Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)
Оценка 4.9

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа +1
6 кл—11 кл +1
26.05.2017
Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)
Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" посвящён подвигу солдат Великой отечественной войны, пропавших без вести или погибших в контрационных фашистских лагерях. Работа раскрывает довоенную жизнь Кузнецова А.П. через воспоминания его племянницы и правнучки, а так же по крупицам ,собранный материал о его военной службе и подвиге гвардии старшего сержанта стрелка - разведчика, пропавшего без вести при выполнении боевого задания.
Кузнецов А.П. - копия.docx
Муниципальное  Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования «Многопрофильный Центр Дополнительного Образования  Детей» IV Всероссийский  конкурс  «Салют Победа!» Тема исследовательского проекта  «Он не вернулся из боя…»                                                                               Разработчик  проекта:                                                                                            учащаяся 6 «А» класса                                                                                     МОБУ СОШ  № 52                                                                                        Добровольская Виктория                                                                                                                                                                                        Руководитель:                                                                                       п.д.о. Ермизина Г. И.                                                                                      г. Оренбург 2017 г. СОДЕРЖАНИЕ Введение 1часть.  «Нет у Бога без вести пропавших…»  1.1. « Жил такой оренбургский парень»  ­   Довоенная жизнь  Александра  Кузнецова  в воспоминаниях племянницы и правнучки солдата. 2 часть « А он не вернулся из боя…»  ­ подвиг разведчика.    2.1.  Советская войсковая разведка в 1941­1945 гг.        2.2.  « Сквозь время говорят с нами те, кто уже никогда не вернётся» ­  Боевой путь гвардии старшего сержанта   стрелка ­ разведчика  Кузнецова  Александра Петровича.  Заключение « Вечная память солдату». Источники информации Приложение:  ­ фотографии из  семейного и школьного  архивов ­ письма в прошлое НЕПРАВДА ЭТО!   «Без вести пропал…» Неправда это! Он солдат — его терять нельзя. Он остался там, на дне кювета, Где его засыпала земля. Он сожжён, расстрелян, иль повешен, Танковою гусеницей смят. Он, как  все простые люди, грешен,  Как солдат, он безупречно свят. Славлю жизнь за Родину отдавших, Смерть принявших в роковом бою. Нет у Бога без вести пропавших, Все они стоят в одном строю!  (Николай Рачков) Введение. 1. Актуальность  выбранной  темы  проекта Время стремительно идёт   вперёд. Стала историей Великая Отечественная война. В этом 2017 году исполняется 72 года со дня её окончания. За эти годы выросло   несколько   поколений   взрослых   людей,   которые   не   слышали орудийного грома и взрывов бомб. Но  война   не  стёрлась   в  людской  памяти,  она   стучалась   в  каждый  дом.  И забыть те дни нельзя,  потому что история – это судьба каждого, кто вынес на себе 4 года смертельных боёв, четыре года ожидания, надежды и   мужества. В   последние   годы     активизировалась   работа   по   сохранению   памяти   об участниках Великой Отечественной Войны. Это замечательно. К сожалению, многое не восстановишь, утеряно или стерлось из памяти. Даже родственники, порой, ничего не знают о своих дедах и прадедах, воевавших на фронте в годы войны, потому что они пропали без вести. В   моей   семье   Великая   Отечественная   война   оставила   свой неизгладимый   след.   С   самого   детства   родные   рассказывали   мне   об   этой страшной   войне,   в   которой   принимали   участие   мой     прадедушка   Саша, который  не вернулся  с фронта.  Как бойцы становились пропавшими без вести? Нужно ли искать их на полях сражений?  Думается, что все согласятся со мной, что обязательно нужно.  Мне сейчас 13 лет, но я понимаю,  насколько важна была победа Советского Союза в этой войне и как необходимо помнить и не забывать имена тех людей, которые отдали свою жизнь ради того, чтобы мы жили в свободной стране и радовались жизни. Я считаю, что каждый, кто воевал на фронтах и трудился в тылу, совершил свой подвиг. Ведь именно сплоченность нашего советского народа помогла победить ненавистного врага. Вот   и   я,   Добровольская   Виктория,   хочу   рассказать   о   своём   прадедушке Кузнецове Александре Петровиче, который, как и многие другие,   пропал без вести на фронте в феврале 1945 года.  Он чуть­чуть не дожил до Победы, но память о нём хранится в нашей семье вот уже почти 72 года. Это родной дядя моей бабушки Ольги Анатольевны Бутевой ( в девичестве Кузнецова). И рассказ о прадедушке я буду вести с её слов.  Трудно говорить о войне, когда о ней знаешь только по редким фильмам на экране   телевизора,   да   по   скупым   воспоминаниям   ветеранов   войны.   Ещё труднее представить, что такое война нам, нынешнему  поколению, которое и книг о войне мало читает, а узнаёт о тех событиях лишь   из   фильмов или уроков истории. Да и самих учебников истории сейчас очень много и   авторов учебников   тоже.       Каждый   автор   выражает   своё   мнение   и   взгляды   на некоторые исторические факты, порой предоставляя не совсем достоверную или не полную информацию. Однако, как бы там ни было, рассказ живого участника  Великой Отечественной войны есть неоспоримый факт.   В нашей семье сохранились три письма моего прадедушки, которые писал он 18 летним и 20 летним юношей, который   ушёл на фронт, прибавив себе 2 года, чтобы попасть в разведчики.  Как же мало он прожил, но как много успел сделать за это время на фронте, защищая свою Родину.  