Исследовательский проект «В кругу моей семьи»
Оценка 4.7

Исследовательский проект «В кругу моей семьи»

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
воспитательная работа
Детсад
03.08.2018
Исследовательский проект  «В кругу моей семьи»
Название проекта: «В кругу моей семьи» Разработчик: Аникович Наталья Николаевна. Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители. Тип проекта: практико- ориентированный. Продолжительность проекта: долгосрочный. Направление проекта: комплексное (разные виды детской деятельности: познавательно - исследовательская, продуктивная, коммуникативная, музыкальная); Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка»; Актуальность: Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для малыша- это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка появилась идея: создать проект «Герб моей семьи». Поэтому, мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье.
проект в кругу моей семьи.doc
Департамент по социальным вопросам администрации г.Ишима  Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад № 23» города Ишима (МА ДОУ ЦРР д\с № 23) Исследовательский проект  «В кругу моей семьи» Составила: Аникович Наталья Николаевна, воспитатель Содержание. 1. Паспорт проекта…………………………………………………………….3 2. Цель, задачи проекта………………………………………………………7 3. Этапы реализации………………………………………………………….8 4. Формы работы……………………………………………………………...10 5. Методы и приемы…………………………………………………………..11 6. Предполагаемые результаты…………………………………………….12 7. План реализации…………………………………………………………...13 8. Результативность…………………………………………………………..14 9. Используемая литература…………………………………………….….15      10.Приложение…………………………………………………………………16 2 В кругу моей семьи. Паспорт проекта. Семья – любви великой царство. В ней вера, праведность и сила. Семья – опора государства, Страны моей, моей России. В семейном кругу все корни твои И в жизнь ты выходишь из семьи, В семейном кругy мы жизнь создаем, Основа основ родительский дом. Название проекта: «В кругу моей семьи» Разработчик: Аникович Наталья Николаевна. Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители. Тип проекта:  практико­ ориентированный. Продолжительность проекта: долгосрочный. Направление проекта: комплексное (разные виды детской деятельности:  познавательно ­ исследовательская, продуктивная, коммуникативная,  музыкальная); Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,  «Социализация», «Художественное творчество», «Познание», «Чтение  художественной литературы», «Музыка»; Актуальность: Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем  экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция  самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и  личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере  знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка,  порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как  правило, не приносит позитивных результатов. А семья для малыша­ это  мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. С целью  изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей,  установления контакта с её членами, для согласования воспитательных  3 воздействий на ребенка появилась идея: создать проект «Герб моей  семьи». Поэтому, мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость  семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье. Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые  проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление  сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной  жизни. Решение проблемы воспитания основ патриотизма потребовало  новых подходов к организации воспитательно­образовательного процесса. В исследованиях педагогов и психологов раскрыты сущность, содержание, формы и методы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста  (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинский). В отечественной педагогике были разработаны принципы формирования  патриотических чувств и отношений (Р.И. Жуковская). Определено содержание знаний и представлений детей в рамках  патриотического воспитания (М.И. Богомолова, Э.К. Суслова, А.А.  Анциферова и др.), а также условия, необходимые для формирования  патриотических чувств (П.М. Якобсон, А.Г. Ковалев, Т.И. Репина). В этом  аспекте были проведены и психологические исследования в области  формирования моральных чувств как результата специального  воздействия на эмоциональную сферу ребенка (А.В.Запорожец, Н.А.  Менчинская, З.Я. Ибрагимова). Современные исследования, посвященные проблемам патриотического  воспитания, охватывают более широкий спектр вопросов, связанных с  изучением механизмов социализации, формирования социальной  компетентности ребенка и гражданской позиции (Т.Н. Антонова, Т.Т.  Зубова, Е.П. Арнаутова), осознания ребенком самого себя как  представителя человеческого рода (С.А. Козлова, О.А. Князева, С.Е.  Шукшина), восприятия детьми мира предметов (О.В. Дыбина) и др. Нравственно­патриотическое воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. В «Концепции модернизации  российского образования» сформулированы важнейшие цели воспитания:  «Формирование у детей гражданской ответственности и правового  самосознания, духовности и культуры, инициативности,  самостоятельности, способности к успешной социализации и активной  адаптации в жизни». Большое значение для решения этих задач имеет семья, именно семья  является источником и опосредующим звеном передачи ребенку  социально­исторического опыта. В статье 18 Закона РФ "Об образовании"  говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны  заложить первые основы физического, нравственного и  интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте".  Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и  будет важнейшим институтом воспитания патриотических качеств ребенка. 4 Патриотизм применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста,  определяется, как потребность участвовать в посильных делах на благо  семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой  природы; наличие у детей таких качеств, как сочувствие, чувство  собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. В дошкольном возрасте происходит формирование культурно­ценностных  ориентации духовно­нравственной основы личности ребенка, развитие его  эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе,  начинается процесс национально­культурной самоидентификации,  осознания себя в окружающем мире. Данный период в жизни человека  является наиболее благоприятным для эмоционально­психологического  воздействия, так как образы восприятия действительности, культурного  пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти  надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании  патриотизма. Анализируя работы современных исследователей (Л.В. Кокуевой, Т.Н.  Антоновой, Т.Т. Зубовой, Е.П. Арнаутовой и др.), можно говорить о том, что формирование основ патриотизма охватывает более широкий круг задач: ­ формирование духовно­нравственного отношения и чувства  сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу),  родной природе, культурному наследию своего народа; ­ воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих  национальных особенностей, чувства собственного достоинства как  представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям и окружающим  людям; ­ воспитание уважительного отношения к людям, родной земле, символике, традициям и обычаям. Все эти задачи важны и актуальны, однако приоритетной для  формирования основ патриотизма, на наш взгляд, является задача  воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье,  семейным традициям и обычаям. Поэтому задача образовательного  учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей,  родом, родственниками; дать возможность осознавать правила,  регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми  семейных ценностей, традиций, обычаев. