Исследовательский проект "Сезонные музыкальные инструменты"
Оценка 5

Исследовательский проект "Сезонные музыкальные инструменты"

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
Междисциплинарный 3
4 кл
02.08.2019
Исследовательский проект "Сезонные музыкальные инструменты"
В работе рассказывается о результатах экспедиции по Сямозерью с целью изучения и сохранения забытых детских музыкальных инструментов родного края. Ни один праздник в нашем классе не проходит без музыкального сопровождения. Интересно, что большая группа детей класса занимается в музыкальной школе, в ансамбле «Веретёнце». Поэтому свои творческие задатки, навыки и практику музицирования они с удовольствие представляют всеобщему вниманию. Наш номер весенней зарисовки на деревенскую тему включал в себя звуки природы. Для этого в своём выступлении мы использовали свистки из глины, манки, погремушки из бересты, полиэтиленовую пленку. Нам стало интересно, как появились эти инструменты в нашем ансамбле. Мы выдвинули гипотезу, которая состоит в предположении, что даже в наши дни возможно не только сохранение народных музыкальных инструментов, но и их создание.
Сезонные музыкальные инструменты - копия - копия.doc
Гуманитарные науки Межпредметная СЕЗОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ Зайцева Вероника Олеговна, Киру Софья Сергеевна, МКОУ «Эссойльская СОШ», 4 «а» класс, п.Эссойла Руководители:  Гаврилова Марина Павловна, учитель начальных классов МКОУ «Эссойльская СОШ», Зайцева Мария Сергеевна, преподаватель  МКУ ДО "Национальная школа искусств Пряжинского района" e­mail: [email protected]; тел.+7(931) 7013098 2 Пряжа 2016 Ни один праздник в нашем классе не проходит без музыкального сопровождения. Интересно,   что   большая   группа   детей   класса   занимается   в   музыкальной   школе,   в ансамбле   «Веретёнце».   Поэтому   свои   творческие   задатки,   навыки   и   практику музицирования   они  с удовольствие  представляют  всеобщему  вниманию.  Наш номер весенней зарисовки на деревенскую тему включал в себя звуки  природы. Для этого в своём выступлении мы использовали свистки из глины, манки, погремушки из бересты, полиэтиленовую пленку. Нам стало интересно, как появились эти инструменты в нашем ансамбле. Мы выдвинули гипотезу, которая состоит в предположении, что даже в наши дни возможно не только сохранение народных музыкальных инструментов, но и их создание. Объект исследования: звукоподражающие инструменты  Предмет исследования: аэрофоны Цель работы: познакомиться с забытыми звукоподражающими  инструментами Сямозерья. Задачи: 1. 2. 3. Методы   исследования:   опрос,   собеседование,   фотографирование,   обобщение, Организовать  анкетирование и проанализировать его; Провести фольклорную экспедицию; Зафиксировать и оформить результаты исследования. сбор информации. Мы  считаем, что тема нашей работы является актуальной на сегодняшний день, так   как   в   настоящее   время   у   современных   детей   исчезает   интерес   к   народным музыкальным инструментам. Мы хотим привлечь учащихся к изучению и сохранению народной культуры родного края в современных условиях. Проведя опрос учащихся Эссойльской школы, мы выяснили(см.Приложение), что большинство (59%) затрудняются назвать детские народные музыкальные инструменты. Лишь   14%   опрошенных   пробовали   делать   музыкальную   игрушку   из   природного материала. У 9% есть знакомые, которые могут изготовить народный инструмент.  Так   возникла   идея  найти   людей­исполнителей,   которые   поделятся   опытом создания таких игрушек.  Мы начинали свой маршрут с п. Эссойла. На одном из выступлений в ДК посёлка мы увидели женщину, которая изображала свист соловья.  Так   мы   познакомились   с    Людмилой   Ивановной   Кузнецовой1  (1961   г.   р.), проживающей  здесь же. Она рассказала, что в пору детства на листке травинки ее 1 Из разговора авторов с Л. И. Кузнецовой (апрель 2015 г.) 3 научила   играть   подруга.   Сначала   это   была   просто   забава,   а   позже   девочки   начали подражать пению птиц. При игре они натягивали травинку между большими пальцами и подносили перпендикулярно к губам, дуя в неё. Получался свистящий звук. «Травинку лучше выбирать тоньше», ­ посоветовала Людмила Ивановна. Людмила Ивановна играет так же на полиэтиленовой пленке, тонкой   ленточке туго натянутой между губами. При вдувании струя воздуха, разбиваясь о тонкую грань ленточки,   приводит   её   в   колебание.   Высота   возникшего   звука   зависит   от   степени натяжения   и   длины   рабочей   части   ленточки.   Тембр   звука   может   быть   светлым, прозрачным и глуховатым, в зависимости от толщины и длины плёнки и положения полости рта. Людмила   Ивановна   отметила,   что   на   этом   инструменте   хорошо   получаются имитации голосов птиц, особенно соловья. Кузнецова   Л.И.   предложила   нам   связаться   с   Никитиной   Н.   Ф.,   которая   тоже владеет данной техникой игры.  Оказалось,   что  Нина   Фёдоровна   Никитина2  (1961   г.р.),   проживающая   в   п. Эссойла,   в   детстве   играла   ещё     с   дудочкой   из   дудника.     «Делалась   она   во   время сенокоса, когда дудник ещё был зелёный. Стебель дудника срезался после перемычки, чтобы один конец был закрытый, а другой открытый. Открытый срез вырезался под косым углом. Ниже среза делалась ножом прорезь. Также некоторые делали грифные отверстия (2­3 дырочки)».  