Все попытки моей бабушки  Оли,  узнать о  судьбе её родного дяди Саши, не увенчались успехом. Приходил один ответ: «Пропал без вести 4 февраля 1945 года   и   далее,   что       в   Управлении   по   розыску     сведений   по   данному военнослужащему   не   имеется.   Сложная   обстановка   на   фронтах   ВОВ   не позволила установить судьбу некоторых военнослужащих, поэтому они были учтены пропавшими без вести».    Но сведения о его награде, ордене   Красной звезды, который он получил посмертно,   нам   были   переданы.     Запись   гласит:   «Указом   Президиума Верховного Совета СССР от 12 февраля 1945 года, гвардии старший сержант стрелок­радист Кузнецов Александр Петрович награждён посмертно».  Спасибо, что Родина так отметила его короткий, но героический боевой путь!   Недавно   я  прочла   произведение  «  Баллада  о     без   вести   пропавшем»   А. Дольского.       Как она потрясла меня!   В ней главного   героя тоже зовут Сашей и  у них с моим прадедушкой похожие  судьбы. А вдруг эта баллада о моём прадедушке Саше?  Но мы не знаем об этом, а  так хочется верить, что это  о нём идёт повествование. Наверное,  у тысячи таких же солдат, как  и в этой балладе,     нет могил,   хотя они   погибли на фронте во время боевых сражений. Осталась только память… Меня нашли в четверг на минном поле,  в глазах разбилось небо, как стекло.  И все, чему меня учили в школе,  в соседнюю воронку утекло.  Друзья мои по роте и по взводу  ушли назад, оставив рубежи,  и похоронная команда на подводу  меня забыла в среду положить.  И я лежал и пушек не пугался,  напуганный до смерти всей войной.  И подошел ко мне какой­то гансик  и наклонился тихо надо мной.  И обомлел недавний гитлер ­ югенд,  узнав в моем лице свое лицо,  и удивленно плакал он, напуган  моей или своей судьбы концом.  О жизни не имея и понятья,  о смерти рассуждая, как старик,  он бормотал молитвы ли, проклятья, но я не понимал его язык.  И чтоб не видеть глаз моих незрячих,  в земле немецкой мой недавний враг  он закопал меня, немецкий мальчик.  От смерти думал откупиться так.  А через день, когда вернулись наши,  убитый Ганс в обочине лежал.  Мой друг сказал:"Как он похож на Сашку...  Теперь уж не найдешь его... А жаль."  И я лежу уже десятилетья  в земле чужой, я к этому привык.  И слышу: надо мной играют дети,  но я не понимаю их язык. 1978г Значит, наша задача  состоит в том, чтобы  была  жива память о них не только в сердцах близких, но  и  у тысячи других людей, которые не знают, что такое война. Чтобы ни один солдат не остался безвестным. Не должно быть без вести пропавших! Они живы и ветер постоянно доносит нам их имена. Их короткая жизнь – это живой пример патриотизма и безмерной любви к своему родному краю  и  Родине.  Слова   из   стихотворения    Николая Рачкова  о   без   вести   пропавших   очень точно говорят об их судьбе и их  подвиге и я взяла эпиграфом к своей работе. «Без вести пропал…» Неправда это!    Он солдат — его терять нельзя.    Он остался там, на дне кювета,     Где его засыпала земля. И пусть этот кусочек земли будет его памятным местом, где он пал героем битвы.   И если даже, этот  кусочек земли,   находится на чужбине, а не в России, то для героев ВОВ нет границ. Они воевали   на территории других стран во время ВОВ  против фашизма, чтобы был мир во всём мире. Это наша память о том грозном и трудном для нашей страны времени. Без любви к Родине, её прошлому и настоящему, без знания истории своего родного края и любимой Родины в годы ВОВ, невозможно смотреть в будущее   и   строить   его.   Это   важное   чувство,   чувство   патриотизма, закладывается с детства, растет вместе с нами, и  начинается оно с понимания и уважения своих предков.  Знать   о   подвигах,  больших   и   малых,  своих   дедов   и   прадедов,     нам особенно   важно. Сейчас     важна   любая   информация   об   известных   и неизвестных героях. Эта   даёт надежду и возможность миллионам граждан установить судьбу или найти информацию о своих погибших или пропавших без вести родных и близких, определить место их захоронения. Цели и задачи моей  работы Цель исследовательской работы: На примере биографии моего прадедушки Кузнецова   Александра   Петровича,     показать   мужество,   героизм,   любовь   к Родине и стойкость советского солдата  не зависимо от звания и чина.          Задачи:  1). Изучить и систематизировать документальные источники об истории моей семьи и истории боевого пути  моего прадедушки  Кузнецова А.П.    2). Показать жизнь страны в годы ВОВ через жизнь  семьи Кузнецовых        3) Привлечь внимание моих сверстников к изучению истории  Родины в годы ВОВ.          4) Сохранить память о гвардии старшем сержанте, стрелке­разведчике, воевавшего с  февраля  1943 года по февраль  1945 года и завершившего свой боевой путь  4 февраля 1945 года на  немецкой  земле. Объект исследования: биография моего  прадедушки Кузнецова Александра Петровича   ­      гвардии   старшего   сержанта   стрелка­разведчика   ,   участника боевых сражений на Украинском фронте в годы     Великой Отечественной войны. Методы исследования: изучение и анализ семейных фото и документальных источников и Интернет­ресурсов, систематизация и обобщение  архивных  и музейных   материалов,   а   так   же   воспоминаний     моей   бабушки,     Ольги Анатольевны, о её дяде Кузнецове А.П. Этапы проекта: 1)   Подготовительный     этап     ­     сбор   материала,   анализ   и   систематизация семейных фото и документальных источников.  2) Основной  этап ­ участие во Всероссийском   конкурсе  «Салют Победа!».  3) Итоговый этап ­ защита проекта в  «МЦДОД» и школе. 1часть.  «Нет у Бога без вести пропавших…»  1.1. « Жил такой оренбургский парень»   ­    Довоенная жизнь  Александра Кузнецова  в воспоминаниях племянницы и правнучки солдата.   