Исторические чередования гласных и согласных в корне слова
выполнила: Доева Виктория Сергеевна, педагог дополнительного образования Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Центра развития творчества одаренных детей и юношества «Интеллект»
Чередование – это замещение одной фонемы другой или другими в одной морфеме, не нарушающее единства морфемы. Чередование, связанное с живыми фонетическими процессами, называется фонетическим. Если изменения фонем утратили фонетическую обусловленность, не связаны с живыми фонетическими процессами и не зависят от фонетических позиций, то такие чередования называются историческими.
Чередование Е // О связано со следующими явлениями:
со словообразованием: в глагольных корнях (в глаголе или отглагольном существительном) находился гласный [е], в корне существительного – гласный [о], ср.:
чесать – коса; течь – поток, плету – плот;
с грамматическим значением глагола: в корне глаголов со значением недлительного или однократного действия употреблялся гласный [е], в корне глаголов со значением длительного, повторяющегося, многократного действия – гласный [о], ср.:
нести – носить; вести – водить.
Чередование Е // А (сесть – садиться) объясняется индоевропейским чередованием [е] долгого // [о] долгого, которые в общеславянском языке изменились соответственно в [;] // [а], в русском языке – в [е] // [а] (я). Ср. также:
сесть – садиться,
еда – яд,
есть – ясли «кормушка для скота».
Чередование И // Е в корнях БИР – БЕР, ПИР – ПЕР, ДИР – ДЕР, ТИР – ТЕР, МИР – МЕР, ЧИТ – ЧЕТ, БЛИСТ – БЛЕСТ, СТИЛ – СТЕЛ объясняется индоевропейским чередованием [i] долгого // [i] краткого, которые в общеславянском языке изменились соответственно в [и] // [ь]. После утраты редуцированных гласный [ь] в сильной позиции изменился в [е], в слабой позиции утратился, что способствовало появлению беглого [е], поэтому в русском языке имеется чередование [и] // [е] // ноль звука. Современная орфография объясняется правописание этих корней наличием или отсутствием суффикса -а-, который, являясь по происхождению из индоевропейских долгих гласных [а], [о], употреблялся в общеславянском языке для обозначения длительного, незавершенного, повторяющегося действия, поэтому глаголы с гласной И в корне являются глаголами несовершенного вида. Ср.:
выбирать – выберу – выбрать, запирать – запереть – запру,
придираться – придерется – придраться, вытирать – вытереть – вытру,
читать – прочесть – чтец, умирать – умер – умру,
блистать – блестеть, расстилать – расстелить – разостлать.
Чередование А // О в корнях ГАР – ГОР, ЗАР – ЗОР, КАС – КОС, КЛОН – КЛОН, МАК – МОК, СКАК – СКОЧ вызвано утратой количественных различий в гласных и связано со значением глагола. Глаголы со значением многократного действия имеют в корне гласный [а], глаголы со значением однократного действия – гласный [о], ср.:
скакать – вскочить,
макать – вымокнуть,
касаться – коснуться,
излагать – изложить,
кланяться - поклониться.
Чередование А // Я в начале слова (ягненок – агнец) связано с появлением в общеславянский период перед гласными [э] (есть) и [‘а] (яти «брать») согласного [j] (йот) в начале слова, но затем в старославянском языке он утратился. Начальное Я свойственно словам русского происхождения, начальное А свойственно словам старославянского происхождения:
ягненок – агнец,
яз – азы.
Чередование У // Ю в начале слова (урод – юродивый) связано с появлением в общеславянский период перед гласными [у] согласного [j] (йот) в начале слова, но затем в восточнославянском (древнерусском) языке он утратился. Начальное У свойственно словам русского происхождения, начальное Ю свойственно словам старославянского происхождения:
уха – юшка,
уродливый – юродивый.
Чередования А (Я) // ИН, ИМ, ЕН, ЕМ, Н, М;
У (Ю) // ОН, ОМ, Н, М;
А (Я) // У (Ю)
(сжать – сжимать, звучный – звонок, вязание - узелок) связаны с появлением у славян в общеславянский период особых носовых гласных Ен (Е носовое), Он (О носовое), которые в положении перед согласными или в конце слова носили дифтонгический характер.
