Название проекта: «В кругу моей семьи»
Разработчик: Аникович Наталья Николаевна.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.
Тип проекта: практико- ориентированный.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Направление проекта: комплексное (разные виды детской деятельности: познавательно - исследовательская, продуктивная, коммуникативная, музыкальная);
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка»;
Актуальность: Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для малыша- это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка появилась идея: создать проект «Герб моей семьи». Поэтому, мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье.
Департамент по социальным вопросам администрации г.Ишима
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка детский сад № 23» города Ишима (МА ДОУ
ЦРР д\с № 23)
Исследовательский проект
«В кругу моей семьи»
Составила:
Аникович Наталья Николаевна,
воспитательСодержание.
1. Паспорт проекта…………………………………………………………….3
2. Цель, задачи проекта………………………………………………………7
3. Этапы реализации………………………………………………………….8
4. Формы работы……………………………………………………………...10
5. Методы и приемы…………………………………………………………..11
6. Предполагаемые результаты…………………………………………….12
7. План реализации…………………………………………………………...13
8. Результативность…………………………………………………………..14
9. Используемая литература…………………………………………….….15
10.Приложение…………………………………………………………………16
2В кругу моей семьи.
Паспорт проекта.
Семья – любви великой царство.
В ней вера, праведность и сила.
Семья – опора государства,
Страны моей, моей России.
В семейном кругу все корни твои
И в жизнь ты выходишь из семьи,
В семейном кругy мы жизнь создаем,
Основа основ родительский дом.
Название проекта: «В кругу моей семьи»
Разработчик: Аникович Наталья Николаевна.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.
Тип проекта: практико ориентированный.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Направление проекта: комплексное (разные виды детской деятельности:
познавательно исследовательская, продуктивная, коммуникативная,
музыкальная);
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,
«Социализация», «Художественное творчество», «Познание», «Чтение
художественной литературы», «Музыка»;
Актуальность: Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. В
условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем
экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция
самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и
личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере
знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка,
порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как
правило, не приносит позитивных результатов. А семья для малыша это
мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов
семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. С целью
изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей,
установления контакта с её членами, для согласования воспитательных
3воздействий на ребенка появилась идея: создать проект «Герб моей
семьи». Поэтому, мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость
семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать
чувство привязанности к семье.
Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые
проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление
сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной
жизни. Решение проблемы воспитания основ патриотизма потребовало
новых подходов к организации воспитательнообразовательного процесса.
В исследованиях педагогов и психологов раскрыты сущность, содержание,
формы и методы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста
(Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинский).
В отечественной педагогике были разработаны принципы формирования
патриотических чувств и отношений (Р.И. Жуковская).
Определено содержание знаний и представлений детей в рамках
патриотического воспитания (М.И. Богомолова, Э.К. Суслова, А.А.
Анциферова и др.), а также условия, необходимые для формирования
патриотических чувств (П.М. Якобсон, А.Г. Ковалев, Т.И. Репина). В этом
аспекте были проведены и психологические исследования в области
формирования моральных чувств как результата специального
воздействия на эмоциональную сферу ребенка (А.В.Запорожец, Н.А.
Менчинская, З.Я. Ибрагимова).
Современные исследования, посвященные проблемам патриотического
воспитания, охватывают более широкий спектр вопросов, связанных с
изучением механизмов социализации, формирования социальной
компетентности ребенка и гражданской позиции (Т.Н. Антонова, Т.Т.
Зубова, Е.П. Арнаутова), осознания ребенком самого себя как
представителя человеческого рода (С.А. Козлова, О.А. Князева, С.Е.
Шукшина), восприятия детьми мира предметов (О.В. Дыбина) и др.
Нравственнопатриотическое воспитание детей является одной из важных
задач образовательного учреждения. В «Концепции модернизации
российского образования» сформулированы важнейшие цели воспитания:
«Формирование у детей гражданской ответственности и правового
самосознания, духовности и культуры, инициативности,
самостоятельности, способности к успешной социализации и активной
адаптации в жизни».
