Исследовательский проект «Таинственный мир куклы-оберега»
Оценка 4.9

Исследовательский проект «Таинственный мир куклы-оберега»

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
22.05.2018
Исследовательский проект  «Таинственный мир куклы-оберега»
Мир кукол полон сюрпризов и загадок. Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Данная тема проекта выбрана не случайно. Она является одной из составляющей городской программы «Диалог». Этот проект способствует к пробуждению в детях интереса к русским народным традициям, обычаям, обрядам. Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Ведь она хранит добро и тепло маминых рук. Нам захотелось узнать об истории возникновения кукол-оберегов и научиться изготавливать их своими руками.Мир кукол полон сюрпризов и загадок. Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Данная тема проекта выбрана не случайно. Она является одной из составляющей городской программы «Диалог». Этот проект способствует к пробуждению в детях интереса к русским народным традициям, обычаям, обрядам. Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Ведь она хранит добро и тепло маминых рук. Нам захотелось узнать об истории возникновения кукол-оберегов и научиться изготавливать их своими руками.
Исследовательская работа Таинственный мир куклы-оберега.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа­интернат № 1 Основного общего образования г. Томска Исследовательский проект  «Таинственный мир куклы­оберега»                                                                                                                                                                                                                                                          Выполнили: ученики 5 «Б» класса                                                                                  Руководитель: воспитатель                                                                                  Беляева Ирина Ивановна                                                                                                                                             1 Оглавление. 2014­2015 учебный год Введение.                                                                                                                      Глава 1. Народные куклы.          1.1. Определение понятия «кукла».                                                                              1.2  История возникновения кукол и их роль в жизни человека         1.3. Типы и назначения народных кукол         1.4. Куклы­обереги.                                                                                            Глава 2. Традиционные технологии изготовления кукол­оберегов.         2.1. Мои первые куклы.                                                                                                2.2. Прекрасное своими руками.                                                                          Заключение.                                                                                                                    Список литературы.                                                                                                       Приложение 1.                                                                                                                Приложение 2.                                                                                                                Приложение 3.                                                                                                                Приложение 4.     Приложение 5.                                                                                                             Приложение 6.                                                                                                                Приложение 7.                                                                                                                2 Введение  Мир кукол полон сюрпризов и загадок. Кукла – первая среди игрушек. Она известна   с   глубокой   древности,   оставаясь   вечно   юной.   Ее   история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее  не  влияет  время, она  по­прежнему  находит  свой   путь  к  сердцам  детей  и взрослых.  Данная   тема   проекта   выбрана   не   случайно.  Она   является   одной   из составляющей  городской программы   «Диалог».   Этот проект способствует  к пробуждению   в   детях   интереса   к   русским   народным   традициям,   обычаям, обрядам. Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Ведь она хранит добро и тепло маминых рук. Нам захотелось узнать об истории возникновения кукол­оберегов и научиться изготавливать их своими руками.  Мы   определили  объект  исследования   ­   тряпичные   куклы, исследования – технология изготовления куклы­оберега.   предмет Актуальность.  В   век   современных   технологий   утеряны   многие   народные   традиции. Утеряно   и   истинное   назначение   кукол.   В   последнее   время   люди   озадачились вопросом о возрождении традиций изготовления русских народных кукол, ведь именно они воспитывали ребенка, развивали его.   Гипотеза    . Возможно, знакомство с традиционными русскими куклами­оберегами, поможет современному   человеку   обрести   утраченные   представления   об   окружающем мире, о ценности семьи в обществе. Цель исследования. Изучить   технологии   изготовления   кукол­оберегов   и   научить   других   людей правильно понимать значение кукол.  