Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Зимовниковская школа № 6 имени Героя России Дьяченко А. А.
Тема: Школьная форма: вчера, сегодня, завтра.
Выполнили ученицы 7 – х классов:
Забайрачная Виктория
Забугина Мария
Шемелева Макка
Шипова Надежда
Руководитель проекта: Иванова А.В.
Зимовники
2017 год
Оглавление:
1. Обоснование выбора темы
2. Цель, задачи, гипотеза.
3. Что такое школьная форма.
4. История школьной формы в России .
5. В чем ходят школьники других стран.
6. Социологический опрос учеников, родителей, педагогов по вопросу школьной формы
7. Анализ полученных данных.
8. Итог.
9. Источники.
1.Обоснование выбора темы
Несмотря на то, что школьная форма в нашей школе обязательна уже давно ( с 2007 года), мы все чаще замечаем, что многие ученики нашей школы находят множество причин, что бы прийти в школу не в форме.
Из устава нашей школы:
III. Основные требования к форме и внешнему виду учащихся
3.1. Стиль одежды – деловой, классический, современный строгий.
3.2. Школьная форма подразделяется на повседневную, парадную и спортивную…
3.2.1. повседневная школьная одежда:
Девочки: платье, фартук (черный, белый)
Мальчики: классические брюки, пиджак или жилет, мужская сорочка (рубашка), галстук, туфли (не кроссовки, не спортивная обувь). Рубашки однотонные, светлых тонов.
В этой работе, изучая ресурсы интернета, мы познакомимся с историей появления и модернизации школьной формы. Проведя социологическое исследование, мы узнаем отношение к школьной форме учеников, родителей и учителей в нашей школе. На основании всего изученного нами мы попытаемся показать, что школьная форма не пережиток прошлого, а очень важный атрибут нашей современной школы.
2. Цель нашей работы: Попытаться доказать себе и своим сверстникам – что школьная форма важный атрибут школьной жизни.
Задачи:
• Узнать, что такое школьная форма.
• Изучить историю школьной формы в России .
• Узнать, в чем ходят школьники разных стран.
• Провести социологический опрос учеников, родителей, педагогов по вопросу школьной формы.
• Проанализировать все полученные данные и подвести итоги.
Гипотеза:
Мы считаем, что школьная форма не пережиток прошлого, а очень важный атрибут современной школы.
3. Школьная форма — повседневная форма одежды для учеников средних (средне-специальных и средне-профессиональных) учебных заведений во время их нахождения в школе (Учебном заведении) и на официальных школьных мероприятиях вне школы (Учебного заведения), установленная официальными документами. В настоящее время (2017 год) единой формы для среднеобразовательных школ и учебных учреждений России не принято, хотя ношение школьной формы как совокупности предметов единого стиля для учеников внутри каждой конкретной школы обязательно. Решение о ношении тех или иных предметов школьной формы с той или иной установленной расцветкой или символикой принимается обычно на уровне отдельных школ, их попечительских советов, родителей и педагогов.
4. История школьной формы в России .
В Россию школьная форма пришла из Англии. В 1834 году был принят закон, который утвердил форму гражданского мундира. И с этого момента все ученики гимназий и студенты должны были носить единую форму. Изначально речь шла только о мужской одежде. Утвержденный законом мундир для гимназистов и студентов достаточно сильно напоминал военную форму. Носили такой мундир не только во время учебы, но и дома, на улице, на каких-либо праздничных мероприятиях. Форма указывала на принадлежность человека к привилегированному сословию, дворянам или промышленникам - тем людям, которым образование детей было по карману.
А в 1886 году ,в связи с развитием женского образования в Российской империи, вышел указ, утвердивший ученическую форму для девушек. И с этого момента появляется всем нам хорошо знакомые строгие коричневые платья. Для девочек было два вида формы: платье и черный фартук - для ежедневного посещения гимназии; платье и белый фартук - парадная форма, в такой одежде девочки посещали театр, церковь, праздничные вечера. Фасон и крой платья был относительно свободным в зависимости от вкуса девушек и финансовых возможностей родителей. Цветовая гамма школьной формы для девочек не ограничивалась коричневым цветом. Многие учебные заведения вводили разные цвета платьев для разных курсов, например, некоторые младшие гимназистки носили коричневые (кофейные) платья, более старшие курсы одевались в светло голубые платья, темно-синие, серые или белые платья (а к белым платьям полагался зеленый передник).
После революции, в 1918 был издан декрет, отменявший ношение школьной формы, как пережиток буржуазного прошлого, а фактически из-за бедности населения, так как в первые годы существования советского государства ношения школьной формы было непозволительной роскошью в стране, разоренной Первой мировой войной, революцией и гражданской войной.