Мне сейчас 13 лет и мой прадедушка тоже когда­то был таким  юным ,как я. Он родился в городе Оренбурге  21.06.1925 года. Он был обычным оренбургским мальчишкой, но с твёрдым характером. Если он сказал, что сделает что­то, то он обязательно выполнял своё обещание. У него было много друзей и подружек и все уважали его и называли  рубаха­ парень.  Дружил  он со всеми мальчишками  и девчонками из своего класса и со всеми соседскими ребятами и, конечно же, у него не было   недоброжелателей. Он был душа компании . Учился он в 27 чкаловской ( ныне город Оренбург) школе, которую в 1941 году  переоборудовали  под  госпиталь  , а школе   выделили  другое  здание  и переименовали в  школу № 3. Мы нашли некоторые   фото в   архиве школы № 53, бывшей 27 школы. Это фото его школьных лет, когда он учился в  начальной школе.   Первое  фото 1932 года, где  ему 6 лет и он в первом ряду пятый слева. А на другом фото 1935 года – ему 10 лет и  он во втором ряду первый слева. Больше школьных фото не сохранилось. 1932г 1935г Это первое здание школы № 27 довоенное. Это второе здание школы военного периода. Бабушка Оля рассказывала, что Саша очень любил мастерить и в школе начал ходить   в кружок моделирования. Там ребята мастерили самолёты, танки и другие модели.  Позже   он     записался   в «Дом   пионеров»,  где   продолжал   мастерить   разные модели и даже участвовал в слётах и конкурсах по моделированию.  Особенно он дружил со спортом и больше всего   любил ходить на лыжах зимой   и   гонять   футбол   с   соседскими   мальчишками   летом.   Команда   была постоянная, и   он часто играл за школьную  команду. Саша был спортивным, выносливым  и крепким парнем. Дома он помогал маме, Анне Гавриловне, в огороде, так как они проживали в частном секторе, и работы хватало всем. Трудиться и мастерить приучал его отец, Пётр Дмитриевич, с детства. Да и мама была мастерицей тоже. Она постоянно вязала и вышивала салфетки и как многие оренбурженки,  вязала паутинки из козьего пуха. А ещё она замечательные пекла пироги и пирожки.  Дома   был   всегда   порядок   и   уют.   Она   была   очень   гостеприимной   и   когда приходили Сашины друзья, то щедро  угощала вкусной выпечкой. Он умел делать многое и  этому учил  его отец.  Отец у Саши был сапожник и чинил обувь всем соседям и порой бесплатно.  Пётр Дмитриевич был добрым и заботливым отцом для Саши и его брата Толика. Саша  всегда был при деле. То велосипед чинит, то помогает маме примус чистить, а то мастерит насест для кур  в сарае. И всё он старался делать хорошо. Отец его всегда хвалил, а мама не могла нарадоваться, что растёт настоящий помощник в доме. Отец часто   болел,   и   Саша   заменял   его   дома,   выполняя   порой   взрослую   работу (вскопать   огород,   плотницкие   работы,   чинить   кастрюли   и   многое   другое). Саша любил во всём порядок. К  этому его приучила мама.  В сарае, у них с папой,  была   мастерская,  где   был  идеальный   порядок,    и  все   инструменты всегда   лежали   на   своём   месте.   Даже   мама   удивлялась   и   одновременно радовалась этому. А   ещё   он   любил   с   отцом   ходить   на   рыбалку.   Пусть   улов   не   всегда   был удачным,   но   зато   время,   проведённое   на   берегу   Урала,   помогало   ему развивать наблюдательность и выдержку.   Вырос   он   на   улице,   которая   носила   имя   известного   красного   командира Фрунзе. Поэтому с детства мечтал стать военным. В детстве ребятня играли в войну, где Саша был всегда разведчиком. Очень его привлекала деятельность разведчика,  поэтому   он   стал   ещё   усиленнее   заниматься   спортом.  Дома   он всегда делал утром зарядку, подтягивался на турнике и бегал с мальчишками наперегонки по Новостройке  ( так тогда называли этот район, где он жил).  Дом, в котором родился и вырос Саша Учиться он старался хорошо, хотя и не всегда это получалось. Но двоек у него не было. Любил читать и  много книг брал в школьной библиотеке. Дома тоже была небольшая библиотечка с художественными книгами.   Особенно, Саша, любил книги   о полководцах, потому что была мечта стать военным.    Саша окончил 7 классов в 1939 году и сразу пошёл работать, так как   все ребята того предвоенного времени старались помогать родителям. Время было трудное, да и отец был болен и не работал. Саше  было тогда 14 лет. Он  стал работать помощником весовщика в магазине. Об этом похлопотала мама, Анна Гавриловна, которая работала буфетчицей в самом Доме Советов город Оренбурга. Так  у Саши наступил трудовой период, который продлился до февраля 1943 года.  В предвоенные годы большое внимание уделялось владению оборонными знаниями.   Молодёжь   Оренбуржья   активно   участвовала   в   сдаче   норм   на оборонные   значки   «Будь   готов   к   труду   и   обороне»   и     «Юный Ворошиловский  стрелок».  Саша  тоже  стал участвовать  в сдаче   норм  на такие оборонные значки. В   1940   году   была   опубликована   книга   А.П.   Гайдара   «Тимур   и   его команда»,   которая   положила     начало   тимуровскому   движению   в   нашем городе Оренбурге. Он   вместе   с   соседскими   ребятами   и   комсомольцами   из   школы   №27 помогали семьям, где были воевавшие или погибшие на фронте солдаты и командиры.  Они старались делать это незаметно, не выпячивая себя. Так им подсказывал их долг и честь. Когда   Саше   исполнилось   16   лет,   то   он   стал   самостоятельно   работать весовщиком, но продолжал мечтать о фронте и о том, как стать  разведчиком.  В конце января 1943 года Саша заболел гриппом и  ему пришлось пойти на больничный. Но ему не пришлось долго болеть, так как его сосед решил идти добровольцем   на   фронт   и   уговаривал   Сашу   прибавить   себе   возраст   и попытаться   записаться   в   добровольцы.   Так   Саша   и   сделал.   В   военкомате сказал, что он с 1923 года рождения и ему удалось записаться добровольцем. Так и остался в семейном архиве его не закрытый больничный лист. Вот и сбылась мечта Саши. Он ушёл на фронт в конце января 1943 года. Отец гордился им, так как сам не мог воевать по состоянию здоровья.  