Исследовательский проект "Пионерия на все времена"

  • Исследовательские работы
  • pdf
  • 02.06.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Исследование истории пионерской организации школы №1 им. А.С.Пушкина
Иконка файла материала ПРОЕКТ ПИОНЕРИЯ.pdf

 «Верхнесалдинский городской округ»

МБУ «Информационно-методический центр»

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 имени А.С.Пушкина» Городской конкурс презентаций

 «Мои первые исследования и открытия»

 

 

 

 

 

 

Тема: «Пионерия на все времена»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                      Автор работы:

                                                                                                     Недотко Полина  

                                                                                                                                   ученица 6В класса

                                                                 

                                                                                                                                       Руководитель:

                                                                           Хайруллина Д.А.,                   учитель русского языка                  и литературы 1категории

 

 

 

 

 

Верхняя Салда

2022 г

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3

 Теоретическая часть

1.Истоки пионерского движения

1.1. Первые отряды……………………………………………………………5

1.2. Порядок приема  и законы пионеров…………………………………….8

 

Практическая часть

2.   Пионеры на все времена……………………………………………………9

2.1.     Дружина имени Олега Кошевого………………………………………..9

2.2.     Воспоминания выпускницы 1941 г.  Г.В.Оносовой…………………..13

2.3.     Старшие пионервожатые школы №1……………………………...........13

2.4.     Пионерия на все времена (воспоминания учителей школы №1)……..15

Вывод………………………………………………………………………….25

Список литературы…………………………………………………………...26

Приложение……………………………………………………………….......27

Введение

          Моя работа познакомит вас с очень интересным и важным материалом – историей пионерской организации школы №1 им. А.С.Пушкина, историей пионерских заветов, которые выполняли учителя-пионеры Пушкинской.  

Побывав с классом в школьном музее на экскурсии, я увидела на выставке символику пионерии – горн, барабан, пионерский галстук, всем ребятам очень хотелось побарабанить тонкими деревянными палочками по звонкому барабану красного цвета, попробовать протрубить на горне, но руководитель музея объяснила, что это святыни пионерской организации, играть на которых позволялось только настоящим барабанщикам и горнистам. Зашел разговор о пионерах. Наше поколение очень мало знает о детской организации.  Бабушки и дедушки прошли через пионерскую организацию и большинство из них отзывается о своих пионерских годах с теплотой и полагает, что пионерская организация была бы нужна и сейчас.  

В этом году 19 мая исполняется 100 лет со дня основания Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. Большинство из взрослых вспоминает сегодня радостное пионерское детство. Старшее поколение страны прошло школу пионерского братства. Каждый пионер торжественно клялся «Жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит коммунистическая партия». Юных ленинцев учили правильным вещам: быть честными, уважать коллектив, чтить память погибших защитников Отечества, а прежде всего – быть преданным Родине.

У нас в школе нет детской организации; нет своих символов и атрибутов, таких, как стоят в музее школы. Руководитель школьного музея Ольга Викторовна Балычева, показывая на красный галстук, сообщила, что в первой школе пионерская дружина являлась правофланговой, носила имя Олега Кошевого. Мне захотелось узнать, что это такое - «правофланговая», кто они – «пионеры»? Почему так гордо рассказывает Ольга Викторовна о времени пионеров, которые в мае этого года празднуют 100-летие Всесоюзной пионерской организации: об их преданной дружбе, о поездках в пионерские лагеря, о пионерском костре, уголек с одного из которых хранится как реликвия под стеклом витрины музея, о своей работе старшей пионерской вожатой. Мы решили рассказать об этом подробнее, подобрав материал из музейного архива.  Исследовательскую работу назвали «Пионерия на все времена», т.к. многие учителя пушкинской школы были пионерами и до сих пор работают с современными детьми по тем направлениям, которые сами исполняли в школе.

 Актуальность темы в том, что использование экспозиционного материала, рассказов учителей, знание истории пионерии, пионерском опыте учителей, кто непосредственно участвовал в делах дружины, поможет в патриотическом воспитании современных подростков. 

Меня заинтересовала эта тема, и я решила провести собственное исследование, проанализировать этапы зарождения и развития пионерии в Верхней Салде и в Пушкинской школе.

Тема моего исследования - «Пионерия на все времена».

Объект моего исследования - история возникновения и развития пионерии в г. В.Салда как значимого подросткового движения в XX и XXI вв.

Предмет исследования - пионерская организация школы №1. 

Я поставила для себя цель: систематизировать и дополнить  экспозиционный и фактический материал о пионерской дружине имени Олега Кошевого школы №1.

               Задачи исследования:

1.     Изучить материалы архива музея школы

2.     Встретиться с учителями-пионерами разных лет

3.     Составить презентацию и видео для экскурсии об учителях-пионерах

4.     Оформить раскладушку и выставку «Пионерия на все времена»

5.     Провести экскурсию для учащихся школы по теме 

Методы исследования:

1.     Метод анализа источников.

2.     Метод социального исследования (интервьюирование)

1.Истоки пионерского движения

 

1.1. Первые пионерские отряды г. В.Салда

Замураев Федор Петрович – один из организаторов первых пионеров (см Приложение 1), вспоминает: «Во второй половине 1924 года в Верхней и Нижней Салде количество отрядов составляло соответственно 8 и 10. Все отряды объединились в базы Юных Пионеров (ЮП).

В Нижней Салде начальником базы ЮП был Рыбаков В.Г., а в Верхней Салде Минеев П.И., а затем Ведерников.

 Каждый отряд имел свое название. У каждого отряда имелось свое знамя, которое вручалось торжественно, у каждого отряда – флажки. Самым первым пионером оказался 12-летний школьник Митя Зинкин и его восьмилетний брат Боря Зинкин. Позднее пришли две Ольги Коноваловы, брат и сестра Постниковы. (Костя и Оля), брат и сестра Никифоровы и две сестры Устиновы, три брата Климовых. Это были главным образом дети большевиков.

 Запись в пионерские отряды проводилась по устному заявлению. Записавшись, кандидат проходил двухнедельное испытание, изучал формы пионерской организации, законы и обычаи юных пионеров. Затем проходил торжественный сбор, на котором вступающие в организацию давали торжественное обещание. После этого их включали в отрядный список и повязывали красный галстук. Выдавался материал на пионерскую форму. У каждого отряда была своя форма.

