Исследовательский проект "Наследие Владислава Крапивина"
Оценка 4.7

Исследовательский проект "Наследие Владислава Крапивина"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа
3 кл—11 кл
01.04.2024
Исследовательский проект "Наследие Владислава Крапивина"
Проект направлен на увековечение имени Почётного гражданина г. Екатеринбурга и Свердловской области Владислава Крапивина, на масштабирование успешных практик, созданных им.
ПРОЕКТ НЕДОТКО П.docx

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 имени А.С.Пушкина»

Верхнесалдинский городской округ

 

 

 

Направление: социальное

 

Наследие Владислава Крапивина

 

 

 

Автор работы:

 Недотко Полина

8В класс

 

Руководитель работы:

Хайруллина Диляра Аглямовна

заместитель директора по воспитательной работе

учитель русского языка и литературы

89527353458, vip.dilara67@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2024 г.

 

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3

1. Теоретическая часть

1.1. Уральский романтик В.Крапивин.………………………………………..5

1.2. Как детский писатель Владислав Крапивин создал мир, где дети делают всё, что хотят …………………...........................................................7

2. Практическая часть

2.1. Мир настоящих подвигов ……………………………………..………...11

2.2. Рыцари добрых дел………………………………………………….…...14

2.3. Путешествуйте за мечтой…………………………………………….....16

2.4. Список произведений В. П. Крапивина с рекомендациями к прочтению, ранжированный по возрасту обучающихся…………………………………19

Список литературы……………………………………………………………28

Вывод……………..…………………………………………………………...29

Приложение……………………………………………………………….......32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

          Мой проект направлен на увековечение имени Почётного гражданина г. Екатеринбурга и Свердловской области Владислава Крапивина, на масштабирование успешных практик, созданных им.

Проблема: основатель и руководитель знаменитого на всю страну отряда «Каравелла», писатель В.П. Крапивин был популярен с начала 60-х годов, его книги были любимы многими поколениями ребят не только в России, но и за рубежом. К сожалению, сейчас интерес к произведениям Командора стал угасать.

Владислав Петрович много работал как писатель, публицист, общественный деятель, председатель жюри международной детской литературной премии. Его романы и повести актуальны и современны. Они воспитывают в детях и подростках самые лучшие чувства – уважение к человеческой личности, любовь к Родине, бережное отношение к истории. Судьбы героев Командора – неугомонных мальчишек и девчонок – обязательно привлекут внимание читателей XXI века, если им откроется мир литературы Владислава Крапивина, мир отряда «Каравелла».

Цель: увековечение памяти и сохранение результатов творческого наследия, общественной деятельности известного уральского писателя Владислава Петровича Крапивина.

Задачи:

- продвижение творчества В.П. Крапивина посредством организации мероприятий, просветительских занятий по творчеству писателя;

- поддержка творческой инициативы школьников через привлечение к участию в мастер-классах, конкурсах, посвященных жизни и деятельности В.П. Крапивина;

- проведение экскурсии для учащихся;

- публикация собранных материалов в СМИ.

Предмет исследования: успешные практики В.П. Крапивина.

Объект исследования: творческая, общественная деятельность писателя.

Методы исследования:

1.            Метод анализа источников.

2.            Метод социального исследования (интервьюирование).

         Практическая значимость исследования заключается в использовании собранной информации на экскурсиях, уроках при реализации гражданско-патриотического воспитания обучающихся в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.          Уральский романтик В. Крапивин

Эра милосердия и справедливости

обязательно наступит.

А чтобы это произошло чуточку быстрее,

нам нужно, чтобы наши дети

читали взахлеб правильную литературу…

Полное собрание сочинений Толстого состоит из тридцати томов, Достоевского – из двенадцати, а Владислава Крапивина – уже из пятидесяти томов. Человека, который написал столько книг, как Толстой и Достоевский вместе взятые, – притом хороших книг! – уже можно считать классиком.

Имя Владислава Петровича Крапивина широко известно в России и за ее пределами. Более двухсот его книг неоднократно издавались в нашей стране, Польше, Чехословакии, Болгарии, Германии, Японии, Венгрии, переводились на английский, испанский, персидский и другие языки. Писатель отмечает: «Честно говоря, мне сейчас уже трудно разобраться, когда я специально придумывал сюжеты книг, а когда они сами приходили на ум. Наверное, чаще всего бывало так: сначала они приходили, а потом их надо было выстраивать и допридумывать. Так что, тут всё вместе. Вообще, литературная работа – это постоянное придумывание. Писателем быть нелегко, но интересно».

Детство Владислава Петровича пришлось на войну и первые послевоенные годы. "Дети обычно хотят скорее стать взрослыми, а мне, наоборот, хотелось, чтобы подольше было детство. Не хватило собственного детства из-за войны, наверно, потому и стал писать о ребятах и для ребят", — вспоминает он.

Писать начал рано: первые стихи напечатаны в "Пионерской правде". Когда пришлось выбирать профессию, нарушил семейную традицию и вместо педагогического поступил на факультет журналистики Уральского государственного университета. Но педагогика и педагогические проблемы навсегда вошли в его жизнь, ибо талант педагогический — составная часть дарования детского писателя.

Еще в студенческие годы он подружился со свердловскими мальчишками, живущими на окраине города, близ знаменитого лыжного трамплина. В 1961 году родился отряд "Каравелла". Во главе со своим командиром Славой Крапивиным ребята ходили в походы, выпускали стенгазету "Тигренок Санька" (она завоевала первое место во Всесоюзном конкурсе), увлекались фотографированием и киносъемкой (сняли фильм "Три мушкетера", "Вождь краснокожих", "Три страницы из жизни Незнайки"), изучали морское дело. В 70-е годы они стали строить спортивные парусные суда и путешествовать на них по уральским озерам. В течение многих лет крапивинский отряд "Каравелла" являлся коллективным корреспондентом журнала "Пионер". Отряд существует и в настоящее время. Десятки юных питомцев продолжают постигать здесь основы журналистики, морского дела и фехтования. Владислав Петрович руководил отрядом более тридцати лет, в настоящее время во главе «Каравеллы» молодые выпускники отряда.[1]

 Все-таки, Владислав Петрович был уникальным человеком. Ну, кто еще на восьмом десятке лет имел свой личный герб с девизом – «Всегда двенадцать»? Эта его способность одновременно существовать и в зрелости, и в детстве – удивительна и драгоценна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.          Как детский писатель Владислав Крапивин создал мир, где дети делают всё, что хотят

…Наверно, у всякого человека есть Остров.

У каждого свой.

У одного настоящий, у другого придуманный,

 но все равно он есть.

У кого-то — целый город, а у кого-то —

просто уголок в душе или лужайка

 в городском сквере за непролазными кустами акации.

Или прочитанная в детстве книжка.