А мама плакала, но старалась не показывать это отцу. Так ушёл в свой боевой путь наш Саша и пропал без вести на фронте 4  февраля 1945 года.  Как   ни   прискорбно,   но   до   сих   пор   рядом   с   именем   человека,   не вернувшегося с войны, немым укором нам, живущим, стоят слова: «без вести пропал…»  Увы, сотни и сотни людей канули в небытие в великой битве, и до сих пор о них нет никаких сведений: ни точной даты и точного места гибели, ни, тем более, места захоронения.  лет… Как   далеки   от   нас Вот уже более 72 года  прошло с тех пор как  закончилась страшная Великая Отечественная   война.   Но   для   многих   семей   она   так   и   не   закончилась,   а врезалась большой незаживающей раной в сердца тех, кто потерял на фронтах войны своих близких людей, но еще большей раной она является для тех, чьи родственники до сих пор считаются пропавшими без вести..  события     тех   военных Уже нет в живых вдов тех солдат, что не вернулись с войны, но есть еще родственники,   которые   не   потеряли   надежду   сдержать   обещание   данное ушедшим о том, что обязательно продолжат   розыск   без вести пропавших. Тем самым  отдав долг памяти тем, кто подарил  светлую и счастливую жизнь и   мирное   небо   над   головой   всем   нам   ныне   живущим...  Сейчас – это стало и нашим делом, делом  правнуков  прадедушки Саши. А их у него шестеро –  правнук Гриша и пятеро  правнучек – Маша, Настя, Вика, Нина и Катя. На базе   школы № 17, где учится в 11 классе его правнучка Маша , моя двоюродная сестра, есть музей ВОВ. Там на стенде «И память нам покоя не даёт» есть материал о нашем прадедушке Кузнецове Александре Петровиче. А ещё в Доме памяти в нашем городе ,есть книга памяти  о воинах, погибших при защите Родины в ВОВ 41­45 годов, где в томе №1  на странице 215 есть запись   о   нашем   прадедушке   Саше:   «   Гвардии   старший   сержант   Кузнецов Александр   Петрович   воевал   в   807     стрелковом   полку       304   стрелковой дивизии 60 армии 1­го Украинского фронта    и  пропал без вести 4 февраля 1945   года.       Кузнецов   А.П.   награждён     орденом     Красного   знамени посмертно». А ещё совсем недавно, на памятной стеле около вечного огня, что находится на проспекте Победы, вписали его имя, как участника ВОВ. Эта   информация   является   для   нас   дорогой   и   памятной   и   мы     не   теряем надежды найти следы места его гибели. 2 часть « А он не вернулся из боя…»  ­ подвиг разведчика.    2.1.  Советская войсковая разведка в 1941­1945 гг.  Ровно 75 лет назад началась Великая Отечественная война. В этот день в 1941 году фашистская Германия напала на СССР. 26,6 миллиона человек отдали свои жизни ради Победы… Но именно в этот день   по радио   впервые   прозвучали   слова:   «Наше   дело   правое.   Враг   будет разбит. Победа будет за нами». Так и вышло. И во многом это заслуга нашей военной разведки, в которую попадали самые смелые, самые выносливые и самые подготовленные солдаты. Разведка - процесс секретный, иначе она разведкой не была бы. Любая документация является секретной, и общество не должно ее знать, если разведка хочет сохранять свою функцию. Она ведется в любых условиях обстановки в целях добывания разведывательных сведений о противнике и местности. Цель разведки при подготовке и ведении боя чтобы добыть необходимые заключается в том, разведывательные сведения, позволяющие правильно определить состав, положение, возможности, сильные и слабые стороны противника, вероятный характер его действий. К основным способам разведки относятся: наблюдение, поиск, налет, засада, разведка боем, подслушивание, радиоперехват, допрос пленных и перебежчиков. фотографирование, С самых первых дней войны создавались школы по подготовке командиров групп, радистов, разведчиков. Причем преподавателей от слушателей отличало лишь служебное положение, так как ни теоретической, ни тем более практической подготовки все они не имели. Главсевморпути, Подбирались добровольцы из числа знающих радиодело Гражданского моряков Совторгфлота, воздушного флота, а также членов Осоавиахима. Ставка делалась на массовость. Обучение продолжалось в зависимости от степени военной и общеобразовательной подготовки, а также длительности предполагаемого использования будущего разведчика в тылу немцев — от нескольких дней до нескольких месяцев. Дольше всех готовили радистов. Они досконально изучали рации "Белка" (в последующем "Север") и должны были уметь передавать на ключе и принимать на слух 100-120 знаков в минуту. Для достижения таких нормативов требовалось несколько месяцев упорной работы. Недостатка в желающих стать разведчиками не было. Военкоматы наводнялись рапортами с просьбами направить немедленно на самый опасный участок фронта. Выбор представлялся в большом возрастном диапазоне от пятнадцатилетних юношей и девушек до глубоких стариков, участников еще русско-японской войны. Предложение служить в военной разведке расценивалось как проявление особого доверия командования и, как правило, безоговорочно принималось ... Спешно набранные слушатели проходили краткое обучение в специально оборудованных местах. Приобретая необходимый боевой опыт, войсковые разведчики платили за него огромную цену. Что же касается разведотделов штабов армий, то они двух отделений: войсковой разведки и состояли из информационного. Отделение войсковой разведки возглавлял капитан Алексей Николаевич Антонов, опытный штабной работник. Его помощником был майор Никита Андреевич Пантелеев. На них возлагалась подготовка общего плана разведки, указаний на разведку соответствующим штабам, контроль за точным выполнением отданных распоряжений, оказание помощи разведывательным подразделениям частей и соединений. Великая Отечественная война была суровым испытанием для военной разведки, и она выдержала его достойно. В ходе войны была выработана эффективная система руководства разведкой во время войны, правильное организационное построение ее боевых органов, разумное и результативное их применение в различных видах обеспечения боевых действий. Сложились славные боевые традиции военной разведки и был создан большой отряд высококвалифицированных разведчиков, которые умело использовали богатый боевой опыт и традиции в послевоенное время. Этими традициями всегда были и есть: преданность своей Родине и народу, верность присяге, мужество, стойкость до самопожертвования при выполнении боевых задач. Вклад военной разведки в победу был огромен. Это отмечали в своих воспоминаниях такие видные советские военачальники, А.