Работа содержит материал исследования применения процентов в обычной жизни, при изучении математики, в банковском деле, торговле, медицине, других науках. При работе над проектом использовался личный опыт учеников, опрос, тестирование и другие виды сбора материала. Думаю, что работа будет полезна коллегам и учащимся.
VII Научнопрактическая конференция
«Виват, Россия!»
Секция естественноматематических наук
Проценты вокруг нас
исследовательская работа
Выполнил работу:
Цыу Даниил,
учащийся 6 класса
МОБУ Вышневолоцкого района Тверской области
Зеленогорская средняя общеобразовательная школа
Руководитель: Борцова Любовь Николаевна,
МОБУ «Зеленогорская СОШ», учитель математики
12017
Оглавление
1. Введение..……………………………………………………………..... 23 с
2. Основная часть...…………………………………………............... 411с
2.1. История возникновения процента..........…………… 4с
2.2. Понятие «процент»........…...…...………………… 5 с
2.3 Социологический опрос ……… 6 с
2.4. Виды задач на проценты и способы их решения………………...... 6 с
2.5. Процентные расчёты в разных сферах деятельности………….. 912с
3.Заключение……………………………………………………............... 13 с
24. Список литературы……………………...…...…...…............................ 14 с
1. Введение
В жизни важно обладать знаниями, но важнее уметь их применять. Одна из
главных задач математического образования обеспечение математической
грамотности школьников: готовность и способность решать жизненные задачи
с помощью математики.
Актуальность. «Проценты» одна из сложнейших тем математики. Значение
этой темы очень велико. Она затрагивает многие сферы нашей жизни:
финансовую, экономическую, социальную, интеллектуальную, личную,
демографическую и др. Изучение процентов продиктовано самой жизнью. Мы
ежедневно получаем информацию в процентах: магазин предоставляет скидку
на все товары на 20%, банк начисляет 5,1 % годовых, молоко содержит 3,2%
жира, материал содержит 60% хлопка и 40% полиэстера и т.д. Человек
должен уметь свободно просчитать предложения магазинов, различных
банков, кредитных отделов и выбирать наиболее выгодные. Текстовые задачи
на проценты включены в материалы итоговой аттестации за курс основной и
средней школ.
В прошлом году моя сестра сдавала экзамен по математике, т. к. заканчивала
9 классов. При подготовке к экзамену она пользовалась пособием
«Математика. Подготовка к ОГЭ 2016» под редакцией Ф. Ф. Лысенко. Из
любопытства я полистал книгу и обнаружил, что каждый тренировочный
вариант содержит задачу на проценты. Некоторые из них я включил в свою
исследовательскую работу.
Цель работы: расширение знаний о применении процентных вычислений в
различных сферах деятельности и жизни человека.
Задачи:
выяснить историю происхождения процентов;
рассмотреть основные типы задач на проценты;
раскрыть практическую значимость процентов;
показать широту применения процентных вычислений при решении задач из
разных сфер жизнедеятельности человека;
3провести статистическое исследование;
обобщить результаты работы.
Методы исследования:
1. теоретический анализ научной и учебной литературы, поиск необходимой
информации в сети Интернет, систематизация полученной информации,
обобщение выводов;
2. практический метод: решение различных задач на проценты, в том числе из
сборников ОГЭ, представление результатов исследований в виде таблиц;
3. опроснодиагностический метод.
42. Основная часть
2.1. История возникновения процента
Слово «процент» произошло от латинского слова «pro centum» и означает
буквально «за сотню» или «со ста».
Процентами очень удобно пользоваться на практике, так как они выражают
части целых чисел в одних и тех же сотых долях. Это дает возможность
упрощать расчеты и легко сравнивать части между собой и с целыми. Идея
выражения частей целого постоянно в одних и тех же долях, вызванная
практическими соображениями, родилась еще в древности у вавилонян,
которые пользовались шестидесятеричными дробями. Уже в клинописных
таблицах вавилонян содержатся задачи на расчет процентов. До нас дошли
составленные вавилонянами таблицы процентов, которые позволяли быстро
определить сумму процентных денег. Были известны проценты и в Индии.
Индийские математики вычисляли проценты, применив так называемое
тройное правило, то есть, пользуясь пропорцией. Они умели производить и
более сложные вычисления с применением процентов. Денежные расчеты с
процентами были особенно распространены в Древнем Риме. Римляне
называли процентами деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую
сотню. Даже римский сенат вынужден был установить максимально
допустимый процент, взимаемый с должника, так как некоторые заимодавцы
усердствовали в получении процентных денег. От римлян проценты перешли к
другим народам.
