Исследовательский проект "математика вокруг нас"

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 04.09.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

буклет

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала проект распечатать в папку.docx
Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края КГБОУ «Заринская общеобразовательная школа ­ интернат» «Математика вокруг нас» «Математика вокруг нас» Исследовательский проект Исследовательский проект                                                  Подготовили: Подготовили:                                                 Семдянкина Татьяна Семдянкина Татьяна                                                                                             и                                                                                             и Смолянинов Алексей                                                                                        Смолянинов Алексей                                                                                         обучающиеся 1 класса обучающиеся 1 класса                                               Руководитель: Руководитель:                                                Киселева Раиса Павловна Киселева Раиса Павловна2018 2018 Оглавление I II Введение. Основная часть.     1 Теоретическая часть 2  Практическая часть   а) Результаты анкетирования детей. б) Изучаем числа в пословицах и загадках. в) Выпуск буклета, создание папки. III IV V Заключение. Литература. Приложения.I.I. Введение Введение Актуальность Актуальность 1 сентября 2017 года мы поступили в первый класс. Мы   начали   изучать   различные   учебные   предметы,   больше   всего   нам понравилась   математика.  На   самом   первом   уроке  математики   учитель  нас спросила:   «Ребята,  как   вы   думаете,  зачем   нам   нужны   числа?»   Мы   начали отвечать: «Считать, решать задачи». И тогда Раиса Павловна сказала, что всё, что мы будем делать на уроке математики с числами, нам очень пригодится в жизни. Нам  захотелось узнать больше о числах. За ответом мы обратилась к своей учительнице. Она предложила нам провести исследование . В   ноябре   месяце   мы   начали   работу   над   исследовательским   проектом «Математика вокруг нас.». Обсудив   на   уроке,   где   мы   встречаемся   с   числами,   мы   решили   собирать пословицы, поговорки и загадки с числами и приносить в класс. Две недели ушло на эту работу. Собрали много материала. Надо было все оформить. Мы попросили помочь родителей. В результате, в нашем классе появилась книга «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках.» Цель  нашей исследовательской работы: ­изучить и исследовать числа, с которыми мы встречаемся в жизни,  ­узнать для чего они используются и что они означают, ­ понять зачем людям нужна математика. Отсюда вытекают следующие проблема исследования: ­ можно ли человек обойтись без чисел? Таким образом, нам необходимо решить следующие задачи: ­ собрать и изучить материал о числах и их происхождении; ­ узнать, где мы встречаемся с числами в повседневной жизни; ­ опросить учащихся нашего класса и сделать выводы; ­ рассказать о проделанной работе. Гипотеза исследования: если мы узнаем, откуда произошли числа, где они  встречаются, то будет ли нам интересно изучать математику. Объект исследования: числа. Предмет исследования: числа в нашей жизни.II.II. Основная часть Основная часть 1 Происхождение чисел Мы  начали свое исследование. Мамы предложили открыть интернет и в  энциклопедии найти сведения о происхождении чисел. Мы нашли много  информации. Нам не все было понятно, поэтому мамы и учительница нам  объяснили. Мы  узнали, что числа произошли 5 тысяч лет назад в Египте. У древних  людей учителем была сама жизнь. Для счета древние люди использовали  пальцы на руках и ногах. Затем для счета пошли камешки, палочки, косточки, веревочки. Делали  зарубки на палочках, деревьях, камнях, завязывали узелки на веревочках. Для  счета животных использовали камешки, складывая их в мешок. Сколько  животных, столько и камешков. Наши цифры пришли к нам из Индии через арабские страны. Поэтому мы их и называем арабскими цифрами. Арабские цифры в России  были от 1 до 9 и имели цифру 0. А в древней Руси применялась цифровая  система, не имеющая 0. Знаками служили в Руси славянские буквы алфавита. Таким образом, каждая буква выполняла двойную роль: знака­ для  словообразования, с другой­ для указания определенного числа. Чтобы  выделить буквы в этой последней роли, в значении цифр, над ними ставили  особый знак ~ (титло). Такая славянская кириллическая нумерация была  создана монахами братьями, славянскими просветителями Кириллом и  Мефодием. 