Цель исследования определила следующие задачи:  Познакомиться с историей появления кукол в жизни человека.  Определить разновидности кукол, их назначение.  Провести мониторинг среди учеников 5 «Б» и 5 «В» классов.   Выполнить по традиционным технологиям образцы кукол­оберегов. 3  Научить   одноклассников   выполнять   по   традиционным   технологиям образцы русских кукол­оберегов. Для решения данных задач мы используем методы:  анализ информации из литературных источников, Интернета;   моделирование;  опрос учащихся (анкетирование). Данная   исследовательская   работа   имеет   прикладную   значимость,  так   как полученные   знания   и   умения   помогают   возродить   интерес   к   богатому культурному наследию нашей Родины. Кукла­оберег – только малая часть этого наследия. В ней угадываются древние истоки верований наших далёких предков.  Глава 1. Народные куклы. 1.1 Определение понятия «кукла». Оказывается,   о   происхождении   этого   слова   до   сих   пор   спорят   ученые   и исследователи. В русском  языке слово «кукла» является  заимствованным из   греческого:   koukla   –   «кукла».   Оно   в   свою   очередь   восходит   к латинскому   cuculla   –   «капюшон».   Родство   этих   слов   можно   объяснить использованием   в   первобытном   обществе   масок­наголовников,   они надевались   не   на   лицо,   а   на   голову   и   представляли   собой   изображение целой фигуры. Простейшая производная от этого корня – слово «кука» может означать и клубок ниток, и кулак. В словаре В.Даля и в словаре «Русских народных говоров» это слово имеет множество значений:  Снежная баба.  Кулак (кукиш).  Лен в связке.  Горсть льна для трепания (отходы – «куклевина»), кудель, моток ниток.  Связка ивовых прутьев.  Насекомое в предпоследней стадии развития, в состоянии замирания.  Форма, болванка у вязальщиков.  Фальшивые денежные знаки.  В словаре С.И. Ожегова: Кукла — это предмет в виде человека или животного, сделанный из фарфора, пластика, бумаги, дерева и других материалов.  К сожалению, мы люди 21 века видим в традиционных куклах только внешние, декоративные особенности, плохо понимая их истинное значение.  1.2 История возникновения кукол и их роль в жизни человека. В древности, когда люди не могли объяснить разные явления окружающего мира, они делали фигурки богов, которые, по их мнению, могли их защитить. 4 Чаще всего богов делали в виде человеческих фигур. Это и были самые первые куклы.   Когда люди придумали богов, они почувствовали себя уютнее в этом огромном и непонятном мире. Люди, сотворившие богов, верили им, поклонялись и надеялись на их защиту. Так первые куклы облегчили жизнь первых людей.  Когда   же   появились   куклы?   Одни   учёные   считают,   что   одновременно   с появлением человека. Другие, что мы сами игрушки высших сил. Третьи говорят, что игрушки­предметы сделаны самим человеком. Исследуя историю, мы можем понять, что в древнем мире, куклы применялись не только для игр, но и   для обрядов. Это были предки народных игрушек. До сих пор искусствоведы не могут ответить на вопрос: существовала ли изначально   кукла­игрушка   как   самостоятельное   культурное   явление   или   это вторично по сравнению с обрядовыми функциями? Большинство исследователей придерживаются   мнения,   что   кукла   стала   игрушкой   далеко   не   сразу.   И   вот почему. В глубочайшей древности, на ранних стадиях развития общества, мир детей мало отличался от мира их родителей в том смысле, что ребёнок рано вступал во взрослую жизнь, приобщаясь к её ценностям. Именно поэтому древние куклы   являлись   не   совсем   игрушками.   У   них   было   другое   предназначение: участие в ритуалах, празднествах, их клали в могилы или сжигали в качестве искупительной жертвы. Переходя в отроческий возраст, ребёнок посвящал богам игрушки   своего   детства,   как   это   делали,   например,   юные   греки   и   римляне. Развитие   цивилизации   увеличило   период   детства,   что   усложнило   конструкции игрушки,  её  специализации. Кукла  стала  детским,  особым  и самостоятельным культурным явлением. Постепенно игрушка превращалась в средство воспитания и обучения ребёнка.  В нашей стране самые ранние игрушки относятся ко второму тысячелетию до н. э. Это глиняные погремушки, посуда, топорики, фигурки людей. Согласно культу   предков,   умершие   обладают   магической   силой   и   могут   оказать покровительство   и   помощь.   Для   привлечения   духов  умерших   изготавливались фигурки, в которых они должны вселиться, ­ прообразы будущих кукол.  Древние   типы   кукол   или   человеческих   фигурок,   представляли   собой идолоподобные   изображения   с   ярко   выраженными   признаками   пола.   Самой распространенной   среди   игрушек   всегда   была   кукла.   Глиняная,   деревянная, тряпичная   кукла   бытовала   в   крестьянской   среде   несколько   веков   и   имела различные значения. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во   время   проведения   праздников.   Со   времён   петровских   преобразований постепенно в Россию стали проникать из­за границы игрушки, в том числе куклы, для   богатых   людей.   Возрождение   искусства   изготовления   рукотворных   кукол началось в начале 90­х годов XX века. Очаровательный, уютный мир дворянских усадеб   вновь   ожил   в   образах   многочисленных   «городских»   кукол.   