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные  эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти  прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в  данном направлении способствует формированию бережного отношения к  семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может  обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен,  поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего  положительного, что накапливается семьей и народом. 5 Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается  интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных,  профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому  семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление  очень важных и глубоких постулатов: ­ корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом  края и страны; ­ семья – ячейка общества, хранительница национальных ценностей. Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном  возрасте, ребенком познаются поведенческие модели, происходит  осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели  воспитания – развитие ребенка как личности, в которой концентрируются  идеалы народа и государства. Семейные ценности ­ это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что  неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и  честность широко признаются как наиболее важные, в то время как  другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для  некоторых людей. Каждый человек придерживается своей личной шкалы  ценностей, характерной только для него. К сожалению, результаты диагностики показывают, что у детей  отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи».  Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи. В семьях не сформированы представления о положительных и  отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи, так как есть  семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка, между  родителями нет согласованности – одни и те же поступки вызывают свои,  не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают  мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи. Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению  семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У  дошкольников в основном нечеткие, неясные, несформированные  представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие  дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно,  не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой  проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения.  Необходимость создания и реализации проекта «Семья» была  обусловлена выше перечисленными факторами. 6 Цель, задачи проекта. ЦЕЛЬ: Формирование патриотических качеств личности через  приобщение детей к семейным традициям и ценностям. ЗАДАЧИ:        Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм  поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию  семейных ценностей. Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и  творческой работы совместно с воспитателями и родителями. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском  саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми)  построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где  ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к  добрым делам для семьи, родного дома, детского сада. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости,  внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем,  кто о них заботится. Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно  проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым  делом. Проблема исследования определяется противоречием между  необходимостью приобщения детей к семейным традициям и обычаям,  повышению интереса к ценностям семьи и отсутствием в ДОУ  7 педагогических условий, способствующих патриотическому воспитанию в  полной мере. Практическая значимость Повышение качества образовательного  процесса по патриотическому воспитанию через организацию совместной  исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов. Создание методической копилки по патриотическому воспитанию. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по  приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям,  поддержание их уверенности в собственных педагогических  возможностях. Создание в группе детского сада условий для обобщения материала по  формированию у старших дошкольников семейных ценностей. Укрепление связи семьи и ДОУ. Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных  традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи. Этапы реализации. 1 этап – организационно ­ диагностический (сентябрь). Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение  перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей,  детей, создания единого социокультурного пространства. Составление  перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению  мероприятий. На первом этапе был разработан паспорт проекта, определялась его цель и основные задачи. Были определены участники проекта. В ходе  реализации группового проекта участниками были воспитанники старшей  группы, педагоги и родители. Были определено содержание проекта,  разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен  план взаимодействия с родителями. 2 этап ­ формирующий (октябрь ­ апрель) Цель: Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском  саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на  основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет  чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес  к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать  уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной  творческой деятельности с детьми, к активной созидательной  воспитательной практике по возрождению семейных традиций. Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках  которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, 8 работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми  проводили занятия по проекту, была организована совместная и  самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с семейными  ценностями. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым  близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Корни связывают его с  родным домом и ближайшим окружением. Поэтому необходимо установить  тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого была  организованна работа, которая включала в себя проведение ряда  консультаций для родителей, а так же родительских собраний по теме  проекта, целью которых было объяснить актуальность, важность  проводимой работы по нравственно­патриотическому воспитанию детей в  ДОУ, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме,  заинтересовать их и сделать своими союзниками. Вся работа по проекту строилась по темам: «Моя семья», «Члены моей  семьи», «Наши имена и фамилии», «Родительский дом ­ начало начал»,  «Мой папа Защитник Отечества», «Моя мама», «Профессии моих  родителей», «Мы помощники». 