Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Департамента муниципального образования «город Нижний Тагил»
Тема проекта:
«Современная игрушка - какая она?»
Исполнитель: учащийся 3 «А» класса
Пятыгин Илья
Научный руководитель:
Печказова Наталья Юрьевна
МБОУ СОШ № 75/42
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Нижний Тагил
2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИГРУШКИ И ЕЕ КЛАССИФИКАЦИЯ
1.1. Первые упоминания о игрушках. Игрушки разных времен…………
1.2. Влияние современной игрушки на развитие ребенка и ее классификация………………………………………………
1.3. Критерии выбора игрушек………………………………….
2. АНАЛИЗ РЫНКА СОВРЕМЕННЫХ ИГРУШЕК . . . . . . . . . . . .
2.1. Тенденции развития рынка современных игрушек в России……...
2.2. Анализ анкетирования младших школьников в выборе игрушек….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Тема «Современная игрушка - какая она?» выбрана не случайно. Ведь игра для ребенка — это жизненная необходимость и условие для развития. Благодаря играм дети познают жизнь, развивают фантазию, приобретают навыки. Посредством игры формируется психический облик и нравственные качества человека. Исторические условия любой эпохи накладывают свой отпечаток на вид и содержание игрушек, соответственно и направленность детских игр. В наше время на полках магазинов можно обнаружить огромное количество самых разнообразных игрушек для детей все возрастов. И не секрет, что в многообразии этого выбора иногда таится опасность.
В связи с этим очень актуально звучит выбранная тема, так как необходимо внимательно и осторожно относится к выбору игрушек. Не все современные игрушки безвредны для психического, нравственного и физического здоровья детей.
Объектом исследования является игрушка как активное средство воспитания.
Предметом исследования являются свойства и особенности современных игрушек, влияющие на развитие личности ребенка.
Цель работы: определить влияние современной игрушки на развитие личности ребенка.
Актуальность темы и цель исследования обусловили постановку основных задач:
- Изучить литературу по данной теме;
- Показать значимость игрушки в жизни ребенка;
- Выяснить, в какие игрушки играют современные дети;
- Выяснить влияние современной игрушки на развитие и здоровье детей;
- Ознакомиться с предъявляемыми требованиями к игрушкам;
- Провести анкетирование среди учащихся;
Выдвинута гипотеза: игрушки могут нести как пользу, так и вред ребенку.
1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИГРУШКИ И ЕЕ КЛАССИФИКАЦИЯ
1.1 Первые упоминания о игрушках. Игрушки разных времен
Игрушка ребенка во все времена была тесно связана с игрой, с деятельностью, благодаря которой формируется психический облик и нравственные качества человека. Кроме того, исторические условия любой эпохи накладывают свой отпечаток на вид и содержание игрушек, соответственно и направленность детских игр. Немало интересного можно обнаружить, если внимательно изучить игрушку, эту неотъемлемую часть культурного мира прошлого. Игрушки древнего мира выступают своеобразным показателем эпохи.
Совсем недавно археологи обнародовали информацию о находках во время раскопок в Турции в районе древнего города Кызылтеп. Одной из находок оказалась детская игрушка. Она представляет из себя вполне современный автомобиль - кабриолет, имеющий базу и четыре колеса (рисунок 1). Позже было установлено, что такой конструкции примерно шесть тысяч лет. Кроме игрушки-автомобиля были обнаружены куклы и свистки.
Рисунок 1. Самая древняя игрушка
Ранее на звание самых старых игрушек претендовали уникальные экземпляры Музея Лувра, которым по оценкам экспертов до трех тысяч лет. Найдены они были на территории Древней Персии (современный Иран).
Эти находки доказывают, что во все времена существования человечества игрушка была неизменным спутником ребенка. Она не только веселила и способствовала его развитию, но и, как верили древние люди, защищала от злых духов. Даже среди великого разнообразия современных товаров для детей можно найти игрушки, прототипам которых радовались дети еще до нашей эры.[1]
ДОИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА. Игрушки, без сомнения, были уже у первобытных людей, хотя известно нам о них немного. В основном игры строились, вероятно, на физической активности – для производства игрушек древним людям попросту не хватало ни времени, ни мастерства. Но порой археологи находят вещицы, которые можно с большой степенью достоверности отнести к игрушкам – погремушки, фигурки божков или даже куколки, а также небольшие игрушки, имитирующие предметы домашнего обихода того времени. Как и сегодня, в своих играх дети подражали бытовой жизни взрослых.
