Исследовательский проект по теме «Включение ИКТ в духовно-нравственное воспитание»
Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа
Взрослым
29.05.2018
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, включать духовно-нравственные элементы.
Цель: использование современных информационно-коммуникативных технологий, их интеграция в воспитательный процесс с целью повышения качества воспитания;
При использовании ИКТ в духовно-нравственном воспитании детей решаются следующие задачи:
• формирование первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях (честь, семья, любовь, добро, совесть, верность), ознакомление с ними на основе противопоставления позитивного и негативного поведения людей;
• воспитание положительного отношения к духовно-нравственным ценностям и желания поступать в соответствии с ними;
• формирование нравственных умений и привычек (справедливо оценить свои поступки и поступки людей, быть послушными, вежливыми, приветливыми со всеми, доброжелательными).
проект.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОНИКОЛАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА КУПИНСКОГО
РАЙОНА
УЛ. ЮЖНАЯ 22, ДЕРЕВНЯ НОВОНИКОЛАЕВКА, 632748 . ТЕЛЕФОН: 83835837266
ЕMIL: NOVNIK@NGS.RU
_______________________________________________________________________________________
632748, НСО, Купинский рон,
д. Новониколаевка, тел.:8(383)5837266
ул. Южная, 22
Исследовательский проект по теме «Включение ИКТ в духовно
нравственное воспитание»
Автор исследования: учитель начальных
классов, I квалификационной категории
Гофман Любовь Сергеевна.
2018 г. Содержание.
Введение. ………………………35
I. Включение ИКТ в воспитательный процесс…………………….611
1. Ресурсы, обеспечивающие реализацию проекта………….6
2. Перспективы развития и реализации проекта……………..67
3. Этапы и механизм реализации проекта……………………………78
4. Модель деятельности классного руководителя по внедрению ИКТ….9
5. Средства ИКТ используемые для реализации проекта……………….10
6. Использование ИКТ в воспитательной практике………………………10
7. Преимущества использования ИКТ………………………………….11
II. Психологические особенности использования ИКТ……………11
III. Опыт использования информационных компьютерных технологий в
практической работе по духовнонравственному воспитанию.
1. Использование аудио средств…………………………………….1213
2. Использование видеофильмов, мультфильмов………………….1315
3. Интернет ресурсы………………………………………..1517
4. ИКТ как средство наглядного оформления (визуальный ряд) и
информационного сопровождения воспитательных мероприятий
(презентационные иллюстративные материалы)………………1718
5. Участие в Интернет конкурсах, конференциях………………..1819
6. Cетевой проект «Человек и время»………………………………1922
7. Результаты анкетирования…………………………………………2223
Заключение….....................2324 Компьютер и его сети — это просто техника, помогающая людям передавать и
получать информацию. А что это за информация — зависит от нас.
Диакон Андрей Кураев
«Если нравственность уходит из жизни общества, то оно превращается в
волчью стаю, в банку со скорпионами, и людям ничто не
препятствует уничтожать друг друга. Никакие юридические законы
не возместят утрату обществом и человеком нравственного начала»
Патриарх Кирилл
Актуальность.
Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения
делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики.
Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре
ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и
творческой личности.
Духовнонравственное воспитание предполагает становление отношений
ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и
к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма,
толерантности, товарищества, активное отношение к действительности,
глубокое уважение к людям.
Задача духовнонравственного воспитания состоит в том, чтобы социально
необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы
личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.
3 XXI век – век компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире
электронной культуры. Меняется и роль учителя – он должен стать
координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо
владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями,
чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Духовнонравственное воспитание является педагогической основой общего
образования, необходимой для развития национального самосознания
школьников и формирования их как свободных и ответственных граждан
России. Опираясь на многовековые культурноисторические традиции России и
творческий потенциал каждого ребенка, оно позволит решить одну из самых
актуальных задач современной общеобразовательной школы – научить различать
добро и зло, оценивать, что такое хорошо и что такое плохо. Бурное развитие
новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили
отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную
схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в
школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей
информатизации образования является использование информационных
технологий в образовательных дисциплинах.
Современным детям не хватает на уроках размышлений о нравственности, о
гуманизме, о смысле жизни, о патриотизме, о назначении человека на земле.
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные
формы учебнопознавательной деятельности на уроках, включать духовно
нравственные элементы.
современных информационнокоммуникативных
Цель: использование
технологий, их интеграция в воспитательный процесс с целью
повышения качества воспитания;
При использовании ИКТ в духовнонравственном воспитании детей я ставлю
перед собой следующие задачи:
4
формирование первоначальных представлений о духовнонравственных
ценностях (честь, семья, любовь, добро, совесть, верность), ознакомление с ними
на основе противопоставления позитивного и негативного поведения людей;
воспитание положительного отношения к духовнонравственным
ценностям и желания поступать в соответствии с ними;
формирование нравственных умений и привычек (справедливо оценить
свои поступки и поступки людей, быть послушными, вежливыми, приветливыми
со всеми, доброжелательными).
Объект исследования духовнонравственное воспитание младших
школьников.