3 этап­ обобщающий (май) Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности  сопричастности детей к семейным традициям и ценностям семьи. Анализ и  подведение итогов работы. Третий этап включает в себя презентацию проекта, которая проходила в  форме семейной гостиной «Цветок семейного счастья», посвящённой Дню  семьи. В рамках семейной гостиной были организованы стендовая  презентация и выставки творческих работ детей. 9 Формы работы. с детьми:  Беседы  Занятия  Рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций и т.д.  Выставки детских работ по проекту «Семья» в ДОУ.  Дидактические и сюжетно­ролевые игры по проекту «Семья».  Экскурсия в музей «Русская изба».  Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью.  Творческая речевая деятельность.  Утренники, развлечения.  Конкурсы.  Театрализованная деятельность.  Сочинение рассказов и сказок о семье.  Создание мини­проектов.  Видиопросмотры. с родителями.  Наглядная пропаганда,  Беседы и консультации, 10  Коррекционный журнал,  Анкетирование,  Дни открытых дверей,  Круглый стол,  Звездный час  Педагогическая лаборатория  Конкурсы  Семейная гостиная  Семейные мини – проекты Методы и приемы. 1.Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:  метод сравнения  элементарный анализ  метод моделирования и конструирования  метод проектной деятельности  метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и  потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать  метод повторения – важнейший дидактический принцип, без  применения которого не будет прочности знаний в воспитании  чувств. 2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей  при усвоении знаний: 11  игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного  материала и способствуют закреплению чувств  сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально  настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка  разгадать секрет или просто порадоваться 3.Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными  видами деятельности:  прием предложения и обучения способу – воспитатель не только  эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать  желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.  беседа – является связующим звеном 4.Методы коррекции и уточнения:  повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование –  позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании  сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих  знаний  метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа,  сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск  выхода из ситуации, обсуждение способа действия. Предполагаемые результаты. 1.Выставка семейных работ «Наш семейный герб». 2.Праздник «Мама папа я дружная семья». 3. Образовательная деятельность «Родословная моей семьи» Предварительная работа: ­ Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Герб  разных стран», «Семья». ­Рассматривание репродукций о семье и о гербах разных стран. ­ Просмотр научных фильмов «Герб и его значимость», «Что означают  изображения на гербе», «Герб нашего города». Сотрудничество с семьей: ­Консультация  «Как создать герб своей семьи», 12 ­ Консультация  «Нравственно ­ патриотическое воспитание  дошкольников» ­Конкурс семейных гербов «Мой герб ­ моя сила». Взаимодействие со специалистами: ­Спортивный праздник «Наша дружная семья». ­Анкета для родителей «Значимость семьи в жизни ребенка», «Как  создать герб своей семьи». Продукт проектной деятельности: 1.Выставка семейных работ «Наш семейный герб». 2.Праздник «Мама папа я дружная семья». 3. Образовательная деятельность «Родословная моей семьи» План реализации проекта. Формы взаимодействия с детьми по Формы работы с родителями областям 1. Познавательно ­ исследовательская: ­Беседы «Главные символы родного  города», «Гербы разных стран», «Я и моя  семья», «Герб, как источник  вдохновения», «Путешествия нашей  семьи». ­Интегрированная НОД  «Моя семья». ­Решение проблемных ситуаций  «Семейные традиции», «Как быть  послушным». 1.Информационный ­консультации «Патриотическое  воспитание в дошкольном  возрасте», «Воспитание  семейного патриотизма». 2. Практические: ­Презентация «Наш семейный  герб» ­ Конкурс семейных гербов «Мой  герб – моя сила» 13 ­ Фотовыставка «Путешествия  нашей семьи». ­Семейный коллаж «Отдых  нашей семьи». ­Конкурс «Семейный герб ­ наша  сила». ­Привлечение родителей к  подбору книг для чтения. ­Привлечение родителей к  подбору песен о семье ­Игра совместно с родителями и  детьми «В гости», «Накрываем  стол для гостей». 2.Художественное творчество: ­Рисование «Моя семья», «Герб родного  города». ­Изготовление коллажа «Подарок маме». ­Лепка из соленого теста «Мой братик  или сестренка». 3.Чтение художественной литературы: ­В.Осеева «Волшебное слово»,  «Сыновья»; Татарская нар. сказка «Три  сестры»; Русская нар. сказка «Гуси  ­лебеди», «Сестрица Аленушка и братец  Иванушка». ­разучивание стихов: Е. Благинина  «Посидим в тишине». ­составление рассказов «Моя семья»,  «Моя мамочка». 4.Музыка: ­Слушание песен о маме, бабушке, о  сестренке. ­разучивание песен «Моя бабушка»,  «Подарок маме». 5.Социализация: ­Сюжетно­ролевая игра «В гости к  бабушке и дедушке», «Дом», «Семейная  поездка». ­Дидактическая игра «Семья»,  «родство», «Запоминаем имена близких  родственников», « Что мы делаем». Результативность. Работа способствовала:  Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения  детьми своих традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и  настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких  людей в делах, поступках. Проявляется эмоционально –  положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью,  бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникает  желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной  14 деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных  реликвий).  Самореализации родителей как субъектов образовательной  деятельности, возможность конструктивного сотрудничества  педагогов ДОУ с семьями воспитанников, создание благоприятного  микроклимата в детско­родительском коллективе.  Активизации и обогащению педагогических знаний и умений  родителей.  Повышению психолого­педагогической культуры родителей.  Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной  деятельности.  Созданию системы занятий и совместной деятельности: «ребёнок –  педагог» и «ребёнок – родитель» по данной проблеме.  Оснащению предметно – развивающей среды в группе.  Созданию уголка (стенда) по патриотическому воспитанию.  Организации выставки и семейной гостиной в группе детского сада. Благодаря этому проекту укрепились детско­родительские отношения,  расширился кругозор, и обогатился словарный запас детей. Работа по реализации проекта вызвала эмоциональный отклик у всех  участников. А, главное, ещё больше сплотила родителей, детей и  воспитателей. Ведь вместе – мы одна большая семья! Используемая литература. 1. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»:  ­М.: Т.Ц. Сфера, 2005. 2. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: ­М.:  Линка­ Пресс, 2007. 15 3. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: ­М.: Т.У. Сфера, 2004. 4. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: ­М.:  Просвещение, 2001. 5. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5­8 лет» 6. Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5­8лет» 16