В средние века в Европе в связи с широким развитием торговли особо много
внимания обращали на умение вычислять проценты. В то время приходилось
рассчитывать не только проценты, но и проценты с процентов, то есть
сложные проценты (так их называют в наше время). Отдельные конторы и
предприятия для облегчения труда при вычислениях процентов
разрабатывали свои особые таблицы, которые составляли коммерческую
тайну фирмы.
5Впервые опубликовал таблицы для расчета процентов в 1584 году Симон
Стевин – инженер из города Брюгге (Нидерланды). Он известен
замечательным разнообразием научных открытий.
2.2. Что такое процент?
Долгое время под процентами понимались исключительно прибыль и убыток
на каждые 100 рублей. Они применялись только в торговых и денежных
сделках. Затем область их применения расширилась, теперь проценты
встречаются в хозяйственных и финансовых расчетах, статистике, науке и
технике.
Употребление термина «процент» в качестве нормы русского языка
начинается с конца XVIII века. Об этом свидетельствует сравнительный
анализ текстов двух фундаментальных учебников по математике Ефима
Войтеховского (первое издание 1795 года) и Т.Ф. Осиповского (первое
издание 1802 года). В обоих учебниках имеется по несколько задач «на
проценты по вкладу», но Е. Войтеховский оперирует исключительно сотыми
долями, тогда как Т.Ф. Осиповский уже употребляет термин «процент». Знак
« %» происходит, как полагают, от итальянского слова «cento» (сто), которое
в процентных расчетах часто писалось сокращенно «cto». Путем дальнейшего
упрощения в скорописи буквы t превратилась в наклонную черту (/) и возник
современный символ для обозначения процента.
Существует и другая версия возникновения этого знака. В 1685 году в Париже
была опубликована книга – руководство по коммерческой арифметике, где
наборщик по ошибке вместо «cto» напечатал «%».
Нынче процент – это сотая доля целого, принимаемого за единицу. Например,
1% зарплаты – это сотая часть зарплаты; подоходный налог с зарплаты
берется в размере 13%, то есть 13 сотых от зарплаты; 3,5% жира в молоке
означает, что 3,5 сотых массы продукта составляет жир или, другими
словами, в каждых 100 граммах этого продукта содержится 3,5 грамма жира.
Проценты тесно связаны с обыкновенными и десятичными дробями.
В повседневной жизни нужно знать о числовой связи дробей и процентов,
поэтому стоит запомнить несколько простых равенств. Так, половина — 50%,
6четверть — 25%, три четверти — 75%, одна пятая — 20%, три пятых — 60%,
а один – 100%.
Знание наизусть соотношений из таблицы облегчит решение многих задач.
2.3. Социологический опрос
Я решил провести опрос жителей нашего поселка, учеников школы, родителей
с целью выяснения, знают ли они определение процента и где они его
применяют.
Было опрошено 20 человек, возраст которых от 10 лет и старше.
Получены следующие результаты:
Знаете ли вы, что
такое процент?
да – 13 (65%)
нет 7 (35%)
Используете ли
их в своей жизни?
да – 20 (100%)
Где применяете проценты?
на уроках 9 (45 %)
в магазине, аптеке – 18 (90%)
в банке – 12(60%)
в быту –7 (35%)
Вывод: большинство опрошенных знает, что такое проценты и широко
использует в различных сферах своей жизни.
2.4. Виды задач на проценты и способы их решения.
Основные задачи на проценты можно разделить на три группы:
1) Нахождение процентов от числа.
Чтобы найти проценты от числа, нужно:
1) представить проценты в виде дроби (десятичной или обыкновенной); 2)
умножить число на эту дробь.
7Задача: Плата за телефон составляет 400 рублей в месяц. В следующем году
она увеличится на 9% На сколько рублей повысится плата в следующем году?
Решение: 9% = 0,09; 400 ∙ 0,09 = 36 (р.) повысится плата за телефон в
следующем году .
Ответ: на 36 рублей.
2) Нахождение числа по его процентам.
Чтобы найти число по его процентам, нужно: 1) представить проценты в виде
дроби (десятичной или обыкновенной); 2) разделить значение процентов на
эту дробь.
