Исследовательский проект «В кругу моей семьи»

  • Исследовательские работы
  • doc
  • 03.08.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Название проекта: «В кругу моей семьи» Разработчик: Аникович Наталья Николаевна. Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители. Тип проекта: практико- ориентированный. Продолжительность проекта: долгосрочный. Направление проекта: комплексное (разные виды детской деятельности: познавательно - исследовательская, продуктивная, коммуникативная, музыкальная); Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка»; Актуальность: Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для малыша- это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка появилась идея: создать проект «Герб моей семьи». Поэтому, мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье.
Иконка файла материала проект в кругу моей семьи.doc
Департамент по социальным вопросам администрации г.Ишима  Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад № 23» города Ишима (МА ДОУ ЦРР д\с № 23) Исследовательский проект  «В кругу моей семьи» Составила: Аникович Наталья Николаевна, воспитательСодержание. 1. Паспорт проекта…………………………………………………………….3 2. Цель, задачи проекта………………………………………………………7 3. Этапы реализации………………………………………………………….8 4. Формы работы……………………………………………………………...10 5. Методы и приемы…………………………………………………………..11 6. Предполагаемые результаты…………………………………………….12 7. План реализации…………………………………………………………...13 8. Результативность…………………………………………………………..14 9. Используемая литература…………………………………………….….15      10.Приложение…………………………………………………………………16 2В кругу моей семьи. Паспорт проекта. Семья – любви великой царство. В ней вера, праведность и сила. Семья – опора государства, Страны моей, моей России. В семейном кругу все корни твои И в жизнь ты выходишь из семьи, В семейном кругy мы жизнь создаем, Основа основ родительский дом. Название проекта: «В кругу моей семьи» Разработчик: Аникович Наталья Николаевна. Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители. Тип проекта:  практико­ ориентированный. Продолжительность проекта: долгосрочный. Направление проекта: комплексное (разные виды детской деятельности:  познавательно ­ исследовательская, продуктивная, коммуникативная,  музыкальная); Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,  «Социализация», «Художественное творчество», «Познание», «Чтение  художественной литературы», «Музыка»; Актуальность: Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем  экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция  самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и  личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере  знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка,  порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как  правило, не приносит позитивных результатов. А семья для малыша­ это  мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. С целью  изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей,  установления контакта с её членами, для согласования воспитательных  3воздействий на ребенка появилась идея: создать проект «Герб моей  семьи». Поэтому, мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость  семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье. Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые  проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление  сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной  жизни. Решение проблемы воспитания основ патриотизма потребовало  новых подходов к организации воспитательно­образовательного процесса. В исследованиях педагогов и психологов раскрыты сущность, содержание, формы и методы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста  (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинский). В отечественной педагогике были разработаны принципы формирования  патриотических чувств и отношений (Р.И. Жуковская). Определено содержание знаний и представлений детей в рамках  патриотического воспитания (М.И. Богомолова, Э.К. Суслова, А.А.  Анциферова и др.), а также условия, необходимые для формирования  патриотических чувств (П.М. Якобсон, А.Г. Ковалев, Т.И. Репина). В этом  аспекте были проведены и психологические исследования в области  формирования моральных чувств как результата специального  воздействия на эмоциональную сферу ребенка (А.В.Запорожец, Н.А.  Менчинская, З.Я. Ибрагимова). Современные исследования, посвященные проблемам патриотического  воспитания, охватывают более широкий спектр вопросов, связанных с  изучением механизмов социализации, формирования социальной  компетентности ребенка и гражданской позиции (Т.Н. Антонова, Т.Т.  Зубова, Е.П. Арнаутова), осознания ребенком самого себя как  представителя человеческого рода (С.А. Козлова, О.А. Князева, С.Е.  Шукшина), восприятия детьми мира предметов (О.В. Дыбина) и др. Нравственно­патриотическое воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. В «Концепции модернизации  российского образования» сформулированы важнейшие цели воспитания:  «Формирование у детей гражданской ответственности и правового  самосознания, духовности и культуры, инициативности,  самостоятельности, способности к успешной социализации и активной  адаптации в жизни». Большое значение для решения этих задач имеет семья, именно семья  является источником и опосредующим звеном передачи ребенку  социально­исторического опыта. В статье 18 Закона РФ "Об образовании"  говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны  заложить первые основы физического, нравственного и  интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте".  Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и  будет важнейшим институтом воспитания патриотических качеств ребенка. 4Патриотизм применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста,  определяется, как потребность участвовать в посильных делах на благо  семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой  природы; наличие у детей таких качеств, как сочувствие, чувство  собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. В дошкольном возрасте происходит формирование культурно­ценностных  ориентации духовно­нравственной основы личности ребенка, развитие его  эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе,  начинается процесс национально­культурной самоидентификации,  осознания себя в окружающем мире. Данный период в жизни человека  является наиболее благоприятным для эмоционально­психологического  воздействия, так как образы восприятия действительности, культурного  пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти  надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании  патриотизма. Анализируя работы современных исследователей (Л.В. Кокуевой, Т.Н.  Антоновой, Т.Т. Зубовой, Е.П. Арнаутовой и др.), можно говорить о том, что формирование основ патриотизма охватывает более широкий круг задач: ­ формирование духовно­нравственного отношения и чувства  сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу),  родной природе, культурному наследию своего народа; ­ воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих  национальных особенностей, чувства собственного достоинства как  представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям и окружающим  людям; ­ воспитание уважительного отношения к людям, родной земле, символике, традициям и обычаям. Все эти задачи важны и актуальны, однако приоритетной для  формирования основ патриотизма, на наш взгляд, является задача  воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье,  семейным традициям и обычаям. Поэтому задача образовательного  учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей,  родом, родственниками; дать возможность осознавать правила,  регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми  семейных ценностей, традиций, обычаев. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные  эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти  прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в  данном направлении способствует формированию бережного отношения к  семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может  обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен,  поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего  положительного, что накапливается семьей и народом. 5Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается  интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных,  профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому  семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление  очень важных и глубоких постулатов: ­ корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом  края и страны; ­ семья – ячейка общества, хранительница национальных ценностей. Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном  возрасте, ребенком познаются поведенческие модели, происходит  осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели  воспитания – развитие ребенка как личности, в которой концентрируются  идеалы народа и государства. Семейные ценности ­ это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что  неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и  честность широко признаются как наиболее важные, в то время как  другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для  некоторых людей. Каждый человек придерживается своей личной шкалы  ценностей, характерной только для него. К сожалению, результаты диагностики показывают, что у детей  отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи».  Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи. В семьях не сформированы представления о положительных и  отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи, так как есть  семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка, между  родителями нет согласованности – одни и те же поступки вызывают свои,  не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают  мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи. Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению  семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У  дошкольников в основном нечеткие, неясные, несформированные  представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие  дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно,  не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой  проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения.  Необходимость создания и реализации проекта «Семья» была  обусловлена выше перечисленными факторами. 6Цель, задачи проекта. ЦЕЛЬ: Формирование патриотических качеств личности через  приобщение детей к семейным традициям и ценностям. ЗАДАЧИ:        Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм  поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию  семейных ценностей. Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и  творческой работы совместно с воспитателями и родителями. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском  саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми)  построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где  ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к  добрым делам для семьи, родного дома, детского сада. