Исследовательский проект "Сезонные музыкальные инструменты"

  • Исследовательские работы
  • doc
  • 02.08.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В работе рассказывается о результатах экспедиции по Сямозерью с целью изучения и сохранения забытых детских музыкальных инструментов родного края. Ни один праздник в нашем классе не проходит без музыкального сопровождения. Интересно, что большая группа детей класса занимается в музыкальной школе, в ансамбле «Веретёнце». Поэтому свои творческие задатки, навыки и практику музицирования они с удовольствие представляют всеобщему вниманию. Наш номер весенней зарисовки на деревенскую тему включал в себя звуки природы. Для этого в своём выступлении мы использовали свистки из глины, манки, погремушки из бересты, полиэтиленовую пленку. Нам стало интересно, как появились эти инструменты в нашем ансамбле. Мы выдвинули гипотезу, которая состоит в предположении, что даже в наши дни возможно не только сохранение народных музыкальных инструментов, но и их создание.
Иконка файла материала Сезонные музыкальные инструменты - копия - копия.doc
Гуманитарные науки Межпредметная СЕЗОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ Зайцева Вероника Олеговна, Киру Софья Сергеевна, МКОУ «Эссойльская СОШ», 4 «а» класс, п.Эссойла Руководители:  Гаврилова Марина Павловна, учитель начальных классов МКОУ «Эссойльская СОШ», Зайцева Мария Сергеевна, преподаватель  МКУ ДО "Национальная школа искусств Пряжинского района"e­mail: animal19782009@ya.ru; тел.+7(931) 7013098 2 Пряжа 2016 Ни один праздник в нашем классе не проходит без музыкального сопровождения. Интересно,   что   большая   группа   детей   класса   занимается   в   музыкальной   школе,   в ансамбле   «Веретёнце».   Поэтому   свои   творческие   задатки,   навыки   и   практику музицирования   они  с удовольствие  представляют  всеобщему  вниманию.  Наш номер весенней зарисовки на деревенскую тему включал в себя звуки  природы. Для этого в своём выступлении мы использовали свистки из глины, манки, погремушки из бересты, полиэтиленовую пленку. Нам стало интересно, как появились эти инструменты в нашем ансамбле. Мы выдвинули гипотезу, которая состоит в предположении, что даже в наши дни возможно не только сохранение народных музыкальных инструментов, но и их создание. Объект исследования: звукоподражающие инструменты  Предмет исследования: аэрофоны Цель работы: познакомиться с забытыми звукоподражающими  инструментами Сямозерья. Задачи: 1. 2. 3. Методы   исследования:   опрос,   собеседование,   фотографирование,   обобщение, Организовать  анкетирование и проанализировать его; Провести фольклорную экспедицию; Зафиксировать и оформить результаты исследования. сбор информации. Мы  считаем, что тема нашей работы является актуальной на сегодняшний день, так   как   в   настоящее   время   у   современных   детей   исчезает   интерес   к   народным музыкальным инструментам. Мы хотим привлечь учащихся к изучению и сохранению народной культуры родного края в современных условиях. Проведя опрос учащихся Эссойльской школы, мы выяснили(см.Приложение), что большинство (59%) затрудняются назвать детские народные музыкальные инструменты. Лишь   14%   опрошенных   пробовали   делать   музыкальную   игрушку   из   природного материала. У 9% есть знакомые, которые могут изготовить народный инструмент.  Так   возникла   идея  найти   людей­исполнителей,   которые   поделятся   опытом создания таких игрушек.  Мы начинали свой маршрут с п. Эссойла. На одном из выступлений в ДК посёлка мы увидели женщину, которая изображала свист соловья.  Так   мы   познакомились   с    Людмилой   Ивановной   Кузнецовой1  (1961   г.   р.), проживающей  здесь же. Она рассказала, что в пору детства на листке травинки ее 1 Из разговора авторов с Л. И. Кузнецовой (апрель 2015 г.)3 научила   играть   подруга.   Сначала   это   была   просто   забава,   а   позже   девочки   начали подражать пению птиц. При игре они натягивали травинку между большими пальцами и подносили перпендикулярно к губам, дуя в неё. Получался свистящий звук. «Травинку лучше выбирать тоньше», ­ посоветовала Людмила Ивановна. Людмила Ивановна играет так же на полиэтиленовой пленке, тонкой   ленточке туго натянутой между губами. При вдувании струя воздуха, разбиваясь о тонкую грань ленточки,   приводит   её   в   колебание.   Высота   возникшего   звука   зависит   от   степени натяжения   и   длины   рабочей   части   ленточки.   Тембр   звука   может   быть   светлым, прозрачным и глуховатым, в зависимости от толщины и длины плёнки и положения полости рта. Людмила   Ивановна   отметила,   что   на   этом   инструменте   хорошо   получаются имитации голосов птиц, особенно соловья. Кузнецова   Л.И.   предложила   нам   связаться   с   Никитиной   Н.   Ф.,   которая   тоже владеет данной техникой игры.  Оказалось,   что  Нина   Фёдоровна   Никитина2  (1961   г.р.),   проживающая   в   п. Эссойла,   в   детстве   играла   ещё     с   дудочкой   из   дудника.     «Делалась   она   во   время сенокоса, когда дудник ещё был зелёный. Стебель дудника срезался после перемычки, чтобы один конец был закрытый, а другой открытый. Открытый срез вырезался под косым углом. Ниже среза делалась ножом прорезь. Также некоторые делали грифные отверстия (2­3 дырочки)».  В завершении беседы она вспомнила, что в деревне Падройла, где проживала в детстве, живёт Леонтьев В.И.. В те годы, он был пастухом и умел делать разнообразные дудочки и свистки. Так мы оказались в д. Падройла в доме  Владимира Ивановича Леонтьева3 (1952 г. р.). Владимир Иванович с удовольствием пошёл на контакт и  рассказал, что ивовый свисток   изготавливается   весной,   когда   начинается   сокодвижение,   и   кору   легко отделить от сердцевины. Он брал кусок ветки, простукивал её рукояткой ножа, чтобы хорошо отошла кора. С одной стороны делал боковой срез, с другой   прямой. Далее надрез по кругу, отделял кору. Внизу у прямого среза вырезал углубление под палец. Потом делал прорезь от одного конца до другого, чтобы «свободно ходил воздух в свистке», кожуру надевал обратно.  В  детстве  с  ивовым свистком  дети  д.  Падройла  играли в жмурки.  Два  игрока стояли в центре круга с завязанными глазами, у одного в руках свисток, в который он свистит. А второй должен по звуку свистка определить, где находится первый игрок. А   ещё   он   вспомнил,   про   рожок   из   бересты,   который   ему   сделал  Николай Николаевич Киброев  (1959­ 2013 г.), проживавший в   д. Метчелица. «Помню, как Николай из куска бересты вырезал два продолговатых листочка, сложил их, а между ними ножиком посередине сделал надрез. Эти два листка служили свистком, в который надо было дуть. Потом вырезал   длинный кусок бересты, шириной 5­6 см и обмотал вокруг этих двух листочков. На конце дудочку закрепил верёвочкой» .  2 Из разговора авторов с Н. Ф. Никитиной (май 2015 г.) 3 Из разговора авторов с В. И. Леонтьевым (сентябрь  2015 г.)4 В   этой   же   деревне   проживает  Ирина   Васильевна   Антонова4  (1942   г.р.   д. Падройла). Она  рассказала, что играла на осиновом листе в детстве и юности обычно летом во время сенокоса. Срывался поздний, более твёрдый и упругий осиновый лист. Сорванный лист обгрызался до придания ему округлой формы и загибался так, что сохранял упругость. Громкость зависела от того, насколько сильно вдувался воздух.    На   празднике   села   «Параскева   Пятница»   (п.Эссойла)   мастер­класс   по изготовлению   свистулек   проводила  Нина   Владимировна   Беличева5,   (1959   г.   р.) проживающая в   д. Корбиселька. Она делает глиняные свистульки в виде различных животных     и   птиц.   Глину   для   свистулек   Нина   Владимировна   берёт   специальную, упругую. Сначала она лепит пустотелую форму, потом  придаёт этой форме вид птицы. Затем в нижней части птицы под определённым углом делает отверстие, далее берёт плоскую палочку и протыкает свистковое отверстие в хвосте птицы. Свистульку сразу проверяет, чтобы услышать звук. Дальше делает два грифных отверстия и обжигает игрушку   в   печи.   В   ансамбле   «Веретенце»   свистульки     используются   в   программе праздника Масленица. Результатом   исследования   стало   подтверждение   гипотезы.   Забытые   детские музыкальные    инструменты,  о  которых  нам  рассказали   местные  жители  Сямозерья, изготавливаются   из   доступных   и   сейчас   природных   материалов:   травинки,   плёнки; ветки ивы, дудника, глины. Они совсем несложны в изготовлении и не требуют никакой специальной   подготовки,   инструментов.     Единственный   минус   состоит   в   том,   что игрушки являются сезонными. Они делаются в определённое время года.  Теперь   мы   знаем   способы   изготовления   детских     музыкальных   инструментов нашего   края.   Некоторые   из   них   сделали   сами.   Оказалось,   что   звук   в   игрушках   не получился   одинаковым.     Как   объяснили   нам   преподаватели,     эти   инструменты называются   –   аэрофоны.   Источник   звука   в   них   –   колеблющийся   воздух[1,   стр.9]. Высота его зависит от многих параметров. Некоторые из них напоминают нам пение птиц. Наши друзья были в восторге от этих свистулек. И попросили их научить делать такие же. Литература: 1. Михайлов  Е. П. Михайлова  Н. С. Пастух трубит во трубу (пастушьи трубы и рожки) // Музыка северной деревни. –  Петрозаводск: Музей­заповедник «Кижи». 2009. 4 Из разговора авторов с И. В. Антоновой  (сентябрь 2015 г.) 5 Из разговора авторов с Н.В. Беличевой  (октябрь 2015 г.)5 Анкета Приложение 1. Какие детские народные музыкальные инструменты ты знаешь? 2. Пробовал ли ты сам делать музыкальный инструмент из природных материалов? Если да, что и из чего? 3. Есть   ли   у   тебя   знакомые,   которые   делают   музыкальные   инструменты   из природного материала? Анализ результатов           Правильные ответы: дудочка,  трещотка, погремушки, свистульки,  рожки, бубен. Неправильный ответ: гитара, труба,  баян, гармошка, балалайка, гусли,  кантеле.