В те времена ежегодно в конце августа проводилась международная коммунистическая детская неделя. И оканчивалась она празднованием международного юношеского дня, который проводился в первое воскресенье сентября. Это был праздник детей и молодежи мира.

 В эти дни в 1924 году и была сформирована первая районная организация ЮП, которая стала носить имя Владимира Ильича Ленина.

 В 1925 году были организованы отряды веселых пионеров, в том же году – пионерские лагеря в Верхней и Нижней Салде. (см Приложение 2).  К концу 1925 года в организации ЮП было 25 отрядов (1250 человек). Основное внимание уделялось дисциплине в отряде. Отрядные сборы проводились при клубах. 

Потом начинались уроки – беседы на заданную тему. Проводились уроки физкультуры. Разучивались песни, игры. Ставилась самодеятельность.   Сборы продолжались в течение трех часов и заканчивались массовым выходом строем с песнями по городу.

 Один раз в месяц сбор базы города заканчивался массовыми физкультурными выступлениями и художественной самодеятельностью. Каждый пионер в течение дня не имел права снимать галстук. Ребята салютом приветствовали друг друга и старших. Всякая неявка на сбор обсуждалась членами отряда, делались замечания, выговоры. Самым тяжелым для пионера взысканием было снятие с его груди галстука на две недели. Это, конечно, происходило редко. И, наконец, исключение из отряда встречалось еще реже. После 10 часов вечера пионер не имел права появляться в общественном месте, а после 11 часов – вообще на улице.

 Запрещалось ходить в неряшливом виде, тем более – курить. Исключительно много уделялось времени и внимания физической подготовке, политическому и культурному воспитанию, привитию навыков труда, изучению родного края, производственному обучению, оказанию первой медицинской помощи.

 Главное внимание уделялось учебе пионеров. Пионер не имел права учиться плохо. 

 При школах, где было несколько отрядов, организовывались форпосты (теперь – дружины). Во главе отряда ставились учителя-комсомольцы или просто грамотные комсомольцы.

 Для производственного обучения и для шефства отряды прикреплялись к цехам заводов и производственных организаций. Знания пионеров были высокими». [1]

Иван Васильевич Рыбаков, один из первых пионеров города Верхняя Салда, пишет так об организации пионерии в нашем городе:

«Пионерская организация в нашем городе была основана 1 августа 1924 года организацией ВЛКСМ. Много сил и времени отдал для этого важного дела секретарь бюро РЛКСМ Дудин Федор Степанович.

О пионерских отрядах, организованных в Москве, школьники уже знали.

И конечно, мечтали о своей пионерской организации.

Запись в пионеры проводилась в здании Горсобеса по улице Ленина. 1 августа был проведен первый сбор и в дальнейшем началась активная деятельность пионерской организации».[2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Порядок приема, пионерская символика  

«О первом пионерском отряде» - так называется материал поисковой работы 3Б класса. Интересные подробности представлены в этой архивной папке: «Первый пионерский отряд в городе Верхняя Салда был организован в августе 1924 года. Организовал его Иван Васильевич Рыбаков (см. Приложение 3). Принимали ребят в пионеры в клубе металлургов. Они давали пионерскую клятву перед строем. Комсомольцы повязывали им галстуки. Первые галстуки были из красной фланели с белыми горошками, но пионеры носили их на левой стороне материала.

В первом отряде насчитывалось двадцать четыре человека (мальчики и девочки). В пионерский отряд отпускали детей из семьи рабочих, коммунистов и тех семей, которые не были против Советов. Остальные дети относились к пионерам по-разному. Большинство смотрело на пионерский отряд с завистью, но их не отпускали родители. Некоторые вступали с пионерами в драку, в чем сказывался протест родителей против Советской власти. Но таких было меньше.

В пионерском отряде была агитбригада «Барабан». Участники агитбригады ездили в деревни, ходили в цеха к рабочим, выступали перед населением в клубе. В школах были во всем первыми: и в учебе, и в кружковой работе».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.     Пионеры на все времена

2.1. Дружина имени Олега Кошевого

Выпускница школы 1979 года Лариса Карасева пишет в СМИ о пионерской организации Пушкинской школы, с большой теплотой вспоминая о приеме в пионеры в статье «Впереди пионерских колонн»: 

«Эта минута останется в памяти на всю жизнь. Минута, когда мне надо было сделать шаг вперед, выйти из общего строя и произнести слова торжественного обещания. «Я, вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю…».

 За десять лет, которые прошли с того дня, было много волнующих событий: вступление в комсомол, вручение аттестата зрелости, слеты, конференции. Но никогда больше так не перехватывало горло и не билось так часто сердце, когда я обещала «жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин…», когда мне повязывали красный пионерский галстук…

…Нынче школа №1 будет отмечать двойной праздник. 60-летие ряды Всесоюзной пионерской организации совпало с присвоением дружине звания правофланговой. 10 лет назад на знамени пионерской организации школы №1 появилась первая почетная лента, завтра, 19 мая, к нему прикрепят десятую почетную ленту Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации.  Шагать впереди пионерских колонн на правом фланге стало традицией юных ленинцев школы №1.

 Долго можно перечислять славные дела правофланговой дружины. А в юбилейный год их особенно много. Это и операция «Дети Салды – для фронта, для победы», экскурсии на хлебокомбинат и Песчаный карьер, поход в деревню Нелоба, операция «Письма друзей», в ходе которой каждый отряд писал письмо в пионерскую дружину союзной республики. 

Вот так интересно жили и мы когда-то. Пионерская дружина дала нам путевку в комсомольскую юность».

Много пионерских дел проводилось в школе, именно поэтому в 1970 году присвоено звание правофланговой дружине имя Олега Кошевого. Дата установлена благодаря факту, указанному в статье выпускницы 1979 года. 

