Исследовательский проект "Проценты вокруг нас"
Оценка 4.8

Исследовательский проект "Проценты вокруг нас"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
математика
6 кл
13.02.2018
Исследовательский проект  "Проценты вокруг нас"
Работа содержит материал исследования применения процентов в обычной жизни, при изучении математики, в банковском деле, торговле, медицине, других науках. При работе над проектом использовался личный опыт учеников, опрос, тестирование и другие виды сбора материала. Думаю, что работа будет полезна коллегам и учащимся.
Исследовательский проек Проценты вокруг нас.docx
VII Научно­практическая конференция «Виват, Россия!» Секция естественно­математических наук Проценты вокруг нас исследовательская работа Выполнил работу: Цыу Даниил,  учащийся 6 класса  МОБУ Вышневолоцкого района Тверской области  Зеленогорская средняя общеобразовательная школа Руководитель: Борцова Любовь Николаевна,  МОБУ «Зеленогорская СОШ», учитель математики  1 2017 Оглавление 1. Введение..…………………………………………………………….....  2­3 с 2. Основная часть...…………………………………………...............         4­11с 2.1. История возникновения процента..........……………                           4с 2.2. Понятие «процент»........…...…...…………………                                5 с 2.3 Социологический опрос   ………                                              6 с 2.4. Виды задач на проценты и способы их решения………………......  6­ с  2.5. Процентные расчёты в разных сферах деятельности…………..     9­12с 3.Заключение……………………………………………………...............  13 с 2 4. Список литературы……………………...…...…...…............................ 14 с                                                           1. Введение В жизни важно обладать знаниями, но важнее уметь их применять. Одна из главных задач математического образования ­ обеспечение математической грамотности школьников: готовность и способность решать жизненные задачи с помощью математики. Актуальность. «Проценты» ­ одна из сложнейших тем математики. Значение этой   темы   очень   велико.   Она   затрагивает   многие   сферы   нашей   жизни: финансовую,   экономическую,   социальную,   интеллектуальную,   личную, демографическую и др. Изучение процентов продиктовано самой жизнью. Мы ежедневно получаем информацию в процентах: магазин предоставляет скидку на все товары на 20%, банк начисляет 5,1 % годовых, молоко содержит 3,2% жира,   материал   содержит   60%   хлопка   и   40%   полиэстера   и   т.д.   Человек должен   уметь   свободно   просчитать   предложения   магазинов,   различных банков, кредитных отделов и выбирать наиболее выгодные. Текстовые задачи на проценты включены в материалы итоговой аттестации за курс основной и средней школ.  В прошлом году моя сестра сдавала экзамен по математике, т. к. заканчивала 9   классов.   При   подготовке   к   экзамену   она   пользовалась   пособием «Математика. Подготовка к ОГЭ ­ 2016» под редакцией Ф. Ф. Лысенко. Из любопытства   я   полистал   книгу   и   обнаружил,   что   каждый   тренировочный вариант содержит задачу на проценты. Некоторые из них я включил в свою исследовательскую работу. Цель   работы:   расширение   знаний   о   применении   процентных   вычислений   в различных сферах деятельности и жизни человека.  Задачи: выяснить историю происхождения процентов; рассмотреть основные типы задач на проценты; раскрыть практическую значимость процентов; показать широту применения процентных вычислений при решении задач из разных сфер жизнедеятельности человека; 3 провести статистическое исследование; обобщить результаты работы. Методы исследования:  1. теоретический анализ научной и учебной литературы, поиск необходимой информации   в   сети   Интернет,   систематизация   полученной   информации, обобщение выводов; 2. практический метод: решение различных задач на проценты, в том числе из сборников ОГЭ, представление результатов исследований в виде таблиц; 3. опросно­диагностический метод.   4 2. Основная часть 2.1. История возникновения процента   Слово «процент» произошло от латинского слова «pro centum» и означает буквально «за сотню» или «со ста». Процентами очень удобно пользоваться на практике, так как они выражают части   целых   чисел  в   одних   и   тех   же   сотых   долях.  