Происхождение Ен и Он вызвано законом открытого слога и связано с изменением дифтонгических сочетаний гласных с носовыми согласными. Носовой гласный переднего ряда Ен возник из сочетания гласного переднего ряда с носовым согласным. Носовой гласный заднего ряда Он возник из сочетания гласного заднего ряда с носовым согласным. Они произносились при опущенной занавеске, а струя воздуха проходила через нос.
В результате действия закона открытого слога дифтонгические сочетания изменялись только перед согласным или в конце слова, а перед гласным дифтонгические сочетания сохранялись без изменения. Так возникло фонетическое чередование:
Ен // ен, ем, ин, им, ьн, ьм;
Он // он, ом, ън, ъм.
После утраты носовых гласных и замены их на неносовые стали наблюдаться чередования:
а (я) // ин, им, ен, ем, ьн, ьм;
у (ю) // он, ом, ън, ъм.
После утраты редуцированных в XII веке эти чередования получили современный вид:
А (Я) // ЕН, ЕМ, ИН, ИМ: начать – зачин; занять – занимать; принять – прием;
А (Я) // Н, М: жать – жмет; начать – начну; взять – возьму;
У (Ю) // ОН, ОМ: звук – звон;
У (Ю) // Н, М: надутый – надменный;
У (Ю) // А (Я): тугой – тяга; кусок – часть.
У // ОВ (ЕВ): ковать – кую;
Е // ОЙ: петь – пой;
И // ОЙ, ЕЙ: пить – пей.
Чередования ОРО, ОЛО, ЕРЕ, ЕЛО // РА, ЛА, РЕ, ЛЕ (ворота – вратарь, молодой – младший, привередливый – вред, ошеломленный – шлем) объясняется наличием в общеславянский период сочетаний гласных с плавными согласными or, ol, er, el в середине слова между согласными и их различным изменением в восточнославянском и старославянском языке.
В восточнославянском языке:
Оr//оро: борда ; борода,
Ol//оло: голва ; голова,
er//ере: берг ; берег,
El//оло (ело): мелко ; молоко.
Сочетание el изменилось в оло в связи с отвердение [л], но в некоторых словах сочетание ело сохранилось: шелом, ошеломить.
В старославянском (южнославянском) языке сочетания or, ol, er, el изменились соответственно в ра, ла, р;, л;, так как долгота слога сосредотачивалась на гласном звуке, и он изменился: о ; а, е ; ;, а затем в результате действия закона открытого слога гласный и плавный поменялись местами. Ср.: борда ; брада, голва ; глава, берг ; бр;г, мелко ; мл;ко.
Ср.: нем. Berg «гора» – др.-рус. берегъ – ст.-слав. бр;гъ;
нем. Garten «сад» – др.-рус. городъ – ст.-слав. градъ;
нем. Milk «молоко» – др.-рус. молоко – ст.-слав. мл;ко;
нем. Helm «шлем» – др.-рус. шеломъ – ст.-слав. шл;м;
нем. Gold «золото» – др.рус. золото – ст.-слав. злато;
нем. Bart «борода» – др.-рус. борода – ст.слав. брада.
Неполногласные сочетания ра, ла, ре, ле, восходящие к древним сочетаниям or, ol, er, el, пришли на Русь вместе с принятием христианства и сосуществовали наряду с русскими сочетаниями оро, оло, ере, ело. Однако в результате омонимического отталкивания один из вариантов утратился, ср.: бр;мя – беремя, вр;мя – веремя, вр;дъ – вередъ, колодьць – кладезь, молоко – мл;ко. Как правило, среди таких пар слово с отвлеченным значением или высокой стилистической окраской сохраняло старославянский вариант с неполногласием бр;мя, вр;мя, вр;дъ. Русский вариант с полногласием обычно сохранялся у слов, обозначающих бытовые реалии: колодьць, молоко.
Однако в современном русском языке находится достаточно большое количество слов слов-вариантов или однокоренных слов с полногласием и неполногласием:
голова – глава, ворота – привратник, вратарь,
золотой – златой, молодость – младость,
дерево – древесина, молоко – млечный,
сторож – страж, краткий – короткий и др.
В современном русском языке чередования ОРО, ОЛО, ЕРЕ, ЕЛО // РА, ЛА, РЕ, ЛЕ имеют различные функции:
1) служат словообразовательным средством: город – Волгоград;
2) способствуют семантическим различиям: голова – глава; горожанин – гражданин; сторона – страна;
3) отличаются стилистической окраской: волосы – власы, голос – глас.