Или сказка, которую сочинил сам…

Однажды на окраине Свердловска (теперь Екатеринбурга) на месте двухэтажного дома возник корабль «Бандерилья». Дети построили на чердаке штурманскую рубку и каждый день рассекали голубые моря своего воображения под белыми парусами. Однажды к ним поднялся взрослый и серьезный журналист, который на поверку оказался совсем не таким серьезным. Да так там и остался. Стал капитаном «Бандерильи». А в 1961 году в вахтенном журнале «Бандерильи» появилась запись, которая обозначила собой появление отряда. Юношу звали Владислав Крапивин, сейчас он один из самых знаменитых отечественных детских писателей. А отряд спустя семь лет раздумий назвали «Каравелла».

«Это не была какая-то готовая команда, какая-то элита, была только небольшая компания. Мы жили вместе с ним в одной квартире, и каждый раз, когда ко мне приходили друзья, он не захлопывал дверь, как другие взрослые, а, наоборот, приходил к нам, и мы о чем-то разговаривали. Потом мы перешли на чердак и там сидели, придумывали истории. Спустя какое-то время начали вести вахтенный журнал. Из всех реликвий „Каравеллы“ — это самое интересное и самое ценное, что у нас есть», — рассказывала Ирина Ханхасаева, ветеран отряда и племянница Владислава Крапивина.

Полное название отряда — Пресс-центр и парусная флотилия «Каравелла» имени Аркадия Гайдара. В названии четко прослеживаются сразу два рода занятий: журналистика и морское дело. Еще каравелловцы практикуют фехтование, фото- и видеосъемку, психологию, кораблестроение и даже на барабанах играют. Барабанщики здесь вообще привилегированный класс — их всего 16 и по статусу они приравнены к командирам.

В основу воспитательного процесса «Каравеллы» легли принципы, предложенные еще 90 лет назад писателем и скульптором Иннокентием Жуковым, он был одним из первых идеологов пионерской организации СССР. Эти принципы достаточно просты: добровольность участия детей, разновозрастность состава, демократическое управление, внешкольность отрядов. Благодаря им самые важные общечеловеческие принципы — доброта, любовь к миру и людям, ответственность, честь, смелость, независимость поступков, порядочность — не насаждаются, а применяются в жизни. И такое обучение работает.

Вступление в отряд добровольно, как и участие во всех видах деятельности. Ребенок может когда угодно прийти и когда угодно уйти, может участвовать во всевозможных мероприятиях и задачах группы, а может смотреть на всех, сидя в сторонке. А задачи здесь совершенно разные: от строительства судов до съемок игровых фильмов (у отряда есть своя киностудия FIGA и уже больше 40 картин). И работа над ними построена по принципу «погружения в дело». В определенный период года весь состав отряда занимается какой-то общей деятельностью, ее цели разъясняются всем участникам, определяется место каждого в общем деле и в конце группа обязательно приходит к какому-то результату. Так, ребята могут месяц усиленно заниматься спортом для подготовки к турниру по фехтованию, погрузиться в кинопроцесс и через два месяца снять игровой фильм или освоить профессию кораблестроителей, проработав еще месяц на стапеле. Как говорит командор отряда Лариса Крапивина, «в словаре каравелльцев практически отсутствует слово «игра», здесь есть слово «дело». Задачи никогда не бывают «долгоиграющими», любое дело завершается примерно через два месяца: так не успевает становиться скучно.

Новичок независимо от возраста становится кандидатом: он знакомится с отрядом, пока не получает форму или знаки отличия. Кандидатский стаж закрывается примерно через месяц, и участник становится матросом, обзаводится формой и обязуется следовать уставу. На протяжении месяца рядом с ним всегда находятся участники старших отрядов, которые разъясняют ему правила, устав, его обязанности и трудности, которые могут встретиться на пути. Объясняют, что «Каравелла» — не книжка и не фильм, а кропотливая работа. Устройство отряда столь же добровольное, сколько нормирующее: участник может уйти в любой момент, но, если остался, он должен учиться дисциплине, ответственности и порядку, избегать мата, курения и алкоголя.

Попасть в «Каравеллу» может любой и когда пожелает, но только необходимо присутствовать на занятиях очно. Например, летом, на парусную практику, можно приехать откуда угодно. Зимой сложнее: занятия проводятся в Екатеринбурге — три раза в неделю, утром и вечером, чтобы было удобнее сочетать со школой. Инструкторы находят в ребенке то, к чему он предрасположен. Обучение в отряде — бесплатное.

Участие в «Каравелле» — это не только бесценный опыт и звание, но и огромное количество друзей и связей, раскиданных по всей России.

В «Каравелле» действует принцип карьерной лестницы — каждый кандидат может дорасти до командира.

«Система карьерного роста в „Каравелле“ включает два периода. Первый — матросский, когда ребята учатся отвечать за свои действия, слова, поступки. Второй —командирский, во время которого они берут ответственность за дело и других людей, — объясняет Лариса Александровна Крапивина, командор „Каравеллы“. — Во время каждого периода подростку присваиваются определенные звания, что существенно помогает ему самостоятельно видеть перспективу дальнейшего роста».

 

Положение о званиях:

Кандидат — новичок, записавшийся в отряд

Матрос — человек, сдавший зачеты по основным специальностям, но не прошедший парусную практику

Яхтенный матрос — человек, прошедший парусную практику

Подшкипер — опытный матрос, который готовится стать стажером

Шкипер — первое командирское звание, командир без судна и экипажа, стажер

Штурман — входит в совет командиров, руководит экипажами из 4-8 человек

Капитан — человек, имеющий стаж в отряде не менее двух лет, права яхтенного рулевого и опыт командования экипажами

Капитан-инструктор — проводит занятия по учебной программе, отвечает за жизнь и здоровье детей

Флаг-капитан — ветеран отряда или человек, с детского возраста занимающийся в «Каравелле»

Флагман — сотрудник, осуществляющий общее руководство работы организации. Старший командир и специалист в отряде

Командор — высшее звание во флотилии «Каравелла» [2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая часть

2.1. Мир настоящих подвигов

В эпоху цифровых технологий у большинства младших школьников нет желания проводить вечер с книгой. Одна из причин заключается в том, что подростки тянутся к развлечениям компьютерной и мобильной техники. Исходя из изученного материала об особенностях работы детской организации, созданной Командором, я решила привлечь подростков к творчеству писателя через знакомство с романтикой игр каравелловцев: образы летящих коней, шпаги, горнов и барабанов, парусников создают особую атмосферу; вязание морских узлов, разгадка наименований морских предметов, матросских терминов увлекают не только мальчиков, но и девочек, готовят ребят к восприятию мира настоящих подвигов, которые писатель «допридумал» из реальной жизни.  С помощью руководителя я провела акцию «День тотального чтения» в юбилей писателя, организовала цикл литературных встреч «Секрет Командора» в 7-8 классах, конкурс рисунков «Герои Капитана» в период: сентябрь – ноябрь 2023 года. 

Приняла участие в творческих конкурсах, посвященных творчеству писателя. Целью конкурса «Читатель года», организованного Министерством образования и молодежной политики Свердловской области, было выявление талантливых, творческих читателей среди школьников; обсуждение актуальных проблем детского чтения. Именно об этих проблемах я пишу в своей рецензии – конкурсном материале: «Мальчик со шпагой» - роман, который востребован в читательских кругах подростков. Написав в «читательских», я подчеркнула, что востребован роман, конечно, не во всех кругах подростков, т.к. мои современники читают мало и редко. Да, сегодня это действительно проблема – интерес к чтению угас. Наверное, в связи с этим обеднела и речь, в речи современной молодежи очень много слов иностранных, блатных словечек, исправить это помогают писатели-классики.