Предмет исследования педагогические условия духовнонравственного
воспитания младших школьников через внедрение современной
информационнокоммуникационной технологии (ИКТ)
Гипотеза
Более успешному духовнонравственному воспитанию личности учащихся будут
способствовать современные информационнокоммуникационные
технологии (ИКТ)
Ожидаемые результаты:
– эстетическое воспитание за счет использования возможностей компьютерной
графики, технологии мультимедиа;
– развитие коммуникативных способностей;
– формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку
информации;
создание системы непрерывной воспитательной работы и социализации детей
младшего и среднего школьного возраста в условиях дополнительного
образования;
внедрение и эффективное использование современных технологий (ИКТ) в
воспитании детей;
5 закрепление в содержании образования таких ценностей как патриотизм,
духовность, нравственность, инициативное и активное участие в жизни
общества, уважение к истории и культуре народов Российской Федерации,
ответственность, доброжелательность, толерантность, самостоятельность, мир,
межкультурный диалог.
I. Включение ИКТ в воспитательный процесс.
Ресурсы, обеспечивающие реализацию проекта:
Тип ресурса
Интеллектуальные
Материально
технические
Имеющиеся ресурсы
Образование
Курсы повышения квалификации
Публикации статей на тему проекта
Мультимедийный комплект (компьютер,
проектор, экран, колонки),
Видеозаписи,
Интернет
Перспективы развития и реализации проекта: важнейшей целью
современного отечественного образования и одной из приоритетных задач
общества и государства является воспитание, социальнопедагогическая
поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного,
творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Система базовых национальных ценностей:
1.Патриотизм (любовь к родине, своему народу, служение отечеству)
2. Социальная солидарность (свобода личная и национальная, доверие к людям,
честь, достоинство, милосердие, справедливость)
3.Гражданственность (долг перед Отечеством, законы, обязанности, свобода
совести, вероисповедания)
4. Семья (любовь, верность, здоровье, достаток, почетание родителей, забота о
младшем, о продолжении рода)
5. Труд и творчество (творчество, созидание, трудолюбие)
6 6. Наука (познание, истина, сознание)
7. Традиционные российские религии
8. Искусство и литература (нравственный выбор, смысл жизни)
9. Природа (жизнь, планета, земля)
10.Человечество (Мирумир, международное сообщество)
Важно помнить, что одним из важнейших принципов духовнонравственного
воспитания является принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс
обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.
Работа по духовнонравственному воспитанию подрастающего поколения
должна идти как непрерывный процесс и носить не эпизодический, а
систематический характер.
Примерное использование видеоматериалов в соответствии с целями и
задачами:
Занятия проводятся систематически в течение года по учебнокалендарному
плану, но важно, что бы педагог умел быстро реагировать на происшествия,
происходящие в детском коллективе, корректно и своевременно проводил
занятия по духовнонравственному воспитанию в сложившейся ситуации, ведь
народная мудрость гласить: «Хороша ложка к обеду».
Этапы и механизм реализации проекта:
Основными средствами духовнонравственного воспитания детей младшего и
среднего школьного возраста в деятельности школ выступали: слово учителя и
родителей, стиль взаимоотношений учителя с учеником, наглядные пособия,
технические и учебные средства, телевидение, Интернет, радио, кино, и т.д
В работе с детьми используются разнообразные методы:
1) методы организации и самоорганизации детского воспитательного
коллектива, повседневного общения, взаимодействия, самодеятельности и
педагогического воздействия (коллективная игра, коллективное
самоуправление, коллективное самообслуживание, единые требования);
7 2) методы повседневного систематического целенаправленного общения,
товарищеского, доверительного взаимодействия в обыденных и экстремальных
ситуациях (социальная защита, уважение, педагогическое требование,
убеждение, предупреждение, осуждение, доверие, сочувствие, принятие
решения, проблемные ситуации);
3) методы детской самодеятельности: самоорганизацию (самоанализ,
самосознание), самоорганизацию чувств и разума (самовоспитание),
самоорганизацию воли и поведения (самостимулирование);
4) методы педагогического и психологического прикосновения педагога к
личности ребенка в целях коррекции его сознания и поведения, стимулирования
или торможения его деятельности, обращения к личности в жизненных
ситуациях (разъяснение, создание ситуации успеха, актуализация мечты,
упражнение, поощрение, наказание)
В процессе духовнонравственного воспитания детей в деятельности
образовательного учреждения детей используем следующие организационные
формы: массовые (праздники, субботники, тематические недели, фестивали,
олимпиады, выставки и др.); групповые (экскурсии, игрыпутешествия, КТД,
беседы, упражнения в поступках и др.); индивидуальные (общественные
поручения (дежурный, журналист и др.), индивидуальные задания,
индивидуальная подготовка и выступление на конкурсах, викторинах и др.).
Для успешной работы педагогу в современном мире необходимо поднять на
качественный уровень воспитательную работу, эффективно используя
информационные компьютерные технологии (ИКТ). Внеклассные мероприятия с
использованием информационных технологий в значительной степени повышают
духовный, творческий и интеллектуальный потенциал детей.
8 Модель деятельности классного руководителя по внедрению ИКТ
Модель духовнонравственного воспитания для обучающихся с
использованием ИКТ
Внеурочная деятельность
Курсы
внеурочной
деятельности
«Азбука
нравственности
», «Школа
добрых дел» (1
раз в неделю)
Классные
часы на
духовно-
нравственны
е темы(1 раз в
неделю –
каждая 4
неделя)
Участие в
конкурсах,
мероприяти
ях
различного
уровня
Внеклассные
мероприятия
по плану
совместной
работы МБОУ
Новониколаевс
кой СОШ и
школьной
библиотеки. (1-
2 раза в месяц)
Обучающиеся
Урок – как одна из форм воспитательной работы
Урок не только основная форма обучения, как это принято
считать, но и сфера, в которой, в основном, происходит
школьное воспитание.
9 №
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Средства ИКТ, используемые для реализации проекта
Использование аудио средств.
Использование видеофильмов.
