Исследовательский проект "Куклы Древней Руси"
Оценка 4.6

Исследовательский проект "Куклы Древней Руси"

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
05.05.2017
Исследовательский проект "Куклы Древней Руси"
После посещения краеведческого музея ребят заинтересовал момент: почему у русских обереговых и обрядовых кукол нет лиц? поиск информации в соответствующей литературе и сайтах натолкнул нас на мысль о создании исследовательского проекта. проведенное анкетирование одноклассников и родителей показало, что и очень многим взрослым и детям это очень интересно
Куклы в древней Руси.docx
Методическая разработка Тема: «Куклы в древней Руси» Вид деятельности: декоративно – прикладное творчество Объединение: «Творчество и мастерство» Возраст детей: 12 – 13 лет Педагог дополнительного образования: Слободяник Ольга Владимировна,  г. Сургут, МБОУ СШ №9. Цель: Развитие образного и пространственного воображения, эстетических  навыков. Задачи: 1. Познакомить с историей возникновения куклы. 2. Приобщение детей к народному искусству, знакомство с куклами –  оберегами. 3. Отработка навыков и умений при работе с тканью. 4. Воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности. Оборудование и материалы: 1. Таблицы с изображением русского народного костюма. 2. Лото  «Русский костюм» 3. Кусок хлопчатобумажной ткани, квадрат белой ткани, пестрый лоскут,  кусок яркой ткани на юбку. 4. Ножницы, нитки, бусы, ленты. Ход занятия. 1. Организационный момент. ­ Здравствуйте ребята. Что такое кукла? В словаре русского языка С. И.  Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки  человека. По мнению других ученых: археологов, искусствоведов = это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой. 2. Познавательный. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым  отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные  роли и является как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему  хочется, заставляя куклу осуществлять свои мечты и желания.  Поговорим об истории происхождения куклы. Представьте себе первобытного человека. Все, что происходило вокруг  первобытного человека, было непонятным и очень часто жестоким и  пугающим. С неба лилась вода, падал стрелами (дождь и молния). Вода, если это был  сильный ливень, смывала и уносила жилища, людей, посевы. Когда разливались реки, они тоже наносили страшный урон. Молнии убивали людей  и скот, поджигали дома. Солнце тоже не всегда ласково согревало человека и  землю. Были времена, когда оно сжигало все засеянное, лишая людей урожая  и обрекая на мучительную голодную смерть. Ветер вырывал с корнями  деревья, разрушал жилища.  И человек задавался вопросом: кто все это делает? Конечно, это были, какие  то высшие и могущественные существа – боги. Люди создали скульптуры  богов, дали им имена, и теперь человеку было, у кого просить помощи и  защиты, было кому поклоняться. Так в древней Руси появились боги: Перун,  Сварог, Дажьбог, Макошь и т.д. Чаще всего богов делали в виде человеческих фигур. Наверное, это и были самые первые куклы. Когда люди придумали  богов, они почувствовали себя уютнее в этом мире. Люди, сотворившие богов, верили им, поклонялись и надеялись на их защиту. Так первые куклы  облегчили жизнь первых людей. На заре цивилизации первобытные охотники не только рисовали на камне  картины будущей охоты, но и разыгрывали сцены предстоящей удачной  охоты, для чего из глины лепились фигурки людей и животных. Эти фигурки  и стали первыми игрушками человечества. Было время, когда куклы спасали людям жизнь, заменив человека в жестоких  обрядах жертвоприношения. У наших предков был ужасный обычай: чтобы  умилостивить богов, приносили им в жертву людей. Но однажды кому то в  голову пришла идея предложить богам вместо живого человека куклу. Взяли  обыкновенное полено, обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву  богам. Боги приняли жертву. Так кукла – полено спасла человека. Появились  и другие куклы – чучела, которых приносили в жертву разным богам.  У каждой куклы было свое имя: Кострома, Морена, Купало…Обряды  жертвоприношения с тех пор, превратились в настоящие праздники:  наряженных кукол с песнями носили на руках, водили вокруг них хороводы,  затевали игры, затем отдавали богам – топили в реках, сжигали на кострах,  разбрасывали по полям. А взамен просили счастливой любви, хороших  урожаев, здоровья. Куклам, как будто, не придавали особого значения, но теперь, по прошствии  времени, выясняется, что без кукол не обходился ни один праздник. На изготовление кукол шли в основном подручные материалы. Делали кукол  из соломы, из глины, из дерева, из мочала, из камыша, из початков кукурузы,  из корней, травы, из сучьев и веток деревьев. По материалам