Исследовательский проект нп тему " Фразеологизмы: знакомые незнакомцы"
Оценка 4.6

Исследовательский проект нп тему " Фразеологизмы: знакомые незнакомцы"

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
классное руководство
4 кл
22.02.2018
Исследовательский проект нп тему " Фразеологизмы: знакомые незнакомцы"
проект знакомые незнакомцы.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 г.Озёры  Московской области                        Исследовательский проект                           Тема:   «Фразеологизмы: знакомые                      незнакомцы»                                                    Выполнили  ученики  4 Б класса                                                                                   Руководитель: Егорова Н.Б.,                                                                                    учитель  начальных классов                                                                                                                                                            2015г. Оглавление I II III Введение…………………………………………………….         3­4 Основная  часть………………………………………………       5­ 9 Заключение……………………………………………………      10       IV.    Список  источников  информации……………………………     11       V.     Приложение………………………………………………… …. «Для тех, кто интересуется историей,                                                                           культурой своего народа, фразеология –                                                           одна из самых увлекательных и занима­                                                          тельных сфер языка»                                                                                                 Н. М. Шанский                                                                                         Введение                                                Слайд 2     Проблема       Русский язык чрезвычайно богат меткими и образными устойчивыми оборотами речи. Мы встречаемся с ними на каждом шагу. Часто на уроках Наталья Борисовна говорит нам «зарубите себе на носу» ­ если материал важный и его надо обязательно запомнить. Опять «воды в рот набрал», «язык проглотил»! ­ говорит мама, когда ребенок  молчит и не может ответить на ее вопрос. Ты  «оказал медвежью услугу»,­ произносит Наталья Борисовна, когда звучит подсказка на уроке. Каждое из этих словосочетаний мы употребляем в тех случаях, когда нужно образно выразить своё отношение к данному факту: одобрительное, пренебрежительное или насмешливое.                                              Слайд 3  Цель     Каждый человек в своей жизни не раз слышал и употреблял такие фразы. Но не всегда мы задумываемся о том, понимает ли собеседник сказанные нами фразы, их значения.  В связи с этим нам стало интересно – а насколько знают фразеологизмы наши  сверстники.           Поэтому, мы поставили перед собой цель  – выяснение, какие фразеологические обороты знают учащиеся и взрослые, употребляют ли их в устной и письменной речи.                                                Слайд 4   Задачи         В соответствии с целью работы были поставлены  следующие задачи:  изучить теоретический материал;  провести анкетирование учащихся школы, учителей, родителей по данной теме;  проанализировать данные и сделать выводы;  создать фразеологический словарь класса;  познакомить с результатами проекта  учащихся начальной школы.                                           Слайд 5   Гипотеза Мы  выдвинули  гипотезу: из числа фразеологизмов, которые употребляют взрослые и дети, есть такие выражения, значения которых школьники не понимают.                                                    Слайд 6    Методы В своей работе мы  использовали  следующие методы: 1 Анкетирование. 2 Сбор информации. 3 Обобщение   полученных   в   ходе   проекта   результатов   (выпуск   фразеологического словаря класса) Мы  считаем, что эта тема будет актуальна во все времена, так как знание  родного языка, его богатств  необходимо каждому.  Слайд 7     Умный    Русский   язык     богат   фразеологизмами.       Например,   мы   про   умного   человека   можем сказать: ­  у него ума палата ­ он­ светлая голова, ­ кладезь премудрости, ­ семи пядей во лбу, ­ голова на плечах. Слайд 8   Словарь Ожегова Основная часть        В словаре  С. И. Ожегова сказано, что фразеологизмы – это устойчивые выражения с самостоятельным   значением.   Каждое   отдельное   слово,   потеряло   своё   первоначальное значение.   Они   приобрели   совсем   иной,   общий   для   них   смысл.   