Кафедра исторического и социально-экономического образования
Итоговая работа
по программе повышения квалификации
"Конструирование учебных заданий по обществознанию при подготовке к ЕГЭ"
по теме: « Комплект учебных заданий по теме:
«Истина и ее критерии»
1. ВЫБОР ОДНОГО ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ВАРИАНТОВ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ ИЗ ПРЕДЛОЖЕННОГО ПЕРЕЧНЯ ОТВЕТОВ. 2
2. ВЫЯВЛЕНИЕ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПОНЯТИЙ С ПОМОЩЬЮ СХЕМ И ТАБЛИЦ. 3
3. УСТАНОВЛЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ ПОЗИЦИЙ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ В ДВУХ МНОЖЕСТВАХ 3
4. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ФАКТОВ И МНЕНИЙ. 3
5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПРЕДЛАГАЕМОМУ КОНТЕКСТУ………………………………………………………………….…9
Кафедра исторического и социально-экономического
образования
Итоговая работа
по программе повышения квалификации
"Конструирование учебных заданий по обществознанию при
подготовке к ЕГЭ"
по теме: « Комплект учебных заданий по теме:
«Истина и ее критерии»
1Содержание
1. ВЫБОР ОДНОГО ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ВАРИАНТОВ ПРАВИЛЬНЫХ
ОТВЕТОВ ИЗ ПРЕДЛОЖЕННОГО ПЕРЕЧНЯ ОТВЕТОВ..............................................
2.ВЫЯВЛЕНИЕ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПОНЯТИЙ С ПОМОЩЬЮ
СХЕМ И ТАБЛИЦ.......................................................................................................................
ТЕРМИНЫ.....................................................................................................................................
ОПРЕДЕЛЕНИЯ..........................................................................................................................
ИСТИНА........................................................................................................................................
ИСЧЕРПЫВАЮЩЕЕ, ПОЛНОЕ, ДОСТОВЕРНОЕ ЗНАНИЕ ОБ
ОБЪЕКТИВНОМ МИРЕ............................................................................................................
……..................................................................................................................................................
ЭКСПЕРИМЕНТ ИЛИ ПРАКТИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ
ПРЕДМЕТАМИ............................................................................................................................
3. УСТАНОВЛЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ ПОЗИЦИЙ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ В
ДВУХ МНОЖЕСТВАХ...............................................................................................................
4. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ФАКТОВ И
МНЕНИЙ.......................................................................................................................................
6. НАХОДИТЬ, ОСОЗНАННО ВОСПРИНИМАТЬ И ТОЧНО
ВОСПРОИЗВОДИТЬ ИНФОРМАЦИЮ, СОДЕРЖАЩУЮСЯ В ТЕКСТЕ И
ПРИМЕНЯТЬ ИХ В ЗАДАННОМ КОНТЕКСТЕ...............................................................
7. САМОСТОЯТЕЛЬНО РАСКРЫВАТЬ СМЫСЛ КЛЮЧЕВЫХ
ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ И ПРИМЕНЯТЬ ИХ В ЗАДАННОМ
КОНТЕКСТЕ..............................................................................................................................
9. ПРИМЕНЯТЬ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ
РЕШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО АКТУАЛЬНЫМ
СОЦИАЛЬНЫМ ПРОБЛЕМАМ............................................................................................
10.СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ, ОБОБЩАТЬ СОЦИАЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ,
УСТАНАВЛИВАТЬ И ОТРАЖАТЬ В СТРУКТУРЕ ПЛАНА СТРУКТУРНЫЕ
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ИЕРАРХИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ СВЯЗИ СОЦИАЛЬНЫХ
ОБЪЕКТОВ, ЯВЛЕНИЙ, ПРОЦЕССОВ..............................................................................
11. РАСКРЫВАТЬ СМЫСЛ АВТОРСКОГО СУЖДЕНИЯ, ПРИВЛЕКАТЬ
ИЗУЧЕННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК,
САМОСТОЯТЕЛЬНО ФОРМУЛИРОВАТЬ И КОНКРЕТИЗИРОВАТЬ
ПРИМЕРАМИ СОБСТВЕННЫЕ СУЖДЕНИЯ, ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ..........................
1. ИСТИНА, КРИТЕРИИ ИСТИНЫ HTTP://SCORCHER.RU/........................................
21. ВЫБОР ОДНОГО ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ВАРИАНТОВ ПРАВИЛЬНЫХ
ОТВЕТОВ ИЗ ПРЕДЛОЖЕННОГО ПЕРЕЧНЯ ОТВЕТОВ.