Самым крупным санкт­петербургским центром по изготовлению рукотворных кукол в национальных   и   светских   костюмах   разных   времен   и   народов   стало художественно­производственное   объединение   «Потешный   промысел».   Первые 5 авторские игрушки, сделанные на заказ московскими умельцами из Оружейной палаты, появились в 17­18 веках. Они предназначались для царских детей и детей представителей высших слоев общества государства Российского. А в 1918 году был   издан   указ   о   создании   в   Москве   Музея   игрушки,   и   куклы   заняли   в   нём достойное место.     И так,  кукла ­ это игрушка, сделанная в виде фигурки человека.  Значит человек,   старался   показать   схожесть   куклы   с   человеком.   Мастер­кукольник, вкладывая душу в свое произведение, словно творец, создает подобие человека. Он верит, что такая кукла и в горе поможет, и счастье разделит. 1.3. Типы и назначения народных кукол.  Выделяют разные основания для классификации кукол (по размеру, по способу изготовления и по назначению)  I. По размеру: ­ локтевые  ­ ладонные ­ пальчиковые.  II. По способу изготовления.          ­ основа куклы 2 прямоугольника («кувадки», «свадебная пара», «Кузьма и Демьян»)   ­ основа куклы 1 квадрат  («день и ночь», «ангел», «колокольчик», «вепсская»).      ­ основа куклы 1 скатка из бересты, ткани, полешки (куклы «столбушки», «12 кукол­лиходеек») III. По своему назначению куклы делятся на три большие группы:              ­ куклы – обереги              ­ обрядовые              ­ игровые 1.3.1. Кукла­оберег. (Приложение 1) Это особенная категория кукол. Сначала кукла была «игрушкой», а потом она   стала   защитой   от   болезней,   несчастий   и   всяких   злых   духов.   Она   как   бы заменяла   собой   человека,   отвлекала   на   себя   злые   силы   и   тем   самым   берегла своего   хозяина.   Так   её   и   звали:   оберег   или   берегиня.   Считалось,   что   при изготовлении   кукол   ­   оберегов   недопустимо   было   использовать   колющие   и режущие   предметы,   которыми   человек   мог   пораниться.   Поэтому   тряпочки   и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать. И теперь городские жители   стараются   приобрести   или   сами   сделать   куклу­домового   или   куклу  – «берегиню» домашнего очага. 1.3.2. Игровая кукла. (Приложение 2)  Игровые куклы предназначались для забавы детям. Делали кукол не только из   тряпок,   а   из   глины,   дерева,   кости,   соломы,  ниток   и   даже   из   сыра.   Самые старинные матерчатые куклы, что дошли до нас, сделаны во второй половине ХIХ 6 века. В кукол из ткани играли дети во всех странах мира. Матерчатая кукла была любимой игрушкой и маленькой принцессы, и крестьянской девочки. Этих кукол мастерили своими руками с выдумкой и любовью. Пока дети были маленькими, куклы для них шили, мамы, бабушки, старшие сёстры. С пяти лет каждая девочка могла сделать себе куклу сама. Вышитый узор, которым когда­то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение. Слово «узор» обозначало «призор», т. е. «присмотр». На кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали:  круги, кресты, розетки – знаки солнца;   волнообразные линии – знаки воды;   горизонтальные линии – знаки земли;   ромбики с точками внутри — символ засеянного поля;   вертикальные линии — знаки дерева, вечно живой природы. В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот,   она   всячески   поощрялась.   Крестьяне   верили,   что   чем   больше   и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо — неприятностей   не   миновать.  В   куклы   играли   и   девочки­малышки,   и   девушки­ подростки, и девушки «на выданье». Они брали своих кукол на посиделки, в гости,   в   поле.   По   красоте   самодельной   куклы   судили   о   вкусе   и  умениях   ее хозяйки. Кукол бережно хранили и никогда не выбрасывали. «Полено».  Бытовала   она   в   Смоленской   губернии   и   представляла   собой деревянное поленце, наряженное в женскую одежду.  Туловище – кусок ткани, свёрнутый в  «скалку», тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Костюм, как правило, с куклы не снимали. «Барыня». Её изготавливали для детей младшего возраста. Сначала делали туловище, покрывали белой тканью и перевязывали в трёх местах, затем брали длинный   лоскут,   покрывали   им   часть   туловища,   перевязывали   его,   отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали на три части и заплетали косички – это были руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову ей повязывали косынку. «Малышок   –   голышек».  Отличительной   особенностью   техники   её изготовления   было   то,   что   ткань   внизу   не   оставляли   единым   “подолом”,   а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками.  Куклу обязательно   подпоясывали.   «Малышок»,   как   уже   ясно   из   названия,   был голенький,   без   одежды,   но   пояс   являлся   не   только   обязательным   атрибутом русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом.     «На выхвалку».  Она шилась девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью   и   рукоделию.   Каждая   девочка   хотела   быстрее   сделать   куколку,   на которой   могла   показать   знание   костюма,   чтобы   не   засидеться   с   малолетними детьми и вовремя попасть на посиделки. Шили куклы «на выхвалку» в основном во время Рождественского и Великого постов.  7 «Помощница на первую кашу». Одна из первых игрушек ребенка. Вместе с этой куклой его сажали за стол и кормили.  