака(=) и цифр получить верныеравенства? |
- Надо что-то дописать! Наименование величин времени. |
- Молодцы!В именованном числе следует различать две составные части: наименование (единицу измерения) и число, показывающее, сколько раз единица измерения содержится в измеряемой величине. |
|
- Могли бы вы записать соотношение минут и часов? - Могли бы вы записать соотношение минут и секунд? - Все ли записанные равенства стали верными? - Можете ли все закончить? - Почему нет? |
1ч = 60 мин
1мин=60с
Выполнить, где можете.
Не хватает знаний |
- Какой вопрос мы будем исследовать? (Соотношение между единицами времени1ч=? с)
2) Решение проблемы
ЗНАЮ |
УЗНАЛ |
ХОЧУ УЗНАТЬ |
|
Год |
12мес |
365-366дн. |
|
Месяц |
30,31, 28-29 |
|
|
Неделя |
7дн. |
|
|
Сутки |
24ч |
|
|
Час |
60мин |
|
1ч=?.с
|
Минута |
60с |
|
|
Секунда |
|
|
|
- Как быть? (Коллективное обсуждение)
1 час = 60 мин
1 мин = 60 с, значит 60 с* 60 мин = 3600 с (запись в тетрадь)
- Что нового вы только что узнали?
ЗНАЮ |
УЗНАЛ |
ХОЧУ УЗНАТЬ |
|
Год |
12мес |
365-366дн. |
|
Месяц |
30,31, 28-29 |
|
|
Неделя |
7дн. |
|
|
Сутки |
24ч |
|
|
Час |
60мин |
1ч=3600с |
1час=?.сек |
Минута |
60с |
|
|
Секунда |
|
|
|
VI. Закрепление изученного материала
Цель: используя дифференцированный подход к учащимся, закреплять навык преобразования и сравнения именованных чисел, решения задач; учить ценить личное и время других, помогать закреплять опыт работы самостоятельно и в малых группах.
1) Самостоятельная работа по вариантам с взаимопроверкой по эталону
(№ 19,20 стр.72). Дети используют «светофор» для обратной связи.
«Светофор». При опросе обучающиеся поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к педагогу, сигнализируя о своей готовности к ответу (пассивность невозможна; обучающийся вынужден каждый раз явно для себя и для педагога зафиксировать, т.е оценить свои знания).
- Используя таблицу, которую вы составили, выразить:
Вариант 2 |
Вариант1 |
В секундах№ 20: |
В минутах№19: |
2мин= 120с |
3ч=180мин |
9мин=540с |
5ч=300мин |
6мин20с=380с |
2ч40 мин=160мин |
7мин12с=432с |
4ч15мин=255мин |
5мин2с=302с |
8ч7мин=487мин |
2) Работа по рядам.
- Решим задачу, используя знания о связи мер времени. Записать решение в тетрадь.
- Прочитать задачу вслух.
Кинокамера снимает 25 снимков в 1 секунду сколько сделает снимков эта камера за 2 секунды?за 3 секунды?за 10 секунд? За 1 минуту?
- Посмотрите на слайд.
- Какие величины занесены в таблицу?
- В какую графу занести данные: 25 снимков? 2с? 3с? 10с? 1мин?
- Что известно в 1строке?
- Как найти общее количество снимков?
I ряд (2строка)
- Что известно во 2 строке?
- Как найти общее количество снимков?
II ряд(3строка)
- Как найти общее количество снимков в третьей строке?
III ряд (4строка )
- Можно ли сразу узнать, сколько снимков сделает камера за 1минуту? (Надо перевести минуты в секунды, а потом25 умножить на 60 секунд)
Проверка по слайду.
Кол-во снимков в 1секунду |
Время |
Общее кол –во снимков |
25 сн. |
2с |
25 · 2=50 (сн.) |
25 сн. |
3с |
25 · 3=75 (сн.) |
25 сн. |
10с |
25 · 10=250 (сн.) |
25 сн. |
1мин |
25 ·60=1500 (сн.) |
- Как вы думаете, много ли можно успеть за 1 минуту? (ответы детей)
3) Слайд – Что можно за 1минуту?
- За 1минуту заводы выпускают 18 телевизоров, 14 холодильников, 4новые машины.
- А что сможете вы за1мин.?
Работа в паре сравнить единицы времени.
8ч 18мин 7ч 18мин
2ч12мин 7200с
9ч 540мин
120с 2ч5с
2года 12мес
3недели 30дн.
5мес 5лет
Проверка «Светофор»
4) Решение задач.
- Что можно успеть за 1с? Об этом расскажут задачи
- В тетради будем писать только выражение к задаче.
(1) Ученик 3 класса имеет технику чтения 120слов в минуту. Сколько слов он читает за 1секунду?