Полногласные и неполногласные сочетания нужно отличать от исконных сочетаний плавного с гласным типа ра, ла, ре, ле и от случайных сочетаний (красный, плакать, трава, грех, половодье, грамота, дрель, положить, половина, пороть). Проверить отсутствие или наличие полногласия можно по отсутствию слов-вариантов с полногласным или неполногласным сочетанием. Например, слово вредитель имеет неполногласное сочетание ре, так как в русском языке есть слово привередливый с полногласным сочетанием ере в корне с тем же значением.
Чередования ОРО, ОЛО, ЕРЕ // ОР, ОЛ, ЕР, ЕЛ (пороть – порю, уколоть – уколю) объясняется отсутствием изменений сочетаний гласных с плавными согласными or, ol, er, el в середине слова, так как после них шел гласный. Ср. также:
молоть – мелет,
запереть – запер,
бороться – борюсь,
прополоть – прополю.
Чередование ЕРЕ // Р (тереть – тру, умереть – умру) объясняется наличием сочетания редуцированного с плавным ьр. После утраты редуцированных в XII веке эти чередования получили современный вид:
запереть – запру,
подтереть – подотру,
замереть – замрет,
вытереть – вытру.
Чередования РА, ЛА // РО, ЛО (равный – ровный, ладья - лодка) объясняется наличием в общеславянский период сочетаний гласных с плавными согласными or, ol перед согласным в начале слова, которые в общеславянский период под восходящей интонацией изменились у всех славян в ра, ла. Однако затем у восточнославянском языке эти сочетания под нисходящей интонацией изменились в ро, ло, а в южнославянском языке сохранились ра, ла. Таким образом, ро, ло свидетельствует о русском происхождении; ра, ла – о старославянском происхождении:
разница – розница, разлив – розлив,
рассказ – россказни, растение – рост,
равнина – ровный, ладья – лодка.
Чередование Е // О в начале слова (однажды – единственный) связано с утратой начального [j] перед Е в восточнославянском языке, тогда как в старославянском языке этот процесс отсутствовал, поэтому начальное О является признаком русского языка, начальное Е – старославянского языка:
один – единица,
олень – елень,
осень – Есенин.
Чередования О // ноль звука, Е // ноль звука
(собрать – сбор, меня – мне, дно – бездонный, вкусен - вкусно) связаны с наличием в древнерусском языке редуцированных гласных Ъ (ер) и Ь (ерь), которые находились в сильной и слабой позиции. В XII веке слабые редуцированные исчезли, а сильные изменились в гласные полного образования: Ъ ; О, Ь ; Е. Так возникли чередования, наиболее активно представленные в современном русском языке. Например:
день – дня, пень – пня,
темень – тьма, пришел – пришла,
зову – звать, сон – сна,
кусок – куска, интересен – интересна.
Чередование И // ноль звука (лить – льет, бить – бьет, Мария – Марья, собрание - собранье) связано с наличием в древнерусском языке редуцированного И, который в слабой позиции утратился. Данное чередование широко представлено в словах с односложным корнем:
вить – вьет,
шить – шьет,
пить – пьет.
Произношение -ия, -ие на конце существительных долгое время поддерживалось церковно-славянской и книжной традицией, поэтому чередование -ия // ья; -ие // -ье сохраняется и в настоящее время, при этом формы на -ье носят разговорный оттенок, формы на -ья свойственны некоторым русским именам, ср.:
житие – житьё,
участие – участье,
известие – известье,
объятия – объятья,
крещение – крещенье,
Наталия – Наталья,
Дария – Дарья.
Чередование Ы // О (мыть - мою) связано с наличием в древнерусском языке редуцированного Ы, который в сильной позиции изменился в в гласный [о]. Данное чередование широко представлено в словах с односложным корнем:
крыть – кроет,
выть – воет,
рыть – роет,
ныть – ноет.
Чередование Е // Ё (стекло – стёкла, везли - вёз) связано с переходом Е в О после мягких согласных перед твердыми, который проходил в древнерусском и старорусском языке с XII до XV века.
Переход Е в О наблюдался под ударением после мягкого согласного перед твердым согласным или на конце слова, поэтому в однокоренных словах или в формах одного и того же слова в безударном положении наблюдается [е], а под ударением [‘о] (ё), например:
медовый – мёд,
метла – мёл,
село – сёла,
тепло – тёплый.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.