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ. Ранние игрушки Древнего Египта датируются серединой III тысячелетия до нашей эры. Это деревянные фигурки животных в миниатюре, вырезанные с большим знанием их повадок и характера. Впервые встречаются игрушки с несложным проволочным механизмом движения.
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ. Еще лучше изучены игры детей античного мира – Древней Греции и Древнего Рима. Историки могут опираться как на археологические находки, так и на фрески или изображения на керамике. Благодаря этим источникам мы знаем о некоторых древних «тихих» играх, например, игре, напоминающей крестики-нолики. Маленькие греки в древности играли с погремушками, обручами, керамическими фигурками. Древнеримские мальчики предпочитали играть «в войну», о чем говорят найденные в огромном количестве деревянные мечи, щиты и лошадки. Девочки предпочитали куклы из дерева, глины и даже воска.
СРЕДНИЕ ВЕКА И ВОЗРОЖДЕНИЕ. Об игрушках детей средневековья рассказывают не только археологические находки и изображения, но и письменные источники. У малышей были очень популярны шумовые игрушки – барабаны, свистки, трещотки и погремушки.
Отпрыски знатных родов упражнялись с тупыми деревянными мечами, скакали на жердочках с прикрепленными лошадиными головами из дерева. Также мальчики увлекались играми с игрушечными солдатиками.
Средневековые девочки, как и наши современницы, предпочитали кукол. Эти игрушки изготовлялись из самых разных материалов. Уже с 10 века в хрониках упоминаются тряпичные куклы, которые были дешевы, легки в изготовлении. Постепенно куклы становились все более сложными – они обзаводились подвижными конечностями и целыми гардеробами одежды.
ИГРУШКИ В РОССИИ. Игрушки в России до XVIII века назывались «потешки». Наиболее распространены, как и везде в мире. На территории нашей страны были игрушки в виде фигурок людей и животных, а также куклы. Их делали из самых доступных материалов – глины, дерева и лоскутов ткани. Большинство найденных археологами игрушек практически не отличаются от тех, которые существовали в это же время на Западе. Мальчики обычно играли с деревянными мечами, кинжалами, копьями и ножами, для девочек из дерева и глины делали кукол. Во множестве были найдены предметы кукольной посуды.
НОВОЕ(СОВРЕМЕННОЕ) ВРЕМЯ. Большинство игр, существовавших в 17–19 веках, в том или ином виде дожили до наших дней. Наибольшее распространение имели самые простые и доступные игрушки. Больше всего дети играли в игры, готовившие их к основным ролям во взрослой жизни. Девочки одевали и нянчили кукол, которые, по мере развития производства становились все совершеннее, а мальчики играли с солдатиками и воевали игрушечным оружием.
Двадцатый и двадцать первый века здесь мало что изменили – в детских магазинах внимание маленьких покупательниц и сегодня привлекают пупсы, куклы Барби, а мальчишки с удовольствием выбирают себе «настоящее» оружие или воинственных роботов.
1.2 Влияние современной игрушки на развитие ребенка и ее классификация
Игрушки оказывают на ребенка разностороннее воспитательное воздействие. Являются средством общения, а также средством психического и физического развития детей. Ниже указаны основные значения игрушки в развитии ребенка.[2]
В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ:
• удовлетворяют потребность ребенка в движениях;
• способствуют развитию координации движений.
В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ:
• уточняют представления о предметах окружающего мира, их назначении;
• развивают мышление и речь (форма, цвет, величина; сравнение);
• развивают познавательные процессы и любознательность (технические игрушки);
• развивают пространственные представления (конструкторы, мозаики).
В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ:
• воспитывают общественное поведение (правила в игре);
• воспитывают коммуникабельность и общение;
• обеспечивают раннюю профориентацию;
• пробуждают интерес к общественной жизни.
В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ:
• воздействуют на эмоции (яркие игрушки улучшают настроение);
• развивают воображение;
• развивают творческую активность (различные виды театров).
В связи с этим можно
выделить следующую классификацию современной игрушки (рисунок 2).