2 Числа в загадках, пословицах, поговорках Пословицы и поговорки, загадки – народная мудрость. Еще до школы нам  часто встречались числа в загадках, пословицах, поговорках. Каждый народ имеет свой набор пословиц, поговорок и загадок. Именно  пословицы и поговорки стали истинным воплощением народной мудрости.  Благодаря пословицам можно с легкостью решить как поступить в  затруднительной ситуации. Руководствуясь пословицами, вы можете быть  уверены, что поступаете правильно. Пословицы и поговорки были придуманы  очень давно и также давно проверены временем, поэтому поступая так как  велит народная мудрость сложно ошибиться. Главное в этом деле понять, то  что говорит пословица или поговорка. Основой пословицы и поговорки является пример жизненной ситуации и  иногда подсказка, иногда прямое указание на правильное решение. Пословицыи поговорки составлялись многие столетия и воплощают в себе всю историю  развития народа. Поговорки есть у всех народов мира. 1.Научиться хорошему  мало и сотни дней, научиться дурному достаточно и часу. (Китайская поговорка). 2.Учиться и в шестьдесят лет не поздно. (Японская поговорка). 3.Один опыт важнее семи правил мудрости. (Арабская поговорка). 4.Семь мудрецов дешевле опытного человека.(Египетская поговорка). Родители помогли нам создать папку «Математика вокруг нас. Числа в  загадках, пословицах и поговорках», в которой собрали более 100 пословиц,  поговорок, и загадок.   После проведённого подсчёта, пришли к выводу, что  пословиц и поговорок с числами 9, 6, 5, 4, 3,8  гораздо меньше. Значит, на  определённом этапе развития человечества эти числа играли  меньшую роль в жизни людей. 3 Изучение чисел в школе На уроках математики в первом классе мы изучаем числа и цифры. Мы узнали какое количество предметов можно обозначить цифрами 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10. Трудно было научиться писать правильно и красиво эти цифры. Они были  корявыми, кривыми, постоянно вылезали из клеточки. На уроках технологии  мы вырезали цифры из бумаги и лепили из пластилина. На уроках рисования не просто рисовали цифры, а украшали их, находили в  различных предметах. Мне понравилось изготавливать открытки –цифры и составлять цифры из  себя с помощью рук, ног, движений туловища. На уроках физкультуры мы научились рассчитываться по одному, на первый,  второй; перестраиваться в колонну по два, по три, выполнять упражнения под счет. Даже на уроках музыки поем песню «Дважды два четыре» Теперь все обучающиеся из нашего класса могут считать до 10. Без ошибки  можем сосчитать, что на первом ряду сидят 4 ученика: 4 мальчика, на втором  ряду 3 ученика: 2 девочки и  1 мальчик, на третьем ряду 3 ученика: 1 девочка  и 2 мальчика. А всего в нашем классе 10 первоклассников:7 мальчиков, 3  девочки. У каждого из ребят по 2 глаза, 2 уха, 2 руки, 2 ноги, 1 нос, лоб,  живот, голова, на руках и ногах по 5 пальцев. Внимательно на доску смотрят  20 глаз. Я сосчитала, чтобы дойти до нашего класса, надо сначала пройти по 5  ступенькам и подняться на крыльцо, а если спускаться со второго этажа  нужно пройти 23 ступеньки, до нашего класса на котором стоит число 1, я  сделал 16 шагов.Что же такое число и цифра? Я обратилась к толковому словарю.  