1.Исчерпывающее, раз и навсегда установленное знание – это
1) научное понятие 3) народная мудрость
2) относительная истина 4) абсолютная истина1
1 Лазебникова А.Ю. ЕГЭ. Обществознание: сборник заданий: методическое пособие для подготовки к
экзамену. М.: Экзамен, 2015, с.13
32. И абсолютная, и относительная истины
1) всегда подтверждаются в эксперименте
2) носят объективный характер
3) дают исчерпывающееся знание о предмете
44) могут быть со временем опровергнуты2
3. Истинное знание, в отличие от ложного
1) создается в результате познавательной деятельности
2) требует усилий для понимания
3) соответствует предмету познания
2 Там же, с. 16
54) является результатом наблюдений3
2.ВЫЯВЛЕНИЕ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПОНЯТИЙ С ПОМОЩЬЮ
СХЕМ И ТАБЛИЦ.
1. Какое слово пропущено в схеме?
Истина
…………
Объективн
ая
Абсолютна
я
2. Какое слово пропущено в таблице?
Виды
Абсолютная истина
……………
Характеристика
Исчерпывающее, полное,
достоверное знание об
объективном мире
Достоверное знание, не
зависящее от мнений и
пристрастий людей
3. Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы.
3 Там же, с. 21
6Термины
Истина
……..
Определения
Исчерпывающее, полное, достоверное
знание об объективном мире
Эксперимент или практическое
взаимодействие с другими
предметами
3. УСТАНОВЛЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ ПОЗИЦИЙ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ В
ДВУХ МНОЖЕСТВАХ
1. Соотнесите данные с формами истины
Формы истины Примеры
А. Абсолютная
Б. Относительная
1) В 1688 г. были открыты
красные кровяные тельца-
эритроциты
2) В 1690г. проведено
наблюдение поляризации
света
3) земля вертится
4) скорость вращения Земли
460 м/с
5) Земля- планета Солнечной
системы
2. Установите соответствие: к каждой позиции, данной в первом
столбце, подберите все соответствующие позиции из второго
столбца.
71.Объективная истина
3. Абсолютная истина
2. Относительная истина
А. Достоверное знание,
зависящее от мнений и
пристрастий
Б. Исчерпывающее, полное
досто-верное знание об
объективном мире
В. Знание, дающее
приблизительное и неполное
отражение действительности
Г. Ограниченное знание об
объекте в каждый данный
момент
Д. Информация,
соответствующая
действительному положению
вещей
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими
буквами.
Ответ:
4. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ФАКТОВ И
МНЕНИЙ.
1. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение
которого обозначено определенной буквой.
8(А) Истина не существует в природе сама по себе в виде чего-то. (Б)
Это - человеческая абстракция для обозначения того утверждения,
которое оправдывается реально, в действительности в рамках
определенных условий (граничных условий, в которых утверждение
верно). (В) Таким образом, истина - определенное граничными
условиями, адекватное реальности утверждение. (Г)Неадекватное
реальности утверждение называется ложью. (Д)Критерием истины
является положительный результат такого сравнения в случае, если
вообще возможно сравнение4
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру,
выражающую его характер.
Ответ:
А
Б
В
Г
Д
2. (А) Любое истинное знание (в науке, в философии, искусстве и т.п.) определяется в
своем содержании и применении данными условиями места, времени и многими
другими специфическими обстоятельствами.
4 Истина, критерии истины http://scorcher.ru/
9(Б) Противоположностью истины и вместе с тем необходимым моментом движения
познания к ней является заблуждение. (В) Критерии истины подразделяются на
эмпирические (опыт, практика) и внеэмпирические (логические, теоретические, а
также такие, как простота, красота, внутреннее совершенство знаний и т.п.)”. (Г) Но
это определение достаточно неполно, и его следует раскрыть более подробно. (Д)
Особое внимание, я считаю, нужно уделить такому вопросу, как критерии истины.5
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру,
выражающую его характер.
Ответ:
А
Б
В
Г
Д
3. (А) Познание начинается с непосредственного воздействия вещей
(объектов) на чувственные способности человека. (Б) Посредством
чувств он получает первые данные о внешнем мире. (В)
Человеческие органы чувств – это те "окна", через которые природа
"входит" в человека, а человек всматривается в природу. (Г) Можно
сказать иначе: чувства – это те "окна", через которые природа
всматривается в самое себя.