Например,   в   значении фразеологического оборота «заварить кашу» никакой еды нет, во фразеологизме «золотые руки» нет ничего, сделанного из золота. Слайд 9   Источники            Источники фразеологических оборотов   различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над природными явлениями  (дым коромыслом), другие связаны с мифологией   и   реальными   историческими   событиями   (словно   Мамай   прошел),   третьи вышли из народного фольклора и литературных произведений (сказка «Про белого бычка», «А воз и ныне там» из басни И. Крылова «Лебедь, рак и щука») Слайд 10  Дым коромыслом Слайд 11  Сказка про белого бычка Слайд 12  А воз и ныне там                                 Слайд 13 Уйти не солоно хлебавши Изучая фразеологизмы на уроках русского языка и на занятиях кружка «Умники и умницы» мы узнали, как произошли фразеологизмы. Например: ­Уйти не солоно хлебавши: На Руси соль была дорогим продуктом, возили её издалека. Дороги были плохие, а налог высокий. Хозяин раньше солил своей рукой пищу (уже приготовленную без соли). Чтобы выразить почтение гостю её даже пересаливали, а сидевшему в дальнем конце стола иногда соли не доставалось вовсе. «Пересолить»­перестараться, перейти меру в чём­нибудь. «Уйти   несолоно   хлебавши»­остаться   неудовлётворённым,   разочароваться,   не   получить того, на что рассчитывал.                                     Слайд 14  Курам на смех:   С   незапамятных   времён   курица   у   людей   была   предметом   шутливых   насмешек.   Она   не летает, хотя имеет крылья, не вьёт гнезда, боится воды, не видит в темноте, пуглива, глупа. Недаром говорят, что рак – не рыба, а курица ­ не птица. Отсюда и выражения: «курам на смех» (даже глупые куры и те смеются); «мокрая курица» (о человеке, имеющем жалкий вид);   «нацарапал,   как   курица   лапой»   (о   неразборчивом   почерке);   «куриная   память»   (о забывчивом человеке); «раскудахтался, как курица» (о болтливом человеке); «бродят, как куры» (о праздных зеваках, бестолково слоняющихся туда – сюда).                                    Слайд 15   Где раки зимуют? Это выражение тесно связано с историей нашего народа. Многие помещики  любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить очень трудно, раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах рек.  На   ловлю   раков   посылали   зимой   провинившихся   крестьян.   Много   времени   проходило, прежде чем тот наловит раков. Часто после этого человек тяжело болел, намёрзнувшись в ледяной воде. Отсюда и пошло: если хотят кого­то наказать, то говорят эту фразу.                                         Слайд 16   Спать без задних ног. Спать очень крепко. Происхождение связано с тем, как спит лошадь. После тяжёлой работы лошадь ложится спать с расслабленными задними ногами. Если в это время заставить её подняться, то она будет пытаться встать на передние ноги, а задние некоторое время будут непослушными.                                          Слайд 17      Признаки фразеологизмов 1.Фразеологизмы обычно не терпят замену слов и их перестановки, за что ещё зовутся устойчивыми   словосочетаниями.   Нельзя   произнести:  беречь   как   зрачок   глаза  вместо беречь как зеницу око. Есть,конечно, и исключения:  ломать голову  или  голову ломать, врасплох застать и застать врасплох, но такие случаи редки.   фразеологизмы   2.Многие сломя голову – быстро, рукой подать – близко. легко   заменяются   одним   словом:   3.Cамая   главная   черта   фразеологизмов   –   их   образно­переносный   смысл. Часто   прямое   выражение   превращается   в   переносное.   Фразеологизмы   нельзя   понимать буквально, иначе речь становится комически­бессмысленной. Например:                                Слайд 18      Смотрит как баран на новые ворота Слайд 19      Продвигаться черепашьими шагами                                 Слайд 20     Хромое слово­кривая речь             Язык достался нам в наследство от многих поколений людей как самое дорогое богатство. Он считается одним из самых выразительных языков мира. Чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче он выражает свою мысль. «Хромое слово – кривая речь» ­ говорит русская пословица.                              Слайд 21   Анкетирование учащихся 2­4 классов Практическая   часть   этапов. На первом этапе мы решили выяснить, что знают о фразеологических оборотах  учащиеся начальных классов нашей школы. Для этого мы провели анкетирование. нашей   работы   состоит   из   нескольких                               Слайд  22 фото Ваник Ульяны    Для исследования мы решили работать с фразеологическими оборотами, связанными с частями   тела   человека.     Учащимся   было   предложено   10   фразеологических   оборотов. Проанализировав устойчивые выражения, они должны были ответить на 3 вопроса:   Слышал  ли ты этот фразеологический оборот?  Употребляешь ли его в своей речи?  Объясни значение этих фразеологических оборотов.                                     Слайд 23  таблица слышал употребляю значение Фразеологический оборот Ударить в грязь лицом Каша в голове Вешать лапшу на уши Намылить шею Язык на плече На лбу написано Сидеть на шее Пускать пыль в глаза Носить на руках Ни в зуб ногой Также был задан вопрос «Для чего нужны фразеологизмы?»  80% ответили «для украшения речи»;  13% ­  не ответило;  и лишь 7% вспомнило, что фразеологизмы позволяют более образно и точно передать свои чувства и мысли.                                