Исторический источник как средство реализации компетентностного подхода на уроках истории
Вызовы нашего времени – незнание истории своего рода и своей страны – требуют от учителей истории большего, нежели вести простой урок со всеми его атрибутами.
Поэтому цель проведения данного мастер-класса: познакомить коллег с методами исторического исследования разнообразных источников позволяющих активизировать деятельность каждого ученика.
Изучение различных исторических источников – одно из важнейших условий достижения целей исторического образования в школе, т.к. это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс, запечатлевших факты, свершившиеся события.
Их классификация основана на характере документальных текстов. Выделяют две основные группы:
повествовательно – описательные исторические источники и источники актового характера, имевшие в своё время практическое значение.
К повествовательно-описательным источникам относят летописи, мемуары, письма. Актовые документы (грамоты, законы, прошения, программы и др.) свидетельствуют об общественном и политическом строе, морали, религии. Они передают колорит изучаемой эпохи.
Цели работы с историческими источниками:
-расширение знаний обучающихся;
-развитие приёмов мыслительной деятельности и познавательных способностей обучающихся;
-повышение интереса к предмету.
Исходя из вышеперечисленных целей, при отборе источников следует учитывать, что они могут конкретизировать знания, но не перегружать их, быть органически связаны с программным материалом, быть доступными по содержанию и объёму.
Работа с историческими источниками предполагает добывание фактов, которые не всегда лежат на поверхности. Из текста источника их приходится извлекать, осуществляя достаточно сложные мыслительные операции. При обучении этому необходимо учитывать требования поэтапного формирования учебно-познавательных умений. Так, на воспроизводящем уровне можно предложить обучающимся выписать основные понятия, определения, выводы из источника, ответить на поставленные вопросы, требующие уточнения и пересказа текста; заполнить таблицы, схемы по образцу в ходе коллективного разбора документа; составить простой план по известному типу и т.д.
На преобразующем уровне задания могут включать рассказ обучающегося по документу сопровождающийся анализом текста, синтезом положения источника с другим теоретическим материалом, идеями других источников, самостоятельный отбор, группировка фактов, идей и включение их в свой рассказ; составление развёрнутого плана, тезисов, конспекта, текстовых таблиц, схем; подготовка небольших рефератов, докладов и прочее.
На творческо-поисковом уровне даются творческие, проблемные и познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения мыслителей, идей нескольких документов; выявления линий сравнения изучаемых явлений и составления сравнительных таблиц, логических цепочек; применения теоретических положений документа для доказательства, аргументирования своей точки зрения, обсуждения дискуссионных проблем; посильной поисково-исследовательской деятельности по сбору материала его анализу и систематизации по определённой темы, написание рецензии, эссе.
Работа обучающихся с источником постепенно усложняется с учётом их возраста и познавательных возможностей, а также уровня подготовленности.
В 5-6 классах используется наиболее простой материал повествовательного и описательного характера; объём его не превышает 10-15 строк;
в 7-8 – растёт число анализируемых хозяйственных и юридических документов;
в 9 – всё шире привлекаются политические, программные документы.
Естественно, что работа с источниками должна повлечь у учащихся формирование определенных навыков.
Так, обучающиеся 5-6-х классов при работе с историческими источниками должны:
• Уметь определить тип источника.
• Уметь определить время написания источника или историческую эпоху.
• Уметь определить автора (если возможно) или принадлежность предполагаемого автора к социальной группе.
• Уметь расположить несколько источников в хронологическом порядке.
• Уметь работать с источниками по отдельным вопросам учителя.
• Уметь составить конкретные вопросы к источнику.
• Уметь пересказать содержание источника.
• Уметь составить простой рассказ о событиях (о личности) с использованием исторического источника.
• Уметь анализировать источник по предлагаемому плану.
• Уметь составить развернутый рассказ с использованием нескольких источников.
Работа обучающихся 7-8-х классов подразумевает более глубокий аналитический характер. Обучающиеся данных классов должны:
• Уметь составить вопросы к источникам более глубокого аналитического характера.
• Уметь анализировать источник по предлагаемому плану (более сложный план).
• Уметь анализировать источник в контексте исторической ситуации.
• Уметь использовать источник для доказательства собственного мнения.
• Уметь проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких исторических источниках.
• Уметь выстраивать собственные суждения, опираясь на материал одного или нескольких источников.
Желаемый уровень для выпускника основной школы предусматривает творческий характер работы с источниками:
• Уметь отбирать необходимый материал из нескольких источников для самостоятельного решения учебной задачи.
• Уметь сопоставлять исторические источники, отражающие различные взгляды на одно и то же событие.
• Уметь выявлять причинно-следственные связи событий и фактов, отраженных в историческом источнике.