Рисунок 2. Классификация игрушек
1.3 Критерии выбора игрушек
Во все времена взрослые выбирали и покупали игрушки детям. На первый взгляд, нынешнее изобилие снимает все проблемы с приобретением забавных подарков для ребят, но на самом деле проблема выбора теперь стала гораздо труднее. Как среди такого разнообразия избежать покупки некачественного товара, потенциально опасного для ребенка? Чем руководствоваться при покупке? Только ли выбором ребенка или приемлемой ценой?
Существуют определенные критерии для отбора игрушек. Держать все требования в голове, конечно, сложно, но желательно учитывать хотя бы самые важные. Прежде всего, это критерии безопасности и такие критерии, как развивающий потенциал и педагогическая «полезность».
I. ТРЕБОВАНИЯ К БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТСКИХ ИГРУШЕК:
В соответствии с международным санитарным стандартом игрушки должны удовлетворять следующим требованиям безопасности (ч. 3 разд. II гл. II Единых санитарно-эпидемиологических требований к товарам, утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299).
1. Общие требования безопасности к игрушкам.
Общие требования касаются, в частности, материала, используемого для изготовления игрушек, и особенностей их изготовления:
· Игрушки нельзя делать из древесины с червоточинами и сучками, в них не должно быть горючих газов и горючих жидкостей. Набивочные материалы для игрушек не должны содержать твердые или острые инородные предметы (гвозди, иголки, металлическую стружку и др.).
· В конструкторах и моделях для сборки для детей в возрасте до 10 лет не допускается пайка.
· В игрушках, наполненных жидкостью или другим наполнителем, не допускается утечка содержимого.
· Кроме того, выделяются общие требования безопасности к игрушкам для детей до трех лет и для детей старше трех лет.
2. Иные требования безопасности к игрушкам.
К иным требованиям безопасности, которым должны удовлетворять детские игрушки, относятся, в частности:
· требования по органолептическим показателям (требования к запаху и привкусу игрушки);
· требования по санитарно-химическим показателям (требования к химическому составу игрушки);
· требования по физико-гигиеническим показателям (требования к уровню звука, напряженности электростатического поля и т.д.);
· требования по токсиколого-гигиеническим показателям (требования к индексу токсичности или местному кожно-раздражающему действию);
· требования микробиологической безопасности.
II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИГРУШКАМ:
· должны способствовать решению воспитательных задач
· должны соответствовать интересам ребенка
· должны удовлетворять стремление к двигательной активности
· должны обладать динамическими свойствами (подвижность частей, возможность собрать-разобрать, комбинирование деталей)
III. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИГРУШКАМ:
· должны на конкретных образах реально отражать действительность
· должны быть яркими, красивыми, вызывать чувство радости
IV. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИГРУШКАМ:
· должны содействовать развитию ребенка (движения, сенсорика)
· должны быть безопасны (отсутствие острых граней, углов)
· должны легко дезинфицироваться
· должны по весу соответствовать физическим силам ребенка
· должны быть прочными и надежными в использовании.
2. АНАЛИЗ РЫНКА СОВРЕМЕННЫХ ИГРУШЕК
2.1 Тенденции развития рынка современных игрушек в России
Российский рынок детских игрушек является одним из самых динамично развивающихся рынков в стране. Объем предложения игрушек за пять лет с 2010 по 2015 года увеличился в 2,5 раза: с 1 575 млн. шт. до 3 948,17 млн. шт.
О чем свидетельствуют данные, представленные в таблице № 1.
Параметр |
2010г |
2011г |
2012г |
2013г |
2014г |
2015г |
Предложение (млн. шт.) |
1 574,56 |
2 074,47 |
3 111,38 |
3 524,94 |
3 894,74 |
3 948,17 |
Динамика предложения (% к предыдущему году) |
---- |
31,7 |
50,0 |
13,3 |
10,5 |
1,4 |
Таблица 1. Предложение детских игрушек, РФ, 2010-2015 г (млн. шт.)
По данным BusinesStat основную долю в структуре предложения занимает импортная продукция, преимущественно из Китая.
В 2015 году российские производители контролировали 12% рынка, европейские - 22%. Две трети всех продаж приходится на Китай. (рисунок 3)
Рисунок 3. Страны-поставщики игрушек на российский рынок 2015 г.
Продукция из Китая в основном представлена в низком ценовом сегменте и не всегда отвечает параметрам качества. Необходимо отметить, что российских рынок детских игрушек, характеризуется высокой долей контрафактных и нелегально произведенных изделий, по официальным данным порядка - 40%. Основными поставщиками контрафактной продукции являются Китай - 63%, на долю остальных стран (Польша, Турция, страны СНГ и др.) приходиться – 37%. (рисунок 4)
Рисунок 4. Страны поставщики контрафактных игрушек в РФ 2015 г.