В завершении беседы она вспомнила, что в деревне Падройла, где проживала в детстве, живёт Леонтьев В.И.. В те годы, он был пастухом и умел делать разнообразные дудочки и свистки. Так мы оказались в д. Падройла в доме  Владимира Ивановича Леонтьева3 (1952 г. р.). Владимир Иванович с удовольствием пошёл на контакт и  рассказал, что ивовый свисток   изготавливается   весной,   когда   начинается   сокодвижение,   и   кору   легко отделить от сердцевины. Он брал кусок ветки, простукивал её рукояткой ножа, чтобы хорошо отошла кора. С одной стороны делал боковой срез, с другой   прямой. Далее надрез по кругу, отделял кору. Внизу у прямого среза вырезал углубление под палец. Потом делал прорезь от одного конца до другого, чтобы «свободно ходил воздух в свистке», кожуру надевал обратно.  В  детстве  с  ивовым свистком  дети  д.  Падройла  играли в жмурки.  Два  игрока стояли в центре круга с завязанными глазами, у одного в руках свисток, в который он свистит. А второй должен по звуку свистка определить, где находится первый игрок. А   ещё   он   вспомнил,   про   рожок   из   бересты,   который   ему   сделал  Николай Николаевич Киброев  (1959­ 2013 г.), проживавший в   д. Метчелица. «Помню, как Николай из куска бересты вырезал два продолговатых листочка, сложил их, а между ними ножиком посередине сделал надрез. Эти два листка служили свистком, в который надо было дуть. Потом вырезал   длинный кусок бересты, шириной 5­6 см и обмотал вокруг этих двух листочков. На конце дудочку закрепил верёвочкой» .  2 Из разговора авторов с Н. Ф. Никитиной (май 2015 г.) 3 Из разговора авторов с В. И. Леонтьевым (сентябрь  2015 г.) 4 В   этой   же   деревне   проживает  Ирина   Васильевна   Антонова4  (1942   г.р.   д. Падройла). Она  рассказала, что играла на осиновом листе в детстве и юности обычно летом во время сенокоса. Срывался поздний, более твёрдый и упругий осиновый лист. Сорванный лист обгрызался до придания ему округлой формы и загибался так, что сохранял упругость. Громкость зависела от того, насколько сильно вдувался воздух.    На   празднике   села   «Параскева   Пятница»   (п.Эссойла)   мастер­класс   по изготовлению   свистулек   проводила  Нина   Владимировна   Беличева5,   (1959   г.   р.) проживающая в   д. Корбиселька. Она делает глиняные свистульки в виде различных животных     и   птиц.   Глину   для   свистулек   Нина   Владимировна   берёт   специальную, упругую. Сначала она лепит пустотелую форму, потом  придаёт этой форме вид птицы. Затем в нижней части птицы под определённым углом делает отверстие, далее берёт плоскую палочку и протыкает свистковое отверстие в хвосте птицы. Свистульку сразу проверяет, чтобы услышать звук. Дальше делает два грифных отверстия и обжигает игрушку   в   печи.   В   ансамбле   «Веретенце»   свистульки     используются   в   программе праздника Масленица. Результатом   исследования   стало   подтверждение   гипотезы.   Забытые   детские музыкальные    инструменты,  о  которых  нам  рассказали   местные  жители  Сямозерья, изготавливаются   из   доступных   и   сейчас   природных   материалов:   травинки,   плёнки; ветки ивы, дудника, глины. Они совсем несложны в изготовлении и не требуют никакой специальной   подготовки,   инструментов.     Единственный   минус   состоит   в   том,   что игрушки являются сезонными. Они делаются в определённое время года.  Теперь   мы   знаем   способы   изготовления   детских     музыкальных   инструментов нашего   края.   Некоторые   из   них   сделали   сами.   Оказалось,   что   звук   в   игрушках   не получился   одинаковым.     Как   объяснили   нам   преподаватели,     эти   инструменты называются   –   аэрофоны.   Источник   звука   в   них   –   колеблющийся   воздух[1,   стр.9]. Высота его зависит от многих параметров. Некоторые из них напоминают нам пение птиц. Наши друзья были в восторге от этих свистулек. И попросили их научить делать такие же. Литература: 1. Михайлов  Е. П. Михайлова  Н. С. Пастух трубит во трубу (пастушьи трубы и рожки) // Музыка северной деревни. –  Петрозаводск: Музей­заповедник «Кижи». 2009. 4 Из разговора авторов с И. В. Антоновой  (сентябрь 2015 г.) 5 Из разговора авторов с Н.В. Беличевой  (октябрь 2015 г.) 5 Анкета Приложение 1. Какие детские народные музыкальные инструменты ты знаешь? 2. Пробовал ли ты сам делать музыкальный инструмент из природных материалов? Если да, что и из чего? 3. Есть   ли   у   тебя   знакомые,   которые   делают   музыкальные   инструменты   из природного материала? Анализ результатов           Правильные ответы: дудочка,  трещотка, погремушки, свистульки,  рожки, бубен. Неправильный ответ: гитара, труба,  баян, гармошка, балалайка, гусли,  кантеле.

Исследовательский проект "Сезонные музыкальные инструменты"

Исследовательский проект "Сезонные музыкальные инструменты"

Исследовательский проект "Сезонные музыкальные инструменты"

Исследовательский проект "Сезонные музыкальные инструменты"

Исследовательский проект "Сезонные музыкальные инструменты"

Исследовательский проект "Сезонные музыкальные инструменты"

Исследовательский проект "Сезонные музыкальные инструменты"

Исследовательский проект "Сезонные музыкальные инструменты"

Исследовательский проект "Сезонные музыкальные инструменты"

Исследовательский проект "Сезонные музыкальные инструменты"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.08.2019