Исследовательский проект "Зеленые насаждение вокруг школы №2 г Рудня Смоленской области" (4 класс)
Оценка 4.9

Исследовательский проект "Зеленые насаждение вокруг школы №2 г Рудня Смоленской области" (4 класс)

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
окружающий мир
4 кл
09.05.2017
Исследовательский проект "Зеленые насаждение вокруг школы №2 г Рудня Смоленской области" (4 класс)
Презентация - представление данного проекта.
Проект Зеленая зона вокруг школы №2 г.Рудни Смоленской области.doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 ГОРОДА РУДНЯ»

 

 

 

Зелёная зона

вокруг школы №2 г. Рудни

Смоленской области

 

 

 

Выполнила: Титова Алина,

ученица 4-б класса

Руководитель: Рогова

Наталья Николаевна,

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

2015 год

Оглавление

 

 

I.                       Введение ……………………………………………………………….3

II.                    Основная часть…………………………………………………………5

Глава 1. Видовой и количественный состав, состояние

древесных зеленых насаждений вокруг школы …………………………….5

Глава 2. Причины состояния зеленых насаждений, растущих

вокруг школы. Взаимодействие человека на зеленые насаждения………12

Глава 3. Определение значения зеленых насаждений вокруг школы

для учащихся и работников школы…………………………………………14

Глава 4. Выводы………………………………………………………………16

III.                 Заключение…………………………………………………………....17

IV.                Список литературы…………………………………………………...18

V.                   Приложение…………………………………………………………...19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.             Введение

Лес называют легкими планеты, так как он служит источником кислорода в атмосфере. Зеленые насаждения способствуют очищению воздуха от пылевых частиц, создают эстетичный вид и противошумовой эффект.

Много лет назад были посажены зеленые насаждения на территории школьного двора. В настоящее время одни находятся в отличном состоянии, другие – в неудовлетворительном состоянии, некоторые деревья и кустарники погибли, спилили старые, гнилые, угрожающие жизни для учеников.

Для нашего пришкольного участка наличие зеленой зоны имеет большое значение, так как:

·       школа расположена рядом с городской дорогой;

·       зеленые насаждения создают эстетический вид школьной территории;

·       зеленые насаждения посажены давно;

·       состояние древесных насаждений различно по своему состоянию.

В своей работе я решила исследовать пришкольный участок и определить состояние деревьев и кустарников, растущих вокруг школы, определить их значение для учащихся и работников школы.

По теме исследования я провела анкетирование учителей и учеников своего класса, результаты которого представлю в своей работе. (Вопросы анкеты см. в Приложении 1.)

Цель: провести изучение видового состава, состояния зеленых насаждений деревьев и кустарников, определить их значение для учащихся и работников школы вокруг школы № 2 г. Рудни.

Задачи:

1. Определить видовой состав зеленых насаждений.

2. Выяснить количественный состав зеленых насаждений.

3. Установить состояние зеленых насаждений и его причины.

4. Проследить взаимодействие человека на зеленые насаждения.

5. Определить значение зеленых насаждений для учащихся и работников школы.

Предмет исследования: пришкольная территория.

Объект исследования: зеленые насаждения.

Методика исследования:

 1. подготовительный этап:

а) постановка целей и задач исследования,

б) подготовка материалов (изучение литературы) и оборудования (изображения силуэтов деревьев и кустарников, блокнот, карандаш, ластик, фотоаппарат) для проведения исследовательских работ.

2. Проведение исследования:

а) изучаемый проект распределяется на условные учетные участки,

б) выяснение видового и количественного состава деревьев и кустарников на каждом учетном участке,

в) выявление состояния деревьев и кустарников на каждом учетном участке и его причины;

г) определение значения зеленых насаждений вокруг школы для учащихся и работников школы;

д) обобщение полученных в ходе исследовательской работы результатов и подведение итогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.         Основная часть

Глава 1. Видовой и количественный состав, состояние древесных зеленых насаждений вокруг школы.

