Исследовательский проект "Пифагор и его школа"

  • Исследовательские работы
  • doc
  • 20.11.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Пифагор едва ли не самый популярный учёный за всю историю человечества. Ни одно имя учёного не повторяется так часто. Пифагор- не только самый популярный ученый, но и самая загадочная личность, человек- символ, философ, пророк. Много вопросов было поднято Пифагором и его последователями пифагорейцами. Возможно, не будь Пифагора, не так бы развивалась математика, механика и, собственно, философия.
Иконка файла материала Пифагор и его школа.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»

 

 

направление: естественнонаучное

 

 

исследовательский проект на тему:

«Пифагор и его школа»

 

 

 

 

 

 

Проект выполнила:

Журавлёва Ульяна

ученица 5г класса

 

Руководитель проекта:

 Абдрахманова Татьяна Рудольфовна

учитель математики

 

2024г

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………с. 2

Глава 1. Теоретическая часть.

1.1 Биография Пифагора……………………………………………………..с. 3

1.2 Пифагорейская школа, пять этапов……………………………………...с. 6

Глава 2. Практическая часть.

2.1 Открытия Пифагора………………………………………………………с. 8

2.2 Афоризмы Пифагора……………………………………………………..с. 9

Заключение……………………………………………………………………с. 10

Список литературы…………………………………………………………...с.11

Приложение…………………………………………………………………...с.12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Пифагор едва ли не самый популярный учёный за всю историю человечества. Ни одно имя учёного не повторяется так часто. Пифагор- не только самый популярный ученый, но и самая загадочная личность, человек- символ, философ, пророк. Много вопросов было поднято Пифагором и его последователями пифагорейцами. Возможно, не будь Пифагора, не так бы развивалась математика, механика и, собственно, философия.

Цель проекта:
узнать биографию Пифагора и рассказать о его школе.

Задачи:

- изучить биографию Пифагора

- раскрыть пять этапов приема ученика в школу

- узнать открытия и афоризмы Пифагора.

 

Актуальность проекта: деятельность школы Пифагора стала основой для творчества не только для античных, но и современных ученых.

 

Объект исследования: школа Пифагора

Предмет исследования: деятельность школы Пифагора.

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическая часть.

1.1 Биография Пифагора

Пифагор Самосский (ок. 580 — ок. 500 до н. э.) — древнегреческий философ, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма, математик.

С берегов Средиземноморья- колыбели европейской цивилизации, с тех
давних времен, названных «весною человечества», дошло до нас имя
Пифагор- не только самый популярный ученый, но и самая загадочная личность. Подлинную картину его жизни и достижений восстановить трудно, так как письменных документов о Пифагоре не осталось.

Отцом Пифагора был Мнесарх – резчик по драгоценным камням. Мнесарх,

по словам Апулея, «славился среди мастеров своим искусством вырезать геммы, но стяжал скорее славу, чем богатство».

Имя матери Пифагора не сохранилось. Некоторые называли её Пифагидой,

дочерью рода Анкея – основателя Самоса. Другие утверждают, будто бы это сам Мнесарх назвал жену Пифагидой, а сына – Пифагором, в честь дельфийской прорицательницы Пифии. Сделал же так Мнесарх после того, как получил от Дельфийского оракула весть о том, что жена подарит ему сына.

 

Известно, что родился Пифагор на острове Самос, расположенном в Эгейском море, в 576 г. до н. э. По совету Фалеса 22 года набирался мудрости в Египте. В Вавилон он попал не по своей воле.

Во время завоевательных походов на Египет его взяли в плен и продали в рабство. Более 10 лет он жил в Вавилоне, изучал древнюю культуру и достижения науки разных стран.

Известно также, что кроме духовного и нравственного развития учеников Пифагора заботило их физическое развитие. Он не только сам участвовал в Олимпийских играх и два раза побеждал в кулачных боях, но и воспитал плеяду великих олимпийцев.

Около сорока лет учёный посвятил созданной им школе и, по одной из версий, в возрасте восьмидесяти лет Пифагор был убит в уличной схватке во время народного восстания.

После его смерти ученики окружили имя своего учителя множеством легенд.

 

Смерть Пифагора

 

Как рассказывает Порфирий, «Был в Кротоне человек по имени Килон,

первый между гражданами и богатством, и знатностью, и славою своих

предков, но сам обладавший правом тяжёлым и властным, а силою друзей

своих и обилием богатств, использующихся не для добрых дел»

Он пришёл к Пифагору, похваляясь и притязая стать его другом. Но Пифагор сразу прочитал весь нрав этого человека по лицу его и остальным телесным признакам, которые он примечал у каждого встречного, и, поняв, что это за человек, велел ему идти прочь и не в свои не мешаться. Килон почел себя этим обиженным и оскорбился; а нрава он был дурного и в гневе безудержен. И вот, созвав своих друзей, он стал обличать перед ними Пифагора и готовить с ними заговор против философа и учеников его».

Однажды во время собрания пифагорейцев в доме шестикратного

олимпийского победителя Милона Килон со своими сообщниками поджёг дом со всех сторон. Согласно приданию, во время пожара рухнула центральная колонна, поддерживавшая потолочную балку. Милон, спасая товарищей, взвалил тяжесть перекрытия на свои могучие плечи и так продержал его до тех пор, пока все не выбежали из здания. Впрочем, здесь античные свидетельства расходятся: по другой версии, в доме Милона погибли все собравшиеся, кроме двоих – Архипа и Лисида.

