Истоки возникновения авторской песни
Авторской, или бардовской песней называют современный жанр устной «поющейся поэзии», которая возникла на рубеже 1950 – 1960-х годов в молодежной культуре студенчества и интеллектуалов.
«Поющаяся поэзия» - древнейший вид творчества, встречающийся в культуре практически всех народов мира. В разных странах поэты-певцы назывались по-разному: в Древней Греции - лириками, на Руси - гуслярами, на Украине - кобзарями, в среднеазиатских странах - акынами, в Закавказье - ашугами и т. д.
В средние века (примерно, XII-XIII вв.) по всей Европе были популярны любовная лирика и поэзия. В это время в культурную жизнь европейских монархий ворвались ваганты и трубадуры. Вагантами называли певцов Западной Европы. Это были бродячие поэты, студенты-музыканты, которые переходили из университета в университет, чтобы изучать нужные им науки, священники без прихода и странствующие монахи. Будучи людьми грамотными, образованными, хорошо знавшими латынь, они ярко выделялись на фоне того невежества, которое в Средние века царило повсюду. Поэзия вагантов часто высмеивала церковь и священников, особенно доставалось Папе Римскому и другому высшему духовенству. В своих стихах ваганты осуждали их жадность, жестокость, развращенность и лицемерие. Много стихов было посвящено любовным и философским темам.
Во Франции авторов - исполнителей песен «поющей поэзии» называли трубадурами. Они были светскими феодалами, рыцарями, а также горожанами. Их лирика отличалась изысканностью, сложностью стиха и музыкальностью. Часто у трубадура служил менестрель, аккомпанировавший ему на музыкальном инструменте.
Немецкие земли также восприняли эти веяния. В Германии появился жанр «миннезанг» (любовная песня), а также его исполнители - миннезингеры. Следует отметить, что поэзия миннезингеров развивалась как искусство аристократии. Миннезанги являлись достоянием придворной культуры. Графы, маркграфы, герцоги и даже император - все они являлись представителями этого жанра.
В музыке миннезингеров можно отметить сильное влияние фольклорных песен и григорианского пения. Популярным видом лирики была «утренняя песня» - разговор влюблённых перед рассветом. В стихах миннезингеров переплетались различные сюжеты: от любви к простой девушке до воспевания подвигов рыцарей в крестовых походах.
В настоящее время тех, кто сочиняет песни и сам исполняет их, аккомпанируя себе на гитаре, называют словом «барды». Почему так, а не иначе?
Английское слово bard - кельтского происхождения. Барды - это древние певцы-сказители у кельтских племен, проживавших когда-то на территории сегодняшних Ирландии и Шотландии.
Ирландские барды могли быть и придворными, и бродячими певцами. Аккомпанировали они сами себе на струнном смычковом инструменте - кроте. Этот инструмент с тремя или шестью струнами напоминает маленькую лиру или русские гусли. Но если гусли всегда лежат горизонтально, часто на коленях, то кроту держали вертикально, оперев инструмент на одно колено или у плеча, водя смычком по струнам. Барды пели различные песни: героические песни-баллады, лирические, боевые, религиозные, сатирические.
Но не всегда барды были обыкновенными бродячими песенными сказителями. В более древние времена они являлись частью духовной власти у кельтских племен. Высшая власть принадлежала друидам, которые были главными духовными руководителями и учителями мудрости кельтов. Барды играли не менее важную роль, их считали мудрыми поэтами-певцами, рыцарями правды и добра. Они вдохновляли воинов на великие подвиги и провозглашали мир и любовь.
Современные барды могут быть как профессиональными музыкантами, так и любителями-самоучками. Отличительными чертами бардовского песенного искусства являются душевность, правдивость, высокая нравственность, разнообразие тематики, единство текста и музыки. Суть такой песни заключается в авторском праве утвердить собственную жизненную позицию, авторском мироощущении, в праве без посредников и потерь, донести смысл высказывания до слушателя, используя весь спектр средств устного общения – слово, музыкальную интонацию, тембр голоса, мимику, жест и другое. Каждой такой песней автор как бы говорит: это – я, это – мое, сокровенное, «это – мой крик, моя радость и моя боль от прикосновения с действительностью» (Б. Окуджава) [6, с. 57]. Такие песни рождаются спонтанно, как свободная реализация потребности высказаться, поделиться тем, что наболело. Как поется в одной из песен Булата Окуджавы, «каждый пишет…как он дышит... не стараясь угодить...» [6, с. 107-112].
Список использованных источников
1. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. - М.: Издательство «Наука», 1973. - 285 с.
2. Денисов Э.В. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. - М.: Издательство «Сов. композитор», 1986. - 205 с.
3. Матюшина И.Г. Миннезингеры. Словарь средневековой культуры. - М.: Издательство «РОССПЭН», 2003. - 632 с.
4. Некрасов Е.Л. Шесть вечных струн. - М.: Издательство «Знание», 1990. - 64 с.
5. Новиков В.И. Авторская песня. - М.: Издательство «Олимп», 2000. - 408 с.
6. Окуджава Б. Наполним музыкой сердца. - М.: Издательство «Сов. композитор», 1989. - 252 с.
7. Пуришев Б.И. Зарубежная литература Средних Веков: Хрестоматия. - М.: Издательство «Высшая школа», 2004. - 816 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.