Исследовательский проект "Школа в годы Великой Отечественной войны", 7 класс
Оценка 4.7

Исследовательский проект "Школа в годы Великой Отечественной войны", 7 класс

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
doc
история
7 кл
02.04.2017
Исследовательский проект "Школа в годы Великой Отечественной войны", 7 класс
Покчинская школа в годы Великой Отечественной войны.doc

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Покчинская основная общеобразовательная школа им. И.И. Широкшина»

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательская работа

«Покчинская школа в годы Великой Отечественной войны» 

 

 

                                       Работу  выполнила:

                                 Ученица 7 класса

                                                                       Евладенко Елизавета Владимировна

                               Руководитель:

                                                     Петрова Ирина Николаевна,

                                       учитель технологии

 

 

 

 

 

 

 

с. Покча

2017 г.

 

 

Содержание

 

IВведение

II.      Основная часть 

1. Работа школы в начале войны

2.  Задачи работы школы в военное время

3. Директора школы в военный период

4. Учительский состав

5. Школьная политика в военное время

6. Помощь фронту

III.     Заключение

IV.    Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Покчинская школа в годы Великой Отечественной войны

 

Актуальность исследования:     

На сегодняшний день очень мало сведений об истории  нашей школы в годы ВОВ.

Слабо изучена она и представлена в печати местными историками и краеведами.

Оказывается, в нашей школе работали учителя, которые в трудное для Родины время, не жалея себя, воевали с фашистами, работали в тылу и продолжали учить детей.  Таким образом, изучение темы «Покчинская школа в годы Великой Отечественной войны» представляет  большой исторический, краеведческий и познавательный интерес.

Новизна   моей  работы заключается в том, что впервые описывается  история  нашей школы в годы Великой Отечественной войны. Поэтому я думаю, что результаты работы будут интересны всем нашим сверстникам и тем, кто жил в военное тяжелое время.

Цель: организовать исследовательскую работу по изучению истории школьного образования в с. Покча  в военное   время.

Задачи:

·        собрать и проанализировать   материал, который  имеется в школьном музее, в архивах города Чердыни;

·        провести опрос  среди местного населения;

·        весь собранный материал   предоставить    в школьный музей;

·        разместить поисковый материал  на сайте нашей школы.

Методы исследования:

·        Интервью

·        Анализ собранного материала.

Объект исследования

Школьная политика в годы великой Отечественной войны

Этапы исследования:

·        Устные рассказы  сторожилов

·        Работа с семейным архивом

·        Работа с городским архивом

Предмет  исследования:

 Судьбы учителей и детей военных лет.

Источники   исследования:

В своей работе я  использовала  личные архивные материалы, материалы  архивного отдела Чердынского РУО,  воспоминания жителей села.

 

Хронологические рамки исследования включают период 1941 по 1946 годы.

В качестве источников использовались, прежде всего, приказы по отделу образования с 1941 по 1946 годы, а также немногие протоколы педагогических советов, сохранившиеся в школьном архиве.  Некоторые данные, касающиеся работы школ в первые месяцы войны, были найдены в Чердынском архивном отделе. Использовались также воспоминания выпускницы военной поры Федосеевой Валентины Васильевны.

Введение

Все дальше и дальше от нас война. Все меньше и меньше остается среди нас тех, кто воевал, кто трудился в тылу, приближая Победу в священной войне.

Казалось бы,  все изучено. Мы знаем поименно тех, кто ушел на фронт и тех, кто не вернулся.  А что мы знаем о том, как работала школа в годы Великой Отечественной войны.

Сегодня мы обеспечены всем необходимым, мы учимся в теплых и  светлых классах. А как учились  дети в  военное время? Какие предметы изучали?

 

Основная часть

С началом Великой Отечественной войны жизнь людей Чердынского района и села Покча , как и всей страны, с мирных рельсов перестраивалась на военный лад.

Покчинцы  горячо откликнулись на призыв Родины. 568  покчинцев ушло на фронт.  Всего на поле брани погибло   214   человек. О подвигах наших земляков можно рассказывать бесконечно.