Что было с самим Пифагором во время пожара, также не вполне ясно. По

одной версии, Пифагора в доме Милона не было: он ездил на остров Делос

ухаживать за своим тяжело заболевшим учителем старцем Ферекидом. Другие источники говорят, что Пифагор находился в доме Милона, но был спасён верными учениками, затем долго скитался в поисках пристанища, пока не нашёл его в Метапонте, где и провёл остаток своих дней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Пифагорейская школа, пять этапов

Школа была основана Пифагором и просуществовала до начала IV в. до н.э., хотя гонения на нее начались практически сразу после смерти Пифагора в 500 г.

Прием в школу проходил в несколько этапов.

Первый этап

Пифагор обычно отправлял кандидата обратно, советуя повременить и прийти вновь через три года. Этот внешне очень суровый прием был исполнен глубокого смысла - ведь любой импульс, даже самый прекрасный и чистый, должен пройти испытание временем

Второй этап

В этот период человек еще не считался учеником Школы и назывался акусматиком («слушателем»). Он слушал, впитывал, осознавал - и все это происходило в молчании. 

Акусматикам Пифагор «предписывал пятилетнее молчание, испытывая их способности воздерживаться, так как молчание - наиболее трудный вид воздержания»

Третий этап

Лишь после долгих лет такой работы акусматик становился настоящим учеником-пифагорейцем. 

Теперь он носил звание математика - «познающего».

На занятиях, которые проводил сам Пифагор или его ближайшие ученики, математикам давалась целостная картина мира, раскрывалось устройство природы и человека. 

Обучение математиков происходило в течение долгого времени, но и оно тоже было только подготовкой

Четвертый этап

Посвятить себя служению людям, обществу, всем, кто нуждается в помощи и защите, - естественный шаг для зрелого философа.

И когда ученики-математики были готовы к этому, происходил выбор тех направлений и форм, в которых это служение будет осуществляться, и затем окончательное обучение избранной «специальности».

Одни изучали   экономику, другие изучали медицину, и т. д.

Пятый этап

Высшей же ступенью в Пифагорейской школе считалось обучение политиков - людей, способных управлять обществом.

Задача - руководить людьми исходя из общего блага, не идя на поводу ни собственных, ни чужих интересов,  

Позже Платон переработал и расширил пифагорейскую теорию государства - «модель идеального государства Платона».

Многие ученики Пифагора прославились как законодатели и справедливые хранители законов

Годы, когда пифагорейцы участвовали в государственных делах, были благополучными.

 

 

 

Глава 2. Практическая часть.

2.1 Открытия Пифагора.

Пифагорейцами было сделано много важных открытий в арифметике и геометрии:

- теорема о сумме внутренних углов треугольника;

- построение правильных многоугольников и деление плоскости на некоторые из них;

- геометрические способы решения квадратных уравнений;

- деление чисел на чётные и нечётные, простые и составные; введение фигурных, совершенных и дружественных чисел;

 - создание математической теории музыки и учения об арифметических, геометрических и гармонических пропорциях и многое другое.

- теорема Пифагора.

- таблица умножения.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Афоризмы Пифагора

n  Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение к себе самому.     

n  Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык.

n  Если можешь быть орлом, не стремись стать первым среди галок. 

n  Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать. 

n  Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные — торговать, а самые счастливые — смотреть.  

n  Омывай полученную обиду не в крови, а в Лете, реке забвения. 

n  Пьянство есть упражнение в безумстве.

n  Спроси у пьяницы, как бы он мог перестать пьянствовать. Я отвечу за него: пусть почаще вспоминает о делах, какие он делает в пьяном виде. 

n  У друзей все общее, и дружба есть равенство. 

n  Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем 

n  Что всех разумнее? Разумнее всех Время.
Хранит прошедшее, а будущему - семя.

n  Что неотъемлемей всего? - Надежды свет.
Она есть там, где ничего уже и нет.

  Не суди о своем величии по своей тени при заходе солнца

 

 

Заключение

Работая над рефератом, я хотела побольше узнать о жизни великого

Пифагора. Сейчас я понимаю, какой большой вклад Пифагор внёс в изучение математики.

Пифагор был не только учёным, основателем первой научной школы. Он

был и властителем дум, проповедником собственной «Пифагорейской» этики, философом, которого по силе духа и силе воздействия можно сравнить разве что с его великими современниками: Конфуцием, Буддой и, возможно, Заратуштрой. Но в отличие от них Пифагор воспитал в человечестве веру в могущество разума, убежденность в познаваемости природы, уверенность в том, что ключом к тайнам мироздания является математика.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что роль Пифагора и его школы в развитии математики и научного знания вообще огромна. И дело не только в том, что пифагорейцы явились родоначальниками античной математики - науки, методы исследования которой в настоящее время проникают почти во все области знания. Достаточно сказать, что требование точности и ясности в суждениях возникло в пифагорейской математике.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.     Асмус В.Ф: Античная философия, -1971.

2.     Волошинов А.В. Пифагор – Москва «Просвещение», 1993

3.     Глейзер Г.И. История математики в школе – М.: Просвещение, 1992

4.     Еленьский В.А. По следам Пифагора – М.: Просвещение, 1961

5.     Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа, - Наука, 1990.

 

интернет - ресурсы:

www.moypifagor.narod.ru/ 

http://www.zaitseva-irina.ru/html/f1103454849.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/Теорема_Пифагора

http://th-pif.narod.ru/history.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Матем

Пифагор

pifagor

Aristotel-1

img1

Картинка 5 из 16

Пифагор на фреске Рафаэля

85790775

pifagor

 

Картинка 1068 из 3377


Скачано с www.znanio.ru