Вновь школьная форма была введена законодательно только в 1949 году. Школьная форма девочек практически повторяла форму дореволюционной России, разве что шерстяные коричневые платья стали короче (чуть ниже колена). Для повседневной носки к платью полагался черный фартук, для торжественных случаев - белый фартук и белые пришивные манжеты и воротничок. Мальчики же носили военные гимнастерки с воротничком стоечкой, обязательным элементом формы был ремень с пряжкой и кепка с козырьком.
В дополнение к этому девочки могли носить чёрные или коричневые (повседневные) или белые (парадные) банты. Банты других цветов по правилам не допускались. В общем школьная форма для девочек сталинской эпохи походила на школьную форму царской России.
В некоторых союзных республиках фасон школьной формы немного отличался, также как и цвет.
Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки. И еще одним обязательным атрибутом советского школьника был пионерский галстук.
Постепенно к 1990 году школьная форма претерпела изменения и стала чуть более свободной, а в 1992 году решением Правительства России школьная форма была вовсе отменена с введением нового Закона об образовании. И тут уже фантазия школьников была безгранична: спортивные костюмы, джинсы, мини юбки. Но не смотря на свободный стиль повседневного ношения одежды в школу, сохранилась некоторая ностальгия по школьной форме - на последний звонок выпускницы очень часто одевали школьную форму советского образца – коричневое платье и белый фартук.
В начале 21в. Поначалу лицеи и частные школы, а затем все школы повсеместно стали возвращать школьную форму. Так и в нашей школе форма была введена в 2007 году.
С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации». Среди его нововведений – право образовательной организации устанавливать требования к одежде обучающихся. Таким образом, в стране снова на законодательном уровне вводится школьная форма. Появление ее было обусловлено необходимостью стирания имущественного, социального и религиозного различия между обучающимися, укрепления имиджа образовательных учреждений, обеспечения школьников эстетичной и удобной одеждой.
5. В чем ходят школьники других стран.
Школьная форма в других странах отличается от школьной формы в
нашей стране: где-то она более консервативна, а где-то — очень модная и
необычная.
В большинстве стран как и в России, нет единой формы, но всё ограничивается
достаточно строгим стилем.
В ВЕЛИКОБРИТАНИИ школьная форма введена еще издавна почти во всех
школах, она максимально консервативна и приближена к классическому стилю
одежды. У каждой престижной школы есть свой логотип, поэтому ученики обязаны
приходить на занятия с «фирменным» галстуком. В некоторых заведениях с длинной
историей и громким именем существует строгий регламент.
В БЕЛЬГИИ же, например, школьная форма есть только в некоторых католических школах, а также в частных школах, основанных британцами. Типичная одежда — брюки и юбки темно-синего цвета, белая или голубая рубашка и галстук.
Во Франции единая школьная форма существовала в 1927-1968 годах. Отменена в результате студенческих протестов 1960-х годов. Некоторые школы практикуют ношение формы при разрешении родительского комитета.
В ГЕРМАНИИ нет единой школьной формы, хотя ведутся дебаты о её введении. В некоторых школах введена единая школьная одежда, не являющаяся формой так как ученики могут участвовать в её разработке.
В США и КАНАДЕ существует школьная форма во многих частных школах.
В государственных школах единой формы нет, хотя каждая школа сама решает, какие именно вещи позволено надевать ученикам. Как правило, в школах запрещены топы, открывающие живот, а также низко сидящие брюки. Джинсы, широкие брюки с множеством карманов, футболки с графикой — вот что предпочитают ученики американских школ.
На Кубе форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений.
В Турции - школьная форма обязательна, у каждой школы свой цвет, но единый фасон: для мальчиков- костюм, для девочек- блузка, джемпер и юбка, для всех- галстук цветов школы. Так подчёркивается, что все равны, независимо от социального и материального положения родителей.
Школьная форма в Китае – единая. Здесь в качестве школьной формы часто носят обыкновенный спортивный костюм, причем не только на уроки физкультуры, но и на все остальные занятия. Для каждой школы - свой цвет и фасон.
Школьная форма в Бутане является национальной одеждой. Традиционное платье Бутана называют гхо (gho) для мужчин и кира (kira) для женщин. При этом цвет может различаться в разных школах. Обратите внимание, что на детях одинаковые красные резиновые сапожки.
Обязательной школьная форма является и в Непале. Сочетание ярко-красного и белого цветов привносит радостное настроение. На девочках из Непала национальная одежда, а на мальчиках – классические рубашки и брюки.
В Индии школьная форма обязательна.
Еще одна очень красивая и одновременно модная школьная форма –на Филиппинах. Белые рубашки отлично сочетаются с клетчатыми красными юбками. Дополняет образ бант под цвет юбки и окантовка воротника.