Оказывается, слово число – многозначное. В первом значении обозначает   основное понятие математики – величина, при помощи которой производится  счет. Цифра – это знак, обозначающий число. Встречаются арабские цифры и  римские. Мы изучили все буквы алфавита и узнали их последовательность. Теперь я  могу не просто написать свое имя и фамилию, а даже зашифровать числами  так, что мои одноклассники расшифруют. Моя жизнь тоже связана с числами. Я родился 4 августа 2009 года, в 10 ч. 20  мин., весил 4 кг 50 г, рост – 36 см. Когда мне было 10 месяцев, я начал ходить и говорить. В 2 годика и 3 месяца я говорил и показывал на пальчиках, что  мне 1 год, что я живу на улице  Партизанская, дом 62. Числа присутствуют везде. Они на тебе и на мне, на небе, на земле, на море, и  просто в воздухе. Шага не ступишь без числа. В 7 лет мы пошли в школу и обнаружили, что с числами я встречаемся очень  часто:  на дверях квартир ;  на подъездах домов;  на зданиях;  на номерах машин;  на документах;  в трамвае, автомобилях, цифры на билетиках;  на страницах книг, журналов, календарей;  в номерах телефонов;  на деньгах;  на дорожных знаках;  в каждом дне рождении;  на часах;  на денежных купюрах и монетах;Часто встречаются числа однозначные, двузначные. Числа, состоящие из  большого количества цифр, встречаются реже, но я их могу прочитать.  Например, 2018 год. А вот в номере моего свидетельства о рождении 6 цифр 831666, а страховом  номере целых 11 и их нельзя изменять и менять местами 22515715005. Номер  моего мобильного телефона состоит из 11 цифр, их я запомнила:  89293220845, а если трудно запомнить, то можно сохранить в памяти  телефона. Я еще раз доказала, что без чисел и цифр мы не сможем обойтись ни одного  дня. 4 Опрос одноклассников Мне было интересно узнать, как мои одноклассники относятся к числам. Мы с помощью Раисы Павловны провели анкетирование нашего класса.  На первый вопрос «Твое любимое число?» были разные ответы: 5, 8,9, 7.  На второй вопрос «Как часто ты встречаешься с числами?» иногда­ ответили  4 человека, а остальные встречаются часто.  На вопрос «Зачем людям счет?» ребята ответили так: ­ чтобы решать задачи и примеры; ­ чтобы знать в каком классе, сколько тебе лет; ­ чтобы все сосчитать и узнать много или мало. Это значит, что мои одноклассники тоже часто встречаются с числами и  понимают, что без счета нам не обойтись. Заключение Мне было очень интересно проводить исследование. Мы пришли к выводу,  что без чисел нам было бы очень трудно и неинтересно жить. Числа хранятся  в пословицах, поговорках, загадках и позволяют лучше раскрыть их смысл.  Хоть числа произошли очень давно, их актуальность в современном мире  приобретает все большее значение. Все современные технологии связаны с цифрами и называются цифровыми,  вся информация и даже музыка хранится в цифровом формате.  Проводить исследование мне помогали мои самые близкие люди – мои  родители, которых я очень люблю. Моя мама, помогая мне, научилась  печатать и сохранять напечатанное в MicrosoftWord, скачивать информацию с  интернета и обрабатывать ее. Теперь мы вместе будем учиться составлять  презентацию. Прав был Пифагор: «Миром правят числа!»Быкова В.В. «Хрестоматия по литературе для начальной школы»  Список литературы филологическое общество «Слово», АСТ, Москва, 1996 г. Волина В.В. «Праздник числа» Москва «Знание», 1993 г. Алышева  Т.В. «Математика» 1 класс (в двух частях) Москва,  Просвещение 2012 г. Сербина Е.В. «Математика для малышей» Москва, Просвещение 1992 г. Сысоев В.Д. Пословицы и поговорки. – Москва, АСТ: Астрель, 2009 –  191с. Собрание пословиц и поговорок русского народа. – Москва: КРОН­ ПРЕСС, 1996. – 240с. Старинные русские пословицы и поговорки – Москва: Детская  литература, 1983. – 32с. http://www.deti­lit.ru/writings/2242/_aview_b479 Интернет ресурсы http://horoskop.ucoz.ru http://moizodiak.ru/index/rozhdjonnye_3_chisla/0­57 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 1. 2. 3.Приложение 1 Приложение 1 Нами было проведено анкетирование нашего класса. В опросе участвовало 10  человек. На первый вопрос «Твое любимое число?» были разные ответы: 5 – ответили 6 человек;  8 – ответили 2 человека; 9 – ответил 1 человек;  7 – ответил 1 человек.  На второй вопрос «Как часто ты встречаешься с числами?» иногда­ ответили  4 человека, а остальные встречаются ­ часто.  На  третий вопрос «Зачем людям счет?» ребята ответили так: ­ чтобы решать задачи и примеры; ­ чтобы знать в каком классе, сколько тебе лет; ­ чтобы все сосчитать и узнать много или мало. Это значит, что мои одноклассники тоже часто встречаются с числами и  понимают, что без счета нам не обойтись.