Интернет ресурсы.
Создание мультимедийных презентаций.
Иллюстрации.
Участие в интернет конкурсах, конференциях, фестивалях.
Использование ИКТ в воспитательной практике.
Развитие исследовательских способностей детей (создание проектов);
Поиск и сбор информации;
Банки данных по различным направлениям воспитательной работы;
Формирование и развитие школьных СМИ;
Диагностика (психологическое тестирование, экспрессдиагностики);
Развитие школьного сайта;
Разработка грамот, дипломов и пр.;
Подготовка педсоветов на воспитательные темы;
Данные для родителей (памятки, рекомендации, презентации для
родительских собраний и пр.);
Информация для классных часов;
Виртуальный музей;
Портфолио школьника;
Компьютерные карты здоровья;
10 Планы самовоспитания детей;
Игры, конкурсы, викторины;
• Обобщение опыта.
Преимущества использования
1. Доступность тиражирования изобразительного и звукового материала;
2. Неограниченная возможность пополнения базы данных;
ИКТ
:
3. Большие возможности обмена опытом, представляемые современными
технологиями;
4. Доступность иллюстративного материала в любой области культуры и
естествознания;
5. Широкие возможности адаптации материала для конкретной аудитории;
6. Минимальные финансовые затраты на иллюстративный материал.
Работа эта очень сложная, но очень важная, и ее нужно проводить
систематически. От этого зависит будущее наших детей, какими они вырастут
людьми.
II . Психологические особенности использования ИКТ.
Информация, воспринятая зрительно, по данным психологических
исследований, более осмысленна, лучше сохраняется в памяти. “Лучше один раз
увидеть, чем сто раз услышать”, гласит народная мудрость. Однако в процессе
обучения основным источником информации продолжает оставаться речь
педагога, воздействующая на слуховые анализаторы. Наиболее высокое качество
усвоения достигается при непосредственном сочетании слова педагога и
предъявляемого учащимся изображения в процессе обучения.
11 А ИКТ как раз и позволяют более полно использовать возможности
зрительных и слуховых анализаторов обучаемых. Но все хорошо в меру, любое
самое великолепное средство или метод обречены на провал, если педагог
теряет чувство меры в их использовании.
III
. Опыт использования информационных компьютерных технологий
в
духовнонравственному воспитанию
практической работе по
.
Информационные технологии уже довольно давно вошли в наши
образовательные учреждения и в XXI веке получили широкое распространение.
По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15 % речевой
информации, когда смотрит – 25% видимой информации, когда видит и слушает
– 65% получаемой информации. Необходимость применения ИКТ, которые в
качестве аудиовизуальных средств могут воздействовать на различные органы
чувств, несомненна.
Использование информационных технологий в практической работе носит в
большей степени комплексный характер.
Компьютер – современное ТСО и воспитания, универсальное обучающее
средство для организации учебных и внеклассных занятий. Мультимедиа –
многофункциональные компьютеры с программными и аппаратными
средствами, позволяющие воспроизводить звуковую и видео информацию. В
настоящее время в учебных классах установлены телевизор, компьютер,
принтер, видеомагнитофоны.
Современные технологии позволяют (при использовании небольшого
переносного набора оборудования: ноутбук, мультимедийный проектор, экран)
проводить “мультимедийную” беседу как в школьном классе, так и в большом
актовом зале. Для трансляции на малую аудиторию применяется монитор
компьютера, для большой группы – большой экран. В аудиосопровождении
презентаций используются шедевры мировой и русской инструментальной и
12 хоровой классики, что усиливает эффект эмоционального воздействия. Решению
воспитательных задач помогают и включенные в беседу видеофрагменты.
Применение компьютерных технологий позволяет выстроить беседу и подобрать
изобразительный и звуковой материал с учетом конкретной аудитории:
небольшой класс или заполненный актовый зал, школьное собрание или
педагогическая конференция.
Использование аудио средств.
При использовании аудио средств в процессе духовнонравственного
воспитания делаем акцент на использование аудио средств по произведениям
отечественного литературного, художественного и музыкального искусств, что
позволяет раскрыть высокий духовный смысл русского искусства, несущего в
себе веру, добро, любовь, нравственность. Обращение школьников к
произведениям искусства как к духовному опыту поколений, проживание их в
собственной творческой деятельности, позволяет активно формировать
эмоциональноценностный, нравственноэстетический опыт детей. Широко
применяется на уроках литературного чтения, музыки, окружающего мира.
Работая по воспитанию лучших душевных и нравственных качеств детей,
рекомендуем обращаться к
ниже приведенному перечню литературы
(Приложение №1).
Данные произведения хорошо воспринимаются ребятами с аудионосителей,
особенно в актёрском прочтении произведений.
Использование видеофильмов, мультфильмов.
Видеофильм имеет ряд особенностей это информационная насыщенность и
сильное эмоциональное воздействие на аудиторию.
Воспитательные возможности применения видеозаписей многообразны,
поэтому созданная мной электронная тематическая картотека притч, сказок,
13 рассказов, мультфильмов, песен помогают мне в работе по духовно
нравственному воспитанию дошкольников и родителей.
Перечень лучших анимационных фильмов
современной России
1.Воробей, который умел держать слово.—Россия, 2010г., 6 мин/
Режиссер: Дмитрий Геллер
Аннотация: О воробье, который умел держать слово.