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости,  внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем,  кто о них заботится. Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно  проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым  делом. Проблема исследования определяется противоречием между  необходимостью приобщения детей к семейным традициям и обычаям,  повышению интереса к ценностям семьи и отсутствием в ДОУ  7педагогических условий, способствующих патриотическому воспитанию в  полной мере. Практическая значимость Повышение качества образовательного  процесса по патриотическому воспитанию через организацию совместной  исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов. Создание методической копилки по патриотическому воспитанию. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по  приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям,  поддержание их уверенности в собственных педагогических  возможностях. Создание в группе детского сада условий для обобщения материала по  формированию у старших дошкольников семейных ценностей. Укрепление связи семьи и ДОУ. Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных  традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи. Этапы реализации. 1 этап – организационно ­ диагностический (сентябрь). Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение  перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей,  детей, создания единого социокультурного пространства. Составление  перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению  мероприятий. На первом этапе был разработан паспорт проекта, определялась его цель и основные задачи. Были определены участники проекта. В ходе  реализации группового проекта участниками были воспитанники старшей  группы, педагоги и родители. Были определено содержание проекта,  разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен  план взаимодействия с родителями. 2 этап ­ формирующий (октябрь ­ апрель) Цель: Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском  саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на  основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет  чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес  к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать  уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной  творческой деятельности с детьми, к активной созидательной  воспитательной практике по возрождению семейных традиций. Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках  которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, 8работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми  проводили занятия по проекту, была организована совместная и  самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с семейными  ценностями. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым  близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Корни связывают его с  родным домом и ближайшим окружением. Поэтому необходимо установить  тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого была  организованна работа, которая включала в себя проведение ряда  консультаций для родителей, а так же родительских собраний по теме  проекта, целью которых было объяснить актуальность, важность  проводимой работы по нравственно­патриотическому воспитанию детей в  ДОУ, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме,  заинтересовать их и сделать своими союзниками. Вся работа по проекту строилась по темам: «Моя семья», «Члены моей  семьи», «Наши имена и фамилии», «Родительский дом ­ начало начал»,  «Мой папа Защитник Отечества», «Моя мама», «Профессии моих  родителей», «Мы помощники». 3 этап­ обобщающий (май) Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности  сопричастности детей к семейным традициям и ценностям семьи. Анализ и  подведение итогов работы. Третий этап включает в себя презентацию проекта, которая проходила в  форме семейной гостиной «Цветок семейного счастья», посвящённой Дню  семьи. В рамках семейной гостиной были организованы стендовая  презентация и выставки творческих работ детей. 9Формы работы. с детьми:  Беседы  Занятия  Рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций и т.д.  Выставки детских работ по проекту «Семья» в ДОУ.  Дидактические и сюжетно­ролевые игры по проекту «Семья».  Экскурсия в музей «Русская изба».  Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью.  Творческая речевая деятельность.  Утренники, развлечения.  Конкурсы.  Театрализованная деятельность.  Сочинение рассказов и сказок о семье.  Создание мини­проектов.  Видиопросмотры. с родителями.  Наглядная пропаганда,  Беседы и консультации, 10 Коррекционный журнал,  Анкетирование,  Дни открытых дверей,  Круглый стол,  Звездный час  Педагогическая лаборатория  Конкурсы  Семейная гостиная  Семейные мини – проекты Методы и приемы. 1.Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:  метод сравнения  элементарный анализ  метод моделирования и конструирования  метод проектной деятельности  метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и  потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать  метод повторения – важнейший дидактический принцип, без  применения которого не будет прочности знаний в воспитании  чувств. 2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей  при усвоении знаний: 11 игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного  материала и способствуют закреплению чувств  сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально  настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка  разгадать секрет или просто порадоваться 3.Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными  видами деятельности:  прием предложения и обучения способу – воспитатель не только  эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать  желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.  беседа – является связующим звеном 4.Методы коррекции и уточнения:  повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование –  позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании  сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих  знаний  метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа,  сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск  выхода из ситуации, обсуждение способа действия. Предполагаемые результаты. 1.Выставка семейных работ «Наш семейный герб». 2.Праздник «Мама папа я дружная семья». 3. Образовательная деятельность «Родословная моей семьи» Предварительная работа: ­ Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Герб  разных стран», «Семья». ­Рассматривание репродукций о семье и о гербах разных стран. ­ Просмотр научных фильмов «Герб и его значимость», «Что означают  изображения на гербе», «Герб нашего города». Сотрудничество с семьей: ­Консультация  «Как создать герб своей семьи», 12­ Консультация  «Нравственно ­ патриотическое воспитание  дошкольников» ­Конкурс семейных гербов «Мой герб ­ моя сила». Взаимодействие со специалистами: ­Спортивный праздник «Наша дружная семья». ­Анкета для родителей «Значимость семьи в жизни ребенка», «Как  создать герб своей семьи». Продукт проектной деятельности: 1.Выставка семейных работ «Наш семейный герб». 2.Праздник «Мама папа я дружная семья». 3. Образовательная деятельность «Родословная моей семьи» План реализации проекта. Формы взаимодействия с детьми по Формы работы с родителями областям 1. Познавательно ­ исследовательская: ­Беседы «Главные символы родного  города», «Гербы разных стран», «Я и моя  семья», «Герб, как источник  вдохновения», «Путешествия нашей  семьи». ­Интегрированная НОД  «Моя семья». ­Решение проблемных ситуаций  «Семейные традиции», «Как быть  послушным». 1.Информационный ­консультации «Патриотическое  воспитание в дошкольном  возрасте», «Воспитание  семейного патриотизма». 2. Практические: ­Презентация «Наш семейный  герб» ­ Конкурс семейных гербов «Мой  герб – моя сила» 13­ Фотовыставка «Путешествия  нашей семьи». ­Семейный коллаж «Отдых  нашей семьи». ­Конкурс «Семейный герб ­ наша  сила». ­Привлечение родителей к  подбору книг для чтения. ­Привлечение родителей к  подбору песен о семье ­Игра совместно с родителями и  детьми «В гости», «Накрываем  стол для гостей». 2.Художественное творчество: ­Рисование «Моя семья», «Герб родного  города». ­Изготовление коллажа «Подарок маме». ­Лепка из соленого теста «Мой братик  или сестренка». 3.Чтение художественной литературы: ­В.Осеева «Волшебное слово»,  «Сыновья»; Татарская нар. сказка «Три  сестры»; Русская нар. сказка «Гуси  ­лебеди», «Сестрица Аленушка и братец  Иванушка». ­разучивание стихов: Е. Благинина  «Посидим в тишине». ­составление рассказов «Моя семья»,  «Моя мамочка». 4.Музыка: ­Слушание песен о маме, бабушке, о  сестренке. ­разучивание песен «Моя бабушка»,  «Подарок маме». 5.Социализация: ­Сюжетно­ролевая игра «В гости к  бабушке и дедушке», «Дом», «Семейная  поездка». ­Дидактическая игра «Семья»,  «родство», «Запоминаем имена близких  родственников», « Что мы делаем». Результативность. Работа способствовала:  Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения  детьми своих традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и  настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких  людей в делах, поступках. Проявляется эмоционально –  положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью,  бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникает  желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной  14деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных  реликвий).  Самореализации родителей как субъектов образовательной  деятельности, возможность конструктивного сотрудничества  педагогов ДОУ с семьями воспитанников, создание благоприятного  микроклимата в детско­родительском коллективе.  Активизации и обогащению педагогических знаний и умений  родителей.  Повышению психолого­педагогической культуры родителей.  Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной  деятельности.  Созданию системы занятий и совместной деятельности: «ребёнок –  педагог» и «ребёнок – родитель» по данной проблеме.  Оснащению предметно – развивающей среды в группе.  Созданию уголка (стенда) по патриотическому воспитанию.  Организации выставки и семейной гостиной в группе детского сада. Благодаря этому проекту укрепились детско­родительские отношения,  расширился кругозор, и обогатился словарный запас детей. Работа по реализации проекта вызвала эмоциональный отклик у всех  участников. А, главное, ещё больше сплотила родителей, детей и  воспитателей. Ведь вместе – мы одна большая семья! Используемая литература. 1. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»:  ­М.: Т.Ц. Сфера, 2005. 2. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: ­М.:  Линка­ Пресс, 2007. 153. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: ­М.: Т.У. Сфера, 2004. 4. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: ­М.:  Просвещение, 2001. 5. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5­8 лет» 6. Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5­8лет» 16