Настойчивости, справедливости и целеустремленности главного героя книги, которая мне понравилась больше всего, можно только позавидовать. Серёжа Каховский – герой и своего и нашего времени. В 1 части трилогии Серёжа проявил себя как сильную личность: одержал победу над взрослым негодяем. Во 2 части Серёжа попадает в клуб «Эспада», где мальчиков учат не только фехтованию, но и уверенности в себе, умению давать отпор подлецам. Благодаря спортивной подготовке и смелости Серёжа оказал противодействие серьёзным бандитам. В клубе мальчику вручили именную шпагу. Это был звёздный час Серёжи. В 3 части мы узнаём, что клуб «Эспада» закрывают. Мальчики становятся хранителями флага – флаг - капитанами. Серёжа решил для себя, что фехтовальный клуб будет жить всегда в его сердце.

Очень грустно, что в наше время подростки мало читают, если бы молодёжь была начитанна, то героев, похожих на Сережу, стало бы больше. Трилогия «Мальчик со шпагой» воспитывает в подростках добрые чувства, терпимость к слабостям других и, наоборот, нетерпимость к подлости, предательству, злу. Прочитав роман, мальчики и девочки узнают, что такое смелость, справедливость, честь и совесть.

Вообще, читать надо еще и с целью развить себя. Книги развивают память, грамотность и речь. Есть такая фраза о том, что «речь человека характеризует его больше, чем внешность». Необходимо читать классиков, учиться у них говорить и писать красиво, учиться жить. Именно таким является писатель В.П.Крапивин. Он разносторонне талантлив: Владислав Петрович - командор мальчишек, он умел понимать молодежь. Большой романтик, он сохранил детскую душу и сердце, создал клуб для детей и подростков, таких, которые не могут жить без приключений. Учил ребят ходить в походы, жечь костры, строить лодки и кататься на них. Учил верить в добро. Учил быть порядочными, честными людьми. В своих произведениях писатель поднимает проблему настоящей дружбы, старается научить добру, справедливости, целеустремленности, помогает прикоснуться к прекрасному…»

Я получила сертификат участника в номинации «Детские работы» областного конкурса «Читатель года»-2023, заняв 11 место среди 642 участников.

По результатам обследования (анкетирование) в 4 классах читающими оказались 35% детей, нечитающими - 65% детей. Крапивинские миры — это удивительная вселенная мальчишеской дружбы, тайн, загадок, приключений, благородных поступков, мук совести и сложного выбора друзей и врагов. Мир трогательной первой любви. Поэтому так важно именно в младших классах привлекать ребят в Мир настоящих подвигов.

Институтом развития образования при поддержке Министерства образования и молодежной политики Свердловской области проводился Всероссийский конкурс по творчеству В.П. Крапивина «Оруженосцы Командора», посвященных увековечению памяти и празднованию в 2023 году 85-летия со дня рождения В.П. Крапивина в Свердловской области. Я получила сертификат участника в номинации «Командорские острова» (сочинение) и 23 место с 32 баллами из максимальных 60. К сравнению: работа, оцененная за 1место имеет 57 баллов. В номинации «Народное голосование» за мою работу отдано 870 голосов.  Всего на конкурс было представлено 438 работ от обучающихся 5-9 классов. Это был III сезон Всероссийского конкурса для детей и педагогической общественности по творчеству В.П.Крапивина «Оруженосцы Командора». Юбилейный сезон смог вовлечь в миры крапивинских книг новых читателей, заинтересовать конкурсной атмосферой творчески живущих ребят и взрослых. Тюменская область, Нижегородская область, Новгородская область, Челябинская область, Тамбовская область, Белгородская область, Республика Татарстан и Донецкая народная республика пополнили географию участников конкурса в 2023 году. Из нашей школы было представлено две работы. Я горжусь тем, что моя работа выглядит достойно. Однажды познакомившись с героями книг Владислава Петровича, уже невозможно с ними расстаться, поэтому я обязательно приму участие в этом конкурсе на следующий год.

 

 

 

2.2. Рыцари добрых дел

В свое время за неоценимый вклад в патриотическое воспитание детей и молодежи Свердловской области и эффективное сотрудничество при организации и проведении мероприятий в рамках Регионального штаба Всероссийского волонтерского корпуса 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, во время организации акций: «Ветеран», «Дорога к обелиску», «Георгиевская ленточка», «Письмо Победы» -волонтерский отряд «Каравелла» был признан лучшим и получил благодарственные письма Федерального агентства по делам молодежи (Москва), Губернатора Свердловской области и Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики. Рассказывает член Общественной палаты Свердловской области, кандидат педагогических наук, член Союза журналистов РФ, яхтенный капитан международного класса, командор отряда и флотилии «Каравелла» Лариса Крапивина: «Сегодня мы – Центр гражданско-патриотического воспитания «Каравелла», при котором действует Свердловская региональная общественная детская организация с тем же названием. Она сохраняет все традиции, символы и атрибуты, связанные с пионерским отрядом. Одно гармонично совмещается с другим, и этот общественно-государственный статус очень нам помогает. По программам «Каравеллы» сегодня работают 27 объединений в Свердловской области и 25 объединений в России. По большому счёту, дети приходят в «Каравеллу» не за яхтингом, фехтованием или журналистикой. Всё это привлекает ребят, но главное в отряде – это дружба, товарищество, приобщение к настоящему делу, формирование нравственного стержня, самостоятельность и ответственность, уверенность в себе. Мы не проводим «ура-парадных» мероприятий, но учим ребят, что любая акция, связанная с жизнью России и нашей организации, - это не для галочки, не для отчёта, а для людей: большинство наших проектов связано с добровольчеством. Это поддержка пожилых людей и ветеранов, многодетных семей и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, помощь детям из группы риска, популяризация спорта и здорового образа жизни, охрана окружающей среды и многое другое…»[3]

 Мне очень нравится, что ребята в клубе Командора не играют, а занимаются такими благородными делами. Каравелловцы помогают пожилым.  Поддерживая их традиции, мы с одноклассниками поздравляли с днем Победы подшефных ветеранов, с девочками 8В класса отправились поздравить наших педагогов-ветеранов с наступающим Новым годом, пели песни, читали стихи и вручили им «витаминки счастья» - оранжевые солнышки мандаринов. В.П.Крапивин писал: «Все начинается с детства: первые паруса, первые стихи, первая любовь и первый смелый поступок. И от того, разрешишь ли ты свои первые трудности по законам чести и совести, зависит, каким человеком ты будешь». У его героев, взрослых и детей, всегда есть «дело, которое помогает жить». Хочется поддерживать традиции рыцарей добрых дел в наше время, в нашем городе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Путешествуйте за мечтой

Анна Салмина, учащаяся 11А класса школы №1, выиграв путевку в «Артек», отправилась в путешествие за мечтой – побывать в знаменитом лагере, богатым традициями и красивыми праздниками: «Я познакомилась с девушкой из моей делегации, которая рассказала о своем опыте пребывания в морском отряде (в 15-летних капитанах). О других профилях я знала мало, а ее история меня заинтересовала, поэтому долго определяться я не стала, пошла вместе с ней в один отряд. Ни разу не пожалела о своем выборе.»