Какие же это дела, мы выяснили из летописей отрядов, раскладушек о пионерии,  протоколов Совета дружины, Рапортов пионерской дружины им. О.Кошевого, дневников отдельных отрядов школы: «Мечтатели», «Поиск», «Товарищ»; протоколов заседаний совета отрядов школы, трудового паспорта отряда 4Б класса, боровшегося за право носить имя Ю.А.Гагарина, 4А класса, боровшегося за право носить имя А.А.Евстигнеева, 4В класса, боровшегося за право носить имя Любови Шевцовой (см. Приложение 4). 

А самое ценное – из воспоминаний старшей пионервожатой 1958-60 гг. Мальцевой (Мельковой) Розы Николаевны, награжденной грамотами и похвальными листами за ударную работу (см. Приложение 5):

«Старшей пионервожатой я проработала три года (1958-1960гг) вместе с Марией Васильевной Кузнецовой, я на 1 смене, она – на 2-й. Работали согласованно. Наша пионерская дружина считалась одной из лучших в городе. Основное внимание в работе пионерской организации обращалось на учебу, поведение и общественную работу пионеров.

Главный орган пионерской работы в школе – совет дружины. Старшие вожатые умело направляли деятельность отрядных вожатых и совета дружины. Ежемесячно на совете дружины подводились итоги работы, утверждался план работы на следующий месяц. В каждом отряде был оформлен пионерский уголок, организована группа взаимопомощи в учебе. Нарушителей дисциплины за серьезные проступки обсуждали на совете дружины, иногда за ними устанавливалось наблюдение старших товарищей. Между отрядами негласно существовало соревнование. Поощрялись победители в субботниках по сбору макулатуры, металлолома. За хорошую пионерскую работу лучшие были награждены туристическими путевками по городам-героям Киев-Минск. 

В то время были еще живы многие участники Великой Отечественной войны. Встречи учащихся с этими людьми оставляли глубокий след в сердцах школьников.

Ребята с удовольствием готовили пионерские сборы на такие темы: «Пионеры-герои», «Герои нашего города» и многие другие…»

  По Положению о всесоюзной пионерской организации и в нашей школе действовали пионерские отряды (делившиеся в свою очередь на звенья во главе со звеньевыми), они объединяли учеников одного класса, и была дружина — это ученики всей школы. Как в работе пионерии всего Советского Союза, так и в дружине Пушкинской школы в Марше были маршруты:

       маршрут "Пионер - всем ребятам пример".

       маршрут "В страну знаний".

       маршрут "Моя Родина - СССР".

       маршрут "Пионеры - Родине".

       маршрут "Пионеры – патриоты-интернационалисты".

       маршрут "Сильные, смелые, ловкие".

       маршрут "Пионеры – смена комсомола".

       маршрут "Тимуровец".

       маршрут "В мире прекрасного".     маршрут "Пионерстрой".

       маршрут "Мир и солидарность"

Об этих маршрутах подробно пишут отряды в своих дневниках и летописях. Из дневниковых записей отряда 4В класса 1976-77 года мы узнаем о тех делах, которые были выполнены отрядом «Мечтатели» в рамках различных маршрутов (См Приложение 4, 14). 

В архивах музея школы есть папка «Тимуровское движение В-Салдинского района». Интересные дела в рамках маршрута «Тимуровец» проводились в дружине им. О.Кошевого. «Это важное событие в жизни пионерской организации. Всесоюзный штаб Тимура призвал всех тимуровцев записать воспоминания тимуровцев разных поколений.

Штаб предложил продолжить тимуровские акции и операции: «Красные звезды Тимура», «Ветеран живет рядом», «Детский дом – наш общий дом», «Милосердие», «Здравствуй, солдат!», «Малышок».[3] 

Выполняя поручение Всесоюзного штаба Тимура, пионеры школы №1 записали воспоминания тимуровцев разных поколений. Вот что рассказала Л.А.Гулева-Соколова о 40-х годах (см. Приложение 6): 

«Шел 1942 год. Я училась в 6 классе школы №14 им. А.С.Пушкина. выбрали меня капитаном тимуровской команды. Наша команда состояла из «пятерок», т.е. из групп по пять человек, за каждой «пятеркой» было закреплено несколько домов семей красноармейцев. Там, в силу своих возможностей мы пилили, кололи дрова, приносили из ключа воду, разгребали у домов снег. Летом помогали полоть в огородах, окучивали картошку. В годы войны в здании нынешней школы №1 находился госпиталь. Летом мы собирали ягоды, грибы, шишки для раненых, выступали с концертами. Конечно, и у себя дома мы тоже проделывали такую же работу, заменяя родителей, т.к. отцы наши воевали на фронте, а большинство матерей работало на заводе по суткам, а то и больше, мы тоже были «семья красноармейца». Но все успевали делать и дома, и у подшефных, и уроки выучить, и на улице поиграть. Время было трудное, никто (ни дети, ни взрослые) об усталости не говорили, не жаловались. Знали и понимали, что «надо», что этим помогаем фронту, приближая победу над

врагом.».[4] 

 

 

 

 

 

2.2. Воспоминания выпускницы школы 1948 г.  Г.В.Оносовой

Приближается столетие со дня рождения в нашей стране пионерской организации им. В.И.Ленина. В суровые роковые сороковые годы, наверное, каждый из юных школьников Советского Союза с гордостью носил на груди красный галстук. Торжественно повязали его и мне, ученице четвертого класса школы №15, которая находилась по улице Кирова в угловом одноэтажном деревянном доме с огромными светлыми окнами и солнечным садом, утопающим в зелени сирени. Директором школы была Антонина Григорьевна Трифонова, а учителем – Мария Петровна Булавина (в замужестве Нестерова). Тогда, как помнится, принимали в пионеры всех желающих, кто успевал в учебе и был дисциплинирован. В школе была пионерская дружина, а в классах – отряды и звенья, соревновавшиеся друг с другом. Переходящий красный флажок стоял на первой парте звена-победителя.

 Мы стали юными ленинцами в суровые годы Великой Отечественной войны. Вся тяжесть тех лет легла и на наши плечи. Это были годы учебы и героического труда школьников. Разве забудешь, как мы вместе с учителем английского языка Пьером Анатольевичем Люлиным ходили на заводское подсобное хозяйство или в совхоз спасать неубранный картофель, порой даже из-под раннего снега. Навсегда запомнилась наша работа в деревне Северной, где мы жили неделями вместе со старшей пионервожатой Хреновой Кларой Васильевной (в замужестве Калугиной).