Это   дает   возможность упрощать расчеты и легко сравнивать части между собой и с целыми. Идея выражения   частей   целого   постоянно   в   одних   и   тех   же   долях,   вызванная практическими   соображениями,   родилась   еще   в   древности   у   вавилонян, которые   пользовались   шестидесятеричными   дробями.   Уже   в   клинописных таблицах вавилонян содержатся задачи на расчет процентов. До нас дошли составленные вавилонянами таблицы процентов, которые позволяли быстро определить сумму процентных денег. Были известны проценты и в Индии. Индийские   математики   вычисляли   проценты,   применив   так   называемое тройное правило, то есть, пользуясь пропорцией. Они умели производить и более сложные вычисления с применением процентов. Денежные расчеты с процентами   были   особенно   распространены   в   Древнем   Риме.   Римляне называли процентами деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую сотню.   Даже   римский   сенат   вынужден   был   установить   максимально допустимый процент, взимаемый с должника, так как некоторые заимодавцы усердствовали в получении процентных денег. От римлян проценты перешли к другим народам. В средние века в Европе в связи с широким развитием торговли особо много внимания обращали на умение вычислять проценты. В то время приходилось рассчитывать   не   только   проценты,   но   и   проценты   с   процентов,   то   есть сложные проценты (так их называют в наше время). Отдельные конторы и предприятия   для   облегчения   труда   при   вычислениях   процентов разрабатывали   свои   особые   таблицы,   которые   составляли     коммерческую тайну фирмы. 5 Впервые опубликовал таблицы для расчета процентов в   1584 году Симон Стевин   –   инженер   из   города   Брюгге   (Нидерланды).   Он   известен замечательным разнообразием научных открытий.   2.2. Что такое процент? Долгое время под процентами понимались исключительно прибыль и убыток на   каждые   100   рублей.   Они   применялись   только   в   торговых   и   денежных сделках.   Затем   область   их   применения   расширилась,   теперь   проценты встречаются  в хозяйственных   и  финансовых  расчетах, статистике, науке  и технике. Употребление   термина   «процент»   в   качестве   нормы   русского   языка начинается   с   конца   XVIII   века.   Об   этом   свидетельствует   сравнительный анализ   текстов   двух   фундаментальных   учебников   по   математике   Ефима Войтеховского   (первое   издание   1795   года)   и   Т.Ф.   Осиповского   (первое издание   1802   года).   В   обоих   учебниках   имеется   по   несколько   задач   «на проценты по вкладу», но Е. Войтеховский оперирует исключительно сотыми долями, тогда как Т.Ф. Осиповский уже употребляет термин «процент». Знак « %» происходит, как полагают, от итальянского слова «cento» (сто), которое в процентных расчетах часто писалось сокращенно «cto». Путем дальнейшего упрощения в скорописи буквы t превратилась в наклонную черту (/) и возник современный символ для обозначения процента. Существует и другая версия возникновения этого знака. В 1685 году в Париже была опубликована книга – руководство по коммерческой арифметике, где наборщик по ошибке вместо «cto» напечатал «%». Нынче процент – это сотая доля целого, принимаемого за единицу. Например, 1%   зарплаты   –   это   сотая   часть   зарплаты;   подоходный   налог   с   зарплаты берется в размере 13%, то есть 13 сотых от зарплаты; 3,5% жира в молоке означает,   что   3,5   сотых   массы   продукта   составляет   жир   или,   другими словами, в каждых 100 граммах этого продукта содержится 3,5 грамма жира. Проценты тесно связаны с обыкновенными и десятичными дробями. В повседневной  жизни нужно знать о числовой связи дробей и процентов, поэтому стоит запомнить несколько простых равенств. Так, половина — 50%, 6 четверть — 25%, три четверти — 75%, одна пятая — 20%, три пятых — 60%, а один – 100%. Знание наизусть соотношений из таблицы облегчит решение многих задач.  2.3. Социологический опрос Я решил провести опрос жителей нашего поселка, учеников школы, родителей с   целью   выяснения,   знают   ли   они   определение   процента   и   где   они   его применяют.  Было опрошено 20 человек, возраст которых от 10 лет и старше.  Получены следующие результаты: Знаете ли вы, что такое процент? да – 13 (65%) нет ­7 (35%)   Используете   ли их в своей жизни? да – 20 (100%) Где применяете проценты? на уроках ­  9 (45 %)  в магазине, аптеке – 18 (90%) в банке – 12(60%) в быту –7  (35%)   Вывод:   большинство   опрошенных   знает,   что     такое   проценты   и   широко использует в различных сферах своей жизни.   