Зеленые насаждения играют большую роль в создании микроклимата, условий для обработки почвы на открытом участке, предохраняют от сильных ветров, чрезмерного нагревания почву, стены зданий, тротуары. Какие же древесные зеленые насаждения произрастают вокруг школы, сколько их и в каком состоянии находятся?

Результаты анкетирования по вопросам видового состава и состояния древесных насаждений были следующие:

№ п\п

Вопрос

Ответ

Названо деревьев

2

3

4

5

6

7

1.

Какие деревья растут вокруг школы?

1

чел.

9 чел.

7 чел.

2 чел.

1 чел.

1 чел.

2.

Какие кустарники растут вокруг школы?

Названо кустарников (их всего 2)

1

2

1 чел

0 чел.

3.

Удовлетворены ли вы внешним видом школьного двора?

да

нет

не совсем

11 чел.

6 чел.

4 чел.

4.

Удовлетворены ли вы состоянием деревьев и кустарников школьного двора?

да

нет

не совсем

16 чел.

4 чел.

1 чел.

Вывод: большинство участников называют только 3 вида деревьев и не знают названий кустарников, растущих вокруг школы. Чуть более половины удовлетворены внешним видом школьного двора, но большинство участников  удовлетворены состоянием древесных растений.

 

Практическая работа №1. Определить видовой и количественный состав древесных зеленых насаждений.

Вначале я выяснила, что

Видгруппа растений сходных по внешнему и внутреннему строению и растущих на определенной территории.

Видовое составмногообразие (число) видов в определенной  экосистеме (Экологический словарь).

План выполнения практической работы № 1:

1.            Поделить территорию вокруг школы на условные учетные участки по сторонам горизонта.

2.            Выяснить видовой состав деревьев и кустарников на каждом учетном участке.

3.            Выяснить количественный состав деревьев и кустарников на каждом учетном участке.

4.            Установить вид насаждений (рядовая, групповая, одиночные посадки).

Для определения видового состава древесных зеленых насаждений я пользовалась изображением силуэтов растений и их описанием (См. Приложение 2).

Для определения количества насаждений я пользовалась обычным пересчетом деревьев и кустарников.

Для установления вида насаждений производится простой осмотр насаждений.

Практическая работа №2. Определить состояние зеленых насаждений вокруг школы.

План выполнения практической работы № 2:

1.            Изучить растения на учетных участках.

2.            Определить состояние деревьев и кустарников на каждом учетном участке.

Для определения состояния зеленых насаждений я пользовалась следующими критериями:

1. Изучение кроны деревьев.

2. Анализ расположения стволов зеленых насаждений в пространстве.

3. Осмотр коры зеленых насаждений.

4. Оценка  общего внешнего вида.

Результаты двух практических работ я объединила вместе и представила в виде следующих таблиц:

№ п/п

Название

Вид посадки

Количество насаждений

Состояние насаждений

1.

березы

рядовая посадка

12

«хорошее» и «удовлетворительное»

2.

тополя

рядовая посадка

11

«удовлетворительное»

3.

каштаны

рядовая посадка

21

«удовлетворительное»

4.

ели

групповая посадка, одиночные экземпляры

9

«хорошее»

5.

туи

рядовая посадка

8

«хорошее»

6.

сосны

одиночные экземпляры

4

«удовлетворительное»

7.

яблоня

одиночные деревья

2

«удовлетворительное»

8.

кустарники (пузыреплодник)

рядовая посадка

112

«хорошее» и  «удовлетворительное»

9.

кустарники (снежнеягодник)

рядовая посадка

95

«хорошее» и  «удовлетворительное»

Итого                                                              274

Южная сторона

Вывод: из таблицы видно, что на южной стороне произрастают 274 зеленых насаждений: 7 видов деревьев (березы, тополя, туи, ели, сосны, каштаны, яблони) и 2 вида кустарников (снежнеягодник, пузыреплодник). Вид посадки – рядовая и одиночная. Состояние растений – «хорошее» и  «удовлетворительное».

 Западная сторона

№ п/п

Название

Вид посадки

Количество насаждений

Состояние насаждений

1.