Аня - сродни фантазерам Командора. Как оказалось, в детстве читала книги В.П.Крапивина: «Тень каравеллы», «Далекие горнисты» «Посмотри на эту звезду», «Всадники со станции Роса», «Мальчик со шпагой».  «А сейчас я увлекаюсь менее современной литературой. Может быть, когда-нибудь до фантастики Крапивина руки все-таки дойдут…», - сказала Аня в завершение разговора о творческом наследии писателя.

 Романтика – в крови крапивинских героев, которые умеют мечтать, ощущая зов дальних дорог и островов, моя подруга тоже умеет мечтать и путешествовать. Ане очень понравилось в «Артеке»: «Я считаю, что незабываемо провела там время, получив множество приятных эмоций от происходящего на смене, узнала много неизвестных загадочных морских историй».

Вот что рассказала наша путешественница о каравелле: «В XII веке каравеллами называли небольшие португальские рыболовные суда, они отлично лавировали. Особое значение имела легкость и маневренность каравелл в океанских плаваниях у неизвестных и слабо обследованных берегов. Каравеллы обладали хорошей устойчивостью — им приходилось выдерживать свирепые штормы. Именно на каравеллах Христофор Колумб и Васко да Гама пересекли океан; первый – открыв Америку, а второй — совершив путешествие в Индию. Каравелла – символ первопроходца, первооткрывателя…»

Ей удалось обрести новых друзей, открыть новые тайны, обучиться новым умениям, получить знания и необыкновенные впечатления. Артековцы тоже сочиняли стихи, музыку, пели песни под гитару. Я не преминула задать вопрос о том, пишет ли она стихи? Ответ получила такой: «Начала в раннем возрасте, но забросила. Сейчас больше увлекаюсь прозой, чем стихотворениями. Скорее люблю их учить, чем писать самой.» Я уверена, что поэтический дар даст о себе знать, тем более, что девушка получила такой заряд вдохновения в приморском лагере!

И конечно, была прекрасная пора плаваний: «У нас прошло четыре выхода в море за всю смену, хотя планировалось пять. Тем не менее, я очень довольна полученным опытом. Наш отряд делили на три экипажа, и таким составом мы отправлялись на шлюпке ЯЛ-6 в море под руководством либо нашего вожатого, либо инструктора флотилии. Шесть человек гребцов, один рулевой, два запасных и два сигнальщика. Но, несмотря на свою роль в шлюпке, грести давали всем, кроме рулевой.»

Аня с большим восторгом рассказывает о том, что в «Артеке» есть ребята, которые увлекаются морским делом, подобно каравелловцам: «На разных сменах у каждого лагеря есть свои профильные отряды. Например, на моей смене в д/л «Хрустальный» было 13 отрядов. И на самом деле четыре из них были «морскими», просто набирают в них ребят в зависимости от возраста, соответственно, отличается программа и этапы морского многоборья, хотя схожесть все-таки есть. Такое количество отрядов, связанных с морской тематикой, можно объяснить расположением международного детского центра у берегов Черного моря. Не добавить их, было бы, пожалуй, странно.»

 В лагере на специальных занятиях ребята изучали паруса, учились вязать узлы: «Существует огромное количество классификаций узлов. На самом деле каждый узел стоит изучать отдельно, поскольку у них стоит своя конкретная цель, но если говорить в общем, то узлы необходимы для соединения и закрепления. Я могу сказать, что освоила лишь вязание четырнадцати «морских» узлов и одного «туристического». Наверное, не существует «простых» или «сложных» узлов, просто есть те, которые ты еще не освоил в должной мере. А если все-таки попытаться определить, в чем сложность одного от другого, так это, пожалуй, в количестве действий, которое необходимо совершить, чтобы его завязать (например, по этой причине прямой узел завязывается быстрее двойного беседочного)».

Старшеклассница была рада, что я заинтересовалась не только творчеством В.П.Крапивина, но и тем, что увлеклась жизнью и деятельностью отряда «Каравелла», была приятно удивлена моим желанием узнать близкие сердцу Командора темы путешествий и открытий, знаний законов моря, дружбы и преданности друзьям, общему делу: «Похвально, что ваше поколение этим ещё интересуется..!» Я с интересом выслушала ее рассказ и взяла уроки матросского дела – вязания морских узлов, работу сигнальщика, предварительно изучив морской алфавит. Впоследствии провела мастер-класс в 4 классах. С каким интересом и восторгом ребята выполняли мои задания и запоминали незнакомые термины. В этом – секрет морской романтики, в свое время увлекшей Славу Крапивина, обычного уральского мальчишку, слышавшего о море и загадочных океанских путешествиях только понаслышке. Может быть, и из моих подопечных вырастут будущие Командоры, благородные Рыцари?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Список произведений В. П. Крапивина с рекомендациями к прочтению, ранжированный по возрасту обучающихся

 

        Командор Владислав Петрович Крапивин, писатель, педагог, основатель патриотического Центра «Каравелла», всегда выступал на стороне справедливости, был человеком чести, настоящим Рыцарем. А мы – дети и педагоги, разделяющие его взгляды, читающие его произведения, следующие его наказам, мы все – его оруженосцы. Крапивин – это всегда про жизнь, про дружбу, про любовь к близким и любовь к Родине, про вечные человеческие ценности. И наша задача, задача оруженосцев, – сохранить эти ценности. Пришло время взять книгу Владислава Петровича, открыть наугад страницу, прочитать, например, третий абзац сверху… И пусть случайная строка Крапивина вдохновит на новые мысли, решительные действия всех, кто готов встать в ряды оруженосцев Командора!  

Для младшего школьного возраста

 

Если рассматривать все произведения данного автора, можно заметить ненавязчивую пропаганду соблюдения норм морали, представление отваги, преданности, ответственности, решительности, справедливости как качеств для формирования личности. Ценности, на значимость которых В.П.Крапивин старается обратить внимание в своих повестях и романах, стоит прививать детям с ранних лет, поэтому именно возраст ребенка начальных классов наиболее благоприятен для изучения данной литературы. Манера написания легка и понятна ребенку, отсюда большая вероятность проявления интереса с его стороны, и, как следствие, свободное усвоение уроков, преподнесенных в книгах. Детская литература В.П.Крапивина – то, что необходимо ребенку  начальных классов для развития его познавательного потенциала, интереса к жизни,  понимания нравственных границ поведения, проявления интереса к чтению и литературе.

1. «Белый щенок ищет хозяина», повесть

Аннотация. Повесть признанного мастера отечественной детской литературы Владислава Петровича Крапивина рассказывает о дружбе, о справедливости, о мужестве и преодолении слабости, то есть о том, какими должны быть настоящие мальчишки. А еще в ней говорится о любви к животным, к родному краю и его природе.