120:60=2 (сл)
(2) - А вы знаете, сколько ударов в минуту делает сердце человека? (60-80 в покое)
А сердце воробья – 540ударов в минуту Сколько за 1секунду?
540:60=9(уд)
(3) Сердце колибри бьется с частотой 1200 ударов в минуту. Сколько ударов за 1секунду?
1200:60=20(уд)
- Вот какой удивительный мир природы! (Слайд)
Задача4 (анализ задачи по слайдам презентации).
«Для записи песен использовали диск. Поместилось 9 песен, каждая из которых звучала по 5 минут.
Можно ли на этот диск записать 6 песен, каждая из которых звучит по 7минут?»
Анализ задачи:
- Что известно в задаче?
- Что требуется найти?
- Можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи?
- Что для этого надо знать?
Работа по группам
1,2,3 группы работают, решая задачу по вопросам:
1) Сколько минут занимают 9песен?
2) Сколько минут занимают 6песен?
3) Хватит ли места для записи?
4,5,6 группы работает ,заканчивая решение задачи:
1) 5 · □=□ (мин) – занимают 9песен
2) 7 · □=□ (мин) – занимают 6песен
3) □<□
Ответ:
7,8 группы работают самостоятельно, записывая решение по действиям.
Проверка: сверить с работой учащихся на доске
Обратная связь: светофор.
(6) Тест (резерв)
Вариант 1
1) Самая крупная единица времени
а) час б) секунда в) век г) год.
2) Какое из утверждений верное?
а) век – это 365 суток; в) в году 12 месяцев.
б) в одной минуте 60 секунд;
3) Какой месяц год начинает?
а) сентябрь б) январь в) декабрь
4) Найди ошибку:
а) 1ч 15мин = 105 мин; б) 2 суток = 28 час; в) 2 в = 200 лет.
5) Какое из утверждений верное:
а) 1/4 часа – 12 минут; в) 1/12 года – 1 месяц.
б) 1/2суток – 12 часов
6) Отметь правильный ответ к задаче:
«В выходной день Костя 35 минут играл в компьютерные игры, а на улице играл в 4 раза дольше. Сколько всего времени Костя играл в выходной день?»
а) 1 ч; б) 2ч 20 мин; в) 3 ч; г) 2 ч 55мин; д) 45 мин.
Вариант 2
1) Самая мелкая единица времени:
а) час б) секунда в) век г) год
2) Какое из утверждений верное?
а) год – это 365 суток; в) в веке 365 месяцев.
б) в одном часе 60 секунд;
3) Какой месяц год кончает?
а) март б) январь в) декабрь
4) Найди ошибку:
а) 2 ч 10 мин = 120 мин; б) 1 в = 100 лет ; в) 3 суток = 74 час.
5) Какое из утверждений верное:
а) 1/4 часа – 15 минут; в) 1/2 года – 1 месяц.
б) 1/2 суток – 14 часов;
6) «Коля проснулся в 6ч 45мин, за 20 минут он успел сделать зарядку, умыться и одеться, после этого сел завтракать. Когда мальчик сел завтракать? Сколько минут продолжался завтрак, если закончился в 7ч 20 мин?
а) 6ч 65 мин; б) 7ч 10мин; в) 7ч 05 мин; г) 6ч 50мин.
20мин 15 мин 15 мин 25 мин.
(7) Занимательная задача (резерв)
Герой «Сказки о потерянном времени» Петя Зубов в один из дней как всегда опоздал на урок математики на 2минуты, потом целых 3минуты искал тетрадь, потом 1минуту поболтал с соседкой по парте, потом 4минуты порисовал в блокноте. Сколько минут потерял Петя Зубов?
2+3+1+4=10(мин)
Сколько минут занимался математикой, если урок продолжался 40минут?
40-10=30(мин)
- Какой бы вы дали совет Пете?
(Минута – час бережет)
VIII. Рефлексия. (Итог урока.)
1. Мы знали…..
Хотели узнать ….
Узнали ….
- Выполнили цель урока?
- Где пригодятся вам знания, полученные сегодня на уроке?
2. Определи своё место на ступеньках:
Учащиеся устанавливают мини-часы на ступеньках.
-- Берегите время, не тратьте его напрасно. Заполняйте свои минутки и часы добрыми и умными делами.
Объяснить выражения
1. Нет времени.
2.Время летит.
3.Убить время.
4.Времени хоть отбавляй.
5.Экономить время.
6.Минутка – час бережёт.
Домашнее задание.
1.- Для тех, кто хочет знать больше, советую прочитать книгу И.Мельникова «Про часы и о часах» или Энциклопедию.
2. № 16, 17 стр.71.
- Урок окончен! Молодцы! Спасибо Вам за урок! Похлопайте себе!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.