березы

рядовая посадка

16

«хорошее» и «удовлетворительное»

2.

тополь

рядовая посадка

3

«хорошее»

3.

липа

рядовая посадка

2

«хорошее»

4.

сосна

одиночные посадки

4

«удовлетворительное» и «неудовлетворительное»

5.

ель

одиночные посадки

3

«удовлетворительное» и «неудовлетворительное»

Итого                                                                28

Вывод: из таблицы видно, что на западной стороне произрастают 28 зеленых насаждений: 5 видов деревьев (березы, тополя, ели, сосны, липы), кустарники отсутствуют. Вид посадки – рядовая и одиночная. Состояние растений – от «хорошего» до «неудовлетворительного».

Северная сторона

№ п/п

Название

Вид посадки

Количество насаждений

Состояние насаждений

1.

береза

рядовая посадка

37

«удовлетворительное»

2.

яблоня

рядовая и одиночная посадка

8

«неудовлетворительное»

3.

ива

групповая посадка

6

«хорошее»

4.

липа

рядовая посадка

5

«хорошее»

5.

ясень

одиночная посадка

2

«удовлетворительное»

6.

сосна

одиночные посадки

2

«неудовлетворительное»

7.

туя

одиночные посадки

2

«неудовлетворительное»

8.

рябина

рядовая посадка

6

«хорошее»

9.

кустарники (снежнеягодник)

рядовая посадка

34

«неудовлетворительное»

10.

кустарники

(пузыреплодник)

рядовая посадка

38

«неудовлетворительное»

Итого                                                            138

Вывод: из таблицы видно, что на северной стороне произрастают 138 зеленых насаждений: 8 видов деревьев (березы, ивы, ясени, туи, ели, сосны, яблони, липы) и 2 вида кустарников (снежнеягодник, пузыреплодник). Вид посадки – рядовая, групповая и одиночная. Состояние растений – от «хорошего» до  «неудовлетворительного».

Восточная сторона

№ п/п

Название

Вид посадки

Количество насаждений

Состояние насаждений

1.

липы

рядовая посадка

11

«хорошее»

2.

березы

рядовая и групповая посадка

9

«удовлетворительное»

3.

тополя

групповая посадка

9

«удовлетворительное»

4.

кустарники (пузыреплодник)

рядовая посадка

28

«удовлетворительное»

Итого                                                            57

Вывод: из таблицы видно, что на восточной стороне произрастают 57 зеленых насаждений: 3 вида деревьев (березы, липы, тополя) и 1 вид кустарников (пузыреплодник). Вид посадки – рядовая, групповая. Состояние растений – «хорошее» и  «удовлетворительное».

В результате проведения практических работ мною был определен и составлен перечень деревьев и кустарников вокруг школы, подсчитано их количество, определено состояние растений и данные занесены в следующую таблицу:

 

 

Виды, количество и состояние зеленых насаждений вокруг школы

№ п/п

Название

Количество насаждений

Состояние насаждений

1.

кустарник

(пузыреплодник)

177

«хорошее», «удовлетворительное»

 «неудовлетворительное»

2.

кустарник (снежнеягодник)

129

«хорошее», «удовлетворительное»

 «неудовлетворительное»

3.

береза

75

«хорошее» и «удовлетворительное»

4.

ель

12

«хорошее», «удовлетворительное»

 «неудовлетворительное»

5.

ива

6

«хорошее»

6.

каштан

21

 «удовлетворительное»

7.

липа

18

«хорошее»

8.

рябина

6

«хорошее»

9

сосна

10

«хорошее», «удовлетворительное»

 «неудовлетворительное»

10.

тополь

23

«хорошее» и «неудовлетворительное»

11.

туя

10

«хорошее» и «неудовлетворительное»

12.

яблоня

10

 «удовлетворительное» и

 «неудовлетворительное»

13.