Большое значение для решения этих задач имеет семья, именно семья
является источником и опосредующим звеном передачи ребенку
социальноисторического опыта. В статье 18 Закона РФ "Об образовании"
говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны
заложить первые основы физического, нравственного и
интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте".
Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и
будет важнейшим институтом воспитания патриотических качеств ребенка.
4Патриотизм применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста,
определяется, как потребность участвовать в посильных делах на благо
семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой
природы; наличие у детей таких качеств, как сочувствие, чувство
собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
В дошкольном возрасте происходит формирование культурноценностных
ориентации духовнонравственной основы личности ребенка, развитие его
эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе,
начинается процесс национальнокультурной самоидентификации,
осознания себя в окружающем мире. Данный период в жизни человека
является наиболее благоприятным для эмоциональнопсихологического
воздействия, так как образы восприятия действительности, культурного
пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти
надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании
патриотизма.
Анализируя работы современных исследователей (Л.В. Кокуевой, Т.Н.
Антоновой, Т.Т. Зубовой, Е.П. Арнаутовой и др.), можно говорить о том, что
формирование основ патриотизма охватывает более широкий круг задач:
формирование духовнонравственного отношения и чувства
сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу),
родной природе, культурному наследию своего народа;
воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих
национальных особенностей, чувства собственного достоинства как
представителя своего народа и толерантного отношения к представителям
других национальностей – сверстникам, их родителям и окружающим
людям;
воспитание уважительного отношения к людям, родной земле, символике,
традициям и обычаям.
Все эти задачи важны и актуальны, однако приоритетной для
формирования основ патриотизма, на наш взгляд, является задача
воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье,
семейным традициям и обычаям. Поэтому задача образовательного
учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей,
родом, родственниками; дать возможность осознавать правила,
регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми
семейных ценностей, традиций, обычаев.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные
эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти
прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в
данном направлении способствует формированию бережного отношения к
семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может
обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен,
поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего
положительного, что накапливается семьей и народом.
5Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается
интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных,
профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому
семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление
очень важных и глубоких постулатов:
корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом
края и страны;
семья – ячейка общества, хранительница национальных ценностей.
Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном
возрасте, ребенком познаются поведенческие модели, происходит
осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели
воспитания – развитие ребенка как личности, в которой концентрируются
идеалы народа и государства.
Семейные ценности это принципы, на которых основывается наша жизнь;
они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что
неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и
честность широко признаются как наиболее важные, в то время как
другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для
некоторых людей. Каждый человек придерживается своей личной шкалы
ценностей, характерной только для него.
К сожалению, результаты диагностики показывают, что у детей
отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи».
Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи.
В семьях не сформированы представления о положительных и
отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи, так как есть
семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка, между
родителями нет согласованности – одни и те же поступки вызывают свои,
не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают
мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи.
Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению
семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У
дошкольников в основном нечеткие, неясные, несформированные
представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие
дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно,
не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой
проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения.
Необходимость создания и реализации проекта «Семья» была
обусловлена выше перечисленными факторами.
6Цель, задачи проекта.
ЦЕЛЬ: Формирование патриотических качеств личности через
приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
ЗАДАЧИ:
Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных
традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм
поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию
семейных ценностей.
Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и
творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском
саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми)
построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где
ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к
добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости,
внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем,
кто о них заботится.
Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно
проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым
делом.
Проблема исследования определяется противоречием между
необходимостью приобщения детей к семейным традициям и обычаям,
повышению интереса к ценностям семьи и отсутствием в ДОУ
7педагогических условий, способствующих патриотическому воспитанию в
полной мере.
Практическая значимость Повышение качества образовательного
процесса по патриотическому воспитанию через организацию совместной
исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.
Создание методической копилки по патриотическому воспитанию.
Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по
приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям,
поддержание их уверенности в собственных педагогических
возможностях.