 Разве забудешь, как спали на полу в школе или у кого-нибудь на квартире, как хлебали пустые щ с плавающими листьями подмерзшей капусты, как делились друг с другом всем, что было у нас взято из дома. 

 Вместе с нашим классным руководителем Александром Ивановичем Темпаловым мы, уже пионеры-шестиклассники, ходили пешком в лес на заготовку дров…

 Помнится, пригнали по пруду дрова, и мы их вытаскивали на берег, чтоб обсыхали, а потом складывали. Нелегкое дело, да только понимали, что зима впереди. Потому и не было средь нас трусливых «маменьких сынков».

 Многое вспоминается сегодня: и наши посещения раненых в госпитале, и наши посылки на фронт, наполненные вязаными носками, ваоежками, вышитыми кисетами и другими вещами, необходимыми на войне. И разве забудутся наши концерты перед жителями Салды и деревень… И слезы на глазах у зрителей?! Все это было… Было…

 С особенной теплотой вспоминается и наша дружба. Не потому ли, что темпаловский класс был примером ее. Шла война… В городе и школе оказалось немало эвакуированных из других городов: Одессы, Ленинграда, Москвы, Сталинграда. Не потому ли и наш класс был многонациональным по составу: Миля Уласевич из Белоруссии, Галя Ткачук с Украины, Лера Шапошникова и Мура Раскина – москвички, Марк Резников и Иля Яновская – евреи… Какая дружная семья! Какая искренность и теплота чувств! Какое желание понять другого…[5] (см. Приложение 7)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Старшие пионервожатые школы №1

Статья об одной из первых пионервожатых – Кларе Васильевне Калугиной – называлась «Вожатая 40-х»:

В 1943 году, когда Кларе было семнадцать, направили ее старшей вожатой в пионерлагерь. Располагался тогда лагерь в деревянных бараках. Но был у вожатых и ребят истинный пионерский задор. Ничто не могло удержать пионеров в лагере: излазили, исходили все окрестности Салды, у походных костров пели пионерские песни, разучивали стихи.

А в августе перед началом учебного года пионервожатая Клара Калугина начала работать в школе№1.

В военные годы работа пионерской организации была перестроена на военный лад. Вместо советов отрядов были тогда боевые пионерские штабы. Пионерские поручения назывались боевыми. Новую «струю» в работу внесли ребята, эвакуированные из Москвы и Ленинграда. О них штабы заботились особо. Впрочем, без внимания не оставался ни один школьник. Штаб дружины под руководством пионервожатой Клары Калугиной взял себе за правило заботиться о каждом ребенке, ведь их родители трудились на заводе по две смены подряд, а некоторые и ночевать оставались в цехах. Завком металлоообрабатывающего завода никогда не отказывал в просьбах: снабжал и нуждающихся ребят одеждой, обувью.

Не оставались в долгу и ребята: они заготавливали в лесу дрова, а потом развозили их на санках тем, кто работал и жил в заводских цехах. Помогали семьям фронтовиков по хозяйству.

20 тысяч рублей, заработанных на субботниках, пионеры школы №1 внесли на создание танковой колонны. Это был вклад в разгром врага. Верховный Главнокомандующий И.В.Сталин направил в адрес пионеров школы благодарственную телеграмму. Ее зачитали перед строем.

Клара Васильевна Калугина отдала работе с детьми 22 года».[6]

                                 Статья о пионервожатой 60-х Раисе Андреевне Волковой (см.

Приложение 8) называлась «Вспоминая пионерские традиции»:

В 60-е годы я работала старшей пионервожатой 1-ой школы им. А.С.Пушкина.

С большим патриотическим подъёмом проводились соревнования между отрядами и дружинами других школ города. Наша дружина всегда была на первом месте благодаря творческой работе педагогического коллектива школы. Вспоминаю 1962 год - 40 лет пионерской организации. Все школы активно готовились к этой замечательной дате. Готовились к парадному шествию, рапортовали о своих трудовых успехах, сколько десятков тонн собрали металлолома, сколько тонн макулатуры. В каждом отряде и дружине появлялись новые формы работы. Ребята зажигались тимуровской работой, сколько благодарностей получали от пожилых людей за помощь. Большую помощь оказывали совхозу в уборке урожая.

Всех полезных дел не перечесть и по спорту, туризму, по интернациональной работе, краеведческой и т.д.

19 мая 1962 года запомнилось на всю жизнь. В честь 40-летия пионерской организации был парад на площади. (См. Приложение 10) На парад вышла наша красногалстучная дружина. Педагогический коллектив школы во главе с директором школы Е.Б. Колтуновым повязали пионерские галстуки, шли во главе колонны со своим школьным духовым оркестром, которым руководил Г.И.Котов. Наша школа и дружина заняла первое место по успеваемости и по всем показателям воспитательной работы. Приятно было получать награждения и благодарности за творческий труд».[7]

Мы восстановили список пионервожатых, работавших в школе №1 (См

Приложение 13).

 

2.4. Пионерия на все времена (воспоминания учителей школы №1)

 

Воспоминания В.И.Нерословой, учителя русского языка и литературы, пионера 1962-66 гг.

 Я училась в школе №3. В пионеры нас принимали очень торжественно, я помню, что торжественность усиливалась ярким солнечным днем и цветением яблонь, как будто сама природа устраивала нам праздник. Пионерское детство – это живая работа: тимуровская, патриотическая, интернациональная, отражающая братство пионеров разных стран: ГДР, ЧССР, ВНР, НРБ, Ирландии, Румынии и других. Мы вели переписку с ребятами из других стран. Одно из самых ярких впечатлений детства – пионерский костер на закрытии в лагере «Красный бор».

Когда окончила институт, работала пионервожатой, любила свою работу и детей. В школе №1 хранится наш Дневник отряда «Мечтатели» 4В класса, где подробно описываются все маршруты пионерской работы. Гордостью отряда и самым важным делом считаю работу по поиску ветеранов революции и труда, а также переписку с БАМовцами. Отряд стал правофланговым, мы стали победителями марша «Идем дорогой Ленина, дорогой Октября!» в 1977 году.