Опустела и притихла Покча. Провожали на фронт односельчан. Плакали женщины, обнимали в последний раз своих отцов  сразу  повзрослевшие дети. Школа стала работать в ином режиме.

 

Работа школы в начале войны

Основными направлениями учебно-воспитательной работы в школах являлось идейно-политическое, военно-патриотическое, трудовое. Во всех школах и учебных заведениях района вводилась обязательная военная и физическая подготовка.

За нашей школой тоже закреплялись военруки, которые работали по одному году, потому что призывались на войну. На слайде имена и фамилии военруков, которые мы нашли в книгах приказов по отделу народного образования.  

 

Задачи работы школы в военной время

Для данного периода были определены следующие задачи работы школы (из Чердынского архива)

1.     организация бесперебойной работы и обеспечение обязательного охвата всех детей школьного возраста;

2.     повседневная забота о детях, в связи с тем, что их родители призваны в армию или заняты на производстве;

3.     перестройка учебно-воспитательного процесса, подготовка детей к труду и обороне;

4.     повышение роли идейно-политического, патриотического воспитания, укрепление дисциплины;

5.     улучшение военно-физической подготовки;

6.     оказание активной, посильной помощи фронту, промышленному производству, семьям фронтовиков

В годы войны постоянно шло движение: прибывали эвакуированные учителя, уходили на фронт те, кто уже работал в нашей школе.  Очень часто менялись директора школы. Их призывали в ряды  Красной Армии, или они уходили на фронт добровольцами.

Директора школы в военный период

Мы нашли практически имена всех директоров, которые работали в нашей школе в военный период.  Вот их имена:

·        До 06 февраля 1942 года  Лапицкий А.И. (к сожалению нигде нет расшифровки его инициалов).

На основании извещения из Райвоенкомата считать Лапицкого выбывшим в ряды красной армии с  6 февраля 1942 года, приказ  № 75. Все полномочия передать  Мясниковой  Ксении Ивановне.

·        С 26 февраля в свою должность вступает  Конторович Яков Михайлович.  По приказу  №180 от  7 декабря 1942 года  в связи с указом  о всеобщей мобилизации   Контрович Якова Михайловича освобождают от обязанностей директора школы и отправляют на фронт.     

·        Директором Покчинской неполной средней школы  назначают  Менделеева Бориса Яковлевича.  Борис Яковлевич проработал в Покчинской школе до 2 июня 1943 года. И по приказу Чердынского отдела народного образования от 2 июня 1943 года за номером №50 в связи с призывом в ряды красной армии  директора Покчинской школы считать освобожденным.

·        Следующий директор школы – Петухов Иван Алексеевич, который также был мобилизован в Ряды Красной Армии в  сентябре 1944 года.

·        На должность директора школы назначается  Кузнецов. К сожалению в выписках мы не нашли даже его инициалы. В этой должности он прослужил до 01 сентября 1946 года.

·        И с этого момента приступает к выполнению обязанностей директора школы Щипунов Иван Андреевич.

Родился он в 1913 году в селе Покча. В школе он начал работать в 1932 году после окончания Чердынского педучилища, Свердловского учительского института (физико – математический факультет) и Пермского учительского института (исторический факультет).

19 октября 1939 года он был призван в армию, до 1943 года служил в Монголии, а затем защищал нашу Родину от фашистских захватчиков. Иван Андреевич вернулся домой только в 1946 году. 30 апреля 1945 года в Берлине был тяжело ранен. Иван Андреевич награжден двумя орденами Великой Отечественной войны и одиннадцатью медалями. После войны стал работать директором Покчинской школы, затем  работал заведующим районо, трудился в райисполкоме и райкоме партии, был секретарем парткома, работал завучем Чердынской школы – интернат. В 1969 году Иван Андреевич перешел работать в среднюю школу №2 в городе Чердыни.

Много директоров сменилось в нашей школе и после войны. Но я  исследовала только период с 1941 по 46  года.