Создание в группе детского сада условий для обобщения материала по
формированию у старших дошкольников семейных ценностей.
Укрепление связи семьи и ДОУ.
Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных
традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.
Этапы реализации.
1 этап – организационно диагностический (сентябрь).
Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение
перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей,
детей, создания единого социокультурного пространства. Составление
перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению
мероприятий.
На первом этапе был разработан паспорт проекта, определялась его цель
и основные задачи. Были определены участники проекта. В ходе
реализации группового проекта участниками были воспитанники старшей
группы, педагоги и родители. Были определено содержание проекта,
разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен
план взаимодействия с родителями.
2 этап формирующий (октябрь апрель)
Цель: Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском
саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на
основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет
чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес
к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать
уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной
творческой деятельности с детьми, к активной созидательной
воспитательной практике по возрождению семейных традиций.
Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках
которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми,
8работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми
проводили занятия по проекту, была организована совместная и
самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с семейными
ценностями.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым
близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Корни связывают его с
родным домом и ближайшим окружением. Поэтому необходимо установить
тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого была
организованна работа, которая включала в себя проведение ряда
консультаций для родителей, а так же родительских собраний по теме
проекта, целью которых было объяснить актуальность, важность
проводимой работы по нравственнопатриотическому воспитанию детей в
ДОУ, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме,
заинтересовать их и сделать своими союзниками.
Вся работа по проекту строилась по темам: «Моя семья», «Члены моей
семьи», «Наши имена и фамилии», «Родительский дом начало начал»,
«Мой папа Защитник Отечества», «Моя мама», «Профессии моих
родителей», «Мы помощники».
3 этап обобщающий (май)
Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности
сопричастности детей к семейным традициям и ценностям семьи. Анализ и
подведение итогов работы.
Третий этап включает в себя презентацию проекта, которая проходила в
форме семейной гостиной «Цветок семейного счастья», посвящённой Дню
семьи. В рамках семейной гостиной были организованы стендовая
презентация и выставки творческих работ детей.
9Формы работы.
с детьми:
Беседы
Занятия
Рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций и т.д.
Выставки детских работ по проекту «Семья» в ДОУ.
Дидактические и сюжетноролевые игры по проекту «Семья».
Экскурсия в музей «Русская изба».
Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью.
Творческая речевая деятельность.
Утренники, развлечения.
Конкурсы.
Театрализованная деятельность.
Сочинение рассказов и сказок о семье.
Создание минипроектов.
Видиопросмотры.
с родителями.
Наглядная пропаганда,
Беседы и консультации,
10 Коррекционный журнал,
Анкетирование,
Дни открытых дверей,
Круглый стол,
Звездный час
Педагогическая лаборатория
Конкурсы
Семейная гостиная
Семейные мини – проекты
Методы и приемы.
1.Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:
метод сравнения
элементарный анализ
метод моделирования и конструирования
метод проектной деятельности
метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и
потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать
метод повторения – важнейший дидактический принцип, без
применения которого не будет прочности знаний в воспитании
чувств.
2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей
при усвоении знаний:
11 игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного
материала и способствуют закреплению чувств
сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально
настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка
разгадать секрет или просто порадоваться
3.Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными
видами деятельности:
прием предложения и обучения способу – воспитатель не только
эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать
желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.
беседа – является связующим звеном
4.Методы коррекции и уточнения:
повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование –
позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании
сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих
знаний
метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа,
сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск
выхода из ситуации, обсуждение способа действия.
Предполагаемые результаты.
1.Выставка семейных работ «Наш семейный герб».
2.Праздник «Мама папа я дружная семья».
3. Образовательная деятельность «Родословная моей семьи»
Предварительная работа:
Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Герб
разных стран», «Семья».
Рассматривание репродукций о семье и о гербах разных стран.
Просмотр научных фильмов «Герб и его значимость», «Что означают
изображения на гербе», «Герб нашего города».