2. Встреча. Россия, 2011г., 26 мин./Режиссер: Наталья Федченко
Аннотация: Действие фильма происходит в двух временных промежутках
период Смутного времени и Великая Отечественная война. В преддверии
Смутного времени, на пожарище, открылась девочке, Матроне, икона
неизвестного до той поры письма. И так случилось, что именно этим образом
благословлен был священник Ермолай, будущий Патриарх Московский и всея
Руси, Гермоген. Образ Казанской Божьей Матери навсегда стал для него
свидетельством милости и заступничества Богородицы за русскую землю.
3. Пересвет и Ослябя.—Россия, 2010г., 30 мин./Режиссер и художник
постановщик: Станислав Подивилов
Аннотация: Предлагаемый фильм рассчитан на подростковый возраст 915
лет. Именно в этом период на наш взгляд и важно в доходчивой форме
анимационного фильма дать этот истинный пример патриотизма и веры
чернецов обители Св. Сергия, ставших героями Куликовской битвы.
Повествование фильма начинается в монастыре, где мы видим Пересвета и
Ослябя, погруженными в размеренную жизнь обители. Но это спокойствие
14 нарушается приездом гонца от Великого Князя Дмитрия Михайловича,
принесшего тревожные вести, которые заставляют Пересвета вспомнить сцены
предыдущей мирской жизни. Затем в монастырь приезжает и сам Великий Князь,
который после разговора с Пр. Сергием просит настоятеля благословить на
битву и дать ему в помощь Пересвета и Ослябя.
4.. Чем люди живы. Россия, 2010г., 13 мин./Режиссер: Надежда
Михайлова
Аннотация: Ангел за провинность был наказан жить серди людей до того
времени пока не узнает, что есть в людях, чего людям не дано, и чем
люди живы? А когда узнает, то будет прощён, и вернется на небо. На
земле ангела (Михаила) взял в семью сапожник Семен. Работая у
сапожника, Михайло узнает, что людям только кажется, что живут они
одной заботой о себе, а на самом деле живут они любовью, потому что
Бог есть любовь.
5.Шестоднев (Сотворение мира).— Россия, 2011 г., 3 мин./
Режиссер и художник: Корецкий Василий
Аннотация: Фильм создан руками детей за 6 дней, в соответствии с 1 главой
Книги Бытия, взятой в качестве сценария. Всем известный сюжет Сотворения
мира изложен доступным каждому ребенку языком под гениальную музыку
И.С.Баха.
Интернет ресурсы.
Можно сказать, что компьютер и сеть Интернет это главное изобретение XX
века. Интернет «виртуальная реальность», способствующая
усилению «человеческого интеллекта». Но какой бы ни была эта среда:
виртуальной или реальной – взаимодействуют в ней, общаются живые люди со
15 своими духовными ценностями, своими воззрениями. Информационная
культура становится важной составляющей общей личностной культуры.
Большую помощь при подготовке классными руководителями массовых
мероприятий и удовлетворении информационных потребностей пользователей
окажут Интернет источники.
16 Ресурсы Сети для совершенствования работы педагогов по духовно
нравственному воспитанию.
Адрес электронного
ресурса
Краткая характеристика
Название
электронного
ресурса
Образователь
ный
федеральный
портал
"Российское
образование"
http://www.edu.ru/
Крупнейший образовательный
каталог в России
Портал «Российское образование»
содержит полные базы
образовательных учреждений всех
ступеней и научно
исследовательских институтов
Российской Федерации.
Информация для поступающих в
вузы и ссузы собрана в разделе
«Абитуриент».
Все для образовательного
процесса: учебные презентации,
разработки уроков, методика,
рефераты, тесты, исходники на
visual basic, программы для школ
и т.д.
http://www.rusedu.ru/
Архив
учебных
программ и
презентаций
1001 Сказка
Материалы
для детей.
http://www.1001skazka.com Сказки, книги, словари,
энциклопедии, сценарии
праздников для детей.
https://azbyka.ru
веры»
« Азбука
—
православный
интернет
портал
Мультфильмы https://www.youtube.com/pl
aylist?
list=PLTq1MaLxyxMTdJ7y
HAc2WFyhY2q7sCVjc
17
Книги, статьи, видео,
мультфильмы и другие
материалы об основах
христианства, нравственности и
духовности от православных
авторов. Текст Библии (в т.ч.
версия для скачивания).
Церковный календарь.
Мультфильмы о нравственности Мультфильмы https://www.youtube.com/pl
Православные мультфильмы
aylist?
list=PLVg2uHoMY2FR
kQVuA9hpNlFFRBBQuc9
ИКТ как средство наглядного оформления (визуальный ряд) и
информационного сопровождения воспитательных мероприятий
(презентационные иллюстративные материалы)
Создание мультимедийных презентаций.
Мультимедийная презентация является самым быстрым и современным
способом донести любую информацию. Она дает возможность четко, ярко,
быстро и интересно подать и соответственно получить нужную нам
информацию.
Когда на уроке необычно, материал подан ярко, творчески, когда ученик видит
не только учителя и слышит не только его речь, отношение к занятиям
становится более позитивным, ребенок с удовольствием идет на них и активно
участвует в подготовке занятия. Прежде всего, очень эффективным приемом
является использование тематических презентаций, составленных учителем, а
так же составленных самими обучающимися.
Помимо этого есть возможность организовывать заочные экскурсии по
различным местам, посетить которые нет возможности. Рассказывая ученикам о
шедеврах русской живописи, о полотнах, созданных на библейские темы, о
написанных русскими иконописцами иконах, ныне хранящихся в различных
музеях, эффективным приемом является использование виртуальных экскурсий
по музеям.