археологических исследований и литературным источникам  известны куклы древнего Египта – из дерева и ткани. От древнего Китая  дошли до нас глиняные куклы. В детских погребениях античной эпохи  обнаружены куклы, и марионетки из слоновой кости. В Афинах были  распространены примитивные деревянные куклы. В феодальном обществе  стали развиваться кустарные промыслы игрушки. У детей феодалов, а позднее у детей богатого дворянства и крупной буржуазии куклы отличались  небывалой роскошью. Они были одеты в дорогие наряды, а кукольные дома  были сделаны с резной мебелью и полной обстановкой. Такие куклы служили  для украшения комнат и хранились как фамильные ценности. На территории России древнейшие куклы найдены из раскопок в Радонеже,  Коломне, Москве. Русская народная кукла имеет свою славную историю и  богатые традиции. Тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе, это куклы, которые делали с использованием старинных техник и  технологий. У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в  которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Игрушки у многих народов, несмотря на их  различия, во многом сходны по конструкции, форме и декору. А произошло  это по тому, что игрушки рождались в труде, и известный мастер и простой  крестьянин учились у одного великого мастера – природы. И в роскошном  дворце, и в соломенной хижине ребенок играл. Только игруки эти были  разными. У одних игрушкой служила деревянная чурка, завернутая в тряпицу, у других – дорогостоящие, затейливые, сделанные на заказ, механические  куклы. Народная игрушка имеет многовековую историю. Древние мастера понимали,  что назначение детской игрушки – забавлять ребенка и помогать ему,  познавать мир. Мы рассмотрим русскую народную игрушку – куклу.  По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы –  обереги, обрядовые и игровые куклы. Сегодня мы поговорим о кукле – обереге «Куватке». Куклы – обереги –  самые древние куклы, которые  создавались для защиты человека. Разберем  назначение и изготовление кукол – оберегов.  У тряпичных кукол – оберегов лицо не изображалось. Это связано с древними  представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета.  Такая безликая кукла служила «оберегом». Отсутствие лица было знаком  того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит недоступная для вселения в  нее злых сил. Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который наговорено заклинание и который носят на теле в качестве талисмана. Считалось раньше, что если  над кроваткой ребенка висит кукла – оберег «Куватка», то она отгоняет злую  силу. За две недели до рождения ребенка будущая мать помещала такую  куклу – оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и  ребенок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и  спокойно играл. Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во –  первых в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет ­  цвет  солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает  охранительным действием: оберегает от сглаза и порчи. Вышитый узор,  которым когда то украшали наряд куклы, тоже был не случайным. Каждый  его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы,  оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т.е. присмотр.  Поэтому на кукольном платье, как и на костюме человека, вышивали: круги,  кресты, розетки – знаки солнца. Женские фигурки, оленей – символы  ­  символы плодородия. Волнообразные линии – знаки воды. Горизонтальные  линии – знаки земли и т.д. 3. Творческий. Практическая работа. План выполнения практической работы 1. Сворачиваем ткань в трубочку. Чтобы она не раскручивалась,  закрепляем ниткой. 2. Делаем лицо и руки. Кладем трубочку на середину квадрата из белой  ткани. Перегибаем по диагонали и закрепляем голову, перевязываем  ниткой. Ручки также перевязываем. Получилась белая кофта. 3. Наряжаем куклу: из ниток делаем и заплетаем косу, привязываем ее к  головке. 4. Затем надеваем юбку. 5. На головку повязываем пестрый лоскут – платок. 6. Дополнить наряд куклы украшениями: бусы, ленты. 4. Итог Выставка, награждение лучших работ.

Исследовательский проект "Куклы Древней Руси"

Исследовательский проект "Куклы Древней Руси"

Исследовательский проект "Куклы Древней Руси"

Исследовательский проект "Куклы Древней Руси"

Исследовательский проект "Куклы Древней Руси"

Исследовательский проект "Куклы Древней Руси"

Исследовательский проект "Куклы Древней Руси"

Исследовательский проект "Куклы Древней Руси"

Исследовательский проект "Куклы Древней Руси"

Исследовательский проект "Куклы Древней Руси"

Исследовательский проект "Куклы Древней Руси"

Исследовательский проект "Куклы Древней Руси"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2017