 

Учительский состав школы

Также в нашей школе постоянно обновлялся учительский коллектив. Много  педагогов из числа эвакуированных из разных мест работали в школе во время войны. Далеко не полный список учителей вы видите на слайде.  Некоторые педагоги работали всего несколько месяцев, некоторые по пол года, некоторые по одному году.

Несмотря на, казалось бы, большое количество учителей в 1943 году в связи с тем, что по некоторым предметам не хватало педагогов, особенно  не было по истории, Конституции, математики, физики, географии  6-ые и 7-ые  класс переводили на пол года в Чердынь. Приказ отдела образования  от 9 декабря 1943 года. Но, не смотря на, не удобства учеба не прекращалась.

 

                                   Школьная политика  в военное время.
В первый учебный военный  день на классных собраниях учителя должны были проработать следующие вопросы:

1.     о начале учебного года в условиях Отечественной войны;

2.     о новых правилах поведения учащихся;

 

Занятия в школе начинались в 8.30, дежурный учитель приходил к 7.30.

Школьных зданий было  три.  Здания обогревались печным отоплением. Вечером топили  технички, а утром учителя сами. В каждом классе было свыше 40 человек. Писали чернилами,  тетрадей не хватало. Многие писали на газетах, бухгалтерских книгах. Бывали случаи, когда писали не чернилами, а сажей и свекольным соком. Занимались иногда, когда не было электричества, при свете «коптушек». Учебников было очень мало.

Особенно трудно было в 43, 44 годах. Было голодно, порой приходилось довольствоваться гнилой картошкой, по весне крапивой, клевером. Дети собирали почки с веток елей, и они им казались сладкими как земляника. Из листьев  пекли лепёшки, добавляли   лебеду. В школе не всегда было горячее  питание, и поэтому у школьников были сшиты холщёвые мешочки, в которых они носили с собой либо вареную картофелину, либо маленький кусочек хлеба (если он был), либо лепешку. 

    Учебный день начинался обычно с политинформации о положении

на фронтах. Затем в течение трех часов проводились уроки по основным предметам.  В школе  выпускались стенгазеты на военную тему. Девочки собирали подарки к праздникам для фронтовиков. Чаще всего это были теплые вещи, связанные ученицами или их родителями, кисеты для махорки, сушеная картошка и другое.

Учителя школы должны были следить за дисциплиной и успеваемостью школьников,  В школе был даже издан приказ от 18.12.1942 года в связи с военным положением и в целях установления образцовой дисциплины приказано:

1.     Учащимся запретить ходить по школе в пальто и шапках.

2.     Приветствовать учителя, когда он входит в класс, вставать рядом с партой.

3.     При разговоре с директором и учителем стоять в положении «смирно».

4.     Получив от директора приказ, повторить его а, выполнив, докладывать об этом классному руководителю.

5.     Разговаривать с учителем – не держать руки в карманах, не облакачиваться на парту.

6.     Прежде чем войти в учительскую застегнуться на все пуговицы, пригладить волосы,  постучать в дверь, и получить разрешение войти.

Школы получили приказ вывесить в классных комнатах лозунги и портреты главнокомандующих.   Несмотря на тяжелое положение системы образования, сдавались выпускные экзамены в 4, 7 классах.  В остальных – переводные. За хорошую учебу детей награждали ламповыми стеклами и по 100 грамм сахарного песка. Иногда выдавали немного муки, из которой пекли печенье на праздники.

 

Помощь фронту.

Не знали ребята, что такое летний отдых, каникул практически не было. В летние каникулы  каждому школьнику давали разные задания - собирать в поле колоски, полоть свеклу, капусту, кто постарше, того отправляли на сенокос. По школе издавались приказы такого плана:  « Организовать из учащихся звенья, бригады и организовано выйти на поля колхоза на прополку хлебов»

Зимой и весной школьники собирали и вывозили на поля тонны навоза, золы и птичьего помета, проводили снегозадержание. Подъедет подвода с коробом, в него и высыпали, запасенную заранее  с каждого двора золу, которую затем развозили по колхозным полям.