2. «Болтик», повесть

Аннотация. Максим Рыбкин учится в третьем классе, поет в хоре и мечтает стать пионером. Но Витька Транзя не дает школьнику покоя. Как дать отпор наглому и грубому хулигану, если ты маленький и слабый? Однажды Максим находит в земле Болтик, который толкает его на путь борьбы с Витькой и собственными страхами.

3. «Брат, которому семь», повесть в рассказах

Аннотация. Каждая глава этой замечательной повести представляет собой законченный рассказ со своим сюжетом. Объединены они главным героем –маленьким Алькой, которому всего семь лет. События и переживания его жизни и дают сюжет каждому рассказу. А жизнь у него весьма насыщена как драматическими, так и забавными событиями, и от одного до другого – один шаг.

4. «Дети синего фламинго», повесть

Аннотация. Герой повести пятиклассник Женька Ушаков неожиданно попадает на таинственный невидимый остров Двид, которым правит огромное жестокое чудовище – Ящер. На острове царит идеальный порядок, а его жители пребывают в постоянном страхе, ни к чему не стремятся, ни о чем не мечтают и боятся любых перемен. Легенды Двида говорят о том, что когда-то придет из другого мира юный Рыцарь, который убьет Ящера и освободит жителей острова от его тирании. Желание и необходимость помочь своим новым друзьям-островитянам подталкивают Женьку к решению примерить на себя образ этого Рыцаря – начать борьбу за добро и справедливость, совершать смелые поступки и подарить жителям острова надежду на счастливое будущее.

5. «Летчик для особых поручений», повесть-сказка

Аннотация. Однажды Алешка отправился в удивительное путешествие, чтобы найти для лучшей девочки на свете лучший в мире подарок. Путь оказался неблизким, в дороге мальчику встретилось немало интересных людей и даже один говорящий кот. Достичь цели было нелегко, но тому, у кого есть билет «Для особых случаев», не страшны никакие препятствия. Увлекательная сказочная повесть признанного мастера отечественной детской литературы Владислава Крапивина, как всегда, рассказывает о настоящей дружбе, чести и преданности.

6. «Летящие сказки», повести-сказки

Аннотация. В книгу «Летящие сказки» вошли две сказочные повести: «Летчик для особых поручений» и «Ковер-самолет». Это повести о настоящей дружбе и необыкновенных приключениях, о выборе жизненного пути, о детстве и мечтах. Герои произведений Владислава Крапивина знают одно очень важное правило: «Если по-настоящему верить во что-то хорошее, всё обязательно сбудется!»

7. «“Мушкетер и фея” и другие истории из жизни Джонни Воробьева»Аннотация. «Мушкетер и фея» – книга о самом настоящем счастливом детстве с лучшими на свете родителями и самым лучшим в СССР директором школы, с друзьями, которые всегда приходят на помощь, и с благородными врагами. О детстве настолько безоблачном, что истории о нем сегодня кажутся едва ли не фантастикой, тем более что паста ГОИ, нормы ГТО, Тур Хейердал и очереди на «Графа Монте-Кристо» в библиотеке так крепко забылись, что кажутся придуманными. Вот только радость первой встречи, ребячий азарт и решительность или, например, тревогу за раннюю бабочку, показавшуюся в стужу, придумать нельзя.

8. «Оранжевый портрет с крапинками», повесть

Аннотация. Фаддейка Сеткин рассказывает о том, что на Марсе есть такая примета: если человек кого-нибудь предал, от него уходит любимый конь. Еще он рассказывает, что был юнгой у Беллинсгаузена на шлюпе «Восток» и что недавно провел ночь на колокольне над городом, а на рассвете кричал петухом. Правда ли его рассказы, так похожие на сказку, или самые настоящие сказки, пусть каждый решает сам. Только не забывайте, что мальчики могут многое.

9. «Оруженосец Кашка», повесть

Аннотация. Летом в пионерском лагере не приходится скучать. Впереди турнир по стрельбе из лука. У лучшего стрелка, Володи Новосёлова, появляется помощник. Маленький, незаметный, и даже имя у него какое-то не героическое. Разве у рыцарей бывают оруженосцы по имени Кашка? Повесть Владислава Крапивина – о том, как рождается на свет настоящая мужская дружба.

10. «Палочки для Васькиного барабана», повести, рассказы

Аннотация. Второклассник Вася Снегирев отправляется в свой первый большой поход. Его даже назначили барабанщиком и доверили нести барабан. Но почему же утром команду «подъем» Вася барабанит не барабанными палочками, а березовыми сучками?

11. «Пироскаф “Дед Мазай”»: роман-сказка

Аннотация. Судьба преподнесла девятилетнему детдомовцу, любознательному мечтателю и фантазеру Фоме Сушкину неожиданный сюрприз: он выиграл в таинственной лотерее старый пароход «Дед Мазай» и стал настоящим судовладельцем. Фома нанимает команду, ремонтирует пароход и отправляется в плавание, по пути приобретая новых друзей и участвуя в захватывающих приключениях.

12. «Портфель капитана Румба», морской роман-сказка для детей школьного, послешкольного и пенсионного возраста

Аннотация. Юный Ричард по прозвищу Гвоз-Дик и его дядюшка Юферс оказываются втянуты в необыкновенную авантюру. Шкипер Джордж, свалившийся к ним на голову из дымохода; таинственный портфель капитана Румба; сыщик Нус, нанятый конторой «Доберман & Пинчер»... И, конечно же, пираты! Как устоять перед жаждой приключений? В итоге наших героев ждет если не слава и богатство, то уж в любом случае – сказочный фарт.

13. «Рейс “Ориона”», рассказы

Аннотация. Этот сборник рассказов впервые вышел в далеком 1962 году. Тогда еще не были написаны самые главные книги Владислава Крапивина, не было иллюстраций Евгения Медведева и Евгении Стерлиговой, не было «Каравеллы», не было даже многих из нас. А мальчишки на страницах Крапивина были. Они по своему мальчишескому обыкновению грезили путешествиями и полетами, тайнами и приключениями, конечно, дружили, конечно, были счастливы.

14. «Тень каравеллы», повесть

Аннотация. Владька, его друзья и недруги растут в годы войны и первые послевоенные годы. Война всегда рядом с ними: в хлебных карточках и очередях, радиосводках, фильме «Два бойца», стуке босоножек почтальонки Любы, в беспощадном холоде. Но она бессильна перед детством, его радостями и заботами. Бессильна перед настоящей дружбой, когда всё поровну: книга, сочиненная история, кусочек хлеба. Бессильна перед музыкой. Бессильна перед парусами.

Для среднего и старшего школьного возраста

Герои, истории, характеры Крапивин черпал из окружающей его жизни, члены «Каравеллы» становились прототипами персонажей повестей и романов. За писателем прочно закрепилась слава патриарха советской детской литературы, создавшего миры хрупких и упрямых подростков, борющихся с несправедливостью и произволом. Но изучая наследие Крапивина, легко понять, что его книги хорошо работают как моральный компас для читателей любого возраста.