18 Так, познакомить с местонахождением Государственного Русского музея,
некоторыми произведениями, хранящимися в нем, поможет презентация
«Государственный Русский музей»
( Приложение №2)
Участие в Интернет конкурсах, конференциях. ( Приложение №3)
Духовнонравственное воспитание в общеобразовательном учреждении
осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм
которой является повышение культуры учащихся через систему тематических
внеклассных мероприятий, участие в творческих конкурсах и олимпиадах
православной направленности.
В течение ряда лет дошкольники и педагоги нашей школы являются активными
участниками выставок декоративноприкладного творчества, конкурсов
учебных проектов по духовнонравственному направлению.
Каждая работа ребенка есть результат погружения в эпоху, изучения
культурных традиций и мастерства предыдущих поколений. Так происходит
овладение опытом предков, их нравственными и духовными ценностями,
формирование собственной картины мира.
Основным содержанием духовнонравственного развития, воспитания и
социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы
храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к
поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять
разрушительным влияниям. Базовые ценности должны лежать в основе уклада
школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность
детей.
Формирование базовых ценностей моих учеников проходило и через
реализацию следующих социальных проектов:
творческая работа: создание газеты « 9 мая День Победы»;
19 «Моё село»;
«Города России»
«Убранство русской избы»
«Родословная», « Моя семья»
«Профессии» и т.д.
Более подробно остановлюсь на учебном сетевом проекте, в котором мы
приняли участие.
Cетевой проект «
Человек и время»
Мы поучаствовали в проекте «Человек и время». Cетевой проект Человек и
время реализуется в рамках модуля "Основы православной культуры" и основан
на христианском понимании и отношении ко времени, что нашло отражение в
православном церковном календаре.
Для участия в сетевом проекте Человек и время приглашались учащиеся 10
11 лет.
В нашей команде было 3 участников + тьютор.
В ходе проекта Человек и время дети
узнали, что такое Миротворный круг и Пасхалия и как они вычислялись;
постарались ответить на вопрос «Как православный церковный календарь
помогает духовному развитию человека?»;
познакомились с ритмами христианской жизни;
а также расширили свой кругозор и развили умения, необходимые
человеку XXI века такие как:
коммуникативные умения,
творчество и любознательность,
критическое и системное мышление,
межличностное взаимодействие и сотрудничество.
20 Для участия в сетевом проекте предъявлялись следующие умения:
Если Вы умеете
понимать и пересказывать текст без искажения содержания
работать с бумажными и электронными словарями и энциклопедиями
делать вычисления по формулам
выполнять работу по инструкции
работать в команде
Если Вы владеете навыками работы
на персональном компьютере
в Интернете (электронная почта, регистрация на сайте, надёжность
пароля, пользование поисковыми системами, безопасное поведение в Интернете)
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Подготовительный этап
Информация для учителей, учащихся и родителей о проекте
Заполнение бланков «Согласие родителей для участия
ребёнка в сетевом проекте»
Интернете
Демонстрация стартовой презентации
Знакомство детей с правилами безопасного поведения в
21
Знакомство детей с правилами работы в группе
Создание тьюторами своих почтовых ящиков на Gmail.com
Создание и регистрация команды для участия в проекте
Обсуждение проблемных вопросов
Заполнение 1 и 2 столбика "Таблицы ЗИУК"
Оформление проектной странички команды
Святочный этап
Найти день своего тезоименитства в Миротворном круге
Создать презентацию (по шаблону) о святом, жизнь и подвиги
которого связаны с историей России ( Сергий Радонежский, Дмитрий Донской.)
Ответить на вопрос: Что нужно сделать человеку, чтобы стать
святым? Составление Ментальной карты на тему "Что нужно сделать человеку,
чтобы стать святым?"
Праздничный этап
Провести исследование по теме "Христианские и гражданские
(государственные) праздники, начало и традиции их празднования" Отчёт
социологического исследования. Исследование.
Ответить на вопрос: Чем отличаются праздники (памятные
даты) православного календаря от праздников (памятных дат) гражданского
календаря? Вывод.
22 Пасхальный этап
Рассказать об одном из двунадесятых праздников и объяснить,
почему именно этот праздник выбран Вами
Рассчитать дату празднования Пасхи в 2017 году. Дата
расчёта Пасхи.
Отметить дату Пасхи и двунадесятых праздников в 20162017
гг. на Ленте времени
Ответить на вопрос: Почему Пасху называют "Праздников
праздник" и "Торжество торжеств"? Вывод.
Заключительный этап
Заполнение 3 столбика "Таблицы ЗИУК"
Ответы на Викторину
Написание эссе по теме "Как православный церковный
календарь помогает духовному развитию человека?" Эссе.
Подведение итогов
Рефлексия
Тьюторы или участники команд делали отметки о выполнении
заданий каждого этапа и оценивали работы других команд в ТАБЛИЦЕ
продвижения команд "Шаги к успеху".
23
Обсуждение вопросов, связанных с проектом, общение тьюторов
команд и организаторов проекта проходило в Сообществе проекта
"Человек и время". Сообщество закрытое, приглашения тьюторам
высылаются по электронной почте персонально после подтверждения
регистрации.
Результаты анкетирования. ( Приложение №4)
Методом изучения интересов младших школьников и их влияния на результаты
обучения в данном исследовании является анкетирование: оно позволяет за
короткие сроки опросить большое количество респондентов и выявить какое
либо массовое явление или закономерность.