По оценкам экспертов, в настоящее время система контроля над безопасностью и качеством продукции для детей не позволяет обеспечить должный уровень контроля за обращающейся на рынке продукцией. В наибольшей степени от сложившейся ситуации страдают потребители продукции и добросовестные производители.
Помимо качества существует еще одна проблема современной игрушки. Современные игрушки, чаще всего изготовленные по западным образцам, не оставляют места для «домысливания сюжета». Большинство из них не только не могут быть средством игры, но и препятствуют игровой деятельности, поскольку не предполагают собственной активности и фантазии ребенка. Интерактивные куклы и звери живут своей жизнью и удивляют своими возможностями.
По данным продаж в 2015 году в сети магазинов «Детский мир» сформирован топ-10 популярных игрушек для детей:
1. Конструкторы Lego.
2. Игрушки серии Furby: «Лето», «Солнечная волна» (Hasbro).
3. Радиоуправляемые автомобили: BMW X6, Mercedes.
4. Бластеры (Nerf).
5. Интерактивная игрушка «Озорной щенок» (Hasbro).
6. Кукла «ДевочкиизЭквестрии» (My Little Pony: Equestria Girls (Hasbro).
7. Куклысерии «Наследники» Ever After High (Mattel).
8. Куклысерии Boo York Monster High (Mattel).
9. Фигуркиинаборы «Трансформеры Robots In Disguise» (Hasbro).
10. Куклы серии «Весна» (Россия).
Самыми ожидаемыми и востребованными презентами, по-прежнему, остаются куклы, игрушки, конструкторы, настольные игры. Продукция Lego, Hasbro, Mattel пользуется стабильным спросом.
Ниже в таблице 2 представлено краткое описание игрушек.
Название игрушек, фирма и страна производитель |
Краткое описание |
1. Конструктор Lego LEGO дословно «игра, удовольствие» группа компаний LEGO Group, Дания |
- разноцветные пластмассовые кирпичики, маленькие фигурки и т. д. Из LEGO можно собрать такие объекты, как транспортные средства, здания, а также движущихся роботов. Все затем можно разобрать, а детали использовать для создания других объектов. |
2. Интерактивная игрушка «Furby» Hasbro, США |
- высота 25 см, торчащие большие ушки, которые способны вибрировать. Глаза - два интерактивных ЖК-экрана с подсветкой, что позволяет реалистично озираться, моргать и реагировать на звуки мимически. Издает до 10 звуков. Эмоционально реагирует на обращение, выражая не только удовольствие, но и обиду или же злость. |
3. Радиоуправляемые автомобили: BMW X6, Mercedes, Rastar, США |
-со световыми и звуковыми эффектами. во время движения раздается звук работающего двигателя, светятся фары. В набор входят: пульт управления, машинка. |
4. Бластер «Nerf» Hasbro, США |
-имеют объемные габариты, приближенные к размерным характеристикам настоящего оружия. |
5. Интерактивная игрушка «Озорной щенок» Hasbro, США |
- щенок будет прыгать, вертеться, лаять и скулить, если оказаться рядом. Эта собачка "чувствует" присутствие людей благодаря специальному встроенному датчику. |
6. Кукла «ДевочкиизЭквестрии» «My Little Pony: Equestria Girls» Hasbro, США |
- куклы пони-девочки из мультфильма "EquestriaGirl" ("Девочки из Эквестрии") |
7. Куклы серии «Наследники» EverAfterHigh дословно "когда-нибудь после" Mattel, США |
-историяшколы Ever After High. В основе серии кукол ЭверАфтер Хай лежит история о том, что наследники известных героев сказок тоже взрослеют и как обыкновенные люди, должны обучаться в школе. |
8. КуклысерииBooYork MonsterHigh, Mattel, США |
-серия фэшн-кукол. Персонажи этой серии вдохновлены фильмами ужасов. Большая часть персонажей серии связана с образами знаменитых чудовищ, таких как Дракула, Чудовище Франкенштейна, Оборотень и т. д. |
9. Фигурки и лицензионные наборы «ТрансформерыRobotsInDisguise» Hasbro, США |
-инопланетная разумная машина, которая может трансформироваться в легковые автомобили, грузовики, самолёты, технику и т. п., людей и животных. |
10. Куклы серии «Весна» фабрика Весна, Россия |
-выпускаются разные виды кукол: мягко набивные, пластмассовые, фарфоровые Изготовлены с соблюдением пропорций соответствующим человеческому телу. |
Таблица 2. Краткое описание брендов игрушек.