Сотрудничество с семьей:
Консультация «Как создать герб своей семьи»,
12 Консультация «Нравственно патриотическое воспитание
дошкольников»
Конкурс семейных гербов «Мой герб моя сила».
Взаимодействие со специалистами:
Спортивный праздник «Наша дружная семья».
Анкета для родителей «Значимость семьи в жизни ребенка», «Как
создать герб своей семьи».
Продукт проектной деятельности:
1.Выставка семейных работ «Наш семейный герб».
2.Праздник «Мама папа я дружная семья».
3. Образовательная деятельность «Родословная моей семьи»
План реализации проекта.
Формы взаимодействия с детьми по
Формы работы с родителями
областям
1. Познавательно исследовательская:
Беседы «Главные символы родного
города», «Гербы разных стран», «Я и моя
семья», «Герб, как источник
вдохновения», «Путешествия нашей
семьи».
Интегрированная НОД «Моя семья».
Решение проблемных ситуаций
«Семейные традиции», «Как быть
послушным».
1.Информационный
консультации «Патриотическое
воспитание в дошкольном
возрасте», «Воспитание
семейного патриотизма».
2. Практические:
Презентация «Наш семейный
герб»
Конкурс семейных гербов «Мой
герб – моя сила»
13 Фотовыставка «Путешествия
нашей семьи».
Семейный коллаж «Отдых
нашей семьи».
Конкурс «Семейный герб наша
сила».
Привлечение родителей к
подбору книг для чтения.
Привлечение родителей к
подбору песен о семье
Игра совместно с родителями и
детьми «В гости», «Накрываем
стол для гостей».
2.Художественное творчество:
Рисование «Моя семья», «Герб родного
города».
Изготовление коллажа «Подарок маме».
Лепка из соленого теста «Мой братик
или сестренка».
3.Чтение художественной литературы:
В.Осеева «Волшебное слово»,
«Сыновья»; Татарская нар. сказка «Три
сестры»; Русская нар. сказка «Гуси
лебеди», «Сестрица Аленушка и братец
Иванушка».
разучивание стихов: Е. Благинина
«Посидим в тишине».
составление рассказов «Моя семья»,
«Моя мамочка».
4.Музыка:
Слушание песен о маме, бабушке, о
сестренке.
разучивание песен «Моя бабушка»,
«Подарок маме».
5.Социализация:
Сюжетноролевая игра «В гости к
бабушке и дедушке», «Дом», «Семейная
поездка».
Дидактическая игра «Семья»,
«родство», «Запоминаем имена близких
родственников», « Что мы делаем».
Результативность.
Работа способствовала:
Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения
детьми своих традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и
настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких
людей в делах, поступках. Проявляется эмоционально –
положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью,
бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникает
желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной
14деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных
реликвий).
Самореализации родителей как субъектов образовательной
деятельности, возможность конструктивного сотрудничества
педагогов ДОУ с семьями воспитанников, создание благоприятного
микроклимата в детскородительском коллективе.
Активизации и обогащению педагогических знаний и умений
родителей.
Повышению психологопедагогической культуры родителей.
Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной
деятельности.
Созданию системы занятий и совместной деятельности: «ребёнок –
педагог» и «ребёнок – родитель» по данной проблеме.
Оснащению предметно – развивающей среды в группе.
Созданию уголка (стенда) по патриотическому воспитанию.
Организации выставки и семейной гостиной в группе детского сада.
Благодаря этому проекту укрепились детскородительские отношения,
расширился кругозор, и обогатился словарный запас детей.
Работа по реализации проекта вызвала эмоциональный отклик у всех
участников. А, главное, ещё больше сплотила родителей, детей и
воспитателей. Ведь вместе – мы одна большая семья!
Используемая литература.
1. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»:
М.: Т.Ц. Сфера, 2005.
2. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: М.:
Линка Пресс, 2007.
153. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: М.: Т.У. Сфера, 2004.
4. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: М.:
Просвещение, 2001.
5. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 58 лет»
6. Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 58лет»
16