ясень

2

 «удовлетворительное»

Итого                                               509

 

Вывод по таблице и по главе 1: видовой состав древесных насаждений вокруг школы представлен достаточно широким видовым составом (13): 11 видов деревьев (береза, рябина, ель, сосна, каштан, ясень, ива, туя, тополь, липа, яблоня) и 2 вида кустарников (пузыреплодник, снежнеягодник). Общее количество –  509 штук, из них 306 взрослых деревьев.

Состояние деревьев различно. У большинства насаждений оно «хорошее» и «удовлетворительное».

При сравнении результатов анкетирования и моего исследования я увидела, что учителя и учащиеся плохо знают видовой состав древесных растений вокруг школы. Участники анкетирования согласны, что состояние деревьев и кустарников удовлетворительное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Причины состояния зеленых насаждений, растущих вокруг школы. Взаимодействие человека на зеленые насаждения.

Я считаю, что школьный двор является эффективным средством формирования экологической, эстетической культуры учащихся.  Постоянно  проводится работа по благоустройству двора. Но каковы же причины состояния зеленых насаждений вокруг школы, и какую роль играет здесь человеческий фактор?

На вопрос анкеты «От чего зависит состояние деревьев и кустарников, которые растут вокруг школы?» ответили:

·        от ухода за ними –14 человек,

·        от почвы – 2 человека,

·        от людей, от человека – 3 человека,

·          от времени года, от тепла – 2 человека.

«Есть ли негативное влияние человека на деревья и кустарники, растущие вокруг школы?»

·        да – 7 человек,

·        нет – 14 человек.

Практическая работа № 3. Установить причины состояния зеленых насаждений. Проследить взаимодействие человека на зеленые насаждения.

План проведения практической работы:

1.            Осмотреть зеленые насаждения и определить причины состояния зеленых насаждений.

2.            Выявить причины состояния зеленых насаждений, зависящие от человека.

Из уроков окружающего мира я знала, что рост и состояние растений зависит от сторон горизонта. Я решила это проверить. Свои наблюдения я занесла в следующую таблицу:

№ п/п

Название

Юг

Запад

Восток

Север

1.

березы

«хор.» и «удовлетв.»

«хор.» и «удовлетв.»

«удовлетв.»

«удовлетв.»

2.

тополя

«удовлетв.»

«хор.»

«удовлетв.»

3.

ели

«хор.»

«удовлетв.» и «неудовлетв.»

4.

туи

«хор.»

«неудовлетв.»

5.

сосны

«удовлетв.»

«удовлетв.» и «неудовлетв.»

6.

кустарники

«хор.» и  «удовлетв.»

«удовлетв.»

«неудовлетв.»

7.

яблоня

«удовлетв.»

«неудовлетв.»

8.

липа

«хор.»

«хор.»

«хор.»

Вывод: из таблицы видно, что причины воздействия на зеленые насаждения могут зависеть от сторон горизонта. Оно ухудшается на северной и западной стороне. А вот состояние берез и тополей на всех сторонах горизонта остаются почти одинаковым – «хорошим» и «удовлетворительным»

Продолжив исследование зеленых насаждений на территории вокруг школы, я установила и другие причины состояния зеленых насаждений (см. Приложение 3, 4) и заполнила следующую таблицу:

Причины

Положительное воздействие

Отрицательное воздействие

Сторона горизонта

+

+

Частота посадок

-

+

Воздействие человека

·     Развешивание кормушек и скворечников.

·    Спил опасных деревьев, засохших веток.

 

·  Порча стволов деревьев креплением табличек.

·  Оставление спиленных стволов.

·  Надрезы на стволах, сломы веток.

·  Вытаптывание.

 

Мои исследования подтвердили результаты анкетирования: отрицательное воздействие человека на зеленые насаждения есть, но его не так много.  

 

 
Вывод по таблице и главе 2: из таблицы видно, что причины воздействия на зеленые насаждения могут зависеть от сторон горизонта, от частоты посадки, от человека. Воздействие есть как положительным, так и отрицательным.