Из описания данного в таблице, можно сделать вывод, что практически все игрушки, кроме игрушекгруппы компаний LEGOGroup (Дания) и куклы фабрики «Весна» (Россия) - не являются развивающими.
Остальные игрушки - это или монстры, игрушки с мертвенными, безобразными лицами и непропорциональными телами, точь-в-точь повторяющими всех персонажей современной мультиндустрии или люди, которые легко трансформируются в нечто нечеловеческое (роботов- трансформеров, киборгов, устрашающего вида насекомых и прочих чудовищ). Также популярны интерактивные игрушки главной проблемой которых является то, что они играют сами по себе, лишая детей фантазии и инициативы. Исходя из вышеперечисленного, необходимо серьезнее относиться к выбору игрушек, учитывать, как требования безопасности, так и педагогические и эстетические требования.
2.2Анализ анкетирования младших школьников в выборе игрушек
Для того чтобы выявить предпочтения в выборе игрушек у учеников моей школы, мною было проведено анкетирование 211 человек, возрастом от 7 до 10 лет. Результаты анкетирования представлены в таблице 3. Анкета расположена в приложении А.
Таблица 3- Итоги анкетирования младших школьников
ВОПРОСЫ |
|
1 КЛАССЫ |
2 КЛАССЫ |
3 КЛАССЫ |
4 КЛАССЫ |
1 вопрос |
а |
12 |
2 |
10 |
6 |
б |
20 |
14 |
23 |
17 |
|
в |
21 |
13 |
15 |
7 |
|
г |
10 |
4 |
2 |
1 |
|
д |
8 |
8 |
4 |
4 |
|
е |
9 |
2 |
10 |
8 |
|
ж |
23 |
4 |
10 |
1 |
|
3 |
6 |
1 |
1 |
2 |
|
2 вопрос |
а |
9 |
5 |
6 |
2 |
б |
12 |
6 |
16 |
6 |
|
в |
9 |
6 |
6 |
11 |
|
г |
13 |
4 |
18 |
4 |
|
д |
9 |
15 |
10 |
6 |
|
е |
4 |
1 |
6 |
5 |
|
ж |
6 |
3 |
3 |
9 |
|
3 вопрос |
а |
6 |
1 |
7 |
3 |
б |
12 |
4 |
15 |
7 |
|
в |
14 |
9 |
12 |
10 |
|
г |
13 |
9 |
18 |
1 |
|
д |
11 |
10 |
6 |
6 |
|
е |
8 |
3 |
14 |
8 |
|
ж |
6 |
3 |
4 |
6 |
|
4 вопрос |
а |
30 |
19 |
28 |
16 |
б |
22 |
17 |
32 |
20 |
|
в |
2 |
- |
3 |
2 |
|
г |
11 |
7 |
14 |
11 |
|
д |
7 |
1 |
5 |
4 |
|
е |
2 |
2 |
1 |
1 |
|
5 вопрос |
а |
38 |
34 |
37 |
33 |
б |
1 |
1 |
4 |
2 |
|
в |
6 |
6 |
3 |
4 |
|
6 вопрос |
а |
20 |
19 |
30 |
24 |
б |
32 |
23 |
20 |
16 |
На основании данных таблицы 3 построены диаграммы показывающие наглядно предпочтения детей.
Из первого вопроса анкеты я узнал, как предпочитают проводить свое свободное время младшие школьники (рисунок 5).
Рисунок 5. Время препровождения детей
Из диаграммы видно, что первоклассники большинство своего свободного времени проводят с игрушками (23 отв.), на втором месте – активные игры (20 отв.), на третьем – обучающие игры (21 отв.).
Дети 2,3,4 классов на первом месте выделили активные игры соответственно 14, 23 и 17 голосов. На втором месте обучающие игры и компьютерные игры.
Из всех опрашиваемых проводить свободное время за чтением выбирают больше всего первоклассники (18 отв.), следом второклассники (12 отв.). Характерно то, что чем старше ребята, тем реже они предпочитают проводить время за чтением. В третьем и четвертом классе всего 5-6 ответов.