Для данного исследования была составлена анкета. В опросе участвовало 6
учащихся 4 класса МБОУ Новониколаевская СОШ
Согласно результатам анкетирования по теме «Ваше отношение к урокам и
внеклассным мероприятиям с применением компьютерных технологий» можно
сделать следующие выводы:
все респонденты отметили, что практически на всех уроках и внеклассных
мероприятиях применяется ИКТ 100%;
им нравятся уроки с применением компьютера ( да, очень83%, иногда17% (1
ученик));
большего всего обучающимся нравится работать в Интернете50%, а также
создавать собственные презентации83%, работать с обучающими программами
33%;
все респонденты отметили, что применение ИКТ вызывает у них повышенный
интерес (что способствует активизации познавательных процессов и усилению
мотивации), а также, способствует лучшему запоминанию.
Заключение.
24 Опыт встреч в самых различных аудиториях, а также участие в педсоветах,
родительских собраниях, педагогических конференциях, с использованием
мультимедийного иллюстративного материала, позволяет сделать вывод о
востребованности ИКТ. Важно помнить, что одним из важнейших
принципов духовнонравственного воспитания является принцип
непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития
человека на протяжении всей его жизни.
Таким образом,
воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов
использование ИКТ позволяет оптимизировать
образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество
и критическое мышление. Учителю, занимающемуся воспитанием детей,
нельзя оставаться в стороне от модернизации учебновоспитательного
процесса в рамках национального проекта «Образование».
Литература.
1. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян //
Педагогика – 2005 №2 – С. 67–68
2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно
нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.:
“Просвещение”, 2009.
3. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовнонравственного
образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и
мониторинг в образовании – 2003 № 3 – С. 9–12.
4.
Зазнобина Л. С., Прессман Л. П. О внедрении видеозаписи в школу.
Советская педагогика. 1979. № 7.
5.
Зазнобина Л. С: Как же выжить в мире СМИ./ Л.С.Зазнобина.
Медиаобразование в школе 1999 – № 3 С.23 26.
25 6. Козлов В.В, Кондаков А. М. Серия “Стандарты второго поколения”
Фундаментальное ядро содержания общего образования. “Просвещение”,
2009.
7.
Сухомлинский В.А. Избранные педагогические
сочинения/В.А.Сухомлинский М: Просвещение,1980. 258 с.
8. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. – Т.5. –
М.: Просвещение, 1976. – 231c.
9. Ушинский К. Д. Избр. пед. соч. – М., 1954. – т.2., с. 339–341.
Перечень литературных произведений по формированию нравственных
Приложение №1
качеств младшего школьника.
Автор и название произведения
Формируемые качества
Клас
с
Что такое хорошо и что такое плохо
1 кл.
В.Голявкин, «Болтуны»
сдержанность
26 Э. Мошковская, «Не надо больше
ссориться»
дружелюбие
1 кл. В.Осеева , «Все вместе»
В. Орлов, «Кто первый»
взаимопонимание
умение уступать
Орлов В. «Оправдался»
Пермяк Е. “Для чего руки нужны»
Пляцковский М. «Добрая лошадь»
Прокофьева С. “Сказка про честные
ушки»
Толстой Л.Н. «Два товарища»
Толстой Л. Н.«Два раза не умирать»
Толстой Л.Н. «Кто прав»
Тостой. Л.Н. «Правда всего дороже»
честность
трудолюбие
скромность
честность
товарищество
взаимопомощь
справедливость
правдивость
Наука и труд дивные всходы дают
Катаев В. «Дудочка и кувшинчик»
сила воли
2
кл
Носов Н. «Федина задача»
усидчивость
Пермяк Е. «Торопливый ножик»
терпение
Толстой Л.Н. «Филлипок»
Ушинский К. «Два плуга»
стремление к знаниям
трудолюбие
Правда всего дороже
2
кл
Гайдар А. «Совесть»
Голявкин В. «В шкафу»
Рус. народная сказка «Заяц—хваста» скромность
правдивость
честность
Цыферов Г.«Град»
Юнгер Б. «Белая роза»
доброта
мудрость
27 Человек без друга, что дерево без корней
2
кл.
Мошковская Э. «Жадина»
Носов Н. «На горке»
Осеева В. «Хорошее»
Осеева В. «Добрая хозяюшка»
Пермяк Е. «Самое страшное»
щедрость
чувство долга
добро
милосердие
стыдливость
3
кл
Африканская сказка «Лентяйка»
Баруздин С. «Бревно»
трудолюбие
внимательность
Карганова Е. «Лекарство без рецепта» трудолюбие
Киплинг Р. «Отчего у верблюда горб»
стыдливость
уважение
Рус. народная сказка «Кому горшок
мыть»
Щварц Е. «Сказка о потерянном
времени»
Мудрец отличен от глупца, тем, что он мыслит до конца
Чувство долга
3
кл.
Рус. народ. сказка «Дочь семилетка»
Армянск. сказка «Золотое яблоко»
Рус. народ. сказка «Как мужик гусей
смекалка
догадливость
находчивость
делил»
Итальянская сказка «Новая юбка»
мудрость
28 Перо Ш. «Мальчик с пальчик»
прозорливость
Заходер Б. «Очень вежливый индюк»
порядочность
3
кл.
Маршак С. «Урок вежливости»
Осеева В. «Волшебное слово»
Пивоварова В. «Вежливый ослик»
вежливость
вежливость
скромность
«Ежели Вы вежливы..»
4
кл.
Артюхова Н. «Трусиха»
«Баруздин С. «Страшный клад»
Киселева Э. «Мальчик—огонек»
смелость
самопожертвование
мужественность
Маршак С. «Рассказ о неизвестном
Полевой Б. «Последний день Матвея» Любовь к Родине
герое»
скромность
За доброе дело стой смело
4
кл.