М.Василевский, К.К.Рокоссовский, И.С.Конев, И.Х.Баграмян, С.М.Штеменко, Н.И. Крылов и многие другие. Г.К.Жуков, как В ходе войны выработалась эффективная система организации разведки и ее применения, сложились боевые традиции, сформировались высококвалифицированные кадры, накопился богатейший опыт проведения разведывательных операций. Все это было использовано в последующие годы, когда мир разделил "железный занавес" и ведущие мировые державы были втянуты в так называемую холодную войну. В многотомном труде «История второй мировой войны 1939-1945 г.г.» роль военной разведки в Победе оценивается так: «Огромный размах стратегических операций Советских Вооруженных Сил потребовал тщательного всестороннего и своевременного обеспечения. Важнейшим его видом являлась разведка и контрразведка. Советская стратегическая разведка в целом правильно определила состояние экономических возможностей фашистской Германии и ее сателлитов, состав их вооруженных сил как на всем советско-германском фронте, так и по стратегическим направлениям. Советская разведка своевременно установила появление у противника новых технических средств борьбы и ввод в строй новых промышленных предприятий, добывала достаточно полные данные о морально-политическом состоянии вражеских Верховному Главнокомандованию вовремя вскрывать планы и намерения немецкого командования, лучше и правильнее разрабатывать операции советских войск.» позволило Это войск.       2.2.  « Сквозь время говорят с нами те, кто уже никогда не вернётся» ­ Боевой путь гвардии старшего сержанта     стрелка ­ разведчика   Кузнецова Александра Петровича. Великая Отечественная война – это не далекая история, это та история, которую еще можно потрогать руками. Ведь следы от нее еще очень явственно хранит родная израненная земля. Победа в Великой Отечественной войне досталась нам очень дорогой ценой.   Всего   безвозвратные   потери   вооружённых   сил   СССР   в   Великой Отечественной войне составили 11.944 тыс. человек.    Из этого числа пропало без вести 5.059 тыс. человек.   Из них, большая их часть оказалась в немецком плену (и только меньше трети из них дожили до освобождения), а большинство  погибли на поле боя.  Всего в Великой Отечественной войне погибло и умерло от ран 9.168 тыс. военнослужащих, а общие прямые людские потери Советского Союза за все годы Великой Отечественной войны оцениваются в 26,6 млн. человек.  Судьбы   тысяч   людей   так   и   остались   невыясненными.     До   сих   пор продолжаются   поиски   мест   захоронений   погибших   воинов.  Пропавшие   без вести   во   время   Великой   Отечественной   войны   имели   особый   статус   и приравнивались   к   предателям   и   изменникам   Родины,   хотя   на   самом   деле многие   погибли   в   бою.   Это   объясняется   многими   причинами.   Во­первых, отсутствие   архивных   документов   на   погибших;   во­вторых,   неполный   учет участников Великой Отечественной войны, вернувшихся с фронта в первые два десятилетия после окончания войны; в­третьих, нет уже в живых многих родственников   погибших   или   умерших,   которые   могли   бы   восполнить отсутствующие данные о них. И наша главная задача ­ вернуть честное имя воинам, пропавшим без вести.               Без   вести   пропавшим   считался   военнослужащий,   который отсутствовал в части по неизвестной причине, и поиск его в течение 15 дней не дал результата. Сведения о без вести пропавших также передавались в вышестоящий штаб, а родственникам направлялось извещение о пропавшем без вести. В этом случае в извещении указывалось наименование воинской части и место пропажи военнослужащего. Чаще   всего   военнослужащие,   числящиеся   без   вести   пропавшими, погибли   при   отступлении,   или   при   разведке   боем,   или   в   окружении. Засвидетельствовать их смерть в силу разных причин было сложно. В число пропавших   без   вести   попадали   также   военнослужащие,   попавшие   в   плен, дезертиры, командированные, не прибывшие к месту назначения, разведчики, не вернувшиеся с задания, личный состав целых частей и подразделений в том случае, когда они оказывались,  разбиты и не оставалось тех командиров, кто мог   достоверно  донести   наверх   по   инстанции   о  конкретных   видах   потерь. Однако   причиной   отсутствия   военнослужащего   могла   быть   не   только   его гибель.   Например,   воин,   отставший   от   подразделения   на   марше,  мог   быть включён   в   состав   другой   воинской   части,   в   которой   он   затем   продолжал воевать.   Раненый   с   поля   боя   мог   быть   эвакуирован   бойцами   другого подразделения   и   направлен   прямо   в   госпиталь.   Известны   случаи,   когда родственникам   за   время   войны   приходило   несколько   извещений ("похоронок"), а человек оказывался живым. Мой прадедушка так же , как и многие тысячи солдат пропал без вести. До сих   пор   не   найдено   место   его   гибели.   Только   скупые     архивные   данные говорят о его боевом маршруте в ВОВ. Когда   я     читаю   эти   строчки,   то     испытываю   чувство   гордости   за   своего прадедушку,  потому что он был бесстрашным разведчиком  и героем. Он геройски воевал    в 807   стрелковом полку     304 стрелковой дивизии 60 армии 1­го Украинского фронта, у которой большой и геройский боевой путь. Житомирская 304 Краснознаменная дивизия (II) стрелковая Сформировна вторично на базе 43­й и 256­й сбр в составе 807­го, 809­го, 812­го сп, 566­ го ап. 19.9.1943   г.  