«МАЛЬЧИК СО ШПАГОЙ»

Повесть о подростках, о чести, мужестве, товариществе. О том, что настоящие мечты всегда сбываются, о том, что справедливость не сразу, но все же торжествует, о том, что даже школьники могут изменить происходящее. И еще эта книга о доброте, потому что злой человек никогда не определит, что на самом деле справедливо, а что нет.

Главный герой повести Сергей Каховский — неутомимый боец с несправедливостью. Из-за этого у него постоянно возникают неприятности: получает неуды по поведению, родителей вызывают в школу, самого его отчитывают на линейке в лагере и т.д. Неожиданно в жизни мальчика появляется фехтовальный клуб «Эспада». Руководитель клуба Олег сумел собрать вокруг себя мальчишек и увлечь их фехтованием. Но клуб — это еще и нечто большее. Олег прививает ребятам качества настоящих мужчин, открывает для них законы долга и чести, учит идти дорогой правды и добра. Казалось бы, энергия мальчишек направлена в мирное русло, и все должны быть этому раду. Но местные чиновники отнимают у клуба помещение, и Олег вынужден покинуть город... По-разному воспринимают это событие ребята... Но Сергей и Генка Кузнечик в нужный момент возьмут ответственность за друзей и будут готовы обнажить клинки, когда барабанщики заиграют сбор...

Когда Крапивину пришла идея написать «Мальчика со шпагой», уже существовал отряд, и ему хотелось рассказать ребятам, как жить в настоящем дружном коллективе с чувством товарищества. Ведь главное в жизни ребячьей компании – это ощущение того, что у тебя есть друзья. А шпаги символизируют готовность всегда встать на защиту друг друга и вступить в бой с несправедливостью.

Сережа Каховский не поражает ни стальными мышцами, ни огромным ростом. Правда он занимается в клубе юных фехтовальщиков и умеет владеть клинком, но Владислав Крапивин написал роман вовсе не для того, чтобы научить ребят фехтованию. В журнале «Пионер» он писал так: «Не думайте, что смелость, решительность и благородство приходят лишь к тем, кто берет в руки клинок. Дело в характере, а не в виде спорта, не в оружии». Сережа мог и не стать фехтовальщиком. Но он все равно был бы «мальчиком со шпагой».

«ТА СТОРОНА, ГДЕ ВЕТЕР»

Это книга о моей ранней молодости, о временах, когда я жил в Тюмени, и мы с ребятами увлекались строительством воздушных змеев. Когда держишь в руках живую нить, и она тебя связывает с высотой, с небом, а на соседней крыше стоят твои друзья, возникает ощущение такого крылатого братства. Уже будучи взрослым, я стал вспоминать об этом и подумал, что написать такую книгу будет очень даже полезно.

«КОЛЫБЕЛЬНАЯ ДЛЯ БРАТА»

Герой "Колыбельной для брата" Кирилл Векшин привык смело смотреть в глаза опасности: и когда мчится с друзьями на самодельном паруснике спасать туристов от лесного пожара, и когда его обвиняют в краже, и когда надо дать отпор хулиганам-рэкетирам, терроризирующим округу. Но в повести есть и трусость, и непонимание - как среди детей, так и среди взрослых. И очень круто, что люди показаны со своими слабостями. Одновременно книга учит преодолевать эти слабости в себе и относиться со снисхождением к другим.

«СТРАЖА ЛОПУХАСТЫХ ОСТРОВОВ»

Это волшебный, добрый роман-сказка о городе Малые Репейники, в котором сохранилось много чудесного: квамы, квимы, ноги от статуи, бегающие сами по себе и многое другое. И все это, несмотря на прогресс. И мальчишки там живут соответствующие: они готовы встать за друга горой, да и не только за друга, за город, например, тоже. Среди них шестиклассник Игорь - Ига, который волей случая узнает планы по модернизации их города, осушению болот, в общем по сути уничтожению всего чудесного и волшебного, что присуще городу Малые Репейники и окрестностям.

Команда ребят принимает решение - собрать экспедицию, чтобы отправиться на спасение города. Им предстоит преодолеть меняющееся пространство и время, вызволить Стёпку, попавшую на киноэкран, и пролететь в ступе Бабы-яги, чтобы справиться с надвигающейся опасностью.

«ОРУЖЕНОСЕЦ КАШКА»

Маленький Кашка случайно попадает в оруженосцы Володи на рыцарском турнире стрелков из лука в пионерском лагере. Он так хочет подружиться со старшим товарищем Володей, который для него является примером, что не смотря на разницу в возрасте у него это получается.

История дружбы двух мальчишек, описанная с самого начала: ее зарождение, развитие, все беды и невзгоды, непонимание, детские обиды. Но в конце концов дружба побеждает, расцветает с новой силой, заставляющей старшего Володю отложить поездку до дома, по которому он очень соскучился, и поехать в гости к своему новому, но уже такому родному другу.

«МУШКЕТЕР И ФЕЯ»

«Мушкетер и Фея» - цикл небольших повестей. Все действия книги происходят в небольшом подмосковном городке, который описан настолько подробно, что начинаешь в нём ориентироваться: старые домики, кварталы новостроек, поляны из огромных лопухов, гаражи, пруд...

Кто из ребят не мечтал в детстве стать мушкетёром, или викингом, или просто героем незабываемых историй?! Вот и Джонни Воробьёв - Женька, мальчишка из подмосковного городка, окунулся по воле автора книги Владислава Крапивина в водоворот невероятных событий и увлекательных приключений.

С Джонни происходят разные истории. Можно объединиться с козой Липой и прогнать хулиганов. Можно всю ночь выслеживать аллигатора, оставляющего следы на прибрежном песочке. Можно стать настоящим мушкетером ради девочки. Можно изобрести средство от облысения, можно построить Змея Горыныча.

«ГОЛУБЯТНЯ НА ЖЕЛТОЙ ПОЛЯНЕ»

«Голубятня на желтой поляне» - это научно-фантастический роман-трилогия, основные события которого происходят в двух параллельных мирах.

Для творчества Владислава Крапивина этот роман явился достаточно нетипичным. А одновременно — переломным. И не только потому, что автор, дотоле писавший либо реалистические, либо сказочные произведения, едва ли не впервые использовал здесь откровенно фантастический антураж — далекие планеты, космические экспедиции, звездолеты и боевые излучатели. Впервые у Крапивина главным активным героем становится не ребенок, а взрослый. Скайдермен-разведчик, космический исследователь и супермен во всех отношениях.

Первая часть – «Голубятня в Орехове» рассказывает о мужчине по имени Ярослав, который находит новую Планету, идентичную Земле. Правда на этой Планете есть интересные приметы, обычаи, а также своё зло. Ярослав дружит с ребятами, которые так похожи на друзей его детства. А ещё он мечтает о том, чтобы у него был сын. Безусловно, поначалу непонятно, что происходит. И автор не даёт внятных ответов на все вопросы.