Задача: Вес Вани равен 45 кг и составляет 90% от среднего веса мальчиков
того же возраста, что и Ваня. Какой средний вес мальчиков Ваниного
возраста?
Решение: 90% = 0,9; 45 : 0,9 = 50 (кг) средний вес мальчиков .
Ответ: 50 кг
3) Нахождение процентного отношения чисел. Чтобы найти процентное
отношение двух чисел, надо:
1. найти отношение этих чисел, т. е. одно число разделить на другое; 2.
результат умножить на 100 и дописать знак процента.
Задача: Поступивший в продажу в сентябре мобильный телефон стоил 2400
рублей. В октябре он стал стоить 1320 рублей. Сколько процентов составляет
новая цена от первоначальной? [5,94] Решение: 1) 1320 : 2400 = 0,55 = 55%
составляет новая цена от первоначальной?
Ответ: 55%
Задачи, связанные с банковскими расчетами решаются с помощью сложных
процентов. Я хотел бы в будущем разобраться с их решением, так как сегодня
мне не хватает знаний.
Решение задач на проценты составлением пропорции.
8При решении задач на проценты некоторая величина b принимается за 100%, а
ее часть – величина a – принимается за x % и составляется пропорция:
= Из пропорции по двум известным величинам определяют неизвестную
третью величину, пользуясь правилами нахождения неизвестного крайнего
(среднего) члена пропорции.
Задача . В парке растёт 36 берёз. Сколько всего деревьев в парке, если клёны
составляют 52%?
Решение: Берёзы составляют 100% 52% = 48% всех деревьев. Берёзы: 36 д.
48% Все деревья: х д. 100%
Составляем пропорцию: х = = 75
Ответ: 75 деревьев.
Решение задач на проценты алгебраическим методом.
Задача. Одна из сторон прямоугольника на 42% больше другой, его площадь
равна 568 см2. Найдите меньшую из сторон прямоугольника.
Решение: Пусть х см – меньшая сторона прямоугольника, тогда большая
сторона 1,42 х см. Площадь прямоугольника равна 568 см2. Составим и
решим уравнение:
х ∙ 1,42 х = 568,
1,42х2 = 568,
х2 = 400, х1 = 20 и х2 = 20, 20 не удовлетворяет условию задачи.
Ответ: Меньшая сторона прямоугольника равна 20 см.
2.5. Проценты в повседневной жизни
Можно и нужно для задач
брать примеры из окружающей жизни.
Н.К. Крупская
9Проценты широко применяются в повседневной жизни. Я показал это на
следующих задачах.
Бюджет семьи
В начале своей исследовательской работы я изучил много различной
литературы о процентах. Меня заинтересовала информация о бюджете семьи:
чтобы достичь финансового успеха, необходимо разделить общий доход
семьи на три части:
50% на нужды семьи (продукты, платежи, транспорт и т. п.)
30% на желанные вещи (хобби, путешествия, походы в кино, театр и др.)
20% на сбережения.
Сначала откладываем 20%, а потом тратим на всё остальное.
Рассчитаю бюджет нашей семьи, доход которой составляет 15000 + 7400 =
22400 рублей.
На сбережения
20%
22400 • 0,2 = 4480
На необходимые вещи
50%
22400 • 0,5 = 11200
На желанные вещи
30%
22400 • 0,3 = 6720
Вывод: На практике получается совсем другой расклад бюджета: на желанные
вещи, да и на сбережения не всегда остаётся указанное количество денег, т. к.
постоянно происходит повышение цен на продукты питания, одежду и другие
услуги.
Задача по вкладу.
10Вкладчик положил на счет в банке 5000 р. Сбербанк начисляет на срочный
вклад 9% годовых. Какая сумма будет на счету вкладчика через год?
Решение: 9% = 0,09; 5 000 • 0,09 = 450 р., то через год на счету вкладчика
будет 5000 + 450 = 5450 (р.).
Ответ: 5450 руб.
Здравоохранение.
Задача. Известно, что в среднем 80% курящих страдают заболеванием легких.
Найдите количество больных, если в исследовании приняло участие 500
курящих человек.
Решение: 80% = 0,8; 500 • 0,8 = 400 (ч.)
Вывод: 400 человек из 500 курящих страдают заболеванием легких!
Распродажа.
Задача. Зонт стоил 360 р. В ноябре цена зонта была снижена на 15 %, а в
декабре еще на 10 %. Какой стала стоимость зонта в декабре?