дивизия   в   составе   ударной группировки   9­й   армии   нанесла   внезапный удар   по   станице   Курчанская.   Дивизия форсировала плавни реки Курка и, к концу дня   овладев   нас.п.   Калабатка,   Красный Октябрь, подошла к Курчанской с юга. 25.9.1943  г.  части   304­й   и  316­й   сд   после мощной   авиационной   и   артподготовки атаковали неприятельские позиции на Темрюкских высотах и в ночь на 27 сентября   ворвались   на   восточную   окраину   города   Темрюк,   а   частью   сил пересекли на лодках Курчанский лиман и атаковали очаги сопротивления с запада. С 8.9.1944  г. , дивизия в составе 38 А, участвуя в Карпатско­Дуклинской наступательной операции, получает задание в составе ударной группировки армии   ударить   из   района   Кросно,   прорвать   оборону   противника   на   8­ми километровом участке Непля­Оджиконь, уничтожить противостоящие части противника и, развивая наступление в направлении Поток, Дукля, Тымлява, Прешов,   выйти   на   территорию   Словакии,   где   должна   соединиться   со словацкими армейскими частями и партизанами. Расформирована летом 1945 года. Весь   боевой   путь    гвардии   старшего   сержанта   Кузнецова   А.П. вмещается для нас, его родственников, в три письма, которые он прислал с фронта. Но это только подчеркивает, что он был разведчиком, а они бывают  на таких заданиях, что это является секретной информацией и писать оттуда нельзя. Так  в 1943 году прадедушка Саша попал в  школу разведчиков, а оттуда на фронт в легендарную стрелковую дивизию. Боевой путь его короткий, так как он погиб , но погиб геройски. Об этом свидетельствует   его   награда   –   орден   Красной   звезды.   Его   он   получил посмертно. Вот его письма и его боевой настрой в них.  Письмо № 1 от 26.07.1944 года Письмо из Славуты. Здравствуйте, дорогие родители, мама, папа и брат Толик! Передаю вам свой курсантский привет и наилучшие пожелания в вашей жизни. Папа, ваши письма все три я получил, за что вас благодарю! Папа, я понял из вашего письма, что дома всё в порядке и это конечно меня радует. Папа, опишите все подробности, так как мне хочется всё знать. Вкратце описываю о себе. Живу   я   сейчас   хорошо.   Только   одно   плохо,   что   нет   ни   одной   свободной минуты, но это ничего. Нужно понять, что сейчас война и все трудности  войны нужно пережить.  Папа, наверное , скоро поедем на фронт.  Скорее бы дождаться той минуты, но скоро она наступит. Папа, где я нахожусь, здесь очень местность хорошая. Фруктов очень много и особенно много яблок. Они очень крупные, величиной в три куриных яйца. Ну,   писать   заканчиваю.   Передайте   привет   Сёмке,   Клаве,   Катюше,   Раисе, Мише и всем остальным. С приветом к вам ваш сын Саша! Письмо № 2 от 04.10.1944 года Письмо из г. Рава – Русская. Здравствуйте, дорогие родители, мама, папа и брат Толик! Передаю вам свой курсантский привет и наилучшие пожелания в вашей жизни. Мама, меня очень интересует, почему вы так редко пишите мне письма. Мама, я от вас получил письма ещё 24.09.44г., в которых вы пишите, что Толик уезжает в другой город работать. Это хорошо, но вы   мне дайте его адрес, а то я ему писал, а он мне не мог ответить. Мама, да и вы опишите, получили ли вы мои фото или нет. Опишите как дома и как ваше здоровье. Мама, сообщаю, что я  7 ноября, наверное, уже буду на фронте, куда так хочется. Мама, если бы ты знала, как надоело в тылу, а на фронте лучше, там интересней. А почему там лучше, приеду домой, тогда и расскажу. Сейчас я живу хорошо. Свободное время проводим весело. У нас в школе есть свой духовой оркестр, поэтому часто бывают танцы. Но только одно беспокоит ­ хочется очень  на фронт.. Писать  заканчиваю. Передайте  привет   Катюше, Петьке, Сёмке   и  всем остальным.  Пишите чаще. С приветом ваш сын Саша! Письмо №  от 28.01.1945 года Привет с фронта. Здравствуйте, дорогие родители, мама, папа и брат Толик! Передаю вам свой  боевой  привет и наилучшие пожелания в вашей жизни. Мама, вчера  я от вас получил письмо, за которое очень благодарю. Мама, вы пишите, почему я вам редко пишу. Поймите дорогие родители, что сейчас идёт наступление и нет   времени даже отдохнуть, а не только писать письма.  Вы   спрашиваете,  как   я   воюю?     Как   я  вам   писал,  что   я   в   разведке   и поэтому нет времени для писанины, ведь разведчик  самым первым идёт в бой. Сейчас уже громим фашистских гадов     на ихней земле.   Скоро дойдём до Берлина. А там уже будем писать домой. Ну а вы спрашиваете, что я ранен или нет?   Это глупости. Я   вам уже писал, что это не правда. Я жив и здоров и гроза для немцев, ведь они нас разведчиков боятся, как огня. Мама, напишите как дома и какое ваше здоровье. Ходят ли к вам ребята и как они живут. Мама, передайте, что я от Сёмки  ни одного письма не получил. Почему он не пишет? Или он уже забыл , что мы   были друзья? Ну, что же пусть забывает. Пишите чаще.  Большой   привет   Раисе,   Катюше,   Валюше,   Мише   и   сотрудникам   Дома Советов. С приветом ваш сын Саша! Из   этих   писем  ясно   видно,   что   первые   2   письма   писал   мальчишка, который не нюхал военного пороха, а последнее  уже солдат, побывавший в боевых действиях и настроенный только на Победу. Он гордился тем, что он и его товарищи  стали  разведчиками и понимали всю ответственность, которая лежала  на них  перед командованием и Родиной.  Он,   наверное,   думал,   что   он   заговорённый   и   скоро   война   закончится победой, и он вернётся   в родной дом к матери уже  настоящим  героем. Но судьба его сложилась иначе. Что он думал в свой последний миг в бою????  Какие последние были его слова???? Нам только остаётся догадываться. В одном наша семья уверена, что он не струсил и не спрятался за спины своих боевых товарищей.  