Вторая часть – «Праздник лета в Старогорске», кажется, совсем не связана с первой. Совершенно новые герои, новые действия и кажется даже время действия другое. И вот ты уже читаешь другую книгу и недоумеваешь, почему они находятся в одном сборнике, и всё ждёшь, когда появится это связующее звено. Гелька, Юрка и Янка – друзья-школьники. Однажды к ним попадает парень лет 25 - Глеб. Он приехал из места, о котором никто не слышал, но оно находится в двух часах езды. Такая компания собирается в старом вагончике, который они назвали "Курятник". А ещё у них есть робот, который знает, как сделать вечный двигатель.

Третья часть – «Мальчик и ящерка» как раз и является тем самым связующим звеном. Она соединяет в себе первые две части и раскладывает всё по полочкам. Добро обязательно должно победить зло. Но победило ли? Или лишь выигран бой, но не война? Зло не бывает абстрактным, всегда существуют его причины и истоки — такова исподволь проявляющаяся философия романа. И осознав наличие конкретных виновников происходящих на Планете бед, герои не только находят этих носителей зла, но и отыскивают способ противостоять им.

Это одна из тех особенных книг, которую не расскажешь своими словами. Из таких вот необъяснимых книг мы обычно и узнаём, что есть жизнь, есть подвиг, есть любовь. Ничто не проходит без следа.[4]

 

Список литературы

1.     Методические рекомендации для классных руководителей по проведению мероприятий, посвященных увековечению памяти и празднованию в 2023 году 85-летия со дня рождения В. П. Крапивина в Свердловской области / Министерство образования и молодежной политики Свердловской области; Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования»; авт.-сост.: О. В. Сереженкова, Т. Д. Кочубей, С. Л. Биктуганова. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2023. – 60 с.

2.     https://pandia.ru/text/80/189/32524.php

3.     https://mel.fm/vospitaniye/razvitiye/1948207-caravelle

4.     http://special.aif.ural.tilda.ws/krapivina

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

Считаю, что с задачами, которые я перед собой поставила, я справилась. Изучила теоретический материал, касающийся истории создания знаменитого на всю страну отряда «Каравелла» (см. приложение 1). Составила портрет Владислава Петровича Крапивина как писателя, публициста, общественного деятеля. С помощью руководителя организовала цикл мероприятий, направленных на масштабирование успешных практик, созданных Командором: провела акцию «День тотального чтения» в юбилей писателя (см. приложение 2), организовала цикл литературных встреч «Секрет Командора» в 7-8 классах (см. приложение 3), конкурс рисунков «Герои Капитана» (см. приложение 4), мастер-классы по морскому делу в 4-х классах (см. приложение 10); в добровольческой акции для пожилых людей -поздравление ветеранов педагогического труда с праздником  -  приняла участие я и моя одноклассница (см. приложение 6 ). Участвовала в конкурсах, посвященных творчеству писателя: «Читатель года», организованного Министерством образования и молодежной политики Свердловской области, получила сертификат участника в номинации «Детские работы» (см. приложение 7); во Всероссийском конкурсе по творчеству В.П. Крапивина «Оруженосцы Командора», посвященного увековечению памяти и празднованию в 2023 году 85-летия со дня рождения В.П. Крапивина в Свердловской области. Конкурс был организован Институтом развития образования при поддержке Министерства образования и молодежной политики Свердловской области, получила сертификат участника в номинации «Командорские острова» (сочинение) (см. приложение 8). В номинации «Народное голосование» за мою работу отдано 870 голосов (см. приложение 9).

Проблема снижения интереса к произведениям Владислава Петровича может быть решена через поддержку читательского интереса детей. Его романы и повести актуальны и современны. Они воспитывают в детях и подростках самые лучшие чувства – уважение к человеческой личности, любовь к Родине, бережное отношение к истории. Судьбы героев Командора – неугомонных мальчишек и девчонок – обязательно привлекут внимание читателей XXI века, если им откроется мир отряда «Каравелла». Это я и постаралась сделать в своей работе. Составила презентацию для экскурсии «Рыцарь добрых дел» (см. приложение 4), оформила выставку рисунков (см. приложение 4). Встретилась с ученицей 11А класса школы №1 Анной Салминой (см. приложение 5), рассказавшей о своем путешествии в мечту – поездке в «Артек», научилась морскому делу – вязанию узлов, работе сигнальщика, которому обучила ребят начальной школы (см. приложение 10), может быть, это будущие Оруженосец Командора? Кроме этого, для популяризации имени и увековечения памяти Владислава Крапивина, собираю материал для публикации в СМИ.  Я представила в исследовании историю легендарного отряда «Каравелла», ставшим мировым брендом Среднего Урала. Во время проведения экскурсий (см. приложение 9) материал заинтересованно воспринимали разновозрастные дети, это естественно, т.к. отряд «Каравелла» - рассчитан на участие в нем ребят разного возраста 9-14 лет. Экскурсии я буду проводить и в последующие годы обучения в школе.

Считаю, что мой проект – хорошая платформа для популяризации книг В.П.Крапивина, я представила список самых популярных произведений В. П. Крапивина с рекомендациями к прочтению; для ребят-романтиков открыла мир отряда «Каравелла». Практическая значимость исследования доказана при использовании собранной информации на экскурсиях.

Очень удовлетворена, что проделала такую работу, что ребята младшей и средней школы более подробно (а многие - впервые!) узнали о судьбе и творчестве Почётного гражданина г. Екатеринбурга и Свердловской области Владислава Крапивина. Уверена, что проекты о работе отряда и наследии нашего уральского писателя будут продолжены, горда, что начало исследованию в нашей школе положила я (приложение 8). Хочется поделиться полученными сведениями, своими переживаниями и эмоциями с учащимися не только Пушкинской школы. С данной работой я хочу принять участие в областном конкурсе исследовательских проектов «Моя Отчизна».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Отряд «Каравелла»

       https://sun9-27.userapi.com/impf/rDk-cZ-eeYnAMmB2XVOhueNpEwwyKF-8ZnbnJA/PduGoWfViHU.jpg?size=804x1024&quality=96&sign=5ab8c10328e892766a9f31616bd66b75&c_uniq_tag=LWk9DWm3NH91BD6-75lEYYJ75N5Nugm7Ush0-1X4ji4&type=albumhttps://i.ytimg.com/vi/GqZQob0JNvU/maxresdefault.jpg

 

https://old.oblgazeta.ru/media/_versions/db418f558f9c477162fc8fed49197e3c%5B1%5D_type8.jpghttp://xn--h1aielmq.xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/media/photogallery/f/d/fdca71423acffcb02ffa3cb07c899c94.jpg

Стихотворение, посвященное отряду «Каравелла»

Морское великое судно греет душу огнем своим.

Тишина, глубокая, незримая, взывает к промчавшейся мгле…

Корабельная мощь в соленой пучине создает чудеса земли.

«Каравелла», юная, вечная, посвящаю стихи тебе!..

Огромный мир сливается в звенящий хор.

Увлекает вдаль манящих дорог…

Вершины великие мелькают средь гор,

Небесным светом озаряя нам путь…

Недотко Полина, 2024 г.