(Д) Природа раскрывает свои
сущностные свойства, но раскрывает не сразу, не полностью, а
заставляет человека использовать для этого имеющийся у него
инструмент – разум (мышление).
5Банк рефератов. Истина и круг ее проблем http://xreferat.ru/
10115. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ
ПРЕДЛАГАЕМОМУ КОНТЕКСТУ.
1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд
слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо
вставить на место пропусков.
«Целью познания является __________(А) …Свойством истины
является ________(Б) - , т.е. соответствие реальному объекту,
независимо от воли и желания познающего субъекта, т.е. человека.
В тоже время человеческая истина всегда относительна, т.е. это
знание неполное - пределами
познанного всегда остается
неизведанное, пока еще не открытое людьми. Всякий познаваемый
объект на самом деле сложнее, многограннее, чем то, что мы о нем
знаем. Важным свойством истины является ________(В), т.е.
бесконечность познания, накопления знаний о мире.
В то же время знание о каком-то объекте действительности
может быть исчерпывающим. Такое знание понимается учеными как
__________(Г) истина. Абсолютная и относительная истина служат
моментами истины ________(Д)…Истине противоречит в познании
______(Е) – неправда, искажение действительного состояния дел,
имеющее целью ввести
кого-либо в обман».6
6 Кишенкова О,В, ГИА. Обществознание: универсальный справочник. М.: Яуза – пресс, 2014, с. 76.
12Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово
может быть использовано только один раз.
Выбирайте
последовательно одно слово за другим. Мысленно заполняя каждый
пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем
вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) знание 4) истина 7) относительная
2) объективность 5) субъективность 8) абсолютная
3) ложь 6) процессуальность 9)
объективная
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие
пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер
выбранного вами слова.
Ответ:
А
Б
В
Г
Д
Е
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех
остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру,
под которой оно указано.
1) абсолютная истина; 2) относительная истина; 3) объективная
истина; 4) заблуждение; 5) истина.
Ответ:________
133. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключение двух,
связаны с понятием «истина». Найдите два термина, «выпадающие»
из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рациональное познание 4) критерий истины
2) абсолютная истина 5) относительная истина;
3) объективная истина; 6) суждения.
Ответ:________
146. НАХОДИТЬ, ОСОЗНАННО ВОСПРИНИМАТЬ И ТОЧНО
ВОСПРОИЗВОДИТЬ ИНФОРМАЦИЮ, СОДЕРЖАЩУЮСЯ В ТЕКСТЕ И
ПРИМЕНЯТЬ ИХ В ЗАДАННОМ КОНТЕКСТЕ.
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Как известно, объективная истина есть содержание знаний, не
зависящее ни от человека, ни от человечества: это – адекватное
отражение субъектом окружающего мира. Общая характеристика
истины применима к любой форме познания - и к естественно-
научному, и к социальному отражению. Однако, отмечая
общность, следует видеть и специфику проявления истины в
отражении общественных явлений. Необходимо учитывать
особенности и объекта и субъекта познания, их отношений…
Объективная истина в общественных науках.,
как ив
естествознании одна. Иначе быть не может, если строго
придерживаться критерия научности в социальном познании. Но
очевидно также и то, что процесс постижения объективной
истины столь же труден, сколь и бесконечен. Развитие
социального знания идет путем борьбы противоположных
взглядов, концепций и теорий, путем их систематического
пересмотра. Единственный объективный критерий истины - это
практика. При этом надо всегда иметь ввиду, что критерием
истины является не единичный опыт, не единовременный акт
проверки, а общественная практика в ее историческом измерении.
Однако практика является относительным критерием социальной
истины в том смысле, что она указывает истинность знания
только для определенных исторических условий. Критерием
практики настолько «определен», чтобы отличить объективные
знания от субъективных мнений и идеалистических заблуждений,
15чтобы стимулировать творческое развитие социального познания,
и в тоже время настолько «неопределен», чтобы не позволять
знаниям человека превратиться в «абсолют».7
1. Какие два определения объективной истины даны автором ?
2. О каких двух особенностях практики как критерия истины в
общественных науках говорится в тексте?
3. Охарактеризуйте, опираясь на знания курса, особенности
объекта, субъекта и результатов социального познания.
4. Приведите 3 примера, подтверждающих 3 любых утверждения
авторов (по вашему выбору). В каждом случае напишите
сначала утверждение, а затем – соответствующий пример.