Слайд 24  диаграмма 58% 52% 26% 18% 32% 19% 43% 18% 10% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% слышал употребляю объяснил верно             Если   исходить   из   полученных   данных,   около  52%  учащихся   слышали   эти фразеологизмы, но используют их в своей речи только 25 % детей, то есть половина от слышавших. Самое большое затруднение вызвало как раз задание под номером 3. Оказалось, что примерно   только   19   %   опрошенных   действительно   понимают   смысл   данных   оборотов. Получается, что 6 % учащихся употребляя фразеологизмы в своей речи, не понимают их смысл и, поэтому, употребляя их, садятся в галошу.        Проведенная   анкета   ПОДТВЕРЖДАЕТ   НАШУ   ГИПОТЕЗУ:   среди   фразеологизмов, которые употребляют взрослые и дети, есть такие выражения, значения которых школьники не понимают. И это только на примере 10 фразеологизмов, наиболее известных.                                  Слайд 25   фото словарей        Мы пришли к выводу, что, для того чтобы ребята лучше знали русский язык, могли употреблять   в   своей   речи   фразеологизмы,   им   необходимо   разъяснить,   что   же   такое фразеологизмы, с какой целью мы их употребляем, происхождение и значение некоторых фразеологизмов.   Поэтому,   следующий этап ­  создание своего фразеологического словаря.        Побывав в школьной библиотеке, мы попросили у библиотекаря Любови Викторовны фразеологические словари.             Такие издания, по­нашему мнению, не могут заинтересовать  учащихся начальных классов (мелкий шрифт, без иллюстраций, а все примеры употребления фразеологизмов в литературе приведены из произведений, изучаемых в старшей школе).                                 Слайд 26  фото Силаевой Кати (классный словарь фразеологизмов)   Интереснее всего  было читать фразеологический  словарь  для детей (автор  Розе Т.В.), который принесла из дома Силаева Катя.        Цель создания нашего словаря ­ познакомить ребят с тем, что ранее мы узнали сами. Работали   над     созданием  не   покладая   рук.     Для   этого   обращались   к   ИНТЕРНЕТУ, фразеологическим словарям  под редакцией Степановой М.И., Жукова  В.П.,  беседовали с родителями.  Посмотрите, что у нас получилось. (выставка страничек классного словаря фразеологизмов)                                Слайд 27     фото родителей Нам было интересно: а знают ли взрослые фразеологизмы? В первую очередь, мы спросили у своих родителей.                        Слайд 28   Результаты опроса родителей уч­ся 4б класса Из 25 опрошенных, оказалось, что  самыми популярными фразеологизмами  являются: 1.Водить за нос. 2.Белая ворона. 3.Делать из мухи слона. 4.Сломя голову. 5.Сесть в лужу. 6.Как в воду глядел. 7.Зарубить на носу. 8.Вешать нос. 9.Крокодиловы слезы.  10.Ботинки просят каши.                              Слайд 29  Тестирование учителей Учителям нашей школы было предложено тестирование:  Из 50  предлагаемых фразеологизмов выбрать 10, которые вы чаще всего употребляете в речи и можете объяснить их значение (тест прилагается). Слайд 30   фото Прошиной Насти Слайд 31  Результаты тестирования 1.У него ветер в голове. 2.Наломать дров. 3.Как снег на голову. 4.Сидеть, сложа руки. 5.Делать из мухи слона. 6.Курам на смех. 7.Шиворот – навыворот. 8.Зарубить на носу. 9.Прикусить язык. 10.Капля в море.                            Слайд 32   фото Кольцовой Насти                            Слайд 33   Заключение                                           Заключение Фразеологизмы   окружают   нас   с   самого   детства   т.к.   встречаются   во   многих произведениях для детей. В ходе работы мы пришли к   выводу:   далеко не все ребята в начальной школе имеют представление о том, что такое фразеологизмы, а уж тем более не могут   объяснить   их   значение.   Достаточно   мало   наших   сверстников   употребляют фразеологизмы в своей речи. Мы считаем, что это обусловлено тем, что целенаправленно фразеологизмы   в   школе   не   изучаются.   Мы   надеемся,   что   наше   исследование   помогло ребятам увидеть богатство и разнообразие фразеологизмов, их многогранность и глубину. Необходимо уделять большее внимание изучению фразеологизмов, ведь благодаря им увеличивается словарный запас, речь становится более образной, яркой и эмоциональной.       Работая над этой темой, мы получили более полное представление о фразеологизмах, научились находить их в тексте, пользоваться фразеологизмами в своей собственной речи. Также   мы   научились   работать   со   словарями,   использовать   информацию   из   интернета.        Изучая эту тему, мы узнали много интересного о нашем прошлом, об истории русского   народа, традициях, обычаях.     его         Задачи, поставленные перед нами, выполнены, выдвинутая гипотеза подтверждена. Мы создали презентацию, в которой рассказываем о некоторых фразеологизмах, откуда они пришли в нашу речь, предлагаем ребятам   поучаствовать в викторине, отгадать загадки. Если вас заинтересовал наш проект, пригласите нас к себе на урок. Не пожалеете! Список  источников  информации 1 Ашукин Н.С. Крылатые слова / Н.С. Ашукин, М.Г., Ашукина. ­ М.: Знание, 1997.­ 183с. 2 Волина В.В. Веселая грамматика. ­ М.: Знание, 1995.