Если ребенок ел плохо, то мать начинала кормить куклу, и ребенок включался в игру.                                                 1.3.3. Обрядовая кукла. (Приложение 3)  Было время, когда куклы спасали людям жизнь, заменив человека в обрядах жертвоприношения. У наших предков был ужасный обычай: чтобы умилостивить богов,  приносили  в  жертву   им  людей.  Но  однажды  кому­то  пришло   в голову предложить богам вместо живого человека куклу. Взяли обыкновенное полено, обрядили   его   в   платок   и   сарафан   и   принесли   в   жертву   богам.   Боги   жертву приняли.   Так   кукла   –   полено   спасла   человека.   Появились   и   другие   куклы   – чучела, которых приносили в жертву разным богам. У каждой куклы было своё имя:   Кострома,   Морена,   Купало,   Ярило,   Масленица   и   другие.   Обряды жертвоприношения превратились в настоящие праздники. Наряженных кукол с песнями носили на руках, водили вокруг  них хороводы, затевали  игры, затем «отдавали» богам – топили в реках, сжигали на кострах, разбрасывали по полям. А   взамен   просили   счастливой   любви,   хороших   урожаев,   здоровья.   Многие обрядовые куклы популярны и в наше время.   «Десятиручка». Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров день. В   изготовлении   используются   нитки   красного   цвета,   который   является обережным. На низ сарафана привязывается 9 красных ниточек­бантов. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных   делах,   таких   как   ткачество,   шитье,   вышивка,   вязание   и   т.д.   Имея множество рук, она помогает женщине справляться со всей ее работой и сегодня. «Капустка».    Воплощает   плодородие   и   достаток.   Ее   создают   способом кручения, до последнего не выпуская из рук узелка. Молодым людям давали в руки «Капустку» и смотрели, как парень берет ее в руки, как рассматривает. По обращению с этой куклой старшие женщины судили о его готовности к женитьбе. Считалось, что куколка ­ это как бы представительница, защитница интересов той самой девушки, к которой сватается молодой человек. «Купавка». «Купавка» олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды   –   такое   значение   придавалось   очистительной   силе   воды.   Эта   кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала.  «Масленица».  Делали   из  соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки вешали тесёмки, завязывая которые,   люди   загадывали   желания.   Эти   тесёмки,   чтобы   желания   сбылись, должны были сгореть вместе с куклой. «Козьма и Демьян».  Изготавливали их из лечебных трав: тысячелистник, ромашка и других трав. Есть такое предание. Жили на Руси два брата – погодки. 8 Они были бессребрениками. Эти братья лечили людей и не брали денег и еды за лечение. Но однажды один из братьев взял за работу немного еды. Другой брат очень обиделся на него и просил после смерти похоронить их в разных местах, но народ рассудил по – своему. Ведь еда – это пища для существования, а не деньги, и поэтому их захоронили вместе. За добрые поступки их возвели в ранг святых. Поэтому раньше делали в их честь кукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили благо и здоровье в дом.       Итак, народная кукла может быть оберегом, игрушкой или участвовать в обрядовых действиях.  1.4.Куклы – обереги. С самого рождения и до смерти русского человека сопровождали куклы. Меня заинтересовал вопрос: а почему кукла­оберег была безлика? Изображение лица   в   кукле   было   запрещено,   и   запрет   этот   долго   действовал.   За   его соблюдением строго следили старшие. Деревенские женщины считали, что лицо кукле вовсе не нужно: в доме не должно быть лишних глаз. Глаза, нос, рот, уши, даже нарисованные, ­ это врата, через которые проникают в наш мир и добрые и злые   силы.   В   старинной   русской   деревне   люди   были   лишены   элементарной медицинской помощи. Рождение ребёнка было опасным как для него самого, так и   для   его   матери.   Крестьяне   считали,   что   злые   духи   стараются   всячески навредить   беззащитным   людям.   Чтобы   обмануть   нечистую   силу,   совершались многочисленные обряды.  Куколкой­оберегом пользовались, когда хотели избавиться от какой­нибудь напасти.   Ее   брали   в   руки,   три   раза   поворачивали   против   часовой   стрелки   и приговаривали: «Отвернись, повернись добром». Когда в доме возникали ссоры, куклой выметали «сор из избы». У каждой хозяйки в доме в «красном углу» была куколка. В некоторых избах кукол насчитывалось не меньше сотни. Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит кукла «Кувадка», то она отгоняет злую силу. Вместе с пеленкой и одеяльцем, будущему малышу сооружали куклу «пеленашку». Игрушку сворачивали из цветных тряпок, и клали в пустую пока колыбельку: обжить, обогреть. А когда малыш появлялся на свет, куколку укладывали с ним, чтобы сбить злых духов с толку. В кроватке куколка находилась   до   крещения   ребёнка,   чтобы   принимать   на   себя   все   напасти, угрожающие не защищённому крестом чаду. Делали «пеленашку» без иголки и ножниц ­ нельзя было ни порезать, ни уколоть, ведь в этот талисман вкладывалась материнская   сила   и   забота,   которые   должны   были   оберегать   младенца. Считалось,   что   ограничение   движения   сделает   ребёнка   незаметным   для   злых духов, поэтому   почти  весь  первый   год  жизни  младенец  проводил  в колыбели плотно спеленатый.  «Колокольчик» ­ куколка добрых вестей. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик имел куполообразную форму, а сверху напоминал солнышко. У куколки три юбки. У человека тоже три царства: 9 медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе хорошо, то человек вполне счастлив. Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение. «Крупеничка» (другие названия «Зернушка», «Горошинка») – это оберег на сытость   и   достаток   в   семье   (на   хозяйственность).   Традиционно   эту   куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Это главная кукла в семье. Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. После уборочной   страды   куколку   вновь   наполняли   отборным   зерном   уже   нового урожая.   Ее   наряжали   и   бережно   хранили   на   видном   месте   в   красном   углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье. В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Считалось, что эта каша передает силы Матери Земли. Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в семье беда. И сегодня эта куколка поможет Вам иметь достаток в доме. Ребёнку делали также куклу – «бессонницу», которая охраняла сон малыша. Как правило, эти куклы были небольшого размера. Берегиню сна подвешивали над   изголовьем   кровати.   Верили,   что   она   отгоняет   дурные   сны.   Укладывая ребёнка спать, мать приговаривала: «Не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой! ». В подарок на именины делали куклу ­ «ангелочка». Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла – оберег, бытовавшая во многих губерниях России. Её изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани и нитки.  Есть еще одна кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не «уходила», то есть рвалась. Это «вепсская кукла». Принадлежит она   северному   народу   –   вепсам.   Эта   кукла   была   хранительницей   домашнего очага, богатства и благополучия. Детали куклы не сшиваются между собой. Её делают   из   обрывков   изношенной   одежды,   из   них   же   надёргивают   нити   для путанки и связывания деталей куклы.  «День и Ночь»  – куклы­обереги жилища. Куколки оберегают смену дня и ночи. Днем выставляют светлую, а ночью – темную. Куколка День ­ молодая, живая, подвижная, работящая и веселая. Она хозяйка дня, следит, чтобы в будние дни люди работали, трудились, а в праздники веселились, пели, плясали, играли, чтобы днем светило солнышко. Куколка Ночь ­ мудрая, задумчивая, спокойная. Она хозяйка ночи, следит, чтобы все угомонились и легли спать, отдыхать от дневных дел, набираться сил. Она дарит сон и оберегает его. «12 куколок­лиходеек».  Был на Руси такой праздник ­ Селиверстов день ­ день   памяти   св.  Сильвестра.  В   крестьянском   календаре   Селиверстов   день приходился на период «страшных вечеров», когда, по народным представлениям, особому   разгулу   предавалась   нечистая   сила,   колдуны   и   ведьмы,   которые 10 напускали   на   людей   болезни.  В   Селиверстов   день   было   принято   заговаривать больных. Хозяйка скручивала из лоскутков двенадцать куколок размером 5­6 см, изображающих лихорадок, и прикрепляла их к печи. В случае болезни ребенка над больным произносили заговор, в котором перечислялись имена всех сестер­ лихорадок,   отражающие   различные   болезни.   Считалось,   что   после   заговора лихорадки отступят от больного. Вот эти названия: 1) Трясея (Трясавица) — от глагола «трясти». 2)   Огнея,   или   Огненная:   «Коего   человека   поймаю   (говорит   она   о   себе),   тот разгорится, аки пламень в печи», — то есть она производит внутренний жар. 3) Ледея, или Озноба (Знобея, Знобуха): аки лед, знобит род человеческий, и кого она мучит, тот не может и в печи согреться. 4) Гнется — она ложится у человека на ребра, гнетет его утробу, лишает аппетита и производит рвоту. 5) Грудица — ложится на груди, у сердца, и причиняет хрипоту и харканье. 6) Глухея — налегает на голову, ломит ее и закладывает уши, отчего больной глохнет. 7) Ломея, или Костоломка: «Аки сильная буря древо ломит, так же и она ломает кости и спину». 8) Пухнея — пускает по всему телу отек (опухоль). 9) Желтея — эта желтит человека, «аки цвет в поле». 10) Коркуша, или Корчея — ручные и ножные жилы сводит, то есть корчит. 11) Глядея — не дает спать больному (не позволяет ему сомкнуть очи, откуда объясняется и данное ей имя); вместе с нею приступают к человеку бесы и сводят его с ума. 12) Невея (мертвящая) — всем лихорадкам сестра старейшая, и если вселится в человека — он уже не избегнет смерти. Во времена всеобщей борьбы с язычеством и невежеством, чтобы не попасть в   неприятную   историю,   эти   куклы   были   видоизменены   и   из   двенадцати превратились в одну. Назвали её ­ кукла «веснянка».  Пару кукол – жениха и невесту («свадебную пару») традиционно делали к свадьбе.   Куклы   делались   узелковые,   из   ярких   лоскутков   и   ниток,   которые связывались, но не сшивались . У  этих символичных кукол неразлучников одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе и в беде и в   радости. Их   подвешивали   под   дужкой   упряжи   во   главе   свадебного   поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания (отсюда идет подзабытая традиция   сажать   на   капот   свадебной   машины   кукол).   А   после   свадьбы   они хранились дома, как оберег любви и верности. Сегодня   интерес   к   народному   творчеству   необычайно   велик:   создаются кружки   народной   игрушки,   организуются   выставки   народного   творчества, возрождаются   праздничные   народные   гуляния,   в   высокой   моде   находят 11 неожиданные отражения элементы русского народного костюма. Попробуем и мы смастерить куклу – оберег своими руками.  