Он был воспитан  патриотом своей Родины, и жизнь свою отдал за нас и наше мирное будущее. Мы гордимся своим прадедушкой и  будем бережно хранить память о нём!!!! Мне захотелось выразить свои чувства в стихах и вот что получилось у меня. Ты ушёл в последний бой разведчик  На рассвете, утром в феврале. Был ты перед Родиной ответчик За бесчинства немцев на родной земле.  Ты сражался до последнего мгновенья И не думал, будешь ли ты жив.  Мать  свою любил до самозабвенья. Честно и отважно Родине служил. Бой неравный близился к развязке Был ты ранен, но стрелял, стрелял. Вот сползла с руки  твоей повязка  И на снег кровавый  раненый упал. Немцы думали, что здесь отряд сражался, А увидели, что ты один лежал. Показал ты им, что значит русский наш характер Ты не струсил! Ты не убежал! Не нашли тебя твои товарищи  И остался, ты, лежать в чужой земле. Числишься ты без вести пропавшим. Помнят лишь родные о тебе. Жизнь твоя короткая остановилась. В 20 лет героем Родины ты стал. Письма матери обратно возвратились, Но ты этого уже не знал. Ты не знал, что били немцев мы в Берлине. Ты чуть­чуть до этого не дошагал. Но гордится Родина героями такими, Кто за мир жизни свои тогда отдал. Будем помнить вечно вас солдаты! И хоть нет у вас могилы на земле, Есть у нас для всех святая дата День Победы в  нашей  возродившейся   стране. Боевые действия   в  украинских городах Славута и Рава – Русская. 20 июля 1944   года   освобождён   город    Рава   –   Русская  советскими войсками 1­го Украинского   фронта в   ходе Львовско­Сандомирской   наступательной операции 13.07­29.08.1944       г.:[3]   13­й   армии —   части   войск 6­й   гв.   сд (генерал­майор Онуприенко, Дмитрий   Платонович) 27­го   ск (генерал­майор Черокманов,   Филипп Михайлович).[4] 8­й   воздушной   армии — 7­го   истребительного   авиакорпуса (генерал­ майор авиации Утин, Александр Васильевич) в составе: 9­й гвардейской истр.авиадивизии (полковник Покрышкин,   Александр   Иванович),   части войск 304­й истр.авиадивизии (полковник Грисенко, Александр Иванович); части   войск 4­й   гв.   штурм.авиадивизии (полковник Сапрыкин,   Валентин Филиппович) 5­го гв. штурм.авиакорпуса (генерал­майор авиации Каманин, Николай Петрович).[3] Войскам, участвовавшим в освобождении городов Рава­Русская и Владимир­ Волынский, приказом Верховного Главнокомандующего от 20 июля 1944 года объявлена   благодарность   и   в   г. Москве дан   салют   20­ю   артиллерийскими залпами из 224 орудий.[3] Приказом Верховного   Главнокомандующего И.      В.      Сталина в   ознаменование одержанной победы присвоено наименование «Рава­Русских»:[3],[5]      16­я   штурмовая   инженерно­сапёрная   бригада   (полковник Кордюков, Борис Константинович) 20­я   отдельный   моторизованный   понтонно­мостовой   батальон (майор Петухов, Игнатий Павлович) 93­й   гвардейский   штурмовой   авиационный (подполковник Шумский, Константин Мефодиевич) 95­й   гвардейский   штурмовой   авиационный (подполковник Федотов, Пётр Федотович) 108­й     штурмовой (подполковник Топилин, Олег Владимирович) гвардейский   авиационный       полк полк полк года   15   января   1944   от гитлеровских германских войск советскими партизанским отрядом (Музалев, Подольского партизанского соединения.  Славута  город Иван   освобождён     Алексеевич) Каменец­ В   этот   же   день   в   город   вошли   полки   и   батальоны 266­й ск (генерал­ сд (полковник Петренко,  [8] майор Чуваков, Никита Емельянович) 60­й армии 1­го Украинского фронта [10].   Василий   Яковлевич) 23­го     Боевые действия 304 стрелковой дивизии  были долго засекречены, поэтому мы надеемся на новые данные по военнослужащим, воевавшим в ней.  9 мая в день Победы у меня двойной праздник­ это и день рождения и  день великой победы советского народа над фашистской Германией. Каждый   год   мы   ходили   на   военный   парад   в   нашем   городе,   а   вот   уже последние 2 года мы присоединяемся к бессмертному полку наших земляков ­ оренбуржцев, которые воевали или погибли на фронтах ВОВ. Заключение  72 года   назад закончилась война, и с каждым годом к вечному огню приходит всё меньше бывших фронтовиков: они с трудом выходят из дома из­ за старости и болезней.  Мы последнее поколение, которому посчастливилось жить   и   общаться   с   теми,   кто   прошёл   трудные   фронтовые   дороги.   Мы сохраним их рассказы о войне, передадим воспоминания своим детям, так как без прошлого нет настоящего и будущего. Пока мы помним ушедших от нас, жива связь поколений. А значит, жива  наша Родина! Пожалуй, нет ни одной семьи, в чью судьбу безжалостно не ворвалась бы война. Вот и в моей семье есть участник Великой Отечественной войны. И я   буду   всегда   помнить,   и   гордиться   своим   бесстрашным   прадедушкой,   и учиться у него любви к Родине, смелости, упорству, трудолюбию. А   сколько   еще   без   вести   пропавших   ждут   своего   возвращения   в   болотах, степях и  лесах? Это о них сложен     «Плач матери»: Под какой березкой израненной, Под какой сосной искалеченной, Ты остался лежать умирающий, Смертным боем с землею повенчанный… Пусть же та земля, на которой ты Пролил кровь свою в свой последний бой, На груди своей упокоит тебя, Примет, словно мать, ненаглядный мой!..   Вывод. 1. В ходе   этой работы по данной теме я более подробно   познакомилась с судьбой  своего прадедушки Кузнецова А.П. 2. Из собранных  материалов я узнала, что значит без вести пропавший солдат.    Изучая материалы, я   узнала, что во время Великой Отечественной войны было   много пропавших без вести солдат и родные не могли узнать судьбу родственников.   В   наше   время   идут   поисковые   работы   в   местах кровопролитных боёв, где поисковики узнают судьбы солдат пропавших без вести и таким образом восстанавливают справедливость. Наша семья тоже надеется на то, что найдут следы и моего прадедушки Саши. 3.   