В следующей диаграмме показано чем отличается выбор игрушек между детьми и родителями (рисунок 6).
Рисунок 6. Выбор игрушек детей и родителей 1-4 классы
Как показано на диаграмме 6 выбор детей и родителей 1 классов совпал по позициям: развивающие игры (по 12 отв.) и конструкторы (по 13 отв.)
Во втором классе дети предпочли бы в качестве презента книги (10 отв.), спортивные игры и конструкторы (по 9 отв.). В тоже время родители подарили бы книги (15 отв.) развивающие и спортивные игры (по 6 отв.)
Третьеклашки выбрали в подарок конструктор (18 отв.), развивающие игры (15 отв.) и это почти полностью совпало с выбором взрослых. Третьим популярным ответом у детей были компьютерные игры (14 отв.), у взрослых книги (10 отв.).
В-четвертых, классах дети предпочли спортивные (10 отв.), компьютерные (8 отв.) и развивающие игры (7 отв.). Взрослые остановили свой выбор на спортивных играх (11 отв.), развивающих играх (6 отв.) и книгах (6 отв.)
Примечательно, что во всех исследуемых классах выбор компьютерной игры как подарка встречается у детей в примерно в 2 раза чаще, чем у взрослых.
В следующей диаграмме 7 показаны основные критерии выбора игрушек, по мнению детей.
Рисунок 7. Основные критерии выбора игрушек детьми
Самыми частыми ответами у детей по всем параллелям были:
ü цена (93отв);
ü качество (91отв);
ü желание ребенка (43отв).
На такие ответы как бренд, скидки и т.д. дети почти не обратили внимание.
На последний вопрос анкеты о том, какие игрушки предпочитают дети мною составлена диаграмма 8.
Рисунок 8. Традиционная или современная игрушка, выбор детей
Как видно из диаграммы мнения детей разделились.
Дети 1-2 классов чаще выбирали современную игрушку (трансформеры, куклы Монстер Хай, интерактивные куклы) – 55 человек, за традиционную проголосовало только 39 человек.
Дети 3-4 классов чаще выбирали традиционную игрушку (обычные куклы, машинки и т.д.) - 54 человека. И только 36 человек выбрало современную игрушку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной работы было определить влияние современной игрушки на развитие личности ребенка, ведь именно игрушка помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций. Каждый ребёнок стремится узнать что-то интересное и освоить новые навыки. Назначение игрушек – помочь детям гармонично развиваться. Это актуально как для древности, так и для нашего времени.
В работе я определил основные критерии выбора игрушек. Прежде всего это критерии безопасности и такие критерии, как развивающий потенциал и педагогическая «полезность».
Проведя анализ рынка современных игрушек, я выявил, что российский рынок детских игрушек является одним из самых динамично развивающихся рынков в стране. Объем предложения игрушек за пять лет с 2010 по 2015 г увеличился в 2,5 раза. Основную долю рынка занимает продукция из Китая, которая не всегда отвечает параметрам качества и может представлять потенциальную опасность для детей. Еще одна проблема современной игрушки — это то что игрушки не предполагают собственной активности и развития фантазии у детей. Так, по данным продаж в сети магазинов «Детский мир», в топ-10 самых продаваемых игрушек 2015г вошли в основном персонажи современных мультфильмов, трансформеры и интерактивные игрушки. То есть те игрушки, которые зачастую и оказывают негативное действие на развитие ребенка.
Во второй части работы я провел анкетирование среди учащихся младших классов моей школы № 75/42, для того чтобы узнать их предпочтения в выборе игрушек.
Как видно из проведенного анкетирования, больше всего времени с игрушками проводят первоклассники. Ребята постарше предпочитают активные игры. Характерно то, что чем старше ребята, тем реже они предпочитают проводить время за чтением (в третьем и четвертом классе всего 5-6 ответов), и чаще выбирают компьютерные игры.
Второй и третий вопросы анкеты показали, чем отличается выбор игрушек между детьми и их родителями. Все без исключения родители предпочитают в основном дарить книги и развивающие игры. Дети только 1и 2 классов в качестве подарка выбирают книги, наряду с конструкторами и развивающими играми. Дети 3 и 4 классов остановили свой выбор на развивающих и компьютерных играх.