• Уметь извлекать из нескольких исторических источников необходимую информацию, обобщать и анализировать.
• Уметь свободно оперировать информацией, добытой в результате анализа нескольких исторических источников.
Использование исторических источников в обучении истории позволяет учителю помочь обучающемуся самому разобраться в мировоззренческих проблемах исторических событий, не «навязывает» ему общепринятые исторические стандарты, а помогает осмыслить изучаемый материал и прийти самостоятельно к необходимым выводам.
Труд ребенка, связанный с технологиями исследовательской деятельности, как одного из видов продуктивной деятельности и эффективных форм по изучению обществознания и истории. Данная форма технологии в той или степени присутствует на многих уроках, а также во внеурочной деятельности. Занятие исследовательской деятельностью предполагает более-менее самостоятельное освоение учащимися материала, выходящего за рамки школьного учебника, в ряде случаев повышенного уровня сложности. В свою очередь, более глубокие знания могут вызвать интерес и желание решать новые проблемы. По своей сути, исследовательская деятельность уже способствует саморазвитию школьников, а в конечном итоге и их самореализации как личности.
Технология исследовательской деятельности предполагает значительное участие детей в процессе выполнения работы. Меняется роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Это и использование разнообразных исторических источников формирует компетентностной подход к историческим и обществоведческим темам. Задача же учителя заключается в организации, корректировке деятельности юных исследователей, правильной оценке исторических источников. Использование проектно-исследовательских технологий с историческими источниками возможно в течение всего урока, или на каком-то отдельном этапе. Проведение исследования вполне эффективно при изучении нового материала. Совместно с учениками намечаются цели и задачи, вырабатывается необходимый алгоритм работы в Памятках по работе с историческими источниками. В дальнейшем подобные наработки используются самими учащимися более широко на разных этапах урока.
Более подробно мне бы хотелось остановиться на внеурочном аспекте проектно-исследовательской деятельности. Моя работа начинается с выявления детей, имеющих склонность и желание заниматься исследовательской деятельностью на уроках и во внеурочной деятельности. Для успешности реализации исследовательских проектов важно мотивировать учащихся.
1.Сформулированная тема работы должна быть актуальной и вызывать интерес. Так к проблеме прошлого родного села Керчомъя ученики всегда неравнодушны. Учащиеся от 5 до 11 классов, проводят исследования на краеведческие темы и оформляют их в виде электронных презентаций.
2. На теоретическом этапе предполагается определение основных направлений и методов, наиболее эффективных для выполнения поставленной цели. Здесь моя основная задача – консультирование, помощь в отборе необходимой информации, а также, осуществление ненавязчивого контроля над деятельностью учащихся. Например, при подготовке к конференции по истории по теме «Репрессии в Коми крае» учащиеся большое внимание уделяли анализу различных данных из средств массовой информации, прежде всего, Интернета. В каких-то моментах приходилось подсказывать, какие ресурсы стоит использовать, а от чего лучше воздержаться. Как результат нашей совместной деятельности – успешное выступление на общешкольной конференции.
3.Сам этап исследования подразумевает использование основных инструментов исследования – наблюдения, эксперимента, анализа литературы, статистических и опытных данных. Особенно хочется отметить в данном контексте работу с краеведческим материалом. При реконструкции истории местных церквей Попова Светлана и Галенко Наталья, ученицы 11 класса, провели огромную работу. Это и фотографирование изучаемых объектов, и поиск и анализ литературных источников, и работа с музейным архивом, и, пожалуй, самое главное – беседы с местными жителями. Собранный материал мы редактировали вместе. В итоге – победа на республиканском конкурсе «Юный экскурсовод», участие в региональном конкурсе «С открытой душою к тебе, Край родной».
Завершающими являются выполнение отчёта и презентация результата или продукта исследовательской деятельности. В данном случае – это исследование, проведённое учащимися под руководством учителя и формирующее конкретно-исторический подход к теме на базе компетентностного подхода к учебному предмету
Учащиеся нашей школы ежегодно представляют групповые или индивидуальные исследовательские работы в различных конкурсах, конференциях, начиная со школьного уровня и заканчивая республиканскими.
От умения учителя отобрать исторические источники, определить место их включения в урок, организовать усвоение текста через применение наиболее эффективных методических приёмов во многом зависит достижение педагогических целей урока и компетенций:
ü Методические включают три ключевых показателя: умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся (воспитанников)
ü Психолого-педагогические: умение перевести тему урока в педагогическую задачу
ü Предметные: Картографические навыки, связанные со знаниями в сфере исторической географии; Навыки описания исторических событий и их представителей; Знание важнейших явлений, событий и процессов данного исторического периода
ü Коммуникативные: умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.