Я   горжусь   своим прадедушкой и своими земляками, которые любили свою Родину и отважно  защищали её.   Мы  благодарим  их за то, что живём под мирным небом и дышим воздухом свободы. Трудно сейчас говорить о том времени, в котором происходили все те военные события. Тогда это были молодые, энергичные, любящие свою Родину воины Красной армии. Теперь они – ветераны войны, знакомой нам лишь по книгам и фильмам. Сейчас их становится всё меньше и меньше. Но в наших сердцах они навсегда останутся доблестными солдатами, стоявшими на защите нашей Родины, которая выстояла во многом благодаря их героическому подвигу. Пусть же героизм защитников отечества передастся и следующим поколениям, чтобы мы и наши потомки внимательней относились к нашей России, и тогда нашим предкам не будет стыдно за те жизни и ушедшее время, которое они отдали в боях в надежде на светлое будущее. Данная работа – это дань уважения тем, кто погиб во время войны, кто верил   и   ждал   победы     несмотря   ни   на   что.   Значимость   этой   работы заключается в том, что все должны знать, что наши деды и прадеды  недаром жили, недаром отдали свои жизни, защищая огромную, как небо свою Родину.   Я   испытываю       благодарность   к  поколению  ветеранов   и  участников ВОВ,  кто отстоял Родину на фронтах от  фашистских  захватчиков. Мы, современное поколение, помним о Вашем подвиге, и мы гордимся Вами!  Список использованной литературы: 1.  Батюшин, Н. С. «Тайная военная разведка и борьба с ней»/ М.:­ 2002г. 2. Жигунов, Е. К. «Великая Отечественная война. События. Люди.» /М: 1990г. .Золотарев, В. А. «Великая Отечественная война. Действующая армия»/ М:­ 2005г. 4. Шаваев, А. Г. «Разведка и контрразведка». / М:­ 2003 г. 5. Антонов В.С. «Разведчики» Москва 2004 год. 6. Семейный  и школьный архив. 7. Интернет­ресурсы. Приложение Фото из  архива семьи Кузнецова А.П. Фото из архива семьи Кузнецова А.П. Письма с фронта Архивные документы Кузнецова Александра Петровича Мама Александра Петровича Анна Гавриловна Племянница Оля с родителями  Александра Петровича Племянница Ольга Анатольевна Внучка Антонина Внучка Наташа Правнуки Александра Петровича по линии брата Анатолия. Письма Александру Петровичу от племянницы  Ольги Анатольевны и правнучки  Виктории. Письмо в прошлое. Здравствуй     дядя   Саша!   Я   Ольга   Анатольевна,   твоя   родная   племянница. Очень много слышала о тебе от бабушки , твоей мамы, какой ты был добрый трудолюбивый и хороший помощник в семье. Ты умел дружить, и у тебя было много друзей и подруг. Но, к сожалению время идёт и всё меняется. В ваши судьбы мешалось война и всё, что могло бы быть хорошим – не случилось. Поколение   того   времени   в   основном     погибли   на   фронте,  так   и   не   успев понять, что такое любовь. Саша, я много лет читала  твои письма с фронта, которые  сохранила   твоя  мама   и  до   сих  пор     тоже   их   храню.  В  них       ты рассказываешь   про   военную   жизнь,   как   воюешь,   и   что   немцы   боятся разведчиков.   Я   очень   горжусь   тобой   и   твоей   наградой,   только   жаль,   что награждён посмертно. Ты считаешься пропавшим без вести, но я и вся моя семья надеемся   на чудо и ждём тебя домой. Твой дом стоит на прежнем месте и там живёт твоя внучка, моя дочка, Наташа. У тебя есть две  внучки, мои дочери, так вот одна из них ( старшая Наташа) живёт со своей семьёй в этом доме . Все   твои правнуки, а их шестеро, тоже знают о тебе и   чтут память в сердцах.  Каждый год, 9 мая, мы ходим к вечному огню. К стати одна из правнучек твоих, Вика, родилась 9 мая. как и твой брат Анатолий ( мой отец). Он тоже каждый год ходит на парад 9 мая к вечному огню. На стеле у вечного огня есть и твоя фамилия. Я иногда в своих мыслях представляю себе, что ты вернулся и мы   живём вместе, в твоём доме. Мы много рассказываем друг другу о себе по вечерам, и мне от этого становится на душе   тепло. Очень хочется, чтобы такое чудо свершилось. Мы все  тебя  любим и очень ждём.                                                                                                     Твоя племянница                                                                                                                     Ольга                                                                                                     2017г. Письмо в прошлое. Здравствуй, мой любимый прадедушка Саша! Как много   я слышала о тебе от своей бабушки Оли. Мне бабушка часто рассказывала о том времени. Как ты воевал, как ты писал письма с фронта. Жалко нет машины времени, чтобы встретиться с тобой.  Мне уже 13 лет. Мы всегда вспоминает о тебе с любовью. Я горжусь тобой прадедушка! Ты воевал с фашистами и отстоял с честью независимость нашей Родины. Память о тебе всегда будет в наших сердцах. Однако жизнь не стоит на месте. Вот выросли и мы, твои правнуки. Я недавно   научилась вязать крючком, как твоя мама и вяжу сейчас подарок. Сейчас весна и скоро 9 мая. Я с моей семьёй будем праздновать   этот   праздник   и   мой   день   рождения.   Сейчас   наше   поколение живёт спокойно и   счастливо .   Я хочу поблагодарить тебя от всего своего сердца за  то, что мы сейчас живём в мирное время. Мы, твоя большая семья, помним твои подвиги.   Ты награждён   орденом   посмертно, и     я   горжусь тобой. Почему награды не говорят? Ведь много интересных историй скрыто в их металле. Вот бы услышать их! Мы всегда будем помнить о вас,  кто погиб и кто  выжил в этой войне. Вечная вам память и  вечная вам слава!!!! Сейчас мне и моим друзьям очень трудно представить что такое война, что такое настоящий бой. Низкий поклон  вам за то, что вы завоевали  для нас свободу и мир! Твоя правнучка Виктория. 2017 год.

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)

Исследовательский проект "Он не вернулся из боя" (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2017