Решение. Стоимость зонта в ноябре составляла 85 % от 360 р.
360 • 0,85 = 306 (р).
Второе снижение цены происходило по отношению к новой цене зонта, теперь
следует искать 90 % от 306 р.
306 • 0,9 = 275,4 (р.).
Ответ: 275 рублей 40 копеек.
Задача на растворы.
В прошлом году моя сестра закончила 9 классов и сдавала экзамен по
математике. К экзамену она готовится по книге «Математика. Подготовка к
ОГЭ 2016» под редакцией Ф. Ф. Лысенко. Из любопытства я полистал книгу
и обнаружил, что в тренировочные варианты включены задачи на проценты.
Вот одна из них.
11В сборнике «Типовые тестовые задания 2016» я обнаружил задачи на
растворы. Для меня эти задачи самые сложные.
К 120 г раствора, содержащего 80% соли, добавили 480 г раствора,
содержащего 20 % той же соли. Сколько процентов соли содержится в
получившемся растворе? [4,78]
Решение: 1) 80% = 0,8; 120 • 0,8 = 96(г) соли в 80% растворе;
2) 20% = 0,2; 480 • 0,2=96(г) соли во 20% растворе;
3) 96 + 96 = 192 (г) соли
4) 120+480 = 600 (г) жидкости (растворителя).
5) 192 : 600 = 0,32 = 32% соли содержится в получившемся растворе.
Ответ: 32%.
Задачи данного типа решают и на уроках химии. Значит, решая такие задачи
на уроках математики, мы изучаем химию уже в 6 классе.
Задачи с процентами из литературы.
Эта задача не осталась без моего внимания: В романе М. Е. Салтыкова
Щедрина « Господа Головлевы» сын Порфирия Владимировича Петя
проиграл в карты казенные 3000 рублей и попросил у бабушки эти деньги
взаймы. Он говорил: « Я бы хороший процент дал. Пять процентов в месяц».
Подсчитайте, сколько денег готов вернуть Петя через год. Согласилась ли
бабушка на его условия.
Решение: 5% в месяц, значит, 60% в год. 60% = 0,6
3000 • 0,6 + 3000 = 4800 (руб) Петя вернул бы бабушке через год.
Предложение заманчивое за год получить прибавку в 1800 руб, но игроки –
ненадёжные люди. Думаю, бабушка не согласится на условия Пети.
Ответ: 4800 рублей.
123. Заключение
В ходе своего исследования я пришёл к выводу, что проценты помогают нам:
грамотно разбираться в большом потоке информации;
правильно вкладывать деньги;
совершать выгодные покупки, экономя на скидках;
грамотно брать кредиты, выбирая более выгодный вариант;
решать математические задачи.
Проценты творят чудеса. Зная их, бедный может стать богатым, обманутый
вчера в торговой сделке покупатель сегодня обоснованно требует процент
торговой скидки. Вкладчик сбережений учится жить на проценты, грамотно
размещая деньги в прибыльное дело.
Трудно назвать область, где бы ни применялись проценты. В своей работе я
показал применение понятия «процент» при решении реальных задач только
из некоторых сфер жизнедеятельности человека (торговля, здравоохранение,
литература, химия, быт и др.).
Применение в жизни процентных расчетов полностью рассмотреть очень
сложно, так как проценты применяются во всех сферах жизнедеятельности
человека. Данная тема оставляет широкое поле для дальнейших
исследований.
134. Литература:
Виленкин Н.Я. и др. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных
учреждений. М, 2010г.
Виленкин Н.Я. и др. Математика: Учебник для 6 класса общеобразовательных
учреждений. М, 2011г.
Математика. 9й класс. Подготовка к ОГЭ – 2016. 40 тренировочных
вариантов по демоверсии на 2016год: учебнометодическое пособие / Под ред.
Лысенко и др. – Ростов на Дону: Легион, 2015.
ОГЭ 2016. Математика. 9 класс. 3 модуля. 30 вариантов типовых тестовых
заданий / Высоцкий И.Р. и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2016.
Минаева С.С., Дроби и проценты. 5 – 7 классы /С.С. Минаева. – М.:
Издательство «Экзамен», 2012. – 125 с.
Шевкин А.В., Текстовые задачи по математике: 5 – 6. – М.: ИЛЕКСА, 2011. –
14