Глава 2. Традиционные технологии изготовления кукол ­ оберегов         2.1. Мои первые куклы. Изучив литературу по данной теме, появилось огромное желание изготовить кукол ­ оберегов своими руками.  Изготовление   кукол   не   простое   занятие.   Менее   сложной   в   изготовлении оказалась   кукла   ­   «ангелочек»,   но   вместе   с   тем   она   весьма   оригинальна.   Её изготавливают из простого лоскута белой ткани размером 15х15см без помощи иглы,   только   перевязывая   лоскут   нитью.   Лоскут   перегибают   по   диагонали пополам. В центр его закладывают комок спутанных ниток. Его обтягивают в центре лоскута нитью. Два противоположных края расправляют в стороны, два других   вниз.   Белой   нитью   сложенный   лоскут   перетягивают   посередине, накладывая   пояс,   затем   через   грудь   куклы   –   крест­накрест.   Боковые   края расправляют   крыльями.   Кукла   готова.   Кукла   «ангелочек»   стала   моей   первой рукотворной куклой. После   этой   куклы   появились   и   другие   –   «пеленашка»,   «кувадки»,   «12   куколок­лиходеек». «вепсская»,   «свадебная   пара»,   «мартинички»,  (Приложение  3).    Практически   все   куклы­обереги   изготавливаются   узелковым способом.   Технология   изготовления   «кувадок»,   «вепсской   куклы»   подробно описана в приложении. (Приложение 4).  Самой трудной в изготовлении оказалась кукла ­ «свадебная  пара». Эта  пара  кукол – особенная.  В русской  свадебной традиции во главе тройки, везущей молодую пару в дом жениха после венчания и церкви, под дугой упряжки подвешивали пару кукол: куклу Невесту и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Такая традиция частично поддерживается и в наше время. У кукол одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку. Куклы можно свободно двигать по «руке». Это нужно для того, чтобы между куклами всегда оставалось  место для будущих детишек – кукол «мартиничек» (Приложение 3). Работа по изготовлению кукол­оберегов увлекательна и интересна. Пока ещё мои куколки не такие ладные, как хотелось бы. Для меня эти куколки самые любимые, ведь, сделаны они своими руками. Они хранят тепло моих рук и несут большую смысловую нагрузку. Притягательная безликость кукол будет отводить от моей семьи недуги и напасти. Ведь, если верить в обережные способности куклы, то она и станет «оберегом». 2.2. Прекрасное своими руками. На втором этапе нашей работы мы предложили ученикам 5 «Б» и 5 «В» классов ответить на вопросы анкеты. Нам было интересно, знакомы ли ребята с 12 историей   народной   куклы,   есть   ли   у   них   желание   изготовить   куклы­обереги своими руками. В   анкетировании   приняли   участие   16   учеников.  (Приложение   6).   Мы обработали анкеты и выяснили, что у пятиклассников скудные представления о народной кукле, истории её появления в жизни человека.  И её предназначение им не известно. Большинство мальчиков кукольная тема не заинтересовала. Лишь11 учеников класса проявили интерес к изготовлению кукол­оберегов.  На внеклассном занятии воспитатель рассказала ребятам о народных куклах, акцентируя их внимание на куклах ­ оберегах. Рассказ сопровождался показом, изготовленных кукол. Одноклассники внимательно слушали и с неподдельным интересом   разглядывали   кукол.   Ребята   захотели   изготовить   куклу   –   оберег своими руками.  Порядок   работы,   каждое   действие   по   изготовлению   куклы комментировалось   и   показывалось,   как   правильно   нужно   закреплять   детали, чтобы   куколка   получилась   ладной   и   аккуратной.   Необходимый   материал (цветные   и   белые   лоскуты   ткани,   нитки)   были   приготовлены   заранее. Последовательно,   шаг   за   шагом,   ребята   связывали   детали   будущей   куклы, используя традиционные технологии изготовления кукол (Приложение 4). Ребята были увлечены работой, помогали друг другу, делились впечатлениями. Куклы получились   яркими,   Каждая   кукла индивидуальна, как любое произведение искусства. По окончанию работы ребята написали отзыв. (Приложение 6)   интересными   и   неповторимыми. Заключение.      Прикоснувшись к истории возникновения народной куклы, мы понимаем, что кукла во все времена служила средством воспитания и развития человека, несла добро и тепло человеческих рук. Кукла зародилась не для игр, а для защиты людей. Поэтому она долгое время была хранителем и оберегом людей от разных невзгод и болезней, поэтому она не имела лица. Кукла также была необходимым элементом   обрядов   разных   народов.  В   понимании   современного   школьника, кукла   ­   это   игрушка   для   девочек.   Только   знание   истории   народной   куклы, традиций и быта русского народа, помогает расширить кругозор учащихся по данной   теме,   привлечь   внимание   к   изучению   жизни   наших   предков,   привить элементарные навыки прикладного творчества по изготовлению кукол.         Результаты анкеты одноклассников свидетельствуют о том, что у детей нет четкого представления о разных функциях кукол, многие национальные традиции наших   предков   забыты.     С   помощью   нашей   работы   мы   старались   повысить интерес учащихся к народной культуре, обратились к истокам создания куклы ­ оберега.   