Воспоминания С.Б.Бабиной, учителя русского языка и литературы, пионера 1969 – 1973 гг.

Пионерская жизнь всегда мною вспоминается с ностальгией, я была активисткой и остаюсь патриотом своей школы, старалась быть на переднем фланге вместе с нашей правофланговой дружиной. Помню наши сборы во Дворце Культуры, где пионерская дружина им. О.Кошевого приветствовала лучших людей города; заседания совета дружины, четкие ясные команды, дружный марш барабанов, призывные звуки пионерского горна, громкие речевки, задорные песни и яркие дела: походы, экскурсии, сбор лекарственных трав, поездки «на картошку», сбор металлолома, макулатуры, когда заработанные деньги отправлялись в Фонд Мира, торжественные линейки. В пятом классе я среди лучших чтецов города принимала участие на торжественной церемонии проводов призывников на службу в рядах Советской Армии. Мы, пионеры, принимала участие и в вахтах Памяти. 

 К пионерскому галстуку всегда относилась с трепетом и носила его до самого приема в комсомол. Храню свой галстук до сих пор. Долгожданными и любимыми были для меня заключительные слова пионерской клятвы: «Будь готов!» - «Всегда готов!»  Люблю пионерию, хочу, чтобы такой формат детской организации обязательно вернулся в нашу школу, в нашу страну.  

Воспоминания С.Ю.Макеевой, учителя истории,  пионера 1969 – 1973 гг.

Я была председателем совета отряда на протяжении всех лет пионерской жизни, когда отдыхала в пионерском лагере «Красный бор», тоже была выбрана на руководящий пост в отряде. Мне нравилось быть организатором пионерских дел: тимуровская работа, операции «Миллион – Родине», «Письма друзей», когда мы переписывались с пионерскими дружинами союзных республик; экскурсии, походы, поездки по историческим местам Родины, сбор макулатуры, металлолома. Конечно, чувствовалась ответственность за то, как я смогу увлечь отряд в мероприятие, с каким результатом мы закончим работу по тому или иному направлению. Но меня всегда поддерживали ребята, откликались, не отказывались от поручений. 

Очень памятны сборы и слеты пионерских дружин; из жизни лагеря помнится прощальный пионерский костер, когда награждались активисты, пелись песни всем лагерем, когда мы прощались с новыми друзьями, с неповторимой жизнью летнего сезона.  Многое из наработанного в детстве применяется сейчас в школе и использовалось во время работы в лагерях нашего города.

 

 

 

Воспоминания Е.Н. Кистановой, учителя начальной школы, пионера 1970-74 гг

Торжественный прием в пионеры остался в памяти на всю жизнь. Мы очень волновались, когда произносили торжественную клятву, даже язычки пионерского галстука дрожали. Могу и сейчас провести мастер-класс, как повязывается пионерский галстук. Помню, что символизирует каждый конец галстука. Мы, пионеры 60-х, знали весомость данного обещания «жить,¸учиться и бороться, как завещал великий Ленин…», поэтому хорошо учились, принимали активное участие во всех пионерских маршрутах. Однажды не приготовившись к уроку, я получила урок совести от своего учителя, мне поставили «3», хотя я заслуживала только «2». Это стало для меня уроком на всю жизнь!

Воспоминания М.С.Балабановой, учителя математики,  пионера 1973-77 гг.

Я была рядовым пионером, но всегда выполняла все заветы Ильича. Очень гордилась тем, что работала в отряде ЮИД, в составе которого участвовала в городских слетах. Не раз мы занимали призовые места. Мне очень нравились массовые мероприятия: походы, слеты, сборы, советы отряда и дружины. Пионерская символика всегда меня восхищала, до сих пор отношусь к ней с трепетом. Вспоминаются наши походы, костер, сбор макулатуры и металлолома. Мне очень хочется, чтобы современные дети также увлеченно, как мы в свое время, работали, творили, были «пионерами», т.е. «первыми» во всем. Многие маршруты, которые мы реализовали в пионерской деятельности, я применяю в работе оздоровительного лагеря «Здоровячок». Они прошли проверку временем, поэтому проходят «на ура»: тимуровская работа, патриотические дела, конкурсы и смотры, фестивали и концерты…

Воспоминания Е.В.Шуровой, учителя начальной школы, пионера 1971-75 гг, старшей пионерской вожатой школы 1979-1981гг.      Помню, что день, когда нас принимали в пионеры, выдался холодным, и как нам было обидно, что поверх белоснежных, отутюженных пионерских форм надо надевать пальто и куртки. Мы расстегнули пуговицы пальто. Ветер подхватил концы галстуков, и нам казалось, что нет во всем мире счастливее нас, что нам нельзя не завидовать.

 А потом была масса интересных пионерских дел. Ведь мы стали не просто пионерами, мы стали пионерами правофланговой дружины имени Олега Кошевого.

А когда я стала работать старшей пионервожатой дружины им. О.Кошевого вместе с Хазиевой Софьей Григорьевной, была плотно организована шефская работа с октябрятами: вожатые-пионеры устраивали октябрятские утренники, праздники, занятия клуба «Почемучки», помогали вести переписку с союзными республиками. И пионеры, и октябрята подхватили почин «XXVI съезду КПСС – 26 интересных дел!» Пионеры проводили Ленинские чтения «Имя Ленина на карте Родины», «Ленинцы всегда впереди», «Красный флаг Отчизны» и др. 

О пионерской вожатой школы 1979-1981гг. Елене Комогорцевой (Шуровой) пишут «Влюбленной в свое дело является старшая пионервожатая Лена Комогорцева. Именно к ней можно отнести слова:

Вожатый – профессия-птица!

Нужнее ее не сыскать!

С какою другою работой сравнится –

Ребячьи сердца зажигать![8]

Воспоминания Д.А.Хайруллиной, учителя русского языка и литературы, пионера 1975-1979 гг

В пионеры меня приняли в 1975 году в третьем классе. Галстук повязывала Софья Борисовна Нетиевская, моя первая учительница, коммунист. Была «вечным» председателем совета отряда, работала в составе учкома – подтягивала двоечников. Работа председателя совета отряда заключалась в том, что я получала задания на заседании совета дружины, потом распределяла работу в отряде. 