Основными критериями выбора игрушек по мнению детей является: цена, качество и желание ребенка.
И последний вопрос анкеты о том, какие игрушки предпочитают дети, мнения разделились.
Дети 1-2 классов чаще выбирали современную игрушку (трансформеры, куклы Монстер Хай, интерактивные куклы).
Дети 3-4 классов чаще выбирали традиционную игрушку (обычные куклы, машинки и т.д.).
В целом выбор игрушек детьми что в моей школе, что по всей России мало отличается. Дети предпочитают современные игрушки т.е. те, которые они видят с экранов телевизоров. Это и мультипликационные герои, герои фильмов и компьютерных игр, большинство из них не только не могут быть средством игры, но и препятствуют игровой деятельности. Детская игра зачастую сводится к использованию возможностей высоко технически оснащенных игрушек.
Исходя из вышеперечисленного, необходимо серьезнее относиться к выбору игрушек, учитывать, как требования безопасности, так и педагогические и эстетические требования, а также возможный психологический эффект на развитие ребенка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Издательский центр Академия, 2000. - 456 с.
2.Игрушка в жизни ребенка. / Под ред. Коссаковской Е.А. М.: Просвещение, 2005. — С. 64.
3. Смирнова Е. О.. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. — СПб.: Питер. — 304 с: ил. — (Серия «Учебникдля вузов»), 2009
4. Во что играют наши дети? Игры и игрушки в зеркале психологии М.: Ломоносовъ, 2009. — с. 224 © Центр игры и игрушки МГППУ, 2009
5.Абраменкова В. М.Издательство:Даниловский благовестник, 2001. - С.143, 2-е изд.
6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов ВУЗ. - М.:ТЦ Сфера, 2004. - 464с. (172с.)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ
1.consultantplus://offline/ref=16498E30C9846380D788557C844D1DD1412FF4A2E7369A3A5DA510EA9993A845236D4993F123F6F1m0k5O
2.http://www.chudopredki.ru/179-deti-i-igrushki.-pravila-vybora-igrushki-dlja.html
3.http://rdt-info.ru/201508049899/v-2014-g-prodazhi-detskih-igrushek-v-rossii-vyrosli-na-42.html
4.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B3%D1%80%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0
ПРИЛОЖЕНИЕ
АНКЕТА
1. ЧТО БЫ ТЫ ВЫБРАЛ?
а) просмотр мультфильмов и телепередач;
б) активные игры (подвижные);
в) обучающие и развивающие игры (настольные игры);
г) чтение художественной литературы;
д) компьютерные игры;
е) с игрушками (мягкие игрушки, куклы, машинки, конструктор и др.);
ж) свой вариант ответа:
2. КАКИЕ ПОДАРКИ ТЕБЕ ЧАЩЕ ПОКУПАЮТ РОДИТЕЛИ?
а) куклы или машинки;
б) развивающие игры (настольно-печатные игры);
в) спортивные;
г) конструкторы;
д) книги;
е) компьютерные игры
ж) свой вариант ответа:
3. КАКИЕ ИГРУШКИ ТЫ КУПИЛ БЫ САМ?
а) куклы или машинки;
б) развивающие игры (настольно-печатные игры);
в) спортивные;
г) конструкторы;
д) книги;
е) компьютерные игры
ж) свой вариант ответа:
4. НА ЧТО НУЖНО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ ВЫБОРЕ ИГРУШКИ?
а) цена;
б) качество;
в) известность марки;
г) желание ребенка;
д) скидки и бонусы при покупке;
е) свой вариант ответа:
5.У ТЕБЯ СЛОМАЛАСЬ ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА, ЧТО ТЫ ПРЕДПРИМЕШЬ?
а) починишь;
б) выбросишь;
в) отложишь и забудешь.
6. КАКИЕ ИГРУШКИ ТЫ ПРЕДПОЧТЕШЬ?
Вопрос для мальчиков: |
Вопрос для девочек: |
а) Традиционную (машинка, конструктор) б) Игрушка-трансформер (человек-паук, человек-динозавр, человек-робот, киборги, черепашки Ниндзя)
|
а) Традиционную (кукла, мягкая игрушка) б) КуклыМонстер Хай, интерактивные куклы (умеет говорить, плакать, кушать и т.д.)
|
Скачано с www.znanio.ru
[2]Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов ВУЗ. - М.:ТЦ Сфера, 2004. - 464с. (172 с.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.