Изучили   традиционные   технологии   изготовления   кукол   ­   оберегов, овладели основными навыками прикладного творчества. 13 Мы готовы поделиться знаниями, умениями и навыками по изготовлению кукол ­ оберегов, таких как «кувадка», «пеленашка», «бессонница», «вепская», «ангелочек», «свадебная пара». Мы верим, что такая кукла и в горе поможет, и счастье разделит. Возможно, объектом моего следующего исследования станет игровая кукла, изготовленная   по   традиционным   технологиям,   дошедшим   до   нас   из   глубины веков. Литература. 1. Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках – М.: Легпромбытиздат, 2008.­ 192 с. 2.   Дайн   Г.Л.,   Дайн   М.Б.   Русская   тряпичная   кукла.   Культура,   традиции, технология. – М.: “Культура и традиции”, 2007  3. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: “Паритет”, 2006. – 240с.  4. Левкиевская Е «Мифы русского народа»; М;  Астрель, АСТ 2002г. 5. Лоскуток к лоскутку/ Ред.­сост. О.Г.Жукова. – М.: Знание, 2008. – 144с.  6. Ожегов  «Толковый словарь» 7. «Прекрасное  своими руками». ­ Москва, Детская литература, 1987г. 8. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. – М.: Юрина Н.Г. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки. ­ Москва,  « Издательство ACT», 1999г. 9. Сайт в Интернете http://www.ru.kukla.ru/ «Народная игрушка». Приложение 1.  Куклы – обереги 14 «Куватка»                                                     «День и Ночь»                                                 «Крупеничка»                                                    «Колокольчик»            15 «12 куколок­лиходеек»                                         « Берегиня»  Приложение 2.      Игровые куклы                                         «Полено»                                                             «Барыня»                             16 «Малышок – голышек»                            «На выхвалку»                                                                                                                          «Помощница на первую кашу» Приложение 3.   Обрядовая кукла.            «Десятиручка»                                                             «Капустка»   17 «Купавка»                                                             «Масленица»                                                                                                    «Козьма и Демьян» Приложение 4. Технология изготовления «кувадки» 1. Выполняем туловище «кувадки»:  а) берем кусок материи прямоугольной формы,  скручиваем валик с двух  сторон вовнутрь.  б) складываем валик пополам, перетягиваем головку.  2. Ручки делают так же, как и туловище, только  меньшего размера. 3. Валик меньшего размера вставляем крест­накрест вовнутрь под головку. 18 4. Одной ниткой большой длины закручиваем поясок под ручками, постепенно  прихватывая крест­накрест туловище «кувадки». Закрепить нитку на поясе  узелком.  5. Закрутите «кувадке» кисти рук ниткой небольшой длины. Технология изготовления «вепсской куклы» Для изготовления куклы  понадобятся белый хлопчатобумажный   лоскут и несколько цветных.  Нитки простые и мулине.                   1. В середину белого квадратного лоскута  положить ветошь и  сформировать узелковую голову. Стянуть её на шее ниткой. 2. Сделать ладошки куклы. Выделить талию. 19 3. Из набивной ткани узелковым способом сделать ещё два шарика несколько  меньших размеров. 4. К туловищу куклы подвязать цветные шарики. Это грудь. По поверью, чем  больше грудь, тем больше благополучие семьи. 5. Изготовить из цветных ниток поясок. 6. Пояском выворотным способом закрепить на кукле фартук. 7. Повязать на голову куклы платок.                           Приложение 5. Наши первые рукотворные куклы­обереги         20 Свадебная пара, мартинички                                 День и ночь                     Вепсская Пеленашка                                                                             Ангелочек                                                12 куколок­лиходеек                  Приложение 6. Анкета В анкетировании приняли участие – 16 учеников 5 «Б» и 5 «В» классов Вопросы  Вам  известна история возникновения куклы в жизни  человека? Известно вам что­либо о народной кукле? Могли бы изготовить куклу своими руками? да нет 0 16 0 6 16 10 21 Знаете легенды и сказки, связанные с куклой? Вам известны названия и предназначения  кукол­оберегов? В вашей семье есть кукла­оберег? Вам известна технология изготовления кукол­оберегов? Желаете научиться изготавливать куклу­оберег своими  руками? 3 0 0 0 11 13 16 16 16 5 Отзыв Костюченко   Герман  –   Любое   творчество   объединяет   людей.   Когда   мы занимались   изготовлением   куколок,   мы   как   будто   становились   добрее   и внимательнее друг к другу.  Васильчук   Сергей  –   На   вопросы   анкеты   я   отвечал   неохотно,   потому   что кукольная   тема   мне   не   интересна.   Я   и   предположить   не   мог,   что   увлекусь изготовлением куклы­оберега. Обязательно своей маме изготовлю куклу­оберег.  Зиновьева Арина  – Меня сразу заинтересовала   тема народной куклы. Узнала много нового и интересного, особенно о куклах­оберегах. Очень старалась всё выполнять   правильно,  чтобы   моя   кукла  не  только   отгоняла   злых  духов,  но   и радовала глаз. Токарев Олег – Кукла в моём понимании – это игрушка для девочек. Не знал, что она   может быть интересна мальчикам. Оказывается, народная кукла – это символ истории, символ старины.  Приложение 7. Прекрасное своими руками 22 23