2.4. Виды задач на проценты и способы их решения. Основные задачи на проценты можно разделить на три группы: 1) Нахождение процентов от числа.  Чтобы найти проценты от числа, нужно: 1) представить  проценты в виде дроби (десятичной  или обыкновенной); 2) умножить число на эту дробь. 7 Задача: Плата за телефон составляет 400 рублей в месяц. В следующем году она увеличится на 9% На сколько рублей повысится плата в следующем году?   Решение:  9%  =  0,09;   400  ∙  0,09  =   36  (р.)   повысится   плата   за   телефон   в следующем году . Ответ: на 36 рублей.  2) Нахождение числа по его процентам.  Чтобы найти число по его процентам, нужно: 1) представить проценты в виде дроби (десятичной или обыкновенной); 2) разделить значение процентов на эту дробь.  Задача: Вес Вани равен 45 кг и составляет 90% от среднего веса мальчиков того   же   возраста,   что   и   Ваня.   Какой   средний   вес   мальчиков   Ваниного возраста?  Решение: 90% = 0,9; 45 : 0,9 = 50 (кг) средний вес мальчиков . Ответ: 50 кг   3)   Нахождение   процентного   отношения   чисел.   Чтобы   найти   процентное отношение двух чисел, надо:  1.   найти   отношение   этих   чисел,   т.   е.   одно   число   разделить   на   другое;   2. результат умножить на 100 и дописать знак процента.  Задача: Поступивший в продажу в сентябре мобильный телефон стоил 2400 рублей. В октябре он стал стоить 1320 рублей. Сколько процентов составляет новая цена от первоначальной? [5,94]  Решение: 1) 1320 : 2400 = 0,55 = 55% составляет новая цена от первоначальной? Ответ: 55% Задачи, связанные с банковскими расчетами решаются с помощью сложных процентов. Я хотел бы в будущем разобраться с их решением, так как сегодня мне не хватает знаний.   Решение задач на проценты составлением пропорции. 8 При решении задач на проценты некоторая величина b принимается за 100%, а ее часть – величина a – принимается за x % и составляется пропорция:    =   Из пропорции по двум известным величинам определяют неизвестную третью   величину,   пользуясь   правилами   нахождения   неизвестного   крайнего (среднего) члена пропорции.   Задача . В парке растёт 36 берёз. Сколько всего деревьев в парке, если клёны составляют 52%?  Решение: Берёзы составляют 100% ­ 52% = 48% всех деревьев. Берёзы: 36 д. ­ 48% Все деревья: х д. ­ 100%  Составляем пропорцию:    х =  = 75  Ответ: 75 деревьев.  Решение задач на проценты алгебраическим методом.  Задача. Одна из сторон прямоугольника на 42% больше другой, его площадь равна 568 см2. Найдите меньшую из сторон прямоугольника.  Решение:   Пусть   х   см   –   меньшая   сторона   прямоугольника,   тогда   большая сторона ­ 1,42 х см. Площадь прямоугольника равна 568 см2. Составим и решим уравнение:  х ∙ 1,42 х = 568,  1,42х2 = 568,  х2 = 400, х1 = 20 и х2 = ­ 20, ­20 не удовлетворяет условию задачи.  Ответ: Меньшая сторона прямоугольника равна 20 см.   2.5. Проценты в повседневной жизни  Можно и нужно для задач брать примеры из окружающей жизни. Н.К. Крупская 9 Проценты   широко   применяются   в  повседневной   жизни.  Я   показал   это   на следующих задачах. Бюджет семьи В   начале   своей   исследовательской   работы   я   изучил   много   различной литературы о процентах. Меня заинтересовала информация о бюджете семьи: чтобы   достичь   финансового   успеха,   необходимо   разделить   общий   доход семьи на три части: 50% ­ на нужды семьи (продукты, платежи, транспорт и т. п.) 30% ­ на желанные вещи (хобби, путешествия, походы в кино, театр и др.) 20% ­ на сбережения. Сначала откладываем 20%, а потом тратим на всё остальное. Рассчитаю бюджет нашей семьи, доход которой составляет 15000 + 7400 = 22400 рублей. На сбережения 20% 22400 • 0,2 = 4480 На необходимые вещи 50% 22400 • 0,5 = 11200 На желанные вещи 30% 22400 • 0,3 = 6720 Вывод: На практике получается совсем другой расклад бюджета: на желанные вещи, да и на сбережения не всегда остаётся указанное количество денег, т. к. постоянно происходит повышение цен на продукты питания, одежду и другие услуги.  Задача по вкладу. 10 Вкладчик положил на счет в банке 5000 р. Сбербанк начисляет на срочный вклад 9% годовых. Какая сумма будет на счету вкладчика через год?  Решение: 9% = 0,09; 5 000 • 0,09 = 450 р., то через год на счету вкладчика будет 5000 + 450 = 5450 (р.). Ответ: 5450 руб.  