Дети   были очень бедно одеты и обуты. Сохранились приказы по школе о выделении нарядов  на бесплатное получение обуви. В справках отдела образования  есть сведения о распределении валенок и телогреек.

Война была тяжелым испытанием для всего нашего народа, но с особенно страшной силой она обрушилась на детей. В суровое военное время проблема сохранения детей, сохранения системы обучения стояла как проблема сохранения будущего страны. И решить эту проблему должны были  именно учителя.

 

Заключение

В ходе исследования я  пришла  к выводу, что:

·        В годы войны произошли коренные изменения в системе образования. Пришлось менять процесс обучения и воспитания в школе. Во-первых, учебные планы и программы были приведены в соответствии с требованиями военного времени. Главное место принадлежало идейно-политическому, военно-патриотическому, трудовому воспитанию. Во-вторых, обращается большое внимание на трудовую подготовку учеников.

·        Несмотря на сложнейшие условия военного времени, развитие школьного образования все же продолжалось, несмотря на то, что в нашей школе постоянно менялись директора  и учительский состав ни на один день учебный процесс не прекращался.

·        Героический труд подростков на колхозных и совхозных полях ярко свидетельствовал о результативности воспитательной работы учителей села         .

                                                                               

Список литературы и источников

 

1.     Книги приказов по Управлению образования. Период (1941-1946гг)

2.     Книги приказов МАОУ «Покчинская ООШ». Период (1940-1948)

3.      Ельшина Е., Копаев А. Былые годы в памяти не стерты.// О прошлом память сохраним. Пермь, 2002.

4.     История школы и педагогические мысли народов СССР. 1931-1961. –   М.:Педагогика,1961.

5.     Народное образование в СССР. 1917-1967. – М.:Просвещение,1967. 

6.     Народное образование: основные постановления, приказы и инструкции. – М., 1948

7.     Черник С.А. Советская общеобразовательная школа в годы войны.- М.Педагогика,1984.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Директор школы Лапицкий А.И.

Ванькова с педагогами школы №2

 

Приказ Управления образования об отправке Лапицкого на фронт

 

 

 

 

Приказ о принятии на должность директора школы Конторовича Я.М. и об освобождении с этой должности

 

 

 

 

 

 

 

Н.И. Могильников

Менделеев Борис Яковлевич

 

 

 

 

 

 

 

Приказ об освобождении Менделеева Б.Я.

 и назначение директором  Кузнецова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Щипунов И.А.

И.А.Щипунов     И.А. Щипунов в Берлине

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагоги Покчинской школы

 

Дети на сборе колосков

 

 

 

 

Дети на сборе колосков

 

Лучшее звено на сборе колосков

 

 

 

 


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Покчинская основная общеобразовательная школа им

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Покчинская основная общеобразовательная школа им

Содержание I . Введение

Содержание I . Введение

Покчинская школа в годы Великой

Покчинская школа в годы Великой

Введение Все дальше и дальше от нас война

Введение Все дальше и дальше от нас война

Их призывали в ряды Красной

Их призывали в ряды Красной

Также в нашей школе постоянно обновлялся учительский коллектив

Также в нашей школе постоянно обновлялся учительский коллектив

Разговаривать с учителем – не держать руки в карманах, не облакачиваться на парту

Разговаривать с учителем – не держать руки в карманах, не облакачиваться на парту

Список литературы и источников 1

Список литературы и источников 1

Приложение Директор школы

Приложение Директор школы

Приказ о принятии на должность директора школы

Приказ о принятии на должность директора школы

Менделеев Борис Яковлевич

Менделеев Борис Яковлевич

Приказ об освобождении Менделеева

Приказ об освобождении Менделеева

Щипунов И.А.

Щипунов И.А.

Педагоги Покчинской школы

Педагоги Покчинской школы

Дети на сборе колосков Лучшее звено на сборе колосков

Дети на сборе колосков Лучшее звено на сборе колосков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017