7 Боголюбов Л. Н. Обществознание.10 класс: учеб. для общеобразоват .организаций :профил. уровень / Л.Н. Боголюбов и др. М.:
Просвещение, 2013, с. 230
167.
САМОСТОЯТЕЛЬНО РАСКРЫВАТЬ СМЫСЛ КЛЮЧЕВЫХ
ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ И ПРИМЕНЯТЬ ИХ В ЗАДАННОМ
КОНТЕКСТЕ.
1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина» ?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два
предложения: одно предложение содержащее информацию о
формах истины, и одно предложение о критериях истины.
Комментарии: выполнение данного задания открывает три
источника информации, позволяющих судить об уровне
подготовки учащихся:
1) определение (раскрытие смысла) указанного базового понятия,
2) использование данного понятия в правильном контексте
(включение его в связи с другими понятиями, формулирование
понятий).
3) Характер приводимых суждений (предложений) с точки зрения
их корректности
178.
КОНКРЕТИЗИРОВАТЬ ПРИМЕРАМИ ИЗУЧЕННЫЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПОНЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ
НАУК, ФОРМИРУЮЩИХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИЙ КУРС.
1. Назовите три формы истины и проиллюстрируйте каждую из них
соответствующими примерами.
Для выполнения задания вспомните три формы истины. Затем
приведите примеры, раскрывающие формы истины.
18ПРИМЕНЯТЬ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ
9.
РЕШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО АКТУАЛЬНЫМ
СОЦИАЛЬНЫМ ПРОБЛЕМАМ.
1.Долгое время люди считали, что Земля плоская. Чем с точки
зрения современных научных взглядов является это представление:
относительной истиной или заблуждением?
Поясните свой ответ и приведите по одному примеру заблуждения и
относительной истины в познании мира.8
2.К какой точке зрения на познаваемость мира близка позиция
французского математика, физика и философа Ж. Пуанкаре: «
Основные положения геометрии Евклида суть также не что иное,
как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться,
истинны ли они или ложны. Как задавать вопрос, истинна или ложна
метрическая система. Эти соглашения только удобны»? Свой ответ
аргументируйте.
8 Пазин Р. В. Обществознание.10-11 классы. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ.Ростов н/ Д.:
Легион,2014
1910.СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ, ОБОБЩАТЬ СОЦИАЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ,
УСТАНАВЛИВАТЬ И ОТРАЖАТЬ В СТРУКТУРЕ ПЛАНА СТРУКТУРНЫЕ
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ИЕРАРХИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ СВЯЗИ СОЦИАЛЬНЫХ
ОБЪЕКТОВ, ЯВЛЕНИЙ, ПРОЦЕССОВ.
1. Истина и ее критерии.
2. Практика-критерий истины
3. Познание и истина
204. Истина и заблуждение
11. РАСКРЫВАТЬ СМЫСЛ АВТОРСКОГО СУЖДЕНИЯ, ПРИВЛЕКАТЬ
ИЗУЧЕННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК,
САМОСТОЯТЕЛЬНО ФОРМУЛИРОВАТЬ И КОНКРЕТИЗИРОВАТЬ
ПРИМЕРАМИ СОБСТВЕННЫЕ СУЖДЕНИЯ, ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ.
1. « Мы не должны дозволить никому переделывать историческую
истину» (Н. Пирогов)
2. « Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе
практика» (Л. Фейербах)
3. В спорах забывается истина. Прекращает спор умнейший» (Л.
Толстой)9
9 Пазин Р. В. Обществознание.10-11 классы. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ.Ростов н/ Д.:
Легион,2014,с 116.
21СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Боголюбов Л.Н.
для
1.
общеобразоват. организаций: профил. уровень / Л.Н. Боголюбов и др.
М.: Просвещение, 2013.
Обществознание.10 класс: учеб.
2. Кишенкова О. В. ГИА. Обществознание: универсальный справочник. М.: Яуза –
пресс, 2014.
3. Лазебникова А.Ю. ЕГЭ. Обществознание: сборник заданий: методическое пособие
для подготовки к экзамену. М.: Экзамен, 2015.
4. Пазин Р. В. Обществознание.10-11 классы. Задания высокого
уровня сложности на ЕГЭ. Ростов н/ Д.: Легион, 2014.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Истина, критерии истины http://scorcher.ru/
2. Банк рефератов. Истина и круг ее проблем http://xreferat.ru/
2223