Здравоохранение.  Задача. Известно, что в среднем 80% курящих страдают заболеванием легких. Найдите   количество   больных,   если   в   исследовании   приняло   участие   500 курящих человек. Решение: 80% = 0,8; 500 • 0,8 = 400 (ч.) Вывод: 400 человек из 500 курящих страдают заболеванием легких!  Распродажа. Задача. Зонт стоил 360 р. В ноябре цена зонта была снижена на 15 %, а в декабре еще на 10 %. Какой стала стоимость зонта в декабре? Решение. Стоимость зонта в ноябре составляла 85 % от 360 р. 360 • 0,85 = 306 (р). Второе снижение цены происходило по отношению к новой цене зонта, теперь следует искать 90 % от 306 р. 306 • 0,9 = 275,4 (р.). Ответ: 275 рублей 40 копеек.  Задача на растворы. В   прошлом   году   моя   сестра   закончила   9   классов   и   сдавала   экзамен   по математике. К экзамену она готовится по книге «Математика. Подготовка к ОГЭ ­ 2016» под редакцией Ф. Ф. Лысенко. Из любопытства я полистал книгу и обнаружил, что в тренировочные варианты включены задачи на проценты. Вот одна из них. 11 В   сборнике   «Типовые   тестовые   задания   2016»   я   обнаружил   задачи   на растворы. Для меня эти задачи самые сложные. К   120   г   раствора,   содержащего   80%   соли,   добавили   480   г   раствора, содержащего   20   %   той   же   соли.   Сколько   процентов   соли   содержится   в получившемся растворе? [4,78]  Решение: 1) 80% = 0,8; 120 • 0,8 = 96(г) соли в 80% растворе; 2) 20% = 0,2; 480 • 0,2=96(г) соли во 20% растворе; 3) 96 + 96 = 192 (г) соли 4) 120+480 = 600 (г) жидкости (растворителя). 5) 192 : 600 = 0,32 = 32% соли содержится в получившемся растворе. Ответ: 32%.  Задачи данного типа решают и на уроках химии. Значит, решая такие задачи на уроках математики, мы изучаем химию уже в 6 классе.  Задачи с процентами из литературы.  Эта   задача   не  осталась   без   моего   внимания:   В   романе   М.  Е.  Салтыкова  ­ Щедрина   «   Господа   Головлевы»   сын   Порфирия   Владимировича   Петя проиграл в карты казенные 3000 рублей и попросил у бабушки эти деньги взаймы. Он говорил: « Я бы хороший процент дал. Пять процентов в месяц». Подсчитайте, сколько денег готов вернуть Петя через год. Согласилась ли бабушка на его условия. Решение: 5% в месяц, значит, 60% в год. 60% = 0,6 3000 • 0,6 + 3000 = 4800 (руб) Петя вернул бы бабушке через год. Предложение заманчивое за год получить прибавку в 1800 руб, но игроки – ненадёжные люди. Думаю, бабушка не согласится на условия Пети. Ответ: 4800 рублей.   12 3. Заключение  В ходе своего исследования я пришёл к выводу, что проценты помогают нам: грамотно разбираться в большом потоке информации; правильно вкладывать деньги; совершать выгодные покупки, экономя на скидках; грамотно брать кредиты, выбирая более выгодный вариант; решать математические задачи.  Проценты творят чудеса. Зная их, бедный может стать богатым, обманутый вчера в торговой сделке покупатель сегодня обоснованно требует процент торговой скидки. Вкладчик сбережений учится жить на проценты, грамотно размещая деньги в прибыльное дело. Трудно назвать область, где бы ни применялись проценты. В своей работе я показал применение понятия «процент» при решении реальных задач только из некоторых сфер жизнедеятельности человека (торговля, здравоохранение, литература, химия, быт и др.). Применение   в   жизни   процентных   расчетов   полностью   рассмотреть   очень сложно, так как проценты применяются во всех сферах жизнедеятельности человека.   Данная   тема   оставляет   широкое   поле   для   дальнейших исследований. 13 4. Литература: Виленкин Н.Я. и др. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М, 2010г. Виленкин Н.Я. и др. Математика: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М, 2011г. Математика.   9­й   класс.   Подготовка   к   ОГЭ   –   2016.   40   тренировочных вариантов по демоверсии на 2016год: учебно­методическое пособие / Под ред. Лысенко и др. – Ростов на Дону: Легион, 2015. ОГЭ 2016. Математика. 9 класс. 3 модуля. 30 вариантов типовых тестовых заданий / Высоцкий И.Р. и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2016. Минаева   С.С.,   Дроби   и   проценты.   5   –   7   классы   /С.С.   Минаева.   –   М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 125 с. Шевкин А.В., Текстовые задачи по математике: 5 – 6. – М.: ИЛЕКСА, 2011. – 14