Артюхова Н. «Трудный вечер»
чуткость
Емельянов Б. «Мамины руки»
уважительность
4
Зощенко М. “Золотые слова»
кл.
Осеева В. «Лекарство»
Осеева В. «Печенье»
порядочность
уступчивость
внимание
29 Платонов А. «Разноцветная бабочка»
ответственность
Петрушевская Л. «Сказка о часах»
послушание
Аудио детям
Рассказы
• Рождественские колядки для детей.
• Аудиокнига – Твой Ангел Хранитель – детям и родителям
• Удивительный рассказ – Вера маленького мальчика – mp3
• Аудиопостановка детям – Ноев ковчег – mp3
• Поучительная сказка – Чудесная перчатка. Аудио – mp3
• Аудиосказка. Два брата. Слушать и читать!
• Аудиопостановка – «Подарок Ангела». Слушать и читать
• Олины именины. Рассказ о доброте – детям. Аудио
• Сказка о Воробье и Ромашке. Аудио.
• Аудиоистория. Детям. ИванБогатырь и Царство Обмана – часть 1
• Христос Воскресе!
• Захватывающая история для детей и взрослых – mp3
• “Ложь без слов” – детский рассказ. Аудио
• Аудиопостановка – «Подарок Ангела». Слушать и читать
• Добрая история для детей. Аудио
• “Надо иметь чувство юмора” – рассказ
• “Испытай сам” – рассказ детям. Аудио
• “Всадник” – православный аудио спектакль
• Доброе дело злого Гришки! – аудио рассказ
30 • Детство Сергия Радонежского. Аудио рассказ. Детям и взрослым.
• Одна капля убивает лошадь. Рассказ
Сказки
• Детская беседа о подарках. Аудио сказка – слушать mp3
• Православная сказка Галина правда для детей и взрослых – слушать mp3
• Аудиопостановка. Златокудрый инок. Слушать – mp3
• “Всадник” – православный аудио спектакль
• Поучительная сказка – Чудесная перчатка. Аудио – mp3
• Аудиосказка. Два брата. Слушать и читать!
• Сказка о Воробье и Ромашке. Аудио.
• Аудиоистория. Детям. ИванБогатырь и Царство Обмана – часть 1
• Сказка о белом медведе. Аудиоmp3
Сказания о святых
Аудиорассказ о святителе Николае. Слушать – mp3
Сказание о святой Александре Невском – аудио
Детство Сергия Радонежского. Аудио рассказ. Детям и взрослым.
Интернет ресурсы с аудиокнигами.
http://semyaivera.ru/audio-detyam/ Семья и вера.
http://www.razvlekis.info/tags/%C1%EE%F0%E8%F1+
%C6%E8%F2%EA%EE%E2/ Аудиокниги для Вас!
https://www.larec-skazok.ru/audioskazki-slushat-onlain-mp3 Ларец
сказок
31 https://azbyka.ru/audio/1/detyam/skazki . Православное аудио
Приложение №2
Виртуальные экскурсии по музеям России
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МУЗЕИ:
1. Экскурсия по Третьяковской галерее 1898 года.
http://www.150tretyakovgallery.ru/1898/
2. Виртуальная экскурсия по залам Третьяковской галереи (совместный
проект с "Гугл").
http://www.googleartproject.com/collection/thestatetretyakovgallery/
3. Экскурсия по залам Государственного Эрмитажа.
http://hermitagemuseum.org/html_Ru/08/hm88_0_0.html
4. Виртуальная экскурсия по Государственному Эрмитажу (совместный
проект с "Гугл").
http://www.googleartproject.com/collection/thestatehermitagemuseum/
5. Панорамы залов Красноярского художественного музея им. В. И.
Сурикова.
коллекция картин музея http://www.surikovmuseum.ru/taxonomy/term/1
6. Экскурсия по Виртуальному музею русского примитивного искусства.
http://www.museum.ru/museum/primitiv/exc_001.htm
МУЗЕИЗАПОВЕДНИКИ:
1. Виртуальный тур по Московскому Кремлю.
http://tours.kremlin.ru/#/ru&1_5
2. Виртуальный Петергоф. http://www.peterhofmuseum.ru/page.php?id=132
3. Панорамы острова Кижи. http://kizhi.karelia.ru/journey/#kizhi_panorama
4. Виртуальные панорамы Археологического музея Горгиппия.
http://www.anapacity.com/virtualnyepanoramy/arheologicheskiymuzey
gorgippiya.html
32 5. Экскурсия по Археологическому музеюзаповеднику Танаис.
http://pangorod.ru/maps/posmotretgorod/arheologicheskiimuzeizapovednik
tanais.html
6. Елабужский государственный историкоархитектурный и
художественный музейзаповедник.
http://elabuga.com/elabuga_tour/html/015.html
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ МУЗЕИ:
1. Виртуальные выставки Музея антропологии и этнографии имени Петра
Великого Российской академии наук (Кунсткамеры).
http://www.kunstkamera.ru/exhibitions/virtualnye_vystavki/
2. Виртуальные экскурсии Российского Этнографического музея.
http://www.ethnomuseum.ru/virtual_excursion.htm
ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ МУЗЕИ:
Справочные программы Государственного Дарвиновского музея.
http://www.darwin.museum.ru/_exposition/?dir=themes
ВОЕННЫЕ МУЗЕИ И ИСТОРИКОМЕМОРИАЛЬНЫЕ
КОМПЛЕКСЫ:
1. Виртуальный Мамаев курган.
http://www.volgograd.ru/mamayevkurgan/00_kurgan.pub
2. Виртуальный тур по Центральному музею Военновоздушных сил
России. http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/museums/vvs.htm
3. Экскурсия по флагману Тихоокеанского флота ракетному крейсеру
"Варяг". http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/museums/varyag.htm
4. Тур по музею ракетных войск стратегического назначения.
http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/museums/rvsn.htm
33 5. Мемориальный музейкабинет Маршала Советского Союза Г. К.