­336с. 3 Жуков В.П. Русская фразеология / В.П. Жуков, А.В. Жуков. ­ М.: Высшая школа, 2001.­236с. 4 Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В.П. Жуков, А.В.  Жуков. ­ М.: Просвещение, 1994.­431с. 5 Лопатин В.В. Малый толковый словарь русского языка / В.В. Лопатин, Л.Е.  Лопатина. ­ М.: Русский язык, 1990.­704с. 6 Розе Т.В. Большой фразеологический словарь для детей. ­ М.: ОЛМА Медиа Групп,  2009.­224с. 7 . Интернет­портал "Русские словари" (интерактивные словари, справочная  литература, служба русского языка ИРЯ РАН) ­ www.slovari.ru 8 Интернет форум программы "Говорим по­русски!" ­ www.forum.echo. msk.ru                                                                                                  Приложение                                  Анкета для учителей  ­ Укажите, какие фразеологические  обороты вы используете в своей речи. Фразеологизмы – устойчивые (часто употребляемые в речи) выражения. 1 Рука об руку – идти или делать что – то дружно, сообща. 2 Рукой подать – очень близко, совсем рядом. 3 На руках носить – оказывать особое внимание. 4 Держать в руках – не давать воли, держать в строгости. 5 Работать спустя рукава – работать плохо. 6 Бросать слова на ветер – говорить необдуманно, не отвечать за свои слова. 7 У него ветер в голове – человек легкомысленный. 8 Ищи ветра в поле – поиски напрасны, бессмысленны. 9 Держать камень за пазухой – затаить обиду. 10 Капля в море – чего – то очень мало, небольшое количество. 11 Ждать у моря погоды – ждать лучшего, удобного времени, откладывая свои дела. 12 Наломать дров – наделать глупостей. 13 Бить баклуши – бездельничать. 14 Работать, засучив рукава – работать усердно, хорошо. 15 Попасть впросак – попасть в «глупое» положение, «проморгать» опасность. 16 Попасть как кур во щи - попасть в «глупое» положение, «проморгать» опасность. 17 Попасть на удочку (крючок) – дать себя обмануть, быть обманутым. 18 Опростоволоситься – ошибиться, попасть в неловкое положение. 19 Делать из мухи слона – преувеличивать что – то. 20 Медведь на ухо наступил – у человека отсутствует музыкальный слух. 21 Как снег на голову – неожиданно, какие – то непредвиденные обстоятельства. 22 Нужен как прошлогодний снег – бесполезен, не нужен. 23 От доски до доски (от корки до корки) – сделать что – то от начала до конца. 24 Дрожать как осиновый лист – испугаться, «трястись» от испуга. 25 Шиворот – навыворот – делать наоборот. 26 Курам на смех – сделать плохо, что даже «куры смеются». 27 Нацарапать как курица –написать плохим почерком. 28 Мокрая курица – говорят о человеке, у которого плохой внешний вид. 29 Кричать во всю Ивановскую – кричать громко, орать. 30 Ни кола ни двора – у человека ничего нет (бедный). 31 Хоть глаз выколи – очень темно, ничего не видно. 32 На глазок – не точно, без примерки. 33 Не в бровь, а в глаз – точно в цель. 34 Сидеть, сложа руки – ничего не делать. 35 Без задних ног – очень устать. 36 Ни в зуб ногой – ничего не знать. 37 Смотреть сквозь пальцы –не замечать какие –то недостатки. 38 Мозолить глаза – надоедать. 39 Прикусить язык – замолчать. 40 Зарубить на носу – хорошо запомнить (на всю жизнь). 41 Играть первую скрипку – быть лидером, самым важным, главным в каком – нибудь деле. 42 Клевать носом – дремать, засыпать. 43 Взять быка за рога – взять всё в свои руки. 44 Белены объесться – делать глупости, совершать безумные поступки. 45 Тянуть кота за хвост (тянуть канитель) – делать очень медленно. 46 Вилами по воде писано – что – то очень сомнительное, неясное. 47 Дело в шляпе – дело уже почти закончено. 48 Откладывать в долгий ящик – надолго затянуть дело. 49 Заварить кашу – затеять хлопотное, сложное дело. 50 Душа в пятки ушла – очень испугаться. 51 Жар загребать чужими руками – пользоваться результатами чужого труда. 52 Задеть за живое – обидеть. 53 Зубы заговаривать (вешать лапшу на уши) – говорить ерунду. 54 Как пить дать – обязательно, точно, несомненно. 55 Как с гуся вода – человеку всё равно. 56 Крокодиловы слёзы – лицемерные, неискренние слёзы. 57 Куриная память – плохая память. 58 Раскудахтаться как курица – много болтать. 59 Лезть на рожон – задираться, нарываться на крупные неприятности. 60 Не лыком шит – человек себе на уме, не такой уж простак. 61 Мартышкин труд – бесполезная работа. 62 На лбу написано – ясно всё по выражению лица человека. 63 Начинать с азов – с самого начала. 64 Низги не видно – ничего не видно. 65 Плясать под чужую дудку – действовать не по своей воле. 66 Уйти несолоно хлебавши – уйти не с чем, остаться неудовлетворенным. 67 Подкузьмить (объегорить) – обмануть лживыми обещаниями. 68 По Сеньке и шапка – каждому своё (по заслугам). 69 Поставить на своё место – призвать к порядку, «одёрнуть» человека. 70 Прийти к шапочному разбору – прийти к самому концу мероприятия. 71 Пуд соли съесть – понадобиться немало времени, чтобы узнать человека. 72 Семь пятниц на неделе – человеческое непостоянство. 73 Филькина грамота – безграмотный документ. 74 Достать из-под земли – достать (найти) откуда угодно. 75 Точить лясы – болтать.