 

 

Глава 3. Определение значения зеленых насаждений вокруг школы для учащихся и работников школы

Значение зеленых растений в природе исключительно велико. Они обогащают атмосферу кислородом, необходимым для дыхания всех живых организмов, очищают загрязненный воздух, поглощая из него углекислый газ.

У меня возник вопрос: «Могут ли растения возле школы дать нам нужное количество кислорода, могут ли они переработать весь углекислый газ, который выделяется всеми обитателями школы?»

Все участники анкетирования положительно ответили на вопрос «Хватает ли всем ученикам и работником школы кислорода, выделяемого деревьями и кустарниками, растущими вокруг школы?». Все участники анкетирование ответили положительно.

Попробую и я ответить на этот вопрос, решив задачи, которые мне предложила моя учительница.

Задача 1: Вокруг школы 306 взрослых растений. Дерево средней величины может обеспечить дыхание 3-х человек. Хватит ли этого кислорода для дыхания всему коллективу школы, состоящего из 541 учащегося и 72 работников?

Решение:

1.            306 х 3 = 918(ч.) – обеспечат кислородом взрослые деревья, растущие вокруг школы.

2.            541+72=613(ч) – всего в школе.

3.            918ч>613ч.

Ответ: все обитатели школы с избытком обеспечиваются кислородом, выделенным зелеными насаждениями нашей школы.

Вывод: я установила, что кислорода хватит всем обитателям школы с избытком. Я предполагаю, что его хватит и тем, кто ежедневно посещает школу (родители, гости и др.)

Задача 2: Хватит ли  зеленых насаждений вокруг школы, чтобы поглотить весь углекислый газ, выделяемый обитателями школы за 6 часов (средняя продолжительность пребывания 1 человека в школе)?

Дополнительные сведения:

В школе 541 ученик и 72 работника.

Площадь древесных насаждений вокруг школы – приблизительно 1,5 га (15000 м2)

50 м2 зеленого леса поглощает за 6 час углекислого газа столько же, сколько его выделяет при дыхании за 6 часов один человек, т.е. 20 г.

Решение:

1.            15000:50ּ20=6000(г.)=6кг. – углекислого газа поглощают зеленые насаждения вокруг школы за 6 часов.

2.            541+72=613(ч) – всего в школе.

3.            61320 ּ=1226 (г) – углекислого газа выделят при дыхании все обитатели школы за 6 часов.

6000г > 1226г

Ответ: хватит

Вывод:  весь углекислый газ, который выделяют ученики, поглощается растениями вокруг школы с избытком.

 

Вывод по главе 3: я ответила на поставленный мною вопрос «Могут ли растения возле школы дать нам нужное количество кислорода, могут ли они переработать весь углекислый газ?» положительно. Кислорода, вырабатываемого растениями вокруг школы, хватит и родителям и гостям нашей школы. Также растения справятся и с дополнительно выработанным углекислым газом. Мои исследования также подтвердили результаты анкетирования.

 

VI.      Глава 4. Выводы.

В результате выполнения исследовательской работы я пришла к следующим выводам:

1)           Видовой состав зоны зеленых насаждений вокруг школы представлен достаточно широким видовым составом (13 видов): 11 видов деревьев (береза, рябина, ель, сосна, каштан, ясень, ива, туя, тополь, липа, яблоня) и 2 вида кустарников (пузыреплодник, снежнеягодник). Общее количество –  509 штук, из них 306 взрослых деревьев.

2)           Состояние деревьев различно. У большинства насаждений оно «хорошее» и «удовлетворительное».

3)           Причины воздействия на зеленые насаждения могут быть:

·              положительными (южная и западная стороны горизонта, редкие посадки, развешивание кормушек и скворечников, спил опасных деревьев, засохших веток),

·              отрицательными (северная и восточная стороны горизонта, частота посадок, порча стволов деревьев креплением табличек, оставление спиленных стволов на месте спила, надрезы на стволах, сломы веток, вытаптывание.),

·              зависеть от сторон горизонта,

·              от частоты посадки,

·              от воздействия человека.