 

 

Приложение 2

День тотального чтения в 8А, 8Б классах

 

День тотального чтения в 7В, 8В классах

Приложение 3

Литературные встречи «Секрет Командора» в 7-8 классах

 

 

 

 

 

Приложение  4

Выставка рисунков «Герои Капитана»

 

Приложение  5

 

Мастер-класс А.Салминой «Изучение морских узлов»

 

 

 

 

 

 

 Приложение 6

Поздравление ветеранов педагогического труда с праздниками

 

 

Приложение 7

Областной конкурс «Читатель года»

Приложение 8

Всероссийский конкурс «Оруженосцы командора»

 

 

88cb8243-fa22-42c6-9b25-1a25e251b936.jpg

 

 

Приложение 9

Экскурсия «Рыцарь добрых дел»

 

                                                                                                                                                    Приложение 10

Мастер-класс в 4 классе

12c8f4e2-b194-487e-a9ba-2797fd421e0e.jpg6c51a9c1-8ce7-465d-a227-4f11bd5a075a.jpga3217329-36de-4cb4-a9e5-319548c165bd.jpg


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] https://pandia.ru/text/80/189/32524.php

[2] https://mel.fm/vospitaniye/razvitiye/1948207-caravelle

[3] http://special.aif.ural.tilda.ws/krapivina

[4] Методические рекомендации для классных руководителей по проведению мероприятий, посвященных увековечению памяти и празднованию в 2023 году 85-летия со дня рождения В. П. Крапивина в Свердловской области / Министерство образования и молодежной политики Свердловской области; Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования»; авт.-сост.: О. В. Сереженкова, Т. Д. Кочубей, С. Л. Биктуганова. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2023. – 60 с.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 имени

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 имени

Содержание Введение ………………………………………………………………………

Содержание Введение ………………………………………………………………………

Введение Мой проект направлен на увековечение имени

Введение Мой проект направлен на увековечение имени

Метод анализа источников. 2

Метод анализа источников. 2

Уральский романтик В. Крапивин

Уральский романтик В. Крапивин

Еще в студенческие годы он подружился со свердловскими мальчишками, живущими на окраине города, близ знаменитого лыжного трамплина

Еще в студенческие годы он подружился со свердловскими мальчишками, живущими на окраине города, близ знаменитого лыжного трамплина

Как детский писатель Владислав

Как детский писатель Владислав

Еще каравелловцы практикуют фехтование, фото- и видеосъемку, психологию, кораблестроение и даже на барабанах играют

Еще каравелловцы практикуют фехтование, фото- и видеосъемку, психологию, кораблестроение и даже на барабанах играют

Задачи никогда не бывают «долгоиграющими», любое дело завершается примерно через два месяца: так не успевает становиться скучно

Задачи никогда не бывают «долгоиграющими», любое дело завершается примерно через два месяца: так не успевает становиться скучно

Положение о званиях : Кандидат — новичок, записавшийся в отряд

Положение о званиях : Кандидат — новичок, записавшийся в отряд

Практическая часть 2.1. Мир настоящих подвигов

Практическая часть 2.1. Мир настоящих подвигов

Серёжа Каховский – герой и своего и нашего времени

Серёжа Каховский – герой и своего и нашего времени

По результатам обследования (анкетирование) в 4 классах читающими оказались 35% детей, нечитающими - 65% детей

По результатам обследования (анкетирование) в 4 классах читающими оказались 35% детей, нечитающими - 65% детей

Рыцари добрых дел В свое время за неоценимый вклад в патриотическое воспитание детей и молодежи

Рыцари добрых дел В свое время за неоценимый вклад в патриотическое воспитание детей и молодежи

Мне очень нравится, что ребята в клубе

Мне очень нравится, что ребята в клубе

Путешествуйте за мечтой Анна

Путешествуйте за мечтой Анна

Я не преминула задать вопрос о том, пишет ли она стихи?

Я не преминула задать вопрос о том, пишет ли она стихи?

Старшеклассница была рада, что я заинтересовалась не только творчеством

Старшеклассница была рада, что я заинтересовалась не только творчеством

Список произведений В. П. Крапивина с рекомендациями к прочтению, ранжированный по возрасту обучающихся

Список произведений В. П. Крапивина с рекомендациями к прочтению, ранжированный по возрасту обучающихся

Аннотация. Повесть признанного мастера отечественной детской литературы

Аннотация. Повесть признанного мастера отечественной детской литературы

Аннотация. Однажды Алешка отправился в удивительное путешествие, чтобы найти для лучшей девочки на свете лучший в мире подарок

Аннотация. Однажды Алешка отправился в удивительное путешествие, чтобы найти для лучшей девочки на свете лучший в мире подарок

Правда ли его рассказы, так похожие на сказку, или самые настоящие сказки, пусть каждый решает сам

Правда ли его рассказы, так похожие на сказку, или самые настоящие сказки, пусть каждый решает сам

Аннотация. Этот сборник рассказов впервые вышел в далеком 1962 году

Аннотация. Этот сборник рассказов впервые вышел в далеком 1962 году

Главный герой повести Сергей Каховский — неутомимый боец с несправедливостью

Главный герой повести Сергей Каховский — неутомимый боец с несправедливостью

Уже будучи взрослым, я стал вспоминать об этом и подумал, что написать такую книгу будет очень даже полезно

Уже будучи взрослым, я стал вспоминать об этом и подумал, что написать такую книгу будет очень даже полезно

История дружбы двух мальчишек, описанная с самого начала: ее зарождение, развитие, все беды и невзгоды, непонимание, детские обиды

История дружбы двух мальчишек, описанная с самого начала: ее зарождение, развитие, все беды и невзгоды, непонимание, детские обиды

Первая часть – «Голубятня в Орехове» рассказывает о мужчине по имени

Первая часть – «Голубятня в Орехове» рассказывает о мужчине по имени

Список литературы 1. Методические рекомендации для классных руководителей по проведению мероприятий, посвященных увековечению памяти и празднованию в 2023 году 85-летия со дня рождения

Список литературы 1. Методические рекомендации для классных руководителей по проведению мероприятий, посвященных увековечению памяти и празднованию в 2023 году 85-летия со дня рождения

Вывод Считаю, что с задачами, которые я перед собой поставила, я справилась

Вывод Считаю, что с задачами, которые я перед собой поставила, я справилась

XXI века, если им откроется мир отряда «Каравелла»

XXI века, если им откроется мир отряда «Каравелла»

ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение 1 Отряд «Каравелла»

ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение 1 Отряд «Каравелла»

Приложение 2 День тотального чтения в 8А, 8Б классах

Приложение 2 День тотального чтения в 8А, 8Б классах

Приложение 4 Выставка рисунков «Герои

Приложение 4 Выставка рисунков «Герои

Приложение 6 Поздравление ветеранов педагогического труда с праздниками

Приложение 6 Поздравление ветеранов педагогического труда с праздниками

Приложение 7 Областной конкурс «Читатель года»

Приложение 7 Областной конкурс «Читатель года»

Приложение 9 Экскурсия « Рыцарь добрых дел»

Приложение 9 Экскурсия « Рыцарь добрых дел»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2024