Исследовательский проект "Проценты вокруг нас"

Исследовательский проект  "Проценты вокруг нас"

Исследовательский проект "Проценты вокруг нас"

Исследовательский проект  "Проценты вокруг нас"

Исследовательский проект "Проценты вокруг нас"

Исследовательский проект  "Проценты вокруг нас"

Исследовательский проект "Проценты вокруг нас"

Исследовательский проект  "Проценты вокруг нас"

Исследовательский проект "Проценты вокруг нас"

Исследовательский проект  "Проценты вокруг нас"

Исследовательский проект "Проценты вокруг нас"

Исследовательский проект  "Проценты вокруг нас"

Исследовательский проект "Проценты вокруг нас"

Исследовательский проект  "Проценты вокруг нас"

Исследовательский проект "Проценты вокруг нас"

Исследовательский проект  "Проценты вокруг нас"

Исследовательский проект "Проценты вокруг нас"

Исследовательский проект  "Проценты вокруг нас"

Исследовательский проект "Проценты вокруг нас"

Исследовательский проект  "Проценты вокруг нас"

Исследовательский проект "Проценты вокруг нас"

Исследовательский проект  "Проценты вокруг нас"

Исследовательский проект "Проценты вокруг нас"

Исследовательский проект  "Проценты вокруг нас"

Исследовательский проект "Проценты вокруг нас"

Исследовательский проект  "Проценты вокруг нас"

Исследовательский проект "Проценты вокруг нас"

Исследовательский проект  "Проценты вокруг нас"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2018