4)           Растения вокруг школы могут дать нам нужное количество кислорода, могут так же  переработать весь углекислый газ? Кислорода, вырабатываемого растениями вокруг школы, хватит и родителям и гостям нашей школы. Также растения справятся и с дополнительно выделенным углекислым газом.

5)           Я училась проводить анкетирование и обобщать результаты, составлять таблицы, делать выводы.

 

 

 

VII.  Заключение

Наша задача сохранить зону зеленых насаждений вокруг школы. Для этого необходим их постоянный мониторинг. Я хотела бы еще определить, и другие значения зеленых насаждений вокруг школы для учащихся и работников школы (очищение воздуха деревьями от пыли и сажи, увеличение влажности воздуха, как зеленые насаждения задерживают ветер, сохраняя тепло в классах и др.)

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII.    Список литературы

 

1.            Закон «Об охране окружающей природной среды» (с изменениями на 2 июня 1993г.) ст.67 «Охрана зелёных зон»

2.            Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды» от 10.01.2002 № 7 – ФЗ ст.4.3. 

3.            Васильев Я. Я., Уханов В. В. Деревья и кустарники СССР. Дикорастущие, культивируемые и перспективные для интродукции, М.—Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1949.

4.            Чельцова Е.В. Деревья раскрывают секреты. Лес и человек – Ежегодник, 1990 – М.: Лесн. Пром-сть, 1989, с. 126.

5.            Якубов Х.Г., Петина О.Ю. «Зелёные насаждения как фактор оздоровления городской среды обитания» ОАО “Прима-М“ Москва

6.            http://forum.ihunter.ru/index.php?showtopic=1966

7.            http://ru.wikipedia.org/wiki/Ель_сибирская

8.            http://www.forest.ru/rus/basics/glossary/articles/el.html 

9.            http://flower.onego.ru/conifer/picea.html 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IX.      Приложение

 

 




Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Оглавление I.

Оглавление I.

I. Введение

I. Введение

Предмет исследования: пришкольная территория

Предмет исследования: пришкольная территория

I. Основная часть

I. Основная часть

Практическая работа №1. Определить видовой и количественный состав древесных зеленых насаждений

Практическая работа №1. Определить видовой и количественный состав древесных зеленых насаждений

Изучение кроны деревьев. 2.

Изучение кроны деревьев. 2.

Состояние растений – «хорошее» и «удовлетворительное »

Состояние растений – «хорошее» и «удовлетворительное »

Итого 138

Итого 138

Виды, количество и состояние зеленых насаждений вокруг школы № п/п

Виды, количество и состояние зеленых насаждений вокруг школы № п/п

Вывод по таблице и по главе 1: видовой состав древесных насаждений вокруг школы представлен достаточно широким видовым составом (13): 11 видов деревьев (береза, рябина, ель,…

Вывод по таблице и по главе 1: видовой состав древесных насаждений вокруг школы представлен достаточно широким видовым составом (13): 11 видов деревьев (береза, рябина, ель,…

Глава 2. Причины состояния зеленых насаждений, растущих вокруг школы

Глава 2. Причины состояния зеленых насаждений, растущих вокруг школы

Вывод: из таблицы видно, что причины воздействия на зеленые насаждения могут зависеть от сторон горизонта

Вывод: из таблицы видно, что причины воздействия на зеленые насаждения могут зависеть от сторон горизонта

Глава 3. Определение значения зеленых насаждений вокруг школы для учащихся и работников школы

Глава 3. Определение значения зеленых насаждений вокруг школы для учащихся и работников школы

Задача 2: Хватит ли зеленых насаждений вокруг школы, чтобы поглотить весь углекислый газ, выделяемый обитателями школы за 6 часов (средняя продолжительность пребывания 1 человека в…

Задача 2: Хватит ли зеленых насаждений вокруг школы, чтобы поглотить весь углекислый газ, выделяемый обитателями школы за 6 часов (средняя продолжительность пребывания 1 человека в…

I. Глава 4

I. Глава 4

I. Заключение

I. Заключение

I. Список литературы 1

I. Список литературы 1

I. Приложение

I. Приложение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2017