Исследовательский проект «В кругу моей семьи»

Исследовательский проект  «В кругу моей семьи»

Исследовательский проект «В кругу моей семьи»

Исследовательский проект  «В кругу моей семьи»

Исследовательский проект «В кругу моей семьи»

Исследовательский проект  «В кругу моей семьи»

Исследовательский проект «В кругу моей семьи»

Исследовательский проект  «В кругу моей семьи»

Исследовательский проект «В кругу моей семьи»

Исследовательский проект  «В кругу моей семьи»

Исследовательский проект «В кругу моей семьи»

Исследовательский проект  «В кругу моей семьи»

Исследовательский проект «В кругу моей семьи»

Исследовательский проект  «В кругу моей семьи»

Исследовательский проект «В кругу моей семьи»

Исследовательский проект  «В кругу моей семьи»

Исследовательский проект «В кругу моей семьи»

Исследовательский проект  «В кругу моей семьи»

Исследовательский проект «В кругу моей семьи»

Исследовательский проект  «В кругу моей семьи»

Исследовательский проект «В кругу моей семьи»

Исследовательский проект  «В кругу моей семьи»

Исследовательский проект «В кругу моей семьи»

Исследовательский проект  «В кругу моей семьи»

Исследовательский проект «В кругу моей семьи»

Исследовательский проект  «В кругу моей семьи»

Исследовательский проект «В кругу моей семьи»

Исследовательский проект  «В кругу моей семьи»

Исследовательский проект «В кругу моей семьи»

Исследовательский проект  «В кругу моей семьи»

Исследовательский проект «В кругу моей семьи»

Исследовательский проект  «В кругу моей семьи»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.08.2018