Жукова. http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/museums/Zhukov.htm
МУЗЕИ ТЕХНИКИ:
1. Виртуальный музей паровозов. http://rzd.ru/steams/index.html
2. Научнотехнический музей истории трактора.
http://trackmuseum.ru/ru/company/
3. Тур по космодрому "Плесецк". Подготовка и пуск ракетыносителя
"Союз2". http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/museums/soyz2.htm
ПОРТАЛ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ.
http://culture.ru/museums/
ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО РОССИИ (ЧАСТЬ 4)
http://www.liveinternet.ru/users/repman/post367608751/
Приложение №3
Сетевой проект « Человек и время»
34 Проект «Родословная»
Пр
Проект «Города России»
35
Подвижная газета «9 Мая» Свидетельства о публикациях, сертификаты, благодарности, грамоты.
36 37 38 39 Анкета « Ваше отношение к внеклассным мероприятиям и урокам с
применением компьютерных технологий»
40
Приложение №4 Расписание на день
Нравятся ли уроки с
применением
компьютера
Какие виды работ на
компьютере вам
нравятся
Почему они вам
нравятся
Русский язык
Литературное чтение
Математика
Иностранный
Окр. мир
Технология
ИЗО
Внеклассные
мероприятия
Да, очень
Нет
Иногда
Трудно, не нравится
Легко, нравится
Лучше с учителем
Работа в Интернете
Создание собственных
презентаций
Работа с обучающими
программами
Интересно
Лучше запоминается
Надо думать
на этих уроках учителя
применяют ИКТ
100%
83%
17%
50%
83%
33%
100%
16%
41
Исследовательский проект по теме «Включение ИКТ в духовно-нравственное воспитание»
Исследовательский проект по теме «Включение ИКТ в духовно-нравственное воспитание»
Исследовательский проект по теме «Включение ИКТ в духовно-нравственное воспитание»
Исследовательский проект по теме «Включение ИКТ в духовно-нравственное воспитание»
Исследовательский проект по теме «Включение ИКТ в духовно-нравственное воспитание»
Исследовательский проект по теме «Включение ИКТ в духовно-нравственное воспитание»
Исследовательский проект по теме «Включение ИКТ в духовно-нравственное воспитание»
Исследовательский проект по теме «Включение ИКТ в духовно-нравственное воспитание»
Исследовательский проект по теме «Включение ИКТ в духовно-нравственное воспитание»
Исследовательский проект по теме «Включение ИКТ в духовно-нравственное воспитание»
Исследовательский проект по теме «Включение ИКТ в духовно-нравственное воспитание»
Исследовательский проект по теме «Включение ИКТ в духовно-нравственное воспитание»
Исследовательский проект по теме «Включение ИКТ в духовно-нравственное воспитание»
Исследовательский проект по теме «Включение ИКТ в духовно-нравственное воспитание»
Исследовательский проект по теме «Включение ИКТ в духовно-нравственное воспитание»
Исследовательский проект по теме «Включение ИКТ в духовно-нравственное воспитание»
Исследовательский проект по теме «Включение ИКТ в духовно-нравственное воспитание»
Исследовательский проект по теме «Включение ИКТ в духовно-нравственное воспитание»
Исследовательский проект по теме «Включение ИКТ в духовно-нравственное воспитание»
Исследовательский проект по теме «Включение ИКТ в духовно-нравственное воспитание»
Исследовательский проект по теме «Включение ИКТ в духовно-нравственное воспитание»
Исследовательский проект по теме «Включение ИКТ в духовно-нравственное воспитание»
Исследовательский проект по теме «Включение ИКТ в духовно-нравственное воспитание»
Исследовательский проект по теме «Включение ИКТ в духовно-нравственное воспитание»
Исследовательский проект по теме «Включение ИКТ в духовно-нравственное воспитание»
Исследовательский проект по теме «Включение ИКТ в духовно-нравственное воспитание»
Исследовательский проект по теме «Включение ИКТ в духовно-нравственное воспитание»
Исследовательский проект по теме «Включение ИКТ в духовно-нравственное воспитание»
Исследовательский проект по теме «Включение ИКТ в духовно-нравственное воспитание»
Исследовательский проект по теме «Включение ИКТ в духовно-нравственное воспитание»
Исследовательский проект по теме «Включение ИКТ в духовно-нравственное воспитание»
Исследовательский проект по теме «Включение ИКТ в духовно-нравственное воспитание»
Исследовательский проект по теме «Включение ИКТ в духовно-нравственное воспитание»
Исследовательский проект по теме «Включение ИКТ в духовно-нравственное воспитание»
Исследовательский проект по теме «Включение ИКТ в духовно-нравственное воспитание»
Исследовательский проект по теме «Включение ИКТ в духовно-нравственное воспитание»
Исследовательский проект по теме «Включение ИКТ в духовно-нравственное воспитание»
Исследовательский проект по теме «Включение ИКТ в духовно-нравственное воспитание»
Исследовательский проект по теме «Включение ИКТ в духовно-нравственное воспитание»
Исследовательский проект по теме «Включение ИКТ в духовно-нравственное воспитание»
Исследовательский проект по теме «Включение ИКТ в духовно-нравственное воспитание»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.