Больше всего мне запомнились походы в ЗПД (зона пионерского действия). Мы помогали в уборке квартир, домов подшефных ветеранов Великой Отечественной войны: складывали дрова, таскали воду, мыли полы – все как в к/ф «Тимур и его команда». 

Очень нравилось участвовать в сборе макулатуры и металлолома, особенно металлолома, т.к. искали его по всему поселку: тащили железные кровати, бочки, санки, велосипеды… Это было весело. Наши парни всегда приносили металлолома больше всех отрядов. Нам объявляли благодарность на общей линейке.

Еще хорошо помню, как самые активные пионеры и комсомольцы стояли в почетном карауле у памятника В.И.Ленину во дворе школы 22 апреля и у памятника воинам-землякам в парке 9 Мая. Стояли мы по 10 минут, потом передавали эстафету следующим. Церемония была очень красивая: мы репетировали накануне акции смену караула, чтобы все движения были четкими и безошибочными. Мне казалось тогда, что выглядит это как смена караула у мавзолея Ленина в Москве, потому относилась к процессу как к святому делу. Очень гордилась, что меня в числе других удостаивали этого права.

К пионерскому галстуку я относилась бережно, с третьего по седьмой класс у меня был единственный галстук. Я его берегла как святыню. Он был уже старенький, но носила его до самого момента принятия в комсомол.

В институте мы проходили пионерскую практику после второго курса. Я работала вожатой в пионерлагере «Пионерская флотилия» на Старателе под г. Н.Тагил. больше всего запомнились ежедневные линейки утром и вечером, подъем флага на флагшток, приветствие начальнику лагеря и речевка, которой мы провожали прошедший день. Запомнилась форма, которую нам выдавали в особо торжественных случаях: синие береты, гюйсы. Выход на ялах по реке Тагил, пионерский костер на закрытии смены. И конечно, самые буйные пионеры, мальчишки, которые ходили со мной на рыбалку, в лес, на футбол. Воспоминания О.В.Балычевой, учителя русского языка и литературы, пионера 1980-84 гг, старшей пионервожатой школы№1 1988 – 1991 гг.

 Мне пришлось завершать деятельность советской пионерии в нашей школе в качестве старшей пионерской вожатой. Надо сказать, что все участники нашей пионерской жизни с большим сожалением прощались с организацией имени В.И.Ленина. Это большое прощание с большой доброй традицией выразилось в том, что в 1991 году проводилось большое количество районных пионерских слетов, сборов пионерских дружин, областных советов пионеров. 

 Как в детстве, так и будучи пионервожатой, я всегда с большим уважением относилась к пионерским делам, умела увлечь своим примером всех, наверное, эти организаторские способности помогают мне теперь как классному руководителю, потому что все мои ученики становятся лучшими по школе, занимают призовые места во многих конкурсах. Один из моих выпускников Осминин Максим побывал в «Артеке». Это право ему было предоставлено в качестве награды за участие в НПК на городском и областном уровнях. Со своим проектом он становился победителем на всех уровнях. В нашу коллекцию музея привез артековские сувениры и воспоминания о жизни подростков в престижном детском лагере.

 Из характеристики старшей пионерской  вожатой Коба О.В.: «В 1988-89 г. руководила деятельностью октябрятских групп дружины. Методически грамотно, нешаблонно проходили октябрятские торжественные линейки и сборы. Немало выдумки, смекалки, творчества проявляла вожатая в организации игр, викторин, конкурсов, соревнований для октябрят: «Октябрятский экспресс» «Веселые старты», «Гайдаровец» и конкурсы поелок. По итогам года Коба О.В. была выделена Домом пионеров как одна из лучших вожатых города. Она была избрана в совет городской пионерской организации. Ей доверяли подготовку, организацию и проведение городского праздника к Дню пионерии. В 1989-90 году Коба О.В – старшая пионерская вожатая в пионерских отрядах школы. Совет командиров, которым она руководит, планирует деятельность дружины, готовит большие общие дела…»[9] Воспоминания А.В.Усачевой, учителя географии,  пионера 1981-85 гг.

 Наш класс был самым активным все годы обучения. Эта пионерская закалка сказывается и сейчас: все мои одноклассники-учителя принимают участие в школьных, городских, областных и международных конкурсах теперь уже со своими подопечными. Не пионерами, но всегда впереди идущими классами. Меня в нашем отряде сразу выбрали в барабанщики, до сих помню все марши, могу сыграть их сходу на нашем школьном барабане из музея. Помню все наши сборы, смотры пионерских дружин района. На городском смотре юных барабанщиков наша дружина им. О.Кошевого не раз одерживала победу. Знаменная группа в 1983 году тоже занимала 1 место на городском смотре-конкурсе. Очень нравилось нам принимать участие в Вахте памяти на день Победы у мемориала погибшим воинам и у памятника А.А. Евстигнееву. Помню наши победы во Всесоюзной операции «Миллион – Родине!» Два раза дружина награждалась Почетной грамотой ЦС ВПО им. В.И.Ленина. Хочется своим нынешним детям сказать «Так держать!», как держали честь своей дружины пионеры 80-х.

Воспоминания Л.А.Сенчевой, учителя начальной школы,  пионера 1981 – 1985 гг.

Наша пионерская дружина в Кустанайской области Казахстана ничем не отличалась от пионерских дружин, действовавших в городах центра России. Мы принимали активное участие в маршрутах пионеров, учились отлично и хорошо, чтобы выполнить обещание, данное при вступлении в ряды пионеров.

Я была активистом, принимая участие в конкурсах не только в школе, но и в пионерском лагере. Самое яркое впечатление от пионерского детства – это наш прощальный пионерский костер на закрытии смены в пионерлагере. Это песни, которые мы пели, обняв друг друга за плечи, это наши дружба, которую не забудешь никогда, это награждение у прощального костра, которые от этого становились еще торжественнее и памятнее. Пионерскую работу выполняла с удовольствием и в пионерском лагере, куда нас отправили в пединституте. Работа вожатой мне очень нравилась. Сама активистка в детстве, могла привлечь всех до единого из своего отряда. Никто никогда ни в чем не отказывал. И сейчас, работая учителем, все приемы пионерии использую в работе: соревнования, конкурсы, отрядные песни, речевки, уголок – все это из моего пионерского детства!