Исследовательский проект нп тему " Фразеологизмы: знакомые незнакомцы"

Исследовательский проект нп тему " Фразеологизмы: знакомые незнакомцы"

Исследовательский проект нп тему " Фразеологизмы: знакомые незнакомцы"

Исследовательский проект нп тему " Фразеологизмы: знакомые незнакомцы"

Исследовательский проект нп тему " Фразеологизмы: знакомые незнакомцы"

Исследовательский проект нп тему " Фразеологизмы: знакомые незнакомцы"

Исследовательский проект нп тему " Фразеологизмы: знакомые незнакомцы"

Исследовательский проект нп тему " Фразеологизмы: знакомые незнакомцы"

Исследовательский проект нп тему " Фразеологизмы: знакомые незнакомцы"

Исследовательский проект нп тему " Фразеологизмы: знакомые незнакомцы"

Исследовательский проект нп тему " Фразеологизмы: знакомые незнакомцы"

Исследовательский проект нп тему " Фразеологизмы: знакомые незнакомцы"

Исследовательский проект нп тему " Фразеологизмы: знакомые незнакомцы"

Исследовательский проект нп тему " Фразеологизмы: знакомые незнакомцы"

Исследовательский проект нп тему " Фразеологизмы: знакомые незнакомцы"

Исследовательский проект нп тему " Фразеологизмы: знакомые незнакомцы"

Исследовательский проект нп тему " Фразеологизмы: знакомые незнакомцы"

Исследовательский проект нп тему " Фразеологизмы: знакомые незнакомцы"

Исследовательский проект нп тему " Фразеологизмы: знакомые незнакомцы"

Исследовательский проект нп тему " Фразеологизмы: знакомые незнакомцы"

Исследовательский проект нп тему " Фразеологизмы: знакомые незнакомцы"

Исследовательский проект нп тему " Фразеологизмы: знакомые незнакомцы"

Исследовательский проект нп тему " Фразеологизмы: знакомые незнакомцы"

Исследовательский проект нп тему " Фразеологизмы: знакомые незнакомцы"

Исследовательский проект нп тему " Фразеологизмы: знакомые незнакомцы"

Исследовательский проект нп тему " Фразеологизмы: знакомые незнакомцы"

Исследовательский проект нп тему " Фразеологизмы: знакомые незнакомцы"

Исследовательский проект нп тему " Фразеологизмы: знакомые незнакомцы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2018