Исследовательский проект «Таинственный мир куклы-оберега»

Исследовательский проект  «Таинственный мир куклы-оберега»

Исследовательский проект «Таинственный мир куклы-оберега»

Исследовательский проект  «Таинственный мир куклы-оберега»

Исследовательский проект «Таинственный мир куклы-оберега»

Исследовательский проект  «Таинственный мир куклы-оберега»

Исследовательский проект «Таинственный мир куклы-оберега»

Исследовательский проект  «Таинственный мир куклы-оберега»

Исследовательский проект «Таинственный мир куклы-оберега»

Исследовательский проект  «Таинственный мир куклы-оберега»

Исследовательский проект «Таинственный мир куклы-оберега»

Исследовательский проект  «Таинственный мир куклы-оберега»

Исследовательский проект «Таинственный мир куклы-оберега»

Исследовательский проект  «Таинственный мир куклы-оберега»

Исследовательский проект «Таинственный мир куклы-оберега»

Исследовательский проект  «Таинственный мир куклы-оберега»

Исследовательский проект «Таинственный мир куклы-оберега»

Исследовательский проект  «Таинственный мир куклы-оберега»

Исследовательский проект «Таинственный мир куклы-оберега»

Исследовательский проект  «Таинственный мир куклы-оберега»

Исследовательский проект «Таинственный мир куклы-оберега»

Исследовательский проект  «Таинственный мир куклы-оберега»

Исследовательский проект «Таинственный мир куклы-оберега»

Исследовательский проект  «Таинственный мир куклы-оберега»

Исследовательский проект «Таинственный мир куклы-оберега»

Исследовательский проект  «Таинственный мир куклы-оберега»

Исследовательский проект «Таинственный мир куклы-оберега»

Исследовательский проект  «Таинственный мир куклы-оберега»

Исследовательский проект «Таинственный мир куклы-оберега»

Исследовательский проект  «Таинственный мир куклы-оберега»

Исследовательский проект «Таинственный мир куклы-оберега»

Исследовательский проект  «Таинственный мир куклы-оберега»

Исследовательский проект «Таинственный мир куклы-оберега»

Исследовательский проект  «Таинственный мир куклы-оберега»

Исследовательский проект «Таинственный мир куклы-оберега»

Исследовательский проект  «Таинственный мир куклы-оберега»

Исследовательский проект «Таинственный мир куклы-оберега»

Исследовательский проект  «Таинственный мир куклы-оберега»

Исследовательский проект «Таинственный мир куклы-оберега»

Исследовательский проект  «Таинственный мир куклы-оберега»

Исследовательский проект «Таинственный мир куклы-оберега»

Исследовательский проект  «Таинственный мир куклы-оберега»

Исследовательский проект «Таинственный мир куклы-оберега»

Исследовательский проект  «Таинственный мир куклы-оберега»

Исследовательский проект «Таинственный мир куклы-оберега»

Исследовательский проект  «Таинственный мир куклы-оберега»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2018