Воспоминания Е.Н. Богачевой, учителя начальной школы, пионера 1986-90 гг.

      Я училась в школе №2. Там прошла моя пионерская жизнь. Она была яркой и интересной: сбор металлолома, макулатуры, лекарственных трав, пионерские речевки, отрядные сборы – все живо в памяти до сих пор. Многие наработки использую в работе с учениками: звенья, звездочки, соревнования между ними, торжественное награждение активистов и т.д. Пионерское детство дает очень много. Мне дорого каждое мгновение: и прием в пионеры, и уроки мужества, и слеты пионерских дружин. Хочу, чтобы это вернулось в современную школу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

Считаю, что с задачами, которые я перед собой поставила, я справилась.  Изучила теоретический материал, касающийся истории пионерии г. В.Салда, дружины школы №1. Проанализировала   фактический материал по теме с помощью руководителя музея Ольги Викторовны Балычевой (см. приложение 9). Составила презентацию для экскурсии по теме: «Пионерия на все времена»; с помощью папы мы сняли видеоролик к 100-летию пионерии с участием учителей-пионеров школы №1, с которыми я познакомилась как с активными участниками пионерского движения 60-х, 70-х, 80-х. Оформила презентацию с активными участниками работы дружины им. О. Кошевого школы №1 (см. приложение 11).

Встретилась с пионерами-учителями школы 1934-38 гг. Оносовой Г.В.,

1962-66 гг.  Нерословой В.И., 1970-74 гг. Кистановой  Е.Н., 1969-73 гг. 

Бабиной С.Б., Макеевой С.Ю., 1979-81 гг. Шуровой Е.В., 1973-77 гг. Балабановой М.С., 1975-79 гг. Хайруллиной Д.А., 1988-91 года Балычевой О.В., 1981-85 гг. Усачевой А.В., Сенчевой Л.А., 1986-90 гг. Богачевой Е.Н., которые  в интервью поделились воспоминаниями о своем участии в жизни пионерии. Свои воспоминания, фото о деятельности в школе в 50-60-х  передали в музей старшие пионервожатые школы №1 1958-62 гг. Мелькова Р.Н., 1964-75 гг. Мазуренко Г.А.

 Я составила и провела экскурсию о жизни пионеров школы №1 (См. Приложение 12). Интерес учеников разных классов к экскурсии говорит о том, что живые примеры конкретных людей, работавших в родной школе, трогают современное поколение больше, чем теория из Интернета. Рассказы учителей школы №1 о своей пионерской работе, о работе пионервожатыми увлекали учащихся, дети узнали их с другой стороны, дружба, увлеченность делом, верность традициям пионерии детей 60,70, 80-х стали образцом преданности своим идеям для ребят 21 века.

 

 

Список литературы

1.     Балычева О.В., Хайруллина Д.А. За годом год, за вехой веха, за полосою полоса…, В.Пышма, Издательство ИП Пиджаков А.В., 2020, 95 с.

2.     Газетная летопись школы №1

3.     Документы школьного музея:

-   дневники отдельных отрядов школы

-   папка «История пионерской организации нашего города»

-   папка «Тимуровское движение В-Салдинского района»

-   папка «Характеристики»

-   протоколы заседаний совета отрядов школы 

-   рапорты пионерской дружины

-   раскладушки о пионерии

-   трудовые паспорта отрядов 4Б класса, 4А класса, 4В класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Замураев Федор Петрович организатор первых пионеров в Н.Салде

 

 

 

Приложение 2

 

Первый пионерский лагерь на реке Иса. 1925 г

 

 

 

Приложение 3

 

Иван Васильевич Рыбаков - первый пионер г. В.Салда

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Дневник отряда 4В класса 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рапорты дружины

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

1952 г. Пионервожатая школы №1 Роза Мелькова (справа)

 

 

 

 

1952 г. Старшая вожатая Ходанецкая Т.А., вожатая Роза Мелькова (верхний ряд 2 слева), начальник лагеря Самсонова А.Е. (1ряд слева в шляпе)

 

 

 

 

 

Приложение 6

Тимуровская работа в 40-е

 

 

 

 

 

Приложение 7

 

 

Интервью с Г.В.Оносовой, выпускницей школы №1 1948 года,  пионер 1942-46 гг.

 

 

 

 

 

Приложение 8

 

 

Старшая пионервожатая школы№1 1961-1962 г. Р.А.Волкова  на встрече с учениками в 2013 г.

 

 

Мазуренко Галина Алексеевна, старшая пионервожатая школы№1 1962-75гг

 

Мазуренко Г.А., старшая пионервожатая школы№1 1975 г. (в центре)

 

 

Приложение 9

 

Работа с руководителем музея школы О.В.Балычевой

 

 

 

Приложение 10

Парад на площади Ленина к 40-летию пионерии

 

 

 

 

 

Приложение 11

 

Нерослова Валентина Ивановна, пионер 1962-66 гг.

 

 

 

 

Кистанова Елена Николаевна, пионер 1970-74 гг.

 

 

 

 

 

 

 

Бабина Светлана Борисовна, пионер 1969-73 гг.

 

 

 

«Армейцам слово» - торжественная церемония проводов призывников 

(1 справа от секретаря ГК КПСС И.С.Махмутова Светлана Силантьева

(Бабина) 4 класс )

 

 

 

 

Макеева Светлана Юрьевна, пионер 1969-73 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Балабанова Марина Сергеевна, пионер 1973-77 гг.

 

 

 

 

 

 

Слет отрядов ЮИД 1978 г (Балабанова Марина 1 слева)

 

 

Балычева Ольга Викторовна, пионер 1988 -91 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Балычева Ольга Викторовна,старшая пионервожатая школы №1 принимает рапорт от пионервожатой Михайловой Ольги Владимировны, 1991 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сенчева Людмила Анатольевна, пионер 1981-85 гг. 