Школьная форма Узбекистана.
В Японии ношение школьной формы древняя традиция, конечно же она менялась под влиянием моды, но остается обязательной.
Как мы видим во многих странах Мира принята школьная форма, или по крайней мере определенный дрес код.
6. Социологический опрос учеников, родителей, педагогов по вопросу школьной формы.
Мы подготовили анкету и предложили ученикам, учителям и родителям ответить на наши вопросы. Всего нами опрошено было 100 учеников с 7 по 11 класс, 25 учителей работающих в школе и 35 родителей, чьи дети учатся в нашей школе. Вот как они ответили на вопросы поставленные нами.
1. Нравится ли вам школьная форма?
2. Форма дисциплинирует человека.
3. Ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде.
4. Нет проблемы «В чем пойти в школу».
5. Школьная форма экономит деньги родителей.
6. Школьная форма ограничивает свободу самовыражения.
7. Единая школьная форма позволяет избежать соревновательности между детьми в одежде.
Анализ полученных данных. Итог.
На основании анализа ответов на поставленные нами вопросы, мы видим, что мнение учителей и родителей мало в чем расходятся. Школьная форма устраивает и учителей и родителей. А вот 42 % наших школьников форма не нравится, хотя когда мы просили конкретно ответить, чем не нравиться ответ дать никто не смог. В основном им хотелось бы ходить в свободной форме, по собственному желанию.
Дисциплинирует ли форма тоже нельзя однозначно ответить, потому, что есть такие нарушители порядка, на которых форма никак не влияет.
Очень важно, то школьная форма формирует чувство общности и сплоченности с классом, школой, создаёт условия равных стартовых возможностей для каждого школьника.
Школьная форма значительно экономит семейный бюджет, потому как школьники основную часть времени проводят в школе и другой одежды им покупать надо уже меньше.
Школьная форма создаёт деловую рабочую обстановку в классе, в школе, что является фактором для серьёзной и продуктивной образовательной деятельности учащихся.
Конечно же форма не решает всех проблем с которыми сталкиваются школьники, но многие из них все таки решают. Нам, конечно же, не избавиться полностью от социального и материального неравенства, потому как мы понимаем сколько стоят наши телефоны, в каких домах живут наши сверстники со своими родителями, есть ли в их семье машина и сколько она стоит, но приходя в школу эта грань немного стирается и, по крайней мере, мы все выглядим как школьники, а не сошедшие с подиума модели.
И конечно же форма ни коим образом не влияет на самовыражение школьника, ведь самовыражение при помощи одежды – это самый примитивный способ. В нашей школе достаточно много учеников, которые реализуют себя во многих направлениях: наши отличники, КВНщики, ЮИДовци, спортсмены.
Отличный пример замечательной личности Герой России, чье имя носит наша школа уже почти год - Дьяченко Андрей Александрович – выпускник нашей школы.
Наши родители, бабушки, дедушки, учителя которые нас учат – носили школьную форму.
Множество выдающихся людей в нашей стране учились в советской школе с единой для всей страны школьной форме.
Класс в котором учился президент нашей страны Путин В.В. (на фото в первом ряду, третий справа).
Звезды нашей эстрады:
Итог.
Работая над этим проектом, мы увидели, что на самом деле положительных сторон в том, что мы носим школьную форму больше, чем отрицательных.
Для ребенка школа — особенное место, к которому необходимо специальное отношение, специальное поведение и специальная одежда. Школьная форма помогает сформировать внутреннее понимание ребенка того, что он — ученик.
На наш взгляд является ошибкой считать, что школьная форма сглаживает материальное неравенство детей. Если следовать такой идее, то стоит запретить и разноцветные ручки, и сотовые телефоны, и украшения. Школьная форма наделена скорее символической функцией, позволяющей выделить период обучения в школе, как один из самых важных и значимых периодов в жизни каждого человека.
И работая над проектом, мы убедились, что школьная форма ни в коей мере не препятствует самовыражению ученика. Просто у него появится возможность проявить свою индивидуальность не посредством одежды. а через собственные достижения в учебе и в других видах деятельности.
Источники
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/школьная форма в России
2. http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/07/07/shkolnaya-forma-problemy-I-puti-resheniya
3. http://fulledu.ru/articles/school/shkolnaya-zhizn/article/70_shkolnaya-forma-vse-za-i-protiv.html
4. http://www.liveinternet.ru/users/4506310/post335530030
5. http://www.svk-klassiki.ru/pages/4.htm
6. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1894406
7. http://starschildren.ru/zvezdy-v-shkole-s-kem-drujili-a-kogo-ne-lyubili-chast-5
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.