 

 

 

 

Усачева Анна Викторовна, пионер 1981-85 гг.

 

 

 

 

На смотре пионерских дружин: лучший барабанщик Аня Зобнина (Усачева)

 

 

 

 

Богачева Елена Николаевна, пионер 1986-90 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хайруллина Диляра Аглямовна, пионер 1975-79 гг.

 

 

 

.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пионервожатая в лагере «Пионерская флотилия» г. Н.Тагил Диляра Насырова (Хайруллина)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 12 Экскурсия «Пионеры на все времена» в 6 классе

 

 

Приложение 13

 

Список пионервожатых, которые работали в школе №1

1940-е – Калугина Клара Васильевна

1954 г. –Сокола Галина

1958-1960 гг. -  Мальцева (Мелькова теперь) Роза Николаевна вместе с

Кузнецовой Марией Васильевной

1960-1961гг. – Константинова Римма Артемьевна 

1961-1962 г. - Волкова Раиса Андреевна

1962-1975 гг. –  Мазуренко Галина Алексеевна  1966-1967 –  Шилов Александр Васильевич вместе с  Мазуренко Галиной Алексеевной  1976-1977 гг.– Порядкова Татьяна Васильевна

1977-81 гг.– Хазиева Софья Григорьевна 

1979-1981гг. – Комогорцева (Шурова теперь) Елена Викторовна вместе с Хазиевой Софьей Григорьевной 

1982-1983 гг. – Логинова Алла

1983-84 гг. - Ворощук Вера

1984-85 гг. – Светлана Анатольевна Бабкина

1986-1987гг. – Светлана Михеева

1987-1989 гг.– Рыбальченко Елена Викторовна

1988-1991 гг. – Коба ( Балычева теперь) Ольга Викторовна 1990-1991 – Пантелеева

(Михайлова теперь) Ольга Владимировна вместе с Коба 

(Балычева теперь) Ольгой Викторовной

Приложение 14

Список работы из дневника 4В класса на различных маршрутах

Маршрут  "В страну знаний"

«Настойчиво овладевать знаниями – главная наша задача:

1.      Мы провели классный час на тему «Умеешь ли ты готовить уроки»

2.      В отряде работают консультанты, которые помогают отстающим по некоторым предметам.

3.      Каждый пионер – член библиотеки.

4.      Мы посетили библиотечный урок по теме «Знакомство с книгой».

5.      Создана и работает классная библиотека. 

Маршрут «Моя Родина – СССР» 

1.      Отряд познакомился с жизнью и деятельностью соратника В.И.Ленина Серго Орджоникидзе.

2.      Мы узнали о профессиях наших родителей-ударников коммунистического труда.

3.      Начали выполнять задания Всесоюзной туристско-краеведческой экспедиции «Моя Родина – СССР» по теме «Салдинцы – фронту. Трудовые подвиги тружеников тыла.»

4.      Отряд борется за право присвоения имени Любови Шевцовой. Комсомольцы нашей школы провели беседу о подвиге молодогвардейцев. По собранным материалам о Л.Шевцовой мы оформляем альбом

5.      В отрядном уголке размещаются материалы о городах 10-й пятилетки.

Маршрут "Пионеры - Родине"?

1.      Отряд помогал взрослым в уборке картофеля

2.      Отряд принимает участие в операциях «БАМу – пионерские поезда», «Миллион – Родине!» (за I четверть мы собрали 670 кг макулатуры)

3.      Отремонтировали таблицы по русскому языку

4.      Оформили отрядный уголок

Маршрут "В мире прекрасного" записано:

1.      Посетили спектакль «Золотое сердце»

2.      Читаем книгу Тендрякова «Чудотворная»

3.      Съездили на экскурсию в Нижнесалдинский музей

4.      Провели классный час на тему «»Первый и седьмой пункты Правил по поведению»

5.      Проведен конкурс рисунков на тему сказок

Маршрут "Пионеры – патриоты-интернационалисты"

1.      Пионерский отряд решил познакомиться с жизнью болгарских пионеров. Написали письмо в Болгарию

2.      Провели урок мужества, посвященный дню юного героя-антифашиста Маршрут "Мир и солидарность":

1.      Мы следим за событиями, которые происходят в мире по еженедельным обзорам «Пионерской правды», узнаем о тяжелой жизни трудящихся капиталистических стран

2.      Отряд принимал участие в митинге, посвященном Чили Маршрут «Сильные, смелые, ловкие»:

1.      Мы прослушали беседу врача о режиме дня для учащихся

2.      Оформляем достижения советского спорта в отрядном уголке

3.      Между звеньями проводится соревнование по спортивным играм Работа на маршруте "Тимуровец":

3.      Пионерский отряд ведет поиск ветеранов революции и труда

4.      Посещали ветерана Великой Отечественной войны В.И.Васильева, читали стихи, рассказываем о своих делах, помогали по дому, заботились о здоровье Маршрут "Пионерстрой»

1.      Провели пионерский сбор «Правдивей флага в мире нет»

2.      Провели поисковую операцию «Умелые хозяева». Итоги операции обсудили на классном часе «Мое и наше»

3.      Состоялась встреча с депутатом местного совета В.П.Масловым «Будущее нашего города»

4.      Завязали переписку с воинами Советской Армии, служащими на БАМе – великой стройке 10-й пятилетки

 



[1] Архив музея школы, папка «История пионерской организации нашего города»

[2] Архив музея школы, папка «История пионерской организации нашего города»

[3] Архив музея школы; папка «Тимуровское движение В-Салдинского района»

[4] Архив музея школы, папка «Тимуровское движение В-Салдинского района»

[5] Воспоминания записаны 04.03.2022 г 

[6] Газетная летопись школы №1(оформляла Г.Н.Котова, учитель русского языка и литературы

[7] «Салдинский рабочий»  31.10.2000г.

[8] Балычева О.В., Хайруллина Д.А. За годом год, за вехой веха, за полосою полоса…, В.Пышма, Издательство ИП Пиджаков А.В., 2020, 95 